Особый вид церковного служения, исполняемого вдовами. «Апостольские постановления» указывают, что вдовицы занимают подчиненное положение не только по отношению к епископам, пресвитерам и диаконам, но также и к диакониссам Статья из Православной энциклопедии [греч. α χραι τς κκλησας],особый вид церковного служения, исполняемого вдовами; восходит к апостольскому веку, существовал в течение неск. столетий: в доникейский период и в эпоху Вселенских Соборов. Последнее упоминание о В. ц. в канонах содержится в 40-м прав. Трулльского Собора (691-692). Это служение стоит в одном ряду с др., доступными для женщин-христианок — диакониссами и пресвитериссами (или пресвитеридами), 2 последних служения были высшими по отношению к В. ц., однако это не означало необходимости последовательного прохождения этих служений, как если бы В. ц. были степенью низших клириков или священнослужителей. В приписываемом сщмч. Клименту Римскому соч. «Воспоминания» содержится утверждение, что чин вдовиц (ordo viduarum) установил ап. Петр ( Clem. Recogn. VI 15). Ап. Павел говорит о В. ц. в 1 Тим 5. 9-11: «Вдовица должна быть избираема не менее как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь и противность Христу, желают вступать в брак». Это апостольское указание воспроизводится в «Апостольских постановлениях» (Const. Apost. III 1-3). О В. ц. упоминают канонические правила: Карф. 38 (47); Вас. Вел. 18 и 24. 24-е прав. свт. Василия Великого проливает свет на статус В. ц. в Церкви: «Вдову, причтенную в число вдовиц, то есть от Церкви снабдеваемую, апостол повелевает оставити без попечения, аще посягнет за мужа. …Вдова шестидесятилетняя, аще паки восхощет сожительствовати мужу, да не удостоится приобщения святыни, доколе не престанет от страстныя нечистоты. Аще же прежде шестидесяти лет причтем ее в число вдовиц, то наша вина, а не жены сия».

http://pravmir.ru/vdovicy-cerkovnye/

Слово в неделю Ваий. Святейшего Афанасия II, патриарха Иерусалимского (XIII в.) Вчера смерть, поистине, получила залог разрушения ее, и тварь приняла залог воскресения, и друг Христа Лазарь воскрешен, а мы вельми возрадовалась с сестрами его Мариею и Марфою; ад же начал уменьшаться и пить чашу свою, как об этом пророчествовал Исаия, говоря: пей, аде, сию первую чашу. Днесь мы, верные, празднуем праздник среди двух праздников, то есть, среди воскрешения Лазаря и воскресения Владыка Христа, Который умер за нас, и принял тридневное погребение для оживотворения нас. Посему приидите; узрим величие сего таинства и уразумеем хорошо: как Владыка Христос вчера устроил и показал нам святое воскресение. Как ощушаемое солнце на востоке своем сперва посылает лучи свои рассеять мрак ночи, и вся часть восточная краснеет, потом восходит солнце и освещает все концы земли: так умопредставляемое Солнце, Господь наш Иисус Христос, прежде славного воскресения Своего, воскресил Лазаря. Кстати, точно узнаем число и тех умерших, которых воскресил Владыка до восстания Своего. Во-первых, Он воскресил дочь сотника, во-вторых – сына вдовицы в городе Наане, и потом – праведного Лазаря, и первых (дочь сотника и сына вдовицы) поскресил до погребения их, а Лазаря уже после четверодневного погребения, как это засвидетельствовали сестры его Мария и Марфа, когда сказали Владыке: «Господи, уже смердит: ибо четыре дня лежит в могиле». Итак, этих трех мертвецов воскресил Господь до восстания Своего и послал их (в домы), как солнце посылает лучи свои пред собою; когда же воссиял из гроба вечный Свет Господь наш Иисус Христос, тогда воскресил с Собою многие тела усопших святых, – и они пошли в святой град и явились многим, как о сем свидетельствует Матфей. Таким образом, и подтверждено было восстание Владыки, и доказано всемирное воскресение, которое имеет быть в конце веков, как о сем свидетельствует учитель вселенной, великий Павел. Посему мы должны иметь в виду это воскресение и приготовить добрые дела наши ко дню исхода нашего, как это заповедует нам премудрый Соломон, – и что я говорю: Соломон? Сама вечная Премудрость Божия говорит: будите готовы, яко не весте ни дне, ни часа, в онь же Сын человеческий приидет ( Матф. 25:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

