И поставил он охранные войска в Идумее и в Сирии Дамасской, и стали сирияне и идумеяне рабами Давиду. Авесса, сын Саруин (по надписанию Иоав, брат его), по возвращении с победы на северо-восточной границе царства, поразил идумеян в долине Соляной (в дебри солей, «Алонской» по переводу с греческого – «соль», в род. п., мн. ч. ). Это поражение Иоавом или Авессою идумеян произошло в то время, когда сам Давид со своим войском на севере одерживал славные победы над врагами и расширял пределы своего царства, а на юге в безоружную Иудею вторглись хищнические орды идумеев и производили в ней страшное опустошение ( 1Пар.18:12 ). На это-то библейское сказание о поражении враждебных Давиду и его царству народов и содержится указание в надписании этого псалма, которое по переводу с греческого читается так: «Когда он сожег Месопотамию (средоречие: – «средний» и – «река») Сирийскую и Сирию Совалскую, и когда возвратился Иоав и поразил полчище Алонское в двенадцать тысяч» (по 1Пар.18:12 , – в 18 тыс.). В этом псалме Давид изображает сначала бедственные приключения иудейского народа, каким он подвергался в прошедшее царствование Саула (ст. 3–7), затем описывает знаменитые дела свои и громкие победы, одержанные над врагами своего царства (ст. 8–10), и далее выражает надежду и уверенность в том, что Бог поможет ему покорить и другие народы с такою же легкостью, с какою побеждаемы были все враги его, – но только один Бог, а не кто другой: о Бозе сотворим силу (ст. 11–14). Пс.59:3–4 Боже, отринул ны еси и низложил еси нас, разгневался еси и ущедрил еси нас. Стрясл еси землю и смутил еси ю: исцели сокрушение ея, яко подвижеся. Изречениями этих стихов Давид указывает на политическое состояние царства и народа своего в предшествовавшее царствование Саула, которого отринул Бог и низложил лишив, его права престолонаследия в его потомстве. За непослушание Саула гнев Божий чрез него простерся и на весь народ его, который, подвергаясь частым нападениям иноплеменников (филистимлян и других) принужден был от страха укрываться от них бегством за Иордан и в другие безопасные места ( 1Цар.13:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

В переводе встречаются некоторые чтения, которых нет ни в славянском переводе, ни в известных греческих списках. Например, 16:14 – немногими благами земли (слав. от малых от земли); 17:5 – смяли (слав. смятоша – ξετρασσον); 17:30 – морских татей (слав. искушени – πειρατηρου); 21:3 – нет покоя (слав. не в безумие – ες νοιαν); 29:6 – во власти (слав. в ярости – ν θυμ); 41:5 – сонма (слав. шума – χου); 48:13 – кончался (слав. не разуме – ο συνκε); 54:22 – соблазнились (слав. приближишася – γγισαν); 57:10 – горн (слав. рамн – μνος); 58:14 – когда их не будет более (слав. во гневе кончины и не будут – ν ργ συντελεας κα οκ σονται); 59:2 – полчище алонское (слав. в дебри соляной – ν φραγγι λνος); 88:51 – еже удержах (ο πσχον), у Порфирия: ты дал обещание; 88:45 – блеск (очищения – καθαρισμο); 96:3 – попалят вокруг (слав. облак и мрак – νεφλη κα γνφος); 74:9 – πλρες κερσματος– для угощения; 146:7 – поочередно (во исповедании – ν ξομολογσει). Пропущены некоторые слова по сравнению с греческим и славянским текстом: 46:5 – нам; 46:10 – Богу; 90:16 – с ним я в скорби; в 118 псал. всего 144 стиха нет; 124:2 – его, 3 – грешных; 142:1 – услышь меня по правде Твоей. Встречаются вставки, не имеющие параллелей в греческом и славянском тексте: 88:51 – которому Ты дал обещание. Маккавейские книги так же переведены с издания Септуагины, напечатанного в Москве в 1821 году. Нужно отметить то, что епископ Порфирий перевел Четвертую книгу Маккавеев, которая есть в изданиях Септуагинты, но которой нет ни в Елизаветинской редакции славянского перевода, ни в Синодальном тексте. В XVI в. прп. Максим Грек перевёл с греческого языка на славянский эту книгу. 4 книга Маккавеев посвящена подвигу Елеазара, Соломонии и семи отроков и представляет собой, по сути, философский трактат, доказывающий господство разума над физическими страданиями. Прп. Максим Грек последовательно сокращал философские фрагменты, его, прежде всего, интересует житие мучеников. В переводе эта книга приписывается Иосифу Флавию и озаглавлена «Иосипа Иудеанина слово о том, яко благочестивый помысл самодержец есть страстем. И сие являет от вышеестественаго терпениа, еже к горчайшим мукам Маккавеов, мученых бывших Антиохом». 16

