Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВИЦКИЙ Орест Маркович (25.01.1806, с. Пилипы Житомирского у. Волынской губ. (ныне с. Пилиповка Чудновского р-на Житомирской обл., Украина) - 5.06.1884, Киев), философ, историк философии и религии, богослов, один из наиболее видных представителей духовно-академической и университетской философии в России в XIX в. Н. происходил из шляхетского рода. Его отец - Марк Гаврилович Новицкий († 1821), получивший образование в иезуитских школах, 8 апр. 1788 г. был рукоположен во иерея униатским митр. Киевским и Галицким Иасоном Смогоржевским и назначен настоятелем ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Пилипы; в 1795 г. вместе с приходом присоединился к Православию; 4 дек. 1802 г. получил патент на дворянство. Н. обучался в Острожском ДУ (1816-1821), Волынской ДС (1821-1827) и КДА (1827-1831), проявив выдающиеся способности. Окончив КДА первым в разрядном списке студентов, 16 июля 1831 г. был удостоен степени магистра богословия и словесных наук. В ожидании вакантной академической кафедры Н. в 1831-1833 гг. состоял профессором философии (с 4 окт. 1831) и библиотекарем (с 28 сент. 1832) в Полтавской ДС (г. Переяслав), где основал семинарскую студенческую б-ку. В 1833-1835 гг. служил в КДА: бакалавр польского языка (с 9 нояб. 1833; преподавал его до 15 окт. 1834), бакалавр философии (с 8 марта 1834), экстраординарный профессор и член академической конференции (с 1 авг. 1835). 8 авг. 1835 г. вышел из духовного звания. Поддерживал тесные связи с КДА и после ухода оттуда в нояб. 1835 г. В 1834-1850 гг. Н. преподавал в ун-те св. Владимира в Киеве в качестве адъюнкта (с 17 окт. 1834), экстраординарного (с 19 окт. 1835) и ординарного (с 29 янв. 1837) профессора философии. Пользуясь авторитетом среди коллег, избирался на должность декана 1-го отд-ния философского фак-та (занимал ее трижды: 16 сент. 1838 - 2 сент. 1839, 17 дек. 1840 - 13 янв. 1842, 15 нояб. 1845 - 31 янв. 1849). В разные годы Н.

