Вообще вопрос анафемы Евтихия, а особенно того, за что именно его анафематствовали – интересная тема, требующая отдельного рассмотрения. Так, в «Исповедании веры» католикоса Авраама (607 –613) Евтихий анафематствуется за докетизм вместе с гностиками Манесом, Маркионом и разделявшим учение гностиков сирийцем Бардесаном: «Анафематствуем Манеса, и Маркиона, и Бардесана, и Евтихия, которые говорили, что Сын Божий явился в мире призрачно, по подобию и мнимо, и не истинно воспринял тело и душу от Святой Девы и Богородицы» (См.: , , 1994, 397-398 (Книга Посланий. Иерусалим, 1994. С. 397-398 – на древ.-арм. языке)). Почти нигде не встречается анафема Евтихия именно за монофизитское вероучение (См. также: , , 1994, 408, 450, 584 (Книга Посланий. Иерусалим, 1994. С. 408, 450, 584 – на древ.-арм. языке). В то же время в ААЦ не был предан анафеме Диоскор Александрийский, главный защитник Евтихия и его учения. Халкидонский собор осудил и Диоскора, и Евтихия. , ,  , 1876, 32 (Чиновник рукоположения клириков, диаконов и священников. Вагаршапат, 1876. С. 32– на древ.-арм. языке). , , 1994, 626 (Книга Посланий. Иерусалим, С. 626 – на древ.-арм. языке). См. также: , , 1998. 251 (Корень Веры. Ереван, 1998. С. 251 – на древ.-арм. языке). , , 1994, 637 (Книга Посланий. Иерусалим, 1994. С. 637 – на древ.-арм. языке). , , , 1971, 254-255 (Армянская Книга Канонов. Т. 2. Ереван, 1971. С. 254-255 – на древ.-арм. языке). Комментарии ( 47): 14 августа 2012г. 13:30 Монофизиты, каковыми являются члены так называемой ААЦ, сначала должны отказаться от своей ереси, осуждённой Вселенскими соборами и покаяться в ней. Каким чином принимать бывших еретиков в лоно Православной Церкви, следует руководствоваться Церковными Канонами и Правилами. Только после присоединения к Церкви они могут приступать к Таинствам. Torkvemada, Toledo 15 августа 2012г. 16:44 Петр, вашу бы агресию да в мирных целях, выражайтесь по мягче. Спешу сообщить вам , что и вы находитесь под анафемой исповедуя Никео-цареградский символ веры., т.к. по постановлениям Первого Вселенского собора к Никейскому Симолу веры ничто не должно быть добавлено, а так же ничто не должно быть убавлено, и формально ты как человек-букварь тоже под анафемой. Для того что бы людей пприводить к православию, надо быть как минимум по мягче, не сразу обвинять христиан не правосл. церкви в ереси 16 августа 2012г. 18:46 Уважаемый! Софизмы, приводимые вами не пригодны в любых целях. Первый вселенский Собор не учит об одном естестве Христа. Монофизитство – ересь, анафематствованная Святой Церковью, без разночтений. Grigor_yan 24 мая 2013г. 16:00 +++ Первый вселенский Собор не учит об одном естестве Христа.  Первый Вселенский Собор вообще никаким природам не учит. В христианстве в принципе нет веры в природы, но есть вера в воплощенного Бога Сына, а потому пункта веры в природы нет в Символе Веры. Впервые вера в природы была утверждена на Халкидоне. 

