В Иваново прошел круглый стол монашествующих Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской митрополий 24 ноября 2023 г. 14:11 23 ноября 2023 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в городе Иваново прошел круглый стол «Почитание местных подвижников благочестия и новомучеников и исповедников Церкви Русской в монастырях», в котором приняли участие монашествующие  Владимирской , Ивановской , Костромской , Ярославской митрополий. Утром в Успенском кафедральном соборе г/Иваново Божественную литургию совершили митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф , митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин , епископ Кинешемский и Палехский Иларион , епископ Галичский и Макарьевский Алексий  и  епископ Ковровский Стефан . Затем в Музейно-выставочном центре Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина прошел круглый стол. Собравшихся приветствовали митрополит Иосиф и митрополит Ферапонт, приветствие митрополита Владимирского и Суздальского Тихона огласил епископ Ковровский Стефан. С докладами на круглом столе выступили: В фойе Музейно-выставочного центра была развернута выставка, посвященная ивановским новомученикам. Участники круглого стола также посетили Введенский женский монастырь г. Иваново, где помолились перед мощами новомучеников. Резолюция круглого стола «Почитание местных подвижников благочестия и новомучеников и исповедников Церкви Русской в монастырях» Архипастыри, игумены и игумении монастырей из Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской митрополий, собравшись по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, после совместного совершения Божественной литургии, на круглый стол для обсуждения почитания в монастырях местных подвижников благочестия и новомучеников и исповедников Церкви Русской постановили: Пресс-служба Ивановской митрополии /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6079940.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Тульскому монаху ограничили свободу на год за избиение собрата кочаном капусты 17.02.2017 Суд в Тульской области вынес приговор насельнику Введенского Макарьевского Жабынского монастыря , избившего другого служителя Церкви, сообщила " Интерфаксу " пресс-секретарь областного управления судебного департамента Ольга Дячук. По ее словам, утром 10 декабря 2016 года между монахами в братском корпусе произошла ссора из-за того, что подсудимый занял своими продуктами весь общественный холодильник. В ходе конфликта монах ударил оппонента по голове кочаном капусты, и у того пошла кровь из носа. Было возбуждено уголовное дело по ст.115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью). С фигуранта взяли подписку о невыезде и надлежащем поведении. В ходе судебного заседания он согласился с предъявленным обвинением и заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в особом порядке. Суд признал монаха виновным в совершении преступления, ему назначено наказание в виде ограничения свободы на один год. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 17.02.2017 21:13:54

http://drevo-info.ru/news/21981.html

Глава Татарстанской митрополии возглавил престольные торжества в Макарьевском монастыре под Казанью 8 августа 2015 г. 14:15 7 августа 2015 года, в день памяти преподобного Макария Желтоводского и Унженского, престольные торжества состоялись в Свято-Вознесенском Макарьевском мужском монастыре под Казанью. Праздничный день начался с крестного хода от храма Вознесения до деревянной часовни, где устроена монастырская купальня. Здесь священнослужители совершили водосвятный молебен с акафистом преподобному Макарию. Затем в монастыре была совершена Божественная литургия, которую возглавил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан . Главе Татарстанской митрополии сослужили настоятель Макарьевского монастыря игумен Глеб (Владимиров), настоятель Свято-Успенского Свияжского монастыря игумен Силуан (Хохиашвили), настоятель Свято-Введенского Кизического монастыря игумен Пимен (Ивентьев), секретарь Казанской епархии протоиерей Владимир Самойленко, настоятель храма Ярославских чудотворцев города Казани протоиерей Алексий Чубаков и насельники обителей в священном сане. По завершении богослужения духовенством было совершено славление угоднику Божию перед его иконой. Затем владыка Феофан поздравил молящихся с престольным праздником святой обители и обратился к присутствующим с архипастырским словом . Татарстанская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Алексию (Елисееву), епископу Галичскому и Макарьевскому 15 февраля 2017 г. 19:24 15 февраля 2017 года, в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме преподобного Серафима Саровского в Раеве г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Алексия (Елисеева) во епископа Галичского и Макарьевского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Алексия на служение. Преосвященный епископ Алексий! Днесь за Божественной литургией ты сподобился принять животворящую благодать Небесного Утешителя. Святой Дух, сошедший некогда на учеников Христовых в Иерусалиме, соделал тебя продолжателем высокого и славного служения сих самовидцев Воплощенного Слова, о Котором они свидетельствовали «даже до края земли» (Деян. 1:8). Поздравляя тебя со знаменательным событием — епископской хиротонией — радуюсь вместе с тобою и со всеми предстоящими людьми, ибо ныне Церковь обрела нового свидетеля веры и архипастыря, учителя благочестия и тайносовершителя. Ныне радуется и Галичская земля, получившая своего иерарха и устроителя жизни церковной, блюстителя словесных овец Христовых и раздаятеля Божественной благодати. Прежде же чем ты отправишься к месту своего служения, выслушай наставление, которое мне по древней традиции и по долгу Предстоятеля надлежит тебе преподать. Пусть руководством тебе в трудах станет речение апостола Павла ко пресвитерам эфесским: Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями  (в переводе на русский — епископами), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он стяжал Кровию Своею (см. Деян. 20:28). Толкуя эти слова, святитель Иоанн Златоуст вопрошает: «Видишь ли, что он дает две заповеди? — Бесполезно как исправлять только других… так и заботиться только о самом себе. Последнее свойственно самолюбцу, который ищет только полезного для него самого и подобен человеку, закопавшему талант в землю. Говорит об этом (Павел) не потому, будто наше спасение важнее (спасения) стада, но потому что, когда мы внимаем себе, тогда получает пользу и стадо» (Беседы на Деяния Апостольские. Беседа 44).

