13 Святитель Евтихий, патриарх Константинопольский годы патриаршества 552–565, 577–582), родился в местечке Сион, во Фракии; начинал священническое служение в Амасийской метрополии. Как представитель епископа Амасийского был послан на V Вселенский Собор. С 550 г. был принят в кругу Юстиниана, который заметил исключительные способности будущего Святителя в богословских работах и полемике против “Трех глав”. Был избран патриархом Константинопольским после смерти патриарха Мины в 552 г. С императором Юстинианом сохранял хорошие отношения до его смерти. Согласно житию Святителя, составленному Евстратием, а также некоторым другим текстам, удаление святителя Евтихия из Константинополя последовало за его отказом принять указ Юстиниана в защиту афтартодокетизма. Однако Евагрий Схоластик ясно указывает, что удаление святителя Евтихия произошло до составления указа (в последнее время выдвигаются мнения, что такого указа вообще не было). Евстратий приводит несколько несущественных обвинений против святителя Евтихия и полагает, что император был введен в заблуждение относительно его виновности. После удаления из Константинополя Святитель жил в монастыре в Амасии. Император Юстин II снова призвал святителя Евтихия на патриаршество в 577 году. К последнему периоду жизни святителя Евтихия относится его спор со святителем Григорием, упоминающийся у Беды. Сохранились немногие из сочинений святителя Евтихия: послание папе Вигилию в материалах V Вселенского Собора, отрывки сочинения о Евхаристии. Сочинение о воскресении плоти утеряно, поэтому неясно, насколько святитель Евтихий находился под влиянием Оригена, подчеркивая разницу между воскресшей и земной плотью. Погибли также его сочинения против афтартодокетов и монофизитской вставки в “Трисвятое”: “Распныйся за ны”. Память 6/19 апреля. 14 Беда, говоря о вере — fides — равно употребляет эпитеты camholica ‘собор­ная’ и orthodoxa ‘православная’. 15 Тиверий II Константин (578–582), византийский император. Прославился как хороший полководец, великодушный и просвещенный правитель, терпимый в религиозном отношении.

http://pravmir.ru/dostochtimyiy-beda-zhi...

Да, Евсевий был, как он сам говорил, другом Евтихия 3570 . Отсюда в высшей степени неправдоподобно предположение, чтобы обвинение Евсевия находилось в связи с делом Домна, чтобы Евсевий, как обвинитель Евтихия, был выдвинут антиохийцами или прикрывал их планы 3571 . Евсевий имел собственные поводы к обвинению Евтихия. Это заставляет Лоофса предполагать, что Евсевий не был собственно александрийцем 3572 . На константинопольском соборе он одновременно исповедал кирилловское ер. dogmatica 3573 и примыкавшее к его унионному исповеданию 433 года ер. 39 3574 . Уния, распавшаяся еще во время проживания его в мире, направила его догматику на средний путь и дала ему возможность заметить неосторожность догматических выражений Евтихия. Убедившись из личного посещения монастыря последнего в справедливости этих слухов, Евсевий попытался его разубедить, но не достиг успеха 3575 . Возможно, к этому присоединились личные недоразумения. Во всяком случае, позднее Евтихий утверждал, что Евсевий с давних пор находится с ним в ссоре 3576 . Как бы там ни было, но во время заседания константинопольского σνοδος νδημοσα в ноябре 448 г. 3577 по делу между митрополитом сардским Флоренцием и двумя подчиненными ему суффраганами, епископами Иоанном и Коссинием 3578 , присутствовавший на этом соборе Евсевий обратился к председательствующему здесь Флавиану с прошением 3579 , в котором обвинял в общих выражениях Евтихия в ереси. Но зная, что Евтихий persona grata у Хризафия, и сознавая свое собственное весьма шаткое при дворе положение, Флавиан повел дело в высшей степени осторожно. Опасаясь публичным расследованием дела вызвать шум 3580 , он поручил Евсевию частно объясниться с Евтихием и убедиться наверное в его виновности 3581 . Однако Евсевий чрезвычайно энергично повел атаку и добился от собора согласия не оставлять без расследования дела такой великой важности. Это ему удалось. Собор принял прошение и решил послать вызов Евтихию 3582 . Однако Флавиан замял неприятное для него дело. Вследствие этого Евсевий во втором заседании от 12 ноября 3583 снова выступил против Евтихия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

