Если этими словами запрещается хорепископам рукополагать пресвитеров или диаконов без позволения епископа, то, следовательно, с позволения последнего они могут совершать это, т.е. отцами антиохийского собора хорепископы признаются носящими епископский, а не пресвитерский сан. Однако некоторые не согласны на такое понимание. Так Вальсамон в объяснение нашего правила пишет: слова «без епископа града» не значат «без повеление», но значат «без совершения им священнодействия рукоположения» 3490 , ибо хотя бы хорепископу и дано было повеление рукоположить пресвитера, и он совершил это, рукоположение будет недействительно (κυρος), потому что ему правилами не дано власти рукополагать пресвитеров». 3491 Такое объяснение Вальсамона обыкновенно принимается всеми теми, кто хорепископов признает только за пресвитеров. Но мы уже видели, что отцы анкирского собора (314 г.) совершенно ясно указали, что хорепископы не имеют права рукополагать в священные степени без дозволения епископа (χωρς το πτραπναι π το πσκπον), чем прямо указывается, что они могли в известных случаях совершить рукоположение. Поэтому отцы Антиохийского собора, бывшего позднее (в 341 г.) Анкирского, если бы нашли нужным совершенно запретить хорепископам рукополагать диаконов и пресвитеров, то выразились бы гораздо определеннее и яснее. Припомним, —423— что и сам Вальсамон, объясняя 13-ое правило Анкирского собора, не отрицает права у хорепископов рукополагать, если они будут иметь письменное дозволение местного епископа (см. выше). Тоже самое говорит Аристин и Зонара. С другой стороны, если принять приведенное толкование Вальсамона, тогда выходило бы, что пресвитеры – хорепископы присваивали себе только одним епископам принадлежащее право хиротонии, и что это бывало не редко, так, что собор нашел нужным обратить свое внимание на непозволительное действие пресвитеров. Но в подтверждение этого нельзя найти исторических свидетельств. Заметим также, что Антиохийский собор не подвергает извержению рукоположенных хорепископами; однако, можно ли допустить, чтобы собор признал действительно имеющими священную степень тех, кто рукоположен пресвитерами? Наконец, против Вальсамона говорят многие древние переводы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При отсутствии внутренних столбов не только центральная, но и боковые главы Введенского собора сделаны световыми, открытыми внутрь, что являлось для того времени новшеством. Такое решение достигнуто при помощи уникальной, не встречающейся до сих пор на Руси конструкции перекрытия. Сомкнутый, четырехлотковый свод с «выемками» в углах как бы прорезан в центре каждой из сторон крупной распалубкой. Подобная форма свода изнутри, пожалуй, напоминает две пары перпендикулярно перекрещивающихся подпружных арок, которые опираются на сильно выступающие из стен пилястры. В центре и над углами свода размещены граненые барабаны глав. Эта конструкция дала возможность создать необычайно просторный и развитый в высоту храм, лишенный каких-либо промежуточных опор, максимально насыщенный светом и воздухом. Так, в русском зодчестве конца XVII века на смену прежним догматическим представлениям о внутреннем облике храма с его полумраком и таинственностью приходит новое понимание интерьера, сближающее его с дворцовыми светлыми и парадными залами. Не менее важную роль в обмирщении архитектуры Введенского собора играет его декоративное убранство, роскошное и нарядное. Ни один из памятников Севера не имеет столь пышного наружного декора с резным белым камнем и полихромными изразцами. Фасады здания членятся по горизонтали на ярусы широкими антаблементами, которые завершают также каждый из этажей галерей. Межоконные простенки собора и устои галерей украшают приставные колонки коринфского ордера. Антаблементы и колонки из камня четко выделяются на фоне красных кирпичных стен, определяя строго ритмическую структуру внешнего облика всего сооружения. В верхних ярусах храма и галереи колонки витые, а на крыльце покрыты сочным рельефным орнаментом из виноградной лозы по образцу деревянной резьбы иконостасов той эпохи. Широкие прямоугольные окна заключены в богатые наличники с полуколонками и белокаменными резными узорами по сторонам и лучковыми разорванными фронтонами. Венчают фасады и крыльцо фигурные аттики типа «петушиных гребней» с раковинами и пирамидками. Это декоративное убранство довершают крупные сильно вытянутые рельефные панно на устоях второго яруса галереи из полихромной майолики, представляющие собой сочные натюрморты из плодов и цветов.

