Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОПТИНА В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ПУСТЫНЬ Панорама Оптиной пустыни. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Панорама Оптиной пустыни. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Ставропигиальный мон-рь, находится в 3 км от г. Козельска Калужской обл., на берегу р. Жиздры. Название О. п., по преданию, восходит к легендарному разбойнику Опте, якобы основавшему мон-рь; сомнения в этой истории высказывали еще дореволюционные авторы ( Еразм (Вытропский). 1902. С. 7-8). Более вероятна связь названия с периодом совместного («оптом») проживания в обители монахов и монахинь, что подтверждается наиболее ранним из сохранившихся синодиков мон-ря (1670), в к-ром перечислены для поминовения имена усопших монахов и монахинь (РГБ ОР. Ф. 214. Опт.-327). В документах XVII-XVIII вв. обитель называлась также Макарьевой (Макарьевской) пуст. Согласно «Истории российской иерархии», в монастыре существовал храм прп. Макария (ИРИ. Ч. 5. С. 42), хотя др. сведений о нем не сохранилось. С XIX в. О. п. была известна как Введенская - по посвящению главного собора. XVI в.- 1918 г. Основание О. п., по преданию, относится к XV в. Историограф обители архим. Леонид (Кавелин) подкреплял истинность предания следующими аргументами: древностью Козельска (первое летописное упоминание в 1146 г.); необходимостью существования монастыря в городе; устроением большинства соседних обителей в XV-XVI вв.; предполагаемым периодом совместного жития монахов и монахинь в О. п., к-рый должен был закончиться в нач. XVI в. с офиц. запрещением такой практики. Наиболее раннее зафиксированное документальное упоминание обители относится к кон. XVI в.: в козельских писцовых книгах за 1629-1631 гг. есть запись, что после кончины царя Феодора Иоанновича О. п. получила на его поминовение мельничное место на р. Другусна под Козельском ( Леонид (Кавелин). 1876. С. 81). Общий вид Оптиной пустыни. Гравюра. 2-я пол. XIX в.

