Для этого он избрал достойного мужа – иеромонаха Тихона, возвёл его в сан игумена и назначил настоятелем в Жабынскую пустынь. Игумен Тихон первым делом начал собирать братию, а затем занялся благоустройством запущенной обители. Введу того, что Жабынская пустынь не имела ни земляных угодий, ни государева жалования, игумен Тихон обратился с просьбой к митрополиту Иллариону перенести в пустынь из Калужской губернии, села Озёрска чудотворный образ Знамения Божией Матери, чтобы обитель могла иметь содержание от подаяний, прибывавших к святыне богомольцев. В 1710 году чудотворный образ Знамения Божией Матери был перенесён в Макариевскую Жабынскую пустынь. В 1708 году было начато строительство каменного соборного храма в честь Введения Пресвятой Богородицы. А в 1722 году игумен Тихон был назначен настоятелем Белевского Спасо-Преображенского монастыря и возведён в сан архимандрита. В 1722 году император Петр I издал «Прибавление к Духовному регламенту», содержавшее правила относительно белого духовенства и монашества, по которому, в частности, малобратные монастыри и пустыни следовало присоединять к прочим монастырям и упразднять их. В 1723 году Жабынская пустынь была приписана к Белевскому Спасо-Преображенскому монастырю. А на следующий 1724 год архиепископ Сарский и Подонский Леонид приказал архимандриту Тихону: «Из Жабынской пустыни монахов и келлии и ограду, сломав без остатка, перевести в Белев в Преображенский монастырь, дабы оной Жабынской пустыни звания Жабынскою и Введенским монастырем отнюдь нигде и никогда не упоминалось». Но по просьбе архимандрита Тихона слом и перевозка монастырских зданий были отсрочены, что и спасло обитель. Посетители второй половины XIX столетия отмечали её живописное расположение, мирный и уютный вид. Ограждённая белой стеной, с башенками по углам, со Святыми воротами с восточной стороны, она включала в себе сравнительно плотно стоящие друг к другу строения с четырьмя ухоженными храмами, с колокольней в центре, жилыми помещениями, прудом, садом, хозяйственными зданиями, часовнями, окружёнными большим количеством зелёных насаждений.

http://azbyka.ru/palomnik/Белевская_Свят...

Тульская область (монастыри) Материал из Азбука паломники Свято-Введенский Макарьевский Жабынский мужской монастырь [ править править код ] Свято-Введенский Макарьевский Жабынский мужской монастырь Свято-Введенский Макариевский Жабынский мужской монастырь был основан в 1585 году при царе Фёдоре Иоанновиче. В 1585 году старцу Онуфрию была дана царская жалованная грамота, по которой ему предостовлялось «Жабынское городище под монастырь в Карманье». Старцу Онуфрию повелевалось: «На том городище храм воздвигнуть Введения Пресвятой Богородицы и монастырь строить». Кто такой был старец Онуфрий — история умалчивает. Первоночально монастырь назывался — Белевская Жабынская Введенская пустынь. Введенская — по имени первого построенного храма, Белевская — по близ лежащему городу Белёву, а Жабынская — по названию древнего городища на месте которого она основана. Адрес: Россия, Тульская область, Белевский район, с. Жабынь Телефон: +7 (910) 1517719 Подробнее... Рождество-Богородицкий Анастасов мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : 1-я пол. XVI в. Статус : действ. Адрес : Тульская обл., Одоевский р-н, с. Анастасово Мужской Анастасов Рождественский монастырь основан в 1-й пол. XVI в. князьями Воротынскими. Упразднён в 1784, церковь обращена в приходскую. Восстановлен в сер. 2000-х, сооружён ряд новых зданий в духе зодчества XVII в. Подробнее... Крестовоздвиженский Белёвский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1-я четв. XVII в. Статус : сохр. Адрес : Тульская обл., Белевский р-н, г. Белев Основан на части старого белёвского городища в 1-й четв. XVII в. по челобитью старицы Марфы Палицыной. Первоначально был небогат, в 1764 упразднен, но в 1768 вновь восстановлен, к нач. ХХ в. достаточно многолюден. Надвратная колокольня сооружена в 1804-1810, корпуса келий XIX в. Закрыт в 1920-х, постройки отданы под жильё. К кон. 1990-х строения заброшены, восстановительные работы начаты в 2007. Подробнее... Спасо-Преображенский Белёвский мужской монастырь [ править править код ] Спасо-Преображенский Белёвский мужской монастырь

http://azbyka.ru/palomnik/Тульская_облас...

