Наилучшее утешение в трудах и самое достаточное – когда ты в своей совести можешь сказать о себе, что в учении своем, единственно, сообразуешься с правилом: чтобы угодить Богу! А кто будет руководствоваться пристрастием к безрассудным похвалам, тот не получит никакой пользы ни от великих трудов своих, ни от силы своего слова; тем более, что душа, не умеющая переносить бессмысленных обвинений народа, слабеет и теряет охоту трудиться в слове. Поэтому, прежде всего, нужно научиться презирать похвалы. Кто не знает этой науки, тому мало быть сведущим в слове для сохранения в себе способности учить. Итак, если уже сильные в слове, учащие с великой властью, имеют нужду в постоянном упражнении, для сохранения этой способности, то, нисколько не запасшийся словом, и принужденный готовиться, находясь на самом своем поприще – какие он должен перенести трудности, какие беспокойства, какое смятение, чтобы с великим трудом добиться какого-нибудь малого успеха, достигнуть того, чтобы отвлечь народ от безрассудного и бесполезного удовольствия и заставить его приобретать пользу от слышания; так – чтобы народ следовал ему, и с него брал пример, а не он управлялся прихотями народа. Далее, пекущиеся о вдовицах, и, вообще, о бедных, по-видимому, ограничиваются в своем попечительстве денежными издержками. Но нет, не так малозначительно это дело. Надо строго разобраться в обстоятельствах, при самом выборе нуждающихся. Включать их в список просто, без всякого рассмотрения – такая небрежность сопровождалась весьма многими вредными последствиями. Вписывали таких, которые расстроили дома, расторгли браки, а, часто – замеченных в краже, нетрезвости и других зазорных поступках. Позволять, чтобы такие вдовицы питались от церковного имущества – значит заслужить жестокое наказание от Бога, осуждение от людей и, в самих благодетелях, охлаждать расположение к благотворительности. Какому благотворителю приятно видеть, что дар, пожертвованный им для Христа, расходуется на тех, которые поносят имя Христово? Поэтому, здесь нужно тщательное и строгое исследование, чтобы не только эти вдовицы, о которых мы упомянули, но и те, которые в состоянии сами себя пропитать, не расхищали трапезы, принадлежащей, истинно, бедным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Этого места в источнике «Постановлений» – сирийской Дидаскалии – нет. Откуда же оно взято? Указание на это дано в самом тексте, в словах: «мы сказали» («επομεν», «praecepimus»). Таким образом то, что излагается здесь, по словам конститутора, уже было сказано в его книге ранее, а здесь он лишь, так сказать, делает resumé всему тому, что было сказано ранее о браке клириков в разных местах. Таким образом, источником 17 главы VI книги Постановлений служат сами же Постановления. Действительно, сличив эту главу со 2 главой II книги и с I и II главой VI книги мы увидим, что там уже сказано то, что потом повторено в VI, 17. «И таков должен быть епископ: «муж одной жены однобрачной», читаем мы во II, 2. Так как обычно конститутор лишь толкует свои источники, то и в словах VI, 17 «в епископа, пресвитера и диакона должно поставлять однобрачных, в живых ли будут жены их или уже померли, следует видеть лишь распространительное толкование «таков должен быть епископ: муж одной жены». А в словах: «но ни одному из находящихся в клире не позволяем мы брать или блудницу, или служанку, или вдову или отверженную, как и закон говорит», опять таки следует видеть распространительное толкование слова «однобрачной» (т. е. жены) во II, 2. Наконец, последняя фраза: «диакониссою же должна быть дева непорочная, а если не так, то, по крайней мере, вдова однобрачная, верующая и почтенная» следует видеть повторение того, что было сказано в III книге: «чтобы вдовицы не вступали во второй брак и не сделались виновными» (гл. 2). «Истинныя же вдовицы суть одномужния (univirae)». «В диакониссу также избирай жену верующую и святую» (гл. 15). Таким образом, остается не выясненным лишь источник одного места VI, 17: Но после рукоположения не позволительно им вступать