«Добрый день. С вами говорит доктор Берри. Пациентка, Ванесса Файнс, с суицидными идеями. Не вступает в контакт. Да, прошу выехать по домашнему адресу…». Глава 23. Тайный свидетель Удочери меня, всевидящее Небо, позволь — как умолить тебя! — неверную судьбу начать сначала, с того благословенного момента, когда блестел на солнце красным и обещал чистейшее вино невинный виноград души моей… В то самое утро, когда мистер Берри в несвойственном ему беспокойстве пытался разрешить скрытый смысл мрачных образов своего «говорящего» сна, Ванесса встала поздно, и, в отличие от доктора, посетил ее ночью не кошмар, а пробудило ощущение странного и сильного тепла, такого реального и интенсивного, что согреваясь в нем, испытала она чувство словно утраченного когда-то давно родства и глубокой связи. С кем? — пыталась она понять. О ком пожелало напомнить ей сердце? Ванесса открыла глаза, и в ту же минуту ей показалось, что будто что-то вспыхнуло в воздухе, в темноте, и осветило стены и потолки короткой яркой вспышкой, и в следующее мгновение стремительно исчезло. Она привстала в удивлении, но никого в комнате уже не было. Лишь благоуханная пыльца неожиданной радости рассыпалась вокруг — так хорошо стало на душе, как хорошо бывает, наверное, только в детстве — до познания мира. Ванесса лежала и думала, что бы все это значило, такая перемена в ее чувствах — реальна ли она, надолго ли, а потом снова заснула. И снилась ей молящаяся Васса. Как и тогда, перед смертью, Васса горячо привлекала ее к себе, словно пытаясь показать Богу ту, о которой молилась, и шептала проникновенно: «Господи, помилуй чадо мое, Иоанну…». С утра влажное солнце блестящими ручьями неслось по тротуарам, домам и крышам, опять — в который раз! — возвещая людям о возможности всеобщей любви, тормоша и призывая к иному счастью погрязший в материю мир. Яркие, настойчивые лучи пробились и сквозь окно Нессиной спальни и, открыв глаза, бережно охраняя чувство, вызванное ночным посещением, она впервые за долгие месяцы пребывания в депрессии, увидела, что жизнь все еще наполнена красками, и поразилась своей неутраченной способности воспринимать их.

http://azbyka.ru/fiction/bremya-istoriya...

И все же в доме Деда мучительное присутствие во мне Ванессы осветлялось новой надеждой. Я выздоравливала. Муж, теперь уже бывший, как могучий корабль, медленно отчаливал от берегов памяти, уменьшался в туманной отдаленности времени, становясь все менее различимым, иногда почти невидимым в течении нового бытия. От совместной жизни осталась лишь обида, вполне объяснимая: ведь я поила тебя из чистых родников, и ты утолял в них жажду, делилась с тобой соком фруктовой юности моей, и ты насыщался. Что же нес мне ты? Лишь черствый хлеб разочарования… В мою жизнь вошла добрая Васса. Вокруг нее был особый воздух, ясный и спокойный в любую погоду. Мне нравилось в ней все — мягкие морщины на лице, пережившем множество зим, лучистые странно непостаревшие глубоко посаженные глаза цвета спелой сливы, обветренные уютные руки, медленная, чуть шаркающая походка, седые волосы, зачесанные на прямой пробор и собранные тоненьким колечком на затылке, подхваченным гребнем, теплый и густой, почему-то всегда напоминающий вкус парного молока голос. Мой навсегда любимый Федор Михайлович Достоевский утверждал, что красота спасет мир. Наверное, он знавал таких, как Васса, потому что именно красота, равная доброте, и никакая другая, действительно, спасает. Большую часть дня она хлопотала о более старых и немощных, чем сама, соседях: готовила им еду, ставила горчичники, натирала ноги и спины, поила травяными чаями. Вечера мы проводили вдвоем. Наконец-то я получила временную работу в городском литературном журнале, писала статьи к рубрике «Психолингвистика», которые, как и сама рубрика, не имели ничего общего ни с психологией, ни с лингвистикой. Однако идея увлекала. С детства я благоговела перед литературой и словом, способным выразить порой даже невыразимое, мне нравилось находить особенные сочетания, из которых мог сложиться необычайный образ одновременно видимого и невидимого — все мучило меня и возбуждало, и так хотелось разглядеть ручей в ночи, попробовать росу с ладоней и заплести в косу печальную зарю… Слово, его метафоричность, заложенный в глубине образ — озвученный и неозвученный, осязаемый и неосязаемый, было для меня тайной; распознать, раскрыть сокрытый смысл казалось желаннейшим из даров. Мне представлялось, что дар этот, данный в чистые руки, имеет силу менять, улучшать мир и человека. И что бы я ни отдала, чтобы сама обладать им!

http://azbyka.ru/fiction/bremya-istoriya...