http://pravenc.ru/text/2577793.html

В 1586 году Кахетинский царь Александр просил Феодора Иоанновича защиты от Турок и просил принять его с народом под свою руку. Турки требовали от Александра запасов и пропуска вискам, чрез его землю в Дербент и Баку. Александр, обнадеженный Московским двором, отвечал: «с запасом через мою землю не пущу и своих запасов не дам: я холоп царя русского и турского не боюсь» 140 . Александр требуемой помощи не получил от царя Феодора, который тем не менее принял титул Государя земли Иверской и грузинских царей. Кахетинский царь горько жаловался, что ошибся в своих надеждах 141 . После смерти Феодора Иоанновича пресеклась царская династия и явилась необходимость установить новую. Но все попытки основать прочную династию не удавались, приходилось избирать все новых кандидатов. Смута вскрыла борьбу общественных классов пока не выбрали родоначальника ныне благополучно царствующего Дома. Борьба партий продолжалась, почти до половины XVII века и это столетие было для московского государства эпохой беспрерывных войн с Польшей, Литвой, Швецией и Крымом. И при царе Михаиле Феодоровиче (1613–1645), государство было в крайне тяжелом положении. Он отправил дворянина Леонтьева просить у шаха Аббаса иго персидского денег и шах прислал ему легкую казну 142 , серебра в слитках на 7000 p. 143 ; с такою просьбою обратился царь Михаил Феодорович в Голландию и Англию, последнюю просил оказать ему помощь товарами, зельем, свинцом, серою и другою воинскою казною 144 . Следовательно и Михаил Феодорович не мог принять на себя роли защитника православного Востока. При этом же в эту пору Россию отделяли от центра восточного православия не только Черное море, но и Крымские (новороссийские) степи и на очереди стояли другие, более неотложные, для слагавшейся тогда Руси, вопросы-Польский и Крымский. Когда царь Алексей Михайлович (1645–1676 г.) в грамоте назвал себя повелителем восточной страны, то Крымский хан МехметГирей писал ему в 1657 году: «В вашей грамоте написано не по-прежнему Восточной и западной и северной страны отчим, и дедич, наследникам и обладатель. Таких непристойных титулов предки ваши не писывали: где Москва, где восток, где запад? между востоком и западом мало ли великих государей и государств; можно было это знать и не писаться всей вселенной отчимом, дедичем и обладателем; так лживо и непристойно писать непригоже» 145 . 27-го июня 1659 г. цвет московской конницы, совершившей счастливые походы 54 и 55 годов, погиб в один день в битве с гетманом Выговским и ханом Крымским. Никогда после того царь московский не был уже в состоянии вывести в поле такого сильного ополчения. В печальном платье вышел Алексей Михайлович к народу, и ужас напал на Москву. 146 . При этом следует заметить, что Чудновский договор 23 октября 1660 г. совсем подкосил силы Московского царства и даже со страхом ожидали восстания черни в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 5. «Свят, Дмитрий, свят!» А без любве божественныя, само токмо желание небеснаго царствия, есть яко ветвь без корене, не плодоносящая, но увядающая. Свт. Димитрий Святитель Димитрий Ростовский родился в 1650 году, а скончался 28 октября 1711 года. Отпевавший его рязанский митрополит Стефан, старинный друг и единомышленник, свое надгробное слово, не раз прерывавшееся слезами, завершил возгласом: «Свят, Димитрий, свят!» При этом не следует думать, что святитель затворился от бедствий времени в молитвенной или ученой келье. Он чувствовал историческое время почти болезненно и удивительным образом вписал себя в него, сделав это в таком интимном документе, как дневник – его знаменитый «Диаруш» с единственным в своем роде зачалом: «...842 Михаил царь с матерью Феодорою наста и святый Мефодий патриарх наста. Болгарская земля крестися. 955 Ольга крестися. 1011 Преставися Авраамий Ростовский. 1248 Батый убиен. 1540 Типографское художество вынайдено в немцах. 1637 Кумейщина была за гетмана казацкого Павлюка. Тогда ляхи казаков напав били и война началася. 1650 Я, грешный иеромонах Димитрий, родился от родителей христианских Савы и Марии... Того року была война Радимилова и Киев спален. 1652 Моровое поветрие было великое. 1659 Конотопская война. 1660 Война чудновская и Шеремет убит. 1662 Писати научился...» 334 Окончив школу Киево-братского монастыря, к тому времени вполне «латинскую» по методе, он принял постриг в 1668 году. Свое первое сочинение, «Руно орошенное», посвященное описанию чудес от Черниговской иконы Пресвятой Богородицы, он написал через семь лет, в 1675 году, за год до этого став иеромонахом и проповедником в Чернигове. В «Руне» уже вполне чувствуется его рука. И здесь тайно присутствует мысль о времени: книга описывает 24 чуда – по числу часов дня и ночи. К каждому чуду прилагались беседа, нравоучение и статья из патерика («прилог») – материал отсюда потом пригодился для Четий-Миней, – но важнее этого было, конечно, первое изложение столь характерного для будущего святителя «богословия Покрова».