Он заглянул в машину и спросил отца Тихона:      - Ну что, он еще жив?      - Жив, - ответил отец Тихон.      - Ну, везите его. Васса, проводи!      Васса забралась в машину. По дороге она сетовала:      - Ну, что ты за дурак такой, попросился в больницу. А лучше бы умер в монастыре! Как хорошо умереть в монастыре произнесла она мечтательно.      - Ну вот еще, Васса, - прохрипел я, - если тебе так хочется, умирай сама.      В больнице мне поставили капельницу, и я ожил. Через пару дней меня посетил паренек из коровника. Посидев около меня, он мистически объяснил мою болезнь тем, что за мои грехи Господь извергает меня из святого монастыря. Я был слаб и спорить с ним не стал. Может быть, он и прав. Ему, как будущему архимандриту и наместнику столичного монастыря, конечно, было виднее, что касается меня, то в церковной иерархии дальше пономаря я не продвинулся. Так Господу было угодно.      В монастыре посещение святых Богозданных пещер тогда разрешалось только духовным лицам, и обычные экскурсии туда не допускались. И вот однажды, пристроившись к такой группе духовных лиц, я сподобился посетить эти знаменитые пещеры. Они были открыты монахом Патермуфием в 1392 году, и первым погребенцем в этих пещерах была инокиня Васса, Печерская святая. После нее пошел поток монахов, воинов, убиенных в боях за Русь, знатных бояр, купцов-благодетелей, помещиков, рачительных для монастыря. Полагают, что там погребены десятки тысяч.      Итак, нам раздали толстые свечи, и, пройдя Успенский собор, мы вступили в пещеры. Вел нас иеромонах. Стены пещер из слежавшегося плотного песчаника, своды коридоров в некоторых местах имеют кирпичную кладку. По стенам старые замурованные пещеры с керамическими, чугунными и медными досками: " Архимандрит-схимник Паисий. Скончался в 1730 г. " , " Ротмистр Ефим Кондратьев. Убит лета 1700 г. шведами " .      Иеромонах открыл дверь, на которой был большой образ Богородицы, и посветил электрическим фонариком. Это была громадная пещера с громоздившейся посередине пирамидой гробов. Некоторые гробы развалились, и из них виднелись головы, руки и ноги покойников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2081...

Когда она была отведена в идольское капище, то взяла кумир бога Зевса [ 3 ], бросила его на землю и разбила. Потом святая Васса была отдана на съедение зверям, но осталась невредимой посреди них. Тогда мучители бросили ее в море на тридцать поприщ от берега. И видели все, смотревшие издалека на святую, как три светлых мужа, сиявшие ярче солнца, повели святую в корабль и посадили ее на престоле. Спустя восемь дней после сего, святая Васса явилась воинам на некоем острове, называющемся Геллеспонтом; когда об этом узнал игемон македонский, по имени Филипп, то написал к управителю кизикской страны (геллеспонтской епархии), о том, чтобы взять мученицу; сей, взяв святую, принуждал ее к идольскому жертвоприношению. Но, увидав, что святая оставалась непреклонной, приказал связать ей назади руки и бить ее без милосердия по всему телу; наконец, приказал усечь честную главу ее. Так предала святая мученица Васса святую душу свою в руки Христа Бога, Коему воссылается слава ныне, всегда и в бесконечные веки. Аминь [ 4 ].   В тот же день память преподобного Аврамия трудолюбивого печерского, подвизавшегося в Антониевой пещере ок. XII b.   