На втором заседании лжесобора главным действующим лицом был А. Введенский , выступивший с докладом «О современном положении православия». В ходе этого выступления была осуществлена изумительная по подлости замысла и грубости исполнения провокация против Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра. «Я сознаю ту чрезвычайную ответственность, которую беру на себя в этом высоком собрании, где осеняет нас дух божий (так. – свящ. А.М.) и где первым председателем состоит сам вселенский патриарх святейший Василий Константинопольский», – начал свое выступление фигляр Введенский. Далее в докладе он в изобилии сыпал именами различных писателей, профессоров и прочих разной степени известности лиц (упомянут, например, был «один ученый атеист психиатр Фреуд»), проводя мысль, что «атеизм прогрессирует», а «для профессора стало стыдом ходить в церковь ». Причина же неверия интеллигенции, по Введенскому, заключалась в «неестественной связи церкви с государством» (монархическим, разумеется, не советским): «Крест Христов был не столько в руках святителей, сколько в когтях двуглавого орла». Далее «митрополит-благовестник» переходил к родному для него жанру доноса и заявлял, что «иерархическая верхушка тихоновщины является носителем тех же идеалов, какие развивались в царское время». В подтверждение этого тезиса Введенский сообщал: «Известно, что недавно наместник патриаршего престола митрополит Петр Крутицкий, он же Петр Федорович Полянский, открыто бросил обвинение в неправославии даже вселенскому патриарху Василию III. Так, он произнес: «Надо еще проверить, православен ли сам вселенский патриарх». (...) Уже и вселенский собор у тихоновцев перестал быть высшей церковной инстанцией!» Следует заметить, что приведенная Введенским фраза митрополита Петра о Василии III в других источниках не обнаружена, но представляется, что Местоблюститель вполне мог так сказать, поскольку в православности главы Фанара, покровительствовавшего раскольникам, действительно были большие сомнения, равно как и в том, что «Вселенский Собор» в исполнении подобных деятелей можно будет признать «высшей церковной инстанцией».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В общем – этот собор сыграл очень некрасивую роль – он санкционировал все преступления против церкви, совершённые в разное время представителями Живая церковь и прочими обновленцами. Но с соборами всегда повторяется одно и то же: есть какая-то —363— таинственная сила, заставляющая верующих постановления одних соборов признавать, постановления других отвергать. Эта сила – против собора 23 года. Дружные аплодисменты, перерыв 10 минут. Оппонентам давалось по 10 минут, тоже и высказывавшимся по докладу. Всех оппонентов – можно разбить на три категории: 1) Действительно оппонентов из обновленцев 2) защитники Тихона и тихоновцев и 3) не принадлежащие к православной церкви...» 1118 Это выступление стало одним из поводов для ареста святителя. В заключении по делу архиепископа Илариона, составленном в 6 отделении СО ГПУ 30 октября 1923 г., говорилось: «На диспуте 4/9/23 г. г. ТРОИЦКИЙ разъясняя отношение к резолюции, принятой собором 17 г. людей отъявленных контрреволюционеров заявил, что далеко не так был[о] к[онтр]-р[еволюционно], поведение Собора по отношению к Октябрьской революции... приняло такой отрицательный характер главным образом вследствие того, что увидели грозное лицо Революции. Кроме того, (взывает Иларион) кто мог себе представить, чтобы Правительство продержалось так долго. Не мог же Собор заигрывать с властью, в продолжительном существовании которой он не был уверен» 1119 . Последнее публичное выступление архиепископа Илариона состоялось 13 октября 1923 г. во время диспута с А. Введенским на тему «Враги церкви». Сохранилось два доклада сотрудников ГПУ, побывавших на этом диспуте, из которых мы можем судить о содержании выступления архиепископа Илариона. Приведём содержание первого доклада: «Довожу до Вашего сведения, что диспут на тему „Враги церкви“ 13/Х – 23 года состоялся при наличии полной аудито- —364— рии публики. Доклад делал Введенский, а потом его апонентом был Иларион. Введенский останавливаясь откуда зародилось обновленческое движение и роль духовенства при старом строе, он говорит, что духовенство было ничто иное, как чиновники охранки (шум ногами), а потом говорит о том, какую работу проделало обновленческое духовенство последнего периода (докладчику не дают говорить и шумят), после спокойствия докладчик переходит о соборе 1917 года и о патриаршестве, цитируя сам состав того собора и какую роль он играл против революции (публика шумит и не даёт говорить). Перейдя к роли патриарха Тихона как контр. революционера, докладчик останавливается, что Тихон был связан с зарубежной контрреволюцией и был против помощи голодающим (шум, крики), когда Введенский говорит „Тихон“, зал кричит „патриарх“, минут 15-ть продолжает такое кричание, потом успокаиваются и докладчик доканчивает доклад.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Расстояние от г. Кириллова – около 6 км. Место для обители было выбрано на высоком берегу реки Шексна, у подножия горы Маура, ставшей, впоследствии, природным памятником национального парка «Русский Север». Горицкий Воскресенский девичий монастырь известен тем, что был местом заточения царских жен и родственниц, а также подвергнутых опале знатных лиц. В настоящее время, Горицкому Воскресенскому девичьему монастырю принадлежат сохранившиеся здания: Воскресенского собора (церкви Вознесения, построенной в 1544 году); колокольни (XVII век), полностью перестроенной в XVIII веке; Троицкого собора (XIX век); Покровской церкви (1832 год); ограда с угловыми башенками и монашеские корпуса XIX - нач. XX веков. Главной монастырской церковью является Покровская, отреставрированная в 2003 году. Самой старой и недействующей церкви – Воскресенской - требуется значительная реставрация. Каменная, тёплая, двухэтажная Покровская церковь находится в ограде с восточной стороны монастыря. Внутри монастыря есть еще Введенская церковь и монастырский водопровод в виде каменной часовни, колодца и деревянной часовни. Вода идет по трубам из источника, найденного недалеко от монастыря. Троицкий собор перенесен за монастырские пределы. http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ Начиная с 1990 года, в селе Горицы началось возрождение приходской жизни вокруг Введенского храма у стен монастыря. 6 октября 1999 года был открыт Воскресенский Горицкий женский монастырь. В 2000 году Введенская церковь была передана монастырю. В 2003 году главной монастырской церковью становится частично отреставрированный Покровский больничный храм. С 2016 года начинает действовать по праздникам обновленный Троицкий собор, в котором с 2018 года уже регулярно проводятся богослужения в летнее теплое время. Введенская церковь расположена с западной стороны монастыря на высоком берегу Шексны. Церковь принадлежала сельской общине, рядом с ней располагалось кладбище. Действовала она в советское время дольше других, до ареста 25 сентября 1937 года служившего в ней иеромонаха Аверкия (Полицына), расстрелян 30 октября того же года.

