Город Козельск впервые упоминается в летописи под 1146 г. В 1238 г. он был взят татарами. Город мужественно сопротивлялся в течение 7 недель. Все жители были перебиты. По преданию, 2-летний князь Василий утонул в крови. Татары прозвали Козельск " злым городом " . В начале 15 в. Козельск перешел в руки Литвы, и в течение полувека переходил из рук в руки, пока окончательно не утвердился за Москвой. Время основания Оптиной пустыни неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым или ближайшими его наследниками. По другой версии, ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь - а таковые ранее носили название Оптиных. Вероятно, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее. Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей. В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря - Введенский собор. Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере - церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 г. из старой трапезной, на юге - Казанская церковь, построенная в 1811 г., на востоке - Владимирская. Известно, что в 1625 г. ее игуменом был Серий. В 1630 г. там была деревянная церковь, шесть келий и 12 человек братии,управлял ею иеромонах Феодор. Царь Михаил Федорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 г. местные бояре братья Шепелевы построили Введенский собор. В 1704 г. отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбную ловлю, а в 1724 г. обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена как «малобратный монастырь». Но уже в 1726 г. по ходатайству стольника Андрея Шепелева она была восстановлена. Указом 1727 г. ей была возвращена мельница. В 1773 г. в монастыре было всего два монаха - оба глубокие старики. Но ее полное восстановление началось лишь с 1795 г., когда на нее обратил внимание московский Митрополит Платон и назначил строителем иеромонаха Иосифа, через год был назначен вместо него строителем о. Авраамий. Стараниями митрополита Московского Платона (Левшина), затем епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) Оптина пустынь превратилась, по словам отца Павла Флоренского, в «духовную санаторию многих израненных душ».

http://sobory.ru/article/?object=00780

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Монастырь находится приблизительно в 4 километрах от города Козельска на правом берегу р. Жиздры. Пустынь имеет два подворья; Московское и Санкт-Петербургское (Свято-Успенское). Скромный по своему внешнему облику монастырь был знаменит благодаря резко отличающему его от других русских обителей внутреннему строю, единству иноческого жития, благотворному влиянию старцев на множество приходящих в обитель богомольцев. В обители издавалось большое число православных книг для благочестивых читателей, раскупавшихся сотнями тысяч экземпляров. Оптина пустынь в древности не отличавшаяся ни строгостью устава, ни многочисленностию братии, в конце XIX в. приобрела всенародную известность, расцвела и окрепла, став в числе первых по строгости иноческой жизни, по обилию добродетельных подвигов братии. Основание монастыря Время основания Оптиной неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Андреевичем Храбрым , или ближайшими его наследниками. По другой версии ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь - а таковые ранее носили название Оптиных. Вероятно, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее. Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей. В 1630 году там была деревянная церковь, шесть келлий и 12 человек братии. Царь Михаил Федорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году братья Шепелевы (местные бояре) построили Введенский собор . Петровские реформы, упразднение и восстановление монастыря

