В центре живописного поселка Котельва среди частных домов и многоэтажек следует белой лебедкой Троицкая церковь. Ей единственной на значительной территории района милостью Божией суждено выстоять в период борьбы советских атеистов с Богом. Точных данных об основании храма нет. Ранним письменным памятником, что свидетельствовало о его построении, было лишь богослужебное Евангелие с дарственной надписью красными буквами: «Сия Святая Евангелия напрестольная есть оправленная всем счет рабом Божиим Иосифом Санкевичем Котляром Чудновским и надал сие к храму Святой Троицы новозиждущейся по святому пожара, вот Бога насланном лета Христова 1631 месяца декабря 17, и надал сие к тому храму веспол с подружием своим Анастасией за спасение и отпущение городе грехов своих и жизни вечныя наследия... тот святой церкви был на то время служителем отец Михаил, - при котором и братство ее стало; где и я видевши их старанье, предоставляю на святое ых братство и с женою моей... А подписася в дому моем 1632 года месяца февраля 12 дня...». Из надписи видно, что подарена эта книга Иосифом Чудновским и его женой Анастасией в восстановленный после пожара 17 декабря 1631 г. (по ст. ст.) храм Святой Троицы. А сгорела, наверное, Троицкая деревянная церковь. Когда же она была построена? Архиепископ Филарет (Гумилевский) в «Историко-статистическом описании Харьковской епархии» за 1859 год (Котельва долгое время была в составе Харьковской губернии и соответственно Харьковской епархии) приводит свидетельства старожилов Троицкого прихода Антона Пуковского, сына церковника Григория Пуковского, и Романа Коваленко, сына Антона Коваленко, «бывшего 30 лет в должности церковного ктитора». Они утверждают, что Троицкий храм в первом фасаде (построении) был возведен в виде небольшой «храмини» с одним небольшим куполом, покрытый соломой, существовал не дольше 12 лет, потому что сгорел. Все имущество было перенесено до Преображенского храма. Эти показания, как указывает Владыка Филарет, подтвердил помещик Михаил Михайлович Сливицкий, который слышал подобные рассказы от своих родных. Итак, Троицкий храм был построен около 1620 года священником Михаилом, который и был организатором Троицкого прихода.

http://sobory.ru/article/?object=52640

Душеприказчик Е.Ф. Башкиной коллежский секретарь Иван Григорьевич Чудновский взялся за постройку храма, которая была завершена к 1894 году. Чудновский отнёсся к своим обязанностям столь недобросовестно, что новопостроенный им храм из-за обнаруженных в нём изъянов был полностью разобран. Строительство было возобновлено благодаря инициативе архимандрита монастыря Митрофана (Землянского). В 1908 году новый храм был закончен и освящён 8 июня, в день празднования 200-летней годовщины со дня основания Покровской обители. Это знаменательное событие в жизни монастыря отразилось и на наименовании нового храма, который был освящён Астраханским епископом Георгием (Орловым) в честь Святителя Мефодия, патриарха Цареградского, небесного покровителя астраханского епископа Мефодия, построившего первый храм на этом месте; в честь Преподобного Сампсона Странноприимца, небесного покровителя астраханского митрополита Сампсона, основавшего эту святую обитель, и в честь Великомученицы Екатерины, небесной покровительницы купчихи Е.Ф. Башкиной, на средства которой и был выстроен этот храм. Соборный храм обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы имел кораблеобразную оригинальную архитектуру с пирамидальным куполом наверху, увенчанным одною главою, с вызолоченным крестом. Верхний его слой шёл четырёхгранными уступами, их насчитывалось четыре, и благодаря которым стиль храма несколько напоминал собою сооружения подобного же характера на Востоке. Эти четырёхгранные ярусы, широкие внизу и постепенно суживающиеся к верху, были некогда украшены лепными алебастровыми кувшинами-вазами, от которых к началу XX века не осталось и следа. В храме было три входа: с западной, северной и южной сторон, к которым вели три каменные площадки, состоящие из трёх-четырёх ступеней. Алтарь его имел квадратную форму, с полукруглою, на восточной его стороне, стеною, освещавшийся четырьмя окнами. Центральная часть храма с двумя большими полукруглой формы окнами; кроме того, у клиросов его существовали два небольшого размера окна.

