Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЛЯЦИЙ [лат. Allatius, итал. Allacci] Лев (1586 или 1588, о-в Хиос - 18.01.1669, Рим), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, автор многочисленных трудов в области филологии и истории, католич. богослов. Родился в семье правосл. греков, Николая Вестарха и Севастии Невриди; в возрасте 10 лет был увезен в Италию, в 1599-1610 гг. учился в греч. коллегии в Риме (см. Афанасия св. коллегия ), став ревностным католиком. Нек-рое время занимал пост генерального викария при лат. епископе Хиоса (не принимая сана). Вернувшись в Рим, занялся медициной; с 1619 г. связал свою жизнь с папской Ватиканской б-кой , где занимал должности от простого писца (scriptor graecus) до главного хранителя (primus custos; 1661). Знаток античной классики и издатель греч. текстов (среди к-рых editiones principes «Жизнеописания Гомера» Прокла, «Семь чудес» Филона Византийского и др.), А. много сделал и для изучения визант. авторов. В частности, он впервые издал полную редакцию хроники Георгия Акрополита , снабдив ее лат. переводом. До наст. времени не потеряли своего значения т. н. «диатрибы» А., представлявшие собой своеобразные каталоги авторов, носивших одинаковые имена (Пселлы, Георгии, Симеоны, Нилы, Никиты, Филоны, Феодоры), с указанием рукописей, содержащих их сочинения. Не менее значителен вклад А. в изучение патристики: им были изданы и переведены сочинения Оригена (первые издания многих его гомилий), святителей Евстафия Антиохийского , Мефодия Олимпийского , Кирилла Александрийского , преподобных Нила Анкирского , Иоанна Дамаскина . А. одним из первых разработал совр. методы филологической критики и эмендации (исправления) текстов посредством их внутренней оценки и сличения списков. В своих собственных сочинениях, посвященных проблеме расхождений между Православием и католичеством, А. стремился сгладить их в духе унионистской политики Римского престола. Основным трудом по этому вопросу стал трактат «О вечном согласии Западной и Восточной Церквей» в 3 книгах.

http://pravenc.ru/text/114858.html

Наиболее полное собрание документов III Вселенского Собора на греч. языке известно под названием «Ватиканское собрание» (Collectio Vaticana - в ркп. Vatic. gr. 830, сер. XV в.). Собрание Сегье (Collectio Segueriana в пергаменной ркп. Paris. Coisl. 32, XI в.), по составу аналогичное Ватиканскому, и Афинское собрание (Collectio Atheniensis, в ркп. Athen. Societatis archaeologiae Christianae 9, XIII в.) содержат ряд документов, отсутствующих в др. собраниях или сохранившихся только в лат. переводе. Что касается перевода деяний на лат. язык, то, вероятно, наиболее точно воспроизводит первоначальный греч. текст Турское собрание (Collectio Turonensis; важнейшие рукописи: Paris. 1572, IX в., и Vatic. 4978, XIV в.), возникшее во время спора о «Трех Главах», т. е. до сер. VI в. Близко к нему по времени создания Палатинское собрание (Collectio Palatina, ркп. Vatic. Palat. 234, IX в.), вероятным составителем к-рого считают Иоанна Максентия, активного борца против несторианства в 1-й четв. VI в. и участника теопасхитского спора «Един от Святыя Троицы пострадал» (см. ст. Теопасхизм); это собрание открывается работами Мария Меркатора, очевидца событий начального этапа несторианского спора, сделавшего перевод значительного числа писем и проповедей Нестория на латынь. Веронское собрание (Collectio Veronensis, ркп. Veronensis LVII, IX в.), значительно более короткое, чем Турское, имело целью показать, что свт. Кирилл, как в споре с Несторием, так и в отношениях с Иоанном, еп. Антиохийским, действовал в полном согласии с Римским престолом, и включает неск. писем папы св. Келестина, к-рых нет в др. собраниях. И наконец, собрание из Монте-Кассино (Collectio Casinensis; 2 пергаменные рукописи XIII в.- Casinensis 2 и Vatic. 1319), существующее в 2 частях, было составлено диаконом Римской Церкви Рустиком, племянником папы Вигилия, активным защитником «Трех Глав», к-рый после возвращения из ссылки по смерти имп. св. Юстиниана I (565) воспользовался б-кой мон-ря акимитов в К-поле. 1-я часть этого собрания является исправленным по греч. оригиналу текстом Collectio Turonensis. 2-я часть содержит «Синодик против трагедии Иринея» (Synodicon adversus tragediam Irenaei), при составлении к-рого Рустик пользовался 4 различными источниками: подборкой документов (в т. ч. и соборных), объединенных и откомментированных другом Нестория комитом Иринеем (Рустик сохранил наиболее важные замечания Иринея); сборником писем сщмч. Исидора Пелусиота; документами, сохраненными последователями Диоскора, архиеп. Александрийского; 2 письмами свт. Кирилла к Сукцессу.

