ГОСПОДИ , ВРАЗУМИ БЕЗУМНЫХ. НАТАЛЬЯ 2012/01/07, 11:33:43 Помоги, Господи архимандриту Ефрему и братии Ватопедского монастыря все выдержать и выстоять в этой духовной брани. Силы зла восстали не только на Ватопед, но и на Афон. Нам, православным христианам, нужно сугубо, искренне и глубоко молится за старца Ефрема, и уповать на помощь Божию, потому что Бог поругаем не бывает и зло не восторжествует. Но очень многое зависит от того, как мы все вместе, соборно будем молиться и противостоять злу в этом искушении. Необходимо читать молитву по соглашению за Архимандрита Ефрема и молитву задержания против нападок демонических сил. Всех поздравляю с Рождеством Христовым. Верю, Господь поможет отстоять Афон. Инокиня Елизавета. 2012/01/05, 01:21:38 Венцы мученика; укрепи Вас Господь в этой награде! Позор тем, кто так поступает с человеком, делающим столько добра людям! Татьяна Васильевна 2012/01/04, 10:39:03 Все православные христиане возмущены беспрецедентным по свой глупости арестом игумена Ефрема. Греческое правительство не только открыто проигнорировало общепринятые нормы права, морали и нравственности, но и показало всему миру как материальное превалирует над духовным. Этим самым, оно забило себе последний гвоздь на своей крышке гроба. Без Афона, не будет Греции. Только немедленное освобождение Настоятеля Ватопедского монастыря позволит сохранить Греческому руководству остатки человеческого лица в глазах всего мира. Любой человек понимает, что монах не может по определению совершить ничего такого, за что его можно арестовать. Тем более глупо утверждение , что он может представлять опасность для общества. Туризм и фрукты- основа Греческой экономики. Россияне однозначно перестанут посещать Грецию и покупать их товары. Это сильно поможет Греческой экономике в сегодняшних условиях? Блоги полны призывами бойкотировать Грецию и Русские люди,православные, так сделают. Никогда не надо посягать на Православие ибо Русский народ стерпит все, кроме этого. В этом случае последствия для Греции точно будут такие, которые они не в состоянии были даже спрогнозировать. " Не надо дергать тигра за усы " - эта восточная пословица в полном объеме подходит к данной ситуации. Я прошу каждого православного христианина бойкотировать все, что имеет отношение к Греции. От туризма до их товаров. Когда это случится на уровне нашей страны, потери для греков составят миллиарды евро. Если через совесть не понимают, пусть поймут через кошелек. Зачем нам материально помогать бесам, которые так поступаю с Православными Священнослужителями. Поздравляю всех с наступающим Рождеством Христовым. Особое поздравление и пожелание скорейшего освобождения и Силы Духа Святаго для укрепления в неволе настоятелю Ефрему.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=913

Однако эти переговоры доказывают, что есть возможность для вас учредить пароходные сообщения с Афоном. Только не требуйте дани от монастырей и поставьте им на вид выгоды таких сообщений, а отказа вам не будет. Но где устроить пароходную агенцию? По моему мнению всего лучше, удобнее и выгоднее, как для монастырей, так и для нашего пароходного общества, устроить ее на соседнем с Афоном острове Мульяни (Емилиани), находящемся в глуби залива близ городка Иериссо. Ибо 1) у этого острова есть надежная якорная стоянка в глубокой пристани, защищенной природой от всех ветров; 2) этот остров весьма близок к Афонскому материку; следовательно, удобно перевозить туда поклонников и грузы; 3) из селений, близких к Иериссо и Мульяни, наши пароходы могут получать грузы и принимать пассажиров; 4) поклонники, монахи и жители окрестных селений (Гомато, Метангичи, Никиты, Сики, Урмилии, Низворо, Новосело, Ляригово, Решетники) будут знать одно постоянное место приема их на пароходы, между тем как прежде нельзя было рассчитать, где пристанет пароход, принужденный останавливаться то у северной, то у южной стороны Афона, в избежание опасности от сильных ветров, тянущих его к скалистым берегам; 5) наша агенция на острове Мульяни не будет стеснять монахов, и они, указывая на нее, будут отклонять все прочие