Однажды пожелал он отправиться в Лавру святого Афанасия 21 , сел в челн с братьями и поплыли они по морю. Близь Лавры схватили их разбойники, но по Божьему усмотрению один их них убежал и пошел в Лавру святого Афанасия, рассказал он игумену о напасти, что нашла их. Услышав рассказ, опечалились игумен и вся братия о святом юноше и, получив совет Божий, послали за ними одного богоумного брата. Этот святой вопиил из глубин души к своему хранителю Христу: “К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня ( Пс.119:1 ); и Господи, сказал ты: “Воззовет ко Мне, и услышу его” ( Пс.90:15 ); и сейчас взываю и вопию непрестанно гласом Давида: помилуй меня, боже, помилуй меня ( Пс.50:1 ). Я взыскал Господа, и Он услышал меня ( Пс.33:4 ) и вот пришел”. И появился тот богоразумный чернец, посланный игуменом, и сказал им: “Хорошо, что пришли вы; придите в монастырь и утешьтесь всем, что потребно вам, что хотите”. Взглянув на святого юношу, как будто с великим гневом сказал ему: “Куда идешь ты? Разве не послал тебя игумен к нам, а ты чинишь по своей воле?” И бросился к нему, будто желая ударить его. А тот, охваченный великим страхом, побежал от него и выскочил из лодки. Те, как безумные, забыли обо всем и ничего не сказали. А он, Святой, избежал рук врагов своих и возблагодарил Бога -избавителя: “Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились. Помощь наша – в имени Господа, сотворившего небо и землю”. ( Пс.123:7–8 ). Узнав его, в монастыре поняли, кто он, и воцарили меж ними великая печаль и скорбь, будто потеряв великую ризницу. Воистину была великая ризница, хранимая Господом, и не получил ее враг, ибо не оставит [Господь] жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию ( Пс.124:3 ). Этот святой юноша вопиил к Господу, давшему ему добро: “Благодарю тебя, благодетель мой, за то, что с первого часа рождения моего и до сего часа делала, и что со мной делаешь и будешь делать”. И остался здесь, в Лавре святого Афанасия, и принял духовное и телесное веселие с игуменом и братией, и исполнил свое желание – поклонился гробу святого, облобызав церковь и игумена и всю братию, вернулся в дом Святой Богородицы Ватопедской, провожаемый Богом и братией Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Получив такое нечестивое повеление, слуги устремились на страдальца Христова, как неукротимые звери и, ввергнув его в темницу, 8 дней мучили лютейшими муками: они - диавольские слуги - растянули его ноги в дереве до того, что так называемые пахи едва не разрывались, затем принесли металлическую, сильно раскаленную чашку и надели ее на голову ему, как скуфью; потом обвили веревкой голову его и стянули ее так сильно, что белки глаз его выступили из своих мест. Но мужественный воин Христов, от таковых безчеловечных мук полумертвый, взывал:    – Если и еще что сделаете мне, не отрекусь веры своей: христианином родился, христианином живу, христианином и умру.    Итак, нечестивцы, будучи не в силах привести его к своему нечестию, возвестили о том судье, и он тогда же подписал мученику смертный приговор, по которому палачи, взяв его из темницы, привели на место казни и там обезглавили. Это совершилось в 1794 году, 2 октября. Так приял блаженный Георгий венец мученический от подвигоположника Христа Бога нашего, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцом и пресвятым и благим и животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.    Из Neon Martirologon. 5 ОКТЯБРЯ Обретение святых мощей преподобного отца нашего Евдокима Ватопедского     «Хранит Господь вся кости святых Своих» (Пс. 33:21), - так вещает божественный пророк Давид. А сколько чудес творит Всемогущий Бог чрез избранных Своих! Но есть люди, которые не только отвергают всякое чудо, но даже с презрением относятся к тем, которые имеют чистую веру в Бога и в ходатайство святых угодников Его. Эти люди, по словам пророка Исаии, «ослепили глаза свои и окаменили сердце свое, да не видят глазами и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их» (Ис. 6:10). Между тем, сердце верующего и горящего любовью к памяти святых всегда получает благодатное утешение.    Из нижеприведенного события, бывшего в Ватопедском монастыре, каждый должен убедиться, что действительно Бог чудодействовал и чудодействует чрез святых Своих.