http://sobory.ru/article/?object=04074

В 1677 году набор колоколов Толгского монастыря пополнился новым благовестником, отлитым «по обещанию окольничего князя Никиты Яковлевича Львова на его деньги; дано на него тысячу рублев при игумене Гордиане, а весу всем колоколе 200 пудов. Лил сей колокол мастер Федор Моторин [отец Ивана Моторина, отлившего знаменитый царь-колокол]». Сооружение колокольни завершилось к 1685 году, четвертый ярус был надстроен в 1825 году. В 1824 году мастером Чарышниковым был отлит самый большой колокол обители – весом в 505 пудов. Кроме трех больших, на колокольне имелось еще восемь колоколов весом от 64 до 3 пудов и менее. Ни один из прежних колоколов не сохранился, поэтому после возрождения монастыря пришлось по сельским храмам собирать новый ансамбль. Ныне он состоит из одиннадцати колоколов: праздничного, полиелейного, постного, четырех подзвонных и трех зазвонных. Как сообщает надпись на благовестнике (вес более 300 пудов), он был перелит в 1831 году из колокола 1827 года. Вес следующих колоколов от 120 пудов до одного с половиной. Полиелейный отлит в 1830 году на заводе Самгина в Москве, постный – в 1832 на московском заводе Финляндского. Среди малых колоколов четыре ярославских – Оловянишникова. Т.А.Рутман «Храмы и святыни Ярославля», 2-е изд., 2008г. Свято-Введенский собор. Построен в 1681–1683 гг. Освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это единственный храм на территории монастыря, в котором сохранилась монументальная живопись 1690 г. (большей частью восстановлена). Престолы: главный — Введения во храм Пресвятой Богородицы, южный — Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. " Сказание о явлении чудотворной и мироточивой иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Толгскою, и чудесах, от нее бывших " называет датой основания церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы 8 августа 1314 года. В этот день к месту явления иконы Божией Матери пришли ярославцы, узнавшие о чудесном событии на берегу Волги. К вечеру общими силами был сложен храм, и епископ Прохор внес в него икону Божией Матери, названную по месту явления Толгской. Этот первый, деревянный Введенский храм сгорел в начале XV века и был восстановлен на деньги благотворителей.

