132-158 с. 14. Святогорская общежительная Успенская пустынь. - Святогорская пустынь. 1994. 132 с. - М.: Типография Бахметева на Малой Дмитровке. 1868. 15. Ткаченко нариси у двох книгах. Книга Ткаченко. - Суми: Слобожанщина, 2000. С. 276 16. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия/прот. Г. Флоровский - Paris.: YMCA-PRESS 11, rue de la Montagne Ste-Genevieve., 1983. 599 c. 17. Харьков: его прошлое и настоящее в рисунках и описаниях/сост. А.Н. Гусев. - Х.: Типография Адольфа Дарре, 1902. 246 с. 18. Харьковская старина: из воспоминаний старожила В.П. Карпова (1830-1860 гг.). - Х.: Типография " Южного Края " , 1900. Источник: shulika-art.kh.ua В историческом центре города Харькова, там, где улицу Пушкинскую венчает старинный парк, в его уютном уголке стоит храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Храм построен в русско-византийском стиле. Архитектор – академик архитектуры Андрей Андреевич Тон. В 1857 году храм был освящен архиепископом Харьковским и Ахтырским святителем Иннокентием Борисовым. Первым настоятелем Иоанно-Усекновенского храма стал священник Иоанн Чудновский, который скончался 18 февраля 1859 года и погребен у северной стены храма. В Харьковском календаре 1878 года, изданном Харьковским Статистическим комитетом, в разделе «Церкви г. Харькова, не имеющие приходов» есть упоминание: Кладбищенская церковь во имя Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи. Настоятель — священник Оникевич Никандр Иванович и помощник настоятеля — священник Волобуев Георгий Иванович (оба в церковном кладбищенском доме). За отца Никандра известно, что он нес послушание инспектора и законоучителя при Харьковском Епархиальном Женском училище, находившемся недалеко от храма по ул. Немецкой, 50 (ныне ул. Пушкинская), имел степень кандидата богословия Киевской духовной академии. А отец Георгий там же нес послушание помощника законоучителя. С 1882 по 1884 годы в Иоанно-Усекновенском храме служил выдающийся харьковский богослов, писатель, историк, член Харьковской городской думы, член Государственного совета протоиерей Тимофей Иванович Буткевич. Он много сделал для развития духовной жизни в городе Харькове. Это был выдающийся человек своего времени, его труды бесценны и пользуются большой популярностью в наше время. В 1903 году настоятелем Иоанно-Усекновенской кладбищенской церкви назначен протоиерей Иоанн Христофорович Пичета. Известный священник того времени, много трудов положивший на развитие духовных школ православной церкви, родом из Сербии.

http://sobory.ru/article/?object=04036

Они из известняка, довольно прочные. К сожалению, не на всех плитах сохранились надписи, где-то они вообще замазаны цементом. Большинство надгробий священников в ХХ веке были осквернены. На могиле протоиерея Василия Лебедева, к примеру, был гранитный памятник с крестом и ангелочками по бокам - крест сняли, а ангелочков ломом выдрали. У протоиерея Павла Чудновского, умершего в 1910 году, был памятник в виде дерева с обрубленными ветвями - центральную часть памятника, где стоял крест, сняли и выкинули. На могиле протоиерея Михаила Соколова, долгое время служившего в храме Марии Магдалины в Саратове, был красивый кованый крест - сломали и погнули. Моя двоюродная бабушка Антонина Александровна Лебедева, жена протоиерея Сергия Траецкого, умерла в 1942 году, но и ее могилу осквернили, а памятник снесли. Только ее прямые потомки указали, где она похоронена. И таких примеров много. На центральных участках вблизи старой разрушенной церкви могил священников очень мало. Там в советское время, в 50-60е годы, стали хоронить элиту нашего города: врачей, ученых, артистов, летчиков. До нас дошли свидетельские показания, что захоронения духовенства на центральных участках были попросту уничтожены. В планах краеведов - заняться изучением фамильных священнических склепов, существовавших до 1917 года. Для этого нужно продвигаться вглубь кладбища, и без помощи волонтеров в этом деле не обойтись. Члены общества принимают активное участие в восстановлении могил своих предков. В 2018 году восстановлены могилы священника Михаила Соколова и священников Ливановых. Многие саратовские храмы провели большую работу по восстановлению памятников и оград на могилах духовенства. Экскурсия была продолжена до могилы саратовских мучеников, где отец Андрей совершил литию. В завершение экскурсии собравшиеся зашли в храм в честь Воскресения Христова. Он был возведен здесь несколько лет назад, недалеко от места, где располагался старый кладбищенский храм, разрушенный в тридцатые годы. Хочется верить, что как возродился этот храм, так возродятся из небытия и имена людей, до последнего вздоха хранивших свою веру и свою историю.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/18/chto...

