Сии происшествия несколько объясняют нам, на чем должна держаться наша верность Господу. Кто строит здание, тот не на поверхности земли полагает первый камень. Так не на внешних действиях держится истинная верность Господу, но во глубине души, в расположении сердечном. Приступила к Господу, в доме Симона, жена грешная, и начала омывать ноги Спасителя слезами, отирать их власами главы своей и мазать миром. Другие видели в этом только дерзость грешницы, прикоснувшейся к святыне, но Серцеведец судил иначе, и наградил жену по тому ее чувству, которое подвигло ее принести жертву: отпущаются греси ея мнози, яко возлюби много ( Лк. 7:47 ). Кого из грешных не вразумит сей пример, что нужно прежде возлюбить Спасителя, чтобы послужить Ему? – Видел Он и другую жену, которая, подошедши к церковному хранилищу, опустила туда две только лепты, – и сказал о ней, что она положила больше всех богатых ( Мк. 12:41,43 ). Ясно, что не по внешней ценности оценил Господь приношение вдовицы, а по тому великому усердию, по которому она принесла в жертву Богу все, что имела. Определил Господь восстановить Петра в подвиге апостольства, но не прежде сие сделал, как пламенный ученик троекратным уверением засвидетельствовал, что сердце его, горьким искушением очищенное, уготовилось наконец в сосуд неизменной любви к Пастыреначальнику. Спросим же и мы себя: во глубине ли сердца нашего лежит основание нашего служения Богу? – Матерь Божия, любившая Сына Своего, как ни одна из земнородных не может любить детей своих, видевшая всю силу человеческой неблагодарности к Нему, стоит безмолвно у креста, и не говорит самовидец, чтобы Она показывала какие-либо поразительные знаки своей глубокой печали. Ужели Она меньше других поражена скорбию? – Нет. Но как Она слагала все глаголы Сына Своего в Своем сердце: так и теперь втайне приносит Ему жертву терпения, преданности и упования. Зрители и по вере участники Христовых страданий! Сокрыт ли в нас тот потаенный сердца человек ( 1Пет. 3:4 ), которого Богоприятный образ живописуется в нетлении кроткого и молчаливого духа, в чертах любви и радости, мира и долготерпения ( Гал. 5:22 )? Когда Промысл нас ведет по стопам крестоносного Подвигоположника: чужды ли мы ропота, как безропотная Приснодева, у креста стоявшая? храним ли хотя часть того спокойствия, терпения, каким преисполнена была Она? – Слышим ныне пение лика: «приидите, ублажим Иосифа приснопамятного...» Но, ублажая сего мужа, подражаем ли его подвигу, стяжали ль верою Распятого за нас, положили ль Его, как Иосиф во гробе, в любви нашего сердца, лобызаем ли, повиваем ли плащаницею чистого усердия ту живоносную Его мертвенность, которая, умерщвляя наши страсти, дает жизнь благим нашим начинаниям, успех духовным трудам? – Мы ныне покланяемся Христовым страстям: но там ли наше сердце, где вечное сокровище наше? О, да не приидет на нас это обличительное слово нашего Спасителя и Судии: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, а сердце их далеко от Меня» ( Мф. 15:8 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Ему посвящено несколько страниц «Журналов и Протоколов» 47 сего Присутствия. Так, на заседании IV отдела Присутствия 20 и 21 марта 1906 года были сообщены отзывы епархиальных преосвященных о восстановлении древнего церковного института диаконисс, и после обсуждения принято было постановление: «Желательно восстановление института диаконисс – в особенности в тех приходах, где существуют женские благотворительные кружки; из числа этих, преданных Церкви женщин достойнейшие девственницы или вдовицы, достигшие 40-летнего возраста, могли бы быть посвящаемы в диакониссы по чину, который существовал в древности. Круг их деятельности: забота о чистоте храма, особенно же научение взрослых грамоте и молитвам, и участие во всех делах благотворения в приходе». На заседании соединенных отделов IV и VII 20 апреля 1906 года был заслушан доклад протоиерея А. П. Мальцева «О внутренней миссии за границей, в том числе и диакониссах, как одном из органов этой миссии» 48 . На заседании, проходившем 7 июня, тот же отдел, рассмотрев проект «Правил для жизни и деятельности православных диаконисс», составленный протоиереем Ф. Успенским, одобрил его и постановил приложить к нормальному уставу православных приходов, к примечанию § 12, что и было сделано 49 . [Приводим эти правила 50 : 1 . Диакониссами называются православные христианки, изъявившие желание быть постоянными служительницами Церкви Христовой и принявшие на такое служение посвящение от архиерея. 