- Пожалуй, хватит, — отец Владимир закрыл книгу. Лицо его раскраснелось, глаза блестели. Чувствовалось, что к отцу Егору Коссову у него было особое отношение. Когда он ушел, Киреев рядом с иконой поставил фотокарточку отца Егора. С нее на Михаила Прокофьевича смотрели серьезные умные глаза. - Вот ты каким был, батюшка Георгий. Не знаю, к добру или нет, но я завтра пойду к тебе. Если это действительно ты меня позвал… Засыпая, Киреев слышал, как за стеной молился хозяин дома. Глава двадцать пятая - Он тебе совсем не нравится, тезка? — Софья Мещерская показала одними глазами на Ферапонтика. Ее сын и муж с мальчишеским азартом гоняли мяч на лужайке. Третьим в этой игре был сенбернар Джек. — Прости, прости, это не мое дело, но, даю тебе слово, ни у кого на свете не было бы такой классной свекрови. Женщины сидели на поваленном стволе огромного дерева. Только что под смех и веселые разговоры был съеден вкусный шашлык, приготовленный Ильей Вторым. Но пиво еще не кончилось, и обе женщины, потягивая его из пластиковых стаканчиков, наслаждались и самым древним хмельным напитком, и этим весенним воздухом, настоянным на свежести майского дня, запахе сосен, окружавших, словно былинные часовые, дачу Мещерских, и ароматом остывающих углей. Обе Софьи совершенно искренне наслаждались природой, а также обществом друг друга. Мещерская одной рукой поглаживала плечо Софьи, в другой держала стакан. - Ты не смейся. Крепость брака знаешь от кого зависит? - Знаю. От мужа и жены. - Неа. От двух женщин — свекрови и тещи. Вот сейчас я тебе признаюсь: моему Илюше, откровенно говоря, с тещей не очень повезло. Не будь Аглаи Серафимовны, наш брак давно бы распался… - Софья, а могу я задать тебе откровенный вопрос? — спросила Воронова подругу. - Разумеется. - А на кой ляд тебе такая невестка? Подожди, не отвечай сразу. Ты очень близкий мне человек. Скажу больше: я просто любуюсь, как ты ходишь, общаешься с людьми, разговариваешь. А твои фирменные слова: неа, тады ой… - Еще добавь: на кой ляд. Плагиатщица! — И Мещерская засмеялась.

http://azbyka.ru/fiction/kto-uslyshit-ko...

Салачик – это предместье на другом конце города, близ Успенского скита, населенное цыганами: здесь узкие улицы и переулки с саклями и пещерами, приютившимися в скалах. Время основания Бахчисарая с точностью неизвестно. Есть догадка, будто на месте нынешнего Бахчисарая или около него были древние города – Бадатион и Палакион, где погиб тавроскифский царь Скилур, преследуемый войсками Понтийского царя Митридата. – Но несомненно, что на этой местности ранее татар основано было греческое селение Мариано или село Мариино с пещерным Успенским храмом. Основание же собственно Бахчисара приписывают то деду первого крымского хана Хаджи-гирея (XV в.), погребенного в Бахчисарае, Хюдабирди, то Хаджи-гирею, то Менгли-гирею. Как бы то ни было, но он в XVI в. уже несомненно существовал, а в 1772 году разорен был Русскими войсками. 566 Соборный храм в Бахчисарае, каменный, построен в 1799 г. церковным старостою, провинциальным секретарем Стефаном Калигою, с помощью прихожан, и освящен во имя святителя Николая, вместо прежнего молитвенного дома, построенного в 1789 году греками, вышедшими из Анатолии. 567 В 1866 году пристроена к нему каменная колокольня. С 1872 г. существует церковно-приходское училище. – В церковном архиве хранятся, между прочим, метрические и исповедные книги с 1794 г., и грамота на серой бумаге на постройку храма, выданная в 1798 году епископом Феодосийским и мариупольским, а в ризнице – евангелие славянское, изд. в 1774 г., и греческое изд. в 1780 году. Причт: священник, диакон и псаломщик. Содержание от казны 406 р. Помещение – в церковных домах. Приход: Бахчисарай и деревни: по р. Каче – Топчу-кой и Арам-кой, и по р. Бельбеку – Сюрень и Албат. В последней есть церковь , не имеющая причта. Православных прихожан, греков и русских в городе 460+473=933, а в деревнях, кроме Албата, 109+100=209, всего 1142 д. об. пола. Дух. 3+8. Население города весьма разнообразно. Коренные жители татары: около 12050 д. об. пола; у них 36 мечетей, 2 приходских школы (медресе) и 10 школ низшего разряда (мектеба), караимов 634, евреев 175: у тех и других – синагоги; много цыган и небольшое число армян, католиков и лютеран. 568

