118 См.: Карфагенский собор, правила 110–116; об Аравсийском соборе у Mansi. Saer. Concil. collectio, T. VIII, p. 70 sq. Особенно Capirula V и VIII. 119 Например св. Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский, в беседе на усекновение главы Предтечи Христова и Крестителя Иоанна называет совесть «природным словом благодати», т. е. прямо называет её и благодатью, и вместе естественной, не отличной от духовной природы человека силой (см. 34 «Церковных ведомостей», 19 августа, 1900 г. Прибавления к ним, с. 1349). 121 О том, как с философской точки зрения можно мыслить действие в нас всеобщей или промыслительной благодати, можно читать в докторской диссертации профессора Кудрявцева «Религия, её сущность и происхождение», Москва, 1871 г., отдел «Объективный источник религии», особенно с. 231–232. Моё истолкование 3-го члена Послания Восточных Патриархов и учения о всеобщей или промыслительной благодати очевидно знакомо г. Введенскому. В своей магистерской диссертации «Вера в Бога, её происхождение и основания» (с. 441–442) г. Введенский говорит о всеобщей и промыслительной благодати (в отличие от такой предваряющий благодати, которая не на всех людей действует) и о вере христианской, в отличие от веры нехристианской, и ссылается как на Послание Восточных Патриархов, так и на Аравсийский собор. В коллоквиуме с о. Малиновским при защите последним своего «Догматического богословия», в котором этот о. Ректор Подольской Духовной семинарии «с решительностью высказывает мысль, что языческие жрецы лишены были непосредственного откровения Божия», г. Введенский сказал: «Я же в своей магистерской диссертации высказал другой, прямо противоположный взгляд на этот вопрос». Далее он ссылается на учение Послания Восточных патриархов о предваряющей благодати, «которая, – говорит г. Введенский, – называется всеобщей и промыслительной...» Эта выдержка из коллоквиума напечатана в «Богословском вестнике» за июнь 1904 г., с. 205–207 в статье г. Введенского «К вопросу о методологической реформе православной догматики».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Какие тогда раздавались сильные призывные голоса к новой церковной жизни. Какие слышались обличительные речи против затхлости во всех областях церковного строя. (...) Но, к сожалению, все это стер собор 1917–1918 гг. На нем с особенной глубиной отразилось реакционное настроение отживших свое время руководителей жизни, которые естественно были недовольны нарождавшимся новым строем государственно-общественной жизни» (ЦО 1924, 13–14, с. 53). Еще резче высказывается о Соборе прот. А.И. Введенский , называя его «антихристовым собором», «сатанинским собором» (Введенский 1923, с. 104). «Когда же с августа 1917 г. церковная реакция черной тучей опустилась над белым домом Пречистой, – говорил А.И. Введенский с трибуны обновленческого Собора 1923 г. (Собор открылся в Успенском кремлевском храме), – когда церковь стала снова питаться надеждой на быстрый контрреволюционный реванш, наш союз занял резко оппозиционную линию» (ВСС 1928, 5, с. 5). В этом контексте совершенно справедливыми кажутся слова Б.В. Титлинова: «Тихоновскую церковную позицию можно определить собором 1917–1918 г., а обновленческую – собором 1923 г.» (ЦО 1925, 12, с. 93). 275 Реформы в этом направлении решали сразу две задачи: во-первых, лидеры движения получали возможность занять епископские кафедры, а во-вторых, появлялся слой второбрачных священников, чье право совершать богослужение признавалось только обновленцами. Порвав с движением, эти священники автоматически лишались сана. 276 Эту ситуацию осознавали и власти, запретившие поминовение за богослужением контрреволюционеров (находящегося в заключении Патриарха и правящих архиереев. Подписанный Н.В. Крыленко циркуляр Наркомюста 254 от 8.12.1923 г.: «В связи с поступающими с мест запросами о том, представляет ли собой уголовно наказуемое деяние публичное чествование лиц, осужденных или находящихся под судом за совершение тяжких государственных преступлений (...), в частности в отношении гр. Белавина (Тихона) предлагаю руководствоваться нижеследующим. Поскольку такое чествование, выражающееся в упоминании имени данного лица в молитвах, проповедях и т.