Известны единоличные (в рост или погрудно) изображения святого и вместе с избранными святыми: со святителями в составе святительского чина в росписи алтарной зоны храма; с Римским папой Сильвестром, с к-рым, по преданию, он состоял в переписке и к-рого по его приглашению посетил вместе с царем Армении Трдатом III; с ап. Фаддеем, принесшим евангельскую весть в Армению; со св. Иоанном Крестителем; а также в памятниках, созданных в среде армян-халкидонитов: с груз. святыми, в частности с равноап. Ниной; с царем Трдатом III, представленным в человеческом облике или свиноголовым (как напоминание о наказании царя за гонения на святителя и св. жен Рипсимию и Гаианию, о раскаянии царя, о крещении и исцелении Г. П.); в отдельных сценах, самые распространенные из к-рых - заточение в яме со змеями (с изображением вдовицы, кормившей святого, и 2 львов и змей по аналогии с прор. Даниилом, также заключенным в ров (пещеру) со львами, освобожденным и исцелившим своего мучителя, в безумии получившего звериный облик) и крещение царя Трдата. В армянском искусстве образ Г. П., самого чтимого святого Армянской Апостольской Церкви, широко распространен. Ранние его изображения (или прор. Даниила во рву львином), единоличные, со свиноголовым Трдатом в царской одежде (или одного свиноголового Трдата), встречаются на арм. 4-гранных рельефных стелах IV-VII вв., вероятнее всего носивших мемориальный характер ( Аракелян Б. Н. Сюжетные рельефы Армении IV-VII вв. Ереван, 1949. С. 50-51 (на арм. яз.); Мнацаканян С. С. Композиции двухъярусных мартириумов в арм. раннесредневек. зодчестве//ИФЖ. 1976. 4. С. 213-230; Степанян Н. Искусство Армении: Черты ист.-худож. развития. М., 1989. С. 21). О существовании в церковной роспис и изображения Г. П. упоминает Вртанес Кертог, местоблюститель престола католикоса в Двине (604-607), в соч. «Против иконоборцев» ( Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 201. Примеч. 59; Der-Nersessian S. Une apologie des images du septième siècle//Byz. 1944/1945. Vol.

http://pravenc.ru/text/168061.html

I, л. 125 об.), излишком же от богатства делиться с неимущими и нуждающимися, а не то чтобы угнетать этих последних, беспощадно обирать и грабить их, пользуясь положением сального, при помощи своих богатств. 43 Далее, величайшей милостыней выставляется в Прологе – «о еже не обидити сирых и вдовых», но «пещись о них» и, по мере средств и возможности, оказывать им материальную и нравственную помощь, а также – защита и попечение о всех вообще обидимых, особенно же – правда и нелицеприятие в суде. Имея в виду то ужасное положение, в каком находились суд и правосудие в древней Руси, при господстве права сильного и властного, при безграничном произволе властей, при неизбежности всякого рода посулов и притеснений, мы легко поймем, какое громадное общественно-воспитательное значение должен был иметь голос церкви в вопросах этого рода, и какой жгучей правдой и вместе любовной сердечностью и пророческим величием проникнуты нижеследующие напр. строки из «Слова святых отец» о вдовых и сирых, а также и о всех обидимых властями, помещенного в Прологе под 6 апреля... «Царь ли еси ты, или князь, или воевода и судия, то помысли от кого еси власть приял. Или кто дал вам есть власть и сан, ум и мудрость, да накажете люди. Сице убо глаголет Господь: слышите князи и судии человечестии, не оправдите виноватаго мзды ради, и не устыдитеся сильнаго лица, избавити обидимаго, да сами убо будете избавлены в день страшнаго дне. Всякия же вдовы и сироты не озлобите, да не разгневается Господь яростию на вы... А о имении вдовячне и сиротне помышляй, и хотяй е взяти, месть от Бога приимет. Силен бо есть Господь, мщает я рекий: Аз есмь отец сиротам, и отмститель вдовицам, из руки сильных избавлю я. Горе обидящему вдовицу: лучше бы ему огнь в дом свой ввергшу, и запалившу избегнути, нежели за сих воздыхание ввержену быти в геену огненную. Тем же без испытания не приемлите клеветы на сироты и вдовицы... Буди сирым яко отец, и в мужа место вдовицам попецыся, и моление обидимаго скоро послушай... Поставил ли тя царь и великий сан, и к тебе идут малии и велицыи, славнии и не славнии, и дары и чести приносящи ти, то благо есть, и от Бога ти даровано. Но блюдися со грехом взяти я. Се бо неправда есть, егда кто мзду даст, хотя соперника препрети. И будеши неправедно осуждая человека во образ Божий сотвореннаго, его же ради Христос кровь свою пролил. Проклят, рече, всяк судяй неправедно... О властители неправдивии, и мздоимцы, яже собрасте от вдов и сирот, то в негасимом огне подгнета (подтопка) будет душам вашим. Того ради попецытеся душами вашими, и милостиви будите к маломощным, да Бог милостив будет вам»... 44 (Т. II, л. 154 об.–155). В другом поучении, исходя из той мысли, что власть дается от Бога, Пролог внушает предержащим властям, что поступая по правде, они являют в себе «ангельский и священнический чин», и напротив, «насилуяй неправедне – делаются слугами сатаны (т. II, 364 об.)...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

