Памятником его подвижнической жизни, как выше было замечено, остается в скиту, на пасеке, за прудом, уединённая беседка (род келлии), сколоченная им самим из досок, где безмолвный старец – „тщася худшее покорити лучшему, и плоть поработити духу” – проводил без сна летние ночи в уединённой молитве, и в крайнем утомлении принимал краткий отдых, сидя на малой лавице, в той же келейце устроенной. На стенке и до днесь висят медные складни со св. изображениями – свидетелями тайных воздыханий и обильных слёз, которые обличали лишь веки глаз его, опухшия и лишенные ресниц. Из иноков этого времени оставили по себе память: 7) Иеросхимонах Никон. Он происходил из мещан города Арзамаса; в монашество пострижен 1783 года отцом Назарием, 1785 г. посвящен в иеродиакона и чрез четыре дня в иеромонаха; принял схиму в 1805 г. В сане иеромонаха он шестнадцать лет трудился в печении просфор и исправлял, притом, чреду священнослужения. Много лет подвизался в пещере, с большими трудами изрытой в монастырской горе. Суровая и мрачная эта пещера была жилищем змей, которых сожительство не тревожило смиренного старца. С удивлением взирал на жизнь пещерника преосвященный митрополит Михаил, посетив старца в его вертепе. 6 августа 1822 года подвижник почил от трудов своих. 8) Схимонах Николай: он был первоначально келейником у отца Назария. Научившись от него высокой жизни, он много лет подвизался сам в тесной пустынной келлии, имевшей пространства не более квадратной сажени; в этом уединении удостоили старца посещаем Император Александр Благословенный и преосвященный митрополит Михаил. – Жизнь его протекла в трудах и непрестанной молитве. Он скончался 6 января 1828 года. Недалеко от места его подвигов под сению креста почивает многотрудное его тело. Над могилою его, как памятник, стоит деревянный гроб и крест. 9) Благочинный иеромонах Дамаскин. Он происходил из дворовых людей; в 1789 году пострижен игуменом Назарием в монашество; того же года посвящен в иеродиакона и в 1793 году – во иеромонаха. В 1800-году был определен строителем в Коневскую обитель и по желанию снова возвращён в Валаам. С 1806 года до кончины исправлял должность благочинного над монастырями: Валаамским, Коневским, Введенско-Островским и Андрусовской пустынею; кроме того, проходил должность ризничего и, по словесному приказанию преосвященного Амвросия, митрополита Новгородского и С.-Петербургского, должность письмоводителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пока Путивль играл роль пограничного города, его оборонные сооружения стесняли пространство обители; когда же этот статус был утрачен, и валы начали срывать, а рвы засыпать, тогда некоторые монастырские сооружения начали появляться и вне ограды. Их следы на рубеже XIX-XX вв. наблюдал И.М.Рябинин. Помимо вышеперечисленных благодеяний, царь Петр I пожаловал монастырю бронзовое высеребренное паникадило, которое сохранилось до наших дней (до ремонта 2005-2006 гг. оно находилось в центральной части собора, а в конце 2006, после варварской «реставрации», было помещено во Введенском приделе). Паникадило представляет собой фигурный стержень с четырьмя дисками, к которым крепятся изящные криволинейные ветви, оканчивающиеся канделябрами на подставках в виде блюдец. Ветви с канделябрами чередуются с чисто декоративными, завершающимися стилизованными объемными изображениями райских деревьев. Некоторые ветви служили подставками для литых голубей с распростертыми крыльями (изначально их было от шести до восьми, до недавнего времени сохранялись два, а после «реставрации» 2006 г. не уцелел ни один). Центральная ось паникадила увенчана маленькой декоративной церковкой, на восьмиконечном кресте которой имеется надпись, указывающая имя мастера, а также время и место сооружения: «M.MARTIN MARGRATE IN NIRINBERG ANNO 1692» – М[астер] Мартин Марграт в Нюрнберге, в лето 1692. Хотя паникадило изготовлено за рубежом, оно имеет чисто русский вид. В частности, церковка на его вершине сделана в стиле московской «пламенной архитектуры» XVII в.: она имеет луковичную главку и традиционную «горку кокошников». Нижняя часть паникадила украшена круглым прорезным шаром с изображением двуглавых орлов. «Это дало исследователям основание предположить, что в Нюрнберг предварительно направили «абрис», то есть чертеж люстры», исполненный местными мастерами. Вне всякого сомнения, Петр I сыграл решающую роль в окончании каменного строительства в обители. Такое заботливое отношение царя, не особенно жаловавшего монастыри, к провинциальной обители «…имело определенные политические причины, о чем свидетельствует дальнейшая история заключения тут царевны Софии».