В чем же выразилась деятельность архиеп. Ювеналия, представителя Иерусалимского патриархата, на соборе 449-го г.? Диоскор Александрийский, когда его обвиняли во всех деяниях разбойничьего собора, заметил, что напрасно ему одному приписывают происшедшее на соборе; во всем ходе его дел он столько же виновен, сколько и Ювеналий, и в этом замечании он был прав. Архиеп. Ювеналий не только юридически, в силу предоставленного ему имп. Феодосием права, но и фактически был ближайшим помощником Диоскора на разбойничьем соборе. На предлагаемые Диоскором собору вопросы касательно разных пунктов учения Евтихия первым давал ответы Ювеналий, и всегда в пользу еретиков. Так, когда собору 449-го г. была представлена просьба архим. Евтихия об отмене осуждения, которому он будто бы неправильно подвергся со стороны архиеп. Флавиана, и когда, после продолжительного обмена мыслей между присутствующими на соборе, Диоскор спросил: что определяют отцы собора относительно Евтихия и как смотрят на чистоту его веры? то Ювеналий первый заявил: так как Евтихий часто заявлял, что он следует изложению веры Никейского символа и деяниям прежнего Ефесского, великого и святого собора, то я нашел его весьма православным в том, что он высказывал и я определяю и желаю, чтобы он пребывал в своем монастыре и в своем сане. 460 Это было первое со стороны Ювеналия заявление своих симпатий к монофизитству, открытый переход на сторону последнего, и в таком, раз принятом направлении, продолжается и дальнейшая деятельность его на соборе 449-го г.. Вслед за благоприятным решением жалобы Евтихия последовала просьба евтихианских монахов об отмене наложенного на них Константинопольским собором церковного отлучения; на вопрос Диоскора, анафематствовать ли их, арх. Ювеналий отвечал: надлежит, чтобы они, так исповедующие православную веру, изложенную в Никее и утвержденную в Ефесе, были причастны и святого общения и своих степеней. 461 Оправдание архим. Евтихия, освобождение преданных ему монахов от церковного отлучения – эти факты могут быть еще объясняемы простой снисходительностью Ювеналия, но непосредственное участие его в осуждении архиеп. Флавиана, православными иерархами пятого века ставилось ему в вину, как вопиющее преступление. Когда собором 449 г. объявлено было, что Евтихий и его сторонники вполне согласны с древне-церковным учением, то естественно было предположить, что возбудившие вопрос о еретичестве Евтихия сами были неправомыслящими людьми. К такому заключению и пришли руководители разбойничьего собора. Председателем последнего было сказано, что Св. Флавиан, Евсевий Дорилейский, как «scandali ет conmurbamionis facti occasio», подвергаются определенному Св. отцами осуждению, именно: признаются чуждыми всякого священнического и епископского достоинства. 462