2; ср. 6, 1; 7, 1; К Тралл. 7, 2; 13, 2; К Филад. 7, 1; К Смирн. 8, 1; К Поликарпу. 6, 1. 327 1Тим.5:17: «хорошо предстоятельствующие старейшины». Круг этих «предстоятельствующих» пресвитеров здесь еще не замкнут (см.выше, § 9), так как еще недостает как поставления (посвящения) в пресвитеры, так и постоянного права на почетное сидение (ср. прим. 310–312). Другое впечатление получается, если читать Герма (Вид. II, 4, 3): «Ты прочтешь ее (эту книгу) в этом городе вместе с пресвитерами, предстоятельствующими экклезии». Здесь «пресвитеры, предстоятельствующие экклезии», являются уже как замкнутый круг, ср. выше, прим. 312; ср., далее, свидетельства о «предсидении» пресвитеров в прим. 303. 328 Выше, § 9, прим. 243. Поэтому не кажется странным, что в источнике Апостольского церковного Устава, § 5 (Harnack. Texte... II, 5. S. 22 ff.) говорится о поставленной в общине вдовице, что она «возвещает о необходимом пресвитерам». На обязанности вдовицы лежит докладывать «старейшинам» о необходимом (относительно бедных и больных членов общины, нуждающихся в поддержке и посещении). Деятельность старейшин именно в этом направлении относится к сущности их должности. Выше уже было показано, что это понимание оставалось в силе вплоть до IV в. Ср. также описание старейшин в Псевдо-Климентовых Проповедях III в.: пресвитеры должны улаживать распри между членами общины, увещевать юношей к заключению браков, гостеприимно принимать пришельцев, поддерживать братьев и каждому «доставлять необходимое» (Клим.К Иак., гл. 7, 9, 10, 15; Проп. III, гл. 67–68). Если в вышеприведенном месте источника А не назван епископ, то, несмотря на это, он, однако, не исключен, потому что не подлежит никакому сомнению, что и согласно этому источнику, заведование дарами в общине принадлежит епископу, а не пресвитерам (см. выше, прим. 176). Таким образом, и это место не может быть использовано Harnack " ом (S. 37) для доказательства «двоевластия». Как в деле заведования дарами, так и вообще в деятельности любви, пресвитеры обладают в силу своей харизмы местом рядом с епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Да что даст и вообще Зарубежье для будущего при господствующем в нем разложении? Не сделается ли оно источником новой духовной заразы, когда вернемся на Родину? . Состояние находящихся за рубежом русских людей было бы безнадежно в нравственном отношении, если бы мы наряду с приведенными печальными явлениями не видели проявления высокого подъема духа и жертвенности. Несмотря на тяжелые во всех отношениях условия жизни изгнанников из Родины, у них находятся средства для построения и благоукрашения храмов, содержания священнослужителей, а также и для частичного удовлетворения нужд неимущих. Наряду с ожесточившими свои сердца и не приносящими ничего для общего дела, есть уделяющие на те нужды значительную часть своего достатка. Сохранились еще среди нас с радостью жертвующие Церкви, одни - значительные суммы от своего, с трудом составленного имущества, а другие - лепты малые, но составляющие почти все их достояние, подобно лепте бедной вдовицы. Жертвенность проявляется не только в вещественных дарах, но и в неутомимой работе на пользу Церкви и ближним, которым себя посвятили многие, ревностно несущие труды в различных церковных и благотворительных организациях или работающие самостоятельно. Обремененные и без того множеством дел служебных или связанных и приисканием необходимого для жизни, они отдают тем делам, сокращая ради них необходимый отдых, свое свободное время, свою энергию и свои силы, проявляя при том - мужи свойственную им рассудительность, а жены присущую их сердцу любовь. Заботы русских за рубежом охватывают не только нужды русских Зарубежья, но есть и отважные борцы за Родину, подготовляющие ее освобождение, причем, некоторые отправляются для того в ее пределы, идя почти на верную смерть. Любовь к Родине подвигла некоторых и за рубежом совершить деяния, за которые они подверглись суровым испытаниям, но которые история отметит как подвиг. Много стойкости и ревности проявлено в борьбе за церковную правду. Особенно же отрадное явление представляет часть молодежи, горячо преданная Церкви и Родине, никогда ей невиданной, но беззаветно любимой. Таковые примеры и им подобные вместе с неумолкающим голосом совести дают надежду, что в нем найдутся еще те десять праведников, ради которых Господь готов был пощадить Содом и Гоморру, и указывают путь русскому Зарубежью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