http://sobory.ru/article/?object=21039

В 1764 г. М. В. м. был упразднен, Воскресенская и Введенская церкви стали приходскими, а сестер перевели в муромский Троицкий мон-рь. В приходо-расходных книгах Троицкой обители указано, что в янв. 1765 г. в ней проживали игум. Мария и монахини Таисия, Дорофея, Наталия и Магдалина, переведенные из упраздненного М. В. м. (РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Д. 1998. Л. 5). Согласно документам, их денежное содержание было уменьшено наполовину. Причем и игумения, и рядовые инокини получали одинаковую сумму - по 2 р. 8 2/4 к. на человека за полугодие, т. е. они были уравнены в правах. В то же время троицкой игумении было выдано жалованье в размере 20 р., а рядовым монахиням - по 2 р. 8 2/4 к. В ведомости о получении денег инокини обители не могли расписаться по причине неграмотности. За них это сделали священники и дьячки Троицкого храма. В июле 1765 г. последовала выплата 2-й части годового жалованья. Суммы выплат монахиням М. В. м. остались без изменений. Каждая получила те же 2 р. 8 2/4 к. (Там же. Л. 17 об.). В 1767 г. переведенные инокини по-прежнему получали жалованье отдельной строкой, т. е. они не считались полноправными насельницами Троицкой обители (Там же. Д. 3182. Л. 8 об.). Причем денежные средства им выдали с большой задержкой - за 1-е полугодие 1767 г. деньги на их содержание поступили только 15 июня. Впрочем, сумма выплат увеличилась вдвое и составила 5 р. на человека. Однако уже в авг. 1767 г. заштатные монахини получили выплаты за 2-е полугодие в том же размере - 5 р. на человека (Там же. Л. 14 об.- 16 об.). В последующие годы также наблюдается разделение монахинь Троицкого мон-ря на штатных и заштатных. К 1771 г. последних было всего 7, в то время как в 1765 г. переведенных монахинь, т. е. заштатных, насчитывалось 25 чел. Возможно, монахини, проживавшие в Троицком мон-ре, как и переведенные инокини, были преклонного возраста, поэтому их убыль была естественным явлением. Отчасти это подтверждается документами 1777 г., согласно к-рым самой молодой монахине Троицкого мон-ря было 56 лет, а самой пожилой - 94 года (МИХМ. М-9793). Из-за отсутствия полного комплекта документов за 2-ю пол. XVIII в. не представляется возможным проследить судьбу инокинь упраздненного мон-ря. В документах за 1774 г. переведенные монахини не упоминаются (РГАДА. Ф. 280. Оп. 10. Д. 467).