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР II ГНАФЕВС [Кнафей; греч. Πτρος Γναφες (Κναφες)] († 488), патриарх Антиохийский (471, 475-476/7 и с 485), один из важнейших представителей антихалкидонской партии (см. в ст. Монофизитство ). Основные сведения о жизни П. Г. сообщают авторы VI в.: Феодор Чтец , Евагрий Схоластик и мон. Александр Кипрский . Нек-рую информацию отразил в «Хронографии» прп. Феофан Исповедник (нач. IX в.). Точное время и место рождения П. Г. неизвестны. Согласно традиции, зафиксированной в Энкомии ап. Варнаве Александра Кипрского, П. Г. поступил в к-польский мон-рь акимитов (неусыпающих), большинство насельников к-рого были строгими халкидонитами. Нес послушание валяльщика, или сукновала, после чего и получил соответствующее прозвище. Затем был рукоположен во пресвитера. Когда в обители стало известно о том, что П. Г. не признаёт решения Вселенского IV Собора , его исключили из числа братии. По всей видимости, это произошло в 60-х гг. V в. П. Г. бежал в Халкидон, вскоре стал известен буд. имп. Зинону , зятю имп. Льва I (457-474), и занял место настоятеля ц. мц. Вассы Алонской. После назначения Зинона магистром армии Востока (468) П. Г. прибыл с ним в Антиохию, где заметно возросло влияние антихалкидонитов. При поддержке Зинона активно противостоял деятельности патриарха Антиохийского Мартирия , убежденного халкидонита. П. Г., в частности, утверждал, что Мартирий является скрытым приверженцем несторианства . В результате в городе начались волнения, в которые были вовлечены местные монахи ( Alex. Mon. Laudatio in apostolum Barnabam. 24-25//PG. 87. Col. 4099-4100; ср.: Theod. Lect. Eccl. hist. I 20), а П. Г. стал претендовать на Патриарший престол. В поисках защиты со стороны имп. Льва I и патриарха К-польского свт. Геннадия I (458-471), придерживавшихся христологического определения Халкидонского Собора, Мартирий прибыл в К-поль. Итогом этой поездки стало издание императором эдикта на имя Зинона (июнь 471), согласно которому монахам, жившим в Сирии, запрещалось покидать свои монастыри, а лицам, прибывшим в Антиохию из др. мест,- вести в городе споры о вере (CJ. I 3. 29). Впрочем, меры, принятые Львом и свт. Геннадием, не изменили ситуацию принципиально: влияние П. Г. было настолько велико, что вскоре после возвращения Мартирия из столицы Зинон вынудил патриарха отречься от престола. При этом Мартирий заявил, что сохраняет за собой достоинство священства. Антиохийскую кафедру «тираническим образом» занял П. Г., к-рый сразу же возвел во епископа Апамейского пресв. Иоанна (впосл. Иоанн II Кодонат , патриарх Антиохийский), ранее подвергавшегося каноническим прещениям ( Theod. Lect. Eccl. hist. I 20; Theoph. Chron. P. 113-114). После рукоположения Иоанн не был принят населением Апамеи и вернулся в Антиохию. Одним из важнейших действий П. Г. стало также внесение в Трисвятое теопасхитского добавления «Распныйся за ны» ( σταυρωθες δι μς - Theod. Lect. Eccl. hist. I 20).