http://sobory.ru/article/?object=06445

Но, что бы ни случилось с этим добродушным и добросердечным народом, вся историческая вина которого, может быть, именно в том и состоит, что он не привык подчинять голове свое пылкое сердце, он, кажется, никогда не перестанет обращать с симпатией и надеждою свой взор к тому далекому востоку, где обитает его могущественный друг. И кто знает, может быть в этих симпатиях двух наций, которые несомненно обусловлены не одними только политическими мотивами, но так же и сродством народных характеров, одинаково сердечных, одинаково далеких от немецкой педантичной сухости, одинаково обвеянных обаянием поэзии, может быть в них дано для французской нации, даже помимо ее сознания и воли, не только средство для сохранения своей политической самобытности, но также и начало отрезвления и освобождения от тех обольщений, которыми она грезит вот уже целое столетие?!... Париж. 14 (2) Ноля 1S92. День фр. национального праздника. Письмо шестое Кельнский Собор, как символ католичества. – Специально католическая физиономия западного города за Кельном. – Католичество и культура. – Организация и материальное положение католического клира во Франции – Проповедь Монсиньера д’Юльста в Соборе Парижской Богоматери. – Ослабление влияния кат. церкви на массы. – Причины этого явления по Тэну, Леруа-Болье и Брогли. – «Дехристианизация» Франции. – Причины этого явления – вторичные и коренная. «Социально-демократическая эволюция» папства. – Католичество и рабочий вопрос. – Энциклика папы Льва XIII о рабочем вопросе (De Conditione oppificum) – Как папа опровергает социализм? – О социальном значении Христианства и кат. церкви, по энциклике. – Об отношении к рабочему вопросу со стороны государства. – Об ассоциациях и кооперациях рабочих, как единственном исходе из современного социального кризиса, по энциклике. – Главная ошибка в энциклике. – Неудовлетворенность ею. – Что может спасти западный мир от социального землетрясения? – Две формулы выражающие господствующее настроение современного католического Запада. Le christianisme еп France s’est rechauffe dans le cloitre el refroidi dans le monde. Taine 22 Adveniat regnum Tuum! На рубеже, отделяющем католический Запад от протестантского, возвышается монументальный памятник – Кельнский Собор. Массивный и величественный, разделившийся на множество как бы самостоятелъных пристроек и, однако, ничуть не утративший своего архитектонического единства, своего строго выдержанного стиля, постоянно достраиваемый и все еще недовершенный, уходящий своими гордыми шпицами в далекую высь голубого неба и в то же время грузно осевший на землю, этот священный колосс служит наглядным и выразительным символом католической церкви с ее прочною организациею, с ее горделивыми замыслами, с ее постоянными достройками при неизменности основной идеи и плана, с ее страстными порывами к небу, которые не мешают ей, однако, всем существом своим, всеми привязанностями и помыслами оставаться на земле, – церкви, о которой так правдиво сказал поэт:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Vveden...

Государыня держ(ит) себя прямо, в струнку, этикетно низко кланяется, а Государь забывает кланяться и приклад(ывать) руку, держит себя размашисто, без строгого этикета. Когда он входил в собор, то б(ыл) сморщен. В конце молебна Сергий (митрополит – С.Г.) сказал ему речь. Мы ждали в зале (очевидно митрополичьих покоев – С.Г.). Пришел Победоносцев (Оберпрокурор Св.Синода – С.Г.), которому мы и б(ыли) представлены. Он б(ыл) благодушен и даже шутил. Я его видел в 83(-м) г(оду); он сильно постарел: поседел, сгорбился, похудел. Но жив и легок... Корсунского (профессора греческого языка в МДА и плодовитого писателя – С.Г.) назвал «Плутарх(ом) нового времени», добавив: «Читаем, читаем». Введенскому (профессор МДА по философии – С.Г.) сказал: «На Вас, да на Несмелова (профессор Каз. ДА – С.Г.) – наши надежды...» Горскому (–Платонову П.И., профессору МДА и бывшему городскому голове) сказал: «Вы были головою; у Вас были неприятности с городом, так кончились?» О Муретове стал что-то припоминать, но не припомнил. Каптерева спросил, указывая на цепь – «а это что?» – «Я староста» (Сергиева Посада – С. Г.), – отвечал тот... В конце концов, Победоносцев сказал, что Государь едва ли пойдет в Академию. Вероятно, Победоносцев постеснялся тащить такую массу князей и княгинь, или времени было мало, или боялся, как пойдет по крутым лестницам Сергий. Сказал, что лучше нам постоять около ризницы; мы там и стали; но нас Государю не представляли. Из Лавры все они поехали в Черниговский (скит), а оттуда на вокзал, уже часа в четыре. От вокзала до Лавры путь был оцеплен проволочным канатом. В Лавру пускали только по билетам, и публики было мало. Охрана была пригнана из ближайших сел еще накануне... Вечером была иллюминация: осветили два обелиска около вокзала; Гильберт осветил стаканчиками свою аптеку; были иллюминированы прогимназия, железнодорожная больница, одна лавчонка в деревянных рядах и 3–4 дома. Экипажи были привезены придворные и оставлены до 25 числа. 23-го числа в Лавру приезжал наследник Швеции Густав, 24-го – Ольденбургские и еще кто-то. Было много звону. Раньше приезжал Чрезвычайный Китайский посол Ли-Хун-Чан... 27-го в Лавре были Фердинанд Болгарский и наследник Румынский. Фердинанд хотел было быть в Академии, послал предупредить, Ректор и прочие вышли на аллею, но монахи, не любившие Академии, смогли сорвать это посещение...» В 1912 году, 1 июня

