Должны ли монахини возжигать светильники, или снова о ритуальной нечистоте После изучения сочинений ранней Церкви и современных мнений, выраженных несколькими церковными органами, сестра Васса приходит к заключению, что правила, касающиеся «ритуальной нечистоты» обнаруживают «достаточно смущающее, по сути нехристианское явление под маской православного благочестия». 27 мая, 2011 После изучения сочинений ранней Церкви и современных мнений, выраженных несколькими церковными органами, сестра Васса приходит к заключению, что правила, касающиеся «ритуальной нечистоты» обнаруживают «достаточно смущающее, по сути нехристианское явление под маской православного благочестия». О ритуальной не/чистоте: Что это и зачем? К вопросу о «ритуальной нечистоте»: ответ сестре Вассе (Лариной) Педагогика нелюбви, или снова о ритуальной нечистоте в христианстве От редакции: Статья инокини Вассы (Лариной) О ритуальной не/чистоте: Что это и зачем? вызвала бурную дискуссию в англоязычном и российском интернете – множество обсуждений, ссылок,  развернутые ответные публикации. Правмир предлагает новый текст в рамках дискуссии — второй ответ инокине Вассе священника Сергия Свешникова. Перевод с английского Марины Леонтьевой — специально для портала «Правмир» . Введение В продолжение разговора, начатого мною в предыдущей статье «К вопросу о «ритуальной нечистоте»: ответ сестре Вассе (Лариной)» (1), я хотел бы рассмотреть некоторые затронутые проблемы более подробно. Вопрос, который ставит сестра Васса, заключается в следующем: Когда я поступила в женский монастырь Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) во Франции, меня ознакомили с ограничениями, которые накладываются на сестру во время менструации. Хотя ей было позволено ходить в церковь и молиться, не разрешалось ни причащаться, ни прикладываться к иконам или прикасаться к антидору, ни помогать печь просфоры или раздавать их, ни помогать при уборке храма, ни даже возжигать лампаду или светильник, висящий  перед иконой в своей собственной келии – это последнее правило мне объяснили, когда я заметила незажженную лампаду в иконном углу другой сестры (2).

http://pravmir.ru/ritualnaya-nechistota-...

Анна Маркова Житие Детство Преподобный Александр Свирский родился в приладожском селе Мадера. Его родители были местные крестьяне среднего достатка. Их звали Стефан (Степан) и Васса (Василисса). Относительно обстоятельств рождения будущего преподобного в житийной литературе существует несколько версий. Согласно одной – супружество благочестивых крестьян Стефана и Вассы долгие годы было бесплодным: всё это время они молились о ребенке. Согласно другой версии, у Стефана и Вассы уже было двое сыновей, которых они благополучно вырастили, а потом они вновь захотели родить ребенка, но желание их несколько лет было тщетным и они усердно просили Господа послать им сына. В любом случае будущий преподобный был «вымоленным» ребенком. Незадолго до его зачатия Стефан и Васса отправились на богомолье в Островский Введения Богородицы во храм монастырь. Там, согласно житийному преданию, им было видение о том, что молитва их услышана. После этого они вернулись домой и вскоре Васса обнаружила, что ждет ребенка. А 15 июня 1448 года у них родился сын, в крещении названный Амосом. Когда мальчик достиг определенного возраста, его отдали учиться грамоте. Но первое время грамота никак не давалась ему. Росший в набожной семье, Амос усердно молился Богу и Его Пречистой Матери о помощи. Однажды он, по примеру родителей, даже совершил паломничество в Островский Введенский монастырь. И молитва его была услышана – он услышал голос от иконы, обещавший ему помощь. После этого мальчик вернулся домой в особом расположении духа, так что его родители поняли, Бог посетил его. И с тех пор Амос успевал в учении даже лучше многих своих сверстников. Родители не могли нарадоваться на подраставшего сына, бывшего им надежным помощником, а он втайне мечтал о подвижничестве, усердно посещая богослужения и изнуряя себя постом. Когда же Амос достиг совершеннолетия, родители стали заговаривать с ним о возможной женитьбе, а он любыми способами старался избегать таких разговоров, желая оставить мир. Желание стало целью, когда Амос услышал о подвижничестве иноков Валаамской обители – именно там он хотел принять постриг и молил об этом Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Кофе с сестрой Вассой: О праведном Симеоне и том, что надо не