http://sedmitza.ru/text/758843.html

В соответствии с буллой «Initio nostri» от 22 мая 1542 г. новым местом созыва объединительного Собора был объявлен г. Тренто (лат. Tridentum) - центр церковного княжества в составе Свящ. Римской империи. Однако в том же году возобновились столкновения между французскими и императорскими войсками. После заключения при посредничестве П. мира в Крепи (осень 1544) Собор наконец начал работу (13 дек. 1545). При этом сторонники Реформации отказались принять в нем участие. Из-за разногласий между теми, кто поддерживали императора и хотели реформировать католич. Церковь, и партией папы Римского, которая стремилась отмежеваться от протестантов и укрепить позиции Рима, заседания под предлогом начавшейся эпидемии были перенесены в 1547 г. в Болонью, где продолжались до 1549 г., когда П. скончался. По настоянию имп. Карла V, не согласившегося с переносом Собора, часть епископов оставалась в Тренто. Одной из главных целей политики П. в Италии было закрепление за своими потомками герц-ства Парма и Пьяченца, к-рое до 1512 г. входило в состав Миланского герц-ства, затем - в состав Папской обл. Когда после примирения с Францией в 1544 г. имп. Карл V начал войну с протестантами в Германии, в обмен на помощь папы он согласился на передачу герцогства сыну П.- Пьетро Луиджи Фарнезе. Однако в 1547 г. тот был убит заговорщиками; права на герцогство предъявили его сын Оттавио, женатый на Маргарите, внебрачной дочери имп. Карла V, и наместник императора, правитель Милана Ферранте Гонзага; сам П. решил вернуть эти владения под управление Папского престола. П. пытался придерживаться нейтралитета между кор. Франциском I и имп. Карлом V, противоречия между к-рыми позволяли Папскому престолу вести независимую политику. В 1538 г. папа заключил союз с Венецией, Мальтийским орденом и Свящ. Римской империей против Османской империи , но в том же году объединенный союзный флот был разбит в сражении у Превезы. На основе рекомендаций Б. де Лас Касаса и др. католич. миссионеров, работавших в Новом Свете, П. издал буллу «Sublimus Deus» (от 2 июня 1537), согласно к-рой амер. индейцы признавались полноправными людьми, обращение их в рабство осуждалось, а также бреве «Pastorale Officium», предписывавшее автоматическое отлучение от Церкви любого, кто обращал индейцев в рабство. Эти решения вызвали протест Испании, и вскоре бреве было аннулировано. Для упорядочения управления церковными архивами и б-кой П. учредил должность протектора б-ки (впосл. кардинала-библиотекаря) Римской Церкви (см. ст . Ватиканская библиотека ). В 1534 г. по решению папы возобновил деятельность ун-т Сапиенца. В Риме в преддверии юбилейного года (1550; см. «Annus sanctus» ), до к-рого он не дожил, П. установил твердые цены на аренду жилья. В столкновениях с местной знатью папе удалось ослабить семейство Колонна. В 1540 г. он ввел в оборот новую монету с повышенным содержанием серебра, равную 2 гроссо и получившую название «паоло».