пароходные общества от помещения агенций на самом Афоне; 6) если мы заблаговременно займем Мульянийскую пристань, то этим обществам невозможно будет соперничать с нами в этом уголке Эгейского моря. Но да будет вам известно, что Мульяни принадлежит Ватопедскому монастырю. У него можно купить там место под агенцию, гостиницу и складочные клети. Однако приезжайте сюда сами и осмотрите указанный мною остров и пристань его. Я прибыл сюда 29 июня. Здесь мне хорошо. Занятий много. Всесильный дает мне силы. P. S. Я видел здесь превосходные работы Севастьянова и удивился, что при нем нет живописцев, кроме одного француза, который раскрашивает фотографические снимки с рукописей. 204 В докладе Государю об учреждении нашей второй миссии в Иерусалиме сказано, что преосвященный начальник ее научит тамошних греков богослужению. Я читал этот доклад в кабинете князя Горчакова. Знатные особы, пред коими похвалялся Мелитопольский в доме Алопеуса, были княгини Воронцова и Гагарина. Они рассказывали мне это сами, не одобряя преосвященного хвастовства. Прим. арх. Порф.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Между прочим, у нас стража была, но это для того только, чтоб вследствие какого-нибудь недоразумения в разговорах между собою не вышло раздражения и неурядицы. Но – жалоб я никаких не имею на братство». Этот ответ не удовлетворил ни каймакама, в присутствии которого допрашивался о. Феодорит, ни членов протата, ни тем более ближайших лиц, расположенных к нему и страдающих теперь вместе с ним. Из последних некоторые пытались даже изменить эту форму ответа о. Феодорита, но, кажется, безуспешно. Русский антипросоп о. Нафанаил, донося от 24 марта 1878 г. о. Макарию о странном поведении на допросе о. Феодорита, в объяснение прибавляет, что у него «от многоденного смущения и неудовольствия органы чувствительные ослабли очень " 250 . Но странность этого поведения вернее всего нужно объяснить именно тем, что испуганный оборотом, какой принял ход событий в скиту, о. Феодорит теперь боялся, чтобы своими жалобами не усложнить дела и не раздражить недовольных против себя еще более. Здесь же в этом миролюбии о. Феодорита и в глубокой скорби о беспорядках внутри любимой и его трудами и заботами устроенной обители нужно искать причин для объяснения и других более важных его поступков. Так, когда «общим братским желанием и согласием» 6 апреля 1878 года был избран, вопреки желанию Ватопедского монастыря, иеромонах о. Антоний в дикеи скита, то о. Феодорит, как писали серайские эпитропы о. Макарию, не только «избранием его на сию высокую степень остался весьма доволен», но и «первый утвердил свое согласие на это своеручным подписом к составленному братством акту по сему предмету». В письме от 17 апреля 1878 года по поводу праздника Пасхи за подписью своего и новоизбранного настоятеля о. Феодорит «не излишним считает братски осведомить, что он должность игуменскую и управление обителию, по слабости здоровья своего, произвольно передал своему ученику иеромонаху Антонию, и сам остается в обители на покое и будет заниматься исключительно одним только духовным руководством братии, т. е. быть духовным отцом».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В штатных греческих монастырях не считаются строго также и с другими требованиями устава, например, относительно пищи. Употребление мясной пищи монахами и даже схимонахами, из которых большею частию состоит братство греческих монастырей, в штатных греческих монастырях (также и в отдельных келлиях) составляет столь обыкновенное явление, что, например, нас угощали 23 мая в Ватопедском монастыре прекрасным мясным обедом, который разделяли со мной и одним их хорофилаков (стражей) – офицеров, два местных проэстоса, между тем как для моих спутников – вышеупомянутых антипросопов – о. Пинуфрия и геронты Виссариона, а также пантелеимоновского монаха о. Виктора, был приготовлен особо постный рыбный стол. Подобные порядки существуют даже в одном из славянских монастырей – Хиландарском, принадлежащем, как сказано выше, к числу штатных монастырей. Монахи штатных афонских монастырей