Положения, осуждаемые Пием IX в энциклике «Quanta Сига»: Положения, утверждаемые II Ватиканским Собором в декларации «Dignitatis humanae»: (А)«Наилучшим условием для жизни общества является непризнание Властью обязанности налагать законные кары на преступников католической религии, если только этого не требует поддержание общественного спокойствия». (А’)«Каждый в религиозной области [...] может беспрепятственно действовать согласно его совести, как в частной, так и в общественной сферах, один или в сообществе с другими, в разумных пределах». (В)«Свобода совести и вероисповеданий является правом каждого человека...» (В’)«Личность имеет право на религиозную свободу. Эта свобода заключается в том, что [...]» – см. пункт А). (С)«...которое должно провозглашаться и гарантироваться в любом правильно устроенном обществе».2 Пий IX. Энциклика «Quanta Cura». Ст. 40; Dz. 1689–1690. (С’)«Это право человеческой личности на религиозную свободу должно быть в законном порядке признано обществе таким же образом, каким в нем провозглашаются гражданские права».3 «Dignitatis humanae». Статья 2. Параллели двух этих текстов очевидны. Их анализ 195 приводит нас к выводу о противоположности выраженных в них доктрин. Сам о. Конгар признает, что «Dignitatis humanae» противоречит «Силлабусу» того же Пия IX: «Нельзя отрицать, что в этом тексте [в соборной декларации о религиозной свободе] говорится фактически о том же, о чем и в „Силлабусе” 1864 года, причем утверждается практически обратное положениям 16, 17 и 19 этого документа». 196 II Ватиканский Собор расходится с положениями Пия IX фактически, но не формально. Вот к чему склоняют нас защитники соборных документов. Они, как я уже говорил вам в главе X, поясняют: осуждение религиозной свободы в XIX веке было исторической ошибкой; Папы осуждали ее, но на самом деле стремились осудить исключительно вдохновлявший ее тогдашних сторонников индифферентизм («человек свободен исповедовать ту религию, которая ему нравится, следовательно, он имеет право на религиозную свободу»). Иными словами, из страха перед тем абсолютным либерализмом, который угрожал светской власти понтифика Папы наносили чрезмерный удар, судили вслепую, не проводя различий. О. Конгар присоединяется к этому доводу и приводит его источники:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oni-...

Соборные «интегристы», представленные в основном куриальными кардиналами и епископами Италии, Испании и Лат. Америки, не предпринимали попыток консолидации, полагаясь на возможность курии противостоять активным действиям «прогрессистов». Лишь после отклонения 3 проектов ряд консервативно настроенных участников Собора сделали совместное заявление, в к-ром поставили под сомнение объективность выражения соборного мнения в области вероучения. «Интегристы» выразили недовольство слишком большими уступками, внесенными в тексты соборных документов. 27 нояб. архиеп. Марсель Лефевр выступил с предложением о выработке 2 документов по каждому вопросу: догматического, предназначенного для теологов, и пастырского - для изложения мнения В. С. всем людям. Тем самым традиционалисты попытались предотвратить создание догматических документов либерального характера, предоставив «прогрессистам» выражать свои взгляды в недогматических пастырских документах, однако предложение архиеп. М. Лефевра было отклонено. Между 1-й и 2-й сессиями 17 дек. 1962 г. была учреждена комиссия по координации и управлению работами соборных комиссий. В ее состав вошли члены Совета президиума, генеральный секретарь В. С. архиеп. П. Феличи и госсекретарь Ватикана кард. А. Дж. Чиконьяни (председатель комиссии). 6 янв. 1963 г. в письме к Собору «Mirabilis ille» папа Иоанн XXIII изложил положения о проведении работы между сессиями, подчеркнув открытость В. С. к освещению аспектов совр. жизни и призвав к активному сотрудничеству с соборными комиссиями в подготовке текстов документов. Епископам предоставлялось право рекомендовать Генеральному секретариату теологов-специалистов в качестве соборных консультантов. Папа подверг критике имевшие в нек-рых местах на волне «обновления» случаи введения новых неутвержденных церковной властью форм богослужения, призвав епископов к осмотрительности в этом вопросе. В февр. 1963 г. соборные комиссии начали работу по переделке текстов проектов, объединив их в 17 документов. К 25 марта в координационную комиссию были представлены на рассмотрение проекты «О клире», «Об апостольстве мирян», «О епископах», «О катехизации», «О монашестве», «О Восточных католических Церквах», «О Божественном Откровении», «О Церкви», «Об экуменизме». Последним из представленных был проект «О присутствии Церкви в современном мире», разработанный комиссией богословия и комиссией по мирянам. К маю 1963 г. тексты документов были отредактированы и разосланы членам Собора и национальным епископским конференциям.

http://pravenc.ru/text/Ватиканским II ...

