Секретарь Алексей Киселёв. Канцелярист Алексей Оборин. Доношение в Государственную Коллегию Экономии игуменьи Ризположенского монастыря о необходимости исправить ветхую монастырскую ограду 1767 г. Января 24 дня и указ Коллегии Экономии того же года 28 Февраля В Государственную Коллегию Экономии Риз Положенского девичьего монастыря, что в Суждале игуменьи Евфросинии с сёстрами покорнейшее доношение. По состоявшимся конфирмованным штатам оный монастырь состоит девичьих монастырей во втором классе и на починку церквей и монастыря, також и на содержание ризницы положено в год по шестидесяти рублей, а понеже при том монастыре имеющаяся с приходу каменная стена, которая мерою состоит, в длину двадцать одна сажень, вышина две сажени с полуаршином, толщина два аршина: в прошлых данных годах подделана кирпичными пятью быками: а ныне ещё подпёрта семью брёвнами весьма обветшала, наклонилась и расселась, так что чаятельно и упасть в скорости может: а подле той стены лежит большая проезжая дорога, по коей по необходимости бывают всегда частые проезды: сверх же того по необходимости того места в торговые дни подле той стены приезжающие в город Суздаль разных уездов обыватели становятся для продажи с нарубленным лесом. Почему отчего боже сохрани от ветхости той стены, как проезжающим, так и во время торгов приезжающим людям не приключилось бы убийства: да ещё состоящая вкруг оного ж монастыря, подле бывшего Троицкого монастыря, а ныне, уже упразднённый, деревянный в столбах забор, кой длиною сорок семь сажень... подле купецких дворов и огородов деревянная... в столбах забор подпёрт же брёвнами весьма ветхими и обвалилась... кой длиною пятьдесят шесть сажень и три вершка аршина да вновь по приказанию Преосвященнейшего Геннадия Епископа Суждальского и Юрьевского, после свидетельства и описи монастырей Поручика Путятина прибавлено от показанного Троицкого монастыря забор в столбах длиною шесть сажень три четверти и два вершка, кою ветхость на положенную по вышеписанному штату суммою исправить никак невозможно: ибо положенная по штату на починку монастыря и ризницы и прочего выздержке вся происходит: о чем явствует в расходной книге именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

[Зри] Указ о празднице Сретения Господня, аще в кой день Сретение будет, или в кой день случится отдание его. Аще ли случится праздник Сретения Господня в неделю блуднаго, или в понедельник, или во вторник мясопустныя недели, отдается праздник в пяток тояже недели. Аще ли случится в среду, или четверток, или пяток, или в субботу мясопустныя недели: и отдается во вторник сырныя недели. Аще ли случится в неделю мясопустную, или в понедельник сырныя недели: и отдается в четверток тояже недели. Аще ли случится во вторник, или в среду сыропустныя недели: и отдается в субботу тояже недели. Аще ли случится в четверток сырный, или в пяток, или в субботу: и отдается в неделю сыропустную. Аще ли Сретение будет в неделю сыропустную, тогда празднуем един день. [Зри] Аще случится отдание Сретения Господня в неделю фарисееву, или блуднаго, или сыропустную. В субботу на малей вечерни, стихиры воскресны гласа, по обычаю. На стиховне стихира воскресна: и праздника стиховна великия вечерни. На велицей вечерни, на Господи воззвах, стихиры воскресны 3, и триоди 3, и праздника, со славным, 4. Слава, триоди: И ныне, Богородичен 1-й гласа. Аще ли храм Сретения: И ныне, праздника. На литии стихиры праздника, и триоди хвалитныя, кроме славна. Слава, триоди: И ныне, праздника. На стиховне стихиры воскресны. Слава, триоди: И ныне, праздника. На благословении хлебов, тропарь, Богородице Дево, дважды: и праздника единожды. На Бог Господь, тропарь воскресн, дважды. Слава, и ныне праздника. По кафисмах седальны воскресны, и богородичны их, и чтение: и поем полиелей. Псалом: Хвалите имя Господне: и другий псалом: Исповедайтеся Господеви: [Зри] Аще ли неделя блуднаго, или сыропустная. Поем и 3-й псалом: На реках вавилонских: со аллилуиею. Аще неделя фарисеа. Поем непорочны: и прочее воскресно, и до канона. Канон воскресн со ирмосом на 4: и триоди, на 4: и праздника на 6. Катавасиа праздника. По 3-й песни, кондак и седален триоди. Слава, и ныне, праздника. По 6-й песни, кондак и икос праздника. На 9-й песни, поем Честнейшую: Светилен воскресн. Слава, триоди: И ныне, праздника. На хвалитех стихиры воскресны, 4: и праздника, со славным, 4. Слава, триоди: И