http://pravenc.ru/text/2581451.html

Иоанна Предтечи, написанный на жести, и велел сказать, что скоро и сам будет туда, хотя не приехал. Раскол в Нижегородской области, в пределах которой подвизался Исаакий, появился с самого начала его возникновения и распространился очень быстро. Обширные леса особенно благоприятствовали гонимым раскольникам укрываться от преследований. И вот на реках Керженце и Белбоже стали быстро возникать раскольничьи поселения и скиты. Между этими скитами был в особенном уважении скит под начальством Ионы. У него было два именитых ученика – монах Филарет и белец Иоанн Димитриев. Исаакий, путешествовавший иногда в ближайшие монастыри, встречался с раскольниками и беседовал с ними. Заблуждения раскольников возбуждали в нем скорбь и сожаление. Долго и крепко боролся Исаакий с желанием идти с проповедью к заблудшим. В 1700 году во многих местах России, особенно на Севере, был голод, и жители городов с семействами переселялись для прокормления в более южные города. По этой же причине раскольник Иван Корелин, оставив свое житье за Волгой, бродил по городам и селам, прося милостыню. Случилось ему идти в г. Темников. По пути, при большой дороге, на реке Сатисе, в двух верстах от кельи Исаакия, стояла мельница. Иван Корелин зашел в ту мельницу переночевать, да по просьбе хозяина остался в ней на долгое время. Раз Исаакий пришел в построенную им близ мельницы часовню, чтобы поставить на ней крест, и зашел на мельницу, где и встретил Ивана Корелина. Познакомились и разговорились. После неоднократных посещений и бесед Исаакий обратил этого злейшего раскольника на истинный путь и постриг в монашество, дав имя Иринея. Глубоко скорбел Ириней о прочих раскольниках, погибающих диавольским прельщением, и умолял Исаакия поехать с ним за Волгу, но Исаакий решительно отказался, предоставляя дело обращения тех раскольников воле Божией. Тогда Ириней обратил свою деятельность на ближайших окрестных раскольников. В конце 1700 года Исаакию пришлось покинуть пустынь по усиленным просьбам вкладчиков и братии Введенского монастыря, которые его выбрали настоятелем и получили на то благословение патриарха Адриана. На Макарьевской ярмарке он еще более столкнулся с раскольниками, с самим Ионой, и обещал приехать в его скит, но конечно не поехал, а ждал Божией воли. Тогда раскольники явились в Саровскую пустынь, вызвали к себе Исаакия из Арзамаса, и он на них повлиял также, как и на Корелина. Летом 1705 года монах Филарет, ученик Ионы, перешел в православную веру и выстроил в своем скиту за Волгой церковь . Теперь Исаакий не стал отказываться от поездки за Волгу и лично убедился, что Господь благословил начатое им святое дело. Всех новообращенных Исаакий причастил Св. Тайн в Спасском монастыре. Впоследствии на месте скита Филаретова учрежден монастырь, в котором Филарет сделан настоятелем.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Монастырский комплекс был завершен строительством на рубеже XVIII–XIX вв. Братского корпуса и ограды со Святыми воротами. Согласно «Энциклопедии Брокгауза и Ефрона», в XIX в. в монастыре находилось богатое собрание древних икон, чаша святого Нифонта с надписью «1166», Евангелие 1703 г., серебряный ковш, жалованный Петром I, и два колокола 1520х гг. Собор неоднократно подвергался реставрации и поновлениям живописи, но уникальные фрески сохранились под слоем штукатурки. Впервые они были обнаружены в 1858 г., после чего началось возрождение монастыря, к тому времени пришедшего в упадок. В 1900 г. иконописцем Н.