Христос идет навстречу страданию, смерти и аду В чем заключалось блаженство, по которому мы все тоскуем? 11 марта, 2016 В чем заключалось блаженство, по которому мы все тоскуем? В очередном выпуске своего шоу «Кофе с сестрой Вассой» инокиня Васса (Ларина) рассуждает о Прощеном воскресенье и о человеческой тоске по раю. Здравствуйте! Меня зовут сестра Васса. Я очень рада, что мы еще раз собрались в нашей студии в Вене, в Австрии за чашкой кофе! Начинается Великий пост . Мы поговорим об этом воскресенье – о Прощеном воскресенье, когда мы просим прощенья друг у друга и сами тоже прощаем всем всё и освобождаемся от обид и злопамятности. К этому неплохо немного подготовиться. Может быть, составить список своих проблематичных взаимоотношений, прежде всего, с самыми близкими, с родными, с коллегами по работе, с друзьями и т.д. Полезно на всё это посмотреть заранее молитвенно и милосердно, то есть с пониманием нашего общего падшего человеческого состояния. Всем бывает трудно, и у всех свои слабости и недостатки. Надо посмотреть – «в чем я руководствовался самолюбием или эгоизмом, или каким-нибудь человеческим маловерным страхом?» Может быть, вы задели слабость или страх другого человека. Затем сердечно искренне помолитесь обо всех этих людях, и всё это отпустите от сердца. Мы испрашиваем прощения у всех, особенно у близких, но, если надо, и у дальних. Например, если кого-то обидели в интернете. Таким образом мы вступаем с облегченной, очищенной совестью в первый день Великого поста, в Чистый понедельник. В Триоди постной в это воскресенье вспоминается падение Адама и Евы и изгнание из рая Адама. Надо заметить, что песнопения Триоди особенно останавливаются на плаче Адама по раю. Вы все, наверное, знаете, что в самом начале Ветхого Завета, в 3-й главе Книги Бытия описывается, как согрешили Адам и Ева, и как они были изгнаны Богом из рая. Но почему эта история, которая многим кажется сказкой для детей, важна для нас? Она важна, потому что многие люди читают Библию неправильно или поверхностно, или плотскими глазами, не вникая в духовную суть повествования. За это воскресенье нам предлагается вникнуть духовными глазами в эту историю и узнать нечто очень важное в себе и о себе, особенно в плаче Адама. В той глубокой скорби человека по тому, что он потерял.

http://pravmir.ru/sestra-vassa-proshheno...

Ведь, по словам начальника ГПУ, «сотрудник» уже ехал на пароходе. Ночь. Не спится. Пароход мирно отбивает такт. Около десяти часов утра пришли в Молчаново, пройдя Могочино без погрузки. Здесь никакого надзора уже нет: край вольной жизни. Сошел на берег. Спросил про продукты, где они тут продаются для пассажиров. Ничего не оказалось, да и деревня была не на берегу. Пароход дал свисток и я вернулся. Вещей ведь при мне никаких не было. Уже окончательно решил бежать с парохода: страшный пакет портил мне кровь, не давал покоя. Приходим в Амбарцево около двух с половиной часов дня 29 июля. Я выбросился на берег. Прямо не хватило духу ехать дальше. Деревня около сорока дворов. Поместился у одного надежного и сведущего человека — глубокого старика, семейного. Сказал, что спустился вниз до Молчанова из Томска за продуктами. Но в Молчанове ничего не достал. Там сказали, что в Амбарцеве у крестьян много творогу, молока и масла. Сначала поверили, взяли пятьдесят копеек в сутки за комнату (цена невозможная для той глуши), тридцать копеек за крынку молока, тридцать копеек за фунт хлеба. Отвели комнату. Переночевал. Напился чаю, сахар у меня был, поел молока с творогом. Пришла Васса, красивая молодая женщина лет 23–24х. Пришла одна женщина лет пятидесяти, брошенная мужем, уехавшим на пароходе с любовницей. Она просила меня написать ее сыну письмо. Я написал, но возник вопрос об адресе, по которому должен поступить ответ. Хозяин отказался дать свой адрес. Вышел спор. Я упрекнул при Вассе хозяйского сына в бессердечии к брошенной старухе и в продаже мне молока. Васса ушла. Хозяева на меня набросились, зачем я при Вассе сказал, что покупал у них молоко. Оказалось, что там действовала контрактация, по которой молоко должно было сдаваться в кооперативы, а не продаваться в частные руки. Хозяева рассердились, что при их недоверии ко мне могло грозить предательством. Я извинился. Однако в молоке отказали. Вечером мы ушли со стариком на берег по делу. Иду назад один. Кто-то кричит пьяный: «Бей буржуев!» Ясно, что сказано по моему адресу.

http://azbyka.ru/fiction/moi-vospominani...