http://patriarchia.ru/db/text/4803757.ht...

Вторя первоверховному посланнику Христову, призываю тебя быть внимательным к собственной жизни, к своим поступкам и словам. Мы как служители алтаря Господня должны являть образец благочестия, пример следования за Христом и неотступного исполнения Его заповедей. Помни о том, что епископ — это тот, на кого обращены взоры многих, и ближних, и дальних. Зачастую по твоим делам люди будут судить о Православии и о Церкви, иногда даже по внешнему виду твоему, по манере поведения, по тому, как ты будешь общаться с людьми. И в этом смысле не только дела твои, но и слова будут иметь значение для многих. И в немалой степени от всего этого может зависеть, придет ли тот или иной человек к вере, останется ли в церковной ограде, будет ли тот или иной клирик ревностно трудиться на месте своего служения. Внимая себе, внимай и всему словесному стаду, блюсти которое тебя днесь поставил Дух Святой. 39-е Апостольское правило гласит: Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их. Теперь ты несешь бремя забот об уловлении душ человеческих для Царствия Небесного, о возрастании пасомых в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа , как учит нас апостол Петр (2 Пет. 3:18). Пусть постоянным напоминанием об этом будет для тебя видимый знак епископского служения —омофор, знаменующий заблудшую овцу, которую нашел добрый пастырь и возложил на свои рамена, дабы сопричесть к остальному стаду. Уподобься Великому и Совершенному Пастырю и Пастыреначальнику Христу, знающему и любящему Своих словесных овец и имеющему попечение о спасении каждой из них. Взирая на эту часть архиерейского облачения, на омофор, который будет возлагаться торжественно посреди храма на твои плечи, помни об этом символе, символе несения на своих собственных плечах паствы, которая вверена тебе на пути к спасению. Более же всего подражай жертвенной любви Господа, подъявшего ради нас на свои рамена также крест и претерпевшего смерть. Именно этот образ является самым сильным, ибо тому, что совершил Господь, мы призваны стремиться подражать в своей жизни, помня слова Евангелия: «Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). И какое бы мы ни занимали иерархическое положение, мы должны всегда твердо помнить, что поставлены на служение другим, и призваны, по слову апостола Петра, пасти Божие стадо, какое у нас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду (1 Пет. 5:2-3).

http://patriarchia.ru/db/text/4803757.ht...