http://sobory.ru/article/?object=41153

Между утварями и одеждами в монастырской ризнице и на гробнице Преподобного находятся многие жалованные от Государей Императоров ПАВЛА ПЕТРОВИЧА и АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА и всей Высочайшей фамилии. Трегорский Преображенский Чудновский монастырь Находился в Волынской Губернии в уезде города Чуднова и упоминается в Сентябре 7140 (1631) года. Трегуляев Предтечев монастырь мужской заштатный, Тамбовской губернии, Епархии и уезда лежит при реке Цне в лесу в 8 вёрстах от Тамбова и служит вместо загородного дома для Тамбовского Епархиального Архиерея. Название своё Трегуляевский по реке Трегуляйке, а Предтечев по храму Святого Иоанна Предтечи. Устроен в 1688 году бывшим Преосвященным Питиримом, Епископом Тамбовским, собственным его коштом. Здания в этом монастыре были прежде все деревянные, кроме каменных церкви и колокольни. А с 1791 года построены в стенах ограды, по обеим сторонам Введенской тёплой церкви флигели каменные длиной на двадцати трёх саженях и с оной тёплой церковью, с разными службами и с двенадцатью братскими кельями, также и ограда каменная. С 1688 года были в нём Настоятелями Строители, а после Игумены, и потом Архимандриты и паки Строители. Крестьян было 12 душ. По Штатам 1764 года оставлен на своём содержании с Настоятельством Строительским; но в 1811 году переведён сюда штат из 3-классного Лебедянского с Архимандрией. Тресвятский монастырь Мужской. Находился близ Губернского города Твери, где ныне загородный дом Преосвященных Тверских. Об этом монастыре упоминается в архивных бумагах Рождественского Тверского монастыря в начале XVII столетия: Запустевший Литовским разорением монастырь Тресвятский. Трёхсвятительский Псковский монастырь Мужской. См. Елиазаров. Трёхсвятительский Псковский с Болота монастырь Упразднённый девичий, находился близ губернского города Пскова, над рекой Толбой (Талвой, Толвой) от города 25 вёрст. Этот монастырь основан Преп. Евфросином, преставившимся в 6989 (1481) году, Мая 15 дня сооружением церкви во имя Трёх Вселенских Учителей и Святителей. См. Пролог месяца Мая, 15 день. Тригорский Преображенский Чудновский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

