Вдовицы, как и девственницы, занимали почетные места в церковном собрании, то есть «сидели впереди всех»  . Основным источником, иллюстрирующим положение института вдовиц в IV веке, является уже знакомые нам «Апостольские постановления». Служению вдовиц и проблемам, связанным с этим служением, посвящена третья книга этого источника. Уже это говорит о той значительной роли, какую играли вдовицы в жизни раннехристианских общин. Во время чтения «Апостольских постановлений», невольно создается едва ли обманчивое ощущение, что вдовицы были самым скандальным, своенравным, проблемным институтом антиохийской экклесии IV века. Все проблемы в жизни вдовиц, по мнению автора сочинения, вызваны излишней активностью вдовиц. Предписание «сидеть дома» дословно повторяется на страницах главы четыре (!) раза. Автор «Апостольских постановлений» отказывает вдовицам в праве говорить о вопросах веры не только на богослужении, но и вне собрания. Если спрашивает кто, пусть отвечает не легко, исключая того, что касается веры, оправдания и упования на Бога . Итак, мы не позволяем женщинам учит в Церкви, но только молиться и слушать учителей . Вдовицы также обвиняются в том, что отвратительно ведут себя на богослужении в «день Господень»: они дремлют, болтают, сводничают, просят  . Возмущение вызывает практика вдовиц крестить, что откровенно «опасно, даже беззаконно и нечестиво»  . Самый большой грех состоит в том, что они увлекаются посещением домов верных. Посещая их, вдовицы оказываются источником интриг, сплетней, любопытства и болтовни. На основании оговорок автора можно предположить, что одной из основных задач вдовиц при посещении домов был сбор пожертвований. Делают они это чаще всего по собственной инициативе и, если верить автору документа, часто вне ведома епископа. Сбор милостыни нередко переходит у них в настоящее вымогательство. Полученные средства вдовицы даже могли отдавать в долг под проценты  . Обвинение вдовиц в жадности заслуживает особого рассмотрения. На наш взгляд, это обвинение как никакое другое показывает тенденциозность разбираемого трактата. В III.7 вдовица обвиняется за сам факт посещения домов христиан с целью сбора милостыни. В III.8, где дается образ праведной вдовы, обычай собирать милостыню уже поощряется. В чем же разница? В том, что сбор милостыни в последнем случае совершается «по воле диакона», то есть сообразно с политикой, проводимой клиром.

http://predanie.ru/book/217334-zhenskie-...

Епископской попечительности наш памятник поставляет на вид все невыгодные для нравственного характера условия вдовьей жизни, проходящей среди мира, поставлены на вид те недостатки, какие естественно воспитывает в себе вдова, живущая среди мира, как напр. склонность к сплетничеству, ханжеству, скупости, обжорству, сварливости, болтливости, интриганству и т.п. Посему-то дисциплинарные правила, предписываемые далее уставами св. апостолов для причтенных в чин церковных вдовиц, и имеют целью вкоренять в них наклонности и добрые нравственные качества, как раз противоположные вышеназванным нравственным недостаткам, отличающим по преимуществу обыкновенных мирских вдов. „Вдовицам надлежит быть честными, повинующимися епископу, пресвитерам и диаконам, а также диакониссам 124 , совестливыми, стыдливыми, скромными, не самочинными, не делающими ничего против устава ( παρ τν διαταγν) без ведома диакона, напр. к кому-нибудь уходить, чтобы там есть и пить, или что-нибудь взять у него. Если же делает что- либо таковое, да подвергнется запрещению постом или и отлучается как дерзкая“. „Есть некоторые, называющие себя вдовицами, а заповеди вдовства не соблюдающие. Не знают они, что не имя вдовицы ведет их в царство (небесное), а истинная вера и добрые дела. Если же какая стяжала имя вдовицы, а на деле преследует противоположные начинания, то не вменится ей вдовство ее и извергнутая из царства она предана будет вечному мучению. Ибо слышим, что некоторые вдовицы – ревнивы, завистливы, клеветницы, завистливые к милостыне, получаемой другими (вдовицами). Таковые – не Христовы, не последовательницы учению Его. Ибо им надлежит, в случае если совдовица их кем-либо будет одета, или получит от кого деньги, пищу или питье, или обувь, при виде этой наслаждающейся довольством сестры своей говорить: благословен еси, Боже, удовольствовавший совдовицу нашу; благослови, Господи, и прославь послужившого ей и да взыдет дело его в истине к Тебе и помяни его во благо в день посещения его, и епископа моего, добре служащаго Тебе и научившаго подать благовременную милостыню сестрице моей, в наготе бывшей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