41. Сотрудник Братства св. Гурия. 15 августа 1910 года О церковной дисциплине V. Практика древней Церкви, как было указано, знала церковную дисциплину и осуществляла её в полной мере и с определённо выраженной тенденцией распространения этой дисциплины на все мелочи частной христианской жизни. Несомненно, такое религиозное одушевление, такая строгость жизни христиан делали их общину сильной во всех отношениях и они, несомненно, и пользовались тогда полным уважением среди людей, к их обществу не принадлежащих. Но как Христово учение полно любви, так и жизнь христиан по преимуществу украшалась всегда делами любви и благотворительности. Апостол прямо заповедует: «будьте единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны» ( 1Пет. 3:8 ). Таков был дух церковной дисциплины. Во исполнение всего евангельского закона и подобных заповедей апостольских, Церковь Христова первых веков имела на своём попечении всю благотворительность; иначе говоря, вся благотворительность включалась в церковную жизнь и подчинялась церковной дисциплине. И во главе своей церковно-общественной благотворительности, как современно естественно можно ожидать, стоял сам епископ. Так об этом читаем в «Постановлениях Апостольских»: «О бедных помни, епископ, простирая к ним руку помощи и заботясь о них как домостроитель Божий, благовременно раздающий приношения каждому; вдовицам, сиротам, беспомощным и находящимся в бедствии. А если иные и не вдовицы или не вдовцы, между тем нуждаются в помощи по бедности, или по болезни, или для пропитания детей? Ты должен всех призирать и обо всех пещись. Ибо те, кои дают подаяния, не без разбору дают и вдовицам, но вносят их в общую кружку, именуя их добровольными, чтобы ты, знающий бедствующих, уделял им от подаяния со тщанием, как добрый домостроитель: ибо Бог знает, кто дал, хотя бы ты уделял нуждающимся и в отсутствии давшего, и сей имеет награду за благотворение, а ты за добросовестное домостроительство-ублажение. Говори же им и о том, кто дал, чтобы молились за него и по имени. И так благотворить надобно всем людям, не любопытствуя ни об этом, ни о том, кто они; ибо Господь говорит: «всякому, просящему у тебя давай» ( Лк. 6:30 ), очевидно же, – истинно-нуждающемуся, хотя бы он был друг, хотя бы враг, хотя бы родственник, хотя бы чужой, хотя бы безбрачный, хотя бы в браке состоящий». (Кн. 3, § 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

     Когда мы открываем Библию, наши глаза встречаются со строками очень честной книги. Мы называем Библию святой, но ее содержание вовсе не сводится к описанию жизни праведников. На страницах библейской истории предстает перед нами вся сложность взаимоотношений Бога и Его творения – человека. Каждая книга Священного Писания открывает нам, с одной стороны, великую высоту святости, на которую Бог возводит полюбивших Его людей, и, с другой стороны, страшную глубину падения, в которой рискует оказаться всякий отказавшийся от Бога человек. А между этими крайними точками находится наша жизнь – обычная жизнь со всеми ее грехами и грешками, немощами и слабостями, ошибками и падениями. И об этой простой будничной жизни, так знакомой нам, Библия тоже говорит. Она показывает, как в пространстве и этой жизни также встречаются трое: Бог, диавол и человеческая воля, которая часто раздваивается в своем выборе. Нынешнее апостольское чтение как раз и рассказывает нам не о чудесах, не о великих и потрясающих событиях, но о трудовых буднях первой Церкви. Сегодня мы приступили к шестой главе Деяний, где описывается уже время не праздника, но обычной церковной жизни, со всеми ее трудностями. И этот честный рассказ о церковных проблемах того времени для нас не менее ценен, чем радостные строки о торжественных и праздничных событиях в жизни новорожденной Христовой Церкви. Проблему же апостол Лука обозначает так: «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей» (Деян. 6:1). Перед нами история первого внутрицерковного конфликта христианства. Еллинистам – уверовавшим евреям из разных стран Римской империи – показалось, что местные евреи предлагают их вдовам меньше социальной помощи, чем своим. Они возроптали. На первый взгляд, это удивительно. Ведь перед этим святой Лука писал, что «у множества... уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян. 4:32). И вдруг после таких слов – разлад между новокрещеными христианами, конфликт на материальной почве. Грустно, братья и сестры? Грустно. Но вместе с тем это нормально. И нам нужно знать такие вещи, чтобы понимать нечто важное о Церкви.