ныне, Преблагословенна еси:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Уничтожьте пока еще грозную для нашей Думы баррикаду –  Государственный Совет, лишите Россию ее единственно надежной опоры в Носителе Неограниченной Верховной Власти, – и на улицах столиц и городов, а равно сел и даже хуторов вы увидите такие сцены, перед которыми поблекнуть французские июньско-февральские дни и события последних дней португальского королевства!.. Вот в самой природе Государственной Думы, в системе ее построения, – и кроется разгадка того враждебного к Православной Церкви отношения, какое она обнаруживает со времени своего появления на фоне государственной жизни России. «Снявши голову, по волосам не плачут!» – говорить народная мудрость. Что посеяли, то и жнем!.. И как прискорбно видеть, что доселе не находится таких сеятелей на Руси «разумного, доброго, вечного», которые решились бы с надлежащем весом сказать: «что-же это Православную Церковь , которая не сеяла тех семян, из которых возросла Дума вот уже третьего посева, буквально заставляют на думской ниве жать в пищу для себя явную отраву?!» Не слышно голоса старых борцов за Святую Русь! Все как-то посерело, обесцветилось... Забурлит кой-где голос: то против Будды, то против какого-либо думского проектица, или министерского циркулярчика..., а как дойдет дело до корня зла – все попритихнет, умолкнет, а то, чего доброго, и на «pardon» пойдет!.. И опять станет все серо, затхло, болотисто!.. Потянутся православные к общим с разноверцами и пришлецами-жидами урнам, окунутся в космополитическое избирательное болото и потекут кой-откуда покорными шажками к думской трибуне. Там они будут возмущаться, почему это Дума идет не только уже против Православной Церкви, но даже и вообще против религии? Почему она экспроприирует церковные школы, гонит Закон Божий из народных школ и служителей алтаря от государственного корабля?.. И, возмущаясь, будут жаловаться – кто в газетке, кто в своих кружках или «ведомствах»... И, печалуясь, будут робко, но жадно ждать, чтобы кто другой сказал за них ведомую и им правду о причине зла, о причине небывалого позорения Церкви на всю Русь!..

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/p...

16. Ответ на 15., Харитонов Андрей : Насколько я понял, основная задача библеистики - максимально приблизиться к тексту оригинала той или иной книги Св. Писания. Это подразумевает, что тексты, которыми до сих пор пользуется Церковь каким-то образом не соответствуют оригиналу. Если сравнить текст Нового Завета, который составили западные ученые-библеисты, с текстом, который хранит и использует в богослужении наша Церковь, то можно обнаружить существенные расхождения в весьма важных местах. Плюс переводы, типа обсуждаемого в статье о. Константина. Всё это идет с Запада, из протестантской среды. На кой это надо? Так оригинала-то на данный момент и нет :) Есть масоретский текст, который был искажен масоретами до неузнаваемости: почти все мессианские места потерты. Нам такой " оригинал " не нужен. Они не сохранили ни сам канон Св.Писания, ни текст оригинала. И Кумранские рукописи это подтвердили. 15. На 14. Венцеслав Крыж Насколько я понял, основная задача библеистики - максимально приблизиться к тексту оригинала той или иной книги Св. Писания. Это подразумевает, что тексты, которыми до сих пор пользуется Церковь каким-то образом не соответствуют оригиналу. Если сравнить текст Нового Завета, который составили западные ученые-библеисты, с текстом, который хранит и использует в богослужении наша Церковь, то можно обнаружить существенные расхождения в весьма важных местах. Плюс переводы, типа обсуждаемого в статье о. Константина. Всё это идет с Запада, из протестантской среды. На кой это надо? 14. Ответ на 13., Харитонов Андрей : Я не думаю, что библеистика вредная наука, на нее не стоит плевать, надо просто знать предмет, который сам по себе, в сокровенной своей сути ПРАВОСЛАВЕН. Нужно бороться с западными искажениями Св. Писания, неверным, неправославным толкованием Св. Писания. 13. Re: Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания Духовная зараза как шла с запада, так и продолжает идти. Вся эта " библейская критика " , современная библеистика только расшатывает целостное православное миросозерцание. Необходимо держаться исключительно святоотеческой традиции и плевать с высокой колокольни на все " достижения " современной библейской " науки " .