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

21 Однако это мое поступление в ученичество отнюдь не подразумевало какого-то «учения ради учения» — оно имело свою глубинную причину и преследовало свою глубинную цель, и все это в конечном итоге было связано с проблемой богослужебного пения. Вообще-то, когда я только-только начал ходить в церковь, никакой такой проблемы для меня просто не существовало. Поскольку я совершенно искренне отрекся от культуры и отказался от каких бы то ни было культурных критериев и претензий, то я совершенно не обращал внимания на то, что поется во время церковной службы. Когда же со временем крайне низкое музыкальное качество этого пения начало настойчиво лезть мне в уши, я старался просто не обращать на него никакого внимания, следуя совету одного батюшки, говорившего, что надо научиться не слышать того, что поют на клиросе, ибо если не научиться этому вовремя, то можно запросто разучиться молиться навсегда. В то время сама постановка вопроса о музыкальных качествах церковного пения казалась мне чем-то праздным и неуместным. Несколько перефразируя уже приводимые мною выше слова Розанова, я бы мог сказать: «Нужна вовсе не «великая музыка», а великая церковная и молитвенная жизнь. А музыка может быть и «кой-какая» — «на задворках»«. Все изменилось, когда я оказался в регентской школе, ибо та самая «кой-какая» музыка, музыка «на задворках», на которую раньше можно было не обращать никакого внимания, теперь превратилась в то, чем мне нужно было специально заниматься и чему я должен был обучать еще и других. Крайне низкий уровень церковных композиторских песнопений, которые пелись тогда, поются сейчас и которые современные иерархи пытаются выдать за какое-то высокодуховное национальное наследие, всегда вызывало у меня приступы безысходной тоски и тупого неприятия. И в этих своих чувствах я был отнюдь не одинок. Вот что по этому поводу писал Чайковский, являющийся в отличие от меня для многих непререкаемым авторитетом: «Техника Бортнянского — детская, рутинная, но тем не менее это единственный из духовных композиторов, у которого она была. Все эти Ведели, Дехтярёвы и т. п. любили по-своему музыку, но они были сущие невежды и своими произведениями причинили столько зла России, что и ста лет мало, чтобы уничтожить его. От столицы и до деревни раздается слащавый стиль Бортнянского и увы! — нравится публике». Чайковскому вторит и один из крупнейших русских медиевистов XX века Иоанн Гарднер: «В результате неверных представлений о «церковном стиле» и ошибочных представлений о «молитвенности» в музыке «личный вкус» композиторов склонялся именно или к ложно-патетическим, или сентиментальным, делано плаксивого характера композициям, не имеющим ничего общего с действительной молитвенностью. Таково было тяжелое и судьбоносное наследие отхода всего русского православного искусства (и православного оцерковленного быта) от русского церковного богослужебно-бытового предания».

http://predanie.ru/book/218567-avtoarheo...