В соответствии с желанием папы 1-м обсуждавшимся документом был проект конституции «О Церкви» (30 сент.- 31 окт.). 30 сент. членам Собора был представлен переделанный текст, и 2 окт. большинством голосов он был принят к обсуждению. Предложенный проект содержал много дискуссионных моментов, таких как вопрос об учреждении женатого диаконата, введение в конституцию учения о Деве Марии, вопрос о роли мирян в жизни Церкви. Само по себе восстановление диаконата как постоянного ин-та священства, вызванное нехваткой священнослужителей, возражений не встретило, но идея допущения женатого диаконата была воспринята критически. Тем не менее положение о женатом диаконате было утверждено. 3-я гл. «De Ecclesia», обсуждавшаяся 16-25 окт., касалась роли мирян в Церкви и во многом основывалась на разработанных «прогрессистами» тезисах о широкой самостоятельности мирян, подчеркивала значение их миссионерства (апостолата), указывала на сопричастность священническому служению. В свою очередь «интегристы» выступали против предоставления мирянам широкой самостоятельности и настаивали на сохранении принципа их безусловной подчиненности иерархии в церковных вопросах. Но основная соборная дискуссия проходила 4-16 окт. и была посвящена 2-й гл. «De Ecclesia», касавшейся вопроса о коллегиальности епископата. В тексте содержалось внесенное «прогрессистами» утверждение, что все епископы, будучи преемниками апостолов, образуют единую епископскую коллегию, к-рая обладает правом управления Вселенской Церковью совместно с Римским понтификом. Одновременно утверждалось право национальных епископских конференций осуществлять коллегиальное управление всеми еп-ствами, относящимися к данной конференции. Поскольку формулировка учения о епископате изначально рассматривалась в контексте развития учения I Ватиканского Собора о примате папы, догматическое введение коллегиальности епископата приводило к фактическому ограничению власти папы, к-рый ставился в зависимость от коллегии епископов, против чего выступили соборные «интегристы». Большинство Собора высказалось за закрепление тезиса о коллегиальности, но недовольство значительной его части вынудило Совет президиума снять с обсуждения текст документа «De Ecclesia» и отправить его на доработку.

http://pravenc.ru/text/Ватиканским II ...

Священник должен произносить тексты молитв внятно и громко, чтобы их внимательно слушали 540 . Чтение молитв вслух и активное участие верующих в богослужении вытеснило необходимость звонить в маленький колокол во время мессы, тем более при освящении даров 541 . Чтение молитв вслух 542 позднее еще несколько раз было отмечено как правильная практика 543 . Месса – это святая встреча или собрание народа Божия, который собирается воедино, чтобы под руководством священника прославить Господню память 544 . В местной Церкви первенство принадлежит мессе, которую служит епископ в окружении своих священников, прислужников и в которой народ Божий соучаствует своим полным и активным действием 545 . Евхаристия действенна, даже если на ней не присутствуют все верующие 546 . Была отменено различие между читаемой и торжественной мессой. Для любой мессы рекомендовалось пение 547 . Также было рекомендовано, чтобы отдельные части мессы пелись по-латински 548 . Верные должны причащаться хостией, освященной на той мессе, на которой они присутствовали, а не ранее освященными облатками, как прежде 549 . Это выражает, по мнению участника Собора, «единство священника и народа в евхаристической жертве и трапезе». До II Ватиканского Собора существовал и обычай причащения до и после, но не во время мессы, который возник не ранее Тридентского Собора. Различается два типа мессы – с народом и когда присутствует только служащий (Missa sine populo) 550 . Толерантное отношение к этому второму типу мессы является плодом компромисса, и многие комментаторы смотрели на нее как на феномен, который должен отмереть 551 . Нормальная месса – это та, на которой присутствует народ. «Месса без народа, которая, конечно, легитимна, – все же представляет собой исключительный случай» 552 . Missa typica – это воскресная приходская месса с участием священника и низшего клира, а не торжественная папская литургия, как это было в прошлом 553 . Церкви теперь устроены таким образом, что алтарь отделен от стены, чтобы было возможным служение лицом к народу 554 . В алтари и далее кладут мощи, но следят, чтобы они были подлинными 555 . Хлеб для причастия – пшеничный и пресный и должен выглядеть как настоящий хлеб «для полноты знака» 556 , чтобы он действительно преломлялся и чтобы как можно больше людей причастилось от одного хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