http://ruskline.ru/analitika/2012/01/28/...

1 марта 1702 года святитель прибыл в город Ростов. Его встречала паства с иконой Божией Матери Боголюбской с предстоящими Ей чудотворцами Ростовскими. Вступив в Спасо-Яковлевский монастырь, под сенью храма святой Анны, он пророчески предрек и указал место своего погребения: «Се покой мой, зде вселюся в век века». После совершения Литургии в кафедральном Успенском соборе он произнес приветственное слово к пастве, в котором определил цель и характер своей дальнейшей жизни и пастырской деятельности: «Аз приидох не да послужите ми, но да послужу вам... не себе угождати, но вразумляти безчинныя, утешати малодушныя, заступати немощныя... добрыя любити, злыя с милованием наказывати, о всех пользе пещися, всем спасения тщательно искати, о всех молитися» 11 . В этой речи отражены и проблемы, с какими пришлось столкнуться святителю в своей епархии. О состоянии, в каком находились пасомые св. Димитрия, свидетельствуют его современники. Так, И.Т. Посошков отзывается о духовенстве: «Нынешняя паства весьма неисправна... кии пресвитеры и во граде живут, и тии не весьма знают, в чем грех , в чем спасение, и того ради прихожан своих в покаяние не принуждают и как кому жить душеспасительно не наставляют. Токмо тот пресвитер маломальски может прямо отправляти Литургию, кой довольное время в городе при соборе или при разумном пресвитере,... а буде кой не много побыл, то ничего по книгам отправити не может. У нас сельские попы обременены земледельством и того ради не тако пекутся о служении церковном, яко о пашне своей, а паства душевная уже в стороне стала быть... сельские бо пресвитеры – самые люди простые: возрастет он в деревне, деревенские дела и помышляет. Аще же пашни ему не пахать, то гол одну быть» 12 . Святитель Димитрий вопрошал одного из пастырей: «Что тя приведе в чин священнический? Тоже, дабы спасти и инех? Никакоже, но чтобы прокормить жену и домашние... Поискал Иисуса, не для Иисуса, а для хлеба куса» 13 . Неблагополучным было нравственное состояние духовного сословия. В литературных произведениях того времени, народных сказках, песнях, пословицах рассказывалось о проделках священства и монашествующих, высмеивались их жадность, леность и пьянство. Святитель в своих сочинениях и посланиях к пастве не раз указывал на пороки духовенства. Не лучше была и паства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святитель участвовал в деятельности Поместного Собора Русской Православной Церкви, откуда в 1918 году был командирован в Пермь расследовать арест и убийство священномученика архиепископа Андроника (память 7 июня). После произведения следствия Владыка с другими членами комиссии выехал из Перми, однако их поезд был остановлен между Пермью и Вяткой. В вагон ворвались красноармейцы, убили членов комиссии, а тела их выбросили из поезда. Самого Владыку сбросили с Камского моста в реку. Произошло это 14 (27 н. ст.) августа 1918 года. Тело Владыки похоронили местные крестьяне, но когда к его могиле начались паломничества, большевики выкопали тело священномученика и сожгли его. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Виктор (Ильинский) (память 14 ноября по старому стилю) С вященномученик Виктор родился 31 октября 1872 года в селе Кой Сонковского уезда Тверской губернии в семье диакона Николая Ильинского. Он окончил учительские курсы при уездном училище в Новгородской губернии и вернулся в родное село, где служил, будучи к этому времени рукоположен в сан священника, его отец. Десять лет Виктор Николаевич был учителем в церковно–приходской школе, а с 1906 года стал служить в храме псаломщиком. В 1912 году он был рукоположен в сан диакона к той же церкви. В 1918 году в центральной России была установлена советская власть, и сразу же начались гонения на Православную Церковь, убийства священников и мирян. Отец Виктор первый раз был арестован в 1920 году, обвинен в сокрытии излишков хлеба и приговорен к трем месяцам заключения в исправительно–трудовой лагерь. Из заключения он вернулся в родное село. В 1927 году местные власти, ревнуя о выполнении распоряжений центральных властей, развернули кампанию по закрытию храма в селе Кой. Диакон Виктор вместе с прихожанами энергично выступили с протестом против действий властей. Около шестидесяти женщин отправились в сельсовет и потребовали прекращения пропагандистской кампании по закрытию храма. Верующие действовали столь уверенно и решительно, что властям пришлось уступить, кампанию прекратить и от своих планов временно отказаться. ОГПУ стало искать повод арестовать о. Виктора.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

3) Исхода в главе 34. ст. 29 пишется: сходящу же ему с горы, и Моисей не ведяше, яко прославися зрак плоти лица его ( Исх.34:29 ). Да научатся отсюда правящие народом и пасущие стадо Христово, скромности и смирению. Да не возносятся сердцами своими, ежели снабжены преимущественными от Бога дарами, имея достохвальный пример на Моисее, который как будто не знал сияния лица своего; и на Павле, кой сам о себе говорит: аз есмь мний Апостолов, иже несмь достоино нарещися Апостол ( 1Кор.15:9 ). Да научатся чистоте и светлости жития своего: тако да просветится свет ваш пред человеки ( Мф.5:16 ). Да предшествуют людям Божиим с лицом, учением и святостью прославленным во всех путях их, да и на них исполнится оное Христово слово: вы есте свет мира ( Мф.5:14 ). 4) Руце же Моисеовы тяжки беша: и вземше камень, подложиша ему, и седяше на нем ( Исх.17:12 ). Тяжкие Моисеевы руки означают: α) тяжесть креста Господня, под коим Он падал. β) Научают о том, что руки благочестивого мужа должны быть тверды, и в добрых делах неподвижны. γ) Что закон оправдать не может, и сия слабость его поддерживается от краеугольного камня – Христа. δ) Свидетельствуют о том, что мысли наши – медлительны к Богомыслию, руки – тяжки к всегдашнему молению; ибо Павлова приказания не исполняем: непрестанно молитеся ( 1Сол.5:17 ). 5) Что Моисей сохранён был в ковчежце от рук убийственных, и воспитан в царском доме, сие уверяет нас о Божием промысле, коим Он нас из самых челюстей смерти исхитить, и не только честью, но и животом даровать может ( Исх.2:3, 10 ). 6) Что Моисей за убийство Египтянина, кой бил Израильтянина, гоним был от Фараона ( Исх.2:11, 15 ), сие означает то, что благочестивые люди, кои разум свой освобождают от руки плотской воли, бьющей и порабощающей ум в своё правление, бывают гонимы от мысленного Фараона, восстающего всяким образом на их погибель; хотя при всём том не имеет он сил сыскать их, и лишить жизни; ибо уходят, подобно Моисею к священнику Христу, который отдаёт за них дщери свои, снабжает и обогащает, то есть добродетелями.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Алфавитно-именной список А Стр. АВВАКУМ (Боровков) Еп.Старо-Уфимский, вик. Уфимской епархии 19 АВГУСТИН (Беляев) Архп.Калужский и Боровский 20 АВГУСТИН (Петерсон) Митр.Рижский и всея Латвии 21 АВГУСТИН Еп .