Блаженнейший митрополит Владимир с архипастырским визитом посетил Овручскую епархию 27 мая 2008 г. 19:55 26 мая, в день 330-летия перенесения честных мощей преподобномученика Макария, архимандрита Овручского, из Канева в Овруч, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Владимир возглавил в Овручской епархии юбилейные торжества по случаю праздника. В этот день утром при въезде в Овручский район Житомирской области встречали архиепископ Овручский и Коростенский Виссарион и руководители области и города. По прибытию в Овруч митрополит Владимир совершил чин освящения памятника преподобномученику Макарию, установленного неподалеку от Свято-Васильевского женского монастыря города. После богослужения Блаженнейший владыка возложил к монументу цветы. В 2007 году была создана рабочая группа по вопросам строительства памятника и подготовлено письменное обращение к руководителям предприятий и жителям города о предоставлении благотворительной помощи на его построение. За полтора года были собраны средства для изготовления и установления монумента, который освятил Блаженнейший митрополит Владимир. Кульминацией празднования стало совершение Божественной литургии Предстоятелем Украинской Православной Церкви на площади перед Свято-Васильевским храмом. Его Блаженству сослужили: митрополит Луцкий и Волынский Нифонт , архиепископы: Черкасский и Каневский Софроний , Овручский и Коростенский Виссарион , Львовский и Галицкий Августин , Сарненский и Полесский Анатолий , епископы: Нежинский и Прилукский Ириней , Переяслав-Хмельницкий Александр , а также священники епархии. Свято-Васильевский храм построен святым равноапостольным князем Владимиром (в крещении Василий) в 997 году в честь своего небесного покровителя святителя Василия Великого. Построение каменного храма датируют Х столетием. Тогда же в нем появились уникальные фрески, которые до сих пор украшают храмовые своды. После богослужения возле памятника святому Макарию был совершен молебен преподобномученику. Кроме того, Архипастырь вручил некоторым благотворителям церковные награды. Так, губернатор Житомирской области Юрий Забела награжден орденом равноапостольного князя Владимира, мэр города Овруч Валерий Шваб орденом преподобного Нестора Летописца.

http://patriarchia.ru/db/text/412424.htm...

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Никольском Васильевском монастыре Донецкой епархии 31 июля 2009 г. 19:00 31 июля, в ходе пребывания в Донецкой епархии Украинской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Никольский Васильевский монастырь в селе Никольское Волновахского района Донецкой области. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин малого освящения соборного храма в честь Успения Божией Матери , после чего обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. С особым радостным чувством ступил я сегодня на землю этой святой обители, потому что много слышал о том, как она созидалась; лично знал и основателя обители схиархимандрита Зосиму в то время, когда он еще был Ваней Сокуром и учился в Ленинградской духовной семинарии, где я тоже был студентом, а позже и ректором. Хорошо помню Ваню — человека доброго, отзывчивого, смешливого, с которым всегда было радостно общаться. Уже позже я с радостью узнал о том, что он принял монашеский постриг и был направлен на Донбасскую землю. Будучи человеком правдивым, он говорил правду и власть предержащим, потому власти не любили отца Савватия — в то время он носил именно такое имя — и послали в это уединенное место, которое не могло похвалиться ни количеством прихожан, ни состоянием храмов. Начав буквально на ровном месте, отец Зосима сделал очень многое. Он привлек своей любовью людей, создал два монастыря, к нему стали приходить люди — и богатые, и бедные. Обитель благоустраивалась благодаря этому скромному пастырскому труду, усилиями многих людей, некоторые из которых внесли в создание монастыря особый вклад. Поэтому когда я вошел в святые врата обители, моей первой мыслью было возблагодарить Господа за милость, явленную на этом месте. Все, что здесь произошло, — очень хороший урок для каждого из нас. Нам иногда кажется, что дело, которое нужно совершить, нам не по силам. Иногда обстоятельства жизни такие трудные, что кажется: ни при каких обстоятельствах ты не сможешь справиться с тем, что должен совершить. Это касается и нашей духовной жизни. Как тяжело быть христианином, исповедовать веру в Господа, стремиться следовать в жизни Евангелию, когда вся окружающая жизнь, вся современная культура исторгает Евангелие из жизни людей! И делается это не потому, что какая-то политическая сила того желает или какая-то идеология к тому стремится, а потому, что все современное устройство мира основывается на том, чтобы удовлетворять человеческие страсти и похоть. Где же здесь место евангельской жертвенности, любви, всепрощению!