2 . Причисляясь к клиру церковному, диакониссы служат храму Божию и приходу. 3 . Служение храму состоит в трудах по соблюдению чистоты в нем, по содержанию в исправности священных облачений и церковной утвари и вообще в содействии благолепию храма Божия. Примечание. Для уборки алтаря диакониссам, как посвящен-ным дозволяется входить в оный, но воспрещается касаться престола и напрестольной утвари. 4 . Присутствуя за богослужением, диакониссы наблюдают за поведением в храме женщин и детей, помогают подносить детей к причащению, в случаях крещения взрослых лиц женского пола диакониссы услуживают при крещении таковых и вообще содействуют поддержанию порядка при богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Поминайте, молю, друзи, своего вселюбезнаго друга, подвижницы – сподвижника, целомудрия делатели – своего богомудраго учителя, нищии – подателя, сироты – питателя, скорбящий – утешителя, болящий – посетителя, старии – старости украсителя, юнии – юности добраго пестуна 2841 , мужие – в мужех крепкаго, жены – благонравию изрядного обучителя, девы – девства почитателя, вдовицы – своего милостиваго предстателя 2842 . И вси вкупе: велиции и малии, старии и юнии – своего достопамятнаго благодетеля, всеполезнаго советника и к Богу наставника. А понеже и сами тем же путем маловременнаго сего жития течем, и к тем же врагом смертным приближаемся, и тая же чаша предлежит нам, сего ради елико о разлучении преставленаго сетуем, толико и о исправлении жития своего попецемся. Попецемся всеприлежно, да не туне время свое изживем, да не всуе дни своя проводим, но, елико мощно, делаим дела, безсмертныя славы достойная, да и по смерти безсмертный всерадостно живот обрящем. Молит нас о сем и новопреставльшийся благодетель и отец наш и со смирением многим, яко подобник 2843 апостольский и яко подражатель Христов, невещанными гласы увещавает нас: «Братие возлюбленнии и спостницы мои прежеланнии, аще хощете спастися, аще желаете Царствия Небеснаго, аще безсмертный живот со Христом всех Владыкою всерадостно жити намерение имеете, в-первых, любовь ко Творцу и Владыце своему такову имейте, якову той сам истязует от человека: любите его всем сердцем и всею душею, заповеди его усердно творите; греха всякаго, яко смерти ходатая, бегайте; нечистоты, яко кала всесмраднаго, удаляйтеся; предания и заповеди церковныя исполняйте; уставления общежительная всею силою совершайте. Друг друга любите, друг друга милуйте, друг друга от греха отводите, друг друга ко спасению наставляйте. Смирение и послушание к преимущым имейте, кротость и незлобие ко всем человеком стяжите и, наконец, мене во всем подражайте, в любви и смирении, в кротости и целомудрии, в терпении и благодарении. Моя завещания храните, моим путем благонравия ходите, и, тако живуще, благодатию Божиею спасени будете».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да что даст и вообще Зарубежье для будущего при господствующем в нем разложении? Не сделается ли оно источником новой духовной заразы, когда вернемся на Родину? .    Состояние находящихся Зарубежом русских людей было бы безнадежно в нравственном отношении, если бы мы наряду с приведенными печальными явлениями не видели проявления высокого подъема духа и жертвенности.    