Теперь это напоминало перестрелку. Васса бухала редко, но мощно, как пушка, Наташа лупила часто, как пулемет. Танечка иногда вякала что-то, словно гранату кидала. Кинет – и в укрытие. Я начал различать отдельные слова, а к концу даже целую фразу классной: – Вы же жизнь мальчику ломаете! И в ответ: – Прекратите истерику, Наталия Алексеевна! После этого громкость разговора сразу упала, и очень скоро меня позвали в класс. Наташа сидела за своим столом, вся в красных пятнах, и упорно смотрела в окно. Васса тоже слегка раскраснелась, а Танечка почему-то напомнила мне шакала Табаки из любимого мультика. – Витя, – как ни в чем не бывало произнесла завуч, – в понедельник проведешь пионерское собрание. Я кивнул. – Тема собрания – исключение из пионеров Архипова. Я кивнул. – Обеспечь, пожалуйста, полную явку. Я кивнул. – Иди. Я в очередной раз кивнул, забрал портфель и вышел. Меня опять начало подташнивать. Синичка, 11 апреля 2018 года, вечер Вечером я трепалась в чате, ждала маму, чтобы сделать домашнее задание. Мама влетела как метеор, скинула туфли так, что они улетели в комнату, и с размаху плюхнулась на диван: – Ох, ну и повезло сегодня, даже не верится! Представляешь, с самой площади без пробок доехала! Один раз только на повороте постояла минут пятнадцать, но это ж не считается! Олька, поставь чайник. Пока чайник закипал, я выслушала целую историю. – Сегодня приезжали французы, я целый день с ними носилась по всему институту. Прикольный у них английский, сначала многое было непонятно, а потом приспособились. Им так понравились наши разработки! Если мы с ними договоримся, то у нас весь отдел работой на пару лет обеспечен. Только пахать придется как бобикам. Зато зовут летом к себе на пару недель, если все выгорит, обязательно возьму тебя с собой. Поедем? Оль? Что-то ты хмурая такая? И я рассказала маме про экзамены. А потом честно пыталась пересказать параграф. Мама устроила мне разнос, плавно переходящий в мою истерику. – В чем проблема, я не понимаю? – кричала мама. – Читаешь текст, выделяешь главное. Потом пересказываешь простыми словами. Давай вместе.

http://azbyka.ru/deti/vremya-vsegda-horo...

    11/23 августа 1891. Воскресенье.     На Сацума-мару и в Огинохама.    В два часа остановились на рейде в Огинохама, чтобы простоять по поводу нагрузки до утра. Капитан любезно предложил свезти на берег; там я нашел, что Васса Накая с отцом Сато и матерью ушли за чем-то в С[?];    но вышла встретить тетка ее, католичка; в их доме я видел красиво убранную языческую божницу, и внизу пятеро детей; два мальчика и две девочки Сато и девочка тетки, также старика — отца Сато. Итак, в доме три веры: православная, католическая и буддийская, что почти значит: в доме никакой веры, ибо если бы Васса была хорошая христианка, то языческой божницы, вероятно, уже не было бы и так далее. Нашел еще христианку Феодору Такахаси, молодую женщину замужем за язычником, так же, как и Сато, служащим в компании «Юсен»; она училась шитью в школе Софии Накагава и там сделалась христианкой. Был еще здесь христианин, старик, работавший у продавца тушниц (которые здесь — с искусственно вкрапленными ракушками), но ныне ушел домой в другое селение. Феодора и католичка проводили меня на судно.    Вечером на судне совершенно неожиданно нашлась старая знакомая; красивая японская дама в европейском платье, жена профессора Милне, как сказали мне прежде, останавливает меня и спрашивает: «Не был ли я в Хакодате лет двадцать семь тому назад?» — «Был». — «Так это вы давали мне конфекты, когда я была маленькая; я дочь бонзы из Гван-дзёодзи, в Хакодате». Действительно, я припомнил, что у того бонзы, моего хорошего знакомого, к которому я приходил знакомиться с сектой мактосиу, была маленькая красивая дочка. Она мне рассказала печальную участь семейства: отец отдал свою землю 2000 цубо кумирне Нисихонгвандзи — с тем, чтобы ежегодно получать пенсию и чтобы для его семейства выстроен был дом; но ничего этого не сделано, и семейство нищенствовало; между тем отец помер, два старшие брата тоже, и один из них три года страдал сумасшествием, прежде чем помереть; теперь у нее осталось два брата, из коих старший начал тяжбу с Нисихонгвандзи и вернул обратно семейству хоть 1000 цубо, на которых теперь и думает строить свою самостоятельную кумирню. Жена она Милне, видимо, незаконная, ибо смутилась при упоминании о муже. Бедная, до какого положения иногда доводит преимущество красоты!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3733...