в брак, если они неженаты, ни сочетаваться с другими, если они женаты: они должны довольствоваться тою женою, которую имели, когда пришли к рукоположению. Повелеваем также, чтобы однобрачные не были и служители, и певцы, и чтецы и привратники, а если они поступили в клир до женитьбы, то позволено им жениться, если имеют к тому желание, чтобы в случае согрешения ее подверглись они наказанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Он не должен желать себе свободы от наказания, ибо наказание в этом случае является не злом, а добром: оно ведет к исправлению. Но насколько для нас оно благотворно, настолько же оно может благотворно быть и для тех, кого мы, по долгу присяги и по внушению совести, участвуя в судебном производстве, признаем достойным законной кары, хотя это было бы тяжело для нашей любви к нему. Истинная любовь должна быть соединена с правдою. В этом именно смысле и должно понимать заповедь Христову: Якоже хоцете да творят вам чедовецы, и вы творите им такожде. Не тот исполняет эту заповедь о взаимных услугах и снисхождении, кто, под предлогом любви к ближнему, мирволит им, желая и ожидая, чтобы и ближний с ним так же поступал, а тот, кто в отношениях своих к ближним руководствуется истинною любовью к ним и к себе, кто поступает с ближним так, как требует любовь, соединенная с правдою, кто своей снисходительности не простирает до потворства, услужливости до сочувствия злу, до готовности содействовать ближнему в его недобрых делах, кто желает доброго участия себе со стороны ближнего только в том случае, если оно по цели и побуждению достойно одобрения. Чествование усопших Поучение в неделю 20-ую по пятдесятнице Якоже приближися Иисус ко вратом града, и се изношаху умерша, сына единородна матери своей, и та бе вдова: и народ от града мног с нею ( Лк.7:12 ). В сегодняшнем Евангельском чтении повествуется о чуде воскрешения Господом Иисусом Христом сына Наинской вдовицы. Сие чудо Господь Иисус совершил в то время, когда, приближаясь к городу Наину, встретил похоронную процессию. На загородное кладбище несли умершего юношу, единственного сына вдовицы. В процессии участвовало много народа. Торжественные проводы покойников к могиле служили одним из видов чествования их. Подобное чествование воздается и в наше время, как и всегда бывало. На чем основывается это чествование? На уважении к человеческому достоинству покойника несмотря на разлучение души с телом. Душа при жизни тесно соединена с телом, которое проявляет жизнь души вовне, служит орудием ее деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Прежде всего, для них было важно уметь держать себя пред богачами и бедняками, принадлежащими к общине: богачу не следовало отдавать предпочтения, бедняка не следовало притеснять; главная задача диаконов состояла в том, чтобы вынуждать богатых к подаянию и вызывать к добрым делам, совершаемым тайно. Поэтому они должны быть людьми ловкими. Но так как к щедрости может возбуждать только тот, кто сам щедр, то они (диаконы) должны и сами охотно благотворить. Диаконы, как образцовые люди в общине и как люди совета, имеют право на честь, уважение и страх со стороны верующих. Все это черты, которыми описывается звание диакона в памятнике. В заключение (гл. 4) еще выразительно замечается, что диаконы представляют род полицейской власти над теми, кто „ведет себя беспорядочно“. Средства, которыми они пользуются, применяя эту власть к делу, – суть внушения, увещания, угрозы, а презрителей надлежало совершенно предоставлять самим себе. Здесь, в этом случае, нет указания на власть отлучать от церкви, а просто указывается правило для образа действования диаконов. Ясно не сказано, но само собою предполагается (в особенности на основании первых слов 4-ой главы: „три – ибо написано: при трех станет всяк глагол“). – Переходим к рассуждениям Гарнака о вдовицах, поскольку о них речь идет в памятнике (в 5-ой главе). Совершенно ново здесь – пишет этот ученый – как распределение труда между вдовицами, так и их число, соответствующее числу диаконов. Что вдовицы