В общей массе различных ролей, выполняемых женщинами в первоначальной Церкви мы выделили следующие: — женщина — церковный лидер — женщина — учитель и проповедник — пророчицы — вдовицы — девственницы — диакониссы — спутницы служителя–мужчины — мученицы Все перечисленные служения столь различны и разноплановы, что, согласимся, едва ли можно их подводить под одно родовое понятие. Тем не менее, все указанные нами роли являются религиозными, то есть они возникают и актуализируются в социальном пространстве христианской экклесии, поэтому назовем их служениями а, чтобы оттенить их разноплановость, разделим их на несколько групп. Социология раннего христианства уже основательно усвоила ту антитезу между «харизмой» и «институтом», на которую впервые обратил внимание Рудольф Зом, тщательно разработал Макс Вебер и подвергли многочисленным модернизациям современные историки и социологи раннего христианства. Едва ли уместно в рамках данного сочинения подвергать тщательному анализу идеи, высказанные Максом Вебером и его последователями, повторим лишь главную идею социологической концепции Макса Вебера  . Исследуя социальную природу многих мировых религий, Макс Вебер выявил общую схему развития каждого, не только религиозного, общественного движения. Известный немецкий социолог считает, что ранний период истории общественных и религиозных движений является харизматическим, то есть таким, когда характер и содержание движения определяется несколькими людьми, носителями личногодарования. По мере становления движения происходит «рутинизация» харизмы, то есть рационализация и «традиционализация» по своей природе нерационального и личного дара. Харизма рождает учение, движение, но, если она в свое время не будет «рутинизирована», введена в социальные рамки каждодневной жизни, она окажется угрозой созданному ей же движению. Харизматики, носители служения, основанном на личном призвании и личном авторитете, неизбежно сменяются служениями–институтами. Эта схема прекрасно иллюстрируется историей развития организации ранней Церкви. Мы видим, как харизматические служения пророков, апостолов, евангелистов, игравшие определяющую роль в истории первого христианского поколения, сменяются институтами, служениями епископа, пресвитеров и диаконов.

http://predanie.ru/book/217334-zhenskie-...

Помните, тогда же в российском обществе остро обсуждалась проблема так называемых " екатеринбургских останков " и их захоронения под видом Царских Мощей. Нашими силами был кропотливо собран и систематизирован материал по этому вопросу, собраны газетные и журнальные публикации, другие документы за десятилетний срок (1988-1998 гг.), посвященные не только " екатеринбургским останкам " , но и Царской Семье вообще. Это многотомное досье с более чем двумя тысячами единиц документов, хронологической библиографией и с нашими аналитическими выкладками было предоставлено в 1998 году на заседание Священного синода Русской православной церкви, когда там принималось решение в отношении " екатеринбургских останков " . К делам Движения относятся и не обязательно какие-то масштабные акции и массовые мероприятия вроде шествий православных мирян. Каждый участник Движения делает тот вклад, который ему по силам. Помню, одно время участник Движения - ветеран афганской войны, сам инвалид, пока позволяло ему собственное здоровье, два с лишним года почти ежедневно ходил по квартирам и бесплатно стриг ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны. Между прочим, это автор весьма популярной сейчас среди православных книги об Афганистане " Живый в помощи " , главы из которой публиковались сначала в нашей газете " Десятина " , а первым изданием книга вышла в нашем издательстве " Купина " . Так же Христа ради наши юристы оказывали и оказывают консультации пенсионерам и инвалидам в сложных случаях. Лепта вдовицы в общее дело перед лицом Божиим стоит иных миллионов. Каждый профессионал, мастер своего дела - врач, плотник, экономист, журналист, художник-реставратор, психолог, педагог, государственный чиновник, офицер, церковнослужитель, агроном - из числа участников нашего Движения старается проявить себя не только непосредственно на рабочем месте, но своими знаниями и опытом оказать помощь всякому нуждающемуся и просящему, помочь тому или иному храму или членам церковной общины, просто соседям по дому. По всей России таких повседневных лепт от скромных участников нашего Движения просто не счесть.