Тульская епархия осуществляет миссионерскую и просветительскую деятельность. Населённые пункты [ править править код ] Святые [ править править код ] Собор Тульских святых (список неполный, празднование - 5 октября н.ст.): Святыни [ править править код ] Присланные с Афона в XIX веке в Богородичный Щегловский мужской монастырь, с дарственной грамотой Афонского Протата: Современные святыни: Монастыри [ править править код ] Все монастыри Тульской области Свято-Введенский Макарьевский Жабынский мужской монастырь [ править править код ] Свято-Введенский Макарьевский Жабынский мужской монастырь Свято-Введенский Макариевский Жабынский мужской монастырь был основан в 1585 году при царе Фёдоре Иоанновиче. В 1585 году старцу Онуфрию была дана царская жалованная грамота, по которой ему предостовлялось «Жабынское городище под монастырь в Карманье». Старцу Онуфрию повелевалось: «На том городище храм воздвигнуть Введения Пресвятой Богородицы и монастырь строить». Кто такой был старец Онуфрий — история умалчивает. Первоночально монастырь назывался — Белевская Жабынская Введенская пустынь. Введенская — по имени первого построенного храма, Белевская — по близ лежащему городу Белёву, а Жабынская — по названию древнего городища на месте которого она основана. Адрес: Россия, Тульская область, Белевский район, с. Жабынь Телефон: +7 (910) 1517719 Подробнее... Богородичный Пантелеимонов Щегловский епархиальный мужской монастырь [ править править код ] Богородичный Пантелеимонов Щегловский епархиальный мужской монастырь Дата основания : 1859 Архитектор : 1860-1864: Бочарников А. Г. - строительство по собств. проекту Статус : действ. Адрес : г. Тула, ул. Лизы Чайкиной, 1 Телефон : 8 (4872) 41-30-24 ; 8 (4872) 41-64-96 В 1868г. по просьбе тульских горожан был заложен мужской монастырь " в память избавления императора от угрожавшей ему опасности " - покушения студента Дм.Каракозова на Александра II. Два храма, кельи и колокольня были построены на средства схимонаха Варсонофия (в миру - московского купца Василия Манарухина), внесшего еще и капитал в 30 тыс.рубл. на содержание обители. Тульский купец Струков пожертвовал монастырю 42 дес. земли в 4 верст. от Тулы, близ Щегловской архиерейной дачи, отчего монастырь и получил свое название.

http://azbyka.ru/palomnik/Тульская_облас...