Мой Дед вернулся домой, в Россию к своей жене — моей бабушке и маленькому сыну Ванечке — моему будущему отцу. Дорогой мой, сообщаю эти подробности (должна была сообщить их раньше, гораздо раньше, как только память вернулась ко мне, но страх останавливал), не ища оправдания, но скорее — прощения. О жизни моего Деда в Норвегии, о Марии и Митечке я узнала от женщины по имени Васса, которая после смерти моей бабушки, ухаживала за Дедом, помогала ему по хозяйству и любила его всей душой. Эта Васса — совершенный человек и совершенная женщина, я бы могла назвать ее святой (и часто про себя так ее называю), если бы хоть что-нибудь понимала в святости. С тех пор, как память начала возвращать мне события и людей, я думаю о ней и Деде каждый день. Думаю, и стыд захлестывает меня: как страшно предала их надежды на меня. Андрей — русский друг Майкла, был моим мужем. Догадывался ли ты о том, что нас что-то связывало прежде? Ты не выносил его присутствия — может, чутье подсказывало тебе нечто… Я не звала Андрея в Америку, он разыскал меня сам (почти случайно), но и это не оправдывает меня. Те несколько лет замужества — мучительное, болезненное воспоминание. Я любила Андрея или, скорее, хотела любить, но не выдержала груза его любви- ненависти и ушла. У меня тогда много чего бродило в душе. В сущности, после детства, после потери виноградников (как хочется рассказать тебе историю их жизни и смерти, знаю, что ты бы понял, как никто другой!), когда поселились во мне страх и тоска, я уже никогда и ни с кем не могла быть счастлива. Но с ним — пыталась. Для него — старалась. Меня поражала и пугала его необъяснимая жажда вечного соперничества со всем и всеми, включая меня. Я не понимала, как можно любить и подавлять любимого. Не понимала, как можно в одну минуту перейти от нежности к агрессивности. Андрей был неординарным, ярким человеком, покорявшим людей с первого разговора, с первого приветствия, но тяжелой ношей для меня. Я не выдержала и, вместо того чтобы понести, бросила. Мы прожили три года, и, борясь, обороняясь, уступая, а иногда наступая, в конце концов, я сдалась. То непрочное, что в самом начале связывало нас, оборвалось. Однажды, после очередной ссоры я ушла из дома и поселилась в полузаброшенном доме Деда, на окраине.

http://azbyka.ru/fiction/bremya-istoriya...