http://pravenc.ru/text/2580342.html

В моей предыдущей заметке я указал на некоторые факторы, которые сестра Васса не затрагивает. Здесь я хочу привести дополнительные письменные свидетельства с целью более тщательного рассмотрения запретов Ветхого Завета, в особенности касающихся кровотечения. В Священном Писании мы находим слова, которые идут вразрез с представлением о том, «что нет ничего в себе самом нечистого» (Рим.14:14): « Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы » (Деян.15:28,29). Разумеется, нашей теме в данном отрывке наиболее соответствует заповедь воздерживаться от крови (как пищи), встречающаяся также в Книге Левит (17:11,12). Следовательно, хранение ветхозаветного правила о чистоте «угодно Святому Духу» Не следует думать, что имелись диетические или санитарные основания для соблюдения этого правила; другие народы употребляли кровь без особого вреда для здоровья. Святой Климент Александрийский (150-215) сообщает о таких людях и о христианских обычаях: «утомившись и проголодавшись, требует он (скиф) пищи от лошади; и она открывает ему свои жилы и успокаивает его единственным, что имеет — своей кровью. … Чтоб им пропасть, этим озверевшим верблюжьим погонщикам, для которых кровь этих животных служит пищей!» (Педагог 3:4) (8). В другом месте св. Климент ссылается на отрывок из Деяний Апостолов (15:28,29), в котором он признает авторитет Святого Духа и Апостолов, особенно Павла (Строматы 4:15) (9). Разумеется, св. Климент был из Александрии; и сестра Васса признает в своей статье, что суждения «египетского происхождения» поддерживают традицию воздержания женщин от Причастия во время менструации. Она дает понять, что это связано с некоторыми особенностями «социально-культурной исторической реальности древнего мира, который очень верил в ритуальную чистоту и требовал ее». С другой стороны, сестра Васса утверждает, что «для этих авторов [раннехристианских] было более характерно считать любые предписания Моисеева Закона символическими, за исключением тех, что касались пола и сексуальности». Однако, это не совсем так. Тертуллиан (160-220), к примеру, пишет о вещах, недопустимых для христиан: «Все это заставляет христиан краснеть, которые не вкушают крови даже животных… Наконец между употребляемыми вами пытками христиан находятся и ботулы, наполненные кровью. Вы прекрасно знаете, что христианам не дозволено то, чрез что вы хотите отклонить их от христианства» (Апология 9) (10) .

http://pravmir.ru/ritualnaya-nechistota-...

Кофе с сестрой Вассой: «Возьми постель твою», или Если прошлое причиняет боль 5 февраля, 2015. Инокиня Васса (Ларина) Опыт помогает нам сопереживать другим людям, попавшим в аналогичные ситуации, а также напоминает нам, что нужно быть благодарными В новом выпуске своего шоу инокиня Васса (Ларина) размышляет над евангельским рассказом об исцелении расслабленного. Всем привет! Я – сестра Васса, и я, как обычно, пью свой утренний кофе здесь, в Вене, в Австрии. Сегодня, мои многочисленные слушатели, мы обратимся к повествованию из Евангелия от Иоанна, – о том, как Христос исцелил парализованного человека в Вифезде. Этот текст по византийской литургической традиции читается в четвертое воскресенье Пасхи. Это одно из воскресений, поводящих и готовящих нас к великому празднику, – Пятидесятнице или Троице, который, если вы вдруг не знали, отмечается ровно на пятидесятый день после Пасхи в честь нисхождения Святого Духа на апостолов. Те из нас, кто ходит в церковь, слышат эту историю из года в год в одно из воскресений, которое призвано подготовить нас к Троице и к принятию нами дара – Святого Духа. Однако, несмотря на то, что многие из нас знают эту удивительную историю о том, как Христос исцелил этого человека с помощью преобразующей силы слова, давайте обратимся к этому тексту еще раз и взглянем на него по-новому. Поскольку этот текст также может изменить нас, если мы по-настоящему откроем наши сердца навстречу Его словам. Они укрепляют в нас то, что нуждается в укреплении, и устраняет то, что нуждается в устранении. …Пожалуйста, не задавайте мне вопросы о музыке! Как вам известно, выбираю музыку не я! Итак, давайте взглянем на пятую главу в Евангелии от Иоанна, посвященную излечению паралитика. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