сгорела эта церковь, перенесено было в Николаевскую. В следующем 1782 г. ноября 12 дня церковь окончательно устроена с одним престолом, о пяти главах, покрыта гонтой и 12 числа ноября, по благословению того же митрополита Гавриила, освящена наместником местечка Опошни Кардашевским с котелевским духовенством. Старателями при постройке сего храма были приходские священники: Стефан Пехотинский и Иоанн Леницкий, ктиторы – войсковые обыватели: Леонтий Шевченко, Федор Дешта, он же Пелех, попечители: прапорщик Тимофей Матушинский и казак Пантелеймон Резников. В следующем 1783 г. были устроены в сей церкви еще два предельных престола: первый на северной стороне – во имя Рождества Богородицы вместо сгоревшей соборной Рождество-Богородицкой церкви, а второй в южной стороне – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Иконостасы сооружены в северной, коштом прихожан сгоревшей Рождество-Богородицкой церкви, а на южной стороне – коштом попечителя, прапорщика Матушинского. С сего времени церковь сия и доныне существует. Наружность ее выказывает старину в щеголеватом вкусе: три залома, в 1-м ярусе 8 окошек, во 2-м и 3-м по 4 небольших, 5 глав с крестами, средняя глава вся вызлащена, а на прочих положены были вызлащенные звезды. Внутренность церкви довольно обширна. Средний иконостас сооружен в 1806 г. с хорошей резьбой и весь вызлащен. В 1833 г. приступлено было к позолочению всех пяти глав, уже средняя глава обложена была риштованьем, но не то было угодно Богу. В 15 день июля месяца по окончании литургии в 11 часов дня с запада поднялся страшный ураган, который сбросил на землю среднюю главу с верхней шейкой кумпола. Паникадило, оторвавшись вверху, упало внутрь церкви, а глава с рештованием при падении своем сбила и главу надпрестольную. Б. С какого времени существует в Котель-ве Троицкая церковь ? Единственный письменный памятник древнего ее существования есть ее Евангелие. На нем по листам красными буквами написано следующее: «Сия Святая Евангелия напрестольная есть оправлена всем коштом рабом Божиим Иосифом Санкевичем Котляром Чудновским и надал сие к храму Святой Троицы новозиждущейся по святому пожару, от Бога насланном лета Христова 1631 месяца декабря 17, и надал сие к тому храму веспол с подружием своим Анастасией за спасение и отпущение грехов своих и жизни вечныя наследия, которой святое Евангелие тое жадный от повинных моих, и ни жены моей, и никто ниший не мает от того святаго престола отдаляти; в которой той святой церкви был на той час служителем отец Михаил,– при котором и братство ее стало; где и я видевши их старанье, надаю на святое их братство и с женою моей; а кто бы ся важил сию святую книгу от того престола отдалити, на таковом анафема святых отец ; а со мною будет суд мети на Страшном Суде Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По определению Синода от 6/26 марта 1875 г., утвержденному имп. Александром II Николаевичем 12 авг. того же года, община была официально учреждена. 22 окт. состоялось ее открытие. Указом Синода от 19 янв. 1881 г. община была переименована в третьеклассный общежительный мон-рь без содержания казны; 15 апр. 1882 г. мон. Руфина возведена в сан игумении. Указом Синода от 29 апр. 1912 г. П. У. м. был возведен в разряд первоклассных, в нем проживало ок. 200 насельниц. В 1892 г. из-за болезни игум. Руфины П. У. м. возглавила игум. Нина (Хвальковская). К нач. XX в. на территории П. У. м., обнесенной каменной оградой, имелось 27 каменных корпусов и 3 храма. Успенский собор. 1874–1879 гг. Фотография. Кон. XIX в. Успенский собор. 1874–1879 гг. Фотография. Кон. XIX в. На средства купцов Каменских был возведен 3-престольный 5-купольный Успенский собор (1874-1879) с многоярусной колокольней (самый большой колокол весил 120 пудов). 19 авг. 1879 г. храм был освящен еп. Пермским и Верхотурским Вассианом (Чудновским) ; в 1880 г. освящены сев. придел в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и юж. придел во имя свт. Григория Богослова и вмч. Феодора Тирона, в 1887 г.- нижняя ц. во имя Киево-Печерских святых. В оформлении собора принимали участие В. М. Васнецов (см. в ст. Васнецовы ) и М. В. Нестеров . Храм вмещал до 3 тыс. прихожан. В 1905-1908 гг. к западу от Успенского собора, на месте 1-й деревянной церкви, при старом монастырском кладбище, была возведена кирпичная церковь в неорусском стиле. 12 окт. 1908 г. она была освящена в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм сооружался на средства промышленника и политического деятеля И. Г. Каменского в память о его скончавшейся матери (Н. С. Каменской). Строительством руководил гражданский инженер Ю. Скавронский. Предполагается, что автором проекта был архит. В. А. Покровский (возможным автором проекта в краеведческой лит-ре называют также В. М. Васнецова), а в оформлении интерьера принимали участие художники С. И. Вашков (деревянный резной иконостас, обитый басмой, эскизы утвари) и Н. К. Рерих (см. в ст. Рерихи ) (царские врата и 15 икон иконостаса) ( Эрнст. 1918. С. 91). В цокольной части Казанской ц. располагалась семейная усыпальница почетных граждан Каменских. Достопримечательностями храма являются оригинальная звонница и 2 майоликовых панно на наружных стенах: на алтарной апсиде - Казанский образ Божией Матери, а на сев. стене - Нерукотворный образ Спасителя, автором которых считается Рерих ( Смирнов. 2006. С. 249). Главный вход в церковь обрамлен порталом из известняка, из него же выполнены рамы майоликовых панно. Храм перекрыт на 4 ската и увенчан крупной главой с крестом на круглом глухом барабане с аркатурой по всему периметру барабана. Аркатура, пилон, наличники иконы, портал, цоколь выполнены из местного известняка.