деревни Шондоровой однадворец Ефим Петров сын Желтухин (50), жена ево Домна Архипова (49), дети их – Михайла (24) , Аксинья (20), Елисавета (15), Прасковья (9), у Михайлы жена Татьяна Ильина (23) и дворовые; однадворец Федор Петров Желтухин (40), жена ево Елена Григорьева (39) и дворовые; прапорщик Иван Петров сын Желтухин (46), жена ево Меланья Артемьева (40), дети их – Ксения (17), Варвара (13) и дворовые; однадворец Федор Яковлев сын Желтухин (49), жена ево Анна Клеменова (46), дети их – Катерина (11), Настасья (8) и дворовые; Иван Сергеев сын Желтухин (39), жена ево Марья Васильева (34), дети их – Матрена (19), Акилина (16), Настасья (14), Самуил (13), Аврам (9), Федосья (3) и дворовые; Аким Иванов сын Желтухин (56), жена ево Татьяна (53), дети их – Афанасей (24), Аксинья (16), Симеон (10), у Афанасья жена Настасья Никифорова (24), дети их – Анна (4), Дарья (2) и дворовые; вдова однадворческая жена Настасья Еремеева (60), дети её – Петр Артемьев (25), жена ево Татьяна Андреева (26), дети их – Васса (6), Анна (4) и дворовые; однадворец Максим Прокофьев сын Ламиносов (49), жена ево Анна Иванова (48), дети их – Федосья (19), Василей (20), Федор (15), Павел (13) и дворовые их люди; однадворец Пракофей Сафонов сын Корташев (50), жена Лукерья Андреева (46), дети их – Фирсан (24), Антон (15), Дарофей (7), у Фирсана жена Наталья Никитина (22), сын их Сергей (1); однадворец Кандратей Нефедьев сын Желтухин (38), жена ево Наталья Федорова (36); однадворец Савелей Максимов сын Чернопятов (31), жена ево Васса Васильева (30); однадворец Савастьян Хоритонов сын Хрусловской (52), жена ево Анна Ермолаева (47), дети их – Ксения (17), Евдакея (15), Раман (9), Антон (6), Наталья (2) и дворовые; той же деревни прапорщика Михайлы Пракофьева сына Ламиносова крестьяне; той же деревни однадворца Ивана Еремеева сына Дьякова крестьяне; деревни Малой Шондоровой однадворцы: Иван Еремеев сын Дьяков (42), жена ево Аксинья Кандратьева (40), дети их – Никита (22), Федор (14), Надежда (10), Иван (8), Сергей (5), Гаврила (1), у Никиты жена Татьяна Федорова (20), сын их Трафим (1) и дворовые;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Иконы являются каналами, а не источниками энергии Святого Духа Вспоминая историческое событие «Торжества православия», инокиня Васса (Ларина) рассуждает об иконоборчестве и иконопочитании. Приветствую вас. Меня зовут сестра Васса, и я сейчас здесь, в Вене, в Австрии, пью кофе. Начинается 2-я неделя Великого поста, и мой кофе сегодня забелен миндальным молоком, так как в нем высокое содержание белка, и совсем немного калорий. Видите, если вы поститесь согласно правилам византийского поста, строго вегетарианскими, без масла в будни, то должны позаботиться, чтобы у вас в рационе было достаточно белков, чтобы не начинять себя только хлебом и различными формами сахара, и при том постоянно чувствовать себя голодными, — возможно даже набирая вес! Поэтому позаботьтесь о белках, потребляя фасоль и чечевицу, и оставайтесь здоровыми и красивыми, в силе завершить период поста. Я решила начать с красоты, потому что меня постоянно засыпают просьбами дать совет по красоте, можете себе это легко представить. Говоря о красоте, в это воскресенье — первое воскресенье Великого поста, известное как «Неделя Торжества Православия», вспоминаем византийскую традицию почитания святых образов — «икон», как эта позади меня. В частности, в это воскресенье мы вспоминаем историческое событие «Торжества Православия», когда в 843 году в Византийской Империи наконец осудили «иконоборчество» или преследование иконопочитания. Сегодня мы поговорим сначала об иконоборчестве, а затем об иконопочитании, и о том как оно относится к нашей жизни во Христе. Иконоборчество проходило в двух периодах, в которых епископы и императоры Византийской империи выбросили иконы из всех церквей, и преследовали их почитателей. Первый иконоборческий период (726-787) начался при императоре Льве Исавре и закончился решениями 7- го Вселенского собора 787 г. Второй иконоборческий период (814-843) закончился как раз тем событием, которое мы отмечаем в первое воскресенье Великого поста: императрица созвала синод в Константинополе, который навсегда положил конец иконоборчеству. Однако, обратите внимание на тот факт, что большинство образованных епископов того времени на самом деле относились к иконоборчеству благосклонно. Какие богословские аспекты так влияли на них и делали иконы неприемлемыми?

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroj-vassoj-...

— На-на-на-на-на! — глумливо заблеял один из офицеров, когда Приставкин перевёл им слова хозяина дома. Перед носом у Торопцева замаячил длинный указательный палец. — Так не годится, — стал переводить Приставкин дальнейшие слова немцев. — Вам оказывают честь, и вы должны это понимать. У вас очень красивые девушки. Отдайте их, пусть повеселятся с офицерами великой Германии. А сами можете спать хоть до самого своего Рождества. — Я ещё раз прошу извинения, но дочери останутся дома, — твёрдо объявил Торопцев. Тут лица фашистов из весёлых и наглых стали обиженно-злыми. Один из них произнёс весьма гневную тираду, пытаясь запугать неуступчивого отца двух красавиц. — Можете не переводить, — сказал Николай Николаевич полицаю. — Вероятно, меня осыпали угрозами. Скажите им, что, если надо, я буду обороняться. Но детей своих не отдам. Один эсэсовец шагнул было в дом, но Торопцев успел захлопнуть дверь перед самым его носом. Почти тотчас за дверью загремели выстрелы, две пули пробили дверь и прожужжали в сенях, вошли в стены. После третьего выстрела за дверью раздался обиженный громкий возглас: — Ah! Scheise! После этого всё стихло, Торопцев осторожно выглянул в окно и увидел, как одного из офицеров, явно раненного, уводят Приставкин и другой эсэсовец. Вероятно, третья пуля срикошетила и нанесла рану самому стрелявшему. — Васса! Надя! Катя! Костя! Дима! Оля! — закричал Торопцев. — Быстро одеваемся и уходим! Оля сразу заплакала. Остальные без слов кинулись одеваться. — Куда же мы пойдём, Коленька? — в ужасе вскрикнула Васса Петровна. — В храме спрячемся. Я знаю, где там можно, чтоб не нашли. В несколько минут они все собрались и готовы были бежать из дома, но оказалось, что уже поздно. Слишком быстро фашисты организовали своих людей, которые со всех сторон окружали дом. С улицы грянула пальба из ружей, пистолетов и автоматов, и дом мгновенно превратился в кромешный ад — всюду жужжали пули, летели осколки стёкол, посуды, вещей. Все попадали на пол, крича от ужаса. Упавший рядом с Торопцевым приёмыш Дима страшно застонал, кровь брызнула из него во все стороны. Пули рикошетили и впивались в лежащих на полу. Следом за Димой погибла Васса Петровна. Потом пуля размозжила голову Кате. Вдруг стрельба затихла. Раненный в плечо Николай Николаевич пополз в сторону погреба, простонав:

http://azbyka.ru/fiction/pop/

Поскольку правила ритуальной чистоты не ограничиваются пределами Русской Церкви, другие юрисдикции предлагают свои суждения, и полемика уже явно достигла Русской Церкви после опубликования статьи сестры Вассы (возможно и раньше). Несомненно, русским богословам также стоит исследовать этот вопрос и найти решения в духе и традиции Церкви. Сноски: Священник Сергий Свешников «К вопросу о «ритуальной нечистоте»: ответ сестре Вассе (Лариной)» www.pravmir.ru. Инокиня Васса Ларина «Ритуальная нечистота». Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Харьков, 1913, стр. 1134-5, В связи с большим количеством страниц данного сочинения, необходима повторная проверка, но на странице 1144 однозначно отсутствует та информация, на которую ссылается сестра Васса. Булгаков, стр. 1144-5, Там же. 1135, n. 2. Апостольское послание 11:64. The Ante-Nicene Fathers: Translation of the Writings and the Fathers down to A.D. 325 (ANF). Ed. Alexander Roberts and James Donaldson. 10 vols. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1973, 2:277. Там же. 2:427. Там же. 3:25. Там же. 4:192. Migne, J.-P. Patrologiae cursus completes, series graeca. Paris, 1844—, 120:789-92. См. Kolbaba, T. M. The Byzantine Lists: Errors on the Latins. Chicago: University of Illinois Press, 2000, p. 59. Там же. The Rudder (Pedalion) of the One Holy Catholic and Apostolic Church. CD-ROM. Brookfield: The Orthodox Christian Center and Mission, 2006, p. 497. Там же. 498. This information is from the recollections of Ludmila Assur who was one of the girl acolytes under Metropolitan Anastasy in the 1950s during his summer visits to Burlingame, California.  The girl acolytes did not wear a sticharion, but otherwise performed the usual duties of boy acolytes. The Rudder 1366. Там же. Там же. 1617-8. Там же. 1687. Булгаков, 1144. Там же . 1144. “Women and Men in the Church. A Study on the Community of Women and Men in the Church.” Department of Religious Education, Orthodox Church in America (ed.), New York, 1980, 42-43.

http://pravmir.ru/ritualnaya-nechistota-...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть В МХАТ возвращается М.Горький? Ой ли!.. Галина Ореханова   22:48 21.02.2024 197 Время на чтение 9 минут В преддверии Нового, 2024 года МХАТ им. М. Горь-кого показал премьеру возобновлённого спектакля «Васса Железнова», поставленного в своё время для Татьяны Васильевны Дорониной режиссёром Борисом Щедриным и много лет восторженно принимавшегося публикой. Памятно, что 25 января 2019 года именно этой работой Т.В. Доронина завершила свою сценическую деятельность. Спектакль был снят, так как претерпел и тяжёлые потери: умерли ведущие исполнители — народный артист России Юрий Горобец (Железнов) и заслуженный артист России Александр Самойлов (Прохор Храпов). И вот событие: после большого перерыва «Васса Железнова» снова на сцене МХАТ! Безусловно, с новым составом исполнителей. Режиссёр восстановления Александр Дмитриев, ученик Т.В. Дорониной.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/21/...