вообще, исполняя необходимые элементарные требования монашеского устава, ведут жизнь свободную, льготную, обставленную всевозможными удобствами. Особенно это должно сказать о так называемых монастырских старцах, составляющих привилегированную правительственную группу в монастыре. Старцы имеют обширные, иногда богато обставленные помещения, прислугу из среды младших монахов, особый стол, кушают что и когда пожелают, одеваются изысканно, ездят на сторону, когда пожелают, и тому подобное. Доходы монастырские, которые иногда (например, в Лавре, Ватопеде, Ивере) бывают весьма значительны, распределяют преимущественно между этими же старцами, так что среди них встречаются очень богатые капиталисты. Вообще, если бы было преувеличением сказать, что штатные греческие монастыри на Афоне являются банкирскими домами, каковое сравнение мне приходилось слышать именно на Афоне, то, несомненно, справедливо, что эти монастыри весьма далеки от идеала монашеского. Я бы позволил себе назвать их хорошими домами-квартирами, какие теперь нередко встречаются в больших городах, домами, в которых живут хорошие мирские духовные люди, добровольно подчиняющиеся хорошему общему внутреннему режиму жизни, с преобладанием в нём требований религиозного характера. Особенно печально было наблюдать и убеждаться в том, что представители такого монашества, даже лучшие среди них, искренние и добрые люди, совершенно не понимают, не замечают и не сознают того, что они совершенно удалились от духовного монашеского жительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бычков и А.А. Куник предварительно рассмотреть и принять полученные бумаги. Они уже 3-го мая 1886 г. представили общему собранию Академии донесение, в котором объяснили, что, произведя «беглый разбор» бумаг преосвящ. Порфирия, пришли к убеждению, что «они заключают в себе такой богатый и ценный в научном отношении материал, большая часть которого заслуживает быть обнародованной». Комиссия, составленная из упомянутых академиков, распределила этот материал по следующим восьми отделам: «I. Материалы для биографии преосвящ. Порфирия. Сюда принадлежат: а) Официальные документы об его службе; б) обширная деловая и частная переписка его с разными административными деятелями и учеными лицами, как в России, так и за границей; в) поденные записки, носящие заглавие: «Книга бытия моего», с 1845 г. по 1878 г. включительно; г) дневники, веденные им во время поездок по Европе и востоку; д) официально подданные им мнения и бумаги по разным предметам; е) отдельные записки, имеющие отношение к его деятельности во время его пребывания в Киеве. Весь этот материал представляет богатые данные для биографии преосвященного Порфирия. II. Исторические описания некоторых Синайских, Метеорских, Олимпийских и почти всех Афонских монастырей. Эти описания сопровождаются огромным числом актов в копиях, на греческом и славянском языках, и выписками из разных рукописей. «Без преувеличения можно сказать, говорится в донесении, что все важные и наиболее существенные акты, касающиеся Афонских монастырей, извлечены преосв. Порфирием из монастырских архивов и снабжены примечаниями». Комиссия считает нужным прежде всего приступить к подробному описанию находящихся здесь актов. «Такая работа могла бы быть поручена молодому человеку, знакомому с греческим и славянскими языками, за известное вознаграждение, на которое можно обратить проценты с капитала преосвященного Порфирия». III. Каталоги греческих и славянских рукописей. Эти каталоги составляют подробное описание, с обширными извлечениями, рукописей, хранящихся в монастырях: Афоно-Иверском, Ватопедском, Есфигменовом, Афоно-Русском, Ставро- никитском, Кутлумушском, Дохиарском, Ксенофском, Святопавловском, Григориатском, Симоно-Петрском и Пандократор- ском, в библиотеке Святогробского монастыря в Иерусалиме и других Иерусалимских монастырях, в библиотеке Синайского монастыря, в тамошних архиепископских кельях и в Синае-Джуванийском подворье в Каире.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