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Житие во святых отца нашего Евтихия, архиепископа Константинопольского Память 6 апреля Родиною святого Евтихия было находившееся во Фригии селение, называвшееся «Божественное». Впоследствии святой Евтихий оградил это селение каменными стенами, построил здесь обширную церковь во имя сорока мучеников и поселил добродетельных мужей и главным образом иноков, проводивших жизнь подобно Ангелам, – он желал, чтобы селение то не только по наименованию, но и на самом деле было божественным. Итак, заботами святого всё превратилось в крепкий город. Родители святого Евтихия были воин Александр и Синесия, дочь честного и добродетельного священника Исихия, служившего в Августопольской церкви. Однажды Синесия, когда носила во чреве этот благословенный плод, почивая на постели, увидала себя осияваемою неизреченным светом; она ужаснулась и размышляла, что бы это значило? Видение же это предуказывало на имевший родиться от нее духовный свет, – просветителя многих остававшихся во тьме заблуждения. Господь освятил как некогда пророка Иеремию раба Своего, прежде рождения предназначив его быть светом мира и великим святителем. Отрок был окрещен своим дедом, вышеупомянутым священником Исихием и у него же получил первоначальное обучение книгам. Уже в детском возрасте имелись предзнаменование будущего сана Евтихия. У пресвитера Исихия училось много детей, сверстников Евтихия, и вот во время игр они начали писать на стене свои имена, называя себя, кто пресвитером, кто каким-либо другим чином; блаженный Евтихий написал себя с титулом патриарха, – «Евтихий патриарх»; этим он как бы пророчески предуказывал на дарование ему от Бога в будущем патриаршеской чести. Когда святому Евтихию исполнилось двенадцать лет, он был отправлен родителями и дедом для дальнейшего образования в Константинополь. Отличаясь пред прочими своими успехами в изучении светской науки, он ясно понял, что сама по себе внешняя премудрость не есть, по слову святого Апостола Иакова нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«По прочтении (отрывка из деяний Константинопольского собора) дьякон Константин (поверенный Евтихия) сказал: «Просим спросить их, слышали ли они это?» Знатнейший патриций сказал: «Пусть и Феофил по обнародовании его показаний скажет, сознает ли он, что он это слышал или говорил?» И когда почтеннейший пресвитер Феофил вышел на середину, то сказал: «Я и пресвитер Мама, посланные святейшим архиепископом и святым собором, ходили в монастырь Евтихия, и точно это самое, что (сейчас) прочитано, мы слышали из уст почтеннейшего мужа (Евтихия) и не сделали ни прибавления какого-нибудь, ни опущения». Константин: «Он (Феофил) не слышал ничего другого?» Патриций: «Кроме того, что объявил ты, ничего другого ты не слышал?» Феофил: «Он (Евтихий) говорил: я следую и изложениям отцов; это он говорил». Патриций (поверенным Евтихия): «Чего еще требуете?» Дьякон Константин: «Просим, чтобы спрошен был и господин Мама». Патриций: «Пусть и почтеннейший Мама объяснит, что знает». Елевсиний (другой поверенный Евтихия): «Он (Феофил) показал, что Евтихий говорил: следую и изложениям отцов; и это не внесено в документы (в деяния собора)». Патриций (Феофилу): «Почему вовсе не содержится в документах то, что, как сказанное Евтихием, ты после прибавил в своем показании?» Феофил: «Он сказал и другое, клянусь стопами ног ваших, чего я не помню, а что помню, то я объявил». Патриций: «Почему в то время ты вовсе не включил этого в документы?» Елевсиний: «А выше он еще сказал, что он ничего ни прибавил, ни убавил из слов Евтихия». Феофил: «Я сказал то, что слышал из уст самого архимандрита. Если же хотят, чтобы я сказал больше, то я не слышал (больше)». Патриций: «Пусть дает показание и пресвитер Мама, как сказано». Мама: «Ради стоп ваших, пусть прочтется показание, данное тогда, потому что я забыл его». Патриций: «Пусть прочтутся слова его из документов, чтобы, по прочтении их, он сказал, что он слышал, по его сознанию». Мама (по прочтении и его показания): «Это так, клянусь стопами ног ваших; я показал то, что прочитано и больше ничего не показал». Константин: «Думаю, что сказанное господином пресвитером противоречит само себе, сколько видно из прочитанных объяснений Феофила и Мамы». Патриций: «Разве в документах говорится иначе?» Елевсиний: «Нет, клянусь стопами ног ваших!» и так далее» 373 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

864 . В добровольно взятой на себя борьбе с несторианством Евтихий искал знакомства с Евсевием, который некогда начал открытую борьбу против Нестория. Евсевий занимал епископскую кафедру в городе Дорилее. Из бесед с Евтихием Евсевий убедился в еретическом образе мыслей Евтихия и отдал всю свою энергию на борьбу с этим столпом константинопольского монашества, которого терпел в его властной роли патриарх Флавиан. 865 Во время поместного Собора епископов в Константинополе осенью 448 года Евсевий подал официально письменное обвинение Евтихия в распространении им еретического учения. Еретические мнения Евтихия имели тогда уже широкую огласку, и за год до того Антиохийский патриарх Домн в послании от своего Собора к императору обращал его внимание на заблуждения Евтихия, но без успеха. 866 Патриарх Флавиан принял к сведению донос Евсевия и потребовал Евтихия на суд в Собор. На первый вызов Евтихий отвечал отказом, ссылаясь на обет, воспрещающий ему покидать свой монастырь. Но он представил через посланных свое изложение веры, которое вполне подтвердило обвинение Евсевия. Собор не мог уже уклониться от обсуждения дела. На второй письменный вызов Евтихий не явился, а на третий заявил, что не может явиться по нездоровью. Заявление это было уважено, и Евтихий явился только в седьмое заседание Собора 22 ноября. Император, лично расположенный к Евтихию, 867 пожелал, чтобы заслуженный сановник Флорентий принял участие в обсуждении вопроса об учении Евтихия, и епископы встретили это предложение с величайшим сочувствием. 868 Флорентий прибыл на заседание, куда Евтихий явился в сопровождении множества монахов, солдат и служителей префекта. Сопровождавшая его толпа потребовал от собора заявления, что Евтихий не будет задержан. 869 На происшедшем допросе Евтихий формулировал свое учение так: «Я исповедую, что Господь наш состоял из двух естеств до соединения, а после соединения исповедую одно естество». 870 Самое тело Иисуса Христа он признавал не единосущным с нашим. Собор признал его учение еретическим и приговорил «отрешить его от всякой церковной службы, церковного общения и начальства над монастырем».