В канонах и вообще в древнехристианской литературе нет обстоятельных описаний процедуры избрания и поставления в чин церковных вдовиц, но несомненно, что полномочия на такое избрание и поставление имели епископы. Вдовицы церковные содержались, как это видно из 1-го Послания апостола Павла к Тимофею и из ряда правил, здесь цитированных или упомянутых, христианскими общинами. Что касается служебных обязанностей церковных вдовиц, то они, очевидно, заключались в посещении больных, при этом церковные вдовицы не только оказывали помощь страждущим христианам, и в особенности христианкам в их телесных нуждах, ухаживали за ними, но также и вели с ними душеспасительные беседы, утешали их. Таким образом, они выполняли каритативное служение. Подобное служение исполняют у нас в России начиная с 18 в. насельницы некоторых женских монастырей, а также члены ряда сестричеств («диакониссы», «пресвитериссы». – О служении см.: Православная богословская энциклопедия). В наше время женщины могут прислуживать в храме, участвовать в управлении приходским хозяйством, но для них не существует поставления в особый чин. Во всяком случае, между древними поставлениями во вдовицы, диакониссы и пресвитериссы и поставлением в церковнослужительские степени не следует ставить знак равенства. Это было всего лишь благословением на исполнение церковного служения. 23. Обязанности и права клириков 23.1.Обязанности клириков Обязанности клириков вытекают из их должностей. Но помимо служебных обязанностей, есть еще и такие, которые связаны с образом жизни духовных лиц и нравственными нормами, которым они должны подчиняться. Общее правило тут таково: все, что служит препятствием для рукоположения со стороны кандидата в клир, возбраняется и уже посвященному священнослужителю или церковнослужителю. Даже единократно совершенное тяжкое греховное деяние: убийство, хотя бы и невольное, блуд, прелюбодеяние, воровство – влекут за собой, согласно канонам, извержение из сана (апост. 25, 66; Вас. Вел. 3, 32, 51 и 70). Клирики должны быть высоконравственными лицами. Каноны запрещают им пьянство и азартные игры. «Епископ, или пресвитер, или дьякон, игре и пиянству преданный, или да престанет, или да будет извержен» (апост. 42), «иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен» (апост. 43).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

пророк Божий Илья ( 3Цар. 17:9 ). Таковая уподобится Анне дочери Фануиловой от колена Асирова, которая не оставляла храма, ночь и день пребывая в молитвах и молениях, будучи 84 лет, которая с мужем прожила от девства своего только 7 лет и, славя пришествие Христово, восхваляла Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления во Израили ( Лк. 2:36–38 ). Таковая, получив одобрение, будет почтена и как на земли будет иметь славу от людей, так и на небесах – вечную хвалу от Бога. А вдовицы молодые да не приобщаются к сонму вдовическому, чтобы под предлогом невозможности преодолеть пылкость возраста, не вступили они во второй брак и не сделались виновными. Таковым пусть оказывают всевозможное вспомоществование и пособие, чтобы они под предлогом, что их оставили, не сделали непристойного дела, вступив во второй брак. Ибо и то обязаны вы знать, что однобрачие, бывающее по закону, праведно, как согласное с волею Божиею, а второбрачие, после обещания, беззаконно, не по соединению, но по нарушению обещания, а троебрачие есть знак невоздержания; брак же, бывающий сверх третьего, есть открытый блуд и несомненное распутство: ибо при творении Бог дал одному мужу одну жену: будета два в плоть едину ( Быт. 2:24 ). А женщинам молодым по кончине первого их мужа да будет позволен и второй, чтобы не впали они в нарекание диавольское ( 1Тим. 3:6 ) и во многие сети и в безрассудные и вредные для души похоти ( 1Тим. 6: 9 ), привлекающие более наказание, нежели прощение. «Истинные же вдовицы суть одномужние, известные очень многим по добрым делам, истинно вдовицы, целомудренные, непорочные, верные, благочестивые, хорошо воспитавшие детей, и беспорочно принимавшие странных. Об этих-то и должно иметь попечение, как о посвящённых Богу» 13 . Такая вдовица есть «жертвенник Божий» 14 . «Что же касается девства, то о нем мы не получили заповеди, но предоставляем его на волю желающих, как обет ( 1Кор. 7:25–26 ). Только убеждаем их, чтобы ничего не обещали опрометчиво, поскольку Соломон говорит: лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить ( Еккл. 5:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