Несмотря на тяжелые во всех отношениях условия жизни изгнанников из Родины, у них находятся средства для построения и благоукрашения храмов, содержания священнослужителей, а также и для частичного удовлетворения нужд неимущих. Наряду с ожесточившими свои сердца и не приносящими ничего для общего дела, есть уделяющие на те нужды значительную часть своего достатка. Сохранились еще среди нас с радостью жертвующие Церкви, одни — значительные суммы от своего, с трудом составленного имущества, а другие — лепты малые, но составляющие почти все их достояние, подобно лепте бедной вдовицы. Жертвенность проявляется не только в вещественных дарах, но и в неутомимой работе на пользу Церкви и ближним, которым себя посвятили многие, ревностно несущие труды в различных церковных и благотворительных организациях или работающие самостоятельно. Обремененные и без того множеством дел служебных или связанных приисканием необходимого для жизни, они отдают тем делам, сокращая ради них необходимый отдых, свое свободное время, свою энергию и свои силы, проявляя при том — мужи свойственную им рассудительность, а жены присущую их сердцу любовь.    Заботы русских Зарубежом охватывают не только нужды русских Зарубежья, но есть и отважные борцы за Родину, подготовляющие ее освобождение, причем, некоторые отправляются для того в ее пределы, идя почти на верную смерть. Любовь к Родине подвигла некоторых и Зарубежом совершить деяния, за которые они подверглись суровым испытаниям, но которые история отметит, как подвиг.    Много стойкости и ревности проявлено в борьбе за церковную правду. Особенно же отрадное явление представляет часть молодежи, горячо преданная Церкви и Родине, никогда ей невиданной, но беззаветно любимой.    Таковые примеры и им подобные вместе с неумолкающим голосом совести дают надежду, что в нем найдутся еще те десять праведников, ради которых Господь готов был пощадить Содом и Гоморру и указывают путь русскому Зарубежью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе. Припев: Милостивый Господи, услышь молитву рабов Твоих, молящихся Тебе. Дщерь Иаирову уже умершу, яко Бог оживил еси,/и ныне возведи, Христе Боже, от врат смертных болящаго,/Ты бо еси путь и живот всем. Дочь Иаира, уже умершую,/Ты оживил, как Бог,/и ныне возведи, Христе Боже,/от врат смерти болящего,/ибо Ты – путь и жизнь для всех. Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе. Припев: Милостивый Господи, услышь молитву рабов Твоих, молящихся Тебе. Сына вдовича оживив, Спасе,/и тоя слезы преложив на радость,/спаси от недуга тлеющаго раба Своего,/да и наша скорбь и болезнь на радость приидет. Спаситель, сына вдовицы ожививший,/и слезы ее на радость изменивший!/Спаси погибающего от недуга раба Своего,/чтобы и наша скорбь и мука в радость претворились. Слава: Огненну болезнь Петрове теще прикосновением Твоим исцелив,/и ныне возстави болящаго раба Твоего,/да востав, яко Иона, послужит Ти. Слава: Огненную болезнь тещи Петра/Своим прикосновением исцеливший!/И ныне воздвигни болящего раба Твоего,/чтобы и он, восстав, как она послужил Тебе. И ныне: Скорбнии, смирении, грешнии, не имущии дерзновения/к Тебе, Пречистая Богомати, вопием:/умоли Сына Своего Христа/дати болящему здравие телеси. И ныне: Скорбные, смиренные, грешные,/не имеющие дерзновения пред Тобою,/мы взываем, Пречистая Богоматерь:/умоли Сына Своего, Христа,/дать болящему здравие телесное. Песнь 6: Ирмос: Бездна последняя грехов обыде мя,/и исчезает дух мой:/но прострый, Владыко, высокую Твою мышцу,/яко Петра мя Управителю, спаси. Песнь 6 Ирмос: Бездна глубочайшая грехов объяла меня,/и изнемогает дух мой;/но Ты, Владыка, простерши высокую Свою руку,/как Петра, Кормчий, меня спаси. Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе. Припев: Милостивый Господи, услышь молитву рабов Твоих, молящихся Тебе. Бездну милосердия и милости имея, Христе Боже,/услыши моления раб Твоих./Ты бо еси Петром Тавифу воскресив,/Ты и ныне в болезни лежащаго воздвигни,/послушав церковных молитвенник.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/molitvosl...