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем говорил отец Кондратьев, старик с большой белой бородой. Он весьма ехидно заявил, обращаясь к Введенскому: «Вы не отказались от политики, а переменили политику. Спросите любую из наших женщин, кто вы такие. Она вам ответит кратко: красные попы» (Смех, аплодисменты. Улыбается и Введенский.) «Вы не отказались от подчинения государству, а лишь переменили хозяина”. Протоиерей Кондратьев затем процитировал слова епископа Антонина, председателя обновленческого собора: «Собственно говоря, это не был Собор в церковно-каноническом смысле, а просто стачка попов». Наконец, отец Кондратьев огласил сенсационный документ: секретный циркуляр, подписанный Введенским как заместителем председателя Синода, обращенный к епархиальным архиереям, в котором рекомендовалось (в случае необходимости) обращаться к органам власти для принятия административных мер против староцерковников. ”Вот Ваш факел, который Вы хотите нести человечеству”, – говорил отец Кондратьев, потрясая злополучным циркуляром в старческой руке. Взрыв аплодисментов одной части зала. Обновленцы смущенно молчат, впечатление потрясающие. Слово берет Введенский, который говорит, что он всегда боролся с Красницким и всегда был против административных мер, но впечатление не в его пользу: тут и все его красноречие бессильно. Затем выступают комсомольцы, сектанты. Наконец, слово предоставляется молодому, энергичному батюшке – отцу Борису (староцерковнику) из храма Бориса и Глеба на Калашниковой набережной. Краткое, но сильное выступление. О Введенском говорит: ”Какой оратор, какие знания, какие способности. Но иногда от небольшой ошибки инженера может рухнуть грандиозный мост. Не случилось бы этого с Введенским! Он допустил одну, как будто и неважную, как будто только тактическую, ошибку: пошел на временный союз с безбожниками. И от этой ошибки рухнет все его сооружение”. И заключительные слова отца Бориса: ”Обновленчество, староцерковничество – это все только эпизоды. Главное в другом: это арена расчищается для последнего смертного боя между вами, безбожниками, и нами, божниками”. Гробовая тишина. Все ошеломлены смелостью священника. Председатель диспута встает и с перекошенным от злобы лицом роняет реплику по адресу отца Бориса: ”Он уже проиграл этот бой”. Вскоре (через год) отец Борис исчез с нашего горизонта, был сослан в Якутию. Но я часто потом вспоминал его слова о Введенском и о смертном бое между христианами и безбожниками.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dela-i-d...

К этому присоединяется другое, не менее важное обстоятельство – это неустранимая претензия всякого акта познания на то, чтобы иметь общее, даже общеобязательное значение. Трубецкой очень тщательно разбирает чисто эмпирическое учение о сознании (которое он целиком вмещает в рамки индивидуальности) и справедливо заключает, что «последовательный эмпиризм должен отрицать влияние логических функций «Нет сознания абсолютно субъективного», пишет – нет абсолютно изолированных сфер сознания. Те же выводы неизбежны для нас и при анализе моральной сферы, – и здесь имеет место изначальная «трансценденция» нашего Кстати, в этом пункте С. Трубецкой решительно расходится с Александром Введенским, который выводил убеждение в реальности «чужих я» из требований морального сознания; по Трубецкому, как раз наоборот: моральная жизнь именно тем и обуславливается, что мы имеем непосредственное убеждение в реальности «чужих Но все же в моральной жизни Мы тоже выходим за пределы нашего я, или, как гласит известная и прославленная формула С. Трубецкого, мы во всех актах (теоретического и морального характера) «держим внутри себя собор со Эта изначальная обращенность ко «всем», претензия познания, моральных оценок на всеобщее и даже общеобязательное значение и учитывается трансцендентализмом, который сохраняет для Трубецкого свою Но та антропология, которая может быть построена 749 ЧАСТЬ IV на основе трансцендентализма (наилучший образец чего мы видели в учении Гессена), впадает в другую крайность: для нее личное сознание, во всех своих актах, держится только трансцендентальными моментами, оно «автономно» лишь в этом «трансцендентальном плане». Мотивы имперсоналшма, уводящие нас от отожествления личности и индивидуальности к безличному истолкованию индивидуальности, отталкивают, однако, С. Трубецкого. «Сознание, – пишет – не может быть ни безличным, ни единоличным, ибо оно более чем лично – оно соборно». Сам С. Трубецкой называет это свое учение – но эта гипотеза, приводящая к своеобразному «метафизическому социализму» (что отчасти соответствует формуле Бердяева о «коммюнотарном персонализме» – см.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

