При этом они заявляют, что они из этих обителей «изгнаны принудительно и безвинно». Я, как доверенный Андреевского на Афоне скита, который имябожники почему-то назвали монастырем, считаю своим долгом заявить нижеследующее: Имябожники удалены из названных обителей не безвинно, ибо они в них учинили бунты, а в последней из них – Андреевском скиту – предводительствуемые А. Булатовичем, 12 Января 1913 года учинили бунт, не простой, но кровопролитный, выгнали законного игумена архимандрита Иеронима и часть ими избитой, израненной и окровавленной братии, у келий которой сломали замки и расхитили часть имущества, бывшего в них. (Игумена вывел из скита сам смиренный схимник, возвратившийся в скит вопреки своей расписки, А. Булатович.) По изгнании игумена они крайне угнетали в скиту избитых, оставшихся в нем и престарелых, и больных, и немудрствующих с ними, и полгода держали скит под замком, не повинуясь ни духовному, ни гражданскому начальствам, принимавшим самые гуманные меры для умиротворения их. Это насилие, но наущению А. Булатовича, было ими учинено потому, что игумен и большинство братии не приняло учения книги «На горах Кавказа», синодально осужденного Вселенским Патриархом. Имябожники даже не уважили просьбы игумена повергнуть это спорное учение на рассмотрение Российского Святейшего Синода, дерзко говоря: «мы и Синода не послушаемся». Приняв во внимание эти деяния, нельзя согласиться с имябожниками, что они изгнаны с Афона безвинно. Затем должно принять во внимание скитский устав, синодально утвержденный Вселенским Патриархом в Октябре 1849 года (зри кн. «Серай», стр. 110, изд. 1858 г., прод. в маг. Тузова), в коей читаем под литерой М: «А кто из отцов сего скита дерзнет преступить заповеди, заключающиеся в сих главах, тот подвергается вразумлению и исправлению по правилам, по приговору святого Ватопедского монастыря, и если по вразумлении останется неисправным, да извержется из скита без всякого оправдания» (безапелляционно). Вразумление и увещание из Ватопедского монастыря неоднократно им было и словесно, и письменно, например, в грамоте его от 12 Января 1913 года за 14-м, между прочим, говорится:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ist...

– Да, это действительно очень грустно. Мы надеемся, что это решение будет пересмотрено в скором времени. – Отец Моисей, существует ли взаимодействие между монастырями Святой Горы? Если да, то формальное оно или же действительное? – Я думаю, что взаимодействие между монастырями Святой Горы существует, главным образом, по вопросам решений заседаний Священного Кинота. Решения, естественно, принимаются большинством. Это самая старая демократия в мире, которая существует уже более десяти веков. Возможно, это взаимодействие могло бы быть еще более существенным ради общего блага. Достойная уважения совместная жизнь в одном месте на протяжении более тысячи лет людей, пришедших отовсюду, может многому научить разделенный и враждующий мир. – Весной этого года вы написали резкую статью, направленную против взглядов профессора Христоса Янараса, которая имела большой резонанс. Что послужило причиной для появления этой статьи? – Причина очевидна. Господин Христос Янарас – известный профессор и писатель, и я считаю, что он должен внимательнее относиться к своим высказываниям. Безусловно, у него есть право иметь любое мнение и суждение, но ему не делают чести его оскорбительные высказывания на языке улицы о многочисленной братии Афонской горы. Я верю и надеюсь, что он раскаялся во всем том, что написал тогда так поспешно и необдуманно. Министр обороны Э. Венизелос и глава оппозиции А. Самарас уже заявили, что нет никакой «скандальной» истории с Ватопедским монастырем. В течение двух лет средства массовой информации пытались убедить народ в том, что существует некая «скандальная» история, связанная с Ватопедским монастырем. Естественно, на многих людей это оказало сильное влияние. Создалась гнусная ситуация. Некоторые получили в связи с этим высокие места, голоса избирателей, продвижение по службе и прочее. Однако в Ватопедском монастыре до сих пор не было обнаружено никаких «черных» денег, незаконных действий или злоупотреблений. В создавшейся атмосфере трудно высказывать другое мнение. Тут же скажут, что тебя подкупили.