http://bogoslov.ru/article/2749331

В 499 году епископ Селевкии, Бабей, несторианин, созвал в Селевкии собор, на котором было утверждено несторианство и формально заявлено об отделении персидской церкви от греко-римской империи. Несториане стали называться по своему богослужебному языку халдейскими христианами . У них был свой патриарх, называемый католикосом . Кроме догматических различий, несторианская персидская церковь допустила у себя различия и в церковном устройстве. Так, она разрешила брак не только священникам, но и епископам. Из Персии несторианство распространилось в Индии. Здесь они получили название христиан-фомитов , по имени ап. Фомы. Четвертый Вселенский Собор Четвертый вселенский собор – Халкидонский связан непосредственно с историей третьего вселенского собора – Ефесского (пишет еп. Иоанн Аксайский). Мы знаем, что главным деятелем в просвещении и охранении православного учения на 3-м вселенском соборе был св. Кирилл, архиеп. Александрийский. Главным виновником всех беспокойств был Евтихий, архим. Константинопольский, который являлся почитателем св. Кирилла. Святитель Кирилл, уважая Евтихия, прислал ему экземпляр деяний вселенского Ефесского собора. Но как случается в других случаях, что воодушевление переходит в крайность, так и здесь ревность к богословским суждениям св. Кирилла перешла границы. Высокое богословие св. Кирилла было не понято и выродилось у Евтихия в лжеучение, построилась новая система монофизитства, в котором утверждалось, что во Иисусе Христе было не два естества, но одно. Когда на соборе дошло до объяснений с Евтихием, то он выразил свое учение так: «После воплощения Бога Слова, я поклоняюсь одному естеству, естеству Бога, воплотившегося и вочеловечившегося; исповедую, что Господь наш состоит из двух естеств прежде соединения, а после соединения исповедую одно естество» (История вселенских соборов). Еретическое монофизитское учение разделял Диоскор , занявший после Кирилла Александрийскую кафедру. Диоскора поддерживал император Феодосий II, ценивший его как борца с несторианством. Евтихия почитала придворная партия во главе с императрицей Евдоксией. По совету этой партии, Евтихий перенес свое дело на суд церквей Римской и Александрийской, выставляя себя защитником православного учения, а Флавиана и Евсевия, еп. Дорилейского несторианами. Папа Лев Великий , осведомленный обо всем Флавианом, согласился на осуждение Евтихия. Диоскор же, приняв сторону последнего, просил императора созвать вселенский собор для утверждения мнимо-православного учения Евтихия и осуждения несторианства, якобы возрожденного Флавианом. Феодосий II назначил в 449 году собор в Ефесе, под председательством Диоскора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

С этими лицами Евтихию снова отправлена была вызывная грамота, в которой говорилось: «Ты знаешь, что определено святыми канонами против непослушных и нехотящих явиться для оправдания, когда бывает к ним уже третий вызов. Поспеши прийти в следующий день утром, т. е. в четвертый день недели, в семнадцатый день месяца ноября». Накануне этого дня к отцам Собора явилась депутация от Евтихия в лице архимандрита Авраамия и трех диаконов. Архимандрит доложил Собору о нездоровьи Евтихия и вызывался было дать некоторые объяснения за болящего. Архиепископ Флавиан обещал ожидать выздоровления Евтихия, а предложение архимандрита отклонил. 17 ноября третья депутация, возвратившаяся от Евтихия, передала отцам Собора такую просьбу последнего: «Прошу умолить господина архиепископа и святой Собор, чтобы они дали мне отсрочку на эту неделю, а на следующей неделе, если будет угодно Богу, я приду и буду оправдываться перед господином и святым Собором». Просьба была принята во внимание, – архиепископ Флавиан от лица Собора решил: «Мы даруем (Евтихию) испрашиваемую им отсрочку. Если же, вопреки собственному обещанию, Евтихий не явится во второй день следующей недели (22 ноября), то окончательно будет лишен и пресвитерского сана, и начальства над монастырем». Наступило 22 ноября Члены Собора собрались в судебной палате епископии Евтихий явился на Собор с множеством воинов, монахов и служителей префекта претории, кроме того, Евтихия сопровождал силенциарий (придворный чин) Магнус, посланный императором для представления Собору такого определения: «Мы заботимся о мире святых церквей и Православной веры и желаем охранять веру, истинно и по вдохновению Божию изложенную нашими святыми отцами, собравшимися в числе 318 в Никее и бывшими в Ефесе при осуждении Нестория. Мы желаем этого, дабы не вторгся соблазн в упомянутое православие. А так как знатнейшего патриция Флоренция мы знаем за верного и испытанного в православии, то желаем, чтобы он присутствовал в заседании Собора, так как речь идет о вере».