Хергозерский приход возник в 1764 году на месте упразднённой Макарьевской пустыни, располагавшейся среди глухих лесов примерно в восьмидесяти пяти километрах от Каргополя. Пустынь была основана в тридцатых годах XVI века монахами Александро-Ошевенского монастыря Сергием и Логином. В обители находилась икона преподобного Макария Унженского и Желтоводского, почитавшаяся чудотворной. Первые деревянные церкви обители были поставлены на мысе, омываемом водами Хергозера. К середине XVII века сложился характерный для северных монастырей деревянный храмовый комплекс. Летняя церковь во имя Живоначальной Троицы с Макарьевским («Макарьинским») приделом была построена в 1653 году на месте первоначальной. Зимняя церковь Введения Богородицы, сооружённая в 1658 году, включала приделы Николая Чудотворца, Александра Свирского и московских святителей Петра, Алексея и Ионы. В 1764 году в связи с религиозными реформами Екатерины II Макарьевская пустынь была упразднена, а деревянные храмы переданы образованному Хергозерскому приходу. Прихожанами стали крестьяне семи деревень Порженского и Долгозерского десятка, находившихся на значительном, до четырнадцати вёрст, расстоянии от обители. В конце XVIII века к приходу приписали Георгиевскую церковь в «Порженской выставке у деревни Фёдоровской», построенную в 1782 году (1). Несмотря на малочисленность прихожан, в конце XVIII – XIX веке «усердием богомольцев и доброхотодателей», привлечённых на Хергозеро молвой о чудесах иконы Макария Унженского, был создан каменный приходской ансамбль, заменивший древние храмы. Первой была перестроена Введенская церковь: в 1786–1790 годах вместо деревянного храма возвели каменный с приделом в честь Николая Чудотворца (2). Небольшая одностолпная церковь завершалась пятиглавием, а её алтарные апсиды покрывали килевидные деревянные рубленые бочки. Сохранилось описание перекрытия храма, сделанное в 1912 году олонецким губернским инженером А. Гиримлёвым: «Храм вышеуказанный, имеет в главной своей части форму квадрата, в средине которого выведен один средний столб кирпичный, на котором выведена средняя кирпичная главка храма, остальное пространство перекрыто цилиндрическими сводами, параллельными наружным стенам, упомянутого выше квадрата, и только угловые части выведены в виде двух в каждом углу лотков сомкнутого свода, и за шелыгою цилиндрического свода, на диагонали, составляющей пересечение двух взаимно пересекающихся цилиндрических сводов, выведены кирпичные массивные столбы для четырёх боковых главок» (3). Введенская церковь до наших дней не сохранилась.

http://sobory.ru/article/?object=18355

2) ЦЕРКОВЬ деревянная во имя Архистратига Михаила с трапезой, построенная обозным Киевским Полковником Борсуком. Ныне при церквах сих находится причт из белого духовенства. Козельская Макарьевская Введенская Оптина пустынь См. Оптина Макарьевская Введенская Козельская. Козельский Вознесенский монастырь См. Вознесенский Козельский. Козловский Ильинский монастырь См. Ильинский Козловский. Козловский Троицкий или Свято-Троицкий монастырь Тамбовской Епархии 3 класса мужской. Находится от уездного города Козлова в 1½ версте. Монастырь этот построен по повелению Благочестивейшего Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича и святейшего Патриарха Филарета Никитича, к построению же его поводом было следующее обстоятельство: в 1627 году Козловского округа Священник, а потом бывший Иеромонах Иосиф, избрав пустынное место близ реки Воронежа, от города Козлова расстоянием в 3 вёрстах, жил там уединённо; а после того, собравшись к нему несколько человек братии, устроили своими руками себе кельи и для молитвословия небольшую деревянную во имя Живоначальной с приделом Успения Пресвятой Богородицы, церковь . По устроению оных послал он, Иеромонах Иосиф от братии в Рязань к Преосвященному Архиепископу Антонию старца Нифонта для принятия благословения на освящение престолов, которые по данной от него Преосвященного грамоте 1635 года, Марта 18 и 22, и освящены самим, поставленным тогда уже в Игуменский чин. Здания в монастыре каменные следующие: 1) две ЦЕРКВИ, 2) КОЛОКОЛЬНЯ, 3) КЕЛЬИ, 4) ОГРАДА. Настоятелями в монастыре сем были Игумены до 1683 года, в котором произведён первый Архимандрит Дорофей, и с него до Штата 1764 года Настоятелями были Архимандриты, из которых Исаакию от Преосвященного Епископа Тамбовского даны некоторых отличия в священнослужении, что видеть можно из нижеследующей грамоты: Грамота По благодати, дару и власти Всесвятого и Животворящего Духа, данной нам от самого Великого Архиерея Господа нашего Иисуса Христа через Святых и Священных его Апостолов и их наместников и преемников, благословили мы дома нашего Казначея, и Краснослободского Спасо-Преображенского монастыря Игумена Исаакия города Козлова в Свято-Троицкий монастырь в Архимандрита, в котором монастыре должен он, Архимандрит Исаакий, не забывая нимало положенного себе дела, но наипаче повседневно в силу звания своего рассуждая, тщалив и трудолюбив быть во всём, на неже зван бысть, и пасти вручённое ему через нас стадо словесных овец со всяким прилежанием, как св.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Отдел письменных источников ГИМ, фонд 450 (собр. Е. В. Барсова), дело 698 — «Сведения о приходах каргопольских» Крупнейшим религиозным центром Лекшмозерья была Макарьевская Хергозерская мужская пустынь, основанная в 1630-е годы монахами Александро-Ошевенского монастыря Сергием и Логгином. Обитель посвящена преподобному Макарию Желтоводскому и Унженскому, устроителю Свято-Троицкого Макарьево-Желтоводского монастыря на берегу реки Волги. После разорения монастыря монголо-татарами в 1439 году, Макарий ушел в костромские земли, где основал на реке Унже новую обитель. Прожив долгую жизнь в монашестве, святой скончался в 1444 году. О возникновении Макарьевской Хергозерской пустыни сохранились местные легенды: «Святой Макарий Унженский – нижегородского монастыря монах, и считается, что он был проходом здесь, шел на Соловки... ему эти места понравились, и по его настоянию был основан здесь монастырь». Ещё одна версия возникновения пустыни связана с чудесным явлением иконы преподобного Макария на берегу Хергозера. Пустынь располагалась на полуострове, омываемом водами Хергозера. Однако сохранились устные истории о том, что ранее пустынь находилась на острове, а перешеек, соединяющий обитель с материковой частью, имеет искусственное происхождение. В 1653 году была построена и освящена деревянная церковь Св. Живоначальной Троицы с приделом Преподобного Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца. Через пять лет воздвигнут и освящён деревянный храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом Святого Николая Чудотворца. Спустя еще два года построен третий храм во имя Трех Святителей Московских. В 1769 году числились только Троицкая церковь и Введенская с приделами во имя Николая Чудотворца, в честь московских святителей Петра, Алексея и Ионы и во имя Александра Свирского. В 1782–1790 годах на месте сгоревшей Введенской церкви был построен теплый одноглавый каменный Введенский храм с приделом во имя Николая Чудотворца. В 1857 году деревянный Троицкий храм сгорел «со всею утварью и иконами» и в 1865–1872 годах был построен новый пятиглавый каменный собор во имя Св. Животворящей Троицы, в котором помимо главного – Троицкого – было еще два престола: справа – во имя Св. мучеников Бориса и Глеба, слева – во имя преподобного Макария Желтоводского и Унженского. С южной стороны от храма была поставлена каменная восьмиугольная колокольня высотой не более 17 метров. Южнее храмов, под большим деревянным навесом находился деревянный крест. На рубеже XIX–XX веков строения Макарьевской пустыни окружала деревянная стена с башнями. Внутри ограды монастыря были построены «холодные чуланы», сдававшиеся за плату паломникам. За монастырской оградой располагались дома священников и псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=18355