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Так как нам предлежит дать отчет о всем, что сделано нами во время своей жизни; так как предстоит всемирный суд, на котором спросят о том, что мы сделали со вверенными нам талантами, – взыщут за отвержение таинственного брака, – спросят о светильниках брачной горницы, о возрастании семени, о плоде виноградника и обо всем, что Он открыл нам чрез Свои притчи: то взвесим свою жизнь, переменим ее дела, не занимаясь более меной серебра, не добывая себе золота, не ссужая деньгами за большие проценты, (потому что Судия гнушается этого), но доставляя пропитание бедным, проявляя страннолюбие, призывая Бога и делая все, что может смягчить гнев Судии. Взирая на Авраама, постигни выгоду ю сокровищницу милостыни в Тавифе: она – бездыханная лежала на одре, готовились погребсти ее в могиле, – но вдовицы, окружив Петра и показывая дары мертвой, исторгли умершую из ада ( Деян. 9:36–41 ). Если слезы вдовиц оживили мертвое тело, которое, очевидно, снова имело умереть впоследствии, то чτ воздаст Судия в отплату за благодеяния тем, которые щедрой рукой питали бедных и не лишили себя их свидетельского показания? Тот дар будет неотъемлем, так как между ним и его обладателем станет уже не смерть, но взамен смерти будет иметь место вечная жизнь. Вострубит бо, – говорит Писание, и мертвии во Христе востанут нетленни ( 1Кор. 15:52 ) и неизменны, по примеру Господа. И как Его взяло некоторое облако ( Деян. 1:9 ): так и мы, по слову Павла, восхищени будем на облацех ( 1Сол. 4:17 ). И как Он восшел при радостном крике и трубном звуке, таким же точно образом и мы, услышав архангельскую трубу и стряхнув с себя облако смерти, как сон, соединимся с Начальником жизни и тако, – говорит Писание, – всегда с Господем будем ( 1Сол. 4:17 ), помышляя о Господнем, охраняя Его заповеди. Да удостоимся же все мы услышать тот блаженный глас: добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа ( Мф. 25:21 )! Ему слава и держава во веки веков. Аминь 79 . 79 Полн. Собр. Творен, св .Златоуста, т. III, 1897 г., 847–849 стр. В Curs. Compl. Patrolog. Migne это слово причисляется к разряду Spuria.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Нужна подсказка? Безусловно, среди наших прихожан не так уж много богатых людей. Что богатых — и просто обеспеченных маловато! И их пожертвования в большинстве случаев — не решение проблемы, а всего лишь лепта вдовицы. И приходится просить за стенами храма, у тех, кто зачастую и порог церковный-то нечасто переступает. Но именно лепта своих так важна! Даже не потому, что ее особенно ценит и за нее награждает Господь. А потому, что так хочется полагаться на своих , знать, что мы вместе , что ты не один. Что удивительно — приходят и жертвуют чаще всего те, кто отдает практически последнее. Некоторые бабушки приносят половину своей пенсии. И не откажешься — обижаются, скорбят! Почему они понимают? И почему не понимают те, кто моложе, сильней, состоятельней? Загадка… Иногда возникает соблазн: обратиться с амвона и сказать: братия и сестры, нужны деньги, помогите! Возможно, это и не соблазн, а совершенно естественное желание. Но, видимо, мешает страх: а вдруг никто не откликнется? Или почти никто? Ведь это так очевидно, что помощь нужна! Или не очевидно? Не знаю, что и сказать. Другое время Лет 15–20, даже 10 тому назад мне не приходилось всерьез размышлять о том, о чем я говорю сейчас. Но определенная ретроспектива возможна. Я помню, какое огромное желание было у меня в бытность еще мирянином хоть как-то участвовать в том, что происходит в Церкви, что-то делать в ней, чем-то быть полезным, что-то ей отдавать. Это казалось, упаси Господь, не повинностью, а величайшей честью. И это желание было отнюдь не моим, не исключительным каким-то, а общим. Стоило настоятелю сказать, что в храме нужно мыть полы, как очередь выстраивалась, швабр и тряпок не хватало! И когда не хватало, из дома приносили. Стоило кинуть клич: в трапезной-де, помочь надо, как кухня наполнялась жаждущим потрудиться народом. И все это было проникнуто воодушевлением, радостью. Сейчас по-другому. Это объективно так. Я как на чудо и как на огромную удачу смотрю на каждого человека, который хочет потрудиться в Церкви, за каждого такого человека благодарю Бога. Не потому, опять-таки, что пропали бы мы без их помощи, а потому, что именно это — такая колоссальная поддержка!