забывать вечером (+Видео) 15 февраля, 2015. Инокиня Васса (Ларина) Так влюбленный человек может увидеть лицо возлюбленного или возлюбленной в голубом небе. Очередной выпуск своего шоу инокиня Васса (Ларина) посвятила празднику Сретения Господня и Песне Симеона Богоприимца. Всем здравствуйте! Я – сестра Васса, и, как обычно, я готовлю себе кофе  здесь, в Вене, в Австрии. Сегодня у нас с вами очень увлекательная тема – слова святого Симеона, приведенные в Писании, также известные как Песнь Симеона Богоприимца. Напомню, святой Симеон в Евангелии – это очень старый человек, который приветствовал Господа в Храме, когда Богоматерь и Иосиф принесли туда младенца Иисуса в храм. Песнь Симеона Богоприимца – это актуальная для нас тема в связи с разговором о церковной службе, которая называется вечерней, поскольку песнь Симеона поется в конце этой службы. Эта песнь также важна в связи с темой праздника Сретения – встречи, представления Господа. Этот праздник будет отмечаться 2 (15 — по новому стилю — Ред.) февраля. Прежде чем вы выключите это видео, подумав, что тема встречи Господа не настолько и интересна, я спешу уверить вас, что эта тема – центральная, главная тема нашей жизни во Христе, которая вся посвящена этому. Да, вся наша жизнь во Христе посвящена тому, чтобы наша встреча с Христом состоялась. И, размышляя, как это удалось сделать Симеону, который взял на руки Господа, пока Тот был младенцем, так и мы вдохновляемся обнимать Христа ежедневно. Я подозреваю, что многие из вас, наших регулярных зрителей, интересуетесь, что случилось с Дэвидом, членом нашей команды, который поднялся к нашим соседям сверху, вернуть таинственный ботинок. Это долгая история, так что, если вы ее не знаете, посмотрите в предыдущем эпизоде, поскольку у нас не так много времени. Слава Богу, Дэвид в порядке. Он вернулся, после того как мы не слышали о нем три дня и три ночи. И вернулся он не один, а с русской женщиной Наташей, которую он спас в трудной ситуации. Я не могу сейчас рассказывать все подробности, мои многочисленные слушатели, могу лишь сказать, что она очень помогает нам. Она совершила настоящие парикмахерские чудеса. Я знаю, что по мне видно очень мало, но уверена, что вы заметили!

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

Блаженный Феодорит , епископ Киррский (†457), рассказывает о диаконе Кирилле, который в царствование Константина Великого уничтожил много идолов в городе Илиополе. За это он был убит при Юлиане Отступнике. Язычники рассекли его тело и, как дикие звери, кусали его, за что Господь покарал их слепотой, язвами и другими болезнями. В это же время в палестинских городах Аскалоне и Газе язычники замучили многих христиан – священников, а также жен и дев, посвятивших себя Богу. Мучители рассекали их тела, обсыпали ячменем и бросали на растерзание свиньям. Общая память святых мучеников совершается 29 марта. Преподобных Марка, Ионы и Корнилия Псково-Печерских Тропарь, глас 8: Яко светильницы, явистеся всесветлии/в вертепе Царицы Богоматери,/преподобнии отцы наши Марко, Ионо и Корнилие,/вы бо, крест Христов на рано вземше,/усердно Тому последовасте/и, чистотою Богови приближившеся,/отонудуже силами чудес обогатистеся,/тем и мы любезно прибегаем к вам и умильно глаголем:/о преподобнии, молите Христа Бога/спастися душам нашим. Кондак, глас 2: Христовою любовию уязвившеся, преподобнии,/и Того крест на рамо вземше,/понесли есте Божественна, вооружившеся на невидимыя враги/и непрестанныя молитвы, яко копие, в руках имуще крепко,/победили есте бесовския ополчения,/тем зовем вам:/радуйтеся, преподобнии отцы наши Марко, Ионо и Корнилие,/верных удобрение. Преподобные Марк, Иона и Васса Преподобные Марк, Иона и Васса почитаются как родоначальники Псково-Печерского монастыря, в котором подвизался преподобный мученик Корнилий († 1570; память 20 февраля). Точно неизвестно, когда поселились первые монахи-отшельники при ручье Каменце в пещерах горы, которую местные жители называли «святой горой». Монастырская летопись передает рассказ очевидцев, звероловов из Изборска, по прозвищу Селиши: «Раз случайно пришли мы с отцом на край горы, где ныне церковь Богородицы, и слышим как будто церковное пение; пели стройно, благоговейно, а певцов не видно было, и воздух наполнен был благоуханием фимиама».