Разделы портала «Азбука веры» Вдова — статус женщины после смерти супруга; церковный чин. Это церковное служение стояло в одном ряду с диаконисами и пресвитеридами, не принадлежа к числу клириков.  Вдовицы занимали подчиненное положение не только к пресвитерам и диаконам, но также и к диаконисам. Поставляемы на служение были епископами, носили мирские одежды, состояли на содержании церковных общин. Гюстав Доре. Грош вдовы ( Мк.12:41-44 ). Святитель Иоанн Златоуст говорит, что вдовицы в отличие от прочих прихожан постоянно присутствуют в церкви, воспевая псалмы, и заботятся об украшении церкви (На 1Кор. Часть 30). Их служение очевидно заключалось также в посещении больных, страждущих и жаждущих утешения христиан, и в особенности христианок. Подобное служение исполняют в России начиная с XVIII в. члены сестричеств. «Вдовица должна быть избираема не менее как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь и противность Христу, желают вступать в брак» ( 1Тим.5:9-11 ).  Канонические правила о церковных вдовах: Карф. 38(47) ; Василия Вел. 18 и 24 . Последнее упоминание о церковных вдовицах в канонах содержится в 40м правиле Трулльского Собора (691–692). Цитаты о вдове «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия». 1Кор.7:39-40 «Вдова освободилась от дел житейских и уже идет к Небу, и то усердие и служение, которое она оказывала мужу, может употребить на дела духовные». свт. Иоанн Златоуст Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vdova

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет На полотне изображен эпизод, описанный в Евангелии от Луки и Марка. Шествуя в храм с учениками, Христос обратил особое внимание на то, как люди клали свои подношения на храм. Как известно, у иудеев был обычай давать вклады в церковную сокровищницу, которая называлась «газофилакион», из которой получали содержание священники, бедные и вдовицы. Одна бедная вдова положила в неё две лепты (мелкая разменная монета). Подозвав учеников к Себе, Христос сказал им: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу. Ибо все клали от избытка своего, а она от бедности своей положила все, что имела, — все пропитание свое».( Мк. 12: 41-44 ). Описание Художник представил сцену, в которой показал приношения богатого иудея и бедной вдовы. Действие разворачивается во внутреннем дворе синагоги. Перед зрителем предстает процессия, идущая в храм. Здесь собрались и седовласые старцы, и женщины, и дети. На переднем плане изображен богач, облаченный в дорогой виссон и зеленую с красной подбивкой накидку из дорогой ткани. На голове его полосатый плат. Рядом с ним слуга, который протягивает своему господину деньги. На лице богача самодовольство, жизнь его протекает в достатке и благополучии, и та жертва, которую он дает на храм, явно не отягощает его туго набитого монетами кошелька. Присутствующие люди смотрят на него с подобострастием, надеясь на его благосклонное отношение. За спиной богача художник изобразил бедную вдовицу, которая принесла в дар храму самое последнее, что у нее было – две маленькие монетки – лепты. На заднем плане изображен Спаситель, Который стоит немного в стороне от идущей в храм толпы людей. Перстом он указывает на бедную вдову с ребенком, которая украдкой, робко оглядываясь, подходит к дарохранительнице. Своим поступком она показывает всю силу своей веры и свое усердие, которое превосходит жертву богача, подающего от избытка, хвалящегося своим богатством, превозносясь в самодовольстве перед другими: «…увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» ( Лк.21:2-4 ). Как видно из слов Христа, вдовица принесла свое подаяние и смиренно, склонив голову, отошла в сторону. Потеряв кормильца, ей ничего не остается, как надеяться на Бога, но при этом она сама готова отдать Богу последнее, поскольку любит Его всем сердцем. Так, в данной притче показывается наглядно качество веры, а не количество жертвуемого. Рекомендуемая литература