http://sobory.ru/article/?object=05720

Новый собор начат был, по благословению блаженной памяти Мелетия архиепископа, в 1836 г. и окончен в 1840 г. Такому скорому сооружению сего храма много содействовал значительными пожертвованиями Славянский гражданин, 3 гильдии купец, Стефан Кондратьевич Киселёв. Несмотря на рещительное приуготовление гражданами материалов к построению церкви деревянной, по той причине, что деревянное здание считалось не так коштовитым, он убедил строить каменную церковь, обеспечив граждан определением значительного пожертвования на каменную постройку храма, и дал в том от себя законный акт. Благотворителем сим на устроение храма употреблено 30 266 рублей ассигнациями. Иконостасы храма устроены в главном Троицком общими пожертвованиями граждан, в одном приделе купцом Стефаном Киселёвым, в другом приделе – Петром Акимовычем Фисаковым. С упразднением приходской Введенской церкви, вся утварь – ризница и святые иконы, из Введенской поступили в Троицкую церковь. Здесь замечательна икона Божьей Матери Неопалимой Купины. С нею соединено событие, достопамятное для жителей города Славянска. В 1820 и 1821 г.г. город Славянск был жертвою беспрерывных пожаров. Никто из жителей не имел покоя, видя себя, имущество и самую жизнь свою в опасности. К прекращению такого ужасного бедствия, губернское начальство нарядило в город Славянск комиссию. Все способы, какие кто мог придумать, употреблялись к открытию поджигателя; но всё было тщетно. Пожары продолжались, и злодея не находили. В продолжение сего бедственного времени, одна простая старушка, по прозванию Бельницкая, жившая не в далёком расстоянии от приходской Введенской церкви и первая, как говорят, пострадавшая от пожара, видела сон: «Кто-то, привидясь во сне, говорит ей, ежели напишется образ Божьей Матери Неопалимые Купины и совершенно будет молебствие, то пожары тогда прекратятся». Старушка Бельницкая открыла сон свой бывшему тогда Протоиерею Иакову Костичу, и когда образ был написан живописцем, освящён в церкви, и, после Божественной Литургии, отпето было прде ним молебствие, то в тот же самый день, чрез несколько часов, на случившемся пожаре взята была под караул, по возникшему подозрению, малоумная девка Мавра, которая давно уже подавала подозрение, но не была допрашиваема потому, что никто не мог подумать, чтобы она могла посягать на такое дело.

http://sobory.ru/article/?object=49402

В 1657 году в честь иконы Успения Божией Матери был построен Каменный храм. В середине XVII века возведён Успенский собор — самый древний и самый значительный в архитектурном отношении из всех монастырских построек. Подробнее... Свято-Введенский Никоновский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания: 1613 Статус: действующий Адрес: Владимирская обл., Юрьев-Польский р-н, ул. Каланчевский пер., д.7 Телефон: +7 (904) 033-56-26 На этом месте находился дом родителей прп. Никона Радонежского, где святой провёл своё детство. С XVII в. здесь располагался Введенский Никольский женский монастырь. В 1871 г. монастырь Юрьева-Польского сгорел и уже не возобновлялся. От обители остались два храма – Введения Богородицы во храм (1766) и двухпридельный Николо-Никоновский (1666). С 2001 г. обитель возобновлена как мужской Введенский Никоновский монастырь Юрьева-Польского. В нём менее 10 братьев. Первым восстановленным и действующим храмом стала Никоновская церковь. Подробнее... Михаило-Архангельский мужской монастырь (Юрьев-Польский) [ править править код ] Дата основания: 1234 Статус: действующий, музей Адрес: Владимирская обл., г.Юрьев-Польский , ул. 1 Мая, д.4 Телефон: +7(49246) 2-26-32 , 2-28-48 Монастырь Юрьева-Польского также был основан князем Святославом. Здесь перед смертью постригались в монашество юрьевские князья, первым из которых в синодике монастыря значился Димитрий, сын Святослава. После разорений монастырь Юрьева-Польского возобновили около 1530 г. при Иоанне Грозном, который построил в монастыре Михайло-Архангельский собор (1536) – первое каменное здание обители. Теперь в стенах монастыря размещён музей. В церкви иконы Божией Матери «Знамение» с трапезной (1625) – экспозиция, посвящённая генералу П. И. Багратиону, который скончался от ран, полученных на Бородинском поле, в имении Голицыных в с. Сима Юрьев-Польского уезда. (Князь Б. А. Голицын, командовавший владимирским ополчением, приходился Багратиону дядей.) Основную часть собрания составляют предметы интерьера из усадьбы Голицыных, в алтаре установлена карета, на которой Багратиона везли в Симу.

http://azbyka.ru/palomnik/Владимирская_о...