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Фаддея, сказал: «верую в Бога твоего, ибо Он один Бог и нет другого бога!» Вместе с Зементом уверовали до семи сот человек; апостол окрестил их и, благословив, сказал: «идите с миром! Господь с вами!» Потом присовокупил: «Господи мой Иисусе! прими меня грешного». Едва он кончил молитву, как царь приказал немедленно же убить апостола. В ту же минуту св. Фаддей пал мертвым под ударом меча. Но в ту же минуту раздался с неба страшный голос; небесный свет осветил тело мученика-апостола, земля задрожала, расселся камень и принял тело апостола, по повелению Божию; язычники обратились в бегство. Так окончил подвиг своего апостольского служения св. апостол Фаддей! (Четьи-Минеи. Сказание о св. ап. Фаддее в Прав. Обозр. 1877 г. т. 2). Св. муч. Вассы и чад ее: Феогния, Агапия и Писта Св. Васса жила в городе Едесе (в Македонии) и была женою языческого жреца Валерия. Будучи сама христианкою, она и детей своих Феогния, Агапия и Писта воспитывала в христианской вере и благочестии. Во время гонения Максимиана она была оклеветана своим мужем и предана суду гонителей. Она исповедала себя христианкою и была посажена с своими детьми в темницу. После этого сыновья ее были жестоко мучены и страдальчески кончили свою жизнь в глазах матери, которая их укрепляла. Св. Васса снова была заключена в темницу, где ее морили голодом; потом, по повелению мучителя, она была отведена в другой город Македонии, где ее принуждали поклониться идолам и принести им жертву, но она отказалась. За это ее жестоко били камнями, бросали в огонь и воду, отдавали на съедение зверям, святая осталась невредимою после всех этих мучений; тогда ее бросили в море. Но явились три светоносных юноши (полагают, что это были три ее сына, замученные ранее) и, извлекши ее из воды, посадили на корабль; через восемь дней она явилась воинам на остров Алоне не далеко от Кизика в Пропонтиде, или Мраморном море. Ее привели к правителю Кизика, который принуждал ее принести жертву идолам; Васса отказалась, за что ей связали назад руки, жестоко били и наконец отсекли мечем голову.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Родились у них сыновья и дочери, которых вторично возродивши водою и Духом и научивши добрым о Господе обычаям, веселились о них. Но прошло много времени, как у них уже более не рождалось детей, из-за чего блаженная Васса поносима и оскорбляема бывала от своего мужа Стефана. Оба они много скорбели об этом и, печалясь, молились ко Господу. Было же им это по смотрению Божию, так как невозможно родить без молитвы и поста такое сокровище, которое еще прежде зачатия его избрал Господь наставником многих ко спасению. Однажды ночью верующая и благонравная Васса, пришедши в свою спальню и оставивши печаль, стала с доброю надеждою на молитву, воздевши руки свои к Всемогущему Богу, говоря со слезами так: «Владыко Господи, Боже Вседержителю, послушавый древле раб своих Авраама и Сарры и прочих праведных прошение, и чадородие подати им изволивый! Так и ныне услыши нас, грешных раб Твоих, молящихся Тебе: даждь нам по благодати Твоей родити сына во утешение душ наших, и в наследие достояния, и в жезл старости нашей, на него же руце возложше почием, и обещанные Тебе обеты воздадим ». После того оба отправились в прежде упомянутый монастырь Пресвятой Богородицы, где пробыли немалое время в посте и умилении, молясь Пресвятой Богородице. Однажды ночью, когда они стояли одни на молитве, было им некоторое явление Божие, и слышали голос, говорящий: «Радуйтеся, доброе супружество, се бо услыша Господь молитву вашу, и имате родити сына утешения». Они же, за-метивши видение и время, с великою радостию возвратились в дом свой. И когда блаженная Васса зачала во чреве своем, они поняли, что видение им было правдивое; и с того времени, по согласию между собою, до кончины своей пребывали в чистоте. Когда же пришло время рождения, родился им сильно желаемый отрок, и нарекли ему имя Аммос. Родился же сей блаженный отрок, как известно, в лето 6957, месяца июня, в 15-й день, при державе Великого Князя Василия Васильевича, всея России Самодержца, при сыне его благоверном и Великом князе Иоанне Васильевиче, и при архиепископе Великого Новгорода и Пскова Евфимии, который построил в Вяжищах монастырь святого Николая Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Так говорит Никифор Каллист о сих двух Фаддеях: одного он именует (из числа двенадцати Апостолов) Леввеем, а другого же (воспоминаемого ныне), — из числа семидесяти Апостолов, — только Фаддеем, а не Леввеем. Следует заметить также, что и святой Апостол и Евангелист Матфей называется у некоторых Евангелистов Леввеем [ 10 ].   