http://drevo-info.ru/articles/9662.html

При обители имеются: училище для бедных детей граждан г. Тулы, больница и гостиница для паломников. Управляет монастырем архимандрит. Белевский Спасо-Преображенский монастырь. Этот третьеклассный необщежительный мужской монастырь распложен в г. Белеве (станция Рязанско-Уральской железной дороги), на высокой горе, у подножия которой протекает река Ока. Трудно определить, когда был основан этот монастырь; одно несомненно, что основали его князья Белевские. Царь Иоанн Грозный посетил эту обитель и обязал игумена ее вседневно поминать Белевских князей. Монастырь постепенно развивался и к настоящему времени достиг благоустройства. В ном четыре церкви: во имя Преображения, Предтеченская, во имя Св. Петра, митрополита Московского , и во имя Св. Николая Чудотворца. В соборном храме хранится древняя икона Св. Иоанна Крестителя. Местночтимые иконы – Тихвинская, Всех скорбящих Радость и Св. Николая Чудотворца. Монастырем управляет архимандрит. Количество иноков невелико. Введенская Жабынская Макарьевская пустынь близ Белева. Верстах в пяти от города Белева, вниз по течению реки Оки, на правом ее берегу, живописно расположилась Введенская Макариевская пустынь. Огражденная белой стеной, с башенками по углам и святыми вратами с восточной стороны, эта небольшая обитель имеет мирный и какой-то особенно уютный вид. Купола четырех монастырских храмов, шпиц невысокой, стоящей посреди обители колокольни и здания братской трапезы, келий и гостиниц –как бы утопают в зелени фруктового с великолепнейшей, старинной липовой аллей, сада, который занимает северную половину монастыря. Множество пушистых лиственниц, вечнозеленых сосен и елей, обильно насажденных повсюду внутри и вне монастырской ограды, а также и молодые, вновь разводимые, кедры и туи, – дополняют картину, оживляя ее резким контрастом темно-зеленой хвои с светлой листовой других пород. Обил воды. чистой, холодной, прозрачной, как кристалл, – прямо поражает в этой обители. Против святых ворот у Макариевского собора в крытой часовенке беспрерывно бьет фонтан; по другую сторону того же собора другой крытый же фонтан, с устроенной около него колодой для водопоя; посреди монастыря у цветника, разбитого в виде креста, устроена открытая беседка, в которой также бьет вода из животворящего креста, водруженного среди круглого большого резервуара.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В 1824 году Знаменская церковь была разобрана, а к 1825 году на другом месте была построена новая зимняя церковь во имя Иконы Божией Матери «Знамение» и позже расписана. Были так же построены новые кельи для братии, погреба, сараи, конюшни и скотный двор. В 1836 году была построена новая каменная ограда с пятью малыми башнями. Новая ограда прошла через большой овраг по сделанной для неё насыпи. Эта насыпанная плотина образовала живописный водоём. Постоянный приток свежей воды из источника позволял разводить в нём ценные породы рыб. В 1838 году был расписан соборный Введенский храм. В 1840 году был построен двухэтажный архиерейский дом. Позже при архиерейском доме была построена каменная двухъярусная домовая церковь. Нижняя церковь была освящена в 1848 году во имя Рождества святого Иоанна Предтечи Господня, а верхняя – в 1849 году, во имя Вознесения Господня. В 1847 году Жабынская пустынь получила во владение дровяной лес в дачах деревни Боровны. При игумене Венедикте над святым источником преподобного Макария была построена часовня. К ней были пристроены мужская и женская купальни, которые наполнялись водой из источника. Была построена каменная двухэтажная гостиница. На территории монастырского двора был разбит большой плодовый сад, была посажена липовая аллея. В 1854 году игумен Венедикт был оклеветан братией монастыря в том, что он якобы за монастырские деньги купил для себя большое имение в селе Симоновском. По клеветническому доносу монахов Антония и Паисия консисторией было заведено дело на игумена Венедикта. Оскорблённый подобной клеветой, игумен Венедикт ушёл из Жабынской пустыни, столь многим ему обязанной. В 1851 году архиепископ Тульский и Белевский Дамаскин подал прошение на покой, испросив себе в управление Жабынскую пустынь. С 1851 года до своей смерти в 1855 году он прибывал в Жабынской пустыни, которая находилась в его непосредственном управлении. С 1875 года Жабынской пустынью управлял игумен Иона. Он завёл в монастыре благоговейное чинное богослужение, обновил часовню на источнике, расширив при ней купальни.

http://azbyka.ru/palomnik/Белевская_Свят...