Собор Святой Живоначальной Троицы (Боровичи) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Святой Живоначальной Троицы был торжественно освящён в 1862 году во имя Живоначальной Троицы. Построен в стиле ампир, в виде креста: фасады собора, с трёх сторон выделенные четырёх колонными портиками, вместе с прямоугольной алтарной апсидой создавали постройке крещатый план. Содержание История [ править править код ] История Троицкого собора начинается с середины 19 века. В 60-х годах XIX века в центре города Боровичи на Екатерининской площади (её также называли Соборной; ныне – это часть проезда Гагарина) возвышались два собора: Введенский и Троицкий. Более древний – зимний, тёплый собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1777 г. на месте деревянной Борисоглебской церкви, сгоревшей в 1758 г. Этот красивый каменный храм, заложенный в память присвоения в 1770 г. Боровичам статуса города, до 1862 г. назывался Троицким, но в связи с построением нового Троицкого собора, был переименован во Введенский. В 1835 г. рядом с Введенским собором по проекту губернского архитектора М. Праве началось строительство нового собора. Руководил работами талантливый боровичский архитектор, живописец и позолотчик Е. И. Марин. В 1860 г. он умер на лесах ещё недостроенного собора. Новый собор был торжественно освящён в 1862 г. во имя Живоначальной Троицы. Он был летним, холодным. Построен в стиле ампир, в виде креста: фасады собора, с трёх сторон выделенные четырёх колонными портиками, вместе с прямоугольной алтарной апсидой создавали постройке крещатый план. Пятикупольный собор, главы которого были увенчаны позолоченными крестами, с массивным центральным барабаном, окружённым четырьмя малыми, выглядел чрезвычайно живописно. Внутри он был квадратным. Главы и потолок поддерживали четыре массивных столба, отделанных под мрамор. Собор имел три престола: главный – во имя Пресвятой Троицы; с правой стороны – престол в честь Казанской иконы Божией Матери; с левой – во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, в память о древнем боровичском храме, некогда стоявшем на этом месте.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Святой_Ж...

Боровичи. Храмовый комплекс. Соборы Введения во храм Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:Между 1777 и 1859. Год утраты:Не установлен. Адрес: Новгородская область, Боровичский район, город Боровичи, проезд Гагарина, д. 9. Координаты: 58.38904, 33.90802 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В центре города Боровичи на Соборной площади ранее возвышались два собора: Введенский и Троицкий. Собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы был построен в 1777 г. на месте деревянной Борисоглебской церкви, сгоревшей в 1758 г. Этот красивый каменный храм до 1862 г. назывался Троицким, но в связи с построением нового Троицкого собора, был переименован во Введенский. Исторической достопримечательностью Введенского собора была плита, установленная в 1772 г. в стене еще строящегося собора, в честь получения Боровичами статуса города. Сейчас этот «Каменный паспорт» города находится в экспозиции нашего Музея истории г.Боровичи и Боровичского края. В 1835 г. по проекту губернского архитектора М. Праве началось строительство нового собора. Руководил работами талантливый боровичский архитектор, живописец и позолотчик Е. И. Марин. В 1860 г. он умер на лесах ещё недостроенного собора. Собор был торжественно освящён в 1862 г. во имя Живоначальной Троицы. Построен в стиле ампир, в виде креста: фасады собора, с трёх сторон выделенные четырёх колонными портиками, вместе с прямоугольной алтарной апсидой создавали постройке крещатый план. Пятикупольный собор, главы которого были увенчаны позолоченными крестами, с массивным центральным барабаном, окружённым четырьмя малыми, выглядел чрезвычайно живописно. Главный иконостас собора был большой, квадратный, трёхъярусный, выполненный в классическом стиле по проекту известного петербургского профессора живописи Горностаева. Введенский и Троицкий соборы имели ограждение со святыми воротами, башней и башней-часовней, каменную сторожку и каменный сарай для дров. Рядом с соборами находилась трёхъярусная колокольня, построенная в 1785 г. Она имела 12 колоколов и завершалась красивым позолоченным крестом на яблоке. Колокольня представляла собой редкий и интересный образец архитектуры середины XVIII в. – переходной поры от барокко к классицизму. В сложном, прихотливо изогнутом обрамлении окна верхнего восьмерика были помещены на четыре стороны часы-куранты. Звон колокольни слышен был даже в окрестных деревнях. В 1901 г. во время своего пребывания в городе Боровичи в Троицком соборе служил святой праведный Иоанн Кронштадский.