http://pravenc.ru/text/2580036.html

Подпись: Η. П. [Библиографическая заметка:] Церковное пение. Руководство для организации церковных певческих хоров, для регентов, народных учителей и всех учебных заведений, имеющих церковные хоры. Составил А. Карасев, Пенза, 1886//Там же. 6 дек. 49, часть неофиц. С. 791. Подпись: Н. П. [Библиографическая заметка:] Хронолог. Составил алтайский миссионер, протоиерей В. Вербицкий. Киев, 1885//Там же. Подпись: Η. П. [Библиографическая заметка:] Жизнь Иисуса Христа. Сочинение Ф. В. Фаррара. Новый перевод с 30 английского издания А. П. Лопухина . Иллюстрированное издание книгопродавца И. Л. Тузова. СПб., 1887//Там же. 13 дек. 50, часть неофиц. С. 812. Подпись: Н.П. 335 [Отчет о поездке на VI Археологический съезд в Одессу]//ЖЗСДА за 1884/5 уч. г. 1886 (на обл.: 1888). С. 52–53. Отчет датирован 27 сентября 1884 г.; представлен на заседании в тот же день. [Отзыв] о сочинении студента Даманскою Петра (...) «История состава чинопоследования присоединения неправославных христиан к Православной Церкви»//Там же. С. 224. [Отзыв] о сочинении студента Зарницкого Николая (...) «О поминовении усопших»//Там же. С. 224– 225. [Отзыв] о сочинении студента Новоуспенского Павла (...) «Пресвитер духовник в древней церкви»//Там же. С. 225. [Отзыв] о сочинении студента Орлова Феодора (...) «Определения вселенских и поместных соборов, относящиеся к богослужению»//Там же. С. 225–226. [Отзыв] о сочинении студента Преображенского Феофана (...) «Внешние отличия русских патриархов при священнодействиях»//Там же. С. 226. [Отзыв] о сочинении студента Раевского Валентина (...) «Христианская топография Козьмы Индикоплова»//Там же. С. 226–227. [Отзыв] о сочинении студента Успенского Арсения (...) «Литургическая история утрени и вечерни»//Там же. С. 227–228. [Отзыв] о сочинении студента Утретского Ивана (...) «Студийский богослужебный устав в его истории»//Там же. С. 228–229. [Отзыв] о сочинении студента Чудновского Василия (...) «Литургические сочинения Симеона Солунского »//Там же. С. 229. 1887 О брачных венцах//Труды V АС в Тифлисе: 1881. М., 1887. Приложения. С. 203–206.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Русские православные миссионеры в Японии нового времени Прилагаем здесь полный список православных миссионеров, являвшихся подданными Российской Империи и служивших в Православной Миссии в Японии в дни земной жизни св. Николая. Предлагаемый ниже список основан на ряде источников, включая труды Арсения Ивасавы, Д. М. Позднеева, Мицуо Наганавы, Кэнноскэ Накамуры и Евгения Штейнера. В списке указаны имя, сан и срок службы в Японии каждого из миссионерова (некоторые из них прослужили в Миссии два срока). 1. Виссарион Сартов (род. 1828 г.) – чтец, 1863–74 гг. (скончался в Японии в 1874 г.); служил в Хакодате в консульской церкви, впоследствии в приходе о. Анатолия Тихая. 2. Григорий Воронцев (род. 1838 г.) – священник; служил в Хакодате в течение 3 месяцев в 1871 г. 3. Анатолий Тихай (род. 1838 г.) – иеромонах, 1871–90 гг.; сначала служил настоятелем прихода в Хакодате, затем в 1879 г. назначен настоятелем посольской церкви в Токио. 4. Яков Тихай – регент, 1874–86 гг. (младший брат иеромонаха Анатолия). 5. Моисей Костылев (род. 1848 г.) – иеромонах, 1874–75 гг. 6. Евфимий Четыркин (род. 1846 г.) – иеромонах, 1874–78 гг. 7. Гавриил Чаев – священник, 1878–82 гг.; вернулся в Россию вместе с японским семинаристом Александром Мацуи, позднее скончавшимся в Санкт-Петербурге. 