Уныние – это то, что заставляет нас смотреть в окно О в очередном выпуске своей передачи инокиня Васса (Ларина) пытается понять, что стало причиной ухода блудного сына из дома отца, как уныние рождается из праздности, и как нам противостоять этому. Здравствуйте. Меня зовут сестра Васса. Дорогие, мы еще раз собрались с вами в нашей студии в Вене, в Австрии. И на сей раз, к сожалению, мне придется вас опечалить, потому что к нам поступило сообщение из Парижа. Вот мы Эйфелеву башню поставили тоже из-за этого. Вот из Парижа нам пишут: « Дорогая сестра Васса, благодарим вас за начатый цикл бесед на русском языке, все в восторге ». Вот видите, я вам говорила, вы мне не верили. Дальше читаем: « Мы публикуем передачи на сайте Кафедрального Собора святого Александра Невского. Меня попросили Вам написать представители русской эмиграции старого поколения. Им очень нравится ваш проект, но смущают аплодисменты вначале. Я объяснил, что это для молодежи. Попросили Вам передат ь». Так что, короче говоря, мои дорогие, вы ведёте себя некомильфотно . Да-да, вы ведете себя неподобающим образом, так что я прошу вас немножко успокоиться. В начале не будем аплодировать, хорошо? Ну ладно, теперь я вас расстроила… Не плачьте, не плачьте, это ничего, мы будем стараться посерьезней, всё-таки начинается скоро Великий пост . И вот сейчас мы поговорим еще раз об этой книге – о «Триоди постной». Вы ничего не поняли? Ладно. Успокойтесь. На сей раз мы будем говорить о Неделе о блудном сыне, которая сейчас наступает. И мы прочитаем вместе в Евангелии от Луки из 15-й главы притчу о блудном сыне . Сейчас не уходите, потому что сейчас будет всё самое интересное. Читаем из 15-й главы Евангелия от Луки . Господь сказал: «У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, и тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, и я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Собор Псково-Печерских святых В Евангельском чтении сегодняшнего праздника мы слышали слова Господа нашего Иисуса Христа: «Придите ко мне вси, труждающиеся и обремененные, и Аз упокою Вы. Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:28-29). Благое иго Христово, Крест Христов — его взяли на себя наши великие святые, прославляемые сегодня Церковью: преподобные мать Васса и Симеон Псково-Печерские. Когда мы сможем пронести этот крест, который возлагает на нас Господь? Пронести без обычных для падшего человека ропота, слабости и попыток сбросить крест, а напротив — с благодарением, с полным пониманием того, что это именно наш спасительный крест? Только тогда, когда над нами исполнятся слова Господа: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27). Когда Христос откроет нам Бога. Господь открывает для нас Самого Себя. И только это придает нам совершенно особые силы, не сравнимые ни с чем. Только с Господом можно преодолеть все трудности крестного жизненного пути ко спасению, какими бы эти сложности ни были. Если мы ропщем, если в нас противление воле Божией, если мы не понимаем, почему именно этот крест возложен на нас, значит просто мы еще не достигли того состояния, чтобы Господь готов был открыть нам Самого Себя. Именно об этом мы должны молиться. Именно это стяжали наши святые и преподобные Васса и Симеон: Бог открыл им себя — произошло самое главное, что могло совершиться в жизни человека. Этот путь не прост. Начинается он чаще всего с того, что в начале Господь лишь понемногу, насколько мы в состоянии вместить, приоткрывает нам Свое милосердие, Свой спасительный Промысл о каждом человеке и о нас самих. Тогда наша душа начинает исполняться веры и доверия Господу Богу. Дальше это открытие Бога все больше и больше умножается в нас. И наконец достигает такого, когда мы воспринимаем наш жизненный крест как высшее благо.