http://azbyka.ru/art/lepta-vdovy/

Разделы портала «Азбука веры» Христианское искусство Сюжет На полотне изображен эпизод, описанный двумя синоптиками — евангелистами Лукой и Марком. По их свидетельству, Христос обратил особое внимание на то, как люди клали свои подношения на храм. У иудеев сохранялся особенный обычай, тот, что имеющие и желающие делали вклады в церковную сокровищницу, которая называлась «газофилакион», из которой получали содержание священники, бедные и вдовицы. Между тем как многие делали это, подошла и вдовица и показала свое усердие лучше богатых: «…увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» ( Лк.21:2-4 ). Описание Действие на картине происходит во внутреннем дворе синагоги, который представляет собой небольшую площадку со стоящим на каменном столбе коробе для приношений. Вокруг площадки собрались люди: сидящие в надежде на подаяние нищие и вполне состоятельные граждане, по обыкновению приносившие жертву на храм в виде денег. Рядом со входом, занавешенным пестрым покрывалом, собрались ученики Христовы, внимающие словам Христа-Спасителя, стоящего посередине площадки и указывающего на бедную вдову, держащую на руках младенца и бросающую монету в короб. Внимание к вдове не случайно — Иисус стал невольным свидетелем поступка женщины, отдавшей последние деньги на храм от чистого сердца, с благоговением и глубокой верой. Она стоит в одиночестве освещенная лучами полуденного солнца. Потеряв кормильца, ей не остается ничего, как всецело надеяться на Создателя, но при этом она сама готова отдать Богу последнее. Поведение бедной вдовы в Храме отличало её ото всех. Богатые жертвовали от своего достатка, бедные просили милостыню у ворот, она же пожертвовала всем. Женщина отдала не просто две лепты, она пожертвовала своё дневное пропитание.  На эти деньги  можно было купить лишь небольшой кусок хлеба – это были последние деньги, которые вдова пожертвовала Богу. Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 38  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/lepta-vdovy-kotarbi...

Совокупность имеющихся данных позволяет утверждать, что с самого начала вхождение в Церковь представляло собой процесс, совершавшийся в два этапа. Обязательным в соответствии с заповедью Иисуса Христа было крещение ( Мф. 28:19 ; Мк. 16:16 ). Однако полноценным членом Церкви крещеный становился после того, как на него сходил Святой Дух. Сошествие Святого Духа на крещаемого могло следовать сразу же за крещением, как это было в случае с евнухом царицы Эфиопской ( Деян. 8:39 ), или после некоторого временного промежутка, как это было в описанном случае. Более того, оно могло предшествовать крещению, как явствует из эпизода, который будет рассмотрен ниже ( Деян. 10:44–48 ). В дальнейшей истории христианства практика двухэтапного вступления в Церковь будет сохранена, и таинство Крещения будет дополняться таинством Миропомазания, в котором верующему подается «печать дара Духа Святаго» 278 . Такая практика в православной и католической традициях сохраняется по сей день (при этом в Православной Церкви Миропомазание следует сразу же за Крещением, тогда как в католической традиции совершение двух таинств, как правило, разведено по времени). К периоду пребывания Петра в Самарии относится рассмотренный выше эпизод с Симоном-волхвом ( Деян. 8:18–24 ). Миссия Петра и Иоанна в Самарии завершилась тем, что они, «засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие» ( Деян. 8:25 ). Таким образом, в разных местах Самарии возникли различные церковные общины. Перечисляя области, в которых христианство распространилось на раннем этапе, Лука упоминает Галилею ( Деян. 9:31 ). Однако это единственное упоминание о Галилее во всей книге Деяний, и никаких подробностей распространения там христианской миссии Лука не приводит. Петр в Лидде и Иоппии Среди городов, которые посетил Петр, упоминаются Лидда и Иоппия. В Лидде, как мы помним, он исцелил расслабленного ( Деян. 9:32–35 ), а в Иоппии воскресил Тавифу ( Деян. 9:36–42 ). И в том, и в другом городе к моменту прихода Петра уже существовали христианские общины. Об этом свидетельствуют слова Луки: «Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде» ( Деян. 9:32 ). Под «святыми» понимаются местные христиане, и само посещение Петра описывается как обход уже существующих общин. В истории воскрешения Тавифы также упоминаются «ученики», «святые» и «вдовицы», что свидетельствует о наличии там немалочисленной общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Таким благочестивым вдовицам св. апостол в 6 стихе противопоставляет " сластолюбивых " , о которых говорит, что таковые " заживо умерли " , то есть в живом еще теле носят умерщвленную грехами душу. Таковым апостол заповедует внушать, чтобы они обратились к непорочной жизни (ст. 7). " Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного " (ст. 8) — обличение это, надо полагать, направлено против тех, которые стараются сбыть своих престарелых родственников на церковное содержание, не желая заботиться об их пропитании. Далее, с 9 по 16 стих, апостол говорит о том, что на церковное служение и на полное содержание Церкви должны быть принимаемы вдовицы, не менее как шестидесятилетние, бывшие женою одного мужа, известные своими добрыми делами, но не молодые, падкие на разного рода грехи. Некоторые толковники полагают, что здесь идет речь о кандидатках в диакониссы, к которым и предъявляются условия, сходные с условиями, которым должны отвечать кандидаты в диаконы. Но некоторые считают, что здесь просто продолжение речи о вдовах, заслуживающих попечения Церкви. Таким вдовицам, которые чувствуют себя неспособными жить в честном вдовстве, св. апостол советует лучше вступать во второй брак, нежели уклониться с доброго пути жизни, примеры чего апостолу известны, как видно из его слов: " ибо некоторые уже совратились вслед сатаны " (ст. 15), что, по мнению св. Златоуста, значит: впали в блуд. В 16 стихе св. апостол снова повторяет, что верные сами должны заботиться о своих родных вдовицах, не обременяя их содержанием Церковь. Во второй части 5 главы, с 17 по 25 стих, апостол учит Тимофея, как поступать епископу в отношении пресвитеров. " Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении " (ст. 17) — здесь под " честью " , которой должны сподобляться усердствующие пресвитеры, св. Златоуст понимает " попечение " , " доставление им всего необходимого " для жизни, что подтверждается и следующим, 18 стихом.