Да что даст и вообще Зарубежье для будущего при господствующем в нём разложении? Не сделается ли оно источником новой духовной заразы, когда вернёмся на Родину? . Состояние находящихся за рубежом русских людей было бы безнадежно в нравственном отношении, если бы мы наряду с приведёнными печальными явлениями не видели проявления высокого подъема духа и жертвенности. Несмотря на тяжёлые во всех отношениях условия жизни изгнанников из Родины, у них находятся средства для построения и благоукрашения храмов, содержания священнослужителей, а также и для частичного удовлетворения нужд неимущих. Наряду с ожесточившими свои сердца и не приносящими ничего для общего дела, есть уделяющие на те нужды значительную часть своего достатка. Сохранились ещё среди нас с радостью жертвующие Церкви, одни – значительные суммы от своего, с трудом составленного имущества, а другие – лепты малые, но составляющие почти всё их достояние, подобно лепте бедной вдовицы. Жертвенность проявляется не только в вещественных дарах, но и в неутомимой работе на пользу Церкви и ближним, которым себя посвятили многие, ревностно несущие труды в различных церковных и благотворительных организациях или работающие самостоятельно. Обременённые и без того множеством дел служебных или связанных и приисканием необходимого для жизни, они отдают тем делам, сокращая ради них необходимый отдых, своё свободное время, свою энергию и свои силы, проявляя при том – мужи свойственную им рассудительность, а жены присущую их сердцу любовь. Заботы русских за рубежом охватывают не только нужды русских Зарубежья, но есть и отважные борцы за Родину, подготовляющие её освобождение, причём некоторые отправляются для того в её пределы, идя почти на верную смерть. Любовь к Родине подвигла некоторых и за рубежом совершить деяния, за которые они подверглись суровым испытаниям, но которые история отметит как подвиг. Много стойкости и ревности проявлено в борьбе за церковную правду. Особенно же отрадное явление представляет часть молодёжи, горячо преданная Церкви и Родине, никогда ей не виданной, но беззаветно любимой. Таковые примеры и им подобные вместе с неумолкающим голосом совести дают надежду, что в нём найдутся ещё те десять праведников, ради которых Господь готов был пощадить Содом и Гоморру и указывают путь Русскому Зарубежью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Сень – серебряная, кованая, местами золоченая, поддерживается четырьмя круглыми столпами, которые украшены позолоченными виноградными кистями. Серебра в ней, как показывает подпись на одном из столпов, – более шести пудов с половиной; золота – три фунта сорок золотников; стоимость ее, как отмечает митрополит Платон в своей автобиографии, – двадцать тысяч рублей; устроена в 1809 году (исправлена в 1833–1834 годах). Дарохранительница – в виде Сионской горницы, серебряная, позолоченная, украшенная драгоценными каменьями и эмалью, поставлена за престолом на особой подставе, имеющей вид узкого стола. Серебра в ней – 23 фунта, золота – 9 фунтов. На ней читается надпись: «Устроен сей Сион в Троицкую Лавру по усердию Синода Члена, Преосвященнаго Митрополита Московскаго и оныя Лавры архимандрита Платона собственным его иждивением 1803 года» (нынешняя подстава, или тумба, из мельхиора с самым лучшим посеребрением, сделана в 1867 году). В прежнее время эта дарохранительница стояла не за престолом, а сначала пред иконостасом, на левой стороне, против Богородичного образа, на особом налое (здесь она показана, быв называема сделанною из золота, в Кратком описании лавры издания 1809 и 1818 годов), потом над царскими вратами (здесь она показана в Кратком описании издания 1824 и 1829 годов); за престолом же стояла другая дарохранительница (называемая дароносицей), которая теперь находится в ризнице (серебряная, редкой, восточного вкуса, сканной, или филигранной, работы, убранная изумрудами, лалами и бриллиантами). Запрестольный подсвечник, поставленный за дарохранительницей, сделан из серебра в виде дерева с семью ветвями, на которых семь позолоченных светильников (чаш для лампадок). Веса в нем – 2 пуда. На нем надпись: «Твоя от Твоих приносит Тебе, Всеблагий Боже, чрез Христа Твоего, великаго и вечнаго Архиерея, грешный раб Твой Платон. Приими, яко вдовицы две лепте. 1795 Кресло для архиерейской кафедры, чеканное серебряное, отчасти позолоченное, в котором серебра 2 пуда и 13 золотников, а золота 53 золотника, начато быть делаемо митрополитом Платоном в 1811 году или в 1812-ом, а окончено после его смерти, в 1813–1814 годах.