С какого времени существует в Котельве Троицкая церковь? Единственный письменный памятник древнего ее существования есть ее евангелие. На нем по листам красными буквами написано следующее: «сия Святая Евангелия напрестольная есть оправлена всем коштом рабом Божьим Иосифом Санкевичем Котляром Чудновским и надал сие к храму Святой Троицы новозиждущейся по святому пожару, от Бога насланном лета Христова 1631 месяца декабря 17, и надал сие к тому храму веспол с подружием своим Анастасией за спасение и отпущение грехов своих и жизни вечного наследия, которой святое Евангелие тое жадный от повинных моих, и ни жены моей, и никто инший не мает от того святого престола отдаляти; в которой той святой церкви был на той час служителем отец Михаил,— при котором и братство ее стало; где и я видевши их старанье, надаю на святое их братство и с женою моей; а кто бы ся важил сию святую книгу от того престола отдалити, на таковом анафема святых отцов 318; а со мною будет суд мети на Страшном Суде Христовом. А подписался в доме моем 1632 года месяца февраля 12 дня ему же имя личбою: осьмы, третий, пятидесятый, первый, трехсотый, десятый, осьмый». Имя писца по численным славянским литерам означает Игнатий Санкевич. Даритель евангелия, говорит нам, что а) в 1631 г. сгорел Троицкий храм; б) после пожара прихожане и священник отец Михаил строят новый храм. Когда же построен был храм сгоревший в 1631 г.? При недостатке письменных документов дороги показания старожилов. И двое старожилов Троицкого прихода особенно заслуживают вероятие. Это Антон Пуковский и Роман Коваленко. Первый из них сын церковника Григория Пуковского, исключенного с семейством по разбору 1784 г. из духовного сословия в гражданское ведомство, как это видно из ревизской сказки 1795 года, хранящейся в церкви, а второй сын Антона Коваленко, бывшего 30 лет в должности церковного ктитора. По единогласному показанию их, первый известный им Троицкий храм, после которого ныне существующий есть уже четвертый, существовал не более 12 лет, был построен в виде небольшой храмины с небольшим куполом, об одной главе, покрыт был соломой и сгорел от последовавшего вблизи его пожара, святыня и все имущество перенесены были в Преображенский храм. Так говорит об этом и помещик Михаил Михайлович Сливицкий, слышавший от своих родных подробные о том рассказы.