М. Сафоновым была проведена первая реставрация расчищенной древней живописи, которая, правда, допустила поновительные записи. В советские времена в 1969–1983 гг. была проведена полная реставрация, раскрывшая подлинную красоту уникальных фресок. В 1922 г. монастырь был закрыт и полностью поступил в ведение Псковского музея-заповедника. В 1994 г. часть обители была передана РПЦ, где была создана мирожская иконописная школа, возглавлявшаяся долгое время архимандритом Зиноном, знаменитым иконописцем. Спасо-Преображенский собор по-прежнему находится в ведении государственного музея, который продолжает реставрацию уникальной живописи Мирожи, ставшей православной жемчужиной Псковской земли и мировой культуры. Свято-Введенская Оптина пустынь Недалеко от Козельска в Калужской области расположилась знаменитая Оптина пустынь, которая, в отличие от многих подобных монастырей, в конце XIX в. имела огромное влияние на русское общество, став одним из ее духовных центров. Сюда устремлялись со всех концов России, чтобы услышать духовные наставления старцев. Точное время основания обители неизвестно, и на этот счет существуют разные версии. Одна из них гласит, что на рубеже XIV–XV вв. ее основал покаявшийся атаман разбойников Опта, принявший в монашестве имя Макарий, почему ее именовали иногда и Макарьевской обителью. Место это было глухое, у пограничной засеки с Литвой (в нач. XV в. Козельск принадлежал Литве). В русской истории маленький Козельск прославился безмерным мужеством своих жителей, которые в течение семи недель (1238 г.) упорно сдерживали натиск бесчисленных орд татар, за что враги прозвали его «злым городом». Все жители, вплоть до младенцев, были поголовно уничтожены иноверцами.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Макарий, урочище. Макариева Хергозерская пустынь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1786 и 1790. Год утраты:Не установлен. Адрес: Архангельская область, Каргопольский район, урочище Макарий (полуостров на Хергозере) Координаты: 61.84147, 38.25361 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Одна из интереснейших тем традиционной русской архитектуры, это влияние самобытной деревянной архитектуры на каменную. В этой статье мы разберем этот вопрос на примере одной из интереснейших церквей Каргополья, к сожалению не сохранившейся до наших дней. Это Николо-Введенский храм Макарьевской Хергозерской пустыни, или, по-местному, просто «Макария». Первые каменные храмы Каргополья стали строить, конечно же, в Каргополе - крупнейшем населенном пункте и центре уезда. Это не удивительно: строительство каменных храмов требовало больших финансовых затрат а так же квалифицированных специалистов, которых на севере было немного. К тому же возникали сложности с доставкой кирпича в труднодоступные районы. Так что в глухих лесах, на берегах рек и озер, в то время, воздвигались исключительно деревянные церкви и часовни. Леса было много, да и специалистов- плотников хватало. Строительство Николо-Введенского храма было, скорее всего, одним из первых исключений из правила. Основание монастыря Макарьевский Хергозерский монастырь был основан монахами Александро- Ошевенского монастыря Сергием и Логгином в 1640 г. Само же Хергозеро, названо так потому, что благодаря далеко выступающему полуострову на котором стоит монастырь, противоположному мысу и четырем заливам оно отдаленно похоже на букву «х». Самые первые монастырские храмы, конечно же, были деревянными: летняя Троицкая и зимняя Введенская. Первой в 1653 г. была построена церковь во имя Живоначальной Троицы с Макарьевским приделом (сгорела в 1857 г.) Церковь Введения Богородицы появилась в 1658 г. Она имела нижний придел Николая Чудотворца и два верхних: в честь московских святителей Петра, Алексея и Ионы и в честь Александра Свирского. В 1764 г. монастырь был упразднен, и на его месте возникла деревня Макарьевская. Ближе к концу XVIIb. все монастырские строения, включая две церкви и колокольню, находились в очень ветхом состоянии.