5  Троице-Сергиева лавра (1993 г.); Смольный институт и монастырь, Санкт-Петербург (1994 г.); Свято-Введенский монастырь, Ярославль, монастырь Курской Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Соловецкий монастырь (1997 г.); Нило-Столобенская пустынь, Саввино-Сторожевский монастырь (1998 г.); Юрьев монастырь, Новгород (1999 г.); Николо-Угрешский монастырь (2000 г.); Свято-Иоанновский женский монастырь в Санкт-Петербурге, Иверский монастырь на Валдае (2002 г.); Свято-Данилов монастырь, Москва, Ипатьевский монастырь, Кострома, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь (2003 г.); Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, Спасо-Преображенский монастырь, о. Валаам (2004 г.); Раифский Богородицкий монастырь, Республика Татарстан (2005 г.); Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, Коневский Рождество-Богородичный монастырь (2006 г.); Веркольский Артемиев монастырь, Архангельская обл., Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь, Печоры, Вятский Успенский Трифонов монастырь, Киров (2007 г.); Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, Псков, Владимирский собор Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, Липецкая область (2008 г.); Свято-Троицкий Сканов монастырь, Пензенская обл., Никольский монастырь, с. Старая Ладога, Ленинградская область (2009 г.); Александро-Свирский монастырь, Ленинградская обл., Санаксарский монастырь, Мордовия, Кирилло-Белозерский монастырь, Вологодская обл. (2010 г.); Казанский Богородицкий монастырь, Свято-Введенский монастырь «Оптина пустынь», Калужская обл., Свято-Троицкий монастырь, Муром, Владимирской обл. (2011 г.); Успенский Колоцкий монастырь, Можайский район Московской обл., Ферапонтов Лужецкий монастырь, г. Можайск, Алексеево-Акатов монастырь, Воронеж (2012 г.); Иосифо-Волоцкий монастырь, с. Теряево Московской обл., Свято-Успенский монастырь, г. Старица Тверской обл., Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, г. С.-Петербург (2013 г.); Спасо-Елизаровский монастырь Псковская обл., Старо-Голутвинский монастырь, г. Коломна Московской обл. (2014 г.); Крестовоздвиженский собор Белогорского Свято-Николаевского монастыря, Пермский край, Храм иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радость Свято-Успенского Далматовского монастыря, Курганская обл. (2015 г.); Свято-Иоанно-Богословский монастырь, с. Пощупово Рязанской обл. (2016 г.); Монастырь Сурб Хач, Республика Крым, Новоспасский монастырь, г. Москва, Церковь Спаса Преображения Свенского монастыря, с. Супонево Брянского района Брянской обл., Житенный монастырь, г. Осташков Тверской области (2017 г.); Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь,  с. Макарьево   Нижегородской обл.  (2019 г.); Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, Архангельская обл. (2020 г.); Богородице-рождественский Бобренев мужской монастырь, Московская обл. (2021 г.); Свято-Троицкий Холковский монастырь, Белгородская обл. (2022 г.).

http://pravoslavie.ru/155352.html

Но при строительстве Николо- Введенского храма образом, скорее всего, был предшественник: старый деревянный Введенский храм, имеющий также два престола (и соотв. двухчастный алтарь) на втором уровне. На фотографии А.Б. Виноградова хорошо видны бочечные завершения двух апсид. Покрытие алтарных прирубов системой бочек -отличительная черта каргопольского зодчества XVIII в. Такие завершения апсид можно встретить на многих из указанных выше деревянных, и даже не нескольких каменных храмах. Бочками завершены алтари двух каменных церквей Каргополя: Иоана Предтечи, выстроенный на Соборной площади в 1740-1752 гг., и церкви Вознесения Господня, построенной в 1734-1751 гг. Криволинейную форму «бочки» выложить из кирпичей достаточно сложно, поэтому зодчие, применяли привычную им бревенчатую конструкцию бочки. Вот и на старом фотоснимке Макарьевского храма видно, что бочки были срублены «в реж». Тема бочек в Никольско-Введенском храме перекликалась с завершением наличников над окнами. Пример подобного решения можно встретить на Успенском Соборе Александро-Ошевенского монастыря. Как мы видим, несохранившийся Никольско-Введенский храм был чрезвычайно интересен, и обладал целым рядом уникальных особенностей. Он совместил в себе материал и формы каменного и деревянного зодчества, черты провинциальной и городской архитектуры Каргополья. Осталось только вкратце затронуть его печальную судьбу. XX в. и настоящее время После коллективизации макарьевские угодья отдали думинскому колхозу. После этого приехал из Москвы какой-то представившийся уполномоченным мужчина, взял в сельсовете лошадь и вывез всю золоченую церковную утварь (иконы, позолоченные чаши, серебряные ложечки). Позже оказалось, что это был вор. Потом приехали двое с Гужово, колокола опускать стали, да уронили - край отломился. Иконы содрали, а остатки - решётку алтарей - бросили в скотник. Божественные книги кидали в озеро. Они не тонули - как чайки по озеру долго плавали... После войны в Николо-Введенской церкви жили лесорубы - вблизи велись лесозаготовки, - в результате она приобрела внутри вид сарая. В начале 1970-х гг. ее и колокольню разобрали на кирпичи. Ныне на месте Николо- Введенского храма, заросший холм; на нем валяются деревянные кружала.