http://sobory.ru/article/?object=52640

О деятельности К. по управлению Луцкой епархией сохранилось немного сведений. При поддержке луцкого Крестовоздвиженского братства, сохранявшего приверженность Православию, и по благословению К. в 1711 г. была построена Крестовоздвиженская ц. в с. Теремном (ныне в черте Луцка), настоятелем к-рой стал член Луцкого братства свящ. Дионисий Пацюкевич, названный в «Помяннике» братства. О том, что храм построен именно в 1711 г., свидетельствует документ церковного архива, упоминаемый в клировой ведомости Теремновского прихода за 1838 г., в котором К. указан под 1711 г. в качестве «фундатора», т. е. основателя, теремновской Крестовоздвиженской ц. (ГА Волынской обл. Ф. 35. Оп. 5. Д. 368. Л. 325). 3 июля 1713 г. К. дал распоряжение провести сбор денег в Черняховской и Чудновской протопопиях, для чего на Полесье был отправлен протопоп овручский Григорий Киселевский. В этом документе К. титуловался как «епископ Луцкий и Острожский, прототроний митрополии Киевской и добр, до митрополии Киевской и архимандрии Печерской в Короне Польской належащих, генеральный администратор» (Материалы к истории Киевской епархии//Киевские ЕВ. 1865. 5. С. 186-188). В окт. 1715 г. К. был назначен епископом Переяславским, коадъютором Киевской митрополии, с сохранением за ним звания управляющего Луцкой епархией. Для него, по данным митр. Евгения (Болховитинова) , были отделены от митрополии церкви Переяславского, Корсунского и Богуславского полков. 20 марта 1716 г. в письме митр. Иоасафу (Кроковскому) К. выступил за преобразование Переяславского коадъюторства в отдельную епархию с выделением его из Киевской епархии. Местопребывание К., лишенного возможности находиться на территории Луцкой епархии, постоянно менялось. В 1711 г. он находился в мест. Унин (ныне с. Тетеревское Киевской обл.), в 1713 г.- в с. Микуличи под Киевом, в 1721 г.- в г. Радомысль, уже в пределах Речи Посполитой (где в 1729 разместилась резиденция униат. Киевских митрополитов). Но, судя по всему, дальше Радомысля в зап. направлении польск. власть его не пускала, так что посетить Луцк он не смог.