п., с присоединением к этому звания, по состоянию, в коем это лицо совершило вменяемое ему преступное деяние, носит характер явной политической демонстрации против рабоче-крестьянской власти или направляется с явным намерением возбудить в населении недовольство или дискредитировать власть, оно является деянием уголовно-наказуемым» (Штриккер I, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Обновленческий Собор сыграл некрасивую роль – он санкционировал преступления против Церкви, совершенные в разное время представителями группы " Живая церковь " и другими обновленцами. Но с Соборами всегда повторяется одно и то же: есть какая-то таинственная сила, заставляющая верующих постановления одних Соборов признавать, других – отвергать. Эта сила – против Собора 1923 года». Доклад высокопреосвященного Илариона закончился под аплодисменты всего зала, после чего был объявлен перерыв. После перерыва защитником обновленчества выступил бывший обер-прокурор Синода Львов, чье появление было встречено таким шумом, что он едва смог говорить. Затем выступил епископ Серафим (Мещеряков), он вышел в изодранной красной рясе. Его речь не прерывали. Он сказал, что начиная с IV века административная церковная власть подпала под влияние государства и часто во епископы поставлялись недостойные люди. Так было и у нас в России со времен Петра I. И епископы, которые назначались Синодом, обер-прокурором, лицами светскими, были даже менее достойными людьми, чем епископы живоцерков- нические. Выступивший православный священник из Московской епархии рассказал о методах привлечения к " Живой церкви " сельского духовенства, о том, как обновленцы на Троицком подворье предлагали ему подписать протест против приговора священников к расстрелу, а на лицевой стороне этой бумаги была отпечатана формула признания ВЦУ и фамилия, имя и отчество священника. Выступивший старообрядец говорил о несерьезности спора между тихоновцами и обновленцами и предлагал им примириться. Толстовец пожаловался, что сначала обновленцы звали всех сектантов на Собор, обещая им всякие льготы, желая с их помощью обеспечить себе большинство на Соборе, а когда дошло до дела, то на Собор не пустили. 13 октября в здании Политехнического музея состоялся диспут на тему: «Кто враги Церкви?». Диспут продолжался с восьми часов вечера до двенадцати часов ночи. В нем участвовали архиепископ Иларион и обновленческий священник Александр Введенский . Первым выступил Введенский. Он сказал, что обновленческое движение началось еще при монархическом строе и что священники при монархии были чиновниками охранки, а Собор 1917 года – собрание контрреволюционеров. Его выступление прерывалось шумом и выкриками, и когда он стал говорить о Патриархе Тихоне, что последний был связан с зарубежной контрреволюцией и был противником помощи голодающим, в зале разразилась буря протестов, шум продолжался четверть часа. Причем всякий раз, когда Введенский говорил «Тихон», зал дружно кричал – «Патриарх».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Котласский район (Архангельская область) Материал из Азбука паломники Свято-Введенский собор (Сольвычегодск) [ править править код ] Введенский монастырь в Сольвычегодске (ранее Вологодской епархии, с 1929 г. Сольвычегодск – в составе Северного края с центром в Архангельске, с 1937 г. – Архангельской обл.). Сольвычегодский Введенский необщежительный мужской монастырь (первоначально— во имя Святых Бориса и Глеба) расположен в Соли Вычегодской (сейчас город Сольвычегодск). Монастырь основан братьями Строгановыми в 1565 году на берегу маленькой речки Солонихи (Усолки). Начало Введенского монастыря связано с благословением Никандра архиепископа Ростовского и Ярославского. Сыновья Аники Строганова — Яков, Григорий и Семен — поставили в 1565—1570 годах в монастыре деревянный собор во имя Введения Богоматери во храм. Собор был освящён в 1570 году. Аника Строганов пожертвовал в собор икону «Введение». Адрес: Россия, Архангельская область, Котласский район, Сольвычегодск, Курортная улица д. 11. Телефон: +7 (81837) 79296 ; сот: 8-921-481-05-69 . — отец Владимир. Подробнее... Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (Вычегодский) [ править править код ] В ноябре 2000 года зарегистрирован приход Тихвинской иконы Божией Матери. Приход Тихвинской иконы Божией Матери устроен в 2004 году в бывшем здании детского сада, переданного приходу в полуразрушенном виде и перестроенном на средства прихожан. Богослужения начали совершать с февраля того же года. В 2008 года в Вычегодском на берегу старицы был установлен освящённый крест. В сентябре 2013 году в храме завершился ремонт. Устроенная при храме воскресная школа является возрождением духовной жизни посёлка. Адрес: Россия, Архангельская область, Котласский район, г.Котлас, пгт.Вычегодский, ул.Пионерская, 11а Телефон: +7(81837) 63818 Подробнее... Церковь Николая Чудотворца (Гагарки) [ править править код ] Кирпичная двухэтажная церковь, построенная в 1773-1781 годах, колокольня под шпилем сооружена в начале XIX века. Верхний храм представляет собой двусветный одноглавый четверик с декором в духе тотемского барокко, с алтарем и небольшой трапезной. Вверху холодный Никольский храм, внизу Рождество-Богородицкий храм с приделами Афанасия Александрийского и Параскевы Пятницы.

http://azbyka.ru/palomnik/Котласский_рай...

Резолюция, принятая Собором, лишь повторяет в общих чертах основные положения доклада А.И.Введенского , который, очевидно, и является ее автором. “Заслушав доклад протоиерея А.И.Введенского , – гласит постановление Собора, – Всероссийский Поместный Собор Православной Церкви свидетельствует перед лицом Церкви и всего человечества, что сейчас весь мир распался на два класса: капиталистов-эксплуататоров и пролетариат, трудом и кровью которого капиталистический мир строит себе благополучие. Во всем мире лишь Советское государство вышло на борьбу с этим социальным злом, христиане не могут быть равнодушными зрителями в этой борьбе. Собор объявляет капитализм смертным грехом, а борьбу с ним – священной для христианина. В Советской власти Собор видит мирового вождя в борьбе за братство, равенство и мир народов. Собор клеймит международную и отечественную контрреволюцию, осуждает ее всем своим религиозно-нравственным авторитетом. Собор зовет каждого честного христианина-гражданина России единым фронтом, под предводительством Советского правительства, выйти на борьбу с мировым злом, социальной неправдой. Священный Собор Православной Церкви 1923 года, обсудив положение Церкви за время революции, постановляет: 1 . Начиная с лета 1917 года, ответственные церковные вожди встали на определенную контрреволюционную точку зрения. “ Церковь должна восстановить единство царской России” – вот лозунг, которым начала жить Церковь , так тесно связанная до революции с царизмом. Собор 1917 года, состоявший, главным образом, из представителей реакционного духовенства, а также крупного дворянства, собственников и членов реакционных политических партий, с самого начала стал определенным политическим и контрреволюционным сборищем, только прикрывавшим все эти деяния именем Христа Спасителя. Собор борется с революцией. Он не признает даже Временного правительства, а после Октября эта борьба доходит до совершенно невероятных размеров. После Собора патриарх Тихон продолжает контрреволюционную деятельность. Он делается вождем и знаменем противников Советской власти. Он вводит Церковь в контрреволюционную борьбу. Священный Собор Православной Церкви 1923 года осуждает контрреволюционную борьбу и ее методы – методы человеконенавистничества, в особенности, Собор 1923 года скорбит об анафематствовании Советской власти и всех ее признавших.