б) наличными деньгами, по книжке Сберегательной кассы Государственного банка 401 руб. 37 коп. 702 Объяснение обычая полагать Евангелие на главу рукополагаемого дает между прочим Фотий в своих известных „Амфилохиях“ под номером 165-м. Он говорит, что евангелие возлагается на главу ставленника потому, что когда кто рукополагается главою других, то необходимо, чтобы он имел власть и над своею главою и знак, что, становясь главою других, он и сам находится под общим главой всех Владыкой. 704 Седьмой вселенский собор был в 787 г.; следовательно это сочинение Никифором написано приблизительно в 817-м году. 709 О различии истории прагматической, соединяющей факты „по способу кавзальному“ и культурной, пользующейся „способом эволюционным“ см. у проф. Карцева: „Основные вопросы философии истории“, Ч. III, „Сущность исторического процесса и роль личности в истории“. Спб., стр. 414 и след. 710 Об аналогии между отдельным человеком и человечеством, как основании дедукции для истории человечества антропологических законов, см. Georg Grupp: System und Geschichte der Kultur, I – Ideen und Gesetze der Geschichte, 2-tes Kapitel и особенно S. 164 und folg. („Vergle ichungspuncte zwischen der Geschichte und dem Einzelleben“). См. так же, для исторической ориентировки, как по этому, так и по другим, обсуждаемым в настоящем этюде, вопросам (о национальности, расе, влиянии климатических и географических условий на человека, о „великих людях“ в истории и т.д.) богатую справочным материалом книгу Пауля Барта: Философия истории, как социология, Спб. 1900. 711 Именно такая схема положена покойным В.Д. Кудрявцевым в основу его философии истории религий (см. его сочинения, т. II, вып. 2-й стр. 104 и след.). Краткое резюме взглядов В.Д. сделано нами в нашей брошюре: „О характере, составе и значении философии В.Д. Кудрявцева“, стр. 49 и след. 712 Das religiöse Bewusstsein der Menschheit im Stufengang seiner Entwickelung, von Eduard von Hartmann. Berlin. 1888. S. 627. Обстоятельное изложение этого сочинения на русском языке, за исключением глав, посвященных христианству и религии будущего», сделано кн. Д. Церетелевым, в газете И.С. Аксакова Русь, за 1884 г. 35.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

          Сергей Юрьевич Бидонько рассказал:   " Наше предприятие ведет благотворительную деятельность в двух направлениях. Во-первых, восстанавливаем храмы, которые находятся на территории Карпинска. Один из них - это Богословский Введенский собор, который в свое время был разрушен. Сейчас идет реставрация, и предприятие очень активно участвует в восстановительных работах. Это выражается и в материальной поддержке, и в рабочей силе, и в других приходских нуждах.           Второе направление - это очень серьезная работа в Северном управленческом округе, на всей его территории. Наше предприятие оказывает помощь разнообразную: в округе много сейчас ведется работ, связанных с восстановлением. Это материалы, это техника, и в других городах потихоньку все порушенное восстанавливается " .           На территории Северного управленческого округа Свердловской области, возглавляемого управляющим Иваном Граматиком, возрождаются храмы в Верхотурье, Серове, Краснотурьинске, Карпинске, строятся в Ивделе и во многих других населенных пунктах.           В отдаленных уральских городах, поселках и крохотных деревнях - полноценная духовная жизнь. Как и повсюду, многолюдны праздничные богослужения. Как и повсюду, добрые люди жертвуют свои средства на то, чтобы церковные здания становились всё краше, всё благолепнее.           И для множества уральцев благотворительность становится потребностью души. Так же, как и для Сергея Бидонько, выросшего в верующей семье, воспитанного благочестивыми родителями Юрием Григорьевичем и Любовью Яковлевной. В 1930-х годах семья Бидонько, вместе с тысячами других, была сослана с Украины на Урал, как " контрреволюционный элемент " . Поколения этой семьи уже более 80-ти лет живут здесь, и давно, как говорится, " пустили корни " в суровую уральскую землю.           По словам Владыки Викентия, " отрадно, когда в российских семьях воспитываются дети, которые, став взрослыми, совершают добрые дела, дела милосердия и сострадания к ближнему. Именно так должно быть в каждой семье, по всей русской земле " .