http://patriarchia.ru/db/text/708742.htm...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 15 января 2008 года в Петербурге на Васильевском острове состоялось малое освящение часовни иконы Божией Матери Милующей. Чин освящения совершил председатель Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии, благочинный Военного округа протоиерей Александр Ганьжин, в сослужении клириков епархии иерея Георгия Сычева и иерея Георгия Волобуева. Часовня расположена в помещении одноименного храма, ныне занимаемом учебным центром ВМФ России (Большой пр. ВО, д. 102). При советской власти в этом храме был устроен тренировочный бассейн для водолазов, который функционирует и по сей день. Однако планировка храма не подверглась существенным изменениям и при желании церковь можно восстановить. В связи с этим в настоящее время сотрудники Епархиального управления ведут переговоры с руководством ВМФ России о переносе учебного центра в другое здание. На освящении часовни присутствовали весь офицерский состав центра и группа курсантов. Приход храма иконы Божией Матери Милующей был возрожден в 2006 году, настоятелем его назначен протоиерей Александр Ганьжин. Теперь в храме будут совершаться регулярные богослужения, один раз в неделю по особому расписанию, а также по великим праздникам. Пока посещать часовню могут только курсанты ВМФ, однако в будущем, когда храм будет возвращен Церкви, он станет открытым для всех желающих. Справка: Храм иконы Божией Матери Милующей в Галерной гавани был построен в 1888-98 годах в память коронования императора Александра III. Главный алтарь был освящен 7 ноября 1898 года епископом Ямбургским Вениамином вместе со святым праведным Иоанном Кронштадтским. В июне 1932 года храм закрыт и передан учебному центру подводного плавания. «Вода живая», 17.01.2008

http://old.aquaviva.ru/news/2008-01-17/4...

Санкт-Петербург. Церковь Троицы Живоначальной в Озерках. Троицкая церковь в Озерках /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Община храма Святой Троицы в Озерках борется за возвращение часовни Святителя Николая Чудотворца по адресу: СПб, Большая Озерная, д. 29. Администрация города хочет передать его нетрадиционной для России конфессии. Претендентами на часовню с прилегающим земельным участком являются баптисты, которые обосновались в Озерках со времени хрущевских гонений на православную церковь. Закон в данном случае на стороне православной церкви, как законном владельце часовни и церкви. Однако при рассмотрении вопроса о передаче часовни православному приходу предпочтение по-прежнему отдают баптистам. Сейчас подходящее время для справедливого решения вопроса, т.к. договор временной аренды закончился 30 апреля 2007 года. Поскольку объективных причин для отказа православным нет, то найдена последняя отговорка. Якобы передача часовни вызовет межконфессиональный конфликт. Однако, на наш взгляд, межконфессиональный конфликт провоцируется именно действиями администрации, ущемляющей законные права православных. Мифическая отговорка о межконфессиональном конфликте, кстати, стыдливо обходит тот факт, что на ул. Боровая, д. 52 баптисты также занимают православную церковь, а православный приход ютится в соседнем здании. И при этом баптистам безвозмездно передано исторически принадлежавшие им здание молитвенного дома площадью 3000 кв.м на Васильевском острове. Храм Святой Троицы на Большой Озерной улице был заложен 13 августа 1900г. о. Иоаном Кронштадтским в память коронования Их Императорских Величеств. Проект храма выполнил профессор Политехнического института Александр Сергеевич Тиханов. Строился и обустраивался храм на средства прихожан. Строительство было завершено 9 мая 1904г. Чин освящения был совершен преосвященным Антонием, епископом Нарвским, при участии о. Иоанна Кронштадтского. Храм одноглавый, прямоугольный в плане, с одним престолом, построен в так называемом «русско-византийском» стиле, завершается традиционной луковичной главой. Высота храма около 30 метров. С западной стороны над притвором пирамидальная колокольня, по высоте не превышающая главный купол. Стены облицованы декоративным красным кирпичом. Фасадные украшения выполнены из цемента и окрашены в белый цвет. Двухъярусный золоченый иконостас был выполнен резчиком Д.В. Дудаковым в древнерусском стиле. После революции церковь закрыли. В 1938г. в ней устроили склад. Во время войны здание уцелело. В 1962г. во время хрущевских гонений здание было передано баптистам под молитвенный дом. Новые хозяева на месте алтарного выступа пристроили зал для собраний.