§ 2. Si graves difficultatis formae canonicae servandae obstent, Ordinario loci partis catholicae ius est ab eadem in signulis casibus dispensandi, consulto tamen Ordinario loci in quo matrimonium celebratur, et salva ad validitatem aliqua publica forma celebrationes; Episcoporum conferentiae est normas statuere, quibus praedicta dispensatio concordi ratione concedatur. § 2. Если соблюдение требуемой канонической формы бракосочетания встречается с серьёзными затруднениями, то Ординарий того места, откуда происходит католическая сторона, в отдельных случаях имеет право дать диспенсацию от этой формы, посоветовавшись, однако, с Ординарием того места, где совершается бракосочетание, и соблюдя ради действительности брака одну из публичных форм бракосочетания; за конференцией Епископов остаётся право устанавливать нормы, по которым следует давать вышеуказанную диспенсацию по единообразному критерию. § 3. Velatur, ne ante vel post cano-nicam celebrationem ad normam § 1, alia habeatur eiusdem matrimonii celebratio religiosa, at matrimonialem consensum praestandum vel renovandum; item ne fiat celebratio religiosa, in qua assistens catholicus et minister non catholicus insimul, suum quisque ritum peragens, partium consensus exquirant. § 3. Недопустимо, чтобы до или после канонического венчания согласно § 1 имела место другая религиозная церемония заключения того же самого брака для подтверждения или обновления брачного согласия; не должно быть также религиозного обряда венчания, при котором ассистент-католик и служитель-некатолик, каждый исполняя свой обряд, совместно испрашивают согласия сторон. 6.2.1. Брак между католиком и не католиком, принадлежащими к восточным обрядам Чтобы избежать столь серьёзных затруднений, Ватиканский Собор, по настоятельному требованию соборных Отцов из восточных Церквей, постановил, что соблюдение канонической формы бракосочетания между католиком восточного обряда и некатоликом восточного обряда предписывается лишь для законности брака, тогда как для его действительности достаточно присутствия священнослужителя. В декрете Конгрегации по восточным Церквам «Grescens matrimoniorum» от 25.03.1967 года это положение распространено и на католиков латинского обряда, вступающих в брак с христианами восточного обряда.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В рамках изучения любых дисциплин должен разрабатываться пастырский аспект. Особо подчеркивается, что необходимо любыми средствами обучить семинаристов умению общаться с людьми, в т. ч. с помощью инструментария светских наук - прежде всего психологии, педагогики и социологии (Ibidem). Обучение после хиротонии Важное место в «O. t.» занимает вопрос о переподготовке и повышении квалификации священников, с тем чтобы пастырские усилия соответствовали общественным изменениям. Переподготовка должна заключаться не только в освоении методов пастырской работы в новых условиях или в новой области, но должна быть направлена на всестороннее развитие: «Священники после рукоположения должны постепенно осваиваться с жизнью священника и с апостольской деятельностью в духовном, интеллектуальном и пастырском аспекте и все более обновлять и развивать их» (Ibid. 22). В декрете лишь в самых общих чертах сказано о формах переподготовки и повышения квалификации - предлагается использовать «пастырские институты, сотрудничающие с приходами, отобранными надлежащим образом; собрания, проводимые в установленные сроки, и соответствующие упражнения, с помощью которых молодой клир сможет постепенно осваиваться с жизнью священника и с апостольской деятельностью» (Ibidem). Рецепция В результате предпринятой II Ватиканским Собором реформы семинарского образования возникло 4 уровня офиц. документации, регламентирующей подготовку священников: «O. t.», «Ratio fundamentalis», национальные программы и внутренние программы отдельных семинарий. Инициировав создание национальных образовательных программ (см.: Ibid. 1), Собор поручил эту задачу епископским конференциям, чтобы они раскрыли общие законы применительно к конкретным местным реалиям и, т. о., заботились о наилучшем образовании для кандидатов в священство. Однако поставленная задача выполнялась весьма медленно. Поэтому под рук. кардинал-префекта Конгрегации католич. образования архиеп. Тулузского Габриеля Марии Гаррона был составлен тематический план программы семинарской подготовки, дополненный подготовительными материалами ко II Ватиканскому Собору.