http://pravenc.ru/text/1840355.html

кн. Василием Вас. на свое попечение); “Переписн. книги Москвы”, 1739–45 г., V, 146 (опись пустого монаст. места по Хомутовской ул., где прежде было подворье). 493. Трегуляев – Предтечев , мужской, 3-го класса, Тамбовской губ. и уезда, в 10 вер. к юго-вост. от Тамбова, на правом берегу р. Цны. Основан в 1688 г. еписк. Тамбовским Питиримом под именем загородного дома; в 1764 г. оставлен за штатом, в 1811 г. возведен на степень 3-го класса вместо Лебедянского Елецкого-Троицкого. В 1867 г. здесь проживал на покое еписк. Оренбург. Антоний. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 435; Ратшин, 503; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 187; “Опис. монаст.”, 1817 г., 110; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамб. епар.”, 68, 125, 126, 129, 145, 188, 194, 200, 246, 304; “Тамбов. губ. в.”, 1851 г, 43 (основ. м-ря); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 895, 2. 494. Трех – Лощинский – Пантелеймонский , мужской скит архиерейского дома, Тамбовской губ. и уезда, в 30 вер. к юго-зап. от Тамбова, при хуторе Трех-Лощин, в возвышенной, пустынной местности, с прекрасным садом и двумя прудами. Учрежден в 1889 г. в память чудесного избавления 17 октября 1888 г. от смертной опасности Государя Императора и Его Августейшей Семьи. “Церковн. ведом.”, 1889 г., 51, прибавл., 1577 с указан. на “Тамбов. епарх. вед.”, 1889 г., 22. 495. Тригорский – Спасо – Преображенский – Чудновский , мужской, 2-го класса, Волынской губ., Житомирского у., Трояновской волости, в 30 вер. к зап.-юго-зап. от Житомира и в 15 вер. от местечка Троянова, на правой стороне р. Тетерева. Основан в 1583 г. князем Житомирским Владимиром. В XVIII ст. принял унию, в 1839 г. возвращен в православие и в 1842 г. возведен на степень 2-го класса. Здесь находится икона Божией Матери, к которой с особенным усердием притекают жители всей восточной половины Волынской епархии. “Ист. Росс. Иер.”, 435; Ратшин, 84; Фритче, “Воен. стат. обозр. Волын. губ.”, 1850 г., 122; Забелин, “Военн. стат. обозр. Волын. губ.”, 1887 г., 128; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 938; “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, V, 11 (Челобитн. 1660 г., статья XXI); Батюшков, “Волынь”, 63; “Памятники для разбора древн. актов”, II, ч. 2, Отд. 1, 168 (в духовной митр. Киев. Петра Могилы 1646 г. показан в числе бездоходных м-рей).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР Владимир (Соколовский-Автономов), еп. Алеутский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) Владимир (Соколовский-Автономов), еп. Алеутский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 31.12.1852, с. Сенковцы Золотоношского у. Полтавской губ.- 27.11.1931, Москва), архиеп., бывш. Екатеринославский и Таганрогский. Из семьи священника. Окончил Полтавское ДУ, затем Полтавскую ДС (1874), в 1878 г. КазДА со степенью канд. богословия, выдержал устный экзамен на степень магистра богословия. 26 июля 1878 г. назначен смотрителем Полтавского ДУ. 29 сент. 1878 г. пострижен в монашество в с.-петербургской Александро-Невской лавре . 1 окт. рукоположен во диакона Сарапульским еп. Нафанаилом (Леандровым), 3 окт. рукоположен во иерея Новгородским, С.-Петербургским и Финляндским митр. Исидором (Никольским) , 3 нояб. определен сверхштатным членом Российской духовной миссии в Японии, 14 янв. 1879 г. утвержден в штате миссии. 17 марта 1879 г. прибыл в Токио и принял заведование учебной и воспитательной частью в семинарии при миссии. Изучив япон. язык, преподавал и проповедовал на японском, ездил по стране с миссионерскими целями. В 1882 г. В. приобрел участок земли в горах недалеко от г. Одавара, в Тоносаве, где на его средства и пожертвования частных лиц была построена и 3 авг. следующего года освящена ц. во имя прп. Антония Римлянина. По благословению еп. равноап. Николая (Касаткина) В. предпринял попытку насадить иночество в Японии: с Афона был призван мон. Георгий (Чудновский), к-рый поселился возле ц. прп. Антония Римлянина и вскоре собрал вокруг себя учеников. 16 мая 1884 г. В. был возведен в сан игумена. 10 июня 1886 г., согласно прошению, В. был уволен от службы в миссии и назначен преподавателем в Холмскую ДС по кафедре церковной истории и обличения раскола. Помимо преподавания в семинарии проводил религиозно-нравственные беседы с паствой. 12 дек. 1887 г. В. был назначен, 20 дек. в С.-Петербурге хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского. Одной из главных задач, к-рые он поставил перед собой, было учреждение богословской семинарии для подготовки проповедников и священнослужителей. С этой целью архиерей открыл богословскую школу, воскресную школу для детей. Усилиями В. в Сан-Франциско был воздвигнут новый храм. Архиерей способствовал присоединению к РПЦ униат. общины во главе со свящ. прав. Алексием Товтом (Миннеаполис, шт. Миннесота), совершившемуся в 1891 г. и вызвавшему массовое возвращение униатов в Православие в Америке. В. ввел в Сан-Франциско богослужения на англ. языке, что стало причиной недовольства местной общины, жаловавшейся в Синод и просившей восстановить богослужения на церковнославянском.