В тот же день память преподобного Аврамия, смоленского чудотворца (скончался в первой половине XIII b.). Память 22 августа Страдание святой мученицы Евлалии В царствование языческих императоров, когда вся вселенная была омрачена еллинским безбожием, в испанском городе Баркиноне [ 1 ] проживала некая девица, по имени Евлалия, — дочь христианских родителей. Сия от младенческих лет своих возлюбила Господа нашего Иисуса Христа всем сердцем своим; обитала же она вместе с родителями своими в селении, находившемся в довольно значительном расстоянии от города. Родители весьма любили Евлалию за ее кротость, смирение и ум, превышавший года ее; Евлалия была научена книгам, и у нее было одно твердое намерение — служить Господу своим девством непорочным. И упражнялась святая в чтении книг, и в славословии Бога днем и ночью, обитая в особой келлии вместе со своими сверстницами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Так был «вбит колышек» важного в жизни Дивеевской обители начинания: мельницы-питательнины для Дивеевских «сирот» батюшки Серафима. Мантуров исполнил все, как было приказано старцем, и вбил колышек в назначенном месте. Когда Михаил Васильевич вернулся, преподобный Серафим молча поклонился ему в ноги. Лишь через год батюшка вручил Мантурову четыре небольших колышка. Перекрестившись, он поцеловал их, и приказал Мантурову сделать то же. Старец поклонился своему ученику в ноги и сказал: – Теперь, батюшка, сходи опять туда же в Дивеево, на то место, где, помнишь, ты в прошлый год вбил колышек, и там, по равному же размеру, по четырем углам, около большого-то колышка, и вбей эти четыре; а чтобы как-либо не затерялись они. батюшка, ты возьми камешков, да и положи на них по кучке, чтобы после не спутаться, а заметно бы место их было! (Ч. 163–164). Происходили в это время в Сарове и другие события. Одно из них – приезд в монастырь астраханского дворянина-благотворителя Федорова: «В 1823 году Федоров второй раз посещает Саров по пути из Москвы домой, это можно понять по изменившимуся содержанию писем. Теперь в конце их он передает приветы (точнее говоря, «почтение») саровским жителям, а особенно – пустыннику отцу Дорофею» 9 января В Саровской обители умер рясофорный послушник Варлаам в возрасте около 60 лет. «Любитель величайший был безмолвия... ученик безмолвного отца Серафима» (С. 69). 21 ноября В 1823 году 21 ноября, и день Введения во храм Пресвятой Богородицы, к отцу Серафиму со своей 13-летней сестрой Марией Семеновной, пришла Прасковья Семеновна Милю­кова. «Великий старец, провидев, что девочка Мария есть избранный сосуд благодати Божией, не позволил ей возвратиться домой, а приказал оставаться в общине. Таким образом 13-летняя Мария Семеновна поступила в число избранных Серафимовских сирот» (Ч. 172). В этот же день умерла первоосновательница Ардатовской женской общины матушка Вера (Васса Дмитриевна Полюхова). В 1810 году Васса Дмитриевна приобрела небольшой домик с землею. В свое время она ходила за советом к отцу Серафиму: «Батюшка, принимать ли нам других девиц, желающих житье нами?» – «Грядущего ко Мне не изжену вон» – ответил тот. Отец Серафим и отец Илларион дали совет келлиоткам жить вместе и кормиться своими трудами, благословили также приготовлять просфоры для церквей города Ардатова. Домик их с этого времени именовался богадельней. Васса Дмитриевна приняла тогда монашество с именем Веры. В день своей кончины в присутствии сестер она передала управление общиной Евдокии Андреевне Кежутиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

После этого Васса попросила Винцентия дать ей провести два часа в храме, чтобы показать бессилие идолов. Войдя в капище, где находилось множество людей, она направилась прямо к алтарю, и по ее молитве идол Зевса упал на землю, разбившись на мелкие кусочки. Придя в бешенство, проконсул повелел незамедлительно отвести Вассу на арену, чтобы предать зверям. Выпущенный на святую тигр простерся у ее ног, а когда стражники хотели снова запереть хищника в клетку, он вновь обрел свирепость и умертвил их. Зверь не позволял никому приблизиться и только по приказу святой покорно вернулся в клетку. Толпа требовала отпустить Вассу, но ожесточившийся магистрат, не желая признавать, что женщина победила его, приказал утопить святую в открытом море более чем в семи километрах от берега. Когда корабль