В подобном изображении вдовиц тяжело не увидеть настоящей неприязни к «болтливым, злоречивым, наглым» вдовицам и к их служению. Чем вызвано подобное отношение? Ответ на это вопрос дает сам автор «Апостольских постановлений». По его мнению, истинная, добродетельная вдовица отличается всецелым послушанием иерархии. Так, вдовица «ничего не должна желать без воли диакона»  , «должна быть покорна епископам и пресвитерам и диаконам, а сверх сего — диакониссам»  . Вспомним, что именно подобное «встраивание» служения диаконисс в существующую иерархию обеспечило институту долгую жизнь. Майкл Пенн вообще видит прямое соответствие между ростом влияния диаконисс и падением авторитета вдовиц. Ключевым, как почти всегда, был вопрос власти и авторитета в общине. Церковные вдовицы, благодаря своему служению и целомудренной жизни, были носителями большого авторитета в глазах христиан. Благодаря безбрачию, специфически женской активности и близости к массам этот авторитет мог быть даже большим, нежели у женатого клира. Все это усугублялось особой женской религиозной ментальностью, объяснимой неспособностью разобраться в тонкостях вероучительных сложностей, частым нежеланием подчиниться епископу. Естественным выходом избежать разрушительного влияния была институционализация служения, включавшая регламентацию функций вдовиц и четкое подчинение надзору клиру. Майкл Пенн в своей работе пишет: «На протяжении всей античности раннехристианские общины колебались между оказанием помощи вдовицам и регулированием их влияния и власти в общине. Раннехристианские лидеры рассматривали вдов как почетное служение, которое нуждалось в поддержке, тем не менее, вдовы оказывались потенциальной угрозой Церкви и поэтому нуждались в контроле»  . В той борьбе за перераспределение власти в экклесии, которая началась в IVbeke, вдовицы оказались ключевой фигурой. Майкл Пенн справедливо замечает, что «Риторика Дидаскалии представляет идеальную вдовицу как пассивный, послушный инструмент клира; концепция бунтующей вдовицы имеет своей целью оправдание попытки иерархии установить контроль над этими женщинами. Обязанность вдов молиться использована с тем, чтобы минимизировать ее контакты с миром»  .

http://predanie.ru/book/217334-zhenskie-...