http://pravenc.ru/text/159076.html

Астрахань. Покрово-Болдинский монастырь. Церковь Мефодия, Сампсона и Екатерины. Екатерининская церковь Карта и ближайшие объекты Первый храм на этом месте был устроен при Астраханском епископе Мефодии в 1763 году как северо-восточная башня. Церковь была освящена в честь святителя Мефодия, патриарха Цареградского. Со времени возведения храм подвергся нескольким перестройкам, изменившим его облик, а к середине 19 века он настолько обветшал, что совершение богослужения в нём было сопряжено с опасностью для жизни людей. Поэтому он был закрыт и встал вопрос о его разборке. В 1876 году скончалась почётная астраханская гражданка Екатерина Фёдоровна Башкина. В своём духовном завещании она пожелала выстроить в Покрово-Болдинском монастыре особый храм в честь её небесной покровительницы – великомученицы Екатерины, куда должны были перенести и её прах. Для сооружения храма и для обеспечения его будущего благосостояния был оставлен значительный капитал. Выстроить новый храм было решено на месте старой Мефодиевской церкви. Душеприказчик Е. Ф. Башкиной коллежский секретарь Иван Григорьевич Чудновский взялся за постройку храма, которая была завершена к 1894 году. Но в построенном Чудновским храме было обнаружено множество изъянов, поэтому он был полностью разобран. Новое строительство было начато благодаря инициативе архимандрита монастыря Митрофана (Землянского). Храм был закончен только в 1908 году и освящён 8 июня, в день празднования 200-летней годовщины со дня основания Покровской обители. Это событие отразилось на наименовании нового храма. Храм был освящён Астраханским епископом Георгием (Орловым) в честь Святителя Мефодия, патриарха Цареградского, небесного покровителя астраханского епископа Мефодия, построившего первый храм на этом месте; в честь преподобного Сампсона Странноприимца, небесного покровителя астраханского митрополита Сампсона, основавшего эту святую обитель, и в честь великомученицы Екатерины, небесной покровительницы купчихи Е. Ф. Башкиной, на средства которой был выстроен новый храм. В советское время внешний вид храма был искажен, а его внутреннее убранство утрачено.

http://sobory.ru/article/?object=41169

Соколово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая). Успенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:не позже 1831. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Харьковская область, Чугуевский район, с. Соколово Координаты: 49.710655, 36.200753 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Соколов, при р. Мже и её заливе, был сотенным местечком, и назывался городком, потому что в нём была земляная крепость. С древних времён в городе существовали 2 храма: Успенский и Архангельский. Метрики этих храмов начинаются с 1722 г., хотя основаны они, вероятно, при строительстве крепости. В 1726 г. Успенский храм сгорел и построен новый. В 1831 г. освящен новый каменный храм. Источник: www.izyum-eparhiya.org Существовавшая Успенская церковь построена была в 1831 г. тщанием прихожан, каменная, однопрестольная. Земли усадебной 2000 кв. саж., пахотной 33 дес. Прихожан муж. пола 1403 души, жен. пола 1430 душ. Причта положено по штату: священник, диакон и псаломщик. Причт помещается в церковных домах. Имеются две церковно-приходских школы и народное училище, попечительства нет. В приходе слобода Соколово и хутора: Обозовка, Борочка, Выловка, Миргород, Залесянский и Глубокая Долина. Священник Александр Чудновский, на настоящем месте с 1893 г., состоит законоучителем и заведующим церковно-приходских школ, законоучителем народного училища. Псаломщик Александр Квитковский, на настоящем месте с 1903 г. Церковный староста крестьянин Михаил Чвыкало с 1896 г. " Справочная книга Харьковской епархии " , составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И.М. Варшавчика, Николаевская ул. дом 1904 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=59176