http://sobory.ru/article/?object=37705

Но и в то еще время Преп. Нил Сорский († 1508 г.) является учителем строгой подвижнической жизни. У него в скиту были: 1 Иеромонах, 1 Диакон и 12 старцев. Как он жил, так жить завещал и своим ученикам: 1) – пропитание снискивать трудами рук, но не заниматься даже земледелием, так как оно, по сложности своей, неприлично монашеству; 2) – только в случай болезни или крайней нужды принимать милостыню, но не ту, которая могла бы служить кому-либо в огорчение; 3) – не выходить из Скита; 4) – в церкви но иметь никаких украшений из серебра, даже и для св. сосудов, а все должно быть просто. II. История пустыни в XVII–XVIII в. Упадок пустыни Более ясные сведения о Пустыни появляются только в конце 16 столетия, а затем в 17 веке. Так, когда скончался Царь Московский Феодор Иоаннович, в 1598 году, то в богомолье по нем Царь Михаил Феодорович пожертвовал Оптиной Пустыни на ладан и свечи мельничное место с дворовым, против мельницы, на р. Другусне, местом под г. Козельском 7 . В смутное время междуцарствия 1607–1610 г. гор. Козельск был занять отрядом мятежников; два раза его осаждали царские воины; в 1610 г. он был разорен запорожскими казаками. В 1617 г. Поляки подступили к Козельску и Царь Михаил Феодорович грамотою 18 Октября 1617 г. приказал князю Д. М. Пожарскому: «мимо всех дел Козельску помощь учинить», но все-таки Козельск сдался Полякам и находился в их власти до Деулинского перемирия. – Вместе с Козельском неминуемо терпела разорение и Оптина Пустынь. В «Списке Иерархов Русской Церкви» (Строев 1877 г.) значится Игуменом Оптиной Введенской Макарьевской Пустыни Сергий, в декабре 1625 года. – Это первое документальное известие показывает, что Пустынь имела уже некоторую известность и управлялась Игуменом. В 1629–31 гг., как видно из писцовых книг, в Пустыни была одна деревянная церковь и 6 келлий, (полагая в каждой келлии по одному старцу и по одному послушнику, – всего братства можно считать 12 человек), под управлением черного священника Феодорита. С приобретением недвижимого имущества, для мирной обители настали заботы о защите прав собственности при помощи гражданских властей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другая традиция, которая должна быть указана в связи с видениями XVIII–XX веков, – это устные рассказы об «обмирании» (о посещении душой того света во время летаргического сна). 1689 Многие видения представляют собой не что иное, как письменные фиксации таких устных рассказов. В некоторых из них сохраняется указание на саму ситуацию обмирания: «...старуха... обумирала в полнощ» (Видение некоей старухи, 1748 г.), 1690 «мнит быти себе в то время обмирающа» («Повесть о душеполезном видении» Андрея Данилова Иконникова, 1785 г.). Наконец, общие мотивы сближают видения с духовными стихами и сказочно-легендарными текстами о пребывании человека на том свете («Крестник Бога (Христа)», «Божий пастушок» и др.). Видения XVIII–XX веков достаточно разнообразны по своему происхождению, содержанию, объему и литературным достоинствам. Визионерами являются здесь старообрядцы разных согласий (Видение некоей старухи; «Сказание о дивном видении» девицы Маргариты, 1804), монахи и монахини (Видение старца Макария, 1845; «Чудесное сновидение» Феклы, 1902), крестьяне (Видение крестьянина Семиона Федотова, 1788; Видение девицы Пелагеи, 1818), горожане (Видение рабы Веры, 1962; Видение Клавдии Устюжаниной, 1964). Почти обязательные указания на место, где произошло видение, свидетельствуют об очень широком географическом распространении произведений этого жанра; Корела, Берлюковская пустынь под Москвой, Макарьевский Желтоводский монастырь на Волге, Вологодская губерния, Тихвинский Введенский монастырь, Одесская область, Барнаул и др. Видения, как писал Б. И. Ярхо, «принадлежат к дидактическим жанрам, ибо цель их – открыть читателю истины, недоступные непосредственному человеческому познанию». 1691 Не случайно жанр видений использовался в Средние века в полемических – религиозных и политических – целях. Многие видения XVIII–XX веков сохраняют эту важнейшую жанровую функцию: некоторые из них написаны выговцами против филипповцев, старообрядцами поповского толка – против беспоповцев, представителями господствующей Церкви – против старообрядцев, христианами – против атеистов и революционеров. Визионером в этих полемических сочинениях часто оказывается человек, сомневающийся в каком-либо религиозном вопросе, стоящий перед выбором. Во время загробного откровения он постигает истину и освобождается от своих сомнений. В другой группе видений полемика по религиозно-обрядовым вопросам уступает место проповеди морального закона. Предметом осуждения являются здесь немилосердие к нищим, небрежение постом и молитвой, лечение у «чародеев», пьянство, блуд и т. п. Таких видений удостаиваются, как правило, грешники, которые должны по возвращении души в тело покаяться или даже стать проповедниками христианской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1715 г., находясь в Москве, И. тяжело заболел, принял схиму с именем Иоанн, дав обещание оставить настоятельство, не священнодействовать и не проповедовать. Через нек-рое время И. выздоровел, но уже не принимал участия в делах мон-ря. Пустынь осталась без настоятеля. В нач. 1716 г. саровская братия просила митр. Стефана (Яворского) разрешить И. исполнять обязанности настоятеля. 16 марта того же года И. получил благословение возглавить мон-рь в сане иеросхимонаха. При И. были заложены основы благосостояния обители, которое, по мнению основателя Саровской пуст., является необходимым условием для духовного процветания. Усилиями И. обители отошла территория в 19 682 дес., получившая название «дача единственного владения» или Саровская дача. Особое место в жизни И. занимала миссионерская деятельность среди старообрядцев. Благодаря его трудам в Православие перешли неск. заволжских старообрядческих скитов. В то время как церковные и светские власти боролись с расколом преимущественно карательными мерами, И. практиковал проповедь и деятельное участие. Историк П. С. Смирнов назвал его «миссионером по призванию». Миссионерская деятельность И. нашла отражение в его кн. «Сказание о обращении раскольников заволжских, монаха Филарета с прочими монахи и бельцы, и о строении у них тамо церквей Божиих и обителей» (написано не позднее 1712; Н. А. Сахаров в 1874 опубл. комментированный подробный пересказ рукописи, а затем и оригинал). В 1701(1702) г. И. познакомился с сестрами старообрядческого скита. И. отнесся к ним доброжелательно, и монахини пригласили его в скит. Летом того же года на Макарьевской ярмарке мон. Мелания познакомила И. с руководителем скита Ионой и его учеником Иваном Дмитриевым (впосл. мон. Иоасаф). Осенью 1703 г. по поручению нового настоятеля скита Филарета Дмитриев прибыл в арзамасский Введенский мон-рь для переговоров с И. Встретив посланца старообрядцев, И. на глазах у учеников омыл ему ноги. Провожая Дмитриева в скит, И. подарил ему шубу и дал лошадь: «...в то бо время мразы быша».