Юных же вдовиц отрицайте – русск. – не принимай ( 1Тим. 5:11 ), т. е. не принимай доверчиво и поспешно в хор избранных жен по вдовьему обету (Амвросий). В этом качестве обетных вдовиц (по-нынешнему – посвященных монахинь) они получали бы преимущественные права не только на церковное вспомоществование, но и могли бы достигать звания диаконисс; а между тем от этого могли бы происходить в церкви нередкие случаи соблазнов вследствие нарушения своих обетов юными и хорошо обеспеченными церковью вдовицами. «Молодые вдовицы сами подали повод к такому постановлению тем, что не выдерживали вдовства» (Феофелиакт). Еда бо рассвиерепеют противу Христа (русск. – впадая в роскошь в противность Христу), посягати хотят, имущие грех, яко первые веры отвергошася ( 1Тим. 5:11, 12 ). Разве грех вдовицам выходить замуж? Отнюдь нет; и сам Апостол ниже в ст. 14-м говорит: «я желают, чтобы молодые вдовы вступали в брак и раждали детей». Грехом же называет Апостол измену вдовиц своему обету (безбрачного вдовствования), а верой – этот самый обет безбрачия. «Ибо приемли решение вдовствовать для Христа, они вступают в завет со Христом, что обручаются Ему навсегда. Склоняясь же на брак с человеком, они нарушают сей завет и за то подлежат осуждению» (Экумений. Феофилакт.) г) Какие пресвитеры должны пользоваться сугубым обеспечением? ( 1Тим. 5:17, 18 ) Прилежащии же добре пресвитеры сугубыя чести да сподобляются ( 1Тим. 5:17, 18 ). О какой чести здесь говорит Апостол? На сие так отвечает св. Златоуст: «честию здесь называет Апостол попечение, доставление всего необходимого, подобно тому, как выше, когда говорит: вдовицы чти, – говорит о необходимой для них пище». … паче же труждающиеся в слове и учении. Глаголет бо Писание и проч. Почему Апостол возвышает учительных пресвитеров пред всеми другими? Потому что пресвитерство без учительства, т. е. простое совершение таинств, может отправлять всякий, даже простой и не подготовленный человек: ибо не требует ни особого умения, ни труда. Все здесь может быть делом одной только простой привычки. Между тем как учительство само по себе есть напряженный труд умственный, и для благоуспешности своей требует от пресвитера предварительной подготовки и долговременного обучения. Он же и в пасомых производит восприемлемость благодати, преподающейся в таинствах, наполняя ум догматами веры, а сердце склоняя к добродетели. Таким образом, учительство является главным условием, от которого зависит плодотворность пастырской деятельности. Благочестивая и назидательная жизнь пресвитера предполагается, конечно, сама собой при этом, как общее условие доброго пресвитерства. Но, как справедливо замечает св. Златоуст, когда речь идет о догматах, тогда какую силу имеет жизнь? Тут нужно учительское слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