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Смиряться внутренне и видеть себя самих грешными, виновными, недостойными и низшими всех – этого требует от нас благодать, потому что мы таковы на самом деле, потому что в нас движутся страсти и привычки ветхого человека. Это самоукорение как самопознание особо подчеркивает преподобный Симеон Новый Богослов . Когда добрая привычка привьется, тогда дух смирения, приводимый в движение благодатью, приближается к сердцу и уму человека и он смотрит на других людей как на Ангелов, как на святых и получает утешение от слез. В «Евергетиносе» 50 мы читаем об авве Нистерое, приобретшем славу святого. Когда его спросили, что он сделал в своей жизни, он ответил: «Я, отцы мои, добродетели не имею и не сотворил никакого добра. Войдя в монастырь, я принял решение и сказал себе: “Я и осел – одно и то же”. Держаться этого я старался всегда. Никогда я не протестовал, не жаловался, не роптал, не творил преслушания и полагаю, что в этом и заключается мой долг: вести себя так, как ведут себя животные пред своими господами» 51 . Вот восстановление, возрождение, преображение и освящение. «Тем, которые приняли Его», смиренного сердцем Иисуса, Он «дал власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1, 12 ). А если повеление старца ошибочно? Даже если повеление старца ошибочно, Бог ради послушания повеление это обратит в душевную пользу. Старец Иосиф говорил: «Для слушающегося – пусть повеление будет и ошибочным, оно будет на пользу, и это только лишь благодаря послушанию». Не имеет значения, кто является старцем. Какую пользу принесло Иуде то, что его старцем был Христос? Какую пользу принесло Гиезию то, что старцем у него был пророк? 52 Какую пользу принесло Адаму то, что он был в раю и что его старцем был Сам Бог? Никакой. И рай был ему не на пользу, потому что он ослушался. Чем больше у тебя преданности и веры старцу, тем меньше в тебе противоречия. Если ты чувствуешь, что в тебе движется дух противоречия, то это указание на то, что нет у тебя веры и любви к твоему старцу. Чем больше у тебя преданности и послушания старцу, тем больше самоотречения. И ты не боишься ни Бога, ни геенны! И приходит бесстрастие, душевный и телесный мир, и ты ощущаешь будущую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Те со страхом убедились, что священные лица на иконе Богоматери изменили своё положение и выражение. После этого, поблагодарив Пресвятую Богородицу за Ее спасительный Промысл, иноки поднялись на стены. Тем временем пираты с лестницами и топорами уже готовились к штурму монастыря. Игумен, стоя на бойнице, позволил им сначала приблизиться, а затем, возвышая Честный Крест, дал сигнал к отражению атаки. В одночасье десять пиратов пали замертво, многие были ранены, а остальные бежали и затем уплыли прочь. Растроганные монахи спустились в храм и ещё раз от всего сердца поблагодарили Богородицу. С тех пор икона, сохраняемая и ныне в Ватопедском монастыре, стала называться «Парамифия» (т. е. «Отрада и Утешение») и до сих пор остаётся видоизменённой как напоминание об удивительном происшествии. В память чудесного избавления монастыря от разграбления пред иконой «Отрада» была возжжена неугасимая лампада, а также зажигается большая свеча. В приделе, где находится икона, издавна совершается пострижение всех поступающих в число братии обители и ежедневно поётся молебен Божией Матери. (обратно) 148 «Элеовритисса» («Елеоточивая») — чудотворная икона Пресвятой Богородицы прославилась и получила своё название по следующему случаю. Однажды в Ватопедской обители случился недостаток масла — оставался всего один сосуд, и дохиар (заведующий хозяйством) не стал давать братии масла. Но игумен, твёрдо надеясь на помощь Пресвятой Богородицы, приказал ему елей выдавать. Однажды, войдя в дохиарную (кладовую), он подумал, что масло кончилось. Но что же оказалось? Сосуд был наполнен маслом до краев, так что оно переливалось через край горлышка. Тогда все прославили и возблагодарили Царицу Небесную. (обратно) 149 «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14:1–2). (обратно) 150 На самом деле ближе всего к границе с миром расположены Хиландар и Эсфимген. (обратно) 151 «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: " не ешь от него " , проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей.