http://pravenc.ru/text/469526.html

Архив Пн История Оптиной пустыни 10 августа 2005 г. 14:03 Значение Оптиной пустыни в отечественной истории трудно переоценить. Обитель является ярким примером процесса духовного возрождения, возникшего в России в конце XVIII века. Расположенная у опушки девственного соснового бора, отрезанная от мира рекой Жиздрой, она была превосходным местом для отшельнической созерцательной жизни. Это был чудный духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Они — эти дары, получили полное выражение в особом служении — старчестве. Действительно, оптинские старцы отличались высшим из всех даров — даром рассудительности, а также прозорливостью, Даром исцелений и чудотворений. Это служение пророческое — как в апостольские времена это творили пророки, так и теперь старцы утешали страждущих, возвещали по воле Божией будущее. От древнейших времен местность, где расположены город Козельск и Оптина Пустынь была уже обитаема. Так, археологические раскопки 1899 года обнаружили здесь предметы каменного века, В исторические времена ее населяли племена вятичей, просвещенные св. Кукшей (пострадавшим в Мценске в 1213 году). Город Козельск впервые упоминается в летописи под 1146 годом. В 1238 г. он был взят татарами. Город мужественно сопротивлялся в течение семи недель. Все жители были перебиты. По преданию двухлетний князь Василий утонул в крови. Татары прозвали Козельск «злым городом». В начале XV века Козельск перешел в руки Литвы, и в течение полувека переходил из рук в руки, пока окончательно не утвердился за Москвой. Время основания Оптиной неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым, или ближайшими его наследниками. По другой версии ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь — а таковые ранее носили название Оптиных. Вероятно, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее. Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей. Известно, что в 1625 году ее игуменом был Серий. В 1630 г. там была деревянная церковь, шесть келлий и 12 человек братии и управлял ею иеромонах Феодор. Царь Михаил Феодорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году братья Шепелевы (местные бояре) построили Введенский собор.