165 См. «Орловские Епархиальные Ведомости» 1906 г., 20, стр. 603 –согласно «Воспоминаниям» о. Иерофея на л. 124. 166 Так, еп. Никодим (Казанцев) пишет, что преосвящ. Туль­ский Дамаскин (Россов: см. выше 1913 г., 6, стр. 721, 55 ) был жесток на суде и отдал в солдаты более 300 человек (см. «Тульские Епархиальные Ведомости» 1911 г., 12, стр. 254 сл.), а Евгений (Бажанов, † 6 1862 г.) Тамбовский отправил в военную службу до 500 чел. (ibid., стр. 253). Прот. А. А. Баляев, Профессор Московской духовной академии и его переписка с Костромским Платоном в «Богословском Вестник» 1914 г., 1, стр. 128 (от 1 февраля 1868 г.): «Иоанн [Соколов] Смоленский [† 17 марта 1869 г.] выключил из семинарии и училища со времени своего прибытия [– а назначен он епископом Смоленским 9 ноября 1866 г.–] 540 человек; духовенство донимает штрафами. Если штрафованный придет просить прощения, то удваивает; одному утроил, ибо тот думал, что во второй раз сказал что-нибудь не так, и пришел в третий раз». 167 См. Письма архиеп. Смарагда к архим. Иерофею на стр. 26, 53, 60 и в «Христианском Чтении» 1911 г., 5–6, стр. 760; 7–8, стр. 977 и 984, а равно и выше на стр. 310. 168 Архиеп. Никанор, Биографические материалы I, стр. 70, 72, 74. См. и в «Воспоминаниях» о. Иерофея на л. 52: «Для многих, по виду, Преосвященный Смарагд представлялся очень суровым или строгим и, как бы, недоступным; но внутренне он был глубоко сознателен и милостив». 169 См. «Астраханские Епархиальные Ведомости» 1884 г., 12, стр. 212 (и у прот. Н. Т. Каменского [† архиеп. Никанора] отдельно на стр. 119); «Церковно-Общественный Вестник» VI (1879 г.), 47, стр. 6в; 56–57, стр. 6а. См. еще речь инспектора Астраханской Семинарии архим. Вассиана (Чудновского) при прощании со Смарагдом в «Астра­ханских Епархиальных Ведомостях» 1895 г., 18, стр. 456–457. 171 † Н. С. Лесков, Мелочи архиерейской жизни в Полном собрании сочинений по изданию «Нивы», т. XXXV, стр. 72. «Старожил г. Астрахани» в «Астраханских Епархиальных Ведомостях» 1899 г., 13, стр. 649.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В 1822 году в жизни монастыря произошли сильные изменения, сказавшиеся даже на самом его названии. По именному Высочайшему повелению от 22 июня 1822 года и в указе Святейшего Синода от 13 июля за 3496 прописанному Астраханский Воскресенский Болдинский монастырь был соединён с Покровским с присоединением последнему наименования Покрово-Болдинского. Присоединению Воскресенского Болдинского монастыря к Покровскому предшествовали ряд катастрофических событий. Воскресенский Болдинский монастырь был основан в 1708 году митрополитом Сампсоном на стрелке рек Волги и Большой Болды. Со дня своего основания эта обитель дважды переносилась на новое место в связи с постоянным подмывом берега водой. Поэтому и было принято решение о присоединении этого монастыря к Покровскому с передачей последнему всего церковного имущества, угодий и сада упраздняемой обители. Строитель Воскресенского монастыря игумен Евгений и его братия (в числе двенадцати человек) были перемещены в Покровскую обитель. В начале 40-х годов XIX века Покрово-Болдинский монастырь пришёл в печальное состояние. Соборный Покровский храм сильно обветшал: в стенах его над самыми дверями, с северной и южной сторон, появились большие трещины, штукатурка кругом церкви и колокольни внизу обвалилась; двери, окна стали совершенно негодными для выполнения своего назначения. В 1841 году временно управляющий монастырём вдовый священник Дмитрий Бедняков доносил Астраханскому архиепископу Стефану (Романовскому), что «в братский келиях заведываемого им монастыря печи ветшают, а окна побиты с давнего времени; при службах, где готовится пища, всё рушится; нет при многих запасных амбарах ни замков, ни запоров твёрдых и не имеется даже караульщика; братия терпит недостаток как в одеянии себя, так и нуждается». В 1842 году управляющий монастырём иеромонах Иерофей писал астраханскому архиепископу Смарагду (Крыжановскому), что Покровская церковь дала ещё более сильные трещины, из-за чего в ней уже не совершалось богослужение, которое отправлялось только в башенной церкви Преподобного Илариона. Исправления в монастыре начались при игумене Вассиане (Чудновском), благодаря содействию и на средства архиепископа Смарагда (Крыжановского). В сентябре 1845 года был закончен ремонт Покровской соборной церкви, отреставрированы все монастырские здания, братские келии и ограда обители. В 1846–1847 годах при посредстве подрядчика Морозова была выстроена новая каменная баня и отреставрированы настоятельские келии и братская трапеза.

http://sobory.ru/article/?object=41153

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010