Кондак, глас 4: Яко звезду пресветлую церковь тя стяжа, апостоле Фаддее, чудесы твоими всегда просвещаема: спаси верою чтущыя память твою. Память святой мученицы Вассы и чад ее: Феогния, Агапия и Писта Святая мученица Васса жила в царствование императора Максимиана [ 1 ] в городе Едессе [ 2 ]; соединившись брачными узами с некоторым жрецом идольским, по имени Валерием, она родила трех сыновей: Феогния, Агапия и Писта и воспитала их в благочестии христианском, так как была христианкой (она получила познание о святой вере христианской от своих родителей). Будучи оклеветана мужем своим, она должна была предстать судии языческому, которому и исповедала себя христианкой; посему она была заключена в темницу вместе с чадами своими. Потом святая Васса была выведена на судилищное место; при этом на ее глазах сыновья были преданы различным мучениям: сначала был повешен и подвергнут строганию Феогний; потом был предан биению другой сын ее Агапий; сему Агапию мучители сняли кожу с головы до груди, но он молчал и не проронил ни одного слова; затем был предан различным мучениям и третий сын ее. Мать, взирая на страдания детей своих, укрепляла их и молитвенно увещевала мужественно перенести подвиг свой. И все сии три отрока, мужественно вытерпев все возлагавшиеся на них мучения, одновременно были усечены мечом. Васса, мать их, возрадовалась, предпослав ко Христу возлюбленных детей своих; потом снова была подвергнута темничному заключению; при сем она была томима голодом, но получала пищу от ангела, чем укреплялась к еще большим страданиям. Потом, согласно приказанию мучителя, она была отведена в Македонию и понуждаема здесь к мерзкому жертвоприношению; однако не послушалась мучителей, за что была брошена сначала в воду, потом в огонь; после сего была подвергнута биению камнями, но осталась невредимой посреди всех мучений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В первые годы законного супружества Бог благословлял их детьми, которых воспитывали они в страхе Божьем, и потом утешались их благонравием. Довольно времени после этого прожили они в бездетном супружестве, и за тο благочестивая Васса не раз была укоряема своим мужем Стефаном. Много грустили об этом они оба, и в скорби молились ко Господу. В одну из ночей верная и благонравная Васса взошла в свою спальню, отвергнула томящую ее скорбь, с теплым упованием стала на молитву, простерши свои руки ко Всемогущему Богу, и со слезами просила так: «Владыко Господи Боже Вседержителю, послушавши древле раб своих Авраама и Сарры, и прочих праведных прошение, и чадородие подати им изваливай! Ты и ныне услыши нас, грешных раб твоих, молящихся тебе: даждь нам по благодати Твоей родите сына во утешение душ наших, и в наследие достояния, и в жезл старости нашей, на него же руце возложше почием, и обещанные Тебе обеты воздадим». После этого, они оба пришли в Введенский монастырь Пресвятой Богородицы, и пробыли там продолжительное время в посте и молитве пред образом Пресвятой Богородицы. В одну ночь, молясь в уединении, они увидели некоторое знамение Божие и услышали голос, к ним говорящий: «Радуйтеся, доброе супружество: се бо услыша Господь молитву вашу, и имате родите сына утешения тезоименита: яко в рождестве его утешение церквам Своим подати имать Бог». Запечатлев в сердце своем все ими слышанное и самое время видения, они с большой радостью возвратились в дом свой. Когда же благочестивая Васса почувствовала во чреве своем зачатый плод, убедилась в действительности бывшего им видения и по согласию с мужем своим пребыла в чистоте от брачного ложа до самой смерти. По наступлении дня рождения Бог даровал им вожделенного отрока, которого и назвали Амосом. Он родился 1448 г., июня в 15 день, при державе Великого князя Василия Васильевича, всея России самодержца при сыне его, Благоверном и Великом князе Иоанне Васильевиче, и при Преосвященном Евфимии, Архиепископе Великого Новгорода и Пскова. Родители блаженного отрока с сердечным утешением возблагодарили Бога, что не презрел моления их. В скором времени по обычаю христианскому отрок был крещен, и, укрепляемый от Господа Духом Святым, возрастал в добром здоровье.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