http://pravoslavie.ru/43641.html

и λιοσεληντα, видимо, не совпадали по весу: вес сохранившихся медных экзагиев XI-XII вв. для взвешивания различных видов монет неодинаков. Экзагий λιοσεληντα=4,4 г., а для λτραχα=3,9 г. 452 Последний термин нашего акта («солнцелунные») говорит об иконографической черте упоминаемых монет – изображение луны и солнца символизировало императрицу и василевса 453 (в данном случае, может быть, Романа Аргира и Зою). Впрочем, возможно, дело не просто в изображениях. По наблюдениям В. Лорана, определенным иконографическим типам монет (богородичным, георгатам, константинатам и т. д.) соответствовал определенный тип металла чеканки (золото, электр, биллон, бронза). 454 Итак, соотнесение В. Мошиным 22 номисм нашего акта с золотыми монетами того времени для последующих, далеко идущих выводов нуждается в обосновании. Скорее мы имеем дело с небольшой покупкой (одной из первых для Русского монастыря!) нескольких келлий, оставленных по завещанию. Не следует преувеличивать 455 и значение клаузулы «владеть и распоряжаться», обычной для формуляров подобных актов. Приобретенные кельи предположительно локализуются в районе Ватопедского монастыря (Акт. Рос., с. 6). Материалы по истории земельных владений русских выходцев-афонитов содержатся в Акт. Рос., 3 (от мая 1048 г.), где говорится о нанесении ущерба монахами Дометиева монастыря пристани и постройке при ней, принадлежавших обители Ксилурга. В документе сообщается, что в свое время за 5 номисм на приморской части поля, принадлежавшего игумену монастыря Дометия Григорию, была сооружена пристань, впоследствии разоренная вместе с находившимися там двумя судами. Иск игумена Ксилурга о возмещении убытка удостоверяется подтверждением игумена Григория, заверенным протом и рядом других афонских иерархов, предоставляющих игумену монастыря Ксилурга территорию в 8 оргий длины и ширины 456 за 6 номисм. Таким образом, ясно, что владения Русского монастыря к этому времени располагались внутри материка и было важно иметь выход к морю, для чего и использовалось побережье монастыря Дометия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новый этап археографического изучения афонских архивов связан с экспедицией французских ученых во главе с Г. Мийе, сфотографировавших в 1919 г. большую часть актов Афона, на основании чего началась подготовка серии «Архивы Афона» («Archives de I’Athos»). После смерти Г. Мийе работу возглавил французский византинист П. Лемерль. Тома серии выпускаются в Париже, но все издание носит международный характер. В 1937 г. вышел первый том Ж. Руйара и П. Коллома, содержащий документы Лавры св. Афанасия со времени ее основания до конца XII в. 397 Затем П. Лемерль издал акты Кутлумушского монастыря. 398 Почти через 20 лет после выхода этого тома Ж. Бомпэром были опубликованы в III томе серии грамоты Ксиропотамского монастыря. 399 Следующий том, подготовленный Н. Икономидисом, был посвящен актам монастыря Дионисия. 400 Новые исследования и открытия вызвали необходимость переиздания первой части актов Лавры (акты 897–1204 гг.), что и было осуществлено в 1970 г. П. Лемерлем, А. Гийу и Н. Звороносом (при участии Д. Папахрисанфу). 401 VI том «Архивов» составили документы Эсфигмена, выпущенные Ж. Лефором. 402 Последние до настоящего времени тома серии, подготовленные Д. Папахрисанфу, Н. Икономидисом и др., содержат акты протата и Кастамонитского монастыря, три тома актов Лавры, греческие и сербские грамоты Русского монастыря св. Пантелеймона, документы Ксенофонта, Ивирона (в четырех томах), переиздание актов Кутлумушского монастыря, акты Пантократора, Дохиара, первый том Хиландарских и два тома Ватопедских документов. 403 Эти публикации, с одной стороны, дали медиевистам богатый материал для изучения ряда сложных социальных, правовых, историко-церковных и политических проблем, с другой – утверждали новые современные принципы публикации документов. 404 «Архивы Афона» представляют собой издание дипломатическое и критическое: акты, сохранившиеся в оригинале, публикуются дипломатически; документы, дошедшие в копиях, известные по поздним картуляриям, издаются критически. Текст каждого документа снабжен комментариями, касающимися проблем хронологии, общего содержания и отдельных реалий акта, палеографического и кодико-логического анализов рукописей, указывающими основную литературу. Полнота и подробность сведений комментариев в отдельных выпусках различна. 