http://pravenc.ru/text/2578527.html

Второе сомнение заключается в следующем. С одной стороны, тот особый угол зрения, под которым церковный законодатель трактует нормативы таинств, позволяет избежать опасности их овеществления (как это, по-видимому, произошло в Кодексе 1917 г., где применяется юстиниановское трехчастное деление на personae, res и actiones). Но, с другой стороны, законодатель не доводит до конца процесс как можно более полного претворения каноничес кой нормы в носительницу богословского содержания, направляющего ее формирование. Действительно, между теологическим определением таинств, которое дается церковным законодателем в каноне 840 (и дополнено в том, что касается его юридической силы и правомерности, канонами 841 и 838), и тем их технико-позитивным определением, которое содержится в правовых актах и сформулировано в канонах 124_126, существует очевидное расхождение. Оно грозит скорее углубить, чем разрешить, обнаружившуюся еще до Второго Ватиканского собора антиномию между таинством и правом. Как было справедливо замечено, такое расхождение состоит в том факте, что, во-первых, вышеназванные общие правила относительно действенности или недействительности правовых актов вряд ли применимы к таинствам. А они в Церкви являются наиболее частыми и наиболее конститутивными по своему характеру правовыми актами, поскольку их обязывающая юридическая сила имеет не только социальную, но прежде всего сотериологическую значимость 309 . Во-вторых, действующие общие нормы относительно правовых актов, по сути идентичные нормам Кодекса 1917 г. (как это можно заметить из сравнения канонов 124, 125, 126 с канонами 1680, 103 и 104 Кодекса Пия-Бенедикта), составлены в позитивистском духе. А с этих позиций правовыми актами считаются в первую очередь публичные (административные акты) или приватные (договоры) сделки. Таинства же, за исключением брака, рассматриваются как частные или второстепенные правовые акты 310 . Между тем таинства, наряду со Словом Божьим и харизмати ческими дарами, находятся в основании всей правовой структуры Церкви. Это следует даже из слов св. Фомы, который, несомненно, канонистом не был: «Per sacramenta quae latere Christi pendentis in cruce fluxerunt, dicitur esse fabricata Ecclesia» (говорят, что Церковь была создана ради таинств, которые проистекли из ребер висящего на кресте Христа) 311 . К этому утверждению долгая каноническая традиция всегда добавляла другое: «Основание любого закона заключается в таинствах» 312 . 10.2 Внутренний правовой характер таинств и вводные каноны раздела о таинствах Кодекса канонического права

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Важнейшим источником сведений о книгах Европы в эпоху средневековья являются инвентарные описи. Одним из наиболее полных указателей сочинений церковных авторов (673 имени) считается «Catalogus scriptorum ecclesiae» Джона Бостона из Бери (John Boston of Bury), составленный в нач. XV в. и не изданный до сих пор (рукопись хранится в б-ке Кембриджского ун-та). Этот «Каталог» является путеводителем по фондам 195 англ. монастырских б-к. До сих пор составляются подобные каталоги как по существующим фондам (English Monastic Libraries: In 2 vol./By the Rev. J. Hunter. L., 1831; Verzeichnis der Handschriften der Stiftsbibliothek von St. Gallen/Hrsg. v. G. Scherrer. Halle, 1875; La bibliothèque de l " Abbaye de Clairvaux du XIIe au XVIIIe siècle. P., 1979. Vol. 1: Catalogues et répertoires/Publ. par A. Vernet avec la collab. de J.-F. Genest), так и по фондам, некогда известным, но не сохранившимся до наст. времени. До сих пор издаются каталоги фондов нем. б-к: Mittelalterliche Bibliothekskataloge Deutschlands und der Schweiz/Hrsg. v. Königlich Bayer. Akad. d. Wiss. in München. Münch., 4 Bde, 17 Tl.; а также Mittelalterliche Bibliothekskataloge Österreichs/Hrsg. v. d. Akad. d. Wiss. in Wien. W., 5 Bde, 8 Tl. Для комплектования первой публичной б-ки средневек. Европы «Marciana», основанной герц. Козимо Медичи при мон-ре св. Марка во Флоренции (1441, впосл. объединена с б-кой «Laurenziana»), Т. Парентучелли (буд. папа Николай V (1447-1455) и основатель Ватиканской б-ки) составил рекомендательный список книг, впосл. названный «библиографическим каноном своего времени» ( Sforza G. Ricerche su Nicolo V. Lucca, 1884. P. 359). Его основой стали фонды неск. венецианских б-к, Ватиканской б-ки и собрание мон-ря (S. Salvatoris) в Болонье. В списке указаны тексты Свящ. Писания, творения отцов Церкви, церковных писателей первых веков, сочинения Фомы Аквинского, Альберта Великого, а также античных философов и писателей, в т. ч. Аристотеля и его комментаторов. Индексы запрещенных книг (лат. Indices librorum prohibitorum), впервые появились в V в. в переписке Римских пап Иннокентия I и Геласия I и окончательно сформировались в 1564 г. на Тридентском Соборе (изд. в Риме, Венеции, Болонье и Кёльне). «Индексы» были вызваны борьбой с ересями, в XVI в.- борьбой Римо-католической Церкви с протестантизмом. «Индекс» переиздавался с дополнениями до 1948 г. Прекращен по решению II Ватиканского Собора. Полный список всех индексов см.: Petzholdt J. Catalogus indicis librorum prohibitorum et expurgandorum… Dresdae, 1859; Reusch F. Der Index der verbotenen Bücher. Bonn, 1883-1885. 2 Bde. С развитием Реформации, увеличением потока богословских изданий апологетического и полемического содержания развивается запретительная и рекомендательная библиография. Книготорговая библиография