— Лёшка? — Я, Васса Петровна! Машу позовите! — Погоди. Ступай к двери. У дверей Алексея встречал уже отец Маши, Николай Николаевич. Увидев его, Лёшка сразу понял: не будет радости. Прошли в сени. Торопцев поставил на стол керосиновую лампу. — Садись, солдат. Васюша, дай человеку поесть. Появилась сонная, но светящаяся любопытством мордашка младшего, шестилетнего Костика. — Привет, Костик! — Привет! А у нас Машу убили! — простодушно объявил Машин брат. — Костя! Иди спать! — сурово прошипела на него Васса Петровна и вытолкала вон. Табуретка поплыла из-под Алексея. Усталый, голодный, он почувствовал, как проваливается куда-то… Но, к своему удивлению, скоро обнаружил, что продолжает сидеть за столом, что горит керосиновая лампа, а в тарелке светится голубовато-белым гречневая каша, залитая молоком. — Вчера девять дней было, — промолвил Николай Николаевич. Васса Петровна тихо зарыдала в салфетку и ушла. — Не понимаю, — сказал Луготинцев. Торопцев долго не мог произнести ни слова. Видно было, что стоит ему заговорить, и он тоже разрыдается. Наконец, мужик собрался с силами и заговорил, стараясь рассказывать, будто о чём-то постороннем и не имеющем к нему никакого личного отношения. — Они купались на Чёрном озере. Много ребятишек, наши все там были. И дочери, и Костя. Подъехали два немца на мотоцикле. Один из озорства стрельнул… Никого не задело, только Машу. Наповал. Ты только… Если заплачешь, у меня может сердце лопнуть. Сам откуда? — Отвоевался. Даже не знаю, как не зацапали меня немцы. Одной мыслью спасался: «Иду к ней». Однополчан всех поубивало, а большинство — в плену. Далеко фронт? — Говорят, уже за Новгородом, а там — кто его знает. Дальше тебе идти нет смысла. — Немцев много в Закатах? — Совсем мало. — Понятно. Пойду к своим. — Ты что же? Дома ещё не обозначился? Сразу к нам? — Ага. 17 Через неделю после праздника Преображения, солнечным и пригожим августовским днём отец Александр, матушка Алевтина и отец Сергий Ефимов ехали на коляске, запряжённой полудохлой лошадкой, из города Пскова в село Закаты. Имущество при отце Александре было никакое — нехитрый багаж в одном чемодане и пакет с медикаментами, несущими в основном дезинфицирующие свойства. При себе он также имел хлебные карточки и пропуск на гильзовой бумаге. Матушка бережно прижимала к себе любимого полосатого котика. Морда у него была крайне недовольная.

http://azbyka.ru/fiction/pop/

Сестра Васса в гостях у Стивена Христофору – автора передачи для детей и молодежи Be the Bee В очередном выпуске своей видеоколонки сестра Васса выступает в непривычной роли гостя. Оставив свою уютную кухню, она приехала на кофе в нью-йоркскую студию Стивена Христофору – автора передачи для детей и молодежи Be the Bee («Будь пчелой»). – Приветствую всех! Я – сестра Васса, и сегодня я пью кофе не в Вене, Австрии, как обычно, а здесь, в Нью-Йорке, в студии известного Стивена Христофору, который является автором подкастов под названием Be the Bee («Будь пчелой » ) . Я уверена, что вы уже о них знаете. Итак, сегодня я была приглашена в студию Стива, чтобы взять у него интервью. Я считаю, что у него очень интересная история, мы узнаем, как он начал работать в греческой православной архиепископии в Соединенных Штатах. Итак, давайте встретим Стива теплыми аплодисментами (ведь я путешествую со своей студийной аудиторией). Не пытайтесь понять, как это происходит, просто, пожалуйста, поаплодируйте Стиву. Стив, еще раз спасибо, что вы дали согласие на это интервью. Я хотела бы спросить вас, во-первых, о вашей семье. Я знаю, что вы принадлежите к Греческой Православной Церкви, расскажите нам о вашем церковном воспитании. – Конечно… Итак, я являюсь греческим православным, мои родители были эмигрантами из Греции и Кипра. Они приехали сюда в очень молодом возрасте. Они выросли здесь, в Штатах. И они встретились, и в конце концов, у них родился я. Так что я вырос здесь. Я рос, как я думаю, в особой ветви моей семьи, которая вела более активную церковную жизнь, чем, на мой взгляд, другие ветви. Обе мои бабушки, мать моей матери и моего отца… – Слишком много информации, Стив! – Они замечательные люди. Это все, что я скажу. А потом я, в конечном итоге… – Вы регулярно ходили в церковь? – Когда я был ребенком, я ходил в воскресную школу, ходил в церковь, Я начал сам преподавать в воскресной школе, когда учился в средней школе. Я принимал довольно активное участие в церковной жизни. Конечно, с возрастом, когда я становился старше, я пережил период сомнений и борьбы и проч., но я оставался в церкви.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010