http://patriarchia.ru/db/text/32432.html

По редким планам и описаниям XVIII-XIX столетий всё же можно проследить эволюцию объёмно-пространственной структуры пустыни, её историческую планировку и застройку, определившую художественный облик удалённой, но по-своему выразительной и запоминающейся пустыни. Историко-архитектурные записки по каждому из важнейших архитектурных сооружений, необходимые для ведения реставрационных работ, будут представлены отдельными записками вслед за общими сведениями градостроительного характера. После смерти императора Петра I императрица Екатерина I в 1727 году издала указ, в котором повелевалось: «Маловотчинные монастыри, которые питались своими трудами без жалованья, те оставить на прежнем основании, и которые монахи из таких монастырей выведены в большие монастыри на жалование, тех отпустить в прежние их монастыри». Вследствие этого указа монахи, выведенные из Жабынской пустыни в Белевский Спасо-Преображенский монастырь, были отпущены обратно в свою обитель, которая однако продолжала числиться приписанной к данному монастырю. В 1744 году придворному чиновнику императрицы Елизаветы барону Ивану Антоновичу Черкасову были пожалованы деревни в Белёвском уезде, где он становится крупным землевладельцем, соседом Жабынской пустыни. Управлением нового имения барона занимался приказчик Пётр Демидов. Он не раз приезжал в Жабынскую пустынь с требованием от монахов документов, подтверждающих их право на владение землёй и строениями. В обители за утратой этих документов не оказалось. В 1746 году Демидов выгнал из обители всех монахов и разграбил монастырь. Затем он запечатал уже ограбленную церковь своею печатью, запер своим замком, приставил свой караул и никого не пускал в неё, «бил смертным боем» всех тех, кого усматривал в пустыни. В 1752 году барон Иван Антонович Черкасов умер и его землевладения в Белёвском уезде унаследовал младший сын Пётр Иванович Черкасов. При нём земельный конфликт с монастырём был улажен, но еще долгое время монастырь, претерпевший разорение, оставался в ветхом состоянии. Возможность поправить состояние пустыни открылась лишь в 1763 году. Московский купец, уроженец города Белёва, Иван Фёдоров пожелал обветшавшую каменную Введенскую церковь разобрать, а вместо неё построить новую каменную церковь во имя Вознесения Господня с пределами Введения и Знамения Пресвятой Богородицы, а все прочие обветшавшие строения отремонтировать. Архиепископом Сарским и Подонским Амвросием был утверждён план постройки, но ему не суждено было осуществиться, так как вскоре вышел указ Екатерины II о секуляризации церковных владений.

http://azbyka.ru/palomnik/Белевская_Свят...

Троицкий храм был деревянным до пожара 1857 года, во время которого погибло не только здание, но и вся утварь, иконы, книги (4). Новую пятиглавую Троицкую церковь построили по образцовому проекту из «Атласа проектов сельских церквей», альбомы которых издавались с 1838 года. На строительство храма был подряжен крестьянин Вельского уезда Вологодской губернии Пётр Давыдович Шамин. (5). К 1868 году строительство одноэтажного трёхпрестольного кирпичного храма было завершено. По сторонам от Троицкого престола находились Макарьевский и Борисоглебский приделы (6). Продольная композиция храма состоит из основного кубического объёма, к которому с востока примыкает пониженная алтарная апсида с пристройками по сторонам, а с запада – равновысокий с апсидой прямоугольный притвор. Двухсветный бесстолпный куб храма перекрыт пологой четырёхскатной крышей и завершён деревянным пятиглавием. Главы обиты чёрным железом. Фасады разделены перспективными пилястрами на три части. Раскрепованный антаблемент с подкарнизной тягой сохранился плохо. Каменная колокольня была поставлена отдельно от храмов, на продольной оси Троицкой церкви. Приход закрыли в тридцатые годы ХХ века. Введенский храм и колокольня были разрушены. Троицкая церковь дошла до наших дней в аварийном состоянии и была передана в оперативное управление Кенозерскому национальному парку. В Государственном музейном объединении «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск) хранятся две иконы из Троицкого храма: «Мария Египетская, праведник Зосима, с клеймами жития» (XVII век) и выносной образ «Богоматерь Знамение, избранные святые» (конец XVII – начало XVIII века). В 2004 году предварительные исследования Троицкой церкви проведены архитектором С.Б. Куликовым. 1. НАРК. Ф. 25, оп. 15, д. 54/1182, л. 36, 1854 г. 2. НАРК. Ф. 25, оп. 15, д. 6/128, л. 27, 1819 г. 3. НАРК. Ф. 2, оп. 50, д. 85/25, л. 7, 1912 г. 4. ГААО. Ф. 1342, оп. 1, д. 186, л. 60–61, 1869 г. 5. НАРК. Ф. 25, оп. 20, д. 50/566, л. 123. 6. ГААО. Ф. 104, оп. 3, д. 445, л. 1, 1906 г.

http://sobory.ru/article/?object=18355

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010