http://pravenc.ru/text/149151.html

Судя по сохранившимся грамотам, И. А. оказывал существенную поддержку мн. мон-рям: наряду с обителями в Парории и Килифареве он богато одаривал мон-ри Зограф на Афоне, Драгалевский, Бачковский, скальный мон-рь близ Иванова, а также обители Пресв. Богородицы и свт. Николая в Месемврии (ныне Несебыр) и др. В правление И. А. достигла расцвета тырновская книжная и живописная школа, он был ктитором (при этом сам иногда решал, переводы каких книг необходимо сделать) ряда дошедших до нас рукописей - Псалтири (Кукленская Песнивца, 1337 г.; Б-ка Болг. АН (София). 2); Сборника попа Филиппа (1345; ГИМ. Син. 38); т. н. Ватиканского кодекса (1343-1345; Vat. slav. 2), в к-рых содержатся списки слав. перевода хроники Константина Манассии; Лаврентьевского сборника (см. Иоанна-Александра сборник ; 1348; РНБ. F. I. 376), Лондонского Евангелия (1355-1356; Lond. Brit. Mus. Add. 39672). С его скрипторием также связывают т. н. Псалтирь Томича (1360-1363; ГИМ. 2752), Четвероевангелие (XIV в.; Ath. Zogr. N 24), Лествицу (XIV в.; РНБ. Погод. 1054), 2 Четвероевангелия (XIV в.; РГБ. Ф. 242. 31; Ф. 256. 122). Ктиторские портреты И. А. сохранились в миниатюрах Ватиканского кодекса и Лондонского Четвероевангелия, а также в крипте (костнице) Бачковского мон-ря и в росписях скальной церкви близ с. Иванова. Лит.: Радченко К. Ф. Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием. К., 1898; Сырку П. А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. СПб., 1898. Т. 1. Вып. 1: Время и жизнь патр. Евфимия Терновского; PLP, N 500; Tachiaos A.-E. Sur les traces d " un acte du tzar Ivan Alexandre//Cyrillomethodianum. Thessal., 1975. T. 3. P. 183-189; Мечев К. Покровител на книжнината. София, 1977; Куев К. Иван Александровият сборник от 1348 г. София, 1981; Ангелов Д. С. Временна политическа стабилизация: Цар Иван Александър (1331-1371)//История на България. София, 1982. Т. 3. С. 334-351; он же. Българо-визант. отношения при царуването на Иван Александър// о н же. Из средновековното ни минало: Държава, народност, култура. София, 1990. С. 418-485; Ангелов П. Българо-сръбските политически отношения при царуването на Иван Александър (1331-1371) и Стефан Душан (1331-1355)//ГСУ, ИФФ. 1982. Год. 72. С. 95-118; Николова Б. Григорий Цамблак за ереста на Варлаам в средновек. България//Търновска книжовна школа. София, 1984. Т. 3: Григорий Цамблак: Живот и дейност. С. 112-118; Божилов И. Фамилията на Асеневци (1186-1460): Генеалогия и просопография. София, 1985, 19952. С. 149-178; он же. Политическо безсилие и културен блясък: Иван Александър Асен (1331-1371)//История на България: В 3 т. София, 1999. Т. 1: Божилов И., Гюзелев В. История на Средновековна България VII-XIV вв. С. 582-646; Андреев Й., Лазаров И., Павлов П. Кой кой е в средновек. България: Ист. справ. София, 1994. С. 128-134.