были молитвенницами за общину и заботились о женщинах – это давно известно. Но что эти обязанности делились, это так неожиданно. По свидетельству нашего памятника две вдовицы назначались для молитвы и – что составляет новость – и восприятия откровений и не имели никаких отношений к попечению о женщинах. Такое назначение – πρς  τς  ποκαλψεις – указывает на глубокую древность и воскрешает воспоминания о самых древних порядках вещей. В διδαχ мы читаем о пророках, говорящих „в духе“ совершающих „в духе“ евхаристию для других, „в духе“ же ходатайствующих за неимущих и возбуждающих к благотворительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Некоторые толкователи 2260 читают καταστρηνισουσι 2261 вместо καταστρηνισωσι 2262 . Но, не говоря уже о том, что соединение ταν с глаголом будущего времени не обычно, этого чтения нельзя допустить и, по значению выражения καταστρηνισωσιν το Χριστο, и на основании кодексов sCDKL, подтверждающих форму καταστρηνισωσι. Эта форма принята Златоустом, Дамаскиным, Евфалием, Феодоритом, Икумением, Феофилактом и Зигабеном; ее удерживает и Тишендорф. Καταστρηνιν происходит от στρνος, что обозначает высокомерие, надменность человека сильного (4Цар. 19:28), или богатого ( Откр. 18:3 ), или всем довольного, а στρηνιν указывает на действие или поведение такого человека, который чем-либо гордится, утешается. Выражение καταστρηνισωσι το Χριστο может быть сравнено с κατατρφησον το Κυρου, что по-русски переведено утешайся Господом ( Пс. 36:4 ). В сообразность этому, и изучаемое выражение Апостола может быть переведено – (они) утешающиеся Христом. При этом, весь стих получает такой смысл: молодых вдов не принимай, ибо они, утешающиеся Христом, желают вступать в брак. Апостол хочет сказать, что вдовы, по самому своему положению, должны все надежды свои полагать в Господе, в Нем иметь единственное утешение, Им жить, – а молодые вдовы, вместо этого, желают вступить в брак. Апостол и запрещает Тимофею принимать в церковное звание молодых вдовиц. В этом запрещении Апостол основывается на том, во 1-х, что вдовица, удостоенная церковного звания, дала, вместе с тем, обет служить Христу, должна пребывать в молитве день и ночь (ст.5) и, во 2-х, что молодая вдовица, вместо этого служения Христу, утешения в Нем (καταστρηνιν το Χριστο) желает вступить в брак. Такое поведение молодой вдовицы не только не соответствует церковному званию, но и приводит, давшую обет, к осуждению и означает уклонение от веры во Христа, отвержение от Него. Ст. 12. χουσαι κρμα τι τν πρτην πστιν θτησαν – Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру. Здесь χειν κρμα, подобно μαρταν χειν ( Ин. 15:22 ). Как последнее значит – иметь грех , т. е. быть повинным в совершении его, так и χειν κρμα – иметь осуждение, т. е. подпасть осуждению. Желание брака, для молодой вдовицы, само по себе неукоризненно, но оно достойно осуждения в том случае, если вдова уже дала обет посвятить себя Христу и была принята в церковное звание. Такая вдова повинна в нарушении верности – πστιν, поскольку прежде – πρτον обещалась посвятить себя одному, а теперь желает другого, т. е. вступления в брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   Назначая для всякой степени клира свою службу, частнее – свою утреню, «Завещание дает особый чин такой утрени и для вдовиц, главных представительниц («пресвитеров») женского церковнослужения, а (с. 94) вместе и аскетизма той церкви, где возник этот памятник. Вдовица поставлялась здесь в это звание особою молитвою епископа; в в лествице иерархии она стоит ниже диакона и выше иподиакона и чтеца; она обязана была к постоянному молитвенному уединению и должна была совершать особенно в праздники особые службы ночью и утром, на заре. Службы эти вдовицы совершали одиночно; но, замечает «Завещание», «если у вдовицы есть единомысленные подруги -девы, весьма хорошо будет, если они с нею будут молиться, чтобы ответить аминь. Службу вдова могла совершать или дома, или в церкви, но в период очищения ей не дозволялось приступать к алтарю. Обе службы вдовиц