http://pravenc.ru/text/2564380.html

21 июня 1917 года на площади у Исаакиевского собора состоялась торжественная церемония присяги батальона Временному правительству. Петроградский архиепископ Вениамин и Уфимский архиепископ напутствовали батальон смерти Тихвинской иконой Божией Матери. Внутреннее убранство В отличие от многих мужчин, женщины проявили себя в бою геройски. Полковник В.И.Закржевский, в подчинении которого находились женщины-солдаты, сообщал : « Отряд Бочкаревой вел себя в бою геройски, все время в передовой линии, неся службу наравне с солдатами. При атаке немцев по своему почину бросился как один в контратаку; подносили патроны, ходили в секреты, а некоторые в разведку; своей работой команда смерти подавала пример храбрости, мужества и спокойствия, поднимала дух солдат и доказала, что каждая из этих женщин-героев достойна звания воина русской революционной армии». Однако героизм женщин в погонах не вдохновил основную солдатскую массу. Не поддержанные другими подразделениями под артиллерийским обстрелом они вынуждены были отступить. Официальные потери Первого женского батальона составили 2 убитых, 33 раненых,2 пропавших без вести. «Эти данные представляются нам несколько приукрашенными,- пишет историк В.Бондаренко.- Дело в том, что действия батальона были под контролем Военного министерства, а большие потери в статистике всегда смотрятся некрасиво. Более вероятны цифры в 30 убитых и 70 раненых, которые встречаются в литературе.» В результате Сольского перемирия, заключенного 4 декабря 1917 года с германской армией, боевые действия на Западном фронте были приостановлены на два месяца. По окончании срока перемирия,18 февраля 1918 года, немецкие части начали наступление по всему фронту и, не встречая сопротивления деморализованной революцией армии, за несколько дней дошли до Орши. Большевики были вынуждены срочно подписать соглашение, известное как Брестский мир, по которому почти вся территория нынешней Беларуси попала в зону немецкой оккупации. Впоследствии в России всего было сформировано около полутора десятков женских армейских подразделений. Все они были расформированы после Октябрьской революции.

http://azbyka.ru/palomnik/Введенский_жен...

Перед первым висело медное паникадило о шести «шанданах», а пред вторыми стояла небольшая свеча поставная. Что же касается до иконописи на трапезном столбе, то здесь находился в 1601 году только один образ Одигитрии, с затворками, на которых были писаны святые и преподобные 662 . Так как трапеза, подобно Введенской церкви, помещалась во втором этаже, то из паперти на верх вела каменная лестница, над которою были (каменные же) своды. В стенах паперти были проделаны окошки «с окончинами слюдеными болшими в шотех красных» 663 . В низшем этаже под трапезою и церковью находились монастырские службы, назначенный для приготовления и хранения пищи. Здесь была хлебня, знаменитая еще в половине XVI в. по трудности, сопряженной с работой в ней. В начале XVII в. тут пекли для братии хлеб из трех квашен 664 , – в двух больших печах. Размер хлебни был почти тот же, что и находившейся над нею трапезы «в длину 7 сажень, с полусаженью, а поперег 7 сажен с четью». – Перед хлебною были сени с каменными сводами, в которых когда-то была сделана каменная «келья». К концу XVI века она, однако, успела уже завалиться. «Мера сеням от той кельи в длину» была «11 сажен, а поперег 3 сажени» 665 . Рядом с хлебнею помещались ее службы. Под трапезою же была палатка «в длину 5 сажен, а поперег 4 сажени». Зимою здесь держали хлеб, приготовленный в хлебне 666 . Тут же возле сеней последней к городовой стене были поставлены два деревянных амбара, в которых хранилась ржаная мука 667 . Перед «онбарами были сени да чюлан», построенный из досок, и три кельи 668 , служившие местожительством «хлебенных старцев». Недалеко отсюда у городовой стены (т. е. ограды) стояла «не великая» палатка, в которой согревали воду, когда нужно было ставить хлебы 669 . В хлебне и прилежавших к ней строениях, кроме муки и жита, хранилась разная хозяйственная утварь. В 1601 году «в хлбне» были «4 заслоны железных болших, два заслона малых, да в кельях 4 заслоны, все железные, три кочерги железные, три лохани да 3 рукомойники меденые, 5 замков вислых, десять замков нутряных, котел медной не велик, топор, два поскребня, чем квашню скребут, нож болшой, скобель, долото, косарь, чем лучину щепают, заступ, пешня 670 , два колоколчика железные, котел медной, а греют в нем воду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Поварня, построенная в XVI в., – наиболее значительное хозяйственное сооружение монастыря. Она расположена в одной линии с Введенской трапезной. Здание поварни, вытянутой вдоль Сиверского озера, состоит из целого ряда помещений, различных по размеру и по назначению. Все они возникли постепенно, без единого плана, и последовательно пристраивались к наиболее древнему ядру – собственно поварне. Это самая ранняя часть здания, состоит из двух палат: большой, «естественной» поварни, и более узкой, «квасной». В большой палате стояло 6 каменных очагов. В середине ее свода уже в последующее время проделано широкое отверстие, над которым проложена кирпичная труба. Первоначально дымоходы от каждого очага проходили отдельно внутри стены, и над зданием возвышалось 14 труб. Более поздняя часть поварни, расположенная между древним ядром здания и трапезной палаты, также относится к XVI столетию. Она имеет два этажа. В нижнем помещались ледники, в верхнем – разные помещения хозяйственного назначения. В одной из них сохранились остатки древней печи. По другую сторону от древнего ядра поварни находится большая одностолпная палата, выстроенная на рубеже XVI - XVII в.в. – летний квасной погреб. В 1655 г. над этим квасным погребом была сооружена каменная Оружейная палата. Описи монастырского имущества XVII-XVIII в.в. сохранили для нас перечень богатейшего собрания разнообразного оружия, хранившегося в этой палате. В 1786 г. своды рухнули, и находившийся внизу квасной погреб пострадал от обломков кирпичной кладки. Здание монашеских келий имеет сложную строительную историю и необычную планировку. В его строительстве можно выделить четыре этапа. Вначале выстроили из кирпича небольшую Писчую келью, где велось монашеское делопроизводство. Фасад этой палаты, расположенной примерно в середине здания, был украшен наличником, увенчанным тремя остроконечными выступами. Вверху над сводчатой кельей была каменная палата без сводов с двумя окнами, обрамлёнными рамками из цветных изразцов. Впервые такие изразцы использовали в монастыре для украшения Московской башни в середине 1660-х г.г.