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Пользуясь своим влиянием на царя, которое было так велико, что он мог совершать всё, что ему было угодно, — Хрисафий написал послание к патриарху александрийскому Диоскору [ 11 ], человеку способному на всякое зло, опытному в коварстве, отличающемуся своим нечестием; в своем послании Хрисафий старался вооружить Диоскора против Флавиана, поручая Евтихия его покровительству и обещал ему большую милость у царя. Письмо было написано от лица царя, именем которого Хрисафий повелевал александрийскому патриарху, чтобы он, собрав подвластных ему единомышленных епископов, каких хочет, отправился бы поскорее в Ефес и составил бы там вселенский собор относительно догматов веры, ибо Флавиан вносит в церковь некоторые еретические мудрование и смущает верующих. Итак, — писал Хрисафий, — пусть Диоскор рассмотрит на соборе всё дело и извергнет Флавиана, а Евтихия, если он окажется невиновным, пусть разрешит от соборной клятвы и восстановит в его сане. Тот же Хрисафий привлек на сторону Евтихия и царицу Евдокию, так что и она помогала еретику против Флавиана. Диоскор же, взяв с собою более десяти единомышленных с ним епископов и некоего архимандрита по имени Варсума, сопровождаемый 1000 монахов, прибыль в Ефес. Здесь по царскому повелению составился, под председательством Диоскора, собор [ 12 ], на котором присутствовало 128 епископов, съехавшихся из разных стран; на этот собор прибыл и святейший Флавиан, призванный сюда на суд. Царь же или вернее Хрисафий от имени царя написал послание к комиту [ 13 ] Елпидию и к другим комитам, бывшим там с войском, чтобы они не допускали на собор тех епископов, которые, вместе с Флавианом, осудили Евтихия на поместном соборе, бывшем в Константинополе, и подписались под грамотою об извержении его. Когда собралось то лукавое соборище, где председательствовал Диоскор, выступил Евтихий и подал написанное им самим исповедание веры, где изложил свое еретическое учение, искусно прикрытое двусмысленными выражениями. Лишь только Евтихий окончил чтение своего исповедания веры, среди участников собора поднялись разногласие и шум: одни защищали Евтихия и утверждали, что он неповинен, так как право исповедует святую веру, другие же стояли за Флавиана; но последних было мало, ибо все возлюбили тьму более света и ложь более истины, стараясь угодить земному царю, а не небесному.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Феофил воспользовался нерасположением византийского Двора к Иоанну и вместо того, чтобы самому предстать на суд пред Иоанном, осудил сего последнего на соборе в Дубе, возведши на него измышленные преступления. Таким образом, кафедра Константинопольская была унижена, и ее епископ подлежал суду епископа александрийского, им осужден и сослан в ссылку. Но этот случай не оправдал расчетов Феофила: неправедное осуждение Иоанна скорее послужило к возвеличению кафедры новой столицы, чем к ее унижению; ибо Иоанн был не только оправдан, но и сопричислен к лику святых. А за учение и красноречие поставлен на ряду со вселенскими учителями Васили ем великим и Григорием Богословом и сопричтен к ним. Скорее мгла бы иметь для Константинополя роковые последствия борьба с Несторием преемника Феофила, св. Кирилла. Кирилл был главным деятелем в обличении Несториевой ереси, в сознании вселенского Собора и в осуждении ересеначальника. Но в этом деле трудно решить, насколько действовали и действовали ли мотивы, не совсем чистые, вытекающие из соперничества. Кирилл спас основную истину христианства – действительное воплощение Сына Божия, от несторианского