http://sedmitza.ru/lib/text/438573/

В исключительную подсудность церковной власти отданы были так называемые церковные люди по всем делам — и собственно церковным и гражданским, затем миряне — по некоторым преступлениям. В разряд церковных людей входили не только члены причта с своими семействами и монахи, но также некоторые мирские лица, принятые церковью под особенное ее покровительство или получавшие от нее содержание, или даже жившие на церковной земле. Из таких мирян в законодательных памятниках данного времени упоминаются: лечец (врач), повивальная бабка, паломник (странник), прощеник   , задушный человек   , изгой   , церковный сторож и лица, жившие в монастырских и церковных богадельнях и странноприимницах, — слепец, хромец, вдовицы и пр. Преступления, за которые исключительно церковному суду подлежали все миряне, в домонгольском законодательстве указываются следующие: а) преступления против христовой веры и уставов церкви, как, например, отправление языческих обрядов, волшебство, святотатство, ограбление мертвых тел, разные виды неуважения к святыне храма, еретичество, общение с некрещеными или еретиками в пище и через браки, вкушение запрещенной пищи и т. п.; б) дела брачные, семейные и находящиеся в связи с ними преступления против чистоты нравов, именно: незаконное сожительство, браки в близких степенях родства и свойства, двоеженство, нарушение супружеской верности, развод, похищение невест, неурядицы в семье, как например покражи, совершаемые дома членами семьи, драки между ними, превышение родителями своей власти над детьми и дележ наследства, блуд, противоестественные пороки, покинутые матерью незаконнорожденные дитяти и т. п.; в) преступления против чести ближнего — клевета, непристойная брань и т. п. Вообще в исключительную подсудность церковной власти отданы были по преимуществу такие преступления, которые в язычествовавшей России не считались преступлениями и на которые поэтому светские судьи не смотрели бы с надлежащей внимательностью. Некоторые дела гражданского и уголовного характера еще рассматривались церковной властью сообща с гражданской; таковы, например, некоторые виды воровства, разбои, душегубство и тяжбы между церкововными и нецерковными людьми. Виновных церковная власть сама же присуждала и к наказаниям как духовным (епитимиям), так и внешним (заключению и штрафу); выполняла эти приговоры часто светская власть   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=778...