По тому же самому желающим апостол предоставляет и совершенное, сколько возможно, при содействии благодати, отрешение от уз мира и природы, чтобы, без развлечения и стеснения чем-либо внешним, посвятить себя на служение Господу. «Глаголю же безбрачным и вдовицам, – так учит апостол – да пребудут якоже и аз. Но кийждо, (замечает при сем апостол), свое имать дарование от Бога: «один так, другой иначе» ( 1Кор.7:7,8 ). «Никто же бо воин бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет», ( 2Тим.2:4 ) – сказано собственно по отношению к служителям Церкви, но в своей общности это изречение относиться и ко всякому, желающему быть угодным божественному подвигоположнику и воеводе – Христу. Апостол предоставляет желающим, с убеждением к сему желанию, – быть и выше гражданских порядков – только не чрез расширение своего права с беззаконным посягательством на права других, но напротив чрез пожертвование собственным гражданским правом при беззаконном насилии других: «Уже бо отнюдь вам срам есть, яко тяжбы имате между собою: Почто не паче обидими есте? Почто не паче лишаеми бываете?» ( 1Кор.6:7 ) Справедливо находят в посланиях апостола мысль и о церковном учреждении общества людей, возвышающихся над невозбранными узами, приятностями и выгодами природы и мира (общества иноческого). Разумеем апостольское учение, преподаваемое в пастырских посланиях, касательно вдовиц. Правда, неудобно согласиться на ту мысль, чтобы сии вдовицы не имели какого-либо свойственного женщинам служения в Церкви, каковы, например, были в древности диаконисы. Ибо и потребности в сем служении уже не могли не быть в Церкви апостольского времени; и сами вдовицы не просто по свободе вступали в особое общество, а избирались по своим личным достоинствам, не только духовным, но и по летам и по прежнему супружеству: «вдовица да причитается не менши лет шестидесятих, бывши единому мужу жена» ( 1Тим.5:9 ); да, наконец, есть в посланиях и самое имя диаконисы церковной: «Вручаю вам Фиву сестру нашу, сущу служительницу церкве, иже в Кегхреех» ( Рим.16:1 ); как угодно кому, но жена, как служительница церкви, должна иметь какое-либо свойственное женам церковное служение, – иначе имя было бы без значения, без смысла.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Не только составные части памятника очень древнего происхождения, но и весь памятник, в целом его виде, по исследованию Гарнака, древнее сейчас названных канонических произведений древности. Этот вопрос с достаточною убедительностью раскрыт названным ученым в прежде упомянутом сочинении его: die Quellen der sogenannten apostolischen Kirchenordnung und s. w. Здесь автор приходит к следующим выводам относительно времени происхождения памятника в его целом виде. Сочинение или компиляция явилась во второй половине III века и во всяком случае не позже 300 года. Отодвигать возникновение компиляции на четвертый века неудобно, так как в это время появляются более или менее определенные церковно-правовые нормы, рядом с которыми нельзя найти места для разбираемого памятника. Местом возникновения компиляции немецкий ученый почитает Египет. Возникла она не в среде какой-либо знаменитой и строго-организованной церкви, а скорее где-нибудь в недрах небольшой провинциальной церкви. (Состав клира, по компиляции, представляется немногочисленным или даже прямо малочисленным). При всем этом остается совершенно неясным, ради какой цели, с каким намерением, составлен был памятник. Но это не лишает значения памятник, потому что и о других древних компиляциях как догматического, так канонического характера, часто нельзя сказать, с какою целью они появились в свет в свое время. О свойствах компиляции Гарнак также делает несколько соображений, служащих к уяснению содержания памятника. Он находит, что труд компилятора, поскольку он выразился в редактировали и упорядочении имевшихся в его распоряжении документов, труд этот был очень ничтожен. Он выражается в некоторых сокращениях и переделках и в некоторых незначительных дополнениях. Так, по суждению Гарнака, труд неизвестного компилятора, при редактировании той части памятника, которая названа выше первою, сводится лишь к следующему: компилятор позволил себе что-что вычеркнуть из документа, – это в особенности нужно сказать о числах. Источник содержал указание (как догадывается немецкий ученый), что должно быть два пресвитера, один чтец, три диакона и три вдовицы (диаконисы); но компилятору показались эти цифры слишком малыми, а потому он заменил их или совсем вычеркнул; поставил – три пресвитера, а пред словами «чтец и диакон» уничтожил цифры и, вероятно, по оплошности оставил цифру три пред словом «вдовицы». В этой же части памятника Гарнак указывает и некоторый добавки, принадлежащие перу компилятора, но они не имеют важного значения. В той части памятника, которая названа выше второю, Гарнак приписывает компилятору стремление изложить некоторые определения по своему, своим языком. Главная работа компилятора заключалась в том, что он, разделив свою работу на отдельные параграфы или члены, вложил их в уста того или другого из 12 апостолов, т. е. старался дать своей работе важный авторитет апостольской древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