приблизился к намеченному месту, палачи увидели, как святая окуталась сиянием славы. Они упали лицом на палубу, а когда вновь поднялись, Васса, обретя привычный вид, приказала им выполнить свое дело. Когда святую бросили в волны, ее приняли три существа ангельского вида, они подняли ее на свой корабль и усадили на царский трон. Через 18 дней плавания корабль святой пристал к острову Галонес в Геллеспонте. Там она предстала перед властями, которые доложили о ней проконсулу Македонии. Винцентий тотчас написал правителю Геллеспонта Лаодикию в Кизик, настаивая, чтобы тот незамедлительно предал Вассу смерти за занятие магией. Правитель лично отправился на Галонес и повелел привести христианку. На допросе она держалась весьма твердо, и в конце концов он спросил, почему она так стремится умереть. Служительница Христова отвечала: «Я тороплюсь избавиться от смерти и унаследовать жизнь вечную». Ей, связав руки за спиной, переломали члены. Обезглавив святую, мучители даровали ей мученический венец. Священник Софроний позаботился о ее погребении. Впоследствии в ее честь на возвышенном месте воздвигли церковь, которая отовсюду была видна морякам, считавшим святую мученицу Вассу своей покровительницей .

http://pravoslavie.ru/55828.html

А потом все затихло. И прекратился снег, приглушив до утра свой необыкновенный блеск. Угасла в Боге, Которому принадлежала безраздельно, Васса, жизнью своей доказавшая бессмертие души. Глава 7. Чужой, кто мог бы стать своим Прими меня, мой хрупкий мир, я здесь одна, во внеземное время года. Вдруг стукнет в дверь чужой, кто мог бы стать своим, я не поверю и не отворю, сомкнусь, спускаясь в свой кувшин, в котором не заплещется вода, но существует все же отраженье иного света и иных глубин, тобой не понятых, как жаль… Миг пролетел, другой — ни звука. Опять одна: чуть страшно… Я лежала в холодных простынях в доме, где уходили в вечную жизнь оба дорогих мне человека. «Только не остывай, — твердила себе, — только не остывай. Остынешь — не согреешься». Во время моей болезни Васса повесила над кроватью икону Пресвятой Богородицы с младенцем Иисусом Христом. На ней волхвы, по Вифлеемской звезде узнавшие о рождении Сына Божия, пришли с дарами поклониться Господу и Святой Матери. Счастливые, они знали, куда идти. В какую же сторону двинуться мне? Где мой ориентир в этом мире, так похожем на запутанный лабиринт? Васса говорила, что жизнь полна утрат и приобретений: утрат телесных и приобретений духовных. В тот час, когда перестаем сокрушаться о плоти, мы празднуем дух. Мой праздник еще не наступил, но должно же Василисино бессмертие когда-нибудь прорасти во мне… Короткий сон прерывал беспорядочно скачущие, наплывающие густым, липким туманом мысли; во сне, в страхе, я убегала от кого-то, и этот кто-то потом оказывался Андреем, преследующим меня всюду желтым магическим взглядом. Очнувшись, я долго лежала в темноте, думала о Деде, о Вассе, с усталой завистью о волхвах-звездочетах и о странных своих сновидениях (интересно, почему мой бывший муж всегда неизбежно тревожно являлся в них?) и о том, конечно, что дальше делать. Часы уже пробили три после полуночи. За окном блестел, переливался темным серебром под матовой луной влажный сад. Наверное, только что прошел дождь. А я ничего не почувствовала, ничего не видела. Вдруг послышался глухой стук. Я обомлела. Кто это может быть в такое время? Неужели соседи? С кем-то плохо? Нужна моя помощь? Но нет, предчувствие подсказывало совсем иное, и я осталась лежать в оцепенении и ждать. Стук прекратился, но через несколько минут дверь в комнату тихо отворилась, и в проеме обозначился силуэт. Дыхание присутствующего было учащенным и горячим. Я ощутила это даже на расстоянии, и жар прилил к голове. Я села в кровати, спустила ноги на прохладный пол, готовая ко всему. И… в следующее мгновение узнала Андрея.