III. Испания. IV. Галлия. V. Ретия, Носикон, Паннония. VI. Италия. VII. Сардиния, Сицилия. VIII. Сарматия Европейская. IX. Дакия. X. Македония. XI. Мавритания Тингитанская. XII. Северная Африка. XIII. Мармарика Африк. и Египет. XIV. Ливия, Нубия, Абиссиния до Лунных гор. XV. Малая Азия. XVI. Сарматия Азиатская. XVII. Колхида, Кавказ, Прикаспие. XVIII. Сирия. XIX. Месопатамия. XX. Аравия, Персидский залив. Скифия внутрь Имайских гор. XXI. Сирика т.е. Китай. XXII. выше Индии. XXIII. Индия. XXIV. Индия вне Гангеса. XXV. Тапровани, остров. Из числа сих карт сняты мною только 8, кои представляют Россию, Придунайские Области, Афонскую гору с ее окрестностями, Египет, и Скифию с Китаем. На вопрос, почему бы не снять все? отвечаем: Deus nobis otium non fecit. При первом взгляде на литографированные карты всякий заметит, что градусы на них означены сбивчиво. Как я нашел их в подлиннике, так и снял. Что касается названий мест, то они написаны точь в точь с подлинными, но сами буквы – моего почерка, исключая нескольких местоназваний у устья Волги, кои скопированы с подлинника для показания почерка карт. Ватопедские карты весьма любопытны. Без сомнения, они списаны были с других подобных карт в одно время с перепиской всей рукописи. Сличение их с текстом Птоломея удостоверит, согласны ли они с ним, или нет, но во всяком случае они достойны внимания и исследования. Архимандрит ПОРФИРИЙ УСПЕНСКИЙ . Отделение I Статья 1. Уставы монастырей и скитов Св. горы Афонской Монастыри. Устав, начертанный Святогорцами и утвержденный Царем Иоанном Цимисхием. Протат. Подобный Устав, утвержденный Константином Мономахом. Протат. Определение отношений Прота Св. горы к Патриарху Цареградскому, изложенное к хрисовуле Анроника Ангела Комнина. 6821, ноября Инд. 11. Иверский. Устав отношений монастырей Афонских к Проту Св. горы, начертанный Собором, бывшим на Афоне под председательством Солунского Митрополита Гавриила, и утвержденный Патриархом Антонием. 6902, мая Инд. 2. Протат. Устав, данный Святогорцам Мануилом Палеологом.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Однако позиция правящих кругов Греции оставалась жесткой, а после раскола страны на два политических лагеря ситуация еще более ухудшилась: с афинским королевским германофильским правительством в военное время вести переговоры было сложно, а для Венизелоса, как справедливо отмечал В.Ф. Каль афонский вопрос тогда приобрел особую значимость и уступки в нем могли серьезно повредить политическому влиянию салоникского В связи с этим Венизелос не только предпринял все меры по отозванию союзнического военного отряда с Афона, но и отрицал раскрытые союзниками факты пособничества греческих монастырей 3(16) января 1917 г. на Афоне высадился франко-русский отряд в составе ста русских солдат и трех офицеров, а также пятидесяти французский пехотинцев и пулеметной команды во главе с капитаном Жиделем. Русской частью отряда командовал подпоручик Дитш. Отряд Антанты провел на Афоне полгода, решая как военные, так и политические задачи. Русский отряд занял почту, телеграф и телефонную станцию, а французы взяли под контроль таможню. В монастырях был произведен обыск и ликвидированы склады оружия и боеприпасов, а наиболее рьяные германофилы посажены под арест. Поведение монахов в отличавшихся германофильскими настроениями Зографском, Ватопедском, Иверском и Ставроникитском монастырях было взято под контроль. В целях выяснения национального и политического состава Св. Горы была проведена перепись населения. Помимо задач разоружения греческих монастырей и борьбы со шпионажем на русский отряд была возложена также миссия по охране русских монахов от притеснений со стороны греков. При этом в Петрограде надеялись, что союзнический отряд останется на Афоне до конца войны, и считали, что «пребывание нашей воинской чисти на Афоне создает весьма благоприятную обстановку для практического разрешения разных спорных дел местного характера, возникших с давних пор между нашими и греческими монахами на Св. Горе и не получивших до сих пор разрешения вследствие несговорчивости Соответствующие инструкции были даны русскому генеральному консулу в Салониках В.Ф.