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Малоярославец. Николаевский Черноостровский монастырь. Собор Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Никольский собор был заложен в 1812 году. Однако вскоре в фундаменте образовались трещины, и все построенное на тот момент пришлось разобрать. Вторично собор заложили в 1823 году. Собор строился на деньги участников Отечественной войны, также внёс вклад и император Николай I. Собор освящен 26 августа 1843 года в день Бородинского сражения. Центральной постройкой Николаевского Черноостроженского монастыря является собор в честь Николая Чудотворца. Он возвышается в центре монастырского комплекса с приделом на хорах во имя Спаса Преображения и церковью Всех Святых на нижнем этаже. Его строительство было начато в 1812 году, но через 10 лет в фундаменте были обнаружены трещины, и собор был разобран до основания. Новый храм по новому плану был заложен в 1825 году. Это великолепный памятник церковной архитектуры в стиле классицизма. Собор строился на деньги участников войны 1812 года. Не пожалел средств на его строительство и император Николай Первый. Освящали собор в годовщину Бородинского сражения. Когда в 1920 году монастырь закрыли, Никольский собор оставался единственным действующим храмом на этой территории. В 1939 году в нем была открыта экспозиция музея 1812 года. Но после Великой Отечественной войны ее переместили в часовню, а в помещении собора устраивали то техникум, то шахматный клуб, то художественную школу, то хлебозавод. Постепенно монастырь приходил в полное запустение, но постройки его все же сохранились с 19-го века. В 1991 году началось восстановление монастыря. Сегодня Никольский собор полностью восстановлен. Ведутся службы. Этот величественный классицистический храм является памятником не только архитектурным, но также историческим, напоминая нам о героической эпохе - " грозе двенадцатого года " . Однако при начале проектирования собора никто и не думал о такой его роли, ибо задумываться о строительстве новой соборной церкви отец Макарий (Фомин), тогдашний настоятель монастыря, стал ещё в 1811 году. Вернее сказать, в 1811 году он уже представил проект будущего собора епископу Калужскому Евлампию (Введенскому) и получил от него одобрение вместе с книгой для сбора денег. Зима 1812 года уже отмечена серьёзными подготовительными работами к постройке собора. Об этом свидетельствует письмо, отправленное о. Макарием тому же преосвященному Евлампию. " Поелику, - писал черноостровский настоятель, - к построению новой, не касаясь теперешней ветхой церкви, нельзя приступить, по той причине, что другого способного места не имеется, то объясня сие Вашему Преосвященству, всепокорнейше испрашиваю Архипастырского соизволения разломать оную церковь настоящею зимою, дабы приуготовить заблаговременно к будущей весне место к начатию новой церкви, для отправления же службы Божией придел во имя великомученицы Парасковии останется нетронутым " .

http://sobory.ru/article/?object=05233

Для захвата церковного управления на местах ВЦУ направило по епархиям пятьдесят шесть уполномоченных, вменив им в обязанность «изгнание монахов, то есть архиереев из архиерейских домов» и захват православных храмов. Обвиняя архиереев в контрреволюционности, уполномоченные подыгрывали властям, и те высылали их из епархий. От управления своими епархиями были устранены видные архипастыри, и среди них митрополиты Новгородский Арсений (Стадницкий) , Казанский священномученик Кирилл (Смирнов), Ярославский святитель Агафангел, архиепископы Крутицкий Никандр, Харьковский Нафанаил. Трагические события произошли в Петрограде. Вернувшись из Москвы в Петроград, протоиерей А. Введенский пытался вовлечь в обновленческую авантюру приблизившего его прежде к себе митрополита Вениамина. 