http://sobory.ru/article/?object=01674

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТРОПОВ Портрет Сильвестра (Кулябки), архиеп. С.-Петербургского. Худож. А. П. Антропов 1760 г. (ГРМ) Портрет Сильвестра (Кулябки), архиеп. С.-Петербургского. Худож. А. П. Антропов 1760 г. (ГРМ) Алексей Петрович (14.03.1716, С.-Петербург - 12.06. 1795, там же), рус. живописец. Отец - потомственный мастер Оружейной палаты. С 1732 г. А. обучался у Л. Каравака, А. М. Матвеева , И. Я. Вишнякова; в 50-х гг. XVIII в. брал уроки у итал. живописца П. Ротари, оказавшего на А. сильное влияние. В 1739 г. был определен в живописную команду Канцелярии от строений; в 1749 г. произведен в подмастерья. Участвовал в декоративных росписях Зимнего (1744-1745), Летнего (1748), Царскосельского (1749), Аничкова, Петергофского (1750) и др. дворцов. Под руководством Дж. Валериани и А. Перезинотти с 1750 г. писал декорации для Оперного дома. В 1752 г. послан в Киев для росписи Андреевского собора. В 1755-1758 гг. работал в Москве над росписями Головинского дворца. С 1761 г. официально зачислен на службу в Святейший Синод; получил чин подпоручика и должность надзирателя за иконописцами и живописцами в Синоде. Написал большое количество икон, иконостасы в кладбищенских церквах (на Васильевском о-ве и Выборгской стороне в С.-Петербурге), в церквах Аничкова и Екатерининского дворцов, Златоустовской (Феодоровской) ц. Александро-Невской лавры , Рождественской ц. в С.-Петербурге и др. Писал иконы по заказам двора, нередко по случаю торжественных дат (напр., для венчания вел. кн. Павла Петровича). В 1762 г. А. был направлен в Москву для работ, связанных с коронацией императрицы Екатерины II . В 1767 и 1769 гг. дважды направлялся в Москву для изучения икон и росписей в кремлевских соборах, московских церквах и мон-рях. Сохранились подробные отчеты А. о состоянии росписей и икон. С 50-х гг. XVIII в. А. работал как портретист. Писал портреты членов имп. фамилии и высшей российской аристократии. Особое место в творчестве А. занимают портреты архиереев. Первый по времени - портрет Сильвестра (Кулябки) (1760; ГРМ), архиеп. С.-Петербургского и Шлиссельбургского. Позднее художником были созданы портреты Гавриила (Петрова) (1774; ГРМ), архиеп. С.-Петербургского и Ревельского, с 1783 г. митр. С.-Петербургского и Новгородского, прот. Ф. Я. Дубянского, духовника императрицы Елизаветы Петровны (ГЭ), и Платона (Левшина) , митр. Московского (ТОКГ). Большинство портретов первоначально находилось в трапезной Александро-Невской лавры, затем в древлехранилище. Кисти А. традиционно приписывают и др. изображения архиереев.

http://pravenc.ru/text/114064.html

Через несколько месяцев после учреждения Братства Святителя Иннокентия Иркутского Иннокентий Михайлович Сибиряков принял постриг в первый ангельский чин и отбыл на Афон в Свято-Андреевский скит, а отец Иоанн Кронштадтский продолжал деятельно участвовать в работе Братства. Он неоднократно служил в приделе Святителя Иннокентия, возделывая своим духоносным словом юные сердца воспитанников училища. 25 октября 1896 года после совершения Божественной Литургии отец Иоанн Кронштадтский обратился с проповедью к учащейся молодежи, сказав воспитанникам в том числе и следующие слова: «Всякое знание земных наук, как бы оно ни было совершенно, полезно лишь для временной, земной жизни, а знание и исполнение Закона Божия и Его Святых Заповедей спасительно и необходимо для жизни вечной, небесной. Немногосложна и не трудна эта наука, всего лишь две заповеди составляют ее: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и возлюбиши ближнего твоего, как самого себя». В этих двух заповедях стоит весь закон, как сказал Господь Законодавец. Постарайтесь же, друзья мои, исполнять эти заповеди! Любите Господа, как вашего Отца, Творца и Промыслителя, всем сердцем, всей душой; обращайтесь к Нему в молитвах ваших, как к Отцу, любящему вас, с твердою надеждою на Его милосердие; познавайте и творите волю Его святую и спасительную. Любите и друг друга как самих себя; не обижайте один другого, не завидуйте друг другу. Любите и начальников ваших, почитайте их, повинуйтесь им, ибо они пекутся о вас, желая вам доброго и полезного. И будете вы как сад духовный, цветущий, благоуханный и благоприятный Богу». Исследование материалов Братства Святителя Иннокентия Иркутского позволило прикоснуться не только к живому опыту православной общественной деятельности, но и открыть благотворное сотрудничество Иннокентия Сибирякова и всероссийского пастыря Иоанна Кронштадтского . Для нас важно было узнать, что в Санкт-Петербурге под покровительством святителя Иннокентия Иркутского на поприще милосердия трудились два великих духом современника: святой праведный Иоанн Кронштадтский и Иннокентий Михайлович Сибиряков, причем в последние месяцы перед вступлением выдающегося благотворителя на монашеский путь. И теперь у нас есть все основания предположить, что ктитор Свято-Андреевского скита на Афоне схимонах Иннокентий (Сибиряков) оставил мир и по благословению Иоанна Кронштадтского . Сам же батюшка Иоанн еще не один год продолжал совершать богоугодные труды в Братстве Святителя Иннокентия Иркутского на Васильевском острове, духовно окормляя как членов Братства, так и его подопечных.