http://azbyka.ru/fiction/bremya-istoriya...

Но, поддерживаемый императором и Диоскором, Евтихий мог надеяться на реабилитацию и независимо от папы. По предъявленному против Флавиана Евтихием обвинению в несторианстве император потребовал (весной 449 г.) от самого Флавиана исповедания веры. Флавиан подтвердил признанное им на соборе учение (ν δο φσεσι μολογονιες τον Χριστν μετ την σρκωσιν — ν μια πστσει και ν ν προσπω), не отвергнув, однако, и спорного выражения μα φσις, но с непременным дополнением — σεσαρκωμνη (και μαν μν του Θεο λγου φσιν, σεσαρκωμνην μντοι και νανθροοτυσασαν λγειν οκ αρνομεθα); Нестория и всех учащих о двух Сынах или двух ипостасях и лицах он анафематствовал. По мысли Диоскора, дело Евтихия должно было быть рассмотрено на Вселенском соборе, и 30 марта Феодосии издал указ о созвании 1 августа в Ефесе Вселенского собора. Акты собора 448 г., осудившего Евтихия, между тем были заподозрены в неточности, и по просьбе Евтихия император приказал произвести пересмотр их в собрании епископов под председательством Фалассия Кесарийского и в присутствии уполномоченных Евтихия (8, 13 апреля). Каких–либо важных неточностей, однако, не оказалось. Обвиняли еще собор и в том, что бумага об осуждении Евтихия была составлена еще до суда над ним (27 апреля). В это же время обнаружилось в Эдессе недовольство Ивой; народ его более не хотел принимать и требовал низложения. Президу Херею поручено было рассмотреть дело на месте (разбор был в апреле 12, 14, 18). Потом оно было включено в круг дел, предназначенных к решению на предположенном Вселенском соборе (27 июля). Диоскор приглашался явиться на собор с десятью митрополитами и десятью епископами. Так как Феодорит мог быть самым опасным противником, он уже в указе, датированном 30 марта, отстранялся от участия в соборе; собору предоставлялось право вызвать его, если все отцы будут на это согласны, в случае же разногласия собор может действовать и без него. С Востока вызван был взамен того ревностный сторонник монофизитства архимандрит Варсума особым письмом императора (14 мая).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

ibid). Он отличался ревностью в устройстве своего монастыря ( Дeяh. III, 406 ). Местный константинопольский архиепископ, хорошо зная жизнь Евтихия, считал его человеком очень достойным ( Дeяh. III, 264 ). Он известен был ревностью в борьбе против лжеучения Нестория ( Дeяh. III, 263, 185 ). Кирилл Александрийский ради этой ревности его, в знак благодарности, прислал Евтихию отдельный экземпляр Деяний III Вселенского Собора ( Дeяh. III, 186 ). Что касается до умственных качеств Евтихия, они были не особенно высоки. Евтихий ни в чем не показывает, чтоб он был достаточно образован, чтоб он обладал силой мысли и умственным развитием, так что совершенно можно согласиться с тем отзывом, какой делает в этом отношении один из современников Евтихия. Именно папа Лев великий находит в Евтихии лишь одну «неосторожную простоту» ( Дeяh. III, 52 ). Не будет даже преувеличением сказать вместе с тем же Львом, что Евтихий был «несмысленный старик», что он отличался «несмыслием» ( Дeяh. III, 47 ). Дальнейший рассказ об Евтихии должен вполне подтвердить подобное суждение об этом еретике. Обнаружение, обличение и осуждение ереси Евтихиевой произошло на соборе Константинопольском 