извращения, и святая вселенская Церковь , высоко ценя его заслуги, его труды и страдания, которые ему пришлось понести в этом деле, сопричислила его к лику святых. И этот случай не привел ни к каким последствиям, невыгодным для новой кафедры. Последним и решительным соперником выступил преемник Кирилла Диоскор. Взявши под свою защиту еретика Евтихия, он созвал собор в Ефесе (известный в церковной истории под именем разбойничего), и на нем не только беззаконно осудил Флавиана Константинопольского, но и предал его таким истязаниям, что то несчастный вскоре помер от них. Подвигами Диоскора кончилось соперничество Александрии. Дело было пересмотрено на халкидонском соборе и Диоскор был низложен. Вскоре за тем бедствия, постигшие южные области Восточной империи: Египет, Палестину, Сирию и всю вообще малую Азию, то от приумножения ересей (несторианства в Армении, монофизитства в Египте, монофелитства в Сирии), то от нашествия враждебных соседей сперва персов, а потом сарацин, довели три восточные патриархатства александрийское, антиохийское и иерусалимское до такого состояния, что им было не до соперничества со столицей Востока, напротив они стали теперь чаще и чаще обращать к ней свои взоры и все чаяния, и от нее ожидать себе поддержки и помощи, если не материальной, то хотя нравственной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Это был суровый приговор, в котором характеристика заблуж­дений Евтихия как будто бы не соответствует его действительным взглядам – сознательным последователем ни Аполлинария, ни, тем более, гностика Валентиниана он, конечно, не был; но именно так в эпоху Вселенских Соборов, когда, в противостоянии ересям, оттачивались богословские формулы, выражающие богооткро­венные догматы, и когда ввиду опасности заблуждений в судеб­ных приговорах обозначался их крайний предел, запечатленный в той или иной древней и уже отвергнутой ереси, реагировала Церковь на богословские заблуждения, при этом однако всякий обвиняемый имел возможность, заявив об отказе от своих преж­них воззрений, избежать каких бы то ни было прещений. Кон­стантинопольский синод, и в особенности его председатель свя­титель Флавиан, отлучив Евтихия, действовал с исключительным мужеством и самоотверженностью, потому что для его участни­ков не было тайны в сочувствии и поддержке, на которую отлу­ченный мог рассчитывать со стороны верховной власти. Известие об осуждении Евтихия вызвало на Востоке удовлет­ворение и даже радость. Блаженный Феодорит писал тогда епи­скопу Анкирскому Евсевию: «Господь приник с небес и Сам изо­бличил тех, которые сплетали на нас клевету, и обнаружил их нечестивое мудрование» 683 . В ту пору в Тире и Вирите (Бейруте) велся процесс по обвинению епископа Эдесского Ивы в привер­женности ереси Нестория. И вот под влиянием решения, приня­того на Константинопольском синоде по делу Евтихия, Ива был оправдан и благополучно возвратился на свою кафедру в Эдессу. Между тем Евтихий отнюдь не собирался смириться со сво­им отлучением – выслушав приговор, он сразу обратился к Фло­ренцию с заявлением о намерении подать апелляции еписко­пам Рима, Александрии, Иерусалима и Фессалоник. Обращаться к архиепископу Антиохийскому Домну он не намеревался, пото­му что заранее был уверен в том, что тот не поддержит его, – всех восточных он подозревал в несторианстве. Флоренций, как рассказывает об этом А. Тьерри, «побежал уведомить об этом архиепископа, уже оставившего свое место, и просить его, чтобы в актах собора упомянуто было об этой апелляции обвиняемого», но поскольку Флавиан «ничего не слыхал об апелляции, то и отка­зался включить ее в протокол» 684 . Это было оплошностью, которая дала повод Евтихию обвинять святителя в подлоге протокола.