У Святых врат Предстоятеля Русской Православной Церкви торжественно встречали наместник Свято-Васильевского мужского монастыря схиархминдрит Алипий (Бондаренко), настоятельница Свято-Николаевского монастыря игумения Анна (Морозова), братия и сестры двух обителей, а также около 10 тысяч богомольцев. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения соборного храма в честь Успения Божией Матери. Храм, заложенный в 2002 году, построен по подобию Патриаршего Успенского собора Московского Кремля — в соответствии с завещанием схиархимандрита Зосимы (Сокура), который уповал на то, что главный храм обители освятит Патриарх Московский и всея Руси. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, архиереи, сопровождающие Его Святейшество в пастырской поездке по Украине, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел , митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион и собор иерархов Украинской Православной Церкви. По освящении собора митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с приветственным словом, а наместник монастыря схиархимандрит Алипий преподнес в дар Святейшему Владыке образ преподобных Зосимы и Савватия Соловецких — келейную икону схиархимандрита Зосимы (Сокура), а также подарочное художественное издание об истории Никольского Васильевского монастыря. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся в этот день в обители с Первосвятительским словом и поблагодарил присутствовавших на богослужении В.Ф. Януковича и В.Л. Нусенкиса за помощь в строительстве и благоукрашении монастыря. Предстоятель Русской Православной Церкви также передал в дар обители старинный образ Успения Божией Матери. Его Святейшество в сопровождении архиереев посетил часовню на месте погребения схиархимандрита Зосимы (Сокура), где было совершено краткое заупокойное богослужение и пропета «Вечная память» основателю монастыря. Затем состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с братией и сестрами монастыря, во время которой Предстоятель Русской Православной Церкви на молитвенную память о посещении обители подарил икону святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских.

http://patriarchia.ru/db/text/707961.htm...

1144, ап. Петр представлен с благословляющим жестом). Одним из ранних примеров, свидетельствующих о существовании деисусного чина иконостаса, а не только включения деисусной композиции в состав эпистилия, являются 5 икон XIII в. поясного Д. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Такие чины получили широкое распространение в Византии и на Руси в XIV-XV вв. («Высоцкий чин», 80-90-е гг. XIV в., ГТГ, ГРМ; деисусный чин из собрания Н. П. Лихачёва, кон. XIV в., ГТГ; «Звенигородский чин», нач. XV в., ГТГ). В это же время существовали иконостасы с ростовыми деисусными чинами. Об этом свидетельствуют как сохранившиеся комплексы, так и отдельные иконы (иконы архангелов в рост, XIV в., частное собрание; 5 икон центральной части деисусного чина иконостаса Софийского собора в Новгороде, XV в.). Д. на новгородской иконе «Молящиеся новгородцы» (НГОМЗ, XV в.) включает 7 фигур в рост. Иногда 7-фигурный Д. имеет перспективный вид, ангелы помещаются на 2-м плане, за престолом Спасителя (икона, XVI в., музей П. Д. Корина, ГТГ; икона, XVI в., ЦМиАР). Развитие рус. высокого иконостаса отразилось на составе деисусного ряда. В кон. XIV-XV в. появились Д., состоящие из 9 и более ростовых икон. За апостолами представлены святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, далее - великомученики Георгий и Димитрий, завершают ряд иконы преподобных столпников (иконостас Благовещенского собора; «Васильевский чин», 20-е гг. XV в., ГТГ). В зависимости от размеров иконостаса число апостолов и святителей может увеличиваться. В Д. встречаются иконы евангелистов, святителей Григория Богослова и Николая (иконостас Рождественского собора Ферапонтова мон-ря). Одновременно с увеличением числа святых, предстоящих Христу-Судии, в московском искусстве появился новый иконографический тип центрального образа в ростовом Д.- «Спас в силах». Композиции Д. отличаются не только количеством и составом персонажей, но и различными иконографическими деталями. Богоматерь может изображаться со скорбным жестом, как в сцене «Распятие»,- поднятой к груди левой рукой («Высоцкий чин»), с поднятой вверх левой рукой (Д.