448 года. Собор имел семь заседаний 3 . Членами этого собора было до 32 епископов, по разным обстоятельствам проживавших в столичном городе Константинополе, и несколько архимандритов. Собор составился в начале собственно по другому делу церковному, не имеющему отношения к ереси Евтихия. Вопрос об Евтихии здесь поднял один из присутствующих на соборе епископов, некто Евсений Дорилейский 4 ). Евсевий вошел с прошением на собор; в этом прошении между прочим говорилось: «прикажите Евтихию архимандриту явиться на собор и защищаться в том, в чем я его обвиняю. Я готов обличить его, что он притворно носит имя православного; дабы, когда он будет обличен мною, поправились те, которые были совращены Евтихием» ( Дeяh. III, 206–7 ). Точно, впрочем, в прошении не обозначалось, в чем заключалось лжеучение Евтихия. Председателем собора был архиепископ константинопольский Флавиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Зрелый и взвешенный подход о. Евтихия к сосредоточению церковной жизни вокруг духовного делания стали свидетельством его внутренней позиции по вопросу существовавшего разделения и ненормальности этого явления. На этом же соборе епископ Вениамин (Русаленко), описывая многочисленные трудности в окормляемых им сибирских общинах, отметил обширность епархии и труднодоступность некоторых общин РПЦЗ. Он выдвинул предложение о необходимости учреждения самостоятельной епархии в Сибири и выдвинул «кандидатуру архимандрита Евтихия (Курочкина) для хиротонии в викарного епископа» . Соборным решением было определено разделить территорию России и ближнего Зарубежья на шесть епархий . В юрисдикцию Ишимско-Сибирской епархии вошли территории Тюменской, Свердловской, Челябинской областей «и далее на Восток до Тихого океана (включая страны Средней Азии)» . В результате обсуждения кандидатуры архим. Евтихия, она была выдвинута лично Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием (Устиновым) на очередном заседании собора 9 июля 1994 г. и была поддержана всеми членами Собора . Позже еп. Евтихий вспоминал, что «согласился принять архиерейский сан исключительно для того, чтобы остановить множество беспорядков, начавшихся в российских приходах РПЦЗ из-за хиротонии Валентина [(Русанцова)], принимавшего любых, даже запрещенных клириков, часто даже рассылая «указы» о приеме по телефону» . 23 июля 1994 г. в Синодальном соборе иконы Знамения Божией Матери Курско-Коренной в г. Нью-Йорке состоялось наречение архимандрита Евтихия (Курочкина) в сан епископа Ишимского, викария Черноморской и Кубанской епархии РПЦЗ. На следующий день, 24 июля 1994 г. в том же соборе была совершена его архиерейская хиротония, которую совершили митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Виталий (Устинов), архиепископ Сиракузский и Троицкий Лавр (Шкурла), епископы Черноморский и Кубанский Вениамин (Русаленко) и Манхэттенский Иларион (Капрал) . В своем слове при наречении в сан епископа о. Евтихий, в частности, произнес: «И как все мы надеемся на то, что Божие милосердие и наша Православная вера избавит нас от вечной муки, так и я надеюсь, что смогу послужить Богу, нашей Православной Церкви, нашему Российскому страждущему Отечеству в превосходящем мой рассудок архиерейском сане не в посмеяние бесам, не в погибель себе и пастве, но во славу Божию» .