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Первое заселение земель Пожни надобно относить ко времени царствования Алексея Михайловича: выписи из отказных книг на пожалование землями предков теперешнего поколения за разные заслуги, например, за то, что иной служил на своем коне и со своим саможаром, относятся ко времени царя Алексея Михайловича. Основание в Пожне прихода и церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы восходит к 1660 г., как это видно из отысканной в архиве бывшего Богодуховского духовного правления официальной сказки, данной по указу консистории в присутствии вольновского духовного правления в 1764 г. мая 2 дня пожнянским священником Алексеем Поповым. Здесь священник по священству показал: «Оная Покровская церковь построена в 1660 году коштом и старанием того села Пожни и деревень Верхопожни и Порозка разными помещиками, обывателями однодворцами, той же церкви приходскими людьми». За сорок лет пред сим старожилы видели деревянный ветхий памятник – обыкновенное напоминание о существовавшем храме. Храм, предшествовавший нынешнему, был деревянный с пятью главами и с крестом на луне; старожилы, которые за 40 лет видели ветхий памятник первого храма, уже не помнили времени постройки второго храма; обгорелые стены его говорили только о том, что его касался огонь. В 1823 г. по благословению блаженной памяти преосвященного Павла епископа старанием приходских священников Луки Маляревского и Петра Ходского и на иждивение прихожан заложена была на место старой деревянной каменная, ныне существующая церковь ; десять лет продолжалась постройка, и в 1833 г., по благословению преосвященного Иннокентия I, священнодействием первоприсутствующего члена ахтырского духовного правления протоиерея Иоанна Чудновского открыто в ней богослужение; от начала до окончания постройки, кроме помянутых приходских священников, немало споспешествовал делу трудами своими, присмотром за рабочими и материалами и отчасти собственностью своею бывший тогда старостою церковным однодворец села Пожни Михаил Ларионов Рагулин, скончавшийся вскоре по освящении новой церкви. Бывший на то время земским исправником, приходский помещик ротмистр Андрей Васильевич Белогрудов много помогал успеху построения храма влиянием своим на прихожан; он же пожертвовал до 2000 р. ассигнациями на устройство нового иконостаса.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мы с матерью поехали к о. Иоанну в Кронштадт и он нас угощал чаем, а потом подвел меня к столу, на котором находилось много различных предметов, и сказал: «Выбери, что тебе нравится». Я выбрала маленькую овальную булочку. О. Иоанн сказал, что это хорошо, что ты выбрала булочку – ты будешь давать людям хлеб. Когда я подросла, было много молодых людей, которые делали мне предложение, но я всем отказывала. Тогда мама написала письмо о. Иоанну с просьбой благословить меня на брак с таким-то. О. Иоанн ответил: «Она не должна выходить замуж, Господь назначил ей другой путь». Я все-таки вышла замуж. На второй день замужества я увидела сон, будто я нахожусь в разоренном храме с ободранными иконами, как впоследствии я видела церкви, разоренные большевиками, и на помосте стоит о. Иоанн и грозно говорит мне: «Иди сюда». Я подошла. «Зачем ты вышла замуж?» Господь уготовал тебе другой путь, давай кольцо». Взяв обручальное кольцо, о. Иоанн отломал приблизительно треть, а остальной обломок одел мне. Муж мой во время революции умер при трагических условиях. Последствием этого была моя тяжкая болезнь, от которой я едва оправилась. Рассказ Леонида Исааковича Чудновского Срезского начальника в Сербии Отец мой, бывший уже в преклонном возрасте, серьезно заболел и врачи признали положение безнадежным. Тогда родные послали телеграмму о. Иоанну с просьбой помолиться о его исцелении. О. Иоанн ответил: «молитесь и вы» и отец мой выздоровел. Письмо Антонины Тонитто, проживающей в Италии – Udine, r. P. Sarpi, 18 Я недавно узнала о моем исцелении и поэтому сообщаю его Вам. Это было приблизительно в 1897 г. Я родилась 29-го января, а в октябре заболела сильным рожистым воспалением на голове, вследствие сильного ушиба. Все лицо, голова, шея было одна сплошная масса опухоли. Я была еще очень маленькая и не могла перенести высокую температуру. Доктор предупредил мою маму о неминуемой опасности. Температура превышала 40°, а опухоль быстро распространялась по телу. В этот отчаянный момент мама узнала о проезде через наш город, Ростов-на-Дону, батюшки о. Иоанна Кронштадтского .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Житомирская епархия Дата создания: 1940 г. Описание: Учреждена в 1940 г. Объединяет приходы и монастыри на территории Андрушевского, Барановского, Бердичевского, Дзержинского, Житомирского, Коростышевского, Любарского, Новоград-Волынского, Попельнянского, Ружинского, Червоноармейского, Черняховского, Чудновского р-нов Житомирской обл. Кафедральный город — Житомир. Кафедральный собор — Спасо-Преображенский (Житомир). Благочиннические округа: Андрушевский, Барановский, Бердичевский, Житомирский городской, Житомирский районный, Коростышевский, Любарский, Новоград-Волынский, Попельнянский, Романовский, Ружинский, Червоноармейский, Черняховский, Чудновский. Статистика (2004 г.): 324 прихода; 260 священнослужителей. Действующие монастыри: На территории епархии находится Городницкий в честь вмч. Георгия ставропигиальный муж. монастырь. Страна: Украина Город: Житомир Адрес: 10014, Украина, г. Житомир, ул. Подольская, д. 19 Телефон: +380 (412) 37-27-92, 47-03-75 Факс: +380 (412) 37-15-41 Web-caйm: http://zhytomyr-eparchy.org Правящий архиерей: Никодим, митрополит Житомирский и Новоград-Волынский (Горенко Виктор Васильевич) Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244296...

