Поспите, отдохните, чтобы эти ночи провести в молитве. Впереди три ночи бодрствования – Страстей, Погребения, Воскресения. Не перемолитесь! Чередуйте: труд – отдых. Чтобы радостно, легко, благодатно было, как во время чтения Великого покаянного канона («стояние Марии Египетской» совершали ночью). Готовьтесь к священному Таинству. Как приготовитесь, такая и благодать». 19 апреля/2 мая 2002 г. Великий Четверток. Утром правило, акафист ко причащению, литургия. Пели «Вечери Твоея тайныя». Все в храме причащались, чувствовалось единение всей Церкви. После трапезы был отдых. В 14 часов начался чин омовения ног возле Святых врат перед Васильевским храмом. Омовение совершал батюшка Зосима, Евангелие читал иеродиакон Феодосий. В чине участвовали игумены Савва и Хрисанф, иеросхимонах Лазарь, иеромонахи Лаврентий, Иона, Иов, Феофан, Никодим, Спиридон, Никон, Фаддей, игумен Кукша. Слова апостола Петра читал игумен Савва. Батюшка уже не мог ходить, поэтому священников поочередно подводили к нему, и он омывал ноги. В 24 часа (с четверга на Великую Пятницу) в обители совершалась служба с чином чтения 12-ти страстных Евангелий. Половина Евангелий была прочитана в Свято-Васильевском храме, а затем с пением прокимна «Разделиша ризы Моя» молящиеся пошли крестным ходом в храм Всех русских святых. Шли все в тишине, неся зажженные свечи. Погода была безветренная, поэтому свечи не гасли. В начале шествия шли хоругвеносцы, затем певчие (они весь крестный ход пели прокимен), затем священники несли крест, а потом все молящиеся строем. Трудно описать чувство, тронувшее сердца людей. Каждый в меру своих возможностей прикоснулся к тайне Христовых страданий. Служба прошла молитвенно, очень торжественно. В Трапезном храме пропели светилен «Разбойника благоразумного» (пели по очереди сестры и братия). На «Хвалитных стихирах» так же чинно, как и шли, вернулись в Васильевский храм. Там прочитали последнее Евангелие и закончили службу к пяти часам утра. Батюшка произнес краткую проповедь: ... «Господь долготерпит. Нас давно растоптать пора за наше нечестие. Но Он ждет нашего покаяния. Как благоразумный разбойник: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем....» «Сегодня же будеши со Мною в рай.» Вот плод долготерпения Божия. И нам, Господи, дай терпения, когда изнемогать будем, помоги до конца все претерпеть и войти в Царствие Небесное!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Николай Николаевич с успехом продвигался по службе. В 1859 г. он был назначен командиром Гвардейского корпуса, в 1864 – 1880 гг. – командующим Гвардией и одновременно генерал-инспектором кавалерии. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 г.г. великого князя царь назначил главнокомандующим Действующей дунайской армией. За взятие Плевны и пленение армии Османа-паши и самого предводителя турецкой армии он получил высший чин русской армии – генерал-фельдмаршала и был награжден орденом св. Георгия 1-ой степени. Был ли он выдающимся военачальником? У военных историков по этому вопросу нет единодушного мнения. Александра Петровна активно участвовала в общественной жизни представительниц своего круга. Еще до замужества в 1854 г. она стала действительным и почетным членом Имп. Женского патриотического общества, а также попечительницей 1-й Василеостровской частной школы на углу Малого проспекта и 3-й линии. При финансовой поддержке супруга уже в первые годы семейной жизни Александра Петровна открыла медицинский пункт в деревне Знаменке для окрестных крестьян, где сама вела прием, выдавала бесплатно лекарства, делала перевязки и даже посещала больных на дому. Она считала: «Долг совести повелевает все отдать, что имею, к осуществлению моего идеала. Я с детства была близка к больным, их любила. Видела пример моих незабвенных родителей…» В 1858 году Александра Петровна при поддержке супруга основала в галерной гавани Васильевского острова Покровскую Общину сестер милосердия и стала ее попечительницей. Община ставила своей целью подготовку опытных сестер милосердия и воспитание бедных и беспризорных детей. В отделение сестер милосердия принимались вдовы и девицы православного вероисповедания всех сословий в возрасте от 17 до 40 лет. По окончании обучения сестры приносили присягу, в которой клялись служить с искренним милосердием, смирением, самоотвержением и любовью к ближнему. Медицинский персонал Общины всегда был готов к отправке на театр военных действий в случае войны и к оказанию необходимой помощи населению в периоды социальных или стихийных бедствий. При Общине открыли детский приют на 65 детей, отделение сестер милосердия, построили больницу, открытую 1 ноября 1859г. С 1860 г. бесплатно принимались приходящие местные жители, они также обеспечивались бесплатными лекарствами.