8. Владимир Соколовский – иеромонах, 1879–86 гг.; позднее стал епископом Острогожским и инспектором Холмской семинарии, затем архиепископом Сан-Францискским (1888–91 гг.). 9. Мария Черкасова – диаконисса, 1879–82 гг.; позднее трудилась в Православной Миссии в Палестине, написала воспоминания о своем пребывании в Японии. 10. Дмитрий Смирнов – иеромонах, 1880–82 гг.; временно служил в качестве приходского священника в Хакодате. 11. Дмитрий Львовский – диакон и регент, 1880–1921 гг. (приехал в Японию с епископом Николаем, скончался в Японии в 1921 г.). 12. Дмитрий Крыжановский – диакон, 1880–82 гг. 13. Георгий Чудновский – иеромонах, 1884–86 гг.; приехал с горы Афон и вернулся туда же. 14. Ольга Путятина – диаконисса, 1884–87 гг. (дочь графа Е. В. Путятина).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДАЛМАТ ИСЕТСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Далмат. Портрет. XVIII в. (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Библиотека Конгресса США) Прп. Далмат Исетский Кольчуга и шлем прп. Далмата. Сер.— 2-я пол. XVII в. (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Библиотека Конгресса США) В 1720 году завершилось возведение нового, трех престольного Успенского собора. На месте старой Успенской церкви над захоронением Далмата была построена брусчатая усыпальница. Центральное место в ней занимало деревянное надгробие, в 1793 году расписанное художником И. Соколовским сценами из жизни преподобного. В усыпальнице находились реликвии, по преданию принадлежавшие Далмату, - подаренные Илигеем шлем и кольчуга (в настоящее время в Свердловском областном краеведческом музее), а также схимническое одеяние. В 1836 году губерский секретарь П. Д. Пономарёв задумал возвести на собственные средства над могилой Далмата церковь. В 1845 году крестьянин М. Ф. Зайцев обратился в Пермскую консисторию за разрешением построить в г. Далматове часовню на месте, «ознаменованном подвижничеством монаха Далмата». Оба проекта не получили одобрения духовных властей. В 1871 году близ погребения Далмата началось строительство церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» . Во время прокладки траншеи под фундамент строители обрели гроб преподобного. Очевидцы свидетельствовали, что гроб, несмотря на давность захоронения был в удивительной сохранности. Но обретения мощей преподобного, по указанию церковного начальства, тогда не произошло. После длительной переписки настоятеля монастыря архимандрита Исаакия с правящим и викарным архиереями и освидетельствования гроба и склепа Екатеринбургским епископом Вассианом (Чудновским) было принято решение оставить гроб Далмата (не вскрывая его) на прежнем месте и изменить конфигурацию фундамента. Пока в монастыре искали решение, как выполнить это предписание, над Далматовым разразился сильный дождь. Вода заполнила канавы, ее уровень был выше склепа. Но монахи считали, что гроб надежно защищен и, убрав воду из канавы, не проявили беспокойства. Однако на исповеди две женщины рассказали духовнику, что им было видение, будто бы из гроба Далмата бьет вода. Под впечатлением от услышанного архимандрит с иеромонахом тайно отрыли землю, разобрали выдававшуюся часть склепа и обнаружили, что вода попала в гроб и оставила свои следы – чрезмерную сырость и большой осадок песка и ила. Как показало вскрытие склепа в 1994 году, попадание воды оказало сильное разрушающее воздействие на мощи Далмата.