405 Во введении каждого тома исследуется история соответствующего монастыря, состояние его архивов, история их научного освоения; завершается том общим индексом (только первый том серии содержал дробный тематический индекс). К изданию текста всякий раз прилагается альбом фотографий актов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все греческие евхологионы и славянские служебники согласно ерминии указывают при облачении ограничиваться благословением и целованием каждой священной одежды – и произнесением «Господу помолимся», после чего диакон принимает благословение («и взем диакон время») для начала службы, но евхологион Афоно-Пантелеимоновского монастыря 345 XVI века указывает при облачении читать молитвы по обычаю  ( λγοντες και τ κατ συνθειαν), а после облачения читать стоя перед престолом от «Слава в вышних», затем, поцеловав престол и Евангелие, – «„Время сотворити» и другое» 191 . Что касается начального возгласа, то здесь было две практики. В одних евхологионах указывается «Благословенно царство». Это – Синайский 973 XII века 192 , Афинской национальной библиотеки 713 XII века 193 , Синайский 966 XIII века 194 , Парижские (гр. 328 и 385; оба XIV века), Афинской национальной библиотеки 3097 XV века 195 , Костамонитского монастыря 19(20) XV века 196 , Парижский (гр. 393) XVI века 197  и Парижский (добав. гр. 177) XVII века 198 . В ряде же евхологионов указывается возглас «Благословен Бог наш», например, Афинской национальной библиотеки 662 XII (XIV?) века 199 , Ватопедского монастыря 133(744) века 200 , Святогробского метоха в Константинополе 8(182) века 201 , Парижском (гр. 326) XV-XVI веков 202 , Афоно-Пан-телеимоновского монастыря 435 XVI века 203  и Московского исторического музея XV века (Синод, гр. 262) 204 . В Афоно-Есфигменском евхологионе 120 1602 года указан возглас «Благословенно царство», но тут же замечено, что «другие же говорят „Благословен Бог наш всегда " " 205 . В рукописи Афинской национальной библиотеки 758 1602 года начало литургии Преждеосвященных возгласом «Благословен Бог наш» обосновывается тем, что этот возглас соответствует нашему уничижению, подобному надломленной масличной ветке. В Синайской рукописи 966 XIII века указано после возгласа «Благословенно царство» читать Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш», а по возгласе – «Приидите, поклонимся» и затем 103-й псалом 206 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Все иноческие поселения святой горы Афонской составляют особую церковную общину, которая называется священным кивотом. Центральное управление делами священного Афонского кивота принадлежит особому учреждению, которое именуется священным синаксисом, т.е, собранием, или протатом. В состав священного синаксиса входят антипросопы или уполномоченные всех двадцати главных афонских монастырей, которые и имеют правильно ведущиеся, по делам Афона, заседания в города Карее, в здании протата. Все антипросопы имеют в сущности одинаковые права и голоса на заседаниях синаксиса и в решении дел. Преимущества и так называемые прономии, которыми владеют некоторые монастыри, имеют лишь формальное и уставное значение, нисколько не влияя на ход и решение протатских дел. По букве уставов, прономиями пользуются старейшие из двадцати афонских монастырей, а именно: Великая лавра святого Афанасия, монастыри: Ватопедский, Иверский, Хиландарский и Дионисиатский; эти монастыри составляют так называемую пентаду, из антипросопов коей и избирается председатель синаксиса, в отмеченной последовательности. Но при этом предпочтение всегда отдается антипросопу лавры, если он присутствует на заседании, – и председательство переходит к ватопедскому представителю лишь в том случае, если лаврский представитель отсутствует, а равным образом, только в отсутствие лаврского и ватопедского антипросопов председателем может быть антипросоп иверский и т.д. Когда на заседании нет ни одного из антипросопов пяти главных монастырей, то председательство могут взять на себя антипросопы и непрономиальных монастырей, но опять соблюдая чин и преемство, издревле установленные между монастырями общим уставом Афона. Срок служения монастырских антипросопов в протате продолжается один год, начиная с 1-го июня. В звание антипросопов избираются лица доброй нравственности, в почтенном возрасте, обладающие церковными познаниями, хорошо знающие греческий язык, опытные, сведущие и вообще способные управлять монастырскими делами. Протат заседает три раза в неделю, решает дела большинством голосов, причем, в случае равенства, перевес дается голосом председателя; решение записывается в протокол, составленный на греческом языке, и подписывается всеми участниками заседания; отдельное мнение только тогда заносится в протокол, если оно поддержано тремя антипросопами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