http://pravoslavie.ru/36951.html

Особенно хочется отметить ту боль, с которой жил отец Зосима последние годы. Это – раскол Православной Церкви на Украине. Он не мог спокойно видеть терзание Тела Христова – Святой Церкви и при любой возможности возвышал свой проповеднический голос в защиту единства Русской Православной Церкви, решительно обличал пагубную деятельность расколоначальников – волков в овечьих шкурах. В своем духовном завещании отец Зосима братии и сестрам основанной им Свято-Успенской Николо-Васильевской обители завещал навсегда оставаться верными Русской Церкви и Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. В этом он выразил надежду на неразрывное духовное единство Украины и России, которые он так любил, в первую очередь в своей «возлюбленной пастве.» Совершая пастырский визит в Донецкую епархию, Святейший Патриарх Кирилл 31 июля 2009 г. посетил Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь, основанный схиархимандритом Зосимой (Сокуром). Предстоятель Русской Православной Церкви, исполняя последнюю волю почившего батюшки, совершил чин малого освящения вновь построенного соборного храма в честь Успения Божией Матери, после чего обратился к собравшимся с первосвятительским словом. Он вспоминал об отце Зосиме: «С особым радостным чувством ступил я сегодня на землю этой святой обители, потому что много слышал о том, как она созидалась; лично знал и основателя обители схиархимандрита Зосиму в то время, когда он еще был Ваней Сокуром и учился в Ленинградской духовной семинарии, где я тоже был студентом, а позже и ректором. Хорошо помню Ваню – человека доброго, отзывчивого, смешливого, с которым всегда было радостно общаться. Уже позже я с радостью узнал о том, что он принял монашеский постриг и был направлен на Донбасскую землю. Будучи человеком правдивым, он говорил правду и власть предержащим, потому власти не любили отца Савватия – в то время он носил именно такое имя – и послали в это уединенное место, которое не могло похвалиться ни количеством прихожан, ни состоянием храмов. Начав буквально на ровном месте, отец Зосима сделал очень многое. Он привлек своей любовью людей, создал два монастыря, к нему стали приходить люди – и богатые, и бедные. Обитель благоустраивалась благодаря этому скромному пастырскому труду, усилиями многих людей, некоторые из которых внесли в создание монастыря особый вклад.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В середине 1990-х гг. на Валааме началось восстановление возвращенного обители Воскресенского скита с Андреевским храмом. В августе 2005 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил нижний храм во имя апостола Андрея, а 10 июля 2006 г. совершил чин малого освящения всей церкви в честь Воскресения Христова. В год празднования Тысячелетия Крещения Руси по благословению посетившего Андреевский собор митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера) возродилась община храма, зарегистрированная администрацией северной столицы в сентябре 1988 г. В 1989 г. был отслужен первый молебен в Андреевском соборе, еще занятом коллекциями Музея антропологии и этнографии имени Миклухо-Маклая Академии Наук СССР (Кунсткамеры). В 1990 г. алтарь и подкупольная часть храм были возвращены верующим, и 13 декабря того же года, в день памяти святого апостола Андрея, назначенный настоятелем протоиерей Александр Швец совершил в соборе первую после 52-летнего перерыва Божественную литургию. 15 июля 1991 г. общине собора передали расположенную рядом церковь Трех Святителей Вселенских (освященную в 1760 г.). Полностью Андреевский собор возвратили Санкт-Петербургской епархии 10 декабря 1992 г., при этом вывоз из части здания хранившихся там коллекций Музея антропологии и этнографии занял еще несколько лет (завершился летом 1995 г.). 13 декабря 1993 г., в престольный праздник храма, епископ Тихвинский Симон освятил престол главного алтаря и часть собора фактически переданного приходу. В 1995 - 1996 гг. на купола были водружены позолоченные кресты, а в 1999 - 2000 гг. на колокольню подняты семь колоколов. В 2001 г. при создании пешеходной зоны на 6-й линии Васильевского острова перед зданием собора был установлен обелиск в честь 300-летия учреждения ордена святого апостола Андрея. 15 ноября 2001 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир освятил воссозданную на месте снесенной часовню во имя святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь на берегах Днепра после того, как примерно за 950 лет до этого там побывал с апостольским благословением Андрей Первозванный. В 2001 - 2002 гг. состоялся ремонт фасадов и куполов собора, был отреставрирован, вызолочен и установлен над входом барельеф с изображением Андреевского ордена.