http://sobory.ru/article/?object=37705

Михайловка. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы Год постройки:1820. Архитектор: Ф.М. Шилин Адрес: Архангельская обл., Вельский район, с.Михайловка Координаты: 61.491124, 41.764913 Проезд:От г.Вельска на север по трассе М-8 до дороги Р-2 63 км, далее до с.Михайловки 37 км по дороге Р-2. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Уздренский приход Приход был образован из упраздненного Уздренского Введенского монастыря (первоначально пустыни). Название дано по реке Уздре. Пустынь была основана не позже начала XVI в. Строители пустыни: монах Адриан в 1693 г. (с ним были келарь монах Игнатий, казначей монах Феодосий, священник Иван Григорьев и шесть монахов); монах Тихон 1694 г.; монах Арсений 1702 г.; иеромонах Филарет 1723 г.; иеромонах Филарет 1738 г.; иеромонах Иоанн 1748 г.; иеромонах Филарет 1754 г.; иеромонах Филарет 1760-1763 г.г.; игумен Стефан 9.4.1763 - 5.1.1765, из экономов архиерейского дома, был переведен в Макарьевскую пустынь, монастырь обращен в приход. Приходские храмы находились в д. Монастырской. Первая церковь - во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с двумя приделами: свт. Николая Чудотворца и мучч. Флора и Лавра. В 1770 г. построена новая Введенская церковь, она сгорела 28 ноября 1816 г. Вместо нее в 1820 г. построен каменный храм. План составил губернский архитектор Шилин. Иконы для Введенского иконостаса написал мещанин Владимирской губ. Феодор Михайлович Пурецкий, для придельного - крестьянин Онежского уезда Григорий Федорович Максимов. В 1662 г. была построена церковь в честь свт. Николая, разобрана по ветхости в 1864 г. Вместо нее построен деревянный храм с тремя престолами: средний - во имя Рождества Богородицы, справа - во имя свт. Николая, слева - прор. Илии. Часовни: в д. Липовской в честь сщмч. Антиппы, построена в 1855 г.; в д. Подпялуской в честь прор. Илии, построена в 1877 г.; в д. Палкинской в честь Рождества Богородицы, построена в 1871 г.

http://sobory.ru/article/?object=18073

Макарий, урочище. Макариева Хергозерская пустынь. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Его высокоблагословению каргопольской Свято-Духовской церкви священнику Феодору Успенскому Хергазерскаго погоста священника Михаила Кенозерскаго. Сим имею честь известить Вас, что деревянная в нашем Хергозерском погосте во имя св. Живоначальныя Троицы с пределом преп[одобного] о[тца] Макария, Желтоводского и Унже[н]ского чудотворца, церковь по формулярам значится построенною в 1653 году. Письменной грамоты на построение ее при церкви не имеется, равно и других записей, кроме двух деревянных крестов, хранящихся в св[ятых] олтарях издревле, из которых на одном написано: «Освятися олтарь Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сий в церкви Живоначальныя Троицы Отца и Сына и св. Духа лета 7161 (1653) года месяца декабря в 16 день при благоверном царе и великом князе Алексие Михайловиче и при Патриархе Никоне3, Московском и всея Русии, и при митрополите Макарии, Великаго Новаграда и Великих Лук». На втором: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сий в церкви преподобнаго и богоноснаго отца нашего Макария, Желтоводскаго и Унженскаго чудотворца, 7161 (1653) году месяца июня в 13-й день на память св. мученицы Акилины и св. отца Трифиллия, епископа Лескусийскаго, при благоверном царе и великом князе Алексие Михайловиче всея России, и при Святейшем Патриархе Московском и всея Русии Никоне, и при Преосвящ[енном] митрополите Макарии, Великаго Новаграда и Великих Лук». Св[ященник] М[ихаил] Кеноз[ерский]. Сентября 6 дня 1853 г. Отдел письменных источников ГИМ, фонд 450 (собр. Е. В. Барсова), дело 698 — «Сведения о приходах каргопольских» В 1658 году была построена новая Троицкая церковь, тогда же сооружён деревянный храм в честь Введения Пресвятой Богородицы, а в 1660 году построен храм во имя Трёх Святителей Московских. В 1786-1790 годы перестроили Введенскую церковь, появился пятиглавый каменный храм с приделом Николая Чудотворца; в 1868 году вместо сгоревшего в 1857 году деревянного Троицкого храма выстроили каменный с тремя престолами: Троицким, Макарьевским и Борисоглебским. В храм вели три входа: с западной, южной и северной сторон. Каменная восьмиугольная колокольня встала по оси Троицкой церкви. http://arhispovedniki.ru/gallery/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=37704