Луганский. ···.· 22 АВЕРКИЙ (Кедров) Архп.Волынский и Житомирский... 23 АВРААМИЙ (Дернов) Архп «Глазов с кий 25 АВРААМИЙ (Летницкий) Еп.Саратовский и Царицынский. 26 АВРААМИЙ (Чурилин) Еп .Пензенский 28 АГАПИТ (Борзаковский) Архп.Новоторжский 29 АГАПИТ (Вишневский) Архп.Екатеринославский и Ма- риупольский 30 АГАФАНГЕЛ Митр.Ярославский и Ростовский 32 (Преображенский) АГАФАНГЕЛ Еп.Темниковский, вик.Саранс­ кой епархии 41 АГАФОДОР Митр.Казанский и Ставрополь- (Преображенский) ский 42 АДАМ Архп«Филадельфийский и Карпа- (Филипповский) тороссий в США. 48 АДРИАН Еп.Ушицкий, вик.Каменец-По- (Анцыно-Чекунский) дольской епархии 50 АКАКИЙ (Заклинский) Еп.Енисейский и Красноярский 51 АЛЕКСАНДР (Белозер) Еп.Барнаульский 54 АЛЕКСАНДР (Богданов) Еп.Тамбовский и Шацкий 55 АЛЕКСАНДР (Виноградов) Еп.Житомирекий и Овручский... 57 АЛЕКСАНДР (Витол) Еп.Мадонский 58 АЛЕКСАНДР Еп.Полоцкий и Витебский 64 (Закке-Заккис) АЛЕКСАНДР (Иноземцев) Архп.б.Пинекий и Полесский.. 66 АЛЕКСАНДР (Карпин) Еп.Гельсингфорский 68 АЛЕКСАНДР (Малинин) Еп.Нолинский, вик.Вятской епархии 70 АЛЕКСАНДР (Надеждин) Еп.Вологодский 71 АЛЕКСАНДР Митр.Брюссельский и Бельгий- (Немоловский) ский . 73 АЛЕКСАНДР Еп.Гурийско-Мингрельский.... 76 (Окропиридзе) АЛЕКСАНДР (Паулус) Митр. Таллине кий и всея Эстонии 79 АЛЕКСАНДР (Петровский) Архп. Харь ков с кий 80 АЛЕКСАНДР Еп.Богородский, вик.Новгород- (Похвалинский) ской епархии 82 АЛЕКСАНДР (Раевский) Еп.Могилевский 83 АЛЕКСАНДР (Светланов) Еп.Калужский и Боровский.... 84 АЛЕКСАНДР (Соколов) Еп.Старорусский, вик.Новго­ родской епархии 90 АЛЕКСАНДР Архп.Молотовский и Соликамс- (Толстопятов) кий 91 АЛЕКСАНДР (Торопов) Еп.Рыбинский 93 АЛЕКСАНДР (Трапицын) Архп. Пугаче в с кий 95 АЛЕКСАНДР Еп.Бердичевский, вик.Киевс- (Чекановский) кой епархии 97 АЛЕКСАНДР (Щукин) Архп.Семипалатинский. 99

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Раскол 1990-х годов в Болгарской Православной Церкви Свобода совести и свечной заводик «Илиянцы» 18.01.2022 606 Время на чтение 22 минут Источник: ХРИЗМА Фото: Христофор Сыбев дает интервью через окно захваченного раскольниками здания.   Сегодня, в условиях кризиса межправославных отношений, вызванного неканоническими действиями Константинопольского патриархата, всё чаще раздаются голоса иерархов разных поместных Церквей о необходимости соборного, всеправославного обсуждения и решения проблем. Первой к этому призвала Русская Православная Церковь, затем по инициативе Иерусалимского Патриархата было проведено Амманское совещание. Раздавались голоса и архиереев Болгарской Православной Церкви. Эта поместная Церковь по историческим меркам совсем недавно – в 1990-х годах – претерпела очень тяжёлый раскол, который угрожал, по украинс кому сценарию, перерасти в многолетнее разделение христиан Болгарии. Однако благодаря стойкости болгарских иерархов и лично патриарха Максима, а также поддержке поместных Православных Церквей (прежде всего Русской) болгарский раскол был преодолён. Ключевое значение для этого имел всеправославный собор в Софии в 1998 году. О том, как возник и был преодолён раскол в БПЦ, читайте в следующей далее статье  Янины Алексеевой. Многие факты впервые доступны широкой русскоязычной аудитории. Следует в том числе обратить внимание на весьма неоднозначную роль, которую сыграл в болгарской истории патриарх Константинопольский Варфоломей. Редакция сайта Православного исследовательского центра «Хризма» Раскол в Болгарской Православной Церкви так же, как и