http://pravenc.ru/text/171595.html

Существует детально разработанная генеалогическая классификация иконографии изображений, входящих в деисусную композицию 12 . Она по­зволяет судить об их вариативности. Надо напомнить, что в состав деисусного чина Спасского монастыря входят иконы Спаса в силах, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апосто­лов Петра и Павла, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Леонтия Ростовского, мучеников Димитрия Солунского и Георгия. Этот сюжетный репертуар отличается от представлен­ного иконами последней четверти XIV в. в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля 13 введением второй пары Святителей — Гри­гория Богослова и Леонтия Ростовского. В составе датируемого теперь вторым десятилетием XV в. иконостаса Успенского собора во Владимире (Васильевского чина), связываемого с мастерской Андрея Рублёва, ещё есть изображения Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, а также была вторая пара Святителей; вероятно, были и мученики. Сохранился чин частично 14 . Выполненный около 1425 г. деисусный чин иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря также имеет вторые пары изображений Апостолов и Святителей, а также иконы мучеников Димитрия Солунского и Георгия 15 . Примерно то же и в деисусном чине иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, где к уже приведённому перечню добавлены иконы Леонтия Ростовского и Петра, митропо­лита Московского 16 , а также иконы мучеников Артемия и Евстратия 17 . Деисусный чин иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненного не позднее 1502–1503 гг., кроме обычного сос­тава изображений тоже имел две пары изображений Апостолов и две пары изображений Святителей 18 . Наконец, следует упомянуть деисусный чин из церкви Иоанна Предтечи Кирилло-Белозерского монастыря 1534 г., в составе которого — две пары икон Апостолов, одна пара икон Святите­лей (Василия Великого и Николы), одна пара икон мучеников, и ещё иконы преподобных Кирилла Белозерского и Сергия Радонежского 19 . В приведённый перечень включены деисусные чины этапных иконостасов, от­ражающих московскую церковно-художественную традицию последней четверти XIV – второй четверти XVI вв., которая позволяет понять именно те особенности, которые свойственны ярославскому деисусному чину.

http://pravmir.ru/deisusnyiy-chin-spaso-...

Обитель схиархимандрита Зосимы Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь основан в 1998 г. схиархимандритом Зосимой (Сокуром). Расположен в с. Никольское Волновахского района Донецкой области. Этот монастырь уникален не только тем, что объединяет в себе по сути две обители — мужской Свято-Васильевский и женский Свято-Николаевский монастыри, — эта обитель самая большая из вновь основанных монастырей на Руси. Виды обители Храм святителя Василия Великого Внутренний дворик у крестилки и кельи о.Зосимы Храм святителя Николая Мирликийского Чудотворца Трапезный храм Всех Святых в Земли Российской просиявших Фрески трапезного храма Братский корпус и трапезный храм Крестный ход к часовне Божией Матери Крестный ход к часовне Божией Матери Крестный ход к часовне Божией Матери Часовня Божией Матери в честь чудотворной Её иконы Знамение Курской Коренной Вид монастыря со стороны озера Успенский собор Ночной монастырь Успенский собор Надвратный храм Иверской иконы Божией Матери Иконостас надвратного храма Храм святителя Василия Великого Погост Часы в алтаре остановились в момент преставления отца Зосимы, как он и предсказал Часовня, где погребен схиархимандрит Зосима Богослужение Каждый год 29 августа в день преставления отца Зосимы в Успенскую обитель собирается множество его почитателей. Сонм священнослужителей совершает заупокойную Литургию по почившем основателе. Вечная память рабу Божию схиархимандриту Зосиме! Схиархимандрит Алипий Заупокойная литургия в нижнем храме Успенского собора Заупокойная литургия в нижнем храме Успенского собора Чтение статий на Погребении Божией Матери У Плащаницы Пресвятой Богородицы Чин Панагии Батюшка Зосима Основатель Свято-Успенского монастыря - схиархимандрит Зосима (Сокур). Он отошёл ко Господу 29 августа 2002 г., но и поныне не оскудевает поток паломников к его могиле. При жизни отец Зосима был известен как мудрый духовник, наставник, прозорливый старец чистой монашеской жизни, наделённый от Бога духовными дарованиями. Схиархимандрит Зосима. Фото 2002 г. С братией С сестрами Монах должен быть всегда радостный - так говорил отец Зосима Чин омовения ног На водосвятном молебне На водосвятном молебне Крещение Господне В церковном дворе В алтаре с владыкой Софронием Крестоношение

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery67....