http://pravmir.ru/afon-v-gody-pervoj-mir...

За один день он мог в том убедиться. Когда в синклите он заявил, что для борьбы с турками нужно нанять латинский флот, ему бросили в лицо родство с Орханом; когда он обедал с Палеологом, народ требовал от него отречения, не раз им обещанного, хватал коней его свиты. Кантакузин сыграл благородную роль до конца, заявив, что отрекается от света, и под именем Иоасафа постригся в Манганском монастыре (1354), постриг супругу и скончал дни свои в глубокой старости, живя то в Константинополе, то в афонском Ватопедском монастыре, где сохранились его богатые вклады, то у сына в Мистре. Составляя пространную и искусную историю своего времени, он оправдывал свою политическую деятельность от нареканий современников и потомства, о многом умолчал и постоянно выдвигал свою лояльность и миролюбие. Большая тяжесть лежала на плечах этого носителя власти. Ему приходилось слышать горькую правду в лицо. Даже близко к нему стоявший Димитрий Кидони, из просвещенной семьи салоникских архонтов, сказал ему с амвона св. Софии: Об учении Варлаама приведем отрывок из похвального слова Нила Григорию Паламе , в переводе Ф. И. Успенского: «Он полагал, что нет ничего выше и больше эллинской мудрости и обязательной силы силлогизмов и той истины, которая уловляется ими, как добыча, и что ничто другое не в состоянии привести к знанию причин всего сущего. А вот это и еще безумнее и превосходит всякую воображаемую нелепость, что, по его мнению, и с самим Богом никто не может соединиться, если не пройдет прежде этого пути; что только тот, кто вступит в общение с Пифагором, Аристотелем и Платоном и изучит из них естественные законы природы, поймет происхождение вещей и неизбежность последующего затем уничтожения, только тот может прийти к восприятию истины. Ибо, говорил он, если Бог есть истина, то незнание истины есть незнание Бога: всякий же, кто не изучил внешней мудрости и не ознакомился с тем, что изобрели эллинские мудрецы о движении небесных тел или природы, не знает истины, а это одно и то же, что не знать Бога...

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Каждение во время Утрени на Афоне – это тоже особая статья. Издалека, а затем все ближе и ближе скачет ритмичными рывками тройка удалых лошадей. Так может показаться вначале. Вдруг из-за колонны выходит иеродьякон с ручной кадильницей, похожей не то на дракона, не то на сказочную птицу Феникс. Кадильница усыпана бубенцами. Иеродьякон держит её за ручку снизу, резко и ритмично покачивает в стороны, и создается впечатление, что на его руке сидит птица, беспокойная, стремящаяся сорваться и улететь. А может, служащий монах безуспешно пытается стряхнуть с руки это сказочное существо? Уже было навалившаяся усталость, исчезла, как и не бывало. Меня это каждение взбодрило, а фимиам разогнал демонов уныния, подстерегающих богомольцев на длительных богослужениях.     «Слава Тебе, показавшему нам свет!» Во время чтения первого часа богомольцы, словно вышедшие из стен, как бы взявшиеся из неоткуда, вытянулись в очередь к святыням храма. Я влился в этот ручеек. И вдруг стало ясно и понятно, что это не  мы прикладывались к мощам святых, а святые встречали нас, приподнявшихся над землей за время богослужения, и лобызали нас особым приветствием: «Христос посреди нас»! Началась Божественная литургия. После поклонения святыням все молящиеся собрались в левом приделе, где совершалось до этого чтение и пение Утрени. Нас было уже человек около двадцати. Антифоны, ектеньи и возгласы пелись и произносились по-гречески, но на это уже не обращалось никакого внимания. Мы плыли на корабле спасения, и каждый стоял на своей вахте, совершая общее дело. Вдох, выдох. Одно мгновение - и уже пир Веры, причащение молящихся. Служба пронеслась стремительно, как пролетает долгожданный праздник. Вот мы к нему готовимся и ждем, а вот уже гости расходятся.     