http://azbyka.ru/fiction/bratstvo-svjati...

Патриарший визит в Санкт-Петербургскую митрополию. Освящение Воскресенского храма на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга 29 октября 2023 года 29 октября 2023 года, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение восстановленного храма Воскресения Христова на Смоленском кладбище на Васильевском острове г. Санкт-Петербурга и Божественную литургию в новоосвященном храме. Перед началом богослужения у врат Воскресенской церкви Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали:  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Н. Бельский, секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления, благочинный Центрального округа  Санкт-Петербургской епархии  протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Василеостровского округа, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери и храма Воскресения Христова на Смоленском кладбище г. Санкт-Петербурга протоиерей Евгений Шогенов. Святейший Владыка проследовал в здание восстановленной церкви и совершил чин великого освящения храма, после чего возглавил в нем служение Божественной литургии.  Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий;  митрополит Воскресенский Григорий , управляющий делами Московской Патриархии;  епископ Кронштадтский Вениамин , наместник  Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ;  епископ Выборгский и Приозерский Варнава ;  епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ;  епископ Петергофский Силуан , ректор  Санкт-Петербургской духовной академии ; протоиерей Сергий Куксевич; протоиерей Геннадий Зверев, настоятель Вознесенского (Софийского) собора в Царском Селе г. Санкт-Петербурга; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Евгений Шогенов; протоиерей Александр Румянцев, настоятель храма великомученика и целителя Пантелеимона на улице Пестеля г. Санкт-Петербурга; протоиерей Алексий Исаев, благочинный Фрунзенского округа, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца и храма благоверного князя Александра Невского в Купчине г. Санкт-Петербурга; протоиерей Алексий Скляров, благочинный Невского округа, настоятель Николо-Богоявленского морского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Роман Ковальский, ключарь Исаакиевского собора г. Санкт-Петербурга; иерей Павел Ермошкин, секретарь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия; духовенство  Санкт-Петербургской митрополии .

http://foto.patriarchia.ru/news/patriars...