http://sedmitza.ru/lib/text/430646/

Таким образом, диаконство или должно исчезнуть, как особый вид пастырского служения, или должно получить для себя какую-нибудь самостоятельную функцию. Эта самостоятельная функция и была дана ему вначале, в первые дни христианства. Но эта функция диаконства, это подлинное и настоящее служение диаконов давно уже утрачено и даже вовсе забыто. Итак, вспомним, каково было служение диаконов вначале. Вскоре после сошествия Св. Духа на апостолов, когда они еще не разошлись из Иерусалима, но все были вместе, произошла среди христиан какая-то неисправность в ежедневном распределении содержания между верующими, так что вдовицы из эллинистов (пришельцев из других стран) терпели нужду – „презираемы были в ежедневном раздаянии потребностей“. И вот из-за этого между эллинистами и евреями произошел спор. „Тогда двенадцать (апостолов), созвав множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Св. Духа и мудрости; их поставим на эту службу. А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему со6ранию и избрали Стефана, мужа исполненного веры и Духа Св., и Филиппа и Прохора и Никанора и Тимона и Пармена и Николая антиохийца, обращенного из язычников. Их поставили пред апостолами; и сии, помолившись, возложили на них руки“. ( Деян. 6:1–6 ). Таковы были первые диаконы в Церкви Христовой. Получив от св. апостолов такое важное занятие, как забота о ежедневном содержании верующих, диаконы скоро возвысились в ряду других служений церковных и заняли такое видное положение в Церкви, что стали ближайшими помощниками епископов и обыкновенно ставились наряду с ними 2 . Сродство и близость между епископами и диаконами древнего времени были замечательны. Иногда в отсутствие или по смерти епископов, диаконы были их заместителями, не совершая конечно их священного служения. В древних памятниках 3 , где упоминается об епископах и диаконах, те и другие изображаются совершенно одинаковыми нравственными чертами 4 . И эти нравственные качества, требуемые от епископов и диаконов, уже сами говорят за то, что епископы и диаконы имели своим существенным делом заботу о материальном благополучии верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