http://sobory.ru/article/?object=00500

на награды лучшим ученицам и материальную поддержку учителей. За деятельность в качестве старосты и попечителя школы Железнов получил архипастырское благословение с выдачей свидетельства, его последователь Я. Е. Семёнов в 1913 г. пожалован серебряной медалью «За усердие» на Владимирской ленте для ношения на шее. Особенностью школы было обучение девочек церковному пению по нотным книгам. Они могли переписать ноты и петь по ним на 3 голоса всенощное бдение и Божественную литургию. Регенты монастырского хора А. Егорова и А. Курочкина обучались нотной грамоте именно в школе, поступив в богадельню в 7-летнем возрасте. Хор мон-ря являлся лучшим в Нижнетагильском Заводе и принимал участие в торжественных событиях, в т. ч. и в архиерейских богослужениях. 10 нояб. 1900 г. на имя еп. Екатеринбургского и Ирбитского Иринея (Орды) поступило прошение от старших сестер богадельни Феозвы Крузе, Татьяны Деевой, Анны Евстафьевой о преобразовании богадельни в жен. общину. Согласно собранным духовной консисторией сведениям и документам (крепостным актам, приговорам и др.), к 1901 г. в богадельне проживало 65 насельниц, к-рыми управлял совет старших сестер под руководством местного благочинного и приходских священников Введенского храма. Сестры занимались хлебопашеством, скотоводством, огородничеством, рукоделием, переплетом книг, а также читали Псалтирь по усопшим. На территории богадельни, расположенной в ограде Скорбященской ц., имелись 4 дома, в т. ч. каменный, деревянные баня, погреб, амбар, конюшня, коровник, каретник, кладовая, кирпичный сарай. Все недвижимое имущество оценивалось в 16550 р. Помещения богадельни, по отзывам благочинного, для 60-65 сестер «весьма достаточны». 30 окт. 1901 г. еп. Ириней представил в Синод прошение о преобразовании богадельни в жен. общину. Указ Синода от 14/31 марта 1902 г. определил: «Существующую в Нижнетагильском заводе Верхотурского уезда, при Скорбященской кладбищенской церкви, богадельню преобразовать в женскую общину с наименованием ее Скорбященскою, с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства».