http://bogoslov.ru/article/6193184

Евтихий явился на собор только после троекратного приглашения. На соборе он вполне обнаружил свой еретический образ мыслей и, не смотря на убеждения отцов собора, упорно стоял в своем заблуждении. Собор, видя это, провозгласил: «анафема Евтихию!» В приговоре, подписанном 28 епископами и несколькими архимандритами, говорилось: «из бывших уже исследований и из теперешнего его собственного сознания, открывается, что Евтихий, бывший пресвитер и архимандрит, страждет заблуждением Валентина и Аполипария и неизменно следует их злохулениям. Не устыдившись нашего убеждения и внушения, он не захотел согласиться с истинными догматами. Посему, воздыхая и оплакивая его совершенную погибель, мы о Господе нашем Иисусе Христе, им зловословимом, определили отчуждить его от всякой священнической службы, общения с нами и начальства над монастырем» ( Дeяh. III, 291 ). Но Евтихий не считал своего дела проигранным даже после такого решительного осуждения целым собором. Он пользовался большим расположением императорского фаворита евнуха Хризафия. Этот Хризафий, бывший прежде невольником, человек жестокий, лукавый и льстивый, имел большую силу при дворе, и император Феодосий II слушал его во всем. Хризафий охотно принял сторону Евтихия. Кроме сочувствия учению Евтихия, Хризафий руководился и нерасположением к архиепископу св. Флавиану, который имел мужество не льстить его тщеславию и корыстолюбию. Ему не стоило большего труда привлечь на сторону Евтихия и императора, также невзлюбившего Флавиана, когда тот расстроил план, придуманный Хризафием, постричь сестру Феодосия, знаменитую в последствии императрицу святую Пульхерию, в диакониссы с целью удаления её от двора. То обстоятельство, что Феодосий стал на сторону Евтихия, имело большое последствие для всей последующей истории евтихианства. Ставши «придворным богословием», евтихианство получило большую силу, которую оно не замедлило употребить во зло для православия. Если к этому прибавить, что в числе сочувствовавших учению Евтихия было не мало епископов особенно в Палестине и Египте, то вполне будет понятно то глубокое потрясение во всей церкви, которое оно причинило.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Если же пресвитер и архимандрит Евтихий, вопреки собственному обещанию, не явится во второй день следующей недели, то есть, двадцать второго числа настоящего месяца ноября, то окончательно будет лишен и пресвитерского сана и начальства над монастырем». Деяние шестое в Константинополе (читанное в Ефесе и снова прочитанное в Халкидоне) «В субботний день, именно двадцатого числа месяца ноября, когда Святой и великий собор заседал в судебной палате епископии, боголюбезнейший епископ Евсевий сказал: так как я письменно обвинил пресвитера и архимандрита Евтихия, то прошу вашу святость приказать, чтобы во второй день следующей недели, в который обещал он явиться, пришли на ваш Святой собор и (люди), необходимые мне для поднятого мною против него дела. Требуемые же мною суть: пресвитер и синкелл его Нарсес, архимандрит и друг его Максим, диакон и апокрисиарий его. Евтихия, Константин и диакон того же монастыря Елевсиний; дабы, сделав дознание в их присутствии, яснее открыть истину. – Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: пусть пригласят требуемых почтеннейшим епископом Евсевием явиться в назначенный день. – Боголюбезнейший епископ Евсевий сказал: я узнал кое от кого, что, когда ваш Святой собор делал второй вызов, посланные вами почтеннейшие пресвитеры Мама и Феофил слышали от пресвитера и архимандрита Евтихия нечто такое, чего не изложили в памятниках веры. Если и это уяснится, то будет очевидное доказательство его мудрствования. Поэтому я прошу, чтобы пресвитеры Мама и Феофил были призваны и пред святым Евангелием сказали, что они слышали от пресвитера и архимандрита Евтихия. – Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: пусть скажут нотарии, здесь ли упомянутые почтеннейшие пресвитеры. – Нотарии сказали: почтеннейший пресвитер Феофил здесь, а почтеннейшего пресвитера Мамы здесь нет. – Святейший архиепископ сказал: слышал ты, что сказано боголюбезнейшим епископом Евсевием? Посему, имея пред очами страх Божий, расскажи все по истине, что ты слышал от пресвитера Евтихия, когда был послан нами и святым собором звать его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010