http://isihazm.ru/1/?id=2079

Фото: pixabay.com Войны, катастрофы, убийства — почему мы привыкли к смерти? И как относится к ней христианин 4 июля, 2021 И как относится к ней христианин Фото: pixabay.com Тяжело пережить смерть близкого человека, особенно если он скончался скоропостижно. Игумен Ватопедского монастыря на горе Афон архимандрит Ефрем размышляет о том, что значит скоропостижная смерть и как помочь усопшим. Архимандрит Ефрем Ватопедскии «Смерть — результат грехопадения» В наше время, в век стремительного развития науки и технологий, взаимопроникновения культур и кризиса моральных ценностей, люди стараются не произносить слово «смерть», а все, что напоминает о ней, игнорируется и тщательно маскируется. Современный человек воспринимает смерть как что-то ужасное, как потерю — не зря об умершем мы печально говорим, что потеряли его. И пока человек не научится правильно относиться к смерти, он так и будет бояться, избегать мыслей о ней, превращая свою жизнь в сплошной невроз, лишенный смысла. Остановка сердца, гибель головного мозга — так называемая биологическая и клиническая смерть — не являются естественным состоянием и происходят не по желанию Бога. Бог не создал смерть (Прем.1:13). Она проникла в падшую человеческую природу через первородный грех и действует подобно паразиту. Смерть является результатом грехопадения. «Ибо в день, в который ты вкусишь от [древа], смертью умрешь» (Быт.2:17). Вспомним и слова апостола Павла: « Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков,  потому что  в нем все согрешили» (Рим.5:12).  Итак, смерть есть результат первородного греха, проникшего в человеческую природу, а через нее — и во все творения. «Чем выше духовное состояние человека, тем меньше он боится смерти» Всеблагой Господь позаботился о том, чтобы человеку был неведом его смертный час. Святые отцы объясняют это тем, что если бы мы знали день своей смерти, то постоянно бы грешили, забыв о добродетели. А неизвестность смертного часа держит нас в боевой готовности. «Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, в какой час придет ваш Господь» (Мф.24:42). Эти слова относятся как ко Второму пришествию Христа, так и к смерти.

http://pravmir.ru/vojny-katastrofy-ubijs...