О выставке Экспозиции СМИ Житомирская и Новоград-Волынская епархия Учреждена в 1940 г. Объединяет приходы и монастыри на территории Андрушевского, Барановского, Бердичевского, Дзержинского, Житомирского, Коростышевского, Любарского, Новоград-Волынского, Попельнянского, Ружинского, Червоноармейского, Черняховского, Чудновского р-нов Житомирской обл. Кафедральный город — Житомир. Кафедральный собор — Спасо-Преображенский (Житомир). Благочиннические округа: Андрушевский, Барановский, Бердичевский, Житомирский городской, Житомирский районный, Коростышевский, Любарский, Новоград-Волынский, Попельнянский, Романовский, Ружинский, Червоноармейский, Черняховский, Чудновский. О выставке Экспозиции СМИ © 2011 Патриарший совет по культуре © 2011 Православие.Ru

http://expo.pravoslavie.ru/expo/eparchie...

П.В. Долгоруков Князья Святополки-Мирские Одного происхождения с князьями Святополк-Четвертинскими. Князь Григорий Святополк-Мирский, великий мечник великого княжества Литовского, был одним из храбрейших воинов своего времен и столь прославился отвагою своею, что когда взять был в плен турками, то речь посполитая выкупила его на счёт казны, а в 1652 году, речь посполитая подарила ему, в потомственное владение, поместье Карпле в воеводстве Смоленском; от брака своего с девицею Копачевскою, он имел сына, убитого в сражении под Шкловым, в 1664 году; и шесть дочерей: а) за Оборским: б) за Клокоцким, хорунжим Минским, в) за Чижем; г) за Станиславом Незабитовским, д) за Бржозовским, подстолием Равским и е) за Чудновским. Племянник Грягория, князь Ярослав был подкоморием Брацлавским; князь Иосиф-Антоний был маршалком Брацлавским и послом на сейме 1733 года; князь Антоний подкоморием Брацлавским в 1778 году, а в 1788 году другий князь Антоний был земским судьёю в Шавлях, и князь Ян судьёю в Брацлавле. Герб князей Мирских: в голубом поле серебряная подкова концами вверх, и над подковою серебряная страда остриём вверх. На гербе княжеская корона, а на ней три страусовых пера. Есть в Польше дворянская фамилия Мирских, не имеющая ни чего общего с княжескою фамилиею Святополк-Мирских. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

поиск:   разделы   рассылка Храм Воздвижения Креста Господня в Петербурге Храм Воздвижения Креста Господня Храм Воздвижения Креста Господня в Петербурге Крестовоздвиженская община сестер попечения о раненых и больных в военных госпиталях Церковь Воздвижения Креста Господня Община образована в 1854 г. по инициативе вел. кн. Елены Павловны. Создана с целью подготовки сестер милосердия для работы в госпиталях. В 1860 г. община переехала в особняк Л. Ф. Доста. В 1892-1904 г. здание было перестроено по проекту архитектора Ю.Ю.Бенуа. Церковь Воздвижения Креста Господня При общине была церковь Воздвижения Креста Господня. Церковь находилась на втором этаже дворового флигеля. В 1918 г. больница общины была национализирована, а на ее базе открыта 10-я больница Петроградского губернского отдела здравоохранения, в 1919 г. получившая имя Чудновского, профессионального революционера, участника штурма Зимнего дворца. Общину большевики закрыли в 1920 г. С 2002 г. в здании Крестовоздвиженской больницы расположился " Северо-западный окружной медицинский центр Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию " . Контактная информация 190103, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 154 +7 (812) 316 0049 Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_86989.html

И тогда, конечно, можем надеяться и на исцеление, ибо слово Господне неложно говорит, что «сердце сокрушенного и смиренного Бог не презрит» ( Пс.50 ) и что «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» ( 2Кор.7:10 ). Аминь. 10-й день 289. Торговцам, которые привыкли обмеривать и обвешивать своих покупателей (Из жизни св. Вассиана, епископа Лавдийского, июня 10) Все торговцы, как известно, продают товар свой на меру или вес, но, к сожалению, далеко не все из них честно относятся к этим – мере и весам. Многие из них ни во что считают обмерить или обвесить своих покупателей, и это у них даже в привычку вошло, как будто так и надобно. Таковых нечестивых торговцев слово Божие, конечно, осуждает и говорит про них следующее: «В доме твоем не должна быть двоякая ефа, бóльшая и меньшая,... ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду» ( Втор.25:14–16 ). Итак, нечестные торговцы пусть знают, что обмеривая и обвешивая своих покупателей – тем самым они творят мерзость перед Господом. Но почему же, однако, братие, их обмеривание и обвешивание клеймятся столь позорным именем? Почему обмеривание и обвешивание так противны Господу? Почему они есть мерзость в очах Его? Ответ на это простой: потому клеймятся столь позорным именем, и потому противны Господу, и потому есть мерзость в очах Его, что они суть прямо дело диавольское. Знайте, братие, что не кто иной, как диавол непосредственно учит нечестивых торговцев обмеривать и обвешивать их покупателей; и эту истину мы докажем вам самым делом. Однажды св. Вассиан, епископ Лавдийский, ради некоторой церковной нужды пришел в город Медиолан. Когда он вошел в город, то увидел на торжище одного торговца, который вешал купленный у него товар. Этот торговец был алчный до наживы и обогащался единственно лишь обманом. И что же святой Вассиан видит? Что у этого торговца на одной стороне весов сидит в виде самого черного эфиопа бес и перетягивает на свою сторону обманом весимый товар. Вассиан удивился такому явлению и спросил бывших с ним: «Видите ли вы что-нибудь необыкновенное у этого торговца?» Те отвечали: «Ничего не видим».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010