http://sobory.ru/article/?object=61086

В 1935 году работники уездного исполнительного комитета не позволили ни себе, ни людям восхищаться этим святым местом, прекратив в нем устраивать божественные службы и закрыв собор. В постановлении президиума горисполкома от 9 марта 1935 года сказано, что здание бывшего собора передается для использования помещения в качестве Дома Соцкультуры. 23 февраля 1948 года вышло распоряжение облисполкома о разрешении Спасскому горисполкому снести здание бывшего собора. Это распоряжение не заставило себя долго ждать... www. dostoyanie.info/ryazanskaya-oblast/spassk Спасск в качестве монастырской вотчины «Васкиной Поляны, село Спасское тож» упоминается в подлинных писцовых книгах Старорязанского стана 1629 – 1630 гг.: «в селе Спасском… две церкви – Преображенская и Введенская». В 1779 г. при возведении села Спасского в город Спасск в нем значатся 2 церкви: Преображенская с приделом Казанским и Введенская, построение которых, как показано в клировых ведомостях за 1830 г., относится к 1735 г.; эти церкви находились на одном погосте, на расстоянии одна от другой в 75 саж., земли при них числилось 20 четв., сенных покосов на 300 копен, в приходе 403 двора. В 1783 г. 26 июня в 2 часа по полудни Введенская церковь сгорела от молнии, как об этом донесено было в Консисторию Спасским духовным правлением, которое при этом спрашивало, «куда употребить горелый бывшей Введенской церкви лес». (Вместо сей церкви, в 1793 г. устроен был придел того же наименования.) В апреле 1793 г. соборный причт и прихожане испрашивали дозволение на перестройку Казанского придела, в сентябре 1804 г. дано разрешение на перекрытие собора новым тесом, а в 1805 г. для поправки пола дозволено сдвинуть престол настоящей церкви. В августе 1815 г. подано было прошение о построении, вместо деревянной, каменной соборной церкви с колокольнею и под ней теплою церковью. Кроме главной Преображенской церкви, при ней предположено было устроить приделы: Богородицерождественский, Введенский и Предтеченский. Постройка собора начата в 1821 г., а окончена в 1838 г. Главным попечителем при постройке состоял купец Тимофей Иванович Мелешкин. На устройство собора, кроме сумм церковных и пожертвованных разными благотворителями, употреблено взятых заимообразно от церквей Спасского уезда 6 000 руб. и 20 000 руб. из Комиссии духовных училищ, но в 1865 г. Преображенский собор сгорел вместе с колокольнею и бывшими под ней 3 теплыми придельными храмами.

http://sobory.ru/article/?object=40248

Сохранилось два доклада сотрудников ГПУ, побывавших на этом диспуте, их которых мы можем судить о содержании выступления архиепископа Илариона. Приведем содержание первого доклада: «Довожу до Вашего сведения, что диспут на тему «Враги церкви» 13/Х-23 года состоялся при наличии полной аудитории публики. Доклад делал Введенский, а потом его апонентом был Иларион. Введенский останавливаясь откуда зародилось обновленческое движение и роль духовенства при старом строе, он говорит, что духовенство было ничто иное, как чиновники охранки (шум ногами), а потом говорит о том, какую работу проделало обновленческое духовенство последнего периода (докладчику не дают говорить и шумят), после спокойствия докладчик переходит о соборе 1917 года и о патриаршестве, цитируя сам состав того собора и какую роль он сыграл против революции (публика шумит и не дает говорит). Перейдя к роли патриарха Тихона как контр. революционера, докладчик останавливается, что Тихон связан с зарубежной контр-революцией и был против помощи голодающим (шум, крики), когда Введенский говорит «Тихон», зал кричит «патриарх», минут 15-ть продолжает такое кричание, потому успокаиваются и докладчик доканчивает доклад. Иларион выступая апонентом (когда появляется на трибуне рукоплескания, охватывающий весь зал) говорит, что духовенство было при этом строе плохое, но не все, были, которые служили исключительно церкви, приведя в пример себя. Говоря о соборе 1917 года, что собор был не такой, какой был в 1923 году, там были настоящие епископы, а здесь самозванные, посвященные юридически по законам канонов не правильно и 46 епископов были посвящены вновь ставленниками ВЦУ и 16 старых епископов (называя этот собор (…) самозванцами). Говорит, что так называемые обновленцы говорят, что они против всякой политики, свободная церковь сама для себя, он приводит пример, что он служил в 15-ти верста[х] от Москвы и там обновленческий священник грозил, что если будет служить Иларион, говорят, что собор 1917 года делал воззвание против отделения церкви от государства, опровергая это, говорит, говорит что а вот обновленцы посылали делегацию к тов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010