25 мая он предъявил митрополиту «удостоверение» с подписью епископа Верненского Леонида в том, что, согласно резолюции патриарха Тихона, он является членом Высшего церковного управления и командируется в Петроград по делам церковного управления. Митрополит обратил внимание на отсутствие на этой бумаге подписи патриарха и отказался признать «удостоверение». А через день, за воскресной литургией в петроградских церквах зачитано было послание митрополита Вениамина к пастве, в котором священники Введенский и Белков, без воли своего епископа отправившиеся в Москву и принявшие там на себя высшее управление Церковью, отлучались от церковного общения впредь до принесения покаяния. В понедельник в покои митрополита явились представители власти вместе с Введенским: один для ареста архиерея, другой для принятия канцелярии. Введенский подошел к святителю под благословение, но святитель благословения не дал, сказав: «Отец Александр, мы же с вами не в Гефсиманском саду». В обязанности управляющего Петроградской епархией вступил первый викарий митрополита епископ Ямбургский Алексий (Симанский). 10 июня в Петрограде открылся процесс по делу о церковных ценностях. На скамью подсудимых посадили восемьдесят шесть обвиняемых, и среди них митрополита Вениамина, епископа Венедикта (Плотникова), настоятеля Казанского собора протоиерея Н. К. Чукова (впоследствии митрополит Григорий), настоятеля Исаакиевского собора протоиерея Л. К. Богоявленского, архимандрита Сергия (Шеина), председателя правления Совета петроградских приходов профессора Ю. П. Новицкого, членов правления и юрисконсульта Александро-Невской лавры И. М. Ковшарова, профессора В. Н. Бенешевича . Подсудимые обвинялись в причастности к волнениям, которые были учинены при изъятии ценностей из петроградских церквей. Главным свидетелем обвинения выступил протоиерей В. Красницкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Распался за убылью своих членов и прекратил деятельность и Высший Церковный Совет. В сущности, в 1921 г. высшая церковная власть осуществлялась единолично патриархом, опиравшимся на своих немногочисленных помощников и ближайших советников. Затруднена была и связь между церковным центром и епархиальными кафедрами. Поэтому в ноябре 1920 г. Святейший Патриарх, Священный Синод и Высший Церковный Совет, состоявший тогда из председателя и трех членов: протопресвитера Николая Любимова, протоиерея А. Станиславского и Александра Кулешова, принимают постановление о самоуправлении епархии при невозможности для нее поддерживать связь с каноническим центром, а также и в случае прекращения деятельности высшего церковного управления. В годы Гражданской войны в среде духовенства активизировались модернистские группировки, подхватившие идейное наследие «группы 32-х» священников, а также образованного в Петрограде при Временном правительстве «Всероссийского союза демократического духовенства и мирян», который возглавили священники А. И. Введенский, А. И. Боярский, И. Егоров. Свои филиалы союз открыл в Москве, Киеве, Одессе, Новгороде, Харькове и других городах. Союз издавал газету «Голос Христа» и журнал «Соборный разум». В них печатались статьи с нападками на традиционные формы обрядового благочестия, на канонический строй церковного управления. Главным очагом обновленческой пропаганды стала церковь Святых Захарии и Елизаветы, где настоятелем служил священник А. Введенский. Позиции союза особенно укрепились после того, как редактором «Церковно-общественного вестника» стал профессор Петроградской академии Б. В. Титлинов, превративший этот журнал в рупор модернистских идей. На Соборе 1917–1918 гг. Титлинов и его единомышленники выступили против восстановления патриаршества. 1 (14) января 1918 г. в газете «Знамя Христа» священник А. Введенский писал, что после избрания патриарха в Церкви можно оставаться лишь для того, чтобы уничтожить патриаршество изнутри. После прекращения деятельности «Союза демократического духовенства и мирян» в 1919 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