И из ОпочкиУспенский девичий, упразднённый. Находился в Псковской Епархии в уездном городе Опочке. До Духовных 1764 года Штатов было за ним 55 душ крестьян. Оптина Козельская Введенская Макарьевская пустынь См. Макарьевская Оптина. Оптин Троицкий Болховский монастырь Орловской Епархии заштатный мужской. Находится близ уездного города, Болхова на берегу реки Нугры. Построен был этот монастырь в древние времена; но при нашествии Литовцев на Россию в 1613 году весь истреблён; а возобновлён по грамотам Царским в 1620 и 1628 годах, и на содержание вместо руги пожалована рыбная ловля по всей реке Нугре. Здания в этом монастыре все каменные, примечательнейшие же из оных следующие: 1) посреди монастыря СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ во имя Живоначальной Троицы, построенная в 1668 году иждивением Государя Царя Алексея Михайловича и Царицы Марии Ильиничны для поминовения родственников Царицыных, Кн. Милославских, погребённых в этой обители; 2)  ЦЕРКОВЬ во имя Тихвинской Божьей Матери, с приделом Покрова Пр. Богородицы; 3) КОЛОКОЛЬНЯ; 4) КЕЛЬИ Настоятельские и братские; 5) ОГРАДА кругом монастыря с 4 башнями. Всё это устроено иждивением доброхотных дателей; при чём участвовали и Высокие Царские особы; а именно, в 1688 году Государи Nemp I и Иоанн Алексеевич пожаловали на окончание соборной церкви 300 рублей; в 1758 году Государыня Императрица Елисавета Петровна 2.000 рублей на возобновление монастырских строений. Настоятельство до Литовского разорения было Игуменское; а с возобновления обители до 1705 года – Строительское. В 1705 году по именному Указу Государя NETPA I учреждена Архимандрия. До Штатов 1764 года крестьян было за этим монастырём 108 душ. По Штатам оставлен на своём содержании с настоятельством Строительским, которое и доныне, продолжается. Ораненбурская или Раненбургская Петропавловская пустынь Рязанской Епархии заштатная мужская построена в 1712 году, по благословению Преосвященного Стефана, Митрополита Рязанского и Муромского, при городе Ораниенбурге расстоянием от него в двух вёрстах, иждивением Светлейшего Князя Александра Даниловича Меншикова в собственных его дачах с урочищами при реке Московской Рясе. Настоятельство Строительское продолжается с того 1712 года доныне. Здания в этой пустыне деревянные кроме церкви во имя Апостолов Петра и Павла и колокольни. Оранский Богородский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