23 октября 1914 года Николай Ярушевич был пострижен в монашество ректором академии епископом Анастасием (Александровым) - иерархом, оказавшим большое влияние на духовное развитие будущего митрополита. 24 октября Ярушевич уже рукоположен во иеродиакона, а 25-го - в сан иеромонаха. Вскоре он выехал на фронт - началась Первая мировая война. Ярушевич служил духовником-проповедником в санитарном поезде, а с ноября 1914-го - священником лейб-гвардии Финляндского полка. На фронте отец Николай тяжело заболел: у него развился ревматизм с осложнением на сердце. Впоследствии болезнь сказалась роковым образом... Ярушевич, отозванный с боевых позиций, возвратился к научно-педагогической работе в академии. С 19 августа 1915 года преподавал в Санкт-Петербургской духовной семинарии литургику, гомилетику, практическое руководство для пастырей, церковную археологию и немецкий язык. В декабре 1916 года он был назначен священником церкви Святителя и чудотворца Николая при Николаевской детской больнице. Грянула Октябрьская революция. О судьбах верующих людей нашей страны в целом и Николая Ярушевича в частности можно сказать словами Нового Завета: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр., 2:13). Возможно ли было сохранить веру в Бога под игом воинствующего атеизма? Кому-то покажется, что нет. Но не зря великие философские русские умы считали русский народ «богоносцем», единственно сохранившим полноту сердечного постижения Христа. Именно на Русской земле сбылось предрекание Спасителя: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф.,7:18). История Русской церкви в ХХ веке ещё раз подтверждает эти слова. Несмотря на то что Троцкий и его последователи со знанием дела лепили из Церкви образ врага и сделали всё для её уничтожения, врата ада не одолели её. Невзирая на тревожные годы, Ярушевич не оставлял научных занятий: в 1917 году он защитил диссертацию «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г.», став магистром богословия и удостоившись Макарьевской премии. Следом Ярушевич подготовил докторскую диссертацию на тему «О бессмертии души», но не успел её защитить. Рукопись погибла во время блокады Ленинг рада.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Но как бы то ни было, житие святого, являлось ли оно до или после канонизации, всегда составляло необходимое условие ее. Все, что сказано о житиях, вполне приложимо и к службам, которые, как и первые, являлись иногда до канонизации (и в этом случае они составлялись в большинстве случаев без ведома высшей власти), а иногда после нее (и в этом случае инициатива составления их принадлежала последней), составляли также необходимое условие канонизации, подготовляя или сопровождая ее. Так как житие и служба имели церковное употребление, то само собою разумеется, что они, прежде чем получить таковое значение, должны были быть, если не просмотрены, то, по крайней мере, одобрены высшею духовною властью. По некоторым фактам можно заключать, что такой надзор высшей власти над житиями и службами существовал в нашей Церкви и в это время. Так, в одной из редакций жития св. Алексия, митрополита Московского, между прочим говорится, что составленная Питиримом, епископом Пермским, служба в честь открытия мощей его принесена была им к митрополиту Ионе; затем с вероятностью можно предполагать, что все службы, которые писались по поручению высшей власти, представлялись ей на рассмотрение и одобрение. Но как производилось это рассмотрение житий и служб в данный период и в чем оно состояло, – на этот вопрос, за неимением сведений, трудно сказать что-нибудь положительное. Впрочем, относительно второй половины вопроса еще можно сделать более или менее вероятные предположения. Известно, что у нас для житий и служб существовала особенная форма или стиль, которого наши агиобиографы строго всегда и держались. Поэтому можно думать, что «официальный церковный надзор бодрствовал только над установленным стилем жития. Простые биографические записи не годились для церковной службы и мало распростарялись даже в неофициальной читающей среде» 365 . Последнее предположение очень вероятно, если мы примем во внимание то обстоятельство, что и в последующее время на Макарьевских соборах и после них этот надзор, как увидим ниже, не шел дальше внешней стороны житий и служб или их стиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

385). Но ни в Ездр. 3:12 , ни в Агг. 2:3 не говорится ни о чрезвычайной малости второго храма, ни о величественных размерах Соломонова храма. В Ездр. 3:12 говорится: «старики, которые видели прежний храм, при основании этого (второго) храма пред глазами их плакали громко». О чём они плакали? Откуда видно, что они плакали именно при виде малых размеров нового храма? Ниоткуда не видно. Мало ли о чём они могли плакать? Может (и всего вероятнее) они, зная скудость средств, достаточных только на возведение стен и на самую скромную обстановку, плакали о невозможности украсить храм дорогими произведениями искусства и золотом так, как украсил его Соломон. Пр. Аггей говорил: «кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто?» Ужели под прежней славой храма пр. Аггей непременно разумел обширные размеры храма Соломонова? Нет ничего невероятнее. Не говоря уже об идеальном характере разумеемой пророком славы (сравнить ст. 9), видеть славу Соломонова храма в его якобы обширных размерах просто непозволительно. Соломон был настолько богат, что мог бы построить храм в размерах несравненно больших; но если он этого не сделал, то очевидно, что полагал славу своего храма не в этом, а в богатстве внешней и особенно внутренней отделки, которая и являлась теперь для пр. Аггея символом идеальной славы, а никак не обширные размеры каменной постройки. Наконец, сам автор опровергает своё толкование вышеуказанных библейских мест и вообще своё положение о малых размерах второго храма. На стр. 508 он говорит: «храм Зоровавеля был точным воспроизведением храма Соломонова, и стоял на его основаниях»... Исследование о реставрации Ирода автор начинает опять вопросом о высоте храма. Ирод, по свидетельству И. Флавия, пожелал выстроить храм в 120 локтей высоты. «Откуда, спрашивает автор, такая мысль у Ирода или у Иосифа, говорящего устами Ирода? Приведённое свидетельство есть средоточный (!) пункт всего исследования о ветхозаветном храме» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