состоят из одной молитвы. В «ночном славословии» вдовица сначала прославляет святого непорочного Бога праотцев, пророков и апостолов от всей души, сил и сердца своего за Его попечение о бедных и слабых и за то, что благоволил ее сделать слугою Своею, и просит укрепить сердце ее для совершенствования в Духе Св. и возвратить им, вдовицам, юность для созидания церкви; обращаясь затем к Сыну, Слову и Уму Отца, и исповедуя все сделанное Им для нашего спасания, вдовица просит Его помочь вдовицам, управить их помышления в крепкой вере. «Утреннее славословие» предназначается (надписанием его) уже «Для вдовиц, пользующихся председательством на собраниях». Славословие обращено к Богу Отцу, и после общего прославления Его промысла и милосердия заключает молитву, чтобы Он усовершил в рабе Своей дух совета, благочестия и правомыслия, после чего Следует хвала Богу, удалившему от «нашей» (вдовиц) бедности всякое треволнение, раздор, плохой обычай, сомнение, страх, слабость; хвала Богу изменившему образ мыслей вдовиц, исправившему помышления для правого служения Ему. Эти «вдовьи» службы напоминают нынешние келейные «правила» простотою и однообразием своего содержания. Характерно, что они указываются только для аскеток-женщин, а не для мужчин. «Завещание», как памятник, возникший в Сирии, может говорить только о практике этой церкви. Но если такие сложные чины утрени были в III в. у одной церкви, то они возможны были и во всякой другой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но оно важно, как свидетельство того, что в утреню стало кое-что вноситься из литургии (как и в вечерню, благодаря прежней связи литургии с агапами), – например, молитвы за оглашенных. – В известии Тертуллиана утреннее богослужение представляется короче, но из указываемых «Завещанием» частей оно не имеет только песен, может быть, случайно не упомянутых. «Суд», о котором говорит Тертуллиан , невольно напоминают возгласы диакона: «да не кто любодей...». Эти возгласы – должно быть, ритуальных остаток прежнего отлучения тяжких грешников, под формою удаления их с торжественных богослужебных собраний. Итак, в утрени сирской церкви III в. уже был дан зародыш и нынешних молитв за шестопсалмием и в конце утрени (главопреклонения), и нынешнего шестопсалмия (псалмы), и великой ектении, и канона (песни Моисея и пророков), и Евангелия. Пресвитерская или будничная утреня по «Завещанию» Назначая для всякой степени клира свою службу, частнее – свою утреню, «Завещание» дает особый чин такой утрени и для вдовиц, главных представительниц («пресвитеров») женского церковнослужения, а вместе и аскетизма той Церкви, где возник этот памятник. Вдовица поставлялась здесь в это звание особою молитвою епископа; в в лествице иерархии она стоит ниже диакона и выше иподиакона и чтеца; она обязана была к постоянному молитвенному уединению и должна была совершать особенно в праздники особые службы ночью и утром, на заре. Службы эти вдовицы совершали одиночно; но, замечает «Завещание», «если у вдовицы есть единомысленные подруги – девы, весьма хорошо будет, если они с нею будут молиться, чтобы ответить аминь. Службу вдовица могла совершать или дома, или в церкви, но в период очищения ей не дозволялось приступать к алтарю. Обе службы вдовиц состоят из одной молитвы. В «ночном славословии» вдовица сначала прославляет святого непорочного Бога праотцев, пророков и апостолов от всей души, сил и сердца своего за Его попечение о бедных и слабых и за то, что благоволил ее сделать слугою Своею, и просит укрепить сердце ее для совершенствования в Духе Святом и возвратить им, вдовицам, юность для созидания Церкви; обращаясь затем к Сыну, Слову и Уму Отца, и исповедуя все сделанное Им для нашего спасания, вдовица просит Его помочь вдовицам, управить их помышления в крепкой вере. «Утреннее славословие» предназначается (надписанием его) уже «Для вдовиц, пользующихся председательством на собраниях». Славословие обращено к Богу Отцу, и после общего прославления Его промысла и милосердия заключает молитву, чтобы Он усовершил в рабе Своей дух совета, благочестия и правомыслия, после чего Следует хвала Богу, удалившему от «нашей» (вдовиц) бедности всякое треволнение, раздор, плохой обычай, сомнение, страх, слабость; хвала Богу, изменившему образ мыслей вдовиц, исправившему помышления для правого служения Ему 430 . Эти «вдовьи» службы напоминают нынешние келейные «правила» простотою и однообразием своего содержания. Характерно, что они указываются только для аскеток-женщин, а не для мужчин.