http://pravoslavie.ru/38180.html

О причине скажу словами проф. Н. Фоккова: «В противоречие с рейхлиновским и обычным церковным произношением у нас даже в духовно-учебных заведениях известная наука называется герменевтикой или даже герминевтикой, хотя не читается: Гермолай, Гермий , Гипполит и т. д.» (К чтению церковно-греческого текста. Киев, 1886. Предисловие. С. II, прим. 1). 153 Пример такого пути мы видим в житии св. Антония Великого . Некоторые братия однажды пришли к нему и предложили для истолкования некие слова из книги Левита. Старец пошел в пустыню, а за ним тайно последовал авва Аммон, знавший его обыкновение. Старец, отойдя на далекое расстояние, стал на молитву и громким голосом воззвал: «Боже, пошли Моисея, и он изъяснит мне слова эти!» И пришел к нему голос, говоривший с ним. Авва Аммон сказывал о себе, что он, хотя слышал голос, говоривший с Антонием, но слов не понял. См.: Достопамятные сказания. СПб., 1871. С. 12–13. Об авве Антонии, 26. Если мы не можем подражать сему, то, по крайней мере, вздохнем, поплачем об этом. И это Господь вменит смиренному, как две лепты евангельской вдовицы ( Мк. 12, 42–43 ), что составит для нас очень большую сумму. 155 Экзегетика – от εζηνεομαι, что означает «толковать», «объяснять». Экзегесис, экзегеза – толкование. 156 См. об этом: Флоренский П. Столп и утверждение... Приложение: Бирюзовое окружение Софии и символика голубого и синего цветов; его же. О духовной истине. М., 1912. С. 500–501. Гл. XXII. Последняя книга представляет собой магистерскую диссертацию автора и укорочение названного выше «Столпа», который, прежде чем дать философу степень православного богослова, очистили от грязи самодельных измышлений последнего. Нетвердым в христианстве, конечно, нужно знакомиться с этим автором по его магистерской диссертации. 157 Например, С. Бобров подсчитал с точностью до одной сотой, сколько гортанных, губных, зубных, свистящих, шипящих и т. д. звуков приходится на известное число строк некоторых стихотворений Тютчева, Пушкина, Белого, Вяч. Иванова, Веневитинова, Брюсова, Баратынского и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Отжени их всемогущий Господи Боже наш. Вонми молитве и молению нашему, и не вверзи нас в пучину погибели, ниже в последние пути, но избавь и соблюди нас от ленности, и не попусти врагу нашему прельщати ны в широту и долготу дний: но отрезви ум наш и возбуди сердца наша от сонные ленности и от продолжительного жития непотребного. Остави безаакония и ослаби вины наша. Не прогневайся на ны, ниже гнев Твой да будет во веки. Помилуй нас яко немощни и нищи есмы, и погрузихомся в пучину грехов. К Тебе взываем и Тебе покланяемся, и Тя исповедуем, Тебе молимся и молися деем: не пресецы надежды нашей, Господи, не заключи двери милосердия Твоего пред очима нашима, но благоволением Твоим помилуй ны, и милостию Твоею потерпи ны, и с веселием услыши глас наш. Боже очисти сердца наша от лукавых и нечистых помышлений, и возстави ны Боже от всякого преткновения и беды. Укрепи в нас терпение, надежду, любовь и веру православную, и сподоби нас быти едины от овец Твоих десных и от возлежащих за трапезою Твоею на небесех. Яко не имамы упования, ниже спасения, разве в милости Твоей: упование бо наше на Тя и вера наша в Тя. – Господи приими наша молитвы в настоящее время, и на всякое время, и всих заповедавших нам поминати их в молитвах, елеопомазаниях, службах, помяни их в нас во Царствии небесном, благодеющим же и злотворящим, и всем верным людем Твоим, отпусти им и нам вся согрешения. Господи спаси люди Твоя, и благослови достояние Твое, исеправи я и вознеси их во веки. Свободе плененные от уз. Утоли жаждущие благами. Утеши малодушные, возстави падшия, утверди возставшия, обрати заблудшия, отдай долги должником, превитай вдовицы и сирыя, и помози им в нищете, умножи блага сущим в нуждех. Даруй благословение плодам земным, возрастание древам и потребное обилие вод речных. Благослови Господи росы и дожди. Удовли молящихтися. Упокой души усопших. Приими покаяние исповедающихся. Даждь смышление оглашенным. Исполни сердца наша радости и веселия, и благодушия, и сладости, да, бывая довольни во всем, преуспеем, и во благоугодных и благих делех.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010