Мужчины изображались преимущественно юными, без бороды, как, например, Давид и Моисей в описанных миниатюрах Парижской Псалтири. Подобных примеров много можно найти в собрании г. Савастьянова. Так юный, безбородый Моисей, чудесная античная фигура мастерски драпированная, встречается на миниатюре превосходной Библии XIIb., монастыря Ватопеда 1). Еще в Псалтири монастыря Ватопеда, с подписью 1213 г., Моисей, со скрижалями, сидит на горе – прекрасная юношеская фигура. Внизу собрались Иудеи; замечательны по своим национальным костюмам, с разноцветными одеяниями на головах. Воины в золотых шишаках. В протвоположность строго удерживаемым подробностям в позднейших Византийских иконах, ранний стиль отличается замечательной свободой в этом отношении, свидетельствующей о том времени, когда фантазию еще не стесняли позднейшие правила условных приличий. Так, например, инструмент, на котором играет царь Давид, в упомянутой Ватопедской Псалтири, с подписью 1213 года, изображен в виде скрипки, которую он держит в левой руке, уперши в колени, а правой рукой водит смычок, согнутый луком. Сам Давид – прекрасная античная фигура, в стиле той, какую мы встречаем в знаменитой Парижской Псалтири, сидит на стуле, в пурпуровом по колена одеянии, вроде рубашки, с золотыми бармами и золотой каймой по подолу, и с такими же поручами; в синих панталонах и красных сапогах. А на миниатюре из Четверо-Евангелия и Псалтири XII в., Иверского монастыря 59), Давид в царском облачении и короне, сидит на престоле и играет на арфе, – также как в Парижской Псалтири. Для иконописцев могут быть не бесполезны костюмы той и другой фигуры. Само собой разумеется, что еще большей свободой мог пользоваться миниатюрист в изображении предметов фантастических, для определенного типа которых не находим прямых указаний в тексте. Таково изображение дьявола в толковании на книгу Иова, Иверского монастыря 73). Дьявол спит под разными деревьями: до половины изображен человеком, с крыльями, а ниже пояса – переходит в туловище змия, оканчивающееся лютой пастью.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

§ 2. Кроме того, мы имеем устав облачения и проскомидии (только одной проскомидии) второй половины XIII-ro века в рукописи Афонского Пантелеимонова монастыря, или Руссика, изданный профессором Красносельцевым. 531 Этот устав, озаглавленный в рукописи: «ρμηνεα τς θεας λειτουργας το ν γοις πατρς μν ωννου το Χρυσοστμου», сравнительно с криптоферратским списком, содержит более уставных рубрик, некоторые новые молитвословия и вообще излагает чин проскомидии полнее, с ясным указанием пяти просфор. § 3. С уставом проскомидии по Пантелеимоновской рукописи буквально сходствует, за исключением незначительных вариантов в отдельных выражениях, уставпроскомидии 1306 года в рукописи Афонского Евсигменского монастыря. 532 § 4. В Московской Синодальной библиотеке хранится греческий типик конца XIII или начала XIV-ro века Афонского Ватопедского монастыря, с полным уставом проскомидии, весьма сходным с Филофеевским диатаксисом. Над уставом стоит рубрика: «περ το πς δε κτε λεσθαι τν θεαν κα ερν λειτουργαν». 533 – Покойный профессор Московской Духовной Академии Ив. Дан. Мансветов, первый обративший внимание на этот устав, 534 считает его литературным источником Филофеевского диатаксиса и отнимает у патриарха Филофея славу творца литургийного устава. 