Так почему же сегодня уставным выражением лица у слишком заметной части наших прихожан считаются тоскливые глаза бассет-хаунда? Почему столь мрачны наши одежды? Один из знаков катастрофы, которая с нами произошла, это революция в церковно-национальном костюме (национальный костюм и церковное платье для меня одно и то же, ибо с нацией можно встретиться только в храме, а не в метро). Если в XIX веке женщины одевали в храм самые яркие, самые сарафанистые платья 192 , то сегодня, напротив, преобладают черно-коричневые тона. А где знаменитые «белые платочки»? Сравните фотографии церковных служб сорокалетней давности и современную картину. Именно белых платочков в храмах стало меньше. Темные цвета стали основными. Верный знак перемены религиозной психологии. Однажды меня потрясло письмо блаженного Августина . Он жестко выговаривает одной своей прихожанке – Экдиции – за то, что та при живом муже стала носить черную одежду вдовы 193 . Такой выговор означает, что в православных храмах пятого столетия по одежде можно было опознать: это – девица, это мужняя жена, а это – вдовица. Но в наших храмах, судя по одежде, теперь все вдовицы. Начиная с трехлетнего возраста! Однотонно мрачный стиль наших церковных одежд означает, что ушла культура праздника. И это катастрофа не меньшая, чем демографическая. Ушло радостное переживание народом своей веры. «И дам этому народу сердце, иссушенное печалью, взор унылый и потухший, душу, снедаемую скорбью…» ( Втор. 28,65 ; перевод с греческого 194 ). Вот, читаю как-то книжечку об одной новоявленной чудотворной иконе Божией Матери, и какая-то женщина говорит в этой брошюрке: «Когда чудотворную икону принесли к нам в храм, я как ее увидела, мне тут же захотелось умереть» 195 . Но почему же ей, бедняжке, не хочется жить и работать во славу Божией Матери, почему сразу умирать? Не слишком ли часто наши «мироносицы» так все и продолжают нести миро и слезы на могилу Того, Кто Всемогущ и Пасхален? В какой морок мы впали, я вижу по тому, как церковные аудитории реагируют в случаях, когда обращаешь к ним простой вопрос: «Скажите, при каком именно царе-батюшке строилось так много храмов на Руси, как сейчас?». Напоминаю: к началу 90-х годов в России (РСФСР) было порядка трех тысяч действующих храмов. Сегодня их – 16 000. По тысяче храмов в год открывалось в годы тех «реформ», что принято сейчас проклинать! По три храма в день!

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Как, спросите, подражать им? Где и как, по примеру их, можем следовать за Господом, пребывать с Ним, служить Ему от имений своих, стоять у Креста Его, сострадать Ему? Все это, братья мои, в некотором отношении, возможно и для нас – теперь, как некогда для Св. Жен Мироносиц. Желаете ль неотступно пребывать с Господом, слышать Его Божественное учение, видеть знамения и чудеса Его? Посещайте, сколько можно чаще, Св. Храм Божий. Здесь невидимо и таинственно присутствует Он Сам, окруженный Херувимами и Серафимами; здесь возвещаются те же глаголы, которые Он Сам своими пречистыми устами проповедовал в Иудее; здесь повествуются благотворные и живоносные знамения и чудеса Его, которые совершил Он своими пречистыми руками, совершаются даже новые, еще большие чудеса – в святых таинствах; пребывайте с Ним постоянно и вне храма Божия – непрестанным памятованием и размышлением о Нем, молитвенным и богомысленным собеседованием с Ним. А Он – вездесущий везде и всегда с нами есть во вся дни до скончания века ( Мф. 28:20 ). Хотите ли последовать за Ним? Последуйте невозбранно, как приглашает Он Сам: аще кто мне служит, мне да последует, и идеже есмь Аз, ту и слуга мой будет ( Ин. 12:26 ). Грядет Господь исполнить всякую правду ( Мф. 3:15 ), совершить волю Отца Небесного; гряди за Ним и ты – тщательным соблюдением всех заповедей Господних, охотным исполнением всей воли Отца Небесного, да сбудутся и в твоей жизни и делах все написанное в законе Моисеевом и Пророках и Псалмах, как сбылось все в жизни Спасителя. Поспешает Господь на помощь страждущим; поспешай за Ним и Ты, и Он скажет тебе некогда на суде своем: понеже сотворите единому сих братий моих меньших, Мне сотворили ( Мф. 25:40 ). Грядет Господь на Голгофу со крестом; не уклонись последовать Ему и Ты – благодушным перенесением посылаемых от Бога скорбей и бедствий в духе веры и преданности Его Промыслу, претерпением до конца всех обид и оскорблений; наносимых от неразумия или злобы человеков: претерпевший до конца, тот спасется! ( Мф. 10:22 ) Хотите ли послужить Господу, подобно Мироносицам и от имений своих? Послужите Ему доброхотным даянием на сооружение и украшение Храмов Божьих; – и Тот, кто похвалил усердие вдовицы, ввергшей две лепты в Церковную корвану, – примет и ваше даяние в жертву благоухания и воздаст вам сторицей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010