Целых три уже года прожил земной ангел в той пещере, ангельскую и вышеестественную проводя жизнь, весь чуждый настоящему, весь изменившийся и боговдохновенный, чудо, так сказать, и для самих невещественных и возле Бога находящихся существ. Это он и понимал, именно то, что стал как бы кораблем, наполненным, сколько возможно, товаром добродетелей вследствие принятия всей доступной людям благодати, – ибо дальше Гадир, говорят, не плавают, – и потому задумывает и совершает нечто действительно дивное и богоподражательное. Я не буду решать вопроса о том, удалось ли кому-нибудь из достигших такой высоты добродетели совершить это, но что это весьма хорошо показывает, так сказать, восхождение его на высоту добродетели и богоподобия ныне сущим и потом имеющим быть поколениям, это я всегда буду утверждать. Ибо зная, что Божественное смиренномудрие для всякого рода жизни по Боге есть необходимейшая вещь, связывающая и скрепляющая, как при постройке цемент, по словам одного из наших мудрецов, материал добродетелей, как бы какие большие и малые камни к созиданию душевного дома, а для достигших высоты совершенства по Боге и во всех отношениях полезно и чрезвычайно необходимо, как увеличивающее сокровища и совершенно прогоняющее зверей (духовных), – давно уже зная это из жизни, теперь, как бы с другой стороны начиная, он всецело ему предается, все прочее, так сказать, оставив, а лучше все ему вверив и снова за него взявшись как бы за какую-нибудь запечатанную сокровищницу, прочно сохраняющую в себе множество всяких благ. Поэтому, похвально произнося Божественные те слова: когда исполните, говорит, все побеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать ( Лк. 17:10 ), если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное ( Мф. 18:3 ), а к этому еще: благодатью вы спасены ( Еф. 2:5 ), оправданные даром благодатию Божией (ср. Рим. 3:24 ), ибо как рубище нечистое, говорит, вся праведность наша пред Богом (ср. Ис. 64:6 ), – тотчас удаляется из этого монастыря, уходит в находящееся возле Иордана общежитие подвижников (ασκητν), посвященное имени великого Крестителя и Предтечи, и упрашивает предстоятеля с величайшей скромностью причислить и его к прочим братиям, как у них установлено, и распоряжаться им при всякой надобности.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дело против игумена Ефрема и Ватопедского монастыря разваливается 04.03.2013 429 Дело против игумена Ефрема и Ватопедского монастыря грозит закончится фиаско. Обитель оправдана еще по одному пункту обвинений, сообщает сайт Agionoros.gr . В архив были отправлены очередные серьезные обвинения о предполагаемых связях Ватопедского монастыря с оффшорными компаниями после того, как прокурор не обнаружил в них уголовно наказуемых деяний. Дело было заведено на основании обвинений в предоставлении Μarfin Βank кредитов Ватопедскому монастырю. Прокурор апелляционного суда И. Мораитакис сделал следующее заявление по этому делу: «Обвинения не выдерживают критики, и нет указаний на совершение преступлений». Обозреватель портала так прокомментировал новый поворот в «ватопедском скандале»: «К какому мы можем прийти выводу? Стало совершенно очевидно, что это был несуществующий скандал, который, по всей видимости, поддерживался политически ангажированными лицами, не стеснявшимися прибегать к самой постыдной клевете по отношению к историческому Ватопедскому монастырю, поливавшими грязью игумена Ефрема с целью их нравственного и экономического уничтожения. Однако, как говорит народ, “у лжи короткие ноги…”» Обвинения против игумена Ефрема и братии Ватопеда продолжают рушиться, как карточный домик. Верховный суд (Ареопаг) оправдал игумена Ефрема и монаха Арсения, обвинявшихся в том, что в результате утечки информации им стали известны подробности процесса, что ставило под сомнение его законность по причине нарушения прав стороны защиты. Клеветой оказались все те обвинения, что предъявляли монаху Арсению в его неблаговидном поведении по отношению к третьим лицам. Обвинения о якобы передаче Ватопедскому монастырю лесов, лесных участков и археологических мест тоже оказались клеветой. Клеветой оказалось все, что было сказано в отношении имущественных прав на озеро Вистонида. Два месяца назад бывший премьер-министр Константин Мицотакис заявил: «Я передал право собственности на озеро Вистонида Ватопедскому монастырю в 1951 году». Тогда Мицотакис был министром финансов Греции.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/04/de...

Закрыть itemscope itemtype="" > Настоятель Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем попросил апелляционный суд освободить его с ограничительными условиями 31.01.2012 275 Настоятель Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем , находящийся в афинской тюрьме «Коридаллос», направил прошение в Апелляционный суд о замене ему предварительного заключения на освобождение с ограничительными условиями. Об этом сообщил ИТАР – ТАСС со ссылкой на греческий телеканал «Мега». По сообщению телеканала, отец Ефрем сослался в своем прошении «на состояние своего здоровья, а также на тот факт, что известно его место проживания и, следовательно, его нельзя подозревать в том, что он может бежать из страны». Архимандрит вновь заявил о своей невиновности в деле по обмену недвижимостью между монастырем и государством. Прошение уже изучается прокуратурой Апелляционного суда, которая представит свое предложение следователю Ирини Калу, занимающейся данным делом. Во время предварительного судебного разбирательства Калу высказалась за заключение настоятеля Ватопедского монастыря под стражу по обвинениям в «отмывании грязных денег и ложных показаниях». В ответ прокурор выразил мнение, что игумен должен быть освобожден с «ограничительными условиями» под денежную гарантию в 200 тыс евро и запрет выезда из страны. Тем не менее, совет Апелляционного суда Афин принял 23 декабря решение арестовать архимандрита Ефрема и поместить его в камеру предварительного заключения до судебного процесса, дата начала которого не назначена. Согласно греческому законодательству, предварительное заключение может максимально длиться 1,5 года. Отец Ефрем обвиняется в причастности к имевшим место несколько лет назад сделкам по обмену недвижимостью монастыря с греческим государством, которые, по версии следствия, нанесли государственной казне многомиллионный ущерб. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть

http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/31/na...