http://pravoslavie.ru/26237.html

большое место автор отводит решению вопроса о том, в чём состояла сущность пасхалистического спора, поднятого на первом вселенском соборе, и как решил его собор. Вторая часть (336–369) имеет дело с древне-александрийской эпактой и её пасхалистическим значением. Так сказать, поднимая на ноги все пасхалистические известия древности, автор здесь энергично борется против общепризнанного в западной и нашей учёной литературе мнения, что александрийская епакта есть возраст луны 22 марта, причём он с особенным вниманием подвергает критике вычисления Скалигера и Пето, и предлагает своё решение, по которому александрийская епакта означает ничто иное, как возраст луны к 1-му марта, доказывая его древними известиями с возможно подробной обстоятельностью. – Сделанный сейчас вывод даёт автору ключ к правильному решению первой загадки нашей пасхалии – вопроса о происхождении „оснований“ или, как их называют на западе, „юлианских епакт“ (3 гл. 647–773). Главный тезис, защищаемый здесь автором, – тот, что „эти quasi-юлuahckue епакты или основания есть те же эпакты александрийские, только передвинутые на один день назад“. В развитии этого положения автор идёт сложным путём, который, однако, вызывается самим существом дела. Прежде всего он обследует вопрос о происхождении западных епакт, не вызывающий больших недоумений, так как здесь юлианские епакты появляются прямо на смену александрийских епакт и этим обнаруживают свою родословную. Значительно труднее дело обстоит в вопросе о происхождении византийских оснований, тожественных с нашими основаниями и западными юлианскими епактами. В Византии древне-александрийская епакта не прямо уступила своё место основаниям, как это было на западе, но сначала заменена была своими византийскими основаниями, вследствие чего само собой возникает предположение, не обязаны ли основания своим происхождением этим именно епактам. Доказав несостоятельность этого предположения, автор далее рядом аргументов, опирающихся на свидетельстве источников, устанавливает тот вывод, что византийские или, что то же самое, наши основания ведут своё происхождение также из Александрии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Другой путешественник (XVIII века), которого г. Сарухан привлекает к ответственности в пользу своего мнения о преобладании в Тифлисе армяно-католиков, это – Турнефор. Этот путешественник приехал в Тифлис из Эрзерума, где жил среди армян, и, подготовленный ими, смотрел в Грузии на всё их глазами. Один пример между прочим весьма громко говорит о достоинстве книги Турнефора. Сионский собор, никем никогда не оспариваемый, он отнял у грузин и сделал его армянской кафедрой 809 , архиерея армянского титулует „Тбилели“, (от слова Тбилиси=Тифлис) званием, принадлежащим грузинским митрополитам. Можно ли искать у него „ис- —174— тины“ о грузинах после таких искаженных сведений о Тифлисе?! Но Турнефор на этом не останавливается. Он самих грузин прямо приравнивает к дикарям. По его словам, грузины не знают ни меры длины, ни меры весов, ни употребления денег, довольствуясь обменом товаром, а считать умеют только до 100 810 . Сопоставьте с этим показанием свидетельства туземных и иностранных писателей и всякий не предубежденный читатель убедится, что Турнефор не заслуживает доверия. Народ, у которого была до него четырнадцативековая литература, чеканил монету с V века, возводил храмы с V столетия, вел обширную торговлю еще до Р. Хр., низведен им до степени современных бушменов и готтентотов! Можно ли, спрашивается, такому писателю, намеренно закрывшему глаза на истинное положение вещей верить, что в Тифлисе при нем было 500 католиков-армян и что из 20 000 жителей на долю грузин приходилось 3 000, а на долю армян 14 000! В столице Грузии господствующий народ составлял 15%?! Словом, если хотите верить ему в этом, то надлежит признать за истину явную ложь, что Сион – кафедра армянского архиерея, а грузины не знают меры длины и весов. Кто имеет уши, да слышит. Впрочем, и этот плохо осведомленный писатель не отрицает сущестования в Тифлисе грузино-католиков. Ведь, он говорит, что у а quelques femmes mahometanes dans Tiflis, qui sont catholiques en secret et ells – là sont meilleures catholiques que les georgiennes“ (1.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010