Таким образом, диаконство или должно исчезнуть, как особый вид пастырского служения, или должно получить для себя какую-нибудь самостоятельную функцию. Эта самостоятельная функция и была дана ему вначале, в первые дни христианства. Но эта функция диаконства, это подлинное и настоящее служение диаконов давно уже утрачено и даже вовсе забыто. Итак, вспомним, каково было служение диаконов вначале. Вскоре после сошествия Св. Духа на апостолов, когда они ещё не разошлись из Иерусалима, но все были вместе, произошла среди христиан какая-то неисправность в ежедневном распределении содержания между верующими, так что вдовицы из еллинистов (пришельцев из других стран) терпели нужду – «презираемы были в ежедневном раздаянии потребностей» (ν τ διακον τ καθημεριν). И вот из-за этого между еллинистами и евреями произошёл спор. «Тогда двенадцать (апостолов), созвав множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах (διακνεν τραπζαις). Итак братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Св. Духа, —589— и мудрости; их поставим на эту службу (π τς χρειας τατης). А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию, и избрали Стефана, мужа исполненнаго веры и Духа Св., и Филиппа и Прохора и Никанора и Тимона и Пармена и Николая антиохийца, обращеннаго из язычников. Их поставили пред апостолами; и сии, помолившись, возложили на них руки». ( Деян.6:1–6 ). Таковы были первые диаконы в Церкви Христовой. Получив от св. апостолов такое важное занятие, как забота о ежедневном содержании верующих, диаконы скоро возвысились в ряду других служений церковных и заняли такое видное положение в Церкви, что стали ближайшими помощниками епископов и обыкновенно ставились наряду с ними 702 . Сродство и близость между епископами и диаконами древнего времени были замечательны. Иногда в отсутствие или по смерти епископов, диаконы были их заместителями, не совершая конечно их священного служения. В древних памятниках 703 , где упоминается об епископах и диаконах, те и другие изображаются совершенно одинаковыми нравственными чертами 704 . И эти нравственные качества, требуемые от епископов и диаконов, уже сами говорят за то, что епископы и диаконы имели своим существенным делом заботу о материальном благополучии верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Храмы нужны не Богу, престол Которого небо и подножие земля, а нам они нужны. Полезны нам наши жертвы на храмы, но Господь принимает не столько вещество, сколько наше усердие. Христос одобрил лепту вдовицы, сказав, что она положила больше всех, ибо богатые клали много от своего избытка, а она отдала все, что имела, все пропитание свое. Жертвы наши во имя Божие принимает Сам Бог . Духовно наши жертвы поступают в сокровищницы небесные, Божии, откуда их никто не восхитит, а если кто похищает церковное имущество, то тот крадет у Самого Бога и покарает того Сам Господь Бог. Так и смотрели благочестивые русские люди, подавая свои гроши собиравшим на храмы седым дядям Власам. За каждым богослужением поминаются строители храмов. Строя храмы здесь на земле, мы тем самым созидаем и себе вечные кровы на небе. Пройдут десятки лет, истлеют наши тела, быть может и от костей ничего не останется. А души наши будут вечно жить. Благо тому, кто приготовил для души своей обитель в чертогах Небесных! Если даже уже разрушатся построенные церкви, записаны будут в вечных книгах Божиих имена их строителей и запечатлены будут вознесенные в них молитвы. «Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору и несите дерева и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь». «Я с вами! говорит Господь. ( Агг. 1:7–8, 13 ) Сан-Францисской пастве Возблагодарив Господа Бога за окончание судебных тяжб вынесением судебного решения, призываем всю паству прекратить все взаимные обвинения и постараться загладить все внесенное церковной смутой. Отстаивая правду, как кто ее понимал, друг другу наносили оскорбления, высказывались или таились подозрения, разделившие русское общество на ряд враждующих лагерей. С вынесением судебного решения, ясно, что все подозрения и обвинения не имели основания. Таким постановлением Штатного Суда обелено русское имя, и оно является отрадным не только для обвинявшихся, но и для всех русских, а особенно для жертвовавших на построение нового Собора и прихожан Собора, которые могут быть спокойны, что средства, жертвуемые ими на Церковь шли (и сейчас идут) по назначению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Церковь Иерусалимская в это время до того умножилась и община верующих стала столь многочисленна, что Апостолы даже не успевали исполнять всех обязанностей своего служения. Между верующими даже образовались как бы две народные партии: 288 еврейская из Иудеев, урожденцев Палестины, и партия из елленистов или Иудеев, рожденных от родителей, переселившихся в те страны Азии, где жили Греки и в самую Грецию. Елленисты эти, стали роптать на евреев за то, что вдовицы их были пренебрегаемы при ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов созвали всех верующих – они почти всегда так поступали – и хотя все вместе составляли одну общую власть, но не хотели принимать никакого решения иначе, как с согласия всей Церкви. Когда все ученики собрались, то Апостолы сказали им: «Не хорошо нам оставлять слово Божие и пещись о столах; и так братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Духа Святаго и мудрости; их поставим на сию службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова». Предложение это было одобрено всем собранием; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа и Прохорора и Никанора и Тимона, и Пармена и Николая Антиохийца, обращенного из язычников. Их поставили пред Апостолами; и сии, помолясь, возложили на них руки. Избрание сделано было, следовательно, всей Церковью , а возложение рук, освященное молитвою, совершено сонмом Апостолов, от которого исходит всякая власть в Церкви. Новые церковно-должностные лица эти, названы были диаконами, то есть служителями. Учреждение иерархии церковной. Епископы. Иаков, брат Господень, избран в епископы Иерусалимские Апостолы также решились препоручить управление Церковью иерусалимской мужу, достойному этого высокого назначения. Климент александрийский , столь близкий временам апостольским, говорит о том 289 следующее: «По вознесении Спасителя, Петр, Иаков и Иоанн, не взирая на то, что Господь оказывал им предпочтение перед прочими учениками, не стали спорить о первой почести, но избрали Епископом иерусалимским Иакова, прозванного Праведным». Тот же Климент добавляет: 290 «После воскресения, Господь даровал дар знания Иакову – Праведному, Иоанну и Петру. Они же сообщили дар сей прочим Апостолам, а те уже – семи – десяти ученикам, в числе которых был и Варнава».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