http://pravenc.ru/text/469796.html

и вост. книжных рынках (в частности, после взятия турками К-поля в 1453 часть имп. б-ки оказалась в Риме). По заказам Николая V работали лучшие переписчики и миниатюристы. Папской б-кой заведовал ученый-эрудит, переводчик с греч. Джованни Тортелли. В инвентаре 1455 г. насчитывалось уже ок. полутора тыс. единиц хранения (в т. ч. 807 лат. и 353 греч. кодекса, среди к-рых были сочинения античных историков Геродота , Фукидида, Ксенофонта и Полибия). Папа Сикст IV (1471-1484) буллой «Ad decorem militantis Ecclesiae» от 15 июня 1475 г. положил офиц. начало В. б., к-рой были отведены помещения в Апостольском дворце, определены условия финансирования и комплектования - на пополнение фондов и реставрацию рукописей регулярно выделялись ассигнования. Управление было поручено библиотекарю (gubernator et custos) и 2 его помощникам - хранителям б-ки (впосл. префект и вице-префект). Первым офиц. библиотекарем В. б. стал гуманист Платина . В год основания б-ка насчитывала 2527 кодексов, а в более позднем каталоге Платины (1481) их было уже ок. 3500. В тот период книги выдавались читателям и на руки. Папа Юлий II (1503-1513) передал В. б. дополнительные помещения, а в кон. XVI в. папа Сикст V (1585-1590) поручил архит. Доменико Фонтане строительство нового здания. Просторный богато декорированный читальный зал на верхнем этаже получил известность как Сикстинский зал (Salone Sistino). Тогда же была учреждена Ватиканская типография (1587). В XVI в. увеличение влияния В. б. отразилось и на структуре управления: папа Павел III учредил сан кардинала-библиотекаря Римской Церкви. Б-ка располагала собственным штатом специалистов книжного дела (корректоры и скрипторы, реставраторы, переплетчики и др.). Папа Сикст IV назначает Платину префектом Ватиканской библиотеки. (Пинакотека, Ватикан) XV в. Худож. Мелоццо да Форли Папа Сикст IV назначает Платину префектом Ватиканской библиотеки. (Пинакотека, Ватикан) XV в. Худож. Мелоццо да Форли Сев. флигель Сикстинского зала В 1623 г. герц. Максимилиан Баварский после взятия в ходе Тридцатилетней войны г.

http://pravenc.ru/text/149915.html

Справедливо подчеркивая внутреннюю подчиненность всех таинств Евхаристии, а вместе с этим и структурную связь между любым сакраментальным знаком и церковным общением, церковный законодатель сумел бы ярче выявить первостепенную роль таинств в юридическо-конституциональной структуре Церкви, если бы использовал понятие общего священства (сообщаемого всем верующим через крещение и лишь косвенно упомянутого в каноне 836) соответственно всему его экклезиологическому значению. Затемнение этого понятия, играющего первостепенную роль в Magna Charta Второго Ватиканского собора, усугубляется другими несообразностями, которыми отмечена вся совокупность норм, относящихся к таинствам. Их причиной стало спорное решение вопроса классификации, а именно, отнесение этих норм исключитель но к горизонту munus sanctificandi. Действительно, даже если отвлечься от того факта, что в Церкви все – вплоть до отношения владения материальными благами – ориентировано на осуществление универсального призвания к святости (LG 40), данный выбор все равно вызывает, по меньшей мере, два серьезных сомнения. Первое сомнение таково. Начальное утверждение четвертой книги Кодекса, De Ecclesiae munere sanctificandi: « Церковь особым образом исполняет служение освящения посредством священной литургии», – почти буквально повторяет п. 7 соборной конституции Sacrosanctum Concili. Тем не менее, создается впечатление, что ординарное исполнение Церковью священного Христова служения освящения исчерпывается таинствами (каноны 840_1165) и прочими культовыми действиями (каноны 1166_1204) в храмах или других предназначенных для этого местах (каноны 1205_1253). Но это противоречит, во-первых, основному принципу Евангелизаторс кой, – а значит, и святительской – деятельности Церкви, согласно которому вера рождается и питается «praesertim ministerio verbi» (особенно от служения Слова, кан. 836); а во-вторых, экклезиологи ческому принципу, согласно которому (именно потому, что любое состояние церковной жизни «воспринимает и конкретизирует святительскую благодать крещения» 308 всякий верующий – мирянин, монашествующий, клирик – исполняет munus sanctificandi соответственно особенностям собственного специфического призвания. Так, супруги главным образом исполняют священное служение освящения не путем активного участия в литургии, а созиданием мистического тела Христова. Оно совершается через ежедневное приношение ими своего существования в качестве супругов и родителей (как о том напоминает, хотя бы вскользь, канон 835 § 4), через полное и ответственное осуществление в мирской жизни специфического церковного призвания. Аналогичным образом посвященные исполняют святительское служение прежде всего следованием пророческой харизме Евангельских советов, а клирики – служением единству всего Народа Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В 1665-1671 гг., в ходе работы над трактатом «О дипломатике» (De re diplomatica), М. побывал в мон-рях Шампани и Лотарингии, в 1672 г. он вместе с мавристом Клодом Этьенно де ла Серре (1639-1699, автор собраний «Бенедиктинские древности» (Antiquités bénédictines), «Фрагменты истории Аквитании» (Fragmenta historica Aquitanicae) и др.) посетил Фландрию. В 1682 г. М. и его помощник М. Жермен (1645-1694) посетили Дижон, Сен-Жан-де-Лон, Отён и др. города Бургундии, собрали обширный материал: они приобретали и копировали рукописи, изучали почерки и печати. В 1683 г., несмотря на незнание нем. языка и напряженную политическую ситуацию, М. и Жермен совершили путешествие по Сев. Швейцарии, Австрии и Юж. Германии. В апр. 1685 - июле 1686 г. они отправились в Италию, чтобы приобрести книги для королевской б-ки, и получили возможность ознакомиться как с фондами Амброзианской, Ватиканской и др. б-к, так и с монастырскими собраниями рукописей, прежде всего с б-кой Монте-Кассино . В авг.-нояб. 1696 г. М. со своим учеником Тьерри Рюинаром (1657-1709) посетил ряд городов и мон-рей Эльзаса и Лотарингии. После этого М. совершал только краткие поездки для решения вопросов, возникавших в ходе работы над дополнениями к трактату «О дипломатике»: в Тур и Анже (1698), Шампань (1699), Нормандию (1700). В 1701 г. франц. кор. Людовик XIV присвоил М. титул почетного члена Академии надписей и медалей (активного участия в деятельности Академии М. не принимал). В дек. 1707 г., во время посещения аббатства Шель, М. почувствовал себя плохо, спустя неделю его перевезли в аббатство Сен-Жермен-де-Пре, где он скончался. По особому распоряжению папы Римского Климента XI (1700-1721) было нарушено правило анонимности могил бенедиктинских монахов, и на надгробии М. указали его имя. В 1799 г. останки М. перенесли из закрытого во время Французской революции аббатства в Музей памятников, а в 1819 г. они были вновь захоронены в базилике Сен-Жермен-де-Пре. Научная деятельность М. неразрывно связана с традициями конгрегации мавристов.