Если ты будешь иметь это воспоминание в душе своей, то ни богатству не будешь удивляться, ни бедности не станешь оплакивать, ни славы и власти не будешь восхвалять, и совершенно ничего из дел человеческих — из блистательных не станешь считать чем-нибудь великим, а из прискорбных — невыносимым, но, став выше всего этого, будешь иметь в постоянном созерцании этого образа урок добродетели. Кто видит каждый день воинов, мужественно действующих в войнах и битвах, тот никогда не пожелает роскоши и не изнеженной и рассеянной жизнью будет восхищаться, но строгой, твердой и готовой на подвиги. Да и что общего между пьянством и сражением, между чревоугодием и мужеством, между благовонными мастями и оружием, между войной и пиршествами? Ты — воин Христов, возлюбленный: вооружайся же, а не заботься об украшениях; ты — доблестный подвижник: будь же мужествен, а не заботься о нарядах. Так будем подражать этим святым; так почтим этих героев, увенчанных победителей, друзей Божиих, и, прошедши одинаковый с ними путь, мы удостоимся одинаковых с ними венцов, которых да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу слава, со Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.    Слово это произнесено в Антиохии, накануне беседы на слова: «не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1). Память св. Варлаама совершалась вероятно 31 мая.    В синод.пер.: «овнов» — и.И.    В синод.пер.: «из чаш» — и.И. Беседа в память св. Васса Dubia (сомнительные)... Беседа в память св. Васса сказана об ужасах, и на слова: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29) Поучение должно приносить пользу говорящему и слушающим, а мученик в похвалах людей не имеет нужды. Ужас землетрясения и милосердие Божие к людям, даже возбудившим грехами своими гнев Его. Разъяснение от лица Господа слов «кроток есмь и смирен сердцем» через противопоставление смирения Господа воплотившегося высокомерию людей и Его Божественной славы уничиженному Его состоянию, воспринятому добровольно, ради спасения людей, для научения их смирению.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В зимнюю погоду, когда небо срасталось с землей белым снегом, туда практически невозможно ни на чем добираться. Люди там только на Бога полагаются. Такая разительная несхожесть с большим городом, где каждый, пожалуй, считает себя самодостаточным. Вассин дом находился по соседству, но мы так с ней сблизились, что она скоро переселилась ко мне. Время, прожитое с ней, и по сей день течет ровной и светлой рекой сквозь перипетии моей судьбы и, может быть, незримо спасает меня от полного падения. За тот год, особенно, зиму, я как будто выздоровела, и отчаяние, и страхи отступили. Но как-то весной Васса, пытаясь помочь упавшему на крыльце старику (одному из ее многочисленных пациентов, за которыми она усердно ухаживала день и ночь), упала сама и разбила голову. И ничего нельзя было поделать, и «скорая помощь» приехала поздно, и врачи отказались везти в больницу под предлогом безнадежности травмы и вассиной старости, и соседи разошлись по домам, поплакав и посочувствовав, и остались мы с Вассой вдвоем. И наступил момент, когда я взяла ее маленькое тело на руки и поднялась с нею, преодолев материальное, высоко-высоко и видела — тогда впервые — алого ангела и… снег, снег, снег кругом, серебряный, душу меняющий, русский снег. Васса умерла, и я сидела в доме, где стало одним дыханием меньше, и страх снова вернулся… Что-то темное тащило меня. Я остригла волосы и не выходила из дома несколько дней. Тогда, наверное, случился первый нервный срыв. Но потом появился просвет, и редактор журнала, в котором я подрабатывала статьями о лингвистике, добившись через знакомых выездной визы, устроил мне — из отеческого беспокойства — командировку в Нью-Йорк. Предполагалось, что его школьный друг встретит меня в аэропорту, но он не встретил, и, прождав несколько часов, я решила выехать в город, и оттуда звонить ему, пока не дозвонюсь. Я вышла из автобуса в Манхэттене и очутилась в окружении небоскребов, невиданной человеческой дерзости. Сейчас не помню, что именно произошло — случился ли обычный обморок, но я потеряла сознание (потом выяснилось, утратила и долгосрочную память), сумка с документами, небольшими деньгами и контактным телефоном были украдены.

http://azbyka.ru/fiction/bremya-istoriya...