См. также 9 .612, 735, 1337. Оптина пустынь Собор оптинских старцев канонизирован в 1996 г. 862 . Деяние о канонизации Собора преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших//ЖМП 1996. 9. 24–27. 863 . Прославление в лике святых Собора преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших. Оптина Пустынь 1996. 79. Схиигумен Антоний Александр Иванович Путилов, 9.03.1795–7.08.1865; пам. 7 авг. 864 . Антоний Оптинский , игумен. Письма. М. 1996. 124. [Репр.]. 865 . Климент (Зедергольм) , иером. Житие преподобного схишумепа Антония Оптинского, 1795–1865. М. 1870. Оптина Пустынь 1992. пер.: Elder Antony of Optina. Platina, CA 1994. 269. (The Optina Elders. 2). Схиархимандрит Моисей Тимофей Иванович Путилов, 1782–16.06.1862; пам. 16 июня 866 . Моисей (Путилов), архим. Обозрение древностей Козельской Введенской Оптиной пустыни//Калужские губ. ведомости. 1857. Ч. неофиц. 31, 32, 33. 867 . Герасим (Добросердов) , еп. Ревельский. Краткий очерк жизни настоятеля Введенской Оптиной пустыни отца архимандрита – схимника Моисея, и надгробное слово, произнесенное пред погребением его. СПб. 1865. 868 . Ювеналий (Половцев) , архим. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея . М. 1882. Platina, СА 1976. пер.: The elder Moses of Optina. Boston, MA 1996. 395, ill. 869 . Елена, монахиня. Настоятель Оптиной пустыни архимандрит Моисей //ЖМП 1987. 11. 71–77. 870 . Фирсов C. Л. Архимандрит Моисей (Путилов) и возрождение Оптиной пустыни//ЦиВ 2002. 4(21). 185–207. Иеросхимонах Иларион Пономарев, 1805–18.09.1873; пам. 18 сент. 871 . Житие преподобного иеросхимонаха Илариона Оптинского . Калуга 1892. 352. 2 Калуга 1897. 352. Оптина Пустынь. 1993. 352. Иеросхимонах Леонид, в схиме Лев Лев Данилович Наголкин, 1768–11.09.1841; пам. 11 сент. 872 . Климент (Зедергольм) , иером. Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). М. 1876. Оптина Пустынь 1994. 407. пер.: Eider Leonid of Optina. Platina, CA 1990. 272. (The Optina Elders. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Со стороны озёрных берегов островной земли не было видно, создавалось впечатление, что монастырская ограда и строения поднимаются из воды. После Лаврентия настоятелем Свято-Введенской пустыни стал иеромонах Клеопа. Основу монашеского воспитания он получил в Зографском монастыре на Афонской горе. Во Введенской обители старец Клеопа также установил строгий общежитийный монастырский устав Афонской горы. Настоятельство старца Клеопы продолжалось 18 лет, он почил 9 марта 1778 г и был погребён у южной стороны алтаря Введенского храма. Память о строителе Клеопе сохранялась во Введенской пустыни во все последующие времена её существования вплоть до 1918 года. Со времени Клеопы всякий человек, пришедший в монастырь для богомолья, мог остановиться в одном из домов-гостиниц и жить трое суток на монастырском довольствии без всякой платы. В 1870-1890-е годы в монастыре началось крупное каменное строительство. В 1876 году была перестроена и расширена зимняя церковь во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1891-1894 годах возвели из красного кирпича величественный пятиглавый двухэтажный Введенский собор. Тихая и размеренная жизнь этого монастыря закончилась с приходом к власти большевиков. 16 сентября 1991 года исполком Владимирского совета народных депутатов принял решение " О передаче в ведение Владимирской Епархии зданий храмов и монастырей, расположенных на территории области " . На основании этого решения островные храмы были возвращены Церкви, хотя и не сразу - 2-й этаж Свято-Введенского собора и Никольская церковь отошли к монастырю только через 3 года. Благословением от 6 октября 1993 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и указом Высокопреосвященного Евлогия, епископа Владимирского и Суздальского, бывшая мужская Введенская пустынь стала женской, в качестве подворья Муромского Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря. В июне 1995 года по постановлению Священного Синода обители был присвоен статус женского монастыря, и Введенская пустынь обрела самостоятельность; её настоятельницей и строительницей стала монахиня (игуменья) Феврония.

http://sobory.ru/article/?object=04008

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010