В 1764 году в великорусских епархиях была проведена секуляризация церковных владений, которая представляла собой передачу церковных земельных владений в государственную казну. Государство брало на себя обязательство содержать монастыри из части доходов, которые поступали от секуляризованной земли. Были составлены монастырские штаты, по которым все монастыри разделялись на три класса, смотря по количеству отобранных у них недвижимых имений. Но бедные монастыри остались за рамками штатов, из них более 500 было упразднено, а около 150 обителей не закрывались, но оставлены без казённой субсидии. Среди закрытых в 1764 году монастырей была и Жабынская пустынь. В 1776 году, через двенадцать лет после упразднения Жабынской пустыни, в Калужской губернии сгорел Успенский Шаровкин монастырь, и его монахи во главе с настоятелем иеромонахом Исаакием были переселены в пустовавшую Жабынскую обитель. В обители возобновилась монашеская жизнь, которая не прерывалась до 1921 года. В 1790 году отец Исаакий скончался, а на его место был назначен 75-летний отец Серафим. В течении своего 10-летнего управления отец Серафим выстроил колокольню (1791 г.), тёплый Знаменский храм (1793 г.), новые деревянные келии и часть каменной ограды. В 1797 году по указу императора Павла I Жабынская пустынь, в числе других заштатных монастырей, получила ежегодное государственное содержание в размере 300 рублей. В том же году обитель была наделена пахотной землёй и мельницей. В 1816 году, в игуменство отца Михаила, на месте обветшавшей деревянной Николаевской церкви, началось строительство новой каменной церкви во имя святителя Николая Чудотворца. При копании рвов для фундамента были обретены нетленные мощи преподобного Макария и вновь были опущены в землю под алтарем новосозданного храма, освящённого в 1818 году. С 1821 по 1851 годы Жабынской пустынью управлял игумен Венедикт. Его настоятельство было особенно плодотворно, он совершенно преобразил обитель. Построенная в 1793 году зимняя церковь во имя Иконы Божией Матери «Знамение» была крайне тесна для множества народа и, будучи близкой к ручью, имела в себе большую сырость.

http://azbyka.ru/palomnik/Белевская_Свят...

– Что такое купец первой гильдии? Это, в терминах наших дней, олигарх. Его прибыли могли исчисляться сотнями тысяч и даже миллионами, – объясняет отец Арсений.      Вот эти местные «олигархи», можно сказать, боролись за право взять к себе пожить блаженного юродивого Никифора (Трифонова). Он погребен на почетном месте, в центре обители, у Спасо-Преображенского собора. Прославлен в лике местночтимых святых. Снискал большое почитание у жителей Белёва. Блаженного Никифора Белёвского отличала простота сердца; молясь Богу, он смиренно терпел непонимание со стороны людей, за что Господь послал ему дар прозорливости и исцелений. По преданию, у местных купцов все дела налаживались, если они приглашали его в свой дом.      Чудеса, по словам отца Арсения, происходят и до сих пор по молитвам на могиле блаженного. Долго время в монастырской ризнице хранились принадлежавшие ему предметы, но они исчезли в лихолетье. Теперь в музее тщательно собирают все, что связано с белёвской историей. В музее расскажут и о том, что в монастыре особо почитают священномученика Петра (Зверева), который несколько лет в начале ХХ века был настоятелем Преображенской обители. Еще один из интересных монастырских объектов – собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Маленькую поначалу церковь возвели в 1700 году. В середине XIX века решили расширить храмовое пространство. И – опять же к слову о местном купечестве, гражданах, любящих свой город, – получился двухэтажный собор с шестью приделами. Такие храмы – большая редкость. Находясь на первом этаже при совершении службы на втором, представляешь, что все происходит на небесах. Во весь огромный объем здания под ним была устроена трапезная, где помещались около 150 насельников обители. В самом конце 2020 года Введенский собор был освящен. Еще предстоит работа по устройству внутреннего убранства, но службы уже совершаются.      Спасо-Преображенский мужской монастырь города Белёва имел несколько приписных монастырей, к которым относилась в былые годы прославленная Оптина пустынь. В монастыре действовало духовное училище. Стараниями тульского губернатора и местного архиерея близ стен монастыря была выстроена монастырская гостиница. И ныне братия обители, освоив по всем стандартам экскурсоводческое дело, ждут паломников в новый гостиничный корпус. В округе есть еще немало примечательных мест. В сорока километрах располагается Свято-Введенская Оптина пустынь, совсем недалеко известный Свято-Введенский Макарьевский Жабынский мужской монастырь с целебным источником, поблизости и Богородице-Рождественский Анастасов мужской монастырь. Здесь достаточно древностей, истории, сказочных видов. И сквозь века светит духовный свет отечественных святынь.

http://pravoslavie.ru/138008.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010