При необыкновенной малочисленности русских иерархов епархиальные архиереи поочередно, или даже все вместе, продолжали ездить сначала в Москву, а затем в Петербург на целые годы. Москва не сразу уступила свое место Петербургу. В самом начале XVIII в. в ней собирались почти все русские архиереи. По делу Талицкого к 20 мая 1701 г. в Москву прибыло девять архиереев, а за тремя – казанским, смоленским и белогородским – посланы были особые грамоты и их ожидали вскоре; шесть архиереев в 1708 г. предавали анафеме в Москве Мазепу, в составлении правил об упорядочении церковно-приходской жизни, изданных в 1711 г. «Освященным Собором» вместе с Сенатом, участвовали шесть архиереев. Тверитиновское дело не раз обсуждалось на соборе епископов, собиравшихся в Москве 214 и т. д. До возвышения Петербурга русские архиереи, ездившие на соборы и для поставления епископов в Москву, представлявшую собой центр России, около которого сосредоточивалось большинство архиерейских кафедр, оказывались сравнительно близко к своим епархиям. Отъезжая в новую столицу, они жили гораздо дальше от них. 215 О том, как петербургские отлучки отражались на епархиальном управлении, говорить излишне. Местоблюститель прежде всех испытал и лучше других понимал это. Даже почетное представительство его в Петербурге, как иерарха и сановника, не в состоянии было отогнать у него мысли о том, что его епархия постоянно бедствует без архиерея и что он недостойный пастырь. М. Стефан излил свое горе в письме к Тихону м. Казанскому. 12 авг. 1721 г. местоблюститель писал ему: «настало уже время платить долг первородного греха... молю тя... не забуди мою грешную душу в снятых ваших молитвах, иду перед неумолимого страшного Судию и не вемь, кой ответ воздам, наипаче же о моем архиерействе. Ужас и трепет обдержит мя, о тяжестный омофоре!... Счастливы архиереи, которые, яко пастырие, при овцах своих пребывающие, всяким образом наблюдают стадо Христово. Аз же, окаянный, двадесят два года пастырем недостойным и преокаянным ставши, в толицем расстоянии от овец своих словесных, пребывающий, кой ответ воздам о своей пастве?... Стефан архигрешник, не пастырь Рязанский, но наемник, о овцах не радящий». 216