Слава милосердному Богу! 14 августа/27 августа 2002 г. Вторник. Перенесение мощей прп. Феодосия Печерского . Служили обычным чином. На трапезе поздравляли с Днем Ангела регента братского хора архидиакона Феодосия. Батюшка благословил поздравлять именинников колокольным звоном (уже давно). Вечером в Трапезном храме – малая вечерня, 9-й час, акафист Успению Божией Матери нараспев; в Васильевском храме – всенощное бдение. После полиелея батюшка произнес слово (от крайней немощи оно было коротким, говорил он очень тихо): «Кончается день, год, жизнь. Так и Матерь Божия дождалась Своей кончины. Сегодня пели братия и сестры на малой вечерне: «Радуйся, Обрадованная, во Успении Своем нас не оставляющая». И не печаль в сердцах наших, а радость. И видимым образом мы сегодня встречаем Плащаницу. Радуемся и веселимся, надеясь, что Матерь Божия и нас во Успении Своем не оставляет. Дай, Господи, чтобы мы этой верой жили, укреплялись, освящались! Дай, Господи, чтобы, как Матерь Божия, дождаться и нам христианской мирной кончины и встречи с Господом! Такой праздник мы встретили все, братия и сестры обители сия, благочестивые прихожане. С этим праздником приветствую вас! Дай Бог, чтобы в этот светлый праздник в сердцах ваших была Пасха!» 15 августа/28 августа 2002 г. Успение Божией Матери. Утром после правила пели акафист Успению Божией Матери лаврским чином. Потом служили литургию. Всю службу о. Феофан снимал на видеокамеру и много фотографировал. Батюшкина проповедь у него на видеопленке. После водоосвящения и крестного хода – чин о Панагии в Васильевском храме. В этот день батюшке делали диализ. После диализа он сказал: «Успение! Такой праздник! Ну, на этот праздник я, конечно, недостоин умереть.» Потом, подумав и покачав головой, добавил: «Ну, что делать? Надо же умирать. Как бы мне вам праздник не испортить? Ну, ничего. Вы служите погребение, а я к литургии приеду.» Вечером батюшке стало плохо, были сильнейшие боли в области живота. Когда к нему бежала ин. Галина (врач), то на закате она отчетливо видела крест из облаков в вертикальном положении. Так как никакие медицинские манипуляции не помогали, боль не ослабевала, то вызвали реанимобиль из Донецка. Обычно батюшка сопротивлялся и не хотел ехать в больницу. В этот же раз он был благодушен и спокоен, насколько это было возможно при страшных болях. Всех благословил, сказал, чтоб все шли отдыхать, т. к. было уже поздно. У батюшки подозрение на кишечную непроходимость. Дело очень опасное. Господи, помилуй батюшку и нас!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛЬЕВСКИЙ ЧИН иконостас, созданный в 20-х гг. XV в., для собора в честь Успения Пресв. Богородицы во Владимире, из числа наиболее известных произведений круга прп. Андрея Рублёва . иконостас состоял из 21 иконы деисусного (размер средника 314 ´ 220 см), 25 икон праздничного (125 ´ 92 см) и 15 пророческого (158 ´ 148,5 см) рядов, к 1775 г. был заменен новым, находящимся в соборе в наст. время. Древние иконы были приобретены жителями с. Васильевского (Шуйский у., ныне Ивановская обл.) и поставлены в ц. Св. Троицы и часовне. сохранились 13 икон деисусного ряда, 10 - праздничного, 2 - пророческого, к-рые получили известность как «В. ч.». Спас в силах. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ) Спас в силах. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ) Память о происхождении и древности икон В. ч. сохранялась, тем не менее он неоднократно поновлялся в XVII-XIX вв., на древних досках были написаны новые образы, напр. в XVII в. 2-я пара икон архангелов. по предположению И. Э. Грабаря , основой для них стали утратившие красочный слой доски с изображениями великомучеников Георгия и Димитрия ( Грабарь. 1926. С. 176). В 1855 г. иконы В. ч. расчищал худож. Н. И. Подключников, по собственной технологии, «снимая по два и по три слоя в толщину медной копейки», после этого живопись икон была поновлена. Пресв. Богородица. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ) Пресв. Богородица. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ) Пристальное внимание на иконы В. ч. в 1918 г. обратила Комиссия по раскрытию древней живописи под рук. Грабаря, что было обусловлено стремлением учесть все памятники, легендарно или документально связанные с вел. мастерами. В 1919 г. в Москву на реставрацию поступила находившаяся в часовне икона «Вознесение Господне», к 1923 г. по решению правительства все иконы из с. Васильевского были вывезены.