Почему волхвы пришли поклониться Богомладенцу, а Иерусалим встревожился? Констанинопольская, Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская и Элладская православные церкви празднуют Рождество Христово 25 декабря. Об этом великом празднике, волхвах и их дарах, а также о логике встревоженного Иерусалима рассуждает инокиня Васса (Ларина). Приветствую вас. Меня зовут сестра Васса и, как обычно, я здесь в Вене, в Австрии, пью мой утренний кофе. Это наш рождественский выпуск, и я надеюсь, что вы посмотрите его, празднуя Рождество . Мне приятно сообщить, что наша новая дизайнер, Анка из Польши, родила красивого и здорового малыша. Она назвала его Франциском, или Францишеком по-польски, потому что, как оказалось, Анка — римо-католичка и большая поклонница нового Папы. Также хочу вам сказать, что вскоре я еду в Нью-Йорк на целых 5 недель. И нам, наверное, придется сделать перерыв на некоторое время, разве что я смогу снимать и в Нью-Йорке. Поживем — увидим… Я получила несколько рождественских подарков от моей съемочной команды, и вот один из них — замечательная свеча ручной работы. Не знаю видно ли вам, но здесь в ней есть настоящие ромашки, и пахнет лавандой, — замечательно. Ой, простите, на самом деле эта свеча для Анки, а не для меня! Но думаю, что тут есть подарок и для меня… Ага, вот эта маленькая сумочка с косметикой Клиник! Моей любимой! Сегодня я бы хотела поговорить о мужчинах, которые принесли первые рождественские подарки, о волхвах, известных также как «мудрецы» или Три Царя. О рождении Христа в Вифлееме мы узнаем из двух Евангелий: от Матфея и Луки. Но только Матфей говорит нам о волхвах, или «магах» по-гречески. Евангелие ничего не говорит о том, сколько было волхвов, а традиция говорит о трех. В английском переводе Библии (King James) греческое слово «маги» перевели как «мудрецы». Само слово «маги» происходит от древнеперсидского „магус“ и относится к касте жрецов зороастризма. В своей религии эти жрецы (или священники) обращали особое внимание на звезды и славились повсюду своим знанием астрологии.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroj-vassoj-...

Христос наделил нашу природу новой силой, новой способностью – к воскресению. В этом выпуске, который был записан на прошлой неделе, сестра Васса рассказывает о смысле крестной жертвы Спасителя. О том, что смерть, которая вошла в мир после грехопадения человека, должна была быть побеждена Христом, и именно это произошло на кресте, за которым следовало воскресение. Здравствуйте. Я сестра Васса, и я рада, что вы смотрите наше удостоенное наград шоу в прямом эфире из Вены, Австрии. Наступила 4-я неделя Великого поста, это значит, что мы достигли середины поста, и сегодня прекрасное весеннее утро здесь, в Вене. Кстати, некоторые люди говорят, что я не должна называть это шоу удостоенным наград, потому что эти награды были вручены за настольный теннис. Да, мой личный тренер Эдельтраут и Дэвид из студии звукозаписи действительно выиграли эти прекрасные трофеи в настольный теннис в местном клубе настольного тенниса. И некоторые люди просто не понимают, каким образом это делает наше шоу удостоенным наград, – ну, я даже не знаю, что и сказать … Один из нас получает награду, – все мы получаем награду! Ну что уж тут поделаешь! Говоря о трофеях, эта 4-я неделя Великого поста начинается с Крестопоклонной недели, и за мной сегодня, как вы видите, крест. В византийской гимнографии Крест часто называют трофеем или непобедимым трофеем – «aittiton tropaion» (по-гречески) (в славянском переводе «непобедимая победа»). Это символ победы. Но надо признать, что сегодня по поводу Креста бытует много заблуждений. Для нехристиан смерть Иисуса Христа на Кресте часто воспринимается как некая жестокая или странная история. И даже среди многих христиан, я думаю, существуют недоразумения и некоторое непонимание, и, я полагаю, – невысказанные вопросы о смерти Христа на Кресте. Например, когда мы слышим фразу, что Христос умер «за наши грехи», то, возможно, мы не до конца понимаем, что это значит. И мы часто слышим другую фразу, что Крест «открыл врата рая», которые раньше были закрыты для человека, за его грехи, – начиная с греха Адама и Евы, которым Бог сказал, что они умрут, если попробуют плоды с древа познания. Но, как вы знаете, они сделали это и вкусили от дерева познания, и были изгнаны за этот грех из рая, и умерли. Мы слышим, что смерть Христа на Кресте каким-то образом исправила эту трагедию. Это по ряду причин тоже может быть малопонятной идеей.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