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

По этому поводу зашла речь о Фотии, и я рассказала некоторые подробности о Фотинии. Он спрашивал у меня, нельзя ли достать рассказ о ней для напечатания в «Архиве». Мне показалось, что вы не захотите напечатать того, что мне об этом написали, и я не назвала вас, боясь, как бы вам не наскучили выспрашиванием. Самого рассказа я не читала Барте­неву, а только из него кой-что рассказала. Что вы об этом думаете? Так как теперь столько пишут об этом времени, может быть, вы бы и согласились кой-что напечатать. Статья Мельникова о прошлом крайне любопытна. Вообще об этом времени брожения и неясных стремлений к прогрессу интересно бы узнать более. Не помню говорила ли я вам, что было об этом времени письмо или лучше статья княгини Софьи Сергеевны Мещерской, писанная к англичанину Пинкертону, но по смерти ее митрополит Филарет потребовал, чтобы ее сожгли. Очень жаль. «Видели ли вы книги Самарина, о которых столько толков? Они у меня есть, и если вам хочется их прочесть, могу вам их прислать». 921 Имеются в виду неприятности и преследования, какие пришлось испытать Рижским епископам Иринарху, Филарету и Платону за их борьбу с люте­ранской пропагандой. 922 В ответ на это письмо А. Н. Бахметева писала (1868 г., ноября 26); «Сейчас получила присланные вами мои листочки об Арсении, любезный Петр Симонович, с вашими замечаниями и листочком, написанным рукою Александра Васильевича: за все много и премного благодарю, но почему же вы пишете, что я не верю вам, и подтверждаете свои замечания строками Александра Васильевича. Я вполне верю вам, но укажу на источник своих заблуждений. У Макария: история христианства до равноапостольского кн. Владимира стр. 112. Св. патриарх Иосиф I, равно как и предшественник его Исаак Великий и Нересес, чтутся и нашей православной Церковью, совершающей память их 20-го ноября. В этой же книге вы найдете и мнение, что все, разделяющее армянскую Церковь от православной, было недоумение, происшедшее от прекращения сношений между Грецией и Арменией, вследствие чего многое было ложно перетолковано и понято.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богородица плакала, осязавши тело сына своего и Бога, и шли слезы ее на доску ту и суть белы видением, аки капли вощаные (–121); в) гроба Господня две досце и печати гробные (– 65) о) железо Петровых вериг (– 74) и) части мощей Иоанна Предтечи апост. Павла, Филиппа, Иакова брата Господня, Матфея евангелиста и т. д. (– 112 и 120). Как ни обширен вышеизложенный перечень византийских реликвий, упомянутых Добрыней, но не совсем полон; другим паломникам были известны еще некоторые реликвии, напр. «Ноева ковчега секира, чем Ной ковчег делал; и камень, из негоже Мойсей воду источи» 171 ; «хлебец, кой на вечери хлебец яде со ученики своими Господь во Сионе, камень, кой клали жидовины под главу Христову; и власы пречистыя Богородицы» 172 . Кроме вышеисчисленных библейских реликвий в Константинополе находилось много св. мощей и других реликвий, относящихся ко временам новозаветной церк. истории. Для русских Влахернская святыня была очень, едва ли не более других, известна, благодаря вошедшему в русские летописи сказанию об отражении Руссов от Царьграда вследствие погружения в море ризы Богоматери 173 . Был на Руси и свой знаменитый храм в киевопечорской обители, находившийся в родственных – так сказать – связях с Влахернским храмом Богоматери. Зодчие, пришедшие в Киев из Константинополя для построения Киево-Печерского храма, рассказывали так: «однажды, когда мы спали в своих домах, рано на восходе солнца пришли к каждому из нас благообразные юноши и сказали: зовет вас царица во Влахерну. Мы пошли... и увидели царицу и при ней множество воинов. Мы поклонились ей, и она сказала нам: «хочу я построить себе церковь на Руси в Киеве и вот вам велю это сделать. Возьмите золото на три года.... Я сама приду видеть и в ней жить буду». Дала она нам также и мощи св. мучеников: Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Иоанна, Феодора и сказала: «это положите в основание». Мы взяли золота больше, чем нам нужно было, и она сказала: «выдьте на двор, посмотрите величину церкви». Мы вышли и увидели церковь на воздухе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Очень большой интерес представляют каменные средневековые башни, сохранившиеся у галгаевцев-ингушей. Торнау пишет о них: «По способу каменной кладки и по кресту, высеченному на каждой башне, постройка их принадлежала к тому времени, когда грузинские цари господствовали в горах с XI по конец XIII столетия, и когда знаменитая царица Тамара, обращая в христианство осетин и соседних с ними кистинцев, принуждена была в нагорных аулах возводить подобные башни для грузинских гарнизонов, имевших задачей удержать новообращенных христиан в повиновении и страхе Господнем». Другой ученый – М. Селезнев – также говорит, что «остатки большого числа церквей в ущельях Кистинских и Куртинских, находимые там книги, сосуды, вещи и деньги, почитание язычниками христианских святых и названия их ясно доказывают, что жители этого округа были прежде христиане, отступившие от веры...». Недалеко от аула Чечень, на р. Аргунь в кургане при раскопках был найден символ христианства – крест. В Аргунском ущелье на куполообразном потолке одной из башен находился крест лепной работы. Там же, в одном из могильников, нашли бронзовый полушарик с рельефным изображением женского лица, окруженного венчиком. В Хасавюрте было прежде место, носившее у горцев-магометан название Кладбища неверующих, где также при пахоте находили небольшие металлические кресты. На одном из горных перевалов, ведущих в Сванетию, среди вечных снегов стояло сооружение из больших шиферных плит. Внутри его находились иконы, окруженные турьими рогами и наконечниками стрел. На Северном Кавказе даже на заоблачных высотах, среди суровых утесов можно еще набрести на каменные, поросшие мхом кресты или на руины древней часовни. Под самыми глетчерами Казбека стоят развалины Вифлеемова скита, где некогда жили христиане-отшельники. В глухих дебрях Дагестана, в мрачном ущелье Аварского Кой-Су притаился небольшой древних храм. «Мне известна, – пишет А. Берже, – во внутреннем Дагестане только одна церковь , да и она, судя по архитектуре, принадлежит к позднейшей эпохе. Она лежит в 25 верстах от Хунзаха, на левом берегу Аварского Кой-Су, в теснинах ущелья Гатана-Кол (церковное ущелье), близ небольшого ручья».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кирилла, Иоанна Лествичника , аввы Дорофея и Максима Исповедника ? Боюсь, что частию уже не исполняется ли во дни наши слово апостольское – в последняя времена отступят нецыи от веры, внемлюще духовом лестчим и учением бесовским – когда вижу, что избранные дщери Нового Иерусалима, Церкви нашей Восточной Святой Православной, читают басни и сказки Штиллинга лукавого, Еккартгаузена безумного, прелестного Фомы К., безБожного Иерусалема, Иоанна Масона, адское «Зеркало» адского внутреннего человека и прочих вольнодумцев, лепетунов, лжеучителей и лжепророков, суемудрых-гордых, совершенно плотских и развращенных человеков, никуда и ни к чему не годных, и еще более чтут все оное бесово учение, нежели чтут повести святых, чудеса, жития и сказания девственников, постников, совершенно бесстрастных человеков, святых, избранных Божиих, их же праха святаго недостоин весь мир, и их же плоти и кости хранит Господь нетленными и Церковь почитает? Беда! Если еще к тому же дхнет дух в дому Божием новый, лестчий, дух Антихристов под видом очищенной религии и вновь рождающейся Церкви, за святость ныне слывущий в сынах тьмы и противления. Всяк дух, кой не Христов, несть от Бога, а лестчий есть дух Антихристов; и всяк дух, кой не дух есть Церкви Христовой, коим она дышала во св. отцах и всех сынах своих, – вражий дух, дух нечестия и неверия, хотя бы он в устах своих почитателей слыл Божий и истинный. Если ангел тьмы преобразуется в образ Ангела светла, то дивно ли, что иногда силится слыть и дух Антихристов во образ духа Христова, и дух диавола во образы духа Божия, и дух глубокого нечестия во образе благочестия, и дух адской ревности во образ духа ревности по Бозе; может быть, мы, о избранные Божии, стоим на краю сей погибели. Прежде потопа было плотское смешение сынов Божиих с сынами человеческими, а за сим последовало и развращение всеобщее: тако и пред потопом огненным в последние дни нередко будет смешение Божиего Христова учения с учением плоти, мира и диавола, и лесть приимется, яко истина.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