1092.  Оптина Пустынь — Свято-Введенская Оптина Пустынь находится в четырех верстах от г. Козельска, на правом берегу реки Жиздры. Основание обители относится к концу XIV — началу XV вв. По преданию, обитель основал покаявшийся разбойник Опта, нареченный в монашестве Макарием, почему ее называли еще Макарьевской. Первые документальные свидетельства монастырской жизни относятся к началу XVII в. Вплоть до первой половины XIX в., Оптина была одной из многих, ничем особенным не выделяющихся, бедных пустынек России. В пору изъятия церковных земель, по недостатку средств, она была оставлена за штатом, с трудом выжила и стала потихоньку укрепляться лишь с конца XVIII в., когда на нужды ее обратил внимание Преосвященный Платон (Левшин), митрополит Московский и Калужский (1732–1812), поручивший архимандриту Макарию Брюшкову, настоятелю Песношского монастыря (1788–1811) привести Пустынь в порядок. Истинное предназначение Оптиной открылось, когда в 1821 г. епископ Калужский Филарет (Амфитеатров, впоследствии Митрополит Киевский, 1779–1857) основал скит во имя св. Иоанна Предтечи, куда были приглашены из Рославльских лесов первые оптинские старцы: Моисей и его брат Антоний. В 1829 г. к ним присоединился старец Леонид Наголкин (в схиме Лев). Так начался период духовного расцвета Оптиной Пустыни. Старчество сформировало особый строй внутренней жизни монастыря и обусловило великое мировоззренческое влияние обители на русский народ и русскую культуру. Ныне действующий: Ставропигиальный монастырь, Свято-Введенская Оптина Пустынь. Калужская обл., вблизи города Козельска. 1093. Ин. 14. 27. 1094.  Скит во имя Всех Святых — См. примеч. к письму от 17 июня 1846 г. 1095.  …навсегда воспрещен вход женскому полу… — Из правила девятого — «О приходящих в Скит богомольцев» устава Скита Неусыпаемых (Всех Святых): «Женскаго же полу, как отцу Игумену, или без него кто монастырем управлять будет, никогда в Скит входу не позволять» (Устав Скита Всех Святых на острове Валаам. АВМ. Ф. 5. Оп. 1. С. 10–11).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