Она ласково погладила мои волосы, как когда-то Дед. — Устала ты, бедная моя. Ведь, как тяжело одной… — Да как же я одна, я ж с тобой. Ты ведь есть. — Ято есть, а ты, вишь, в лежку лежишь, значит, мало меня-то, — и голос ее задрожал. — Думаю, что дальше-то делать будешь с жизнью своей. Неужели так всю жизнь и проспишь в тоске? — Я с тобой останусь, Василиса. — Со мной? Ну, нет. Чего тебе, молодой, здесь искать? Судьба — это не шутка… — А, знаешь, Васса, мне, кажется, иногда, что мне что-то известно о будущем своем. Как-то вот вижу себя совсем другой женщиной, и далеко, очень далеко отсюда. И странно так — вроде я, и вроде — не я. Васса взглянула встревоженно и быстро перекрестила меня: — Ничего мы не знаем, что будет. Ничтожные мы перед Богом и не доросли, чтобы через Его плечо подглядывать. Что было, что будет, ты думай, о том, что сейчас есть. Вставай, лучше, банька охлынет. Пойдем, помою тебя. И заторопилась было уходить, но потом снова села и взяла мои руки в свои. Такими же были руки моей мамы, всегда теплыми, согретыми внутренним каким-то источником. Я подчинилась, через силу поднялась, оделась и вышла во двор, и так разгулялась понемногу. А под вечер после душистой бани мы пили малиновый чай с хрустящим печеньем. Словно приветливая хозяйка, ожидающая в праздник долгожданных гостей, преображалась и постепенно хорошела жизнь. Вот и луна, мучительница моя, как белая невеста, засияла высоко своей совершенной панбархатной полнотой. — Василиса, расскажи мне о полнолунии? — попросила я. — Да, что ж я тебе расскажу. Творение это Божье, иного и знать не надо. От полной луны Пасха отсчитывается, значит, Божественное провидение в ней. А что от Господа — все хорошо, — и, порадовавшись, что снова, как прежде, течет наша беседа, уже улыбаясь добавила: — Да, сказок-то в народе много ходит… Я смотрела выжидательно, ожидая услышать одну из ее сказок или забытое предание, каких у нее было множество на всякий жизненный случай, прямо, как у моего Деда. И она, не заставляя себя упрашивать, сразу начала голосом, преобразившимся до неузнаваемости, мечтательным и даже юным:

http://azbyka.ru/fiction/bremya-istoriya...

Современный кризис литургического благочестия. Лекция инокини Вассы (Лариной) 20 апреля, 2015. Инокиня Васса (Ларина) Когда мы не знаем внутреннего содержания, мы хватаемся за внешность. Как мы можем это переосмыслить? 21 марта в Лектории «Правмира» совместно с Татьянинским творческим содружеством состоялась открытая лекция инокини Вассы (Лариной) «Современный кризис литургического благочестия». Инокиня Васса – доктор богословия, преподаватель Института литургических исследований Богословского факультета Венского университета, автор и ведущий знаменитого шоу «Кофе с сестрой Вассой». «Правмир» предлагает читателям текст лекции, а также её видеозапись. Я очень рада, что в Москве возможно читать доклад в 11:30 в субботу, и даже кто-то появился. Сегодняшняя тема: кризис литургического благочестия. Обычно первый вопрос возникает, когда кто-то видит такое название темы: какой там кризис? Я не хочу вас пугать или удручать этой темой, а предлагаю вместе подумать о том, как можно это понять. Что я имею в виду под словом «кризис»? Нужно сначала определить термины, чтобы мы друг друга понимали. Слово «кризис» происходит от греческого κρνω – «рассуждаю» или «отличаю», и слово «кризис» (“решение” или “суд” по-гречески) может означать нечто вроде решительного или решающего момента или момента, который требует какого-то решения или разрешения, какого-то выбора. Это тоже своего рода суд, то есть происходит суд в любом случае над чем-то, над какой-нибудь системой или над определенным человеком, то есть происходит нечто определяющее. Из-за этого любой кризис, такой определяющий момент, может вести к положительному росту, к возрастанию, или же наоборот, в зависимости от того, как на этот вызов ответить. И из-за этого это явление не есть, само по себе, нечто отрицательное. Я хочу это подчеркнуть. И дальше объясню, определю этот термин, расскажу, что бывают разного рода кризисы, например, в контексте психологии личный кризис или кризис веры. Так или иначе, в англоязычной литературе слово «кризис» можно встретить именно в таком контексте.

http://pravmir.ru/sovremennyiy-krizis-li...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010