http://pravenc.ru/text/2565228.html

Интерьер одностолпной палаты при Введенской ц. Фотография. 2004 г. Интерьер одностолпной палаты при Введенской ц. Фотография. 2004 г. Трапезная палата многократно перестраивалась. Во 2-й пол. XVII в. окна 2-го этажа были украшены наличниками с фронтонами. В 1-й пол. XIX в., при игум. Никодиме, на месте сводов одностолпной палаты появились 2 этажа братских келий, а в 1843 г. келарская палата была преобразована в придел во имя свт. Митрофана Воронежского. Реставрационными работами 1919-1927 гг. была усилена конструктивная основа древнего сооружения, открыты парные килевидные кокошники по каждой грани основания шатра, а также карниз, охватывавший келарскую и трапезную палаты. Сооружение консервационной кровли над руинами трапезной палаты Введенской ц. завершилось в 1966 г., а к кон. 1975 г. были расчищены все завалы и полностью восстановлен подклетный этаж. Одностолпная палата 2-го этажа, келарская палата и четверик Введенской ц. с апсидой и восьмериком, а также сев. паперть с крыльцом были восстановлены в 1995-1997 гг. Шатер из-за недостатка средств выполнен из дерева (ниже древнего на 6 м) и должен рассматриваться как консервационный. В 2003 г. восстановлена юж. паперть. В 1999-2001 гг. Введенская ц. и одностолпная палата расписаны бригадой иконописцев во главе с С. Н. Петровым. Колокольня. Фотография. 2005 г. Колокольня. Фотография. 2005 г. Колокольня была построена к северу от трапезной палаты в сер. 80-х гг. XVI в., при настоятеле Антонии (Алексееве). Это было столпообразное, высотой ок. 25 м, 6-гранное в плане, 3-ярусное сооружение. Цоколь кирпичного сооружения был отделен от 1-го яруса 2 лентами разновеликих валиков, разделенных рядом плоской кладки и завершенных полочкой. Между 2-м и 1-м ярусами проходил пояс из валика, заключенного между 2 полочками. Средний ярус завершался широким поясом из лент бегунца и поребрика. Арки проемов звона 3-го яруса обрамляли фигурными архивольтами, а парапет каждого проема звона был украшен 3 ширинками. Завершалось сооружение карнизом и 3 ярусами кокошников, поставленных на сомкнутый свод, несущий открытый барабан главки. Количество кокошников в 1-м ярусе - 18, по 3 на каждой грани, во 2-м - 13, в 3-м - 11. Палатки 1-го и 2-го ярусов также были перекрыты сомкнутыми 6-лепестковыми сводами и имели каждая по 1 двери и неск. окон. Доступ на 2-й и 3-й ярусы был по внутристенной лестнице. В сев.-вост. грани колокольни находился гиревой колодец для часов, установленных в проеме звона. Работа с фрагментами взорванной колокольни началась в 1969 г.; в 1976 г. расчищено от завалов основание колокольни, сохранившееся в отдельных местах до уровня подоконника окон 1-го яруса. Восстановление колокольни продолжалось с 1977 по 1988 г. Другие постройки