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Пусть все, кто будет после этого разговаривать или входить в общение с ним, знают, что сами они повинны будут отлучению от Церкви» ( Дeяh. III, 289, 291 ). Этот приговор подписан был самим архиепископом Флавианом, 31 епископом, присутствовавшими на соборе, и несколькими архимандритами. Собор Константинопольский 448 года выяснил, изобличил и осудил ересь Евгнхия, однако на этом дело не остановилось. Вскоре появились печальные признаки новых смут в Церкви, подобных несторианским. После осуждения своего, Евтихий, не считая дела своего проигранным, обращается за помощью к самому императору Феодосию младшему. Император охотно поддерживает еретика. Чтобы понять такое, по-видимому, странное явление, нужно взять во внимание, что в это время император Феодосий находился под сильным влиянием одного евнуха, Хрисафия, заправлявшего от имени слабого императора делами государственными. А этот Хрисафий с самого вступления на кафедру Константинопольскую архиепископа Флавиана ненавидел его и всячески старался делать ему худое; дело Евтихия представлялось этому царедворцу удобным случаем к тому, чтобы досадить Флавиану. Причина ненависти Хрисафия к Флавиану, по рассказу одного историка, заключалась в следующем: когда архиепископ Флавиан посвящен был в архипастыри столицы, Хрисафий, корыстолюбец, начал требовать себе от новопоставленного архиепископа какого-либо дорогого подарка. Флавиан, как бы не поняв в чем дело, посылает Хрисафию благословенный хлеб – дорогой подарок. Этим был сильно оскорблен корыстолюбивый Хрисафий и искал постоянно случая отомстить Флавиану. Дело Евтихия, говорим, представляло удобный случай к отмщению архиепископу. Хрисафий, а чрез него и император, берет сторону Евтихия, по осуждении его. Хрисафий тем охотнее присоединяется к стороне Евтихия, что сам он сочувствовал идеям, какие развивал Евтихий 11 . Под влиянием Хрисафия двор начал деятельно выражать свое сочувствие низверженному еретику. Император не запрещает Евтихию делать публичный манифестант против того осуждения, какое положено на него собором под руководительством Флавиана ( Дeяh. III, 26, 32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

8 ноября 448 года в Константинополе состоялось заседание синода эндимуса – это было уникальное учреждение: поскольку столичная кафедра, несмотря на свой высокий ранг в диптихе, усвоенный ей II Вселенским собором, не имела митрополичьего статуса и от нее не зависели другие кафедры, в Константинополе вместо обычных епископских соборов, которые созывались в митрополиях, действовал этот своеобразный орган, в котором под председательством столичного архиепископа заседали епископы, оказавшиеся по разным делам в столице. И Евсевий Дорилейский, принимавший участие в заседании синода эндимуса, поднял на нем вопрос о заблуждениях Евтихия. Как заправский юрист, он представил свое обвинение в письменном виде, не раскрывая, однако, в нем содержания заблуждений Евтихия, с тем чтобы тот сам, будучи вызванным на синод, вслух перед всеми обнаружил свою ересь: «Я просил Евтихия, пресвитера и архимандрита, дабы он не предавался такому поражению чувств, опьянению мышления и исступлению ума, чтобы забыть страх Божий и пренебречь страшным судилищем Христа, Спасителя всех нас… Но он, имея невоздержные уста и необузданный язык, не перестает отрицать благочестивые догматы Православия, отметаться от святых отцев и меня, который никогда не был подозреваем еретиком, а, напротив, всегда сражался с еретиками… Умоляю и прошу вашу святость, не оставьте без внимания моей просьбы, но прикажите Евтихию… явиться на святый ваш собор и защищаться в том, в чем я обвиняю его» . Председательствовавший на заседании архиепископ Константинопольский Флавиан (преемник святого Прокла, преставившегося в 447 году), отличаясь особым миролюбием и кротостью, выразил в связи с этим доносом свое изумление: «Прочитанное удивляет нас, потому что взводит такую укоризну на почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия. Однако пусть удостоит твое благочестие сходить к нему и побеседовать с ним о правой вере; и, если в самом деле он найден будет мудрствующим неправильно, тогда будет вызван святым собором и станет защищаться» . Но епископ Евсевий категорически отверг несколько раз повторенную просьбу пойти в монастырь к Евтихию и попытаться переубедить его: он лучше Флавиана, не чуждого доверчивого прекраснодушия, знал своего бывшего друга, знал его убежденность в своих идеях, его упрямство и высокомерие, а еще, зная также и о могуществе его крестника Хрисафия, имел основание опасаться за свою собственную участь.