http://pravoslavie.ru/112408.html

А. Иерусалимская группа 1. Литургия в «Апостольских постановлениях» (СА) Как это явствует из сказанного выше, сам памятник, известный под именем «Апостольских постановлений», или «Апостольских конституций», принадлежит к той группе произведений древности, которая известна под именем «апостольского предания». Не будучи, разумеется, делом рук самих апостолов, она, тем не менее, носит на себе следы глубокой древности, восходящей к самым отдаленным временам христианства. Сами «Апостольские постановления» тесно связаны с сочинением св. Ипполита Римского и находятся под его влиянием. До открытия «Апостольского предания» св. Ипполита не было ясно хронологическое соотношение «Апостольских постановлений» с другими, ему подобными, произведениями. По Ахелису, CA VIII – самый младший памятник этой группы, по Функу, он старше их всех (т.е. «Const. per Hippolyt.», эфиопских «Канонов Ипполита», египетских «Церковных постановлений» и «Тестамента Господа»). Но после работ Dom Connolly и других ученых исследователей, стало ясно, что «Апостольское предание» св. Ипполита есть источник всех упоминаемых произведений и, в частности, самих «Апостольских конституций», которые находятся в наиболее близкой связи с египетскими «Церковными постановлениями» (КО). Два отрывка этого памятника имеют значение для истории евхаристического богослужения, а именно: 57 глава II книги и 5–15 главы VIII книги. В первом дано, скорее, описание литургии, весьма суммарное, причем, больше говорится о преанафоральной части, а о самой евхаристической молитве сказано в общих чертах и совсем мало; второй отрывок дает само чинопоследование с полным текстом молитвы. Вот, что явствует из СА II-57. Сначала дано подробное распределение, кому где стоять в церкви по чинам: клир, мipяhe, женщины, дети, девственницы, вдовицы, пресвитериссы. В преанафоральной части указано чтение книг ветхозаветных, пение псалмов Давида с припеванием концов стихов (акростихов), чтение апостольских Деяний и Посланий, а затем и Евангелия. После этого, следуют поучения или, точнее, увещания (παρακαλετωσας) пресвитеров, «один после другого, а не все сразу, а после всех епископ». Диаконы наблюдают, чтобы все сидели или стояли по своим местам, соблюдали благочиние, не шептались, не спали и не смеялись. После поучения, оглашенные и кающиеся покидают молитвенное собрание. Одни диаконы наблюдают за этим и охраняют порядок, тогда как другие служат при совершении самого таинства. Затем следует лобзание мира и диаконская молитва (ектения) о Церкви, о мipe, о священнике, об архиерее, царе и о всеобщем мире. После благословения архиереем молитвенного собрания, возносится сама «Жертва при стоянии и безмолвном молении всего народа», и, наконец, причащение. Женщины, – указывает памятник, – причащаются с покрытыми головами. Двери храма бдительно охраняются, чтобы не вошел кто-либо из неверных или непосвященных 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

В ответ на эти мучительные вопросы напрашивается мысль: да не обманываем ли мы самих себя? Мы ведь все хотим уверить себя, что если наша Русь именуется страною православною, то она и в самом деле такова, что и законы ее построены на православном миросозерцании, что и жизнь ее в общественном, государственном и особенно церковном смысле, в общем, течет по руслу, исторически проложенному нашими предками в духе родного нашего православия; мы забываем, что с недавнего прошлого наша Русь сдвинута со своих вековых оснований, что ее повели по новым, неведомым ей дотоле путям, и на этих путях, Божиим попущением, за грехи наши, мы попали в полосу туманов, где стали меркнуть светлые наши православные идеалы, от коих мы стали уходить, а взамен их появились чуждые нашему духу призраки языческих воззрений. И вот они охватывают нас со всех сторон; они врываются даже в ту область, где уж никак нельзя было бы их ожидать. И мы как-то теряемся, недоумеваем, негодуем, отбиваемся от этого кошмара и страдаем душой. Попытаемся на минуту – не примириться! тут мир невозможен, а просто признать за факт, что тонкое язычество как бы пронизало всю окружающую нас духовную атмосферу, что им заразились даже те, которые именуют себя, и притом – сознательно, православными, не сознавая в себе этого заражения. Попытаемся, говорю, признать этот ужасный, – да, поистине ужасный факт некоего отступничества нашей интеллигенции от заветов веры и матери-Церкви. И тогда нечему будет удивляться: останется только плакать и скорбеть, скорбеть и все усилия наши направлять к тому, чтоб рассеивать мглу язычества вокруг нас. Наши братья потеряли дорогу, но мы-то ее видим, знаем, – так вот и будем неустанно призывать заблудившихся вернуться на этот путь. И если хоть одна душа услышит наш призыв, если откликнется, вернется – вот и будет для нас радость вдовицы, обретшей потерянную драхму. Не этою ли радостью живет душа святителя-миссионера в далекой языческой Японии при обращении ко Христовой вере язычников? Не этой ли радостью постоянно сияло лицо незабвенного старца о. Иоанна Кронштадтского , да и всех старцев Божиих, свидетелей покаяния грешных душ?