http://bogoslov.ru/article/564114

Благовещенский храм на Васильевском острове в преддверии своего 250-летия обрел купольные кресты сентября 2012 Молебен перед установкой и чин освящения совершил настоятель храма протоиерей Андрей Дьяконов. " Мы готовимся к юбилейному торжеству. Восстановление фасада почти завершено, остались интерьерные работы. К празднику из Рождество-Богородичного Задонского монастыря нам привезут в дар икону святителя Тихона Задонского, ведь именно он два с половиной века назад освящал нашу церковь " , - рассказал священник.    Сияющие позолотой символы православной веры подняли с помощью крана на главный купол и главки. Кресты отреставрированы компанией " Лапин Энтерпрайз " . Работы финансировались государством, поскольку храм является памятником федерального значения. Одновременно на звонницу были подняты семь колоколов, изготовленных на крупнейшем в России Тутаевском заводе под Ярославлем. Пока самый большой из них весом в 310 кг будет выполнять роль благовеста. Планируется отлить еще два колокола весом 820 кг и 2 тонны.  Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, самая большая в Санкт-Петербурге по числу приделов - памятник архитектуры XVIII века. Это старинная архитектурная доминанта Васильевского острова. Высота его колокольни превышает 50 метров, размер купольного креста достигает четырех метров. Первый придел во имя святых мучеников Кира и Иоанна освятил 15 сентября 1762 года святитель Тихон Задонский. В архитектуре храма соединяются черты допетровского стиля и елизаветинского барокко. Храм пострадал во время Великой Отечественной войны, до 1992 года в нем располагались заводские цеха. После его возвращения Церкви много лет ведутся восстановительные работы. Из предметов церковного обихода ничего не сохранилось, кроме напрестольного Евангелия, которое находится в запасниках Русского музея (прошение о передаче святыни не удовлетворено). " Вода живая " , 17.09.12 Поделиться 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=242...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Чин освящения креста совершил 21 декабря митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.  «Еще один православный крест засияет в городе на Неве, и еще один православный храм выйдет из запустения», - отметил владыка. После освящения крест, покрытый сусальным золотом, весом в 200 килограммов и высотой в 4, 5 метра подняли на купол храма. Домовой храм в Сенате назван в честь святого Александра Невского, сейчас он практически восстановлен в первозданном виде. Восстановительные работы ведутся по историческим фотографиям, которые были найдены в архиве. Единственное, что сохранилось от былого великолепия – это фрагменты росписи купола. Свод храма держится на четырех колоннах из белого мрамора – тоже восстановленных по историческим документам. Вид из окна открывается потрясающий, как заметил владыка «просматривается и Нева, и Медный всадник, и стрелка Васильевского острова, можно даже Исаакиевский собор увидеть – практически все основные достопримечательности Санкт-Петербурга». Ранее в храме находился читальный зал Центрального архива, который сегодня переехал на Заневский проспект. В храме стояли стенды со справочной литературой, словарями, энциклопедиями. «Для нас это очень дорогое здание – сообщил благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии протоиерей Владимир Сорокин, который в свое время работал в архиве, – со времен Петра Первого здесь принимались очень важные для Церкви решения, а позже, при советской власти, многие священники и профессора находили себе здесь приют, так как из других мест были изгнаны». В скором времени в домовом храме Александра Невского при Сенате вновь возобновятся богослужения. «Вода живая», 21.12.2007                 

http://old.aquaviva.ru/news/2007-12-21/3...