— служение вдовиц существует наряду и рядом с общей массой уже известных нам вдовиц, неимущих женщин. Более того, из этого отрывка мы видим, что служение вдовиц уже тогда сталкивается с целым рядом испытаний и возможных злоупотреблений. Самое большое беспокойство вызывают у Павла «молодые вдовицы». Наиболее опасным в «молодых вдовицах» для автором послания является их желание «вступить в брак» (gamein qelousin). Причем брак той, которая приняла служение вдовицы, трактуется автором послания не иначе как «противность Христу», за которую они «подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру». Кроме того, «молодые вдовицы» практикуют ряд неприятных для автора документа действий. Они, оказывается, «ходят по домам», оказываются «болтливы, любопытны, и  говорят , чего не должно». Совет Павла таким вдовам — «вступать в брак, рожать детей, управлять домом». Иначе говоря: служение молодых, активным женщин — сугубо домашнее, семейной, а никак не церковное. Задумаемся о том, почему такое подозрение вызывали у автора Первого послания к Тимофею, «молодые вдовицы». На наш взгляд, «молодые вдовицы» не совсем соответствовали тому пониманию служения вдовицы, которое было у автора послания. В чем было основное несоответствие? В их активности. Обратим внимание, служение «истинной вдовицы» пассивно и молчаливо, оно имеет исключительно молитвенное выражение. Да и сложно ожидать особой активности от шестидесятилетней женщины. «Молодые вдовицы», напротив, посещая дому, миссионерствуя, говоря об истинах веры, осуществляли активное служение, в чем оказывались близки к служению диаконисс. Павел опасается этой с трудом управляемой женской религиозной энергией и пытается определенным образом ее «канализировать», то есть оградить женскую активность в экклесии, обратив внимание молодых христианок на свои домашние, частные, непубличные обязанности. Автор Первого послания к Тимофею конструирует служение «истинных вдовиц», отказывая «молодым вдовицам» в праве на активную религиозную деятельность.

http://predanie.ru/book/217334-zhenskie-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010