http://pravenc.ru/text/2581447.html

3-я сессия 3-я сессия II Ватиканского Собора. Открылась в праздник Крестовоздвижения 1964 года с торжественной мессы возглавленной папой Павлом VI . На сессию, по предложению кардинала Л. Ж. Сюненса, были допущены наблюдатели-католички - 10 мошаествующих и 6 мирянок. Речь папы на открытии была посвящена основной задаче сессии: развития учения I Ватиканского Собора о епископате , природы и служения епископов, их взаимоотношений с папой и Римской курией . 15 сентября началось рассмотрение догматической конституции о Церкви " Lumen gentium, " проходившее в течение всей сессии. Вначале обсуждалась и была одобрена дополнительно составленная в межсессионный период глава " Об эсхатологической природе Церкви " и доработанной главы " О Пресвятой Деве Марии. " 30 сентября было решено выделить из главы " О призвании к святости " главы " О монашествующих, " чем была окончательно определена структура данной конституции. Основные возражения вновь касались проблемы коллегиальности , излагавшейся в 3-й главе " Об иерархическом строении Церкви и о епископате. " 16 сентября при поддержке папы было решено голосовать о принятии документа по главам, причйм в отношении 3-й главы " интегристы " предлагали голосовать по пунктам и даже по строкам. Это позволило избегнуть излишних дискуссий, так-как и " традиционалисты " и " прогрессисты " уже высказали свои замечания по поставленной проблеме на 2-й сессии, а " интегристы " в сентябре 1964 года подали папе т. н. " Примечание, " критикуя 3-ю главу и указывая, что она " меняет облик Церкви, " которая из " монархической становится епископальной и коллегиальной . " Рассмотрение 3-й главы, проходившее с 22 октября по 12 ноября, закончилось принятием ее большинством (1624 против 42). Значительное число участников Собора проголосовало за ее принятие с внесением поправок. В итоге по требованию " интегристов, " поддержанных папой, основные поправки к 3-й главе по вопросам коллегиальности и отношений епископов с папой были оформлены в " Nota explicativa " ( " Объяснительное примечание " ), в которой подчеркивалось безусловное сохранение примата и верховной власти папы, а коллегиальность толковалась в смысле сотрудничества и помощи, оказываемых епископской коллегией понтифику. 19 ноября конституция была принята 2151 голосом " за " при 5 " против. "

http://drevo-info.ru/articles/23485.html

Согласно желанию папы, первым - с 30 сентября по 31 октября - обсуждался проект конституции " О Церкви " (De Ecclesia). 30 сентября членам Собора был представлен текст, принятый к обсуждения большинством голосов 2 октября. Проект содержал ряд дискуссионных моментов, таких как вопрос об учреждении женатого диаконата , введение в конституцию учения о Деве Марии , вопрос о роли мирян в жизни Церкви. Восстановление диаконата как постоянного института священства, вызванное нехваткой священнослужителей, возражений не встретило. Допущение женатого диаконата, несмотря на критику, было утверждено. 3-я глава, обсуждавшаяся 16-25 октября, касалась роли мирян в Церкви и во многом основывалась на разработанных " прогрессистами " тезисах о широкой самостоятельности мирян, подчеркивала значение их миссионерства (апостолата), указывала на сопричастность священническому служению. В свою очередь " интегристы " выступали против предоставления мирянам широкой самостоятельности и настаивали на сохранении принципа их безусловной подчиненности иерархии в церковных вопросах. Основная дискуссия развернулась 4-16 октября по поводу 2-й главы документа - о коллегиальности епископата . В тексте содержалось внесенное " прогрессистами " утверждение, что все епископы, будучи преемниками апостолов , образуют единую епископскую коллегию, которая обладает правом управления Вселенской Церковью совместно с Римским понтификом . Одновременно утверждалось право национальных епископских конференций осуществлять коллегиальное управление всеми епископствами, относящимися к данной конференции. Поскольку формулировка учения о епископате изначально рассматривалась в контексте развития учения I Ватиканского Собора о примате папы , догматическое введение коллегиальности епископата приводило к фактическому ограничению власти папы, который ставился в зависимость от коллегии епископов, против чего выступили соборные " интегристы. " Большинство Собора высказалось за закрепление тезиса о коллегиальности, но недовольство значительной его части вынудило Совет президиума снять с обсуждения текст документа и отправить его на доработку.