В Петербурге началось восстановление храма Морского корпуса Петра Великого мая 2008 В Морском корпусе Петра Великого - в старейшем флотском вузе России начинается восстановление домовой церкви во имя святителя Павла Исповедника. Молебен на начало благого дела был отслужен 30 мая. В Морском корпусе Петра Великого - в старейшем флотском вузе России начинается восстановление домовой церкви во имя святителя Павла Исповедника . Молебен на начало благого дела был отслужен 30 мая.   От имени руководства корпуса и попечительского совета настоятелю храма протоиерею Игорю Угдужекову передана старинная икона святителя Николая Чудотворца.  Образ покровителя моряков - пока единственное, что есть у храма, который будут  возрождать на историческом месте - над кабинетом адмирала Ивана Крузенштерна, директора корпуса в 1827-1842 годах. Ныне пустующее помещение церкви в советское время использовали как кубрик, ленинскую комнату, лекционный зал и музыкальный класс…     Попечительский намерен возродить храм за два года. Для этого потребуется 50 миллионов рублей. Проект, инициированный фондом " Слава морская " , предусматривает объединение вокруг созидания храма выпускников вуза многих лет. Их силы и способности нужны alma mater и воссоздаваемой в ее стенах флотской святыне.       В попечительский совет храма вошли вице-спикер Госдумы, герой России Артур Чилингаров, председатель думского комитата по обороне Виктор Заварзин, депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Игорь Риммер и Владимир Барканов, потомок легендарного адмирала и путешественника Алексей Крузенштерн, другие представители власти, бизнеса, деятели науки и культуры.   Морской корпус Петра Великого (созданный в 1701 году как Навигацкая школа, затем - кадетский корпус, а с 1939 года - ВВМУ имени М.В. Фрунзе) - первое государственное военно-морское образовательное учреждение России, созданное по указу императора Петра I. Ему был выделен дворец Миниха на  набережной Васильевского острова.      Домовой храм на втором этаже здания был освящен в 1797 году архиепископом Псковским Иннокентием во имя святого Павла Исповедника, память которого приходится на день восшествия на престол императора Павла I. После реконструкции в конце XIX века чин освящения совершил святой Иоанн Кронштадтский. Храм был закрыт в 1922 году.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=191...

68 Lipsius J. Acta S. Pauli et Theclae. Leipzig, 1891. P. 267. Ср.: p. 268 (« κα διδσκε τν λγον το Θεο»). 74 Peregr. 24 и 44; ср. у свт. Кирилла Иерусалимского : «И слово о целомудрии да выслушает предварительно чин монашествующих и дев, ведущих в мире жизнь равноангельскую, а после них и весь православный сонм» (см.: [ Кирилл Иерусалимский , свт.] Слово Огласительное. 4. 24//MG. XXXIII. 485; Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. Сергиев Посад, 1893. С. 56). 76 Житие св. Нины упоминает о диакониссе св. Гроба вифлеемлянке Ниофоре-Сарре. Упоминает о диакониссах в Иерусалиме также монах Епифаний (IX в.) в своем паломничестве (Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем местах первой половины IX века/Изд., пер., предисл. и коммент. В. Г. Васильевского //Православный Палестинский сборник. 1886. Т. 4. Вып. 2/11. С. 28), Иерусалимский устав 1122 г. и Новгородский архиепископ Антоний в XII в. (см.: Диакониссы в Православной Церкви... С. 257–260). 77 «Ut hie dicunt aputactite» (Peregr. 28); Помяловский И. Указ. соч. С. 49. Ближайшим образом здесь разумеется Иерусалим. 78 «Monachorum vel apotactitorum» (Peregr. 49; Помяловский Я. Указ. соч. С. 71); «apotactitum seu virginum» (Peregr. 23; Помяловский И. Указ. соч. С. 37). Среди них паломница различает аскетов, живущих более строгой жизнью в уединении (Peregr. 20; Помяловский И. Указ. соч. С. 32). 79 Apotactites//Dictionnaire d’archéologie chrétienne et de liturgie/Ed. F. Cabrol, H. Leclercq. Col. 2604–2636. 81 Ересь 61, гл. 3: «И в Церкви есть отречение от мира, но она не гнушается браком. И в Церкви есть нестяжательность, но Церковь не восстает против владеющих праведным стяжанием. И от яств воздерживаются многие, но не надмеваются и пред невоздерживающимися. Святая Божия Церковь подобна кораблю. А корабль устрояется не из одного дерева, а из различных. А каждая из этих ересей какая-то однодревка и не являет в себе отличительного свойства Церкви» (см.: Епифаний Кипрский , сет. Указ. соч. 4. 3. М., 1872. С. 50–51).