http://pravenc.ru/text/2561116.html

столкнулся с тяжелым финансовым положением Папского государства, в связи с чем был вынужден ввести новые налоги, а также ликвидировать нек-рые налоговые привилегии (напр., в Болонье), однако это не привело к стабилизации бюджета. Папа придерживался протекционистской политики, в рамках к-рой поощрялся экспорт товаров из Папского гос-ва. В сент. 1760 г. К. установил налоговые льготы для товаров, привозимых греч., тур. и еврейскими торговцами в Анкону, что способствовало развитию торговой конкуренции с Венецией и др. итал. гос-вами. В февр. 1765 г. папа утвердил новые упрощенные уставы для некоторых ремесленных и торговых корпораций Папского государства. Несмотря на финансовые сложности, папа уделял внимание украшению Рима. В 1762 г. под рук. архитекторов П. Браччи и Дж. П. Панини был перестроен фонтан Треви, из папской казны финансировались работы по созданию отдельных элементов фасадов базилики св. Петра и базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, а также по перестройке Квиринальского дворца и папской летней резиденции Кастель-Гандольфо . В 1763 г. закончено строительство виллы Альбани, где был размещен музей памятников античности. В 1767 г. музей античных ваз и монет был организован в Ватикане. Внимание к памятникам древности во многом было заслугой одного из основоположников археологии И. И. Винкельмана , к-рого в 1763 г. К. назначил папским комиссаром по античному наследию. В то же время папа распорядился прикрыть наготу античных скульптур на вилле Альбани и в Ватикане, а также поручил худож. С. Поцци закрасить обнаженные тела на фресках Сикстинской капеллы. По распоряжению К. в фонды Ватиканской библиотеки была включена большая коллекция вост. манускриптов, принадлежавшая бывш. хранителю б-ки, знатоку араб. и сир. языков И. С. Ассемани . Также был ужесточен режим пользования б-кой, значительно усложнивший работу в ней, особенно для иностранных исследователей (действовал до кон. XIX в.). Первым из европ. государств, начавшим кампанию против иезуитов, стала Португалия: премьер-министр С.

http://pravenc.ru/text/1841405.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010