Егор Пазенко: «Верить — значит работать сердцем…» С вопросом — играть отрицательных героев или нет — я однажды обратился к отцу Ефрему, игумену Ватопедского монастыря на Афоне. Он ответил: «Слушай свое сердце»… 6 февраля, 2012 С вопросом — играть отрицательных героев или нет — я однажды обратился к отцу Ефрему, игумену Ватопедского монастыря на Афоне. Он ответил: «Слушай свое сердце»… «Добро должно быть с кулаками…» — «Добро просто должно быть». Это диалог героев из фильма «Настоятель», боевика, показанного в 2010 году на НТВ. Своеобразный стиль телеканала, сюжет фильма, где священник — бывший криминальный авторитет, да и сам жанр боевика — для многих все это как-то не вяжется с христианским настроением. Однако для актера Егора Пазенко, исполнителя роли настоятеля, главная мысль фильма выражена как раз этим самым диалогом героев. О своем пути к вере и о том, что сказали о «Настоятеле» монахи на Афоне, Егор рассказал в интервью журналу «Фома». Сколько в жизни уровней? — В СМИ Вам приписывают амплуа «обаятельного негодяя». У Вас и вправду много отрицательных ролей. Не переживаете по этому поводу? — С вопросом — играть отрицательных героев или нет — я однажды обратился к отцу Ефрему, игумену Ватопедского монастыря на Афоне. Он ответил: «Слушай свое сердце». А сердце подсказывало, что больше не хочется за такие роли браться. Но предлагать по старой памяти всё продолжали, и каждый раз удивлялись: «Ну как же, у тебя амплуа такое…» И правда, был период, когда в кино играть доводилось в основном отрицательных персонажей. И хотя я ни разу не играл просто откровенного подлеца, это, конечно, были образы людей запутавшихся и очень сложных: бандиты, главари мафии и т. д. Но сейчас я на собственном опыте убеждаюсь: как ни парадоксально, то, что тебе предложат сыграть, полностью зависит от твоего внутреннего мира. Раньше мне предлагали роли отрицательных героев. Теперь же — в основном, положительных. Неожиданно все само собой повернулось. А я ведь ничего специально для этого не сделал. Просто в какой-то момент жизни внутренне изменился.

http://pravmir.ru/egor-pazenko-verit-zna...

Разбойник Сотири. (Из воспоминаний консула.) (Нива, 1884.) I. Я встретил Сотири в первый раз около Афонской горы. Мне нужно было ехать сухим путем в Каваллу и Серрес, и я велел нанять себе верховых лошадей для вьюков и прислуги в деревне Ериссо и привести их на Ватопедский Пирг, в котором я ночевал. Ватопедский Пирг – это древняя башня, принадлежащая Ватопедскому монастырю. Она стоит на низменном берегу у моря, почти у самой „черты“, отделяющей Афон от „мира“. Эта черта – кусты и небольшой ручей, впадающий в море... За эти кусты и за этот ручей не ходят женщины. На Ватопедский Пирг их допускают, но и то в случае какой-нибудь крайности. Лошади и провожатые были уже готовы; вьюки навьючены; погода зимняя была превосходна: ясное, прохладное утро, как у нас в сентябре. Я уже собирался садиться на лошадь, когда ко мне подошел Петраки, молодой Молдаванин, который всегда сопровождал меня, служил мне истинно незаменимым помощником и агентом по множеству мелких, но весьма существенных дел, и пользовался моим полным доверием. Петраки говорил по-русски нечисто, но свободно. Он подошел ко мне и таинственно сказал: – Здесь есть один молодец, беглый из свободной Греции, без паспорта. Он умоляет, чтоб вы его взяли к себе служить без жалованья, только из-за куска хлеба и для безопасности. Он недавно перебежал границу, скитается, голодает и боится, чтобы Турки не выдали его греческому правительству... – Что же он сделал там? – спросил я. – Не знаю, – отвечал Петраки. – Я думаю, не из шайки ли он Тако Арванитаки. Это мне показалось правдоподобным. Всего около года тому назад, а может быть и менее, в свободной Греции случилось известное дело марафонских убийств. Секретари английского и итальянского посольств, задумав осмотреть поле Марафонской битвы, были захвачены греческими разбойниками под предводительством Тако Арванитаки и убиты атаманом благодаря тому, что греческое правительство захотело непременно разыграть роль правительства правильного и послало войско, вместо выкупа, которого требовали разбойники. Несчастных секретарей за это убили; сам Тако успел потом бежать с несколькими из товарищей, но других поймали и казнили на площади.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010