535 Общее сходство между этим уставом и диатаксисом п. Филофея конечно есть, как есть оно между названными уставами и наприм. криптоферратским списком, евсигменским, с изложением проскомидии в греческой кормчей Ватиканской библиотеки и под. Но сходство это свидетельствует только о том, что проскомидийный устав уже существовал в богослужебной практике константинопольской и стал писаться в кормчих, типиках и евхологиях ранее Филофея, еще в XIII-м веке. Напротив, литературную зависимость Филофеевского диатаксиса от какого-либо ранее писанного устава, подобного находящемуся в типике Синодальной библиотеки, признать едва ли возможно в виду не только разностей в самом изложении и стиле, но даже и в крупных статьях;наприм. в упомянутом типике нет наставления о предуготовлении священника к священнослужению, изложение молитвы: «Господи ниспосли» разнствует в обоих уставах, в топике нет: «искупил ны»..., есть разности в чине обрезания агнчей просфоры, чин поминовения иной и т. под. Посему суждение покойного Мансветова должно признать простым увлечением историка, желающего во что бы то ни стало отыскать генетическую связь и зависимость между историческими явлениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Константинопольский Патриарх обсудит с делегацией Ватопеда арест игумена Ефрема 13 января, 2012. Новостная служба Сегодня делегация монахов афонского монастыря Ватопед прибыла с визитом в резиденцию Константинопольского Патриарха на Фанаре. 13 января. ПРАВМИР. Сегодня делегация монахов афонского монастыря Ватопед прибыла с визитом в резиденцию Константинопольского Патриарха на Фанаре, сообщает Седмица.ru . В составе делегации монах Нифон, ответственный за ватопедское подворье Порто-Лагос, и иеромонахи Евдоким и Георгий. Священнослужители обсудят ситуацию, связанную с т.н. «ватопедским делом» и арестом игумена монастыря — архимандрита Ефрема. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/konstantinopolskij-pat...

Иеромонах Игнатий (Матюхин), насельник Рыльского монастыря, тоже проводит аналогию между афонским старчеством и духом наставничества батюшки Ипполита. «На Афоне у меня была встреча с архимандритом Ефремом, игуменом Ватопедского монастыря. Он поговорил со мной ласково, вразумил, но потом я вновь подошел что-то спросить. А он мне уже жестко указал: “Я тебе все сказал, иди исполняй”. Отец Ипполит был помягче, но принцип тот же, схожая «педагогика»: я вам сказал и показал все необходимое на это время, теперь исполняйте, если хотите… Отец Ипполит принес опыт афонского старчества в Россию. Афониты все похожи друг на друга. И наши подвижники одной школы тоже сходны, с них канон можно писать: глинское, псковопечерское старчество. Батюшка прошел русские школы старчества, но все же главное в его облике и служении то, что он – святогорец, освоивший исихастскую традицию молитвы. Он явил афонский дух и нес афонское послушание в России. И это бесценное богатство стало достоянием Рыльского монастыря. После месяца, проведенного на Афоне, я понял батюшку больше, чем за все предшествующее время. Более ясным стал его путь к такому совершенству». Отец Игнатий делится также опытом своего исповедания грехов старцу Ипполиту: «Помню одну исповедь у батюшки. Он был в своей деревянной «каливе», я встал на колени. И вдруг ощутил, что меня чем-то накрыло, как колпаком, что-то со мной происходит. Возникла особая духовная близость со старцем. Смотрю на него и чувствую, что он меня любит и все видит. Обычно мы исповедуемся, и в душе ничего не происходит. А здесь, в этой благодати любви, возникли стыд, пронизывающая боль за грехи и понимание их недопустимости. Это было очень остро, как не бывает в обычной жизни. Старец показал, как надо исповедоваться: грех должен не просто называться, а в переживании боли и стыда отторгаться. Это яркий пример силы молитвы отца Ипполита. Батюшкина благодать – небесного свойства, она передавалась нам, утешала, а порой вот таким образом просвещала, обучала... Святость бывает каноническая, когда церковная власть подтверждает народное почитание подвижника, торжественно провозглашает его святым. А есть признание и почитание этого подвижника народом Божьим, который чувствует святость праведника и имеет свидетельства о ней. Так на Афоне почитают многих подвижников и обращаются к ним в молитве как к святым. Для меня и многих чад и почитателей отца Ипполита его святость – несомненна. Отец Ипполит достиг состояния обожения и совершенства, доступного человеку. Святость берет начало на небесах, когда на подвижника нисходит благодать Божия и преображает его. Отец Ипполит показал, как возможна святость в наше время. Он внес в нашу жизнь главное и ценное: благодатное слово, явил идеал монаха и воплотил Христов дух. Думаю, что придет время, и мы осознаем значение особого подвига отца Ипполита для современного монашества и поймем его святость». Старцами не назначают

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010