Трапеза Мы вышли из собора Святого Апостола Андрея Первозванного и со всеми отправились в трапезную, которая находилась в цокольном этаже братского корпуса. Я думаю, что тем читателям, кто ни разу не был в монастыре на трапезе, будет интересно виртуально соприсутствовать с нами.  Здесь, как и в Ватопедском монастыре, был свой регулировщик. Братию и священнослужителей он отправлял в столовую, находившуюся слева от прохода, а паломников – вправо. Эти помещения были похожи на два школьных класса, только с длинными столами, а не с партами для учеников. Помолились. Никто не читал во время приема пищи жития святых. И поэтому обеденный процесс проходил в тишине. Я чувствовал себя все время новоначальным и исподволь поглядывал по сторонам, чтобы не сделать что-нибудь неуместное. Возле меня присел старенький монах и налил себе из белой эмалированной кастрюли суп с макаронами. Повторяя за ним, я сделал то же самое, а черпаком зачерпнул столько же. Сначала мне показалось, что суп молочный, но попробовав, я ощутил разведенный в воде сыр, а не молоко, с обыкновенной длинной лапшой. Скажем так, на любителя.

http://isihazm.ru/1/?id=2075

Надо отметить, что все это время Россия не прекращала и дипломатические попытки решения афонского вопроса: русское правительство неоднократно высказывалось в пользу возобновления переговоров на эту тему. Однако позиция правящих кругов Греции оставалась жесткой, а после раскола страны на два политических лагеря ситуация еще более ухудшилась: с афинским королевским германофильским правительством в военное время вести переговоры было сложно, а для Венизелоса, как справедливо отмечал В.Ф. Каль афонский вопрос тогда приобрел особую значимость и уступки в нем могли серьезно повредить политическому влиянию салоникского премьера . В связи с этим Венизелос не только предпринял все меры по отозванию союзнического военного отряда с Афона, но и отрицал раскрытые союзниками факты пособничества греческих монастырей Германии . 3(16) января 1917 г. на Афоне высадился франко-русский отряд в составе ста русских солдат и трех офицеров, а также пятидесяти французский пехотинцев и пулеметной команды во главе с капитаном Жиделем. Русской частью отряда командовал подпоручик Дитш. Отряд Антанты провел на Афоне полгода, решая как военные, так и политические задачи. Русский отряд занял почту, телеграф и телефонную станцию, а французы взяли под контроль таможню. В монастырях был произведен обыск и ликвидированы склады оружия и боеприпасов, а наиболее рьяные германофилы посажены под арест. Поведение монахов в отличавшихся германофильскими настроениями Зографском, Ватопедском, Иверском и Ставроникитском монастырях было взято под контроль. В целях выяснения национального и политического состава Св. Горы была проведена перепись населения. Помимо задач разоружения греческих монастырей и борьбы со шпионажем на русский отряд была возложена также миссия по охране русских монахов от притеснений со стороны греков. При этом в Петрограде надеялись, что союзнический отряд останется на Афоне до конца войны, и считали, что «пребывание нашей воинской чисти на Афоне создает весьма благоприятную обстановку для практического разрешения разных спорных дел местного характера, возникших с давних пор между нашими и греческими монахами на Св. Горе и не получивших до сих пор разрешения вследствие несговорчивости греков» . Соответствующие инструкции были даны русскому генеральному консулу в Салониках В.Ф. Калю .

http://radonezh.ru/analytics/afon-v-gody...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010