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Но с обеими реконструкциями нельзя согласиться. Они исполнены без тщательного исследования следов крепления тябл иконостаса во владимирском соборе и опираются на поздние источники, отражающие его состав, по-видимому, с теми изменениями, которым он подвергся до конца XVII в. В реконструкции. разработанной М. А. Ильиным, наибольшие возражения вызывает не то. что для раннего XV в. здесь слишком велик праздничный ряд 907 , – ведь чин, помещенный на эпистилии из церкви Панагии Теоскепастис, почти столь же обширен. Неправдоподобно предположение, что боковые крылья древнего иконостаса распространялись на пристроенные князем Всеволодом галереи-притворы, восточные компартименты которых не имели прямой функциональной связи с алтарным пространством собора 908 . Вместе с тем, даже сохранившихся икон деисусного чина слишком много для размещения их только в предалтарном пространстве собственно собора, с разрывами на западных гранях алтарных столпов. Неубедительна и схема расположения ярусов иконостаса в двух разных пространственных планах, исполненная В. В. Филатовым также не на основе натурных исследований, но лишь в оправдание несогласованности размеров икон с архитектурой алтарной части храма в том случае, если этот иконостас действительно расчленялся алтарными столпами 909 . Реконструкция Н. К. Голейзовского и В. В. Дергачева, не приемлемая в целом, содержит неточности и в характеристике сюжетно-иконографического состава этого, как они считают, дионисиевского иконостаса. Распространенные в праздничных чинах с древнейших времен мариологические сюжеты они оценивают как редкие и полагают, что в «Васильевском» чине не было «Рождества Богородицы» и «Введения во храм» 910 , хотя на происходящих оттуда иконах с этими названиями имеются остатки красочного слоя начала XV в. 911 В. Г. Брюсова попыталась примирить предложенные Н. К. Голсйзовским и В. В. Дергачевым реконструкцию и интерпретацию истории иконостаса со стилем его икон. Связав их с творчеством как Андрея Рублева, так и Дионисия, она предположила, что иконостас начала XV в. был около 1481 г. перенесен в московский Успенский собор, где его только поновил Дионисий со своей артелью, а в середине XVII в. он был возвращен во владимирский Успенский собор 912 . В результате история памятника представилась еще более путаной.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

В Москве в Ильин день свой праздник отмечают военнослужащие Воздушно-десантных войск 2 августа 2008 г. 14:14 Сегодня на Красной площади проходит празднование дня Воздушно-десантных войск России. Праздник начался с Божественной литургии в храме пророка Илии на Новгородском подворье, который отмечающего сегодня престольный праздник. По благословению Святейшего Патриарха Алексия богослужение возглавил епископ Красногорский Савва ; владыке сослужили настоятель храма протоиерей Андрей Речицкий, клирики и гости храма в священном сане. Диаконский чин возглавил протодиакон Николай Платонов. После окончания Божественной литургии прошёл Крестный ход на Красную площадь, в котором приняли участие Командующий Воздушно-десантными войсками России генерал-лейтенант Валерий Евтухович, депутат Государственной Думы и лидер Российского союза ветеранов Афганистана Франц Клинцевич, представители Синодального отдела по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями , а также военнослужащие и ветераны Воздушно-десантных войск России. Когда Крестный ход достиг Лобного места, состоялся молебен святому пророку Илии с возглашением многолетия воинству Воздушно-десантных войск. Затем владыка Савва огласил  Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в связи с праздником «Ильин день» . С обращениями к собравшимся также выступили генерал-лейтенант В.Е. Евтухович и депутат Ф.А. Клинцевич. Перед Лобным местом прошли представление с участием курсантов Рязанского института Воздушно-десантных войск имени В.Ф. Маргелова, после чего участники и гости праздника были приглашены на торжественный концерт и благотворительный обед на Васильевском спуске. Традиция празднования Ильина дня на Лобном месте возникла в XVII веке, когда Царь Михаил Федорович и Патриарх Филарет стали отмечать этот праздник на государственном уровне. Царь и Патриарх шли крестным ходом через Фроловские ворота Кремля к храму Илии Пророка на Ильинке, останавливаясь по пути на Лобном месте, чтобы совершить молебен. Шесть лет назад эта старая традиция возродилась, но уже в ином виде: теперь Крестный ход движется в обратном направлении, а в Ильин день свой праздник отмечают военнослужащие Воздушно-десантных войск. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/443788.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010