В рамках состоявшейся церемонии президент Российской Академии наук Ю.С.Осипов по поручению президиума Академии наук вручил удостоверения и золотой знак почетного профессора Российской Академии наук Патриарху Московскому и всея Руси Алексию и мэру Москвы Юрию Михайловичу Лужкову. Этого звания удостаиваются выдающиеся государственные, религиозные и общественные деятели за благотворительность и другие заслуги перед государством и обществом, в частности за поддержку и развитие науки. «Это очень редкое звание, и с момента учреждения этого звания президиум только шесть раз принимал решение присуждения этого звания», – отметил президент Российской Академии наук. Святейший Патриарх Алексий также вручил специальные благодарственные грамоты всем членам экспертного совета комитета по премиям митрополита Макария. Слово Святейшего Патриарха Алексия на церемонии награждения лауреатов Макарьевской премии: «Многоуважаемые Юрий Сергеевич, Юрий Михайлович, Высокопреосвященнейший архиепископ Викентий, уважаемые члены Комитета по присуждению Макарьевской премии, члены экспертного Совета, лауреаты и номинанты премии! Сегодня здесь, в гостеприимных стенах Российской академии наук мы собрались, чтобы уже в пятый раз вручить премии памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). В этом году возрожденной премии митрополита Макария исполняется 10 лет, и я хотел бы сегодня вспомнить о самом начале нашей работы. В 1993 году совместными усилиями Русской Православной Церкви, Правительства Москвы и Академии наук началось издание многотомной «Истории Русской Церкви» нашего выдающегося историка митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), действительного члена Императорской академии наук. Это был первый опыт большого совместного труда церковных и светских ученых, и этот уникальный опыт оказался очень успешным. Мы сумели создать научное комментированное и дополненное издание «Истории Русской Церкви» за четыре года, к юбилею Москвы. Жизнь митрополита Макария, безраздельно отданная служению Русской Церкви и русской науке, сама по себе является образцом для подражания будущим поколениям. Одним из его наиболее значительных деяний стало учреждение Макарьевской премии за лучшие научные работы, для поддержания которых митрополит Макарий отдал все средства, заработанные научным трудом. Эта премия была одной из наиболее весомых научных премий с 1881 по 1917 год.

http://pravoslavie.ru/14736.html

В заключение истории Макарьевских соборов, нам остается рассмотреть еще вопрос о значении их в деле канониции святых для последующего времени Русской Церкви. Самое важное и самое видное, сразу бросающееся в глаза, следствие Макарьевских соборов для канонизации святых последующего времени заключается в том, что, начиная с этих соборов, право совершения канонизации переходит исключительно к высшей центральной власти Русской Церкви, каковая до конца XVI века сосредоточивалась в лице митрополита с собором, а с конца этого века (1589 года) в лице патриарха. До Макарьевских соборов право совершения канонизации продолжало принадлежать местным епископам не только de jure, но и de facto, что можно видеть из примера канонизации Леонтия и Исаии, епископов Ростовских, канонизованных местными епископами. Между тем, после соборов 1547 и 1549 годов, во все продолжение второй половины XVI и всего XVII века мы уже не встречаем ни одного случая совершения канонизации святого местным епископом. Встречаем даже примеры, которые показывают, что и частное почитание святого требовало уже позволения высшей власти Церкви. Так, ученик Кассиана Босого, Фотий, написав для себя канон на память Иосифа Болоколамского, нашел необходимым, однако же, представить этот канон на рассмотрение митрополиту, чтобы получить от последнего благословение читать свой труд и молитвовать по нем в келии 461 . Правда, начало этой перемены в праве совершения канонизации восходит еще к началу XVI века; но тогда эта перемена не была еще узаконена. Теперь на Макарьевских соборах то, что до сего времени было только попыткой подчинить прославление святых надзору высшей церковной власти, окончательно принято и с этого времени вошло в постоянную практику Русской Церкви при совершении канонизации. Чем вызвано было такое изменение, какими обстоятельствами оно обусловливалось, – на эти вопросы мы старались дать ответ в предварительных сведениях об этих соборах. Поэтому, не останавливаясь на них, мы прямо перейдем к обозрению других следствий их, которые стоят в тесной связи е первым следствием и им обусловливаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010