http://pravenc.ru/text/164627.html

Вся вина благочинного Дм.И. Дубровина заключалась в том, что посылал денежные средства осужденному духовенству, призывал держаться Церкви и не вносить в нее раскол, направлял священников в церкви, оставшиеся без священников (следствием последнее было квалифицировано как «обсуждение вопросов борьбы с Советской властью»). Священник В.И. Любимов только критиковал атеизм (в общем-то, ожидаемая позиция для священника) и констатировал дефицит некоторых товаров и далеко не благополучное положение дел в колхозах. Праздничное богослужение, совершенное священником К.Н. Твердисловом в честь святой мученицы царицы Александры Римской, значилось в обвинительном акте как «молебны о бывшем царствующем троне Романовых». Не вошло в обвинительное заключение озвученные во время допроса обвинения Твердислова в том, что призывал верующих не поддаваться влиянию атеизма и говорил, что Конституция только на бумаге. И.И. Невский и М.Е. Сумкин собирали средства на уплату штрафа за похищенные церковные вещи (это было расценено как «шарлатанство») и свидетельствовали о далеко не благополучном положении дел в колхозах. Только в последнем обвинялся А.В. Сметанин. Иподьякону М.И. Мальянову даже мечты стать священником записали в вину. Церковный сторож И.И. Родин критиковал колхозы, призывал не утаивать свою религиозность при переписи населения, радовался дарованному Конституцией возвращению прав и надеялся и на возвращение изъятого при раскулачивании имущества. На архимандрита Дм.И. Архангельского и дьякона П.В. Пылинского в обвинительном заключении вообще нет никаких данных об их преступной деятельности. Если верить обвинительному заключению, надежды на смену власти (не призывы!) при помощи троцкистов либо Германии высказывали только Н.А. Солодков, И.И. Невский, М.Е. Сумкин, А.К. Батмановский, И.И. Родин и М.И. Мальянов. Несмотря на то, что это должно бы квалифицироваться как более серьезная вина, по сравнению с тем, в чем обвинялись остальные, при вынесении приговора большее значение, видимо, имел статус в церковной иерархии и социальное происхождение обвиняемых. Так, из последних расстреляны были: псаломщик Н.А. Солодков, секретарь церковного совета и бывший жандарм И.И. Невский, церковный сторож и кулак И.И. Родин. Дьяконы А.К. Батмановский и М.И. Мальянов и председатель церковного совета М.Е. Сумкин приговорены к 10 годам лишения свободы. Зато благочинный Дм.И. Дубровин, священники К.Н. Твердислов и В.И. Любимов, архимандрит Дм.И. Архангельский и дьякон П.В. Пылинский (на последних двух, как уже ранее говорилось, в обвинительном заключении вообще нет никаких данных об их преступной деятельности) приговорены к расстрелу. Вероятно, после такого масштабного процесса в Вязниках духовенства не осталось.

http://sobory.ru/article/?object=03741

См. Вязниковский Введенский. Введенский Горочевский или Карачевский монастырь См. Карачевский Введенский. Вбеденский Далматовский монастырь См. Далматовский Введенский. Введенский Карачевский монастырь См. Карачевский Введенский. Введенский Красноярский монастырь См. Красноярский Введенский. Прибавление из VI тома Введенский Московский монастырь Девичий, по сказанию старожилов и по устному преданию, находился в Столичном городе Москве на том самом месте, где ныне стоит приходская церковь во имя Введения Божьей Матери во храм, известная под именем Никола в Хлынове, и где некогда был мужской монастырь под названием: Старый Никола (см. под сим словом в VI части, стр. 323 59 . Введенский Нежинский монастырь 3 класса Черниговской Епархии женский, находящийся близ города Нежина, при реке Остре. Основан Малороссийского Стародубского полка Полковницей Анной, которая, купив потребное для построения и содержания монастыря количество земли, построила на оной этот монастырь и основала общежительство, продолжавшееся до 1786 года. А в сем 1786 году Именным Указом от 10 Апреля положена обитель сия в число Штатных третьеклассных. Здания в монастыре сем новые изрядной архитектуры. Начальничество Игуменьинское издавна. Введенский монастырь Заштатный женский. В 1771 году упоминается в Оренбургской Губернии. В нём тогда были строения все деревянные, а церковь во имя св. Иоанна Предтечи деревянная же. Введенский Орловский монастырь 3 класса Орловской Епархии женский, находящийся внутри города Орла на левом берегу реки Орлика. Построен, вероятно, в начале XVII столетия после опустошений и разорений, причинённых Литовцами и Крымскими Татарами городу Орлу и окрестностям оного. Строения в нём: 1) главная ЦЕРКОВЬ во имя Введения во храм Божьей Матери, почему и монастырь именуется Введенским, построенная в 1686 году по благословению Преосвященного Никиты, Архиепископа Коломенского; 2) КОЛОКОЛЬНЯ каменная; 3) КЕЛЬИ и 4) ОГРАДА частью каменные, частью деревянные. Настоятельницами в монастыре сем издавна Игуменьи, ибо и в 1696 году упоминается Игуменья Евдокия. Введенский Островский Новоладожский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010