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Лев называет libellus. (Cacciari de Pricill. haeresi et historia. Migne LV, 1036–1044. Ballerini de epistolis de perditis, Migne. LIV, 1220–1). 28 Анафематизмы соборов: Испанского в 447 году и Вратарского в 563 г. см. у Kurtz, Handb. d. Kirchg. I, 2. 237. 29 Впрочем, Евтихий, кажется, не был особенно высокого мнения о богословии. «Я испытываю, говорил он, только св. Писание; оно не сравнено тверже и достовернее изложений св. Отцов». (Thiery, 196). 31 Что в Малой Азии был собор, это видно из известия Факунда Гермианского (Pro def. tr. сар. VIII, 5 и XII, 5; Migne LVII, 723 и дал. и 852). Он говорит, что к императору Феодосию было послано Дойном Антиохийским «соборное послание», в котором Евтихий обвиняется в возобновлении «нечестия ересиарха Аполлинария», в признании того, что Божество и человечество во Христе посредством смешения (commistio) и слияния (confusio) составило одну природу, вследствие чего страдания Спасителя приписываются неизменяемому Божеству. Кроме того, Евтихия обвиняли еще в том, что он «анафематствовал» Диодора (Парсийского) и «Феодора (Мопсуетского)». Название соборного послания, данное этоме письму Факундом, самый предмет письма, заставляют предполагать о существовании на востоке собора, где было рассуждение об ереси Евтихия (Tillemont, XV, 493.). Время этого собора, по предположениям Tillemont’a (ibid) и Баллерини (Migne LV, 210), относится к началу 448 года. Какие последствия имело это письмо, достоверно неизвестно. На основании всего последующего можно предполагать, что оно осталось без последствий. 32 Борьба эта была ведена так тонко, искусно и, вместе с тем, с такой неразборчивостью в средствах, что невольно заставляет предполагать в ведении её более искусную руку, чем Евтихия, не видавшего в продолжение тридцати лет людей и далекого от всяких интриг и козней. Зная окружавших Евтихия людей, мы едва ли ошибемся, предположив здесь не малую долю участия друга Евтихия – евнуха Хризафия. 33 В конце письма приложено за подписью Евтихия исповедание веры, развивающее несколько полнее то же, что содержится и в письме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Кофе с сестрой Вассой: «Возьми постель твою», или Если прошлое причиняет боль 5 февраля, 2015. Инокиня Васса (Ларина) Опыт помогает нам сопереживать другим людям, попавшим в аналогичные ситуации, а также напоминает нам, что нужно быть благодарными В новом выпуске своего шоу инокиня Васса (Ларина) размышляет над евангельским рассказом об исцелении расслабленного. Всем привет! Я – сестра Васса, и я, как обычно, пью свой утренний кофе здесь, в Вене, в Австрии. Сегодня, мои многочисленные слушатели, мы обратимся к повествованию из Евангелия от Иоанна, – о том, как Христос исцелил парализованного человека в Вифезде. Этот текст по византийской литургической традиции читается в четвертое воскресенье Пасхи. Это одно из воскресений, поводящих и готовящих нас к великому празднику, – Пятидесятнице или Троице, который, если вы вдруг не знали, отмечается ровно на пятидесятый день после Пасхи в честь нисхождения Святого Духа на апостолов. Те из нас, кто ходит в церковь, слышат эту историю из года в год в одно из воскресений, которое призвано подготовить нас к Троице и к принятию нами дара – Святого Духа. Однако, несмотря на то, что многие из нас знают эту удивительную историю о том, как Христос исцелил этого человека с помощью преобразующей силы слова, давайте обратимся к этому тексту еще раз и взглянем на него по-новому. Поскольку этот текст также может изменить нас, если мы по-настоящему откроем наши сердца навстречу Его словам. Они укрепляют в нас то, что нуждается в укреплении, и устраняет то, что нуждается в устранении. …Пожалуйста, не задавайте мне вопросы о музыке! Как вам известно, выбираю музыку не я! Итак, давайте взглянем на пятую главу в Евангелии от Иоанна, посвященную излечению паралитика. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