http://pravoslavie.ru/120366.html

15) А через два дня, 12 апреля, он уже пиарит мероприятие с участием врагов РПЦ, которое проходило в Папском восточном университете, где главными действующими лицами выступали монашка Васса Ларин, агент ЦРУ Кирилл Говорун и униатский клирик Даниил Галадза. 16) 20 апреля он публикует поздравление с буквами ХВ и интерпретирует это как «Хватит войны». И тут же добавляет, что если это вдруг получит распространение, то это будет запрещено даже в Церкви (такой себе ещё раз камень в сторону Патриарха и Синода РПЦ). 17) Ну и недавно он ничтоже сумняшеся делает репост упоминаемой выше монашки Вассы Ларин, либерастки из США, которая в угоду Западу льет помои на РПЦ. Весь последний абзац посвящен тому, что Патриарх чуть ли не слуга сатаны. Цитирую: «в Русской православной Церкви в наши дни “видящих” мужчин также поносят и “изгоняют” за то, что они свидетельствуют о Слове Божьем. Совсем недавно священник из Москвы, отец Иоанн Коваль, был лишен сана за замену слова “победа” в военной молитве Патриарха Кирилла словом “мир”. Смысл в том, что священники должны в точности исполнять “слова” Патриарха, в то время как служение Слову Божьему поносится. Но давайте не будем ни обескураживаться, ни возмущаться, потому что наш Господь приготовил нас к такого рода вещам: “Все это Я сказал вам, чтобы вы не споткнулись. Они выгонят вас из синагог; да, приближается время, когда тот, кто убьет вас, будет думать, что он служит Богу. И все это они сделают с вами, потому что они не познали ни Отца, ни Меня. Но все это я рассказал вам, чтобы, когда придет время, вы вспомнили, что Я говорил вам о них” (Ин 16:1-4)» И вот это публичное оскорбление Патриарха, где его сравнивают с тем, кто противостоит Богу и проповедует вопреки Евангелию, Прутяну размещает у себя, как нечто нормальное и естественное. У меня только три вопроса: — кто продвигал этого молдаванина, который много пишет об интересах румын, но презирает русских, РПЦ, Патриархию и власти РФ? — почему этот человек месяцами публично оскорблял Патриархию, РПЦ, Россию и русских, и никто на это не реагировал? Куда смотрит церковное начальство?

http://ruskline.ru/opp/2023/08/22/o_ruso...

Вспомним: на горе Фавор Преобразившийся Господь открыл ученикам Себя настолько, насколько они могли постичь Его. Об этом говорится и в тропаре этому празднику: «И якоже вмещаху ученицы Твои…». Но они и в момент самого Преображения, и уже после него все равно так и не поняли до конца всего Промысла Божия о спасении мира, не поняли того Креста, который возложил Господь на Себя ради спасения людей. После участия в Преображении эти же апостолы — казалось бы, постигшие Бога больше чем все остальные люди, — удостоились от Господа самых страшных слов, которые может услышать человек от Христа. Они следовали за Господом в Иерусалим. Он открыл им, что Ему «подобает много пострадати, и быти отвержену, и убиену» (ср.: Лк. 9:22). И один из тех, кто только что был на горе Преображения, кто воспринял великую славу Божию «якоже можаху», — апостол Петр — на слова Спасителя о Его спасительном для всего человечества Кресте говорит: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22). И что же отвечает Господь? «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23). Как часто и мы, будучи уже людьми верующими, церковными, в моменты испытаний, скорби слышим в нашей душе почти те же слова, только направленные на нас самих: «Почему Ты так немилостив к нам, Боже?» Ответим же на эти помыслы саможаления единственно спасительным и достойным для христианина образом — словами нашего Божественного Учителя: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое»(Мф. 16:23). Так отвечали на подобные неизбежные в жизни православного христианина соблазны и святые — наши великие наставники в вере преподобная мать Васса и преподобный отец Симеон Псково-Печерские. Сегодня 35 лет со дня архиерейской хиротонии Владыки Евсевия, который служит сегодня с нами. Именно в годы его управления Псковской епархией был прославлен преподобный Симеон Псково-Печерский. Поздравляем Владыку с этой памятной датой!

http://pravoslavie.ru/120366.html

Знаете ли вы, что такое полнота Церкви? Полнота — это те люди, которые видят, что стакан наполовину полон, а не те кто видят, что он наполовину пуст. Очевидная истина. Полнота – это, когда люди предпочитают молитву цинизму и беспокойству. Я не имею ничего против цинизма, но быть циничным легче, чем молиться от всего сердца. И в то же время быть циничным тяжело, так как циничный человек не открыт для чуда, не открыт бесконечным дарам Святого Духа. Так что давайте примем Святой Дух и будем молиться понемногу каждый день весь Великий пост и далее вплоть до дня Пятидесятницы, вместо того чтобы волноваться. Как апостол говорит в Послании к филлипийцам 4:6: « Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе». Итак, не заботьтесь ни о чем, но открывайте свои желания Богу с благодарением.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 19 июля, 2016 4 июля, 2016 22 ноября, 2011 18 марта, 2014 2 февраля, 2015 30 октября, 2018 16 октября, 2018 29 сентября, 2018 22 июля, 2016 19 июля, 2016 4 июля, 2016 22 ноября, 2011 18 марта, 2014 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/sestra-vassa-o-predsto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010