Никто не оспаривал первостепенного научного значения этого памятника, но относительно времени написания мнения расходятся. Именно один из известнейших палеографов А.П. Соболевский отнес его к XVII веку, тогда как ряд данных говорит за более древнюю эпоху. Попробуем подробно анализировать состав этого сборника и исследовать его бумажные знаки. Великолепная лицевая рукопись Библиотеки Императорской Академии Наук имеет несколько старых наклеек и помет: 1) «29», 2) «70», 3) «364» и переплетена в исходе XVII столетия (как указывают и переплетные листы бумаги) 4 в кожу, тисненную однообразным штампом, заимствованным из заграницы. Переплет охватил три лицевых рукописи в десть. 1) «Хождение по вознесении Господа Нашего Иисуса Христа Святого Евангелиста Ионна и оучение и преставление. Списано Прохором» (лл. 1–93). Миниатюры 1–165. 2) «В тое же день деяние и мучение святых и славных и всехвальных Апостол Петра и Павла» (лл. 94–115). Миниатюры 166–201. 3) «Месяц Июль в девятый день иже во святых отца нашего Феодора епископа Эдейского града вставшего в постницех в велиции Лавра святого отца нашего Савы, по сем же бывша архиепископа в граде Едесе и достопомпимая исправивша дела. Списано от Василия епископа Амасийскаго» (лл. 116–242). Миниатюры 202–380. По листам первой рукописи идет скорописная запись: на 1-м листе не сохранилось ничего, на 2-м «кн... , на л. 3-м ничего, а с л. 4-го надпись идет полностью: Ве-ли-кой-го-су-да-ры-ни-ца- рев-ны-и ве-ли-кой-княж- ны-На-та-лии-Але-ксев-ны. че- лом-уда-ри-ла-ма-м[а-о]-го-су- да-ры-ни-иа-боя-ры-ня-кня-ги- ня-па-ра-ско-вья-ива-по-ва-до-чь Ро-мо-да-но-в-ская 5 По листам второй и третьей рукописей полууставом: кнга глема стыхъ аплъ петра и пала ианна Бгослова Феодора епк па едесскаг и ихъ блговрны гдрни црвны и кжны Таким образом, нет никакого сомнения, что Академическая рукопись находилась в личной библиотеке сестры Петра 1 царевны Наталии Алексеевны (1673–1716). Весьма интересно и другое указание, что рукопись (по крайней мере, первая её часть) была поднесена («челом ударила») царевне её мамой боярыней княгиней Прасковьей Ивановной Ромодановской (она была дочерью Ивана Панина и женой князя Дмитрия Васильевича Ромодановского) 6 . Близость князей Ромодановских к семье царя Петра известна, факт поднесения не представляет ничего особенного – важно то, что это указание лишает нас права думать, что рукопись происходить непосредственно из библиотеки царей Московских. А между тем такое предположите является само собою при просмотре миниатюр, украшающих рукопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