Варвар — иноземец, говорящий на непонятном языке, невежественный, грубый и жестокий человек. Варяги-Русь — древнерусское название народов и племен, живших по берегам Варяжского (Балтийского) моря. Наемные дружины варягов находились на службе у русских князей. Варягом был и Рюрик — основатель Древнерусского государства, а также основатель правившей на Руси княжеской династии Рюриковичей. Васильевский остров — самый большой остров в дельте Невы, исторический район Петербурга. Свое название остров получил от имени инженерного офицера Василия Корчмина, командовавшего двумя батареями, защищавшими этот остров от неприятельских кораблей. Василий Корчмин часто получал письменные приказания от царя с надписью на конверте: «Василию на остров». С той поры повелось называть этот остров Васильевским. Вахмистр — чин и должность унтер-офицерского состава в русской кавалерии и конной артиллерии. Соответствовал чину фельдфебеля в других родах войск. Вельможа — знатный и богатый человек, обладающий властью и принимающий участие в управлении страной. Венец — металлический (золотой, серебряный) головной убор или корона как символ власти. Вензель (польск. узел) — начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества, обычно переплетенные и образующие узор. Вербовать — нанимать на военную службу, набирать войска. Веред (др. — рус.) — болезнь, нарыв, гнойник; вред, ядовитое вещество. Верста — старая русская мера длины, равная 1,06 километра. Верфь — место постройки, оснащения, спуска на воду и ремонта судов. Верховный тайный совет — высшее государственное учреждение Российской империи в 1726–1730 годах. Он был создан указом Екатерины I от 8 февраля 1726 года. Задумывался совет как более эффективный (по сравнению с Сенатом) орган государственного управления. Он состоял из канцелярии и присутствия. В правление императора Петра II руководство этим учреждением перешло в руки знатных родов — князей Долгоруких и Голицыных. После смерти Петра II (18 января 1730 года) члены Верховного тайного совета («верховники») высказались за призвание на российский трон курляндской герцогини Анны Иоанновны (племянницы Петра I), но вынудили ее подписать «кондиции» — письменные условия, ограничивающие власть императрицы. После восшествия на престол 25 февраля 1730 года Анна Иоанновна демонстративно разорвала «кондиции», а 4 марта 1730 года своим манифестом упразднила и сам Верховный тайный совет.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Преподобный Андрей Рублев и музей древнерусского искусства его имени Памятник прп. Андрею Рублеву у стен Андроникова монастыря. Скульптор О. Комов. 1985 г. 17 июля Русская Православная церковь празднует память преподобного Андрея Рублева – величайшего русского иконописца, имя которого получило всемирную известность. Не смотря на то, что творчеству Андрея Рублева посвящены десятки книг и сотни различный публикаций, достоверные сведения о его жизни и работе чрезвычайно скудны – мы не знаем места и даты его рождения, имени, которое он получил в крещении (Андрей – монашеское имя), не известно, когда он принял постриг, когда и у кого обучался искусству иконописания, в котором достиг высочайшего мастерства. До сих пор в науке не прекращаются дискуссии о принадлежности кисти Рублева тех или иных произведений, поскольку большинство из них приписываются ему по преданию или на основе стилистического анализа – это знаменитый Звенигородский чин, ныне хранящийся в Третьяковской галерее, иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, иконы так называемого Васильевского чина, а так же фрески и книжные миниатюры. Не смотря на это, историческое значение Рублева несомненно. Его творчество знаменует одну из вершин развития русского искусства. По косвенным историческим свидетельствам мы можем судить о том, что местом пострижения святого был Спасо-Андроников монастырь в Москве, основанный на берегу реки Яузы в 1358 году митрополитом Алексием. Житие Сергия Радонежского называет второго игумена этой обители Савву как учителя Андрея в монашестве. Именно с Андрониковым монастырем связаны и последние дни жизни преподобного. По всей видимости, при участии А.Рублева был построен главный храм обители – знаменитый Спасский собор, замечательный памятник раннемосковского зодчества. В житии преп. Сергия Радонежского сообщается, что старец Андрей вместе с игуменом Александром создали в обители каменную церковь. Это позволяет сделать вывод, что Рублев к этому времени был соборным старцем, управлявшим вместе с другими старцами под началом игумена монастырем.

http://pravoslavie.ru/555.html

Внутреннее убранство собора поражало современников великолепием и роскошью. Главным его украшением стал девятиметровый иконостас, так называемый Кашинский чин, значительная часть которого ныне утрачена. Лишь небольшая его часть украшает коллекции лучших музеев страны. С Кашином связаны судьбы пяти святых, в разное время проживавших на этой древней земле, — Анны Кашинской, Макария Калязинского, Саввы Вишерского, Ефрема Перекомского, местночтимой святой Дорофеи Лодыгиной. В конце XIX столетия Воскресенский собор стал крупнейшим в Тверской епархии. В него могло поместиться все тогдашнее население Кашина — около 7000 человек. Кашин всегда имел значение крупного религиозного центра. С XVI века архиепископы именуются Тверскими и Кашинскими. В 1975 году в здании собора был открыт городской дом культуры, в подвальном помещении — столовая. В 2009 году Дом культуры переведен в новопостроенное здание, а храм передан Тверской митрополии. В 2012 году в собор назначен священник, зарегистрирован приход, начались восстановительные работы. В Николо-Васильевском приделе (в колокольне собора) был сделан ремонт, там и совершались богослужения. В 2016 году открыт один из пяти приделов центральной части собора — придел благоверного князя Михаила Тверского. В трапезной (теплой) части храма восстановлены стены и своды, сделаны теплые полы и запущена система отопления. Установлено арочное перекрытие между теплой и холодной (пока не отреставрированной) частью собора. Устроен временный иконостас. В соборе работают выставки: по истории собора и города, житию святых Михаила Тверского и Анны Кашинской, домовых икон, святых, связанных с историей собора. Собор сотрудничает с краеведческим музеем Кашина. Храм открыт ежедневно с 9.00 до 17.00. Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и праздникам. Открыт вход на колокольню, откуда виден весь Кашин. В настоящее время идет восстановление главной части собора. Действует придел в честь благоверного князя Михаила Тверского. Тверская епархия /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/6038394.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010