http://pravoslavie.ru/50695.html

Института народного представительства по делам церковным, конечно, нечего искать в Византии в период Вселенских Соборов, так как тогда не было исторических мотивов к его возникновению. Деятельное участие самодержавного императора, главы и руководителя христианского народа, исключало его необходимость. При таких условиях отсутствие института народного представительства в древние времена, без сомнения, еще не может говорить против него вообще. Напротив, история Вселенских Соборов представляет ясные доказательства, что в известной степени институт представительства вообще, по крайней мере, фактически был признан Церковью еще и в те времена. В актах Вселенских и одного из Константинопольских Соборов по делу Евтихия находится немало разных указаний, свидетельствующих об этом. В актах, наприм., IV Вселенского Собора встречается достаточно лиц в сане епископов, пресвитеров и диаконов с указанием, что они занимают место того или иного епископа, а Бонифаций, пресвитер и легат святой Церкви древнего Рима, при подписании акта о себе добавил: также занимавший место святейшего архиепископа Льва вместе с почтенною и блаженною и апостольскою церковью папы Льва, определивши осуждение Диоскора, подписал. Пресвитер же Ефроний наименовал себя представлявшим епископа Кукузского. 173 Но, кроме того, представителями епископов могли являться и люди, не имеющие священного сана, как, например, чтецы. Под определениями Второго Вселенского Собора между прочими подписями значится: Атарбий (епископ) в лице чтеца Кирилла 174 . Из подписей членов IV Вселенского Собора видно, что не только епископы, но и пресвитеры, являлись местоблюстителями патриарших престолов, посылали на собор своих представителей. 175 А среди подписей под определениями Константинопольского собора об отлучении Евтихия попадаются, например, такие: Иов, пресвитер и архимандрит, подписал низложение Евтихия через диакона моего, Андрея. Иаков, диакон и архимандрит Сирский, через монаха моего, Зотика, подписал низложение Евтихия. 176 Особенно много

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

88 При чтении этого, Феодор, почтеннейший епископ клавдиопольский, сказал: «этого никто не говорил». Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «хотят отвергнуть все, что высказали прежде. Пусть уже говорят и то, что не присутствовали». – Константин, благоверный секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка: 89 «Елпидий, достопочтенный военачальник, сказал: так как стало очевидно то, что думали вы касательно святой веры, и общий голос признал и одобрил определение, составленное под вашим председательством, то прикажите войти архимандриту Евтихию, на которого произнесено осуждение, и который есть виновник (всего соборного) деяния, и ради которого написана большая часть высочайших посланий к вам, дабы он присутствовал и объяснил вашей святости свое мнение. – Святой собор сказал: следует. – Ювеналий, епископ иерусалимский, сказал: это основательно, чтобы присутствовал благочестивейший архимандрит Евтихий, и употребил свои доказательства. – И когда он взошел, Фалассий, епископ Кесарии каппадокийской, сказал: пусть почтеннейший архимандрит Евтихий объяснит сему святому и великому собору полезные для него оправдания. – Евтихий архимандрит сказал: я препоручил себя Отцу, Сыну и Св. Духу и слову истины вашей праведности; и вас имею свидетелями своей веры, за которую я подвизался вместе с вами и святым собором, который пред вами здесь собран, как свидетельствует и ваша святость. Я имею в руках статью (с изложением) моей веры; прикажите прочитать ее и содержащееся в ней исповедание веры. – Стефан, епископ ефесский, сказал: справедливо будет принять исповедание и статью почтеннейшего архимандрита Евтихия и внести их в памятники веры. – И когда они были поданы, Иоанн, пресвитер и первый нотарий, прочитал: Статья исповедания Евтихия «Святейшему и боголюбезнейшему вселенскому собору, собравшемуся в митрополии ефесской, от архимандрита Евтихия. «Благодарю всесвятого Бога в настоящий день, в который благочестие чрез вас получило право свободной речи; и уведомляю ваш святой собор о том, что воспоследовало со мною, особенно же против правой веры. Хотя я с самого детства предположил жить в бездейственном молчании даже до старости и уклоняться от всякого возмущения, однако мне не удалось воспользоваться таким предположением; но я окружен крайними опасностями навета, за то, что я, по определению первого здешнего Святого собора вашего, не согласился мудрствовать против той веры, которая изложена святыми отцами в Никее. А прежде объяснения того, что случилось, необходимо, для удовлетворения вашей святости, снова сделать известным содержимое мною исповедание Святого догмата, свидетельствуясь как самим Богом, так и вашею святостию, с которою и сам я всегда по своей силе подвизался против еретиков за православную веру». Изложение веры Евтихия

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010