на Украине, возник из перестроечной смуты, при столь же активном участии светских властей и с теми же целями – политическими (и геополитическими), экономическими, идеологическими, с целью ослабления влияния России на Балканах. Ошалевший от свободы (которую позже сам же иронично назовет «свободией») народ истово крушил все старое коммунистическое, и вместе с памятниками вождям и мавзолеем досталось, как «красной», более других пострадавшей в предыдущее лихолетье Болгарской Православной Церкви. Ночные, с огоньками свечей многочисленные митинги-молебны болгарского Гапона – депутата-иеромонаха Христофора (Сыбева), прозванного «Фори Светулката» (светлячок), для многих стали началом и символом «возрождения» страны. Спустя годы, зимой 1997-го на той же площади перед Патриаршим собором св. Александра Невского, во имя светлого евроатлантического будущего огромная толпа будет подскакивать, скандируя: «Кой не скача е червен! Кой не скача е червен!» (кто не скачет – тот «красный») Но уже без свечей и «светлячка», поскольку возведенный в 1992-ом болгарскими раскольниками во «епископство» и отлученный канонической БПЦ Фори Сыбев к тому времени получит политическое убежище в США (это при победившей-то в Болгарии демократии!) и создаст в штате Юта свою «Болгарскую православную церковь заграницей». Да, теперь уже точно – свою.

http://ruskline.ru/opp/2022/01/18/raskol...

Т. Посошкова. «Нынешняя паства весьма неисправна... кии пресвитеры и во граде живут, и тии не весьма знают, в чем грех или в чем спасение, и того ради прихожан своих к покаянию не принуждают и как кому жить душеспасительно не наставляют... 1076 Токмо той пресвитер мало-мало и может прямо отправляти (литургию), кой довольное время побудет в городе при соборе или при разумном пресвитере в подначальстве... а буде кой не много побыл, то ничего по книгам отправити не может... У нас сельские попы обременены земледельством, и того ради не тако пекутся о служении церковном, яко о пашне своей, а паства душевная уже в стороне стала быть... сельские бо пресвитеры – самые люди простые: взростет он в деревне, деревенския дела и помышляет... Аще же пашни ему не пахать, то голодну быть». Св. Димитрий говорил: что тя приведе в чин священнический? Тоже, дабы спасти себе и иних? Никакоже, но чтобы прекормити жену, и дети и домашния... Поискал Иисуса не для Иисуса, а для хлеба куса. 1077 И внешность священников, по словам Посошкова, не отличалась представительностью: «Иной пресвитер во время служения своего возложит на ся одежду златотканную, а на ногах лапти растоптанные, и во всяком кале обваленные, а кафтан нижний весь гнусен». 1078 Не лучше была и паства. «Я, говорит Посошков: истинно таковых стариков и при Москве видал, что лет под шестьдесят и больше жития своего имеют, а у отцов духовных на исповеди не бывали не ради раскольничества, но ради непонуждения пресвитерскаго». Сам святитель Димитрий писал в 1706 году: Иные уже от десяти лет, иные от двадесяти лет не причащаются: а иные во всю свою жизнь не знают, что то есть причаститися Божественных таин: разве когда младенец был крещен, тогда и причащен, чего он не помнит. 1079 Причина всех неурядиц по Посошкову «еже священники у нас в Руси не учены: если бы они были все ученые, или не ученые, да все б сия разумели, то всячески б детей своих духовных на всякое благо наставляли... а то ни сами разумеют, ни нас учат». 1080 Кроме отзывов Посошкова и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010