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Диакон. Помолитеся о иже от себе жертвы и возношения принесоша. Священник. Приими я в пренебесный и мысленный Твой жертвенник, в воню благоухания, к величеству Твоему небесному, служением ангел и архангел Твоих святых, якоже приял еси дары праведнаго Авеля и жертву отца нашего Авраама, и две лепты вдовицы. Такожде в обеты рабов Твоих восприми, великие и малые, тайные и явные, но и тем, иже хотяща принести Тебе жертвы, недостаточестые же ради невозмогоша, такожде и сим, иже днесь сия Тебе дары принесоша, воздаждь нетленные вместо тленных, небесные вместо земных, вечные вместо временных, домы их и работные храмины исполни всех благ. Огради их, Господи, властию ангел и архангел, Твоих святых, и яко же воспомянуша имя Твое святое на земли, помяни их во Царствии Твоем, но и в сем веце да не оставиши их. Господи помилуй. Диакон. Помолитеся о здравии и благостоянии патриарха и отца нашего благоговейнаго, архиепископа отца имрек, да Христос Бог наш сохранит житие его на многа лета и времена мирна. Священник. Патриарха нашего благоговейнаго отца авву имрек, сохраняя сохрани на многие лета и времена мирна, да совершенно исполняет служение святаго архиерейства, еже от Тебе ему вручено есть, по воле Твоей святей и блаженней, право правя слово истины, и паси люди Твоя во святости и правосудии. Даруй ему и нам мир и спасение отовсюду, и молитвы его, яже о нас и о всех, людех, Твоих деет, якоже и наша о нем, приими в жертвенник Твой мысленный и небесный, в воню благоухания. Такожде вся враги его видимые и невидимые сотри и покори под нози его скоро, его же соблюди в мире и правосудии в Церкви Твоей святей. Господи помилуй. Диакон. Помолитеся о отцех наших епископах, идеже суть, да Христос Бон наш сохранит житие их на многая лета и времена мирна, и пощадит нас. Священник. Помяни, Господи, епископы православные на всяком месте, священники, диаконы, иподиаконы, чтецы, певцы, заклинатели, иноки, девы, вдовицы, сирыя, воздержания искус имущие, и в мире пребывающие, всех иже супружеством соединени суть и воспитывают чада своя, иже сказаша нам: помяните нас: и иже не сказаша сего, их же вемы и их же не вемы, ненавидящие и любящие ны: Господи помилуй их.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Сможет ли человек принести прихожанин хотя бы «две лепты» электронными деньгами в условиях тотального контроля, если государство будет против? И возможно ли создание собственных денег внутри церковной системы? В современной экономике все большее значение приобретают электронные деньги. Но, они, по сути, не видны, не осязаемы. В Библии есть немало моментов, из которых можно заключить, что для Бога важно то, какова жертва для Него. И есть места, в которых говорится о деньгах. В частности, можно вспомнить и " вдовицы две лепты " , и пресловутые " 30 сребренников " . То, есть жертва всегда была осязаемой. Вопрос о деньгах - это вопрос о власти. И если то, что есть у человека в наличии на руках, он может сам расходовать; то, деньгами в электронном кошельке может распоряжаться без ведома человека Банк, государство... Но, всегда ли воля Банка и государства будет совпадать с волей человека? Сможет ли человек принести прихожанин хотя бы " две лепты " в условиях тотального контроля, особенно, если возникнет ситуация, когда государство будет против? И возможно ли создание собственных денег внутри церковной системы? Светлана. Отвечает священник Филипп Парфенов: Дорогая Светлана! Принципиальной разницы между электронными и обычными деньгами я не вижу. Безналичный расчет между