http://drevo-info.ru/articles/23406.html

В нач. ХХ в. в б-ке Далматовского мон-ря хранилось 2 книги, принадлежавшие Д.: «Беседы на Деяния святых апостол» свт. Иоанна Златоуста (К., 1624) с «Толкованием на Апокалипсис» Андрея Кесарийского (К., 1625) (в одном переплете) и «Беседы на послания ап. Павла» свт. Иоанна Златоуста (К., 1623). Последняя книга 23 марта 1679 г. была вложена преподобным в ц. Николая Чудотворца на монастырской заимке. Еще при жизни преподобный приготовил себе гроб-колоду. Д. был погребен в алтаре Успенской ц. Далматовского монастыря. В 1720 г. завершилось возведение нового, 3-престольного Успенского собора. На месте старой Успенской ц. над захоронением Д. была построена брусчатая усыпальница. Центральное место в ней занимало деревянное надгробие, в 1793 г. расписанное худож. И. Соколовским сценами из жизни преподобного (были изображены столкновение с Илигеем, явление Пресв. Богородицы спящему Илигею и его приход к Д. с покаянием). В усыпальнице находились реликвии, по преданию принадлежавшие Д.,- подаренные Илигеем шлем и кольчуга (в наст. время в Свердловском областном краеведческом музее), а также схимническое одеяние. В 1836 г. губ. секретарь П. Д. Пономарёв задумал возвести на собственные средства над могилой Д. церковь. В 1845 г. крестьянин М. Ф. Зайцев обратился в Пермскую консисторию за разрешением построить в г. Далматове часовню на месте, «ознаменованном подвижничеством монаха Далмата». Оба проекта не получили одобрения духовных властей. В 1871 г. близ погребения Д. началось строительство ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Во время прокладки траншеи под фундамент строители обрели гроб преподобного. После длительной переписки настоятеля монастыря архим. Исаакия с правящим и викарным архиереями и освидетельствования гроба и склепа Екатеринбургским еп. Вассианом (Чудновским) было принято решение оставить гроб Д. на прежнем месте и изменить конфигурацию фундамента. Освящение храма, имевшего приделы во имя свт. Стефана Великопермского и во имя преподобных Исаакия, Далмата и Фавста, состоялось 8 мая 1881 г. В 1896 г. к храму была пристроена каменная усыпальница, располагавшаяся непосредственно над захоронением Д. Изнутри ее стены были украшены живописными изображениями эпизодов из жизни преподобного, на сев. стене находились портреты Д. и архим. Исаака. После закрытия монастыря (1923) и прекращения богослужений в Скорбященской ц. (1928) в усыпальнице с 1933 г. последовательно размещались гардероб совхозного театра, госпиталь, производственные помещения завода молочного машиностроения «Старт», прачечная.

http://pravenc.ru/text/168654.html

А.Н. Гусев (1902 г.) сообщает, что в 1803 г. было основано новое " градское " кладбище, расположенное между ул. Пушкинской (Немецкой) и ул. Артема (ул. Епархиальной) Этот участок земли в начале в. находился за пределами города и отсутствовал на городских планах до середины в. Улица Немецкая в первой половине в. заканчивалась там, где ныне к ней примыкает ул. Краснознаменная (Каплуновская). Здесь же, в первой половине в., возле Каплуновской церкви находилось кладбище. На месте этого кладбища ныне расположены корпуса НТУ ХПИ и ХГАДИ, а также прилегающие жилые дома по ул. Краснознаменной и Фрунзе. Первое градское (православное) кладбище было наиболее крупным. Его границы обусловили ул. Немецкая с востока, ул. Епархиальная с запада. В южном конце кладбища был построен храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, а его северная граница проходила там, где сегодня расположена ул. Веснина. В 1828 г., с другой стороны ул. Немецкой, напротив православного кладбища было выделено место для захоронений христиан иных исповеданий (ныне кладбище Южнее располагалось кладбище лютеран, а севернее - католиков При входе во второе городское кладбище и ныне сохранилась бывшая часовня, построенная в псевдоготическом стиле. Севернее православного кладбища располагалось кладбище мусульман, которое было упразднено во второй половине в. Строительство кладбищенского Свято-Иоанно-Усекновенского храма началось только 25 мая 1845 г. по проекту харьковского губернского архитектора А.А. Тона. Работы продолжались 12 лет, т.к. из-за ошибки в инженерных расчетах в начале 1850-х гг. произошло обрушение центрально купола храма. Примечателен тот факт, что никто из прихожан и причта храма не пострадал. Работы были окончены к 1857 г. Свято-Иоанно-Усекновенский храм был освящен св. Иннокентием (Борисовым), арх. Харьковским и Ахтырским. В храме было установлено печное отопление. Согласно устным преданиям, возле храма была построена звонница. О меценатах Свято-Иоанно-Усекновенского храма сведений практически не имеется. Внутри храма возле северной стены находится захоронение одного из меценатов храма - П.К. Верховского, который скончался в 1861 г. Первым настоятелем Свято-Иоанно-Усекновенского храма стал священник Иоанн Чудновский, который скончался 18 февраля 1859 г. и был погребен у северной стены храма.

http://sobory.ru/article/?object=04036

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010