http://pravenc.ru/text/149831.html

Arhiva La Sanct-Petersburg au avut loc festiviti cu prilejul zilei de pomenire a fericitei Xenia de Petersburg 6 februarie 2014 19:18 По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира  6 февраля 2014 года, в день памяти святой блаженной Ксении Петербургской, ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий и епископ Царскосельский Маркелл совершили Божественную литургию и праздничный молебен в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище Петербурга. Иерархам сослужили: протоиерей Виктор Московский, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери; протоиерей Богдан Сойко, настоятель Николо-Богоявленского Морского собора; протоиерей Виктор Голубев, настоятель храма в честь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»; протоиерей Михаил Мокрополов, настоятель собора св. апостола Андрея Первозванного на Васильевском острове; протоиерей Андрей Дьяконов, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове; протоиерей Михаил Погиблов, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала; протоиерей Андрей Герасимов, ключарь Казанского кафедрального собора; игумен Игнатий (Бузин), настоятель Антониево-Дымского мужского монастыря; духовенство храма Смоленской иконы Божией Матери и гости торжеств в священном сане. В алтаре молились митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл , секретарь Епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии протоиерей Сергий Куксевич и настоятель Казанского кафедрального собора протоиерей Павел Красноцветов; в храме молилась игумения Георгия (Щукина), настоятельница Горненского женского монастыря в Эйн-Кареме (Иерусалим). Диаконский чин возглавил протодиакон Андрей Левин. За богослужением пел праздничный хор храма в честь Смоленской иконы Божией Матери под управлением П. Фоменко. На богослужении присутствовали: глава отдела по связям с религиозными объединениями администрации Санкт-Петербурга В.Г. Иванов, начальник Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева МО РФ генерал-лейтенант В.С. Ивановский, генеральный консул Республики Кипр в Санкт-Петербурге Д. Димитриу.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3560143...

В Крестовоздвиженском храме паломники узнали о еще одной связи между Тихвинским монастырем и Благовещенской церковью на Васильевском острове: оказалось, что первый Крестовоздвиженский храм Тихвинского монастыря был построен в XVIII столетии благодаря денежным вложениям архиепископа Киевского и Галицкого Варлаама (Вонатовича), а ведь  именно владыка Варлаам  совершал чин на основание первого, деревянного Благовещенского храма на Васильевском острове…  Перед выходом из храма отец Андрей Дьяконов предложил спеть тропарь Крестовоздвижению, и тут же все осознали, что приютивший их храм посвящен тому же празднику, что и главный придел современной Благовещенской церкви: Воздвижению Креста Господня.   Проходя мимо Успенского собора, экскурсовод обратила внимание паломников на большой камень, заложенный в основание бокового придела. Над камнем находилась небольшая икона святого пророка Илии.  " В 1820 году, при строительстве придела во имя пророка Илии, произошло необычайное событие, - рассказала Галина. - По реке на льдине приплыл камень. Это было удивительно! Ведь в то время на Тихвинке шло строительство сорока восьми шлюзов, каждый из которых имеет приспособления для мелкого крошения льда. Лед проносился по Тихвинке мимо монастыря совсем небольшими кусками. И вдруг появилась льдина, на которой находился огромный камень - два с половиной метра в длину и полтора-два метра в ширину. Непонятно, как льдина с таким камнем перемахнула через Тихвинские шлюзы, но еще более странным было то, что льдина не тонула под тяжестью этого камня, а ведь весит он девять тонн! Льдину с камнем вращало около стен монастыря, а затем прибило к монастырскому берегу. Тихвинцы сочли это Божиим знамением, приволокли камень на территорию монастыря и вложили в придел пророка Илии. Мы с вами видим только малую часть этого камня: бóльшая его часть находится в алтарной части придела.  Здесь часто останавливаются тихвинцы, кладут руку на этот камень и молятся, а братия монастыря, проходя мимо, не делают им замечаний. Не надо думать, что люди молятся камню! Мы молимся Всевышнему и пророку Илии " . 

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

В