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Глава V Отношение Тимофея к старым женщинам и мужчинам (1–2). Отношение к вдовам (3–16). Тимофей и пресвитеры (17–20). Заключение пастырских наставлений (21–25). 1Тим.5:1 .  Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; 1Тим.5:2 .  стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою. С каждой группой и состоянием верующих нужно действовать по-разному. Старого человека не нужно укорять, т. е. выговаривать ему слишком резко. Что здесь разумеется действительно старый возраст человека, а не положение человека как пресвитера (по-греч. здесь поставлено слово πρεσβτεροι), это видно из того, что этому определению далее противополагаются термины, означающие именно возрасты ( старицы, молодые). Тимофей был молод, поэтому ему не трудно было говорить со старцем как с отцом своим. « Со всякою чистотою». В отношении к молодым женщинам Тимофей должен быть свободен от всяких пожеланий. 1Тим.5:3 .  Вдовиц почитай, истинных вдовиц. 1Тим.5:4 .  Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу. 1Тим.5:5 .  Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; 1Тим.5:6 .  а сластолюбивая заживо умерла. 1Тим.5:7 .  И сие внушай им, чтобы были беспорочны. Немало забот доставляли апостольской церкви вдовы, которых в те опасные для христианства времена было довольно большое число. Тимофей должен их почитать, т. е. с уважением относиться к ним и помогать им из церковных средств. Но только это должны быть « истинные вдовицы», т. е. женщины, оставшиеся по смерти мужей совершенно одинокими. Есть вдовы другого рода – имеющие детей или внучат: те, конечно, должны получать пособие от этих последних и не обременять собою церковной кассы. « Они прежде пусть учатся»… Апостол говорит не о детях и внуках, а о самих вдовах ( Иоанн Златоуст , Феодорит и др.) и вместо «пусть учатся» лучше читать: «пусть учится» ( μανθαντω). « Почитать свою семью» – точнее: заботиться, чтобы дети или внуки приобретали благочестивые навыки ( εσεβεν) и возрастали в почтении к предкам ( τ. προγνοις – по-русски неточно: « родителям».)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Двадцать первый день. Поучение 2-е. Введение во храм Пресвятыя Богородицы. (Уроки из празднуемого события: а) мы должны чаще посещать храм Божий, б) должны твердо хранить данные обеты и в) родители должны водить в храм своих детей с ранних их лет). I. Родители Пресвятой Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, достигнув преклонных лет, еще не имели детей и молили Господа о разрешении их неплодства, причем дали обет посвятить на служение Богу дитя свое, если оно им будет даровано. Господь услышал их молитву; у них родилась дочь, Пресвятая Дева Мария. Когда Ей исполиилось три года, Ея родители, исполняя обещание, данное Богу, привели Ее в храм иерусалимский с тем, чтобы Она постоянно находилась при нем. Это-то приведение или введение в храм Богородицы воспоминает св. церковь , установившая праздновать это событие 21-го ноября. Древнее церковное предание рассказывает следующее о введении во храм Пресвятой Девы. Иоаким и Анна перед выступлением из Назарета собрали к себе своих родственников и друзей; шествие открывали юные девы со светильниками и пением; они шли пред Марией, которую вели Ея родители; таким образом совершен был весь путь из Назарета до храма, иерусалимского. Здесь их встретили первосвященник и священники с молитвами и пением. Когда подошли к храму, то святую Деву поставили на первую ступень церковного крыльца, и Она, к удивлению всех присутствовавших, никем не поддерживаемая, взошла твердо на все 15 ступеней и остановилась на верхней. Святая Отроковица, Которая соделалась честнейшею херувим и славнейшею без сравнения серафим, по внушению Божию, вошла не только в святилище, но и в святое святых, то есть в то отделение храма, куда закон запрещал входить не только женщинам, но и священникам, и куда мог вступать только первосвященник, и то однажды в год, для принесения очистительной жертвы за народ. Из этого необычайного события все усмотрели, что Пресвятая