Господь владеяй есть и небом и землею, Кой в славе Божества превыше звезд сидит И на врагов Своих перунами гремит, Кой судит и судить вселенную явится И гневом праведным на них воспламенится, А верных царство в век уставит и спасет, И рог Христа Его преславно вознесет. Песнь четвертая пророка Аввакума, изображающая усердное пророческое к Богу предстательство о иудеях, предвещание о пленении вавилонском и освобождении из онаго, праведный гнев Божий на беззаконных, великое милосердие Его к обращающимся грешникам и страшное отмщение гонителям благочестивыя Церкви. ( Авв. 3:1-19 ) 1. Я прежде, нежели израилевы чада Лишились своего наследственнаго града, И прежде, нежели осиротел Сион, Отдав на жертву их халдеям в Вавилон , Твоим, о! Господи, водимый ныне Духом, Услышав странный к нам приход Твой бренным ухом, Как будто изступлен, от страха весь дрожу И, зря Твои дела, во ужас прихожу, 2. Что познан будеши среди двоих животных, Спасаяй пленников от тяжестей работных, Что помня данный Твой их праотцам завет, В течении Тобой определенных лет Явишь величие Божественныя славы И выю сокрушишь надменныя державы. Увидев же Твоих раскаяние чад, Их с миром возвратишь в отечественный град. И мой смущенный дух от страшных угрожений Возникнет от живых надежды вображений, Как в гневе помянешь о милостях Твоих, Которы обещал Ты верным предкам их, 3. Что придет Бог богов с превыспрянняго круга, Бог Страшный и Святый, являясь к ним от юга, С горы, которую лес частый осенял , Где смерть вторую Ты от смертных отклонял. Какие ж чудеса гора Синай являла, Что к южной стороне от Сеира стояла, Как Бог Святый на ней закон Свой издавал И славу Божества под облаком скрывал? Как вся гора сия горела и дымилась, Не целая ли твердь небесная затмилась? Как Он бросал и гром, и молнии из мглы, Не вся ль Ему земля воспела похвалы? 4. Сияние Его тот свет превосходило, Который подает дневное нам светило. В руках Своих тогда Он роги обносил, В которых замыкал владычних крепость сил. 5. И слово при ногах Грядущаго вращалось,

http://azbyka.ru/fiction/svyashhennaya-p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010