организациями вообще давно уже распространен в нашем обществе, еще до появления интернета, просто в виде большего удобства. Воля банка и государства не всегда совпадала с отдельными волеизъявлениями людей всю человеческую историю. В конце концов, именно отсюда было такое известное явление, как эксплуатация одними людьми других, на что особенно акцентировали внимание марксисты. По сути, недоплатить человеку за его труд – это тоже распоряжение его заработанными деньгами без его ведома! Деньги на самом деле – условный эквивалент, всегда довольно фиктивный, если вдуматься. Когда-то были монеты из дорогих металлов, потом стали бумажки, теперь виртуальные электронные. А суть остаётся та же – это инструмент или способ распределения материальных благ. Нет, внутри церковной системы создание собственной валюты совершенно не нужно, да и вряд ли возможно вообще. С уважением, священник Филипп Парфенов. Поделиться Похожие вопросы: Популярные вопросы Вопросы с некорректным обратным адресом Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter © 2003-2024 АНО «Православие и Мир» Лицензия Минпечати Эл ФС77-44847 Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/smozhet-l...

Своего осуждения младостарчество дождалось лишь к 2000 году, когда стало объектом критики на юбилейном Архиерейском соборе Русской Церкви. К этому времени «традиция» успела укорениться в церковной жизни, особенно монастырской, скрытой от глаз высокого священноначалия. Чуть позже младостарчество даст плод в виде пензенских «сидельцев» и епископа Диомида. «Сколько существовало старчество, столько существовал и феномен псевдостарчества, — профессор Православного Свято-Тихоновского университета Александр Дворкин, историк, ведущий российский сектовед, не склонен видеть в псевдостарчестве только «пережиток перестройки» или «лихих девяностых». — Просто имена настоящих подвижников остаются в истории, а шарлатанов — нет. Если мы вспомним «Братьев Карамазовых» Достоевского, то увидим там два примера: старец Зосима, с одной стороны, и псевдостарец Ферапонт — с другой. У всякого явления есть обратная сторона, своего рода пародия, существующая параллельно ему. Своеобразным историческим прецедентом псевдостарчества можно считать историю одного из крупнейших еретиков в истории христианства — александрийского пресвитера Ария. Он, безусловно, был влиятельным харизматическим лидером, противопоставлял себя церковной иерархии. Это был классический «лжестарец», и неспроста его окружали многочисленные почитатели, вдовицы и даже монахи». Православный гуруизм Для неофита, равно как и для человека малоцерковного, определить лжестарца довольно сложно. Когда очередной доброжелатель приглашает его в паломничество, то перспективы поездки он описывает, как правило, лучезарно: «батюшка посмотрит раз в глаза и все про тебя скажет». Но искренние неофиты принимают руководство лжестарцем за нормальную церковную жизнь только потому, что никакой другой церковной жизни они еще не знают. На что обратить внимание, если вы отправились в поездку «к старцу»? «Очевидно, что настоящий старец никогда не навязывает свою волю, не лишает человека свободы выбора, — предостерегает Александр Дворкин. — Псевдостарец всегда больше похож на гуру и требует беспрекословного подчинения себе. Гуруизм в принципе — это и есть синоним младостарчества. Настоящее отсечение воли, о котором пишут святые отцы, это особая монастырская практика, предназначенная исключительно для монашествующих. Молодому монаху назначается руководитель из опытных насельников, он обучает новоначального премудростям аскетической борьбы, его советы послушник обязан выполнять неукоснительно. Но — с одним исключением: если старец начинает проповедовать грех или ересь, то ученик обязан обличить такого «старца» и уйти от него. То есть даже в случае отсечения воли мы говорим о сознательном послушании, но не о сектантском слепом повиновении. Последнее как раз характерно для лжестарчества».

http://pravmir.ru/kak-izmerit-svyatost-s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010