Дева Господом предназначена к чему-то высокому. Иоаким и Анна, по принесении даров и жертв Богу и по получении благословения священников, возвратились в Назарет, а святая Дева осталась при храме. Здесь в особых помещениях жили девы, посвящавшие себя на служение Богу, и вдовицы. Вскоре сюда же переселилась к дочери овдовевшая Анна, которая не долго жила после своего мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двадцать первый день. Поучение 3-е. Введение во храм Пресвятыя Богородицы. (Что нужно, чтобы хождение в храм Божий приносило пользу?) I. Праведные родители Пресвятой Девы Марии, Иоаким и Анна, дали обет посвятить Богу на служение в храме Его дитя свое, если Бог им дарует его. Господь даровал им пресвятую и преблагословенную Деву Марию, честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафимов. Они исполнили свой обет. Чрез три года по рождении преблагословенная Дева введена была во храм. Вот как изображает это событие церковное предание. Иоаким и Анна созвали в Назарет всех своих родственников, собрали дев, приготовили свечи. По прибытии из Назарета в Иерусалим, торжественное шествие направилось к храму, впереди шли девы со свечами и пели, за ними следовали родственники, соседи и знакомые. Св. Деву встретил первосвященник с священниками. В храм вели 15 ступеней. Юную Марию родители поставили только на первую ступень и, когда сняли с нея дорожные одежды и одели в лучшие одежды праздничныя, то Она, никем не поддерживаемая, взошла по всем ступеням, как взрослая. Все удивились этому. Но первосвященник, руководимый Духом Святым, совершил дело еще более для всех удивительное. Он ввел Отроковицу В самое святое святых, где находился кивот завета, куда по закону дозволено было входить только одному первосвященнику и то однажды в год. Это показывало великое предназначение отроковицы и сами ангелы, видевшие вхождение Пречистой во святая святых, удивились. При храме иерусалимском были построены здания, в которых жили девы и вдовицы, посвятившие себя Богу. Здесь-то поселилас и св. Дева Мария. Она проводила время в молитве, в чтении слова Божия и занятиях рукоделием; все удивлялись Ея благочестию. II. Родители Пресвятой Девы, умоляя Бога о даровании им чада, ничем другим не обещались благодарить Его, как только тем, что родившееся отроча они приведут в храм Божий, на служение Богу. И Сама Пресвятая Дева ничем столь много не угодила Богу, как непрестанным и достойным присутствием в храме Божием, которое, возведя Ее на величайшую степень святости, соделало Преблагословенную Деву Марию Материю Господа, честнейшею херувимов и славнейшею без сравнения серафимов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О Втором послании Коринфянам апостола Павла, часть третья С самых первых дней существования Церкви неотъемлемой частью церковной жизни были дела милосердия и благотворительности. Сам Господь Иисус Христос говорит, что, накормив голодного и напоив жаждущего, приняв странника, одев нагого, посетив больного или находящегося в тюрьме, человек совершает это для самого Христа (см.: Мф. 25, 31-40). После начала апостольской проповеди в Иерусалиме христиане, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян. 4, 34–35). Кроме этого в Иерусалиме (а затем и в других городах) были организованы ежедневные трапезы для нуждающихся. Однажды из-за этого даже произошел спор между христианами из коренных иерусалимлян и так называемыми еллинистами (тоже христианами из евреев, но проживавших в диаспоре — в различных греческих городах) (см.: Деян. 6, 1–7). Еллинисты посчитали, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей (Деян. 6, 1). Поэтому апостолы решили избрать из среды верующих семь достойных мужей, которые взяли бы на себя полное попечение о делах благотворительности, потому что самим апостолам не хорошо было бы, оставив слово Божие, пещись о столах (Деян. 6, 2). Кроме того, христиане из одних городов заботились о нуждах других христианских общин. Из книги Деяний мы знаем, что антиохийские верующие положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла (Деян. 11, 29–30). Если учесть, что первоначально иерусалимские христиане могли сами содержать себя и своих нуждающихся (см.: Деян. 4, 34–35), то последующие сборы пожертвований для Иерусалимской Церкви свидетельствуют о том, что иерусалимская община стала испытывать серьезные трудности. Причиной трудностей был наступивший в Палестине голод. Милосердие — только добровольно В сборе пожертвований для Иерусалима участвовала не только Антиохия.

http://pravoslavie.ru/76785.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010