Подробности отношений между детьми и родителями жития показывают редко. Но бывает – показывают. Так, в житии святителя Григория Паламы есть интересный момент: взрослый сын (ему было тогда около 20 лет) приходит к матери и «возвещает», как говорится в житии, ей о своем желании принять иночество. Мать согласилась, но не сразу – сначала она была опечалена, потом смирилась, и уже потом сама загорелась этой идеей своего ребенка. Во многих житиях мы можем увидеть этот сюжет: сын или дочь объявляют родителям о своем желании уйти в монастырь. Порой это звучит как заявление, порой это просьба о благословении. Интересно здесь то, что святые родители по-разному реагируют на такие решения своих святых детей, и святые дети по-разному реагируют на отказ родителей. Наверное, здесь нечто большее, чем тема «монастыря». Здесь вообще – взаимоотношения взрослых детей и их родителей, варианты этих отношений, момент схождения и расхождения родительских и детских путей. Некоторые родители сразу или почти сразу принимали и поддерживали решение детей. А бывало – не благословляли. Когда будущий святитель Иоанн Златоуст попросил у своей святой матери Анфусы благословения удалиться в пустыню – она упросила сына остаться дома, уйти из мира только после ее смерти. Юноша уступил материнским просьбам. Похожая история – известный сюжет из жизни святых Кирилла и Марии Радонежских. Другой вариант развития событий – в истории святых преподобных Стефана и Вассы , родителей преподобного Александра Свирского (XV в.). Супруги долго были бесплодны и сокрушались об этом. Прося Бога о даровании сына, Стефан и Васса возлагали на себя многие обеты и еще усерднее творили добрые дела. Однажды ночью на молитве они услышали голос: «Радуйтесь, доброе супружество! Вот, даровал вам Бог отрока утешения тезоименитого, ибо в его рождении утешение Церквам своим подаст!» Через некоторое время Васса зачала. Родившийся у них мальчик был назван Амосом. С детства Амос приучил свое тело к суровости и самоограничению, мало ел и спал, по ночам молился. Когда мальчик вырос, родители хотели сочетать его семейными узами, но юноша стремился к монашеству. И вот здесь святой сознательно преступил волю своих благочестивых родителей: тайно ушел в монастырь, где впоследствии был пострижен с именем Александра. Родители же долго считали своего единственного сына умершим. Спустя много лет Стефан нечаянно отыскал пропавшего, упрашивал вернуться домой и с гневом принял отказ сына. Но по молитвам Александра Стефан смягчился, а вскоре и сам пожелал принять монашество. Решению мужа последовала и Васса.

http://pravoslavie.ru/145443.html

- Итак, - сказал паренек, - я уже полгода в коровнике. Наблюдая за ним из своей будки, я удивлялся его беспредельному терпению, упорству и какому-то неистовству, с которым он скоблил и чистил коровник. " Убежит, ой, убежит, - думал я, - не выдержит " . Но, как потом показало время, я ошибался и даже очень. Через пятнадцать лет он уже стал архимандритом и наместником одного из московских монастырей. Однажды я заболел. Мне было так плохо, видно была и высокая температура, что я попросил позвать фельдшерицу монастыря - Вассу. Отец Гавриил считал, что больно жирно держать монастырского врача. Достаточно для монахов и фельдшерицы. Паренек вернулся и сказал, что Васса придет только после обеда, так как ей надо сделать обход, раздать лекарства, сделать старикам в богадельне перевязки. Но мне было так плохо, что я, собравшись с силами, стал спускаться по лестнице вниз. На первом этаже жил монах - бывший военный врач. Я постучался к нему в келью. Едва шевеля языком, я попросил его о помощи. Он замахал на меня руками: - Что ты, что ты, отец Гавриил запретил мне заниматься врачебной практикой, а назначил ходить с тарелкой в храме. Я спустился во двор и, стеная, сел на дрова. Состояние было самое плачевное. Во дворе никого не было. Я находился в каком-то забытьи. Вдруг я услышал ласковый голос: - Что с вами? Чем вам помочь? Я открыл глаза и увидел благочинного Тихона. Я был поражен! Всегда холодный, необщительный отец Тихон, которого я всегда считал сухарем, проявил ко мне такую милость, такую христианскую доброту. Как ангел он наклонился надо мной. Я попросил отправить меня в больницу. Все было сделано быстро, я уже лежал на сидении легковой машины, как прибежал встревоженный наместник Гавриил. Он был встревожен вопросом: не инфекционное ли мое заболевание и как его лучше скрыть. Ибо инфекционное заболевание в монастыре могло доставить ему хлопот. Он заглянул в машину и спросил отца Тихона: - Ну что, он еще жив? - Жив, - ответил отец Тихон. - Ну, везите его. Васса, проводи! Васса забралась в машину. По дороге она сетовала:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2081...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010