10 . Но и народу не позволяем мы совершать какое–либо из дел священнических, каковы: жертва, или погружение, или руковозложение, или благословение, малое или великое. Ибо никто сам собою не приемлет сей чести, но призываемый Богом, потому что достоинство это дается чрез возложение рук епископа, а не получивший его, но восхитивший его сам, потерпит наказание Озии. 11 . Не позволяем крестить и прочим клирикам, как то: чтецам, или певцам, или привратникам, или служителям, но – одним епископам и пресвитерам, при служении им диаконов. А кто дерзнет на это, те подпадут наказанию кореян. Не позволяем также пресвитерам рукополагать диаконов, или диаконисс, или чтецов, или служителей, или певцов, или привратников, но – одним епископам. Таков чин и строй церковный. 12 . А что касается зависти, или ревности, или злословия, или распри, или спора, то мы сказали уже вам, что это чуждо христианина, а наипаче вдовиц. Однако же диавол, как подстрекатель изворотливый и чрезвычайно искусный в нанесении вреда, метит в лжевдовиц, как некогда в Каина. Ибо некоторые говорят, что они вдовицы, но заповедей, достойных вдовства, не соблюдают, как и Каин не соблюл законов братства. Они не знают, что не имя вдовства введет их в царствие, но истинная вера и праведные дела, а если какая, стяжав имя вдовства, упражняется в занятиях противника, то вдовство ее не будет почтено, и она, выгнанная из царствия Божия, предана будет вечному наказанию. Ибо мы слышим, что некоторые вдовицы ревнивы, завистливы, клеветливы, завидуют пособиям других. Такие не Христовы, и не воспитанницы учения Его; ибо когда какая совдовица будет одета кем или получит от кого деньги, или пищу, или питие, или обувь, то они, увидев оживленную сестру свою, должны говорить: 13 . Благословен Ты, Боже, ожививший совдовицу! Благослови, ЯХВЕ, и прославь послужившего ей, и дело его да взойдет к Тебе в истине, и вспомнишь его во благо в день посещения его; и епископа моего, хорошо послужившего Тебе и научившего быть благовременной милостыне состарице моей, которая нага. Приложи ему славу, и дай ему венец радости в день откровения посещения Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

Курсовая работа Алексея Волчкова: женщина-христианка в социально-культурном контексте I–III вв. н. э. (эгалитарность или патриархальность?, христианство — женская религия? женщина в миссионерской практике Иисуса), неинституциональные служения женщин и женщина в кафолической Церкви (женщины в Евангелиях, женщина — церковный лидер, женщины-проповедницы, пророчицы), женщина в кафолической Церкви (диаконисы, вдовицы, девственницы), женщины у еретиков, христианство — религия развратников? Группа Вконтакте Facebook группа Женские служения в раннем христианстве «Женские служения в раннем христианстве» — курсовая работа Алексея Волчкова: женщина-христианка в социально-культурном контексте I – III веков н.э. (эгалитарность или патриархальность?, Христианство – женская религия? Женщина в миссионерской практике Иисуса), неинституциональные служения женщин и женщина в кафолической Церкви (женщины в Евангелиях, женщина - церковный лидер, женщины - проповедницы, пророчицы), женщина в кафолической Церкви (диакониссы, вдовицы, девственницы), женщины у еретиков; христианство – религия развратников? Предание.ру - самый крупный православный мультимедийный архив в Рунете: лекции, выступления, фильмы, аудиокниги и книги для чтения на электронных устройствах; в свободном доступе, для всех Введение Вопрос о месте женщины в Церкви, ее функциях или ролях принадлежит к одному из самых острых и тяжелых для верного разрешения. Сложность эта проистекает даже не из очевидного факта недостатка фактологического материала, а из огромной политизированности этого вопроса в настоящее время. Появившееся в середине XX века феминистское движение, боровшееся за права женщин и достигшие в этом деле вполне определенных результатов, в гуманитарной науке проявило себя в виде подчас не совсем научно добросовестного стремления обосновать исторически справедливость своей политической и социальной программы. Очевидная польза от этого процесса состоит в том, что гуманитарная наука, пожалуй, впервые обратила серьезное внимание на целый ряд проблем, ранее рассматривавшихся как не вполне в научном смысле полноценные и заслуживающие внимание серьезного ученого. К ним относятся проблемы таких социально–культурных «структур» как брак, отношение к женщине, «мужественность» и «женственность» в истории, место женщины в различных социальных, политических, экономических, культурных и религиозных системах. Тем не менее, сложилась не очень для науки полезная ситуация, когда научные изыскания с традиционным для истории историко–критическим методом заменялись публицистическими по содержанию, историко–философские сочинения, обосновывающие вполне определенную систему политических взглядов.

http://predanie.ru/book/217334-zhenskie-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010