http://drevo-info.ru/articles/23485.html

М.В. Дмитриев Глава 3. Кризис Киевской митрополии и подготовка унии церквей в 1590–1595 гг. Задача данной главы двояка: во-первых, рассмотреть, как и по чьей инициативе родился и как формировался в 1590–1595 гг. унионный проект, приведший к заключению в 1595–1596 гг. Брестской унии; во-вторых, проанализировать, как практически подготавливалась Брестская уния в 1590–1595 гг. Происходившее в 1590–1595/96 гг. многократно рассматривалось в историографии 582 . И обилие работ, посвященных событиям 1590–1595/96 гг., казалось бы, могло сделать излишним новое обращение к этой теме. Однако, во-первых, очень значительная часть источников, отражающих события этих лет и их подоплеку, была введена в научный оборот лишь сравнительно недавно (речь идет главным образом, о материалах из ватиканских архивов). Во-вторых, даже самые авторитетные авторы (например, О. Халецкий) далеко не беспристрастно и не полно использовали доступный к сегодняшнему дню фонд информации. Поэтому сложившиеся в историографии представления о непосредственной предыстории Брестской унии нуждаются сегодня в критической проверке, а многие из них – в пересмотре. Наконец, чтобы ответить на главные вопросы нашего исследования, необходимо дать по возможности более полную и точную картину Брестской унии как таковой, на время отвлекшись от того, что ей предшествовало, и того, что за ней последовало. Декларация православных епископов от 24 июня 1590 г. Непосредственная предыстория Брестской унии начинается с решения части православной иерархии перейти под церковную власть Рима. Это решение было принято в 1590 г. Присмотримся к обстоятельствам появления и идеям документов, в которых православные заявляли о готовности пойти на унию с Римом. Первым таким документом стала декларация, принятая 24 июня 1590 г. 583  в Бресте, через несколько дней после завершения собора, посвященного «нестроениям» в православной церкви 584 . Она была подписана четырьмя православными епископами – Гедеоном Балабаном, епископом Львовским, Галицким и Каменецким, Кириллом Терлецким, епископом Луцким и Острожским, Леонтием Пелчицким, епископом Туровским и Пинским, Дионисием Збируйским, епископом Холмским и Белзским.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

II Ватиканский Собор в конституции «Sacrosanctum Concilium» постановил составить «более критические издания» певч. книг (CVatII. SC. 117), но сохранить то, что было сделано прежней комиссией. С учетом этих пожеланий вышло изд. Градуала 1974 г. (Graduale Sacrosanctae Romanae Ecclesiae: D e tempore et De sanctis: Primum sancti Pii X iussu restitutum et editum, Pauli VI Pontificis Maximi cura nunc recognitum. Solesmes, 1974), содержащее новый K. Песнопения в нем распределены в 18 нумерованных формулярах («Kyrie», «Gloria», «Sanctus», «Agnus Dei»), после которых помещены 6 мелодий для «Credo». «Ite, missa est» включено только в 1-й цикл. В нек-рых формулярах указаны периоды, праздники и др. литургические случаи, когда следует исполнять данные песнопения (I: Tempore Paschale; IV: In Festis Apostolorum; IX: In Solemnitatibus et Festis Beatae Mariae Virginis; XVI: In Feriis per Annum и др.). В конце издания добавлены мелодии на выбор. Работа над критическим изданием К. в наст. время продолжается. Kyriale simplex Соборная конституция II Ватиканского Собора способствовала появлению новой кн. «Kyriale simplex» (Простой Кириал; 1964), содержащей более простые мелодии с целью облегчить пение в отсутствие подготовленных певчих. Впосл. этот сборник был интегрирован в кн. «Graduale simplex» (1967, 1975 и более поздние переизд.). Песнопения «Kyriale simplex», почти не содержащие мелодических украшений, сгруппированы в 5 формуляров, с добавлением 4 «Credo». Некоторые произведения заимствованы из т. н. Ватиканского издания К. В этой книге нет указаний об использовании песнопений в особых литургических случаях. Изд.: Landwehr- Melnicki M. Das einstimmige «Kyrie» des lateinischen Mittelalters. Regensburg, 1954. (Forschungsbeitr. z. Musikwissenschaft; 1); Bosse D. Untersuchung einstimmiger mittelalterlicher Melodien zum «Gloria in excelsis Deo». Regensburg, 1955. (Ibid.; 2); Thannabaur P. J. Das einstimmige «Sanctus» der römischen Messe in der handschriftlichen Überlieferung des 11. bis 16.

http://pravenc.ru/text/1840227.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010