В 1919 г. обитель ещё существовала. Это видно из поданного настоятелем Жабынской пустыни архимандритом Макарием рапорта Епископу Тульскому и Белёвскому Иувеналию от 25 июня 1919 г. Обитель просуществовала до 1921-1922 гг. В 1930-х гг. начался погром монастырских строений, сначала уничтожили постройки из деревянных конструкций, помещения подсобного хозяйства, а потом и каменные строения. Колхозные хозяйства, а также частные лица разбирали каменную ограду, затем разобраны колокольня, двухэтажный братский корпус, двухэтажная церковь с архиерейским домом. Макариевский собор был переоборудован в школу-интернат, на Знаменской церкви был снят купол со сводами, устроена столовая. Оставшийся Свято-Введенский храм разрушился семидесятилетним запустением. В настоящее время от него остались одни стены. В 1991 г. по просьбе Его Высокопреосвященства Митрополита Тульского и Белёвского Серапиона Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий благословил открыть Свято-Введенскую Макарьевскую Жабынскую пустынь и назначить в ней наместника-строителя архимандрита Никона. Начали проводиться восстановительные работы. Временно отстроили Знаменскую церковь, чтобы можно регулярно совер­шать богослужения. Взялись строить на старом фундаменте двухэтажный братский корпус. Братский корпус и Макарьевский собор покрыты оцинкованным железом и восстановлены, на соборе семь куполов. Кроме того, отреставрирована двухэ­тажная гостиница с кельями и трапезной. Построены хозяйственные, подсобные помещения. Братии в обители в настоящее время: наместник, два иеромонаха, три инока и 6 послушников. Введенская Макарьевская пустынь, заштатная, общежительная, в 7 верстах от города Белева, на правом берегу реки Оки, при селе Жабыни. Основана в конце XVI века преподобным Макарием. В 1722 году была приписана к Белевскому Спасо-Преображенскому монастырю, а в 1766 году восстановлена. В 1895 году в монастыре освящен новый каменный храм во имя преподобного Макария, мощи которого почивают здесь под спудом. Над источником, где, по преданию, подвизался преподобный, устроена часовня. В монастыре находятся: древняя Владимирская икона и чудотворный образ Знамения Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=03407

Монастыри – 1) богословский, 2) верхомеренской, 3) кандалажский, 4) клоновский, 5) кодемский, 6) козьеручьевский , он же новоприлуцкий спасский, 7) кольский или кольскопечянский, 8) ламбасский , 9) лавренский или лявленский, 10) макарьевский , 11) моржегорский, 12) шенкурский , 13) яковлевский воздвиженский, 14) ямецкий, 15) яренский, 16) анзерский скит, 17) распятский скит, 18) сестренский красноборский, 19) узуринский, 20) успенский верхотоемский, 21) усть-мерженский николаевский, 22) кожеозерский, 23) вашеозерский, 24) вашеостровский, 25) кенский, и 26) муезерский 131 . Женские монастыри – 1) верхопаденский и 2) покровский. Астраханской губернии: муж. монастыри – 1) троицкий сергиев и 2) покровский. Владимирской губернии: муж. монастыри – 1) борисолебский муромский, 2) борисоглебский переяславский, 3) борисоглебский песоцкий переяславский , 4) волосов , 5) георгиевский стародубовые церкви , 6) горицкий переяславский, 7) дуниловский воробьевский, 8) златовратский владимирский спасский, 9) ивановский покровский, 10) князьандреевский, 11) любецкий владимирский, 12) махрищский , 13) мстерский богоявленский. 14) васильевский суздальский, 15) на Надоге рождественская пустынь, 16) переминский покровский, 17) осипова п., 18) пережиловская пустынь, 19) перемышльский троицкий, 20) переяславльский сретенский, 21) петропавловский суздальский, 22) пустынный, 23) святозерский, 24) сновицкий владимирский, 26) царево-константиновский, 27) Шуйский троицкий, 28) антониев-покровский, 29) николаевский переяславский, 30) сахтошский петропавловский, 31) суздальский борисоглебский, 32) феодоровский при почайне 132 , 33) боголюбский покровский, 34) кидякшский борисоглебский 133 , 35) лисицкая пустынь, 36) киржачский введенский, 37) холуйский и 38) введенская островская п. Женские монастыри – 1) богородицкий владимирский, 2) богородицкий владимирский княгинин или новодевичий, 3) богородицкий переяславский, 4) варварский Дмитровский, 5) введенский переяславский, 6) вознесенский переяславский, 7) воскресенский муромский, 8) воскресенский при Тетрахе, 9) вязниковский введенский, 10) гороховский знаменский, 11) дуниловский благовещенский, 12) ивановский воздвиженский, 13) лесневский, 14) мстерский ивановский, 15) суздальский николаевский, 16) Шуйский спасский, 17) суздальский александровский, 18) суздальский троицкий и 19) якиманский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010