Затем предстать перед судом повелели второму из братьев. Когда судья спросил его имя, тот ответил: «Моя мать, истинная служительница Божия, называет меня Агапием, то есть “Любящим”. И я попытаюсь показать себя достойным этого имени, оставшись верным любви Христовой». Когда святого предали бичеванию, он насмехался и над мучениями, и над пустыми обещаниями богатств и материальных выгод, которые ему давали язычники. «Я желаю пройти по следам брата. После того как я увидел его стойкость во время мучений, я ни во что не ставлю отныне мое жалкое тело, дабы показать тот вечный удел, который уготован моей душе возле Бога», – сказал он. Но еще не закончил он этой речи, как тираны приказали снять с него кожу, начиная с головы и до груди. Тогда он вскричал: «Нет ничего более сладкого, как пострадать за Христа!» – и предал душу Богу. Пришла очередь самого младшего из братьев, Писта, который также исповедал веру, утверждая, что и он покажет себя достойным своего имени . На доводы судей он ответил, что если его детское тело принадлежит им и они могут делать с ним что угодно, то его душа, зрелая и совершенная, сделалась по милости Божией несокрушимой. Его растянули от затылка до ног, дабы выломать суставы. А затем, после того как Пист обратился к Богу с последней благодарственной молитвой, он был обезглавлен. Тогда с неба раздался голос, который приветствовал приход юных мучеников. Их мать Вассу заключили в тюрьму; язычники пришли к ней с различными яствами и пытались убедить подчиниться императорским приказам. Она ничего не ответила им и отвергла всю предложенную пищу. Через семь дней ангел принес ей пищу небесную и укрепил ее. Викарий Винцентий отправился в главный город вверенной ему провинции и забрал Вассу с собой. Там он решил заставить святую присоединиться к его жертвоприношению, но его усилия не имели успеха. Васса заявила: «Человек нечестивый и отвратительный, ты думаешь, что можешь повернуть меня с того пути, по которому проследовали мои сыновья и который позволил им получить победные трофеи? Я хорошо вооружена против тебя: Христос дал мне оружие, против которого ты бессилен». Тогда ее опустили в чан, полный воды, с дном, утыканным остриями. Но вмешательством ангела вода вылилась, оставив святую невредимой. Благодать Божия равным образом защитила Вассу от горячей печи и ударов камнями.

http://pravoslavie.ru/55828.html

Нелепо говорить в наше время о возрождении Домостроя, не о том речь. Всему свое время и место. Но перекосы нашей жизни слишком очевидны. Когда женщина покинула семью, за ней ушли из дома дети... Государство начинается с семьи. И безнравственный народ сильным быть не может по определению. Экономика, хозяйство, бизнес наладятся, если будет здоров дух нации, если окрепнет семья. Пока в нее вбиваются клинья. ...Возродим ли когда-нибудь наш полуразоренный Русский дом? Это о нем горько плакалось, когда на сцене умирала Васса Борисовна... Не знаю, как задумывал этот образ Горький, но наша великая актриса вложила в него боль и муку своей собственной души. Именно поэтому и откликаются сердца зрителей. И происходит то, что в древнем театре называлось катарсисом (с греч. - очищение), когда через сострадание героям очищается наша собственная душа... Русское искусство всегда было не чуждо нравственным поискам человека. Отрадно, что и в наше смутное время находятся художники, творческие сообщества, которые сохраняют верность традициям отечественной культуры. МХАТ им. М.Горького - из их числа. Осталось лишь добавить, что прекрасен весь актерский ансамбль спектакля " Васса Железнова " . Он смотрится на одном дыхании, зрители тепло его принимают, он, безусловно, актуален. А исполнительница главной роли - неподражаемая Татьяна Доронина прекрасна как всегда. Она согрела образ Вассы Железновой теплом своей души, сделав его родным и дорогим каждому зрителю. Завершались гастроли театра пьесой Э.Радзинского " Старая актриса на роль жены Достоевского " . Спектакль необычен, многослоен и интересен, Т.В.Доронина играет в нем сразу несколько женских образов, но нас опять будет интересовать лишь одна грань спектакля. А именно - образ Анны Григорьевны Достоевской - жены великого писателя, с которой " так повезло русской словесности " . (Ее письма и дневники столь проникновенно и трепетно озвучивает в спектакле Т.Доронина)... Если отрешиться от литературной темы, то необходимо сказать, что среди прочих русских жен (не писательских) Анна Григорьевна - не исключение. В ней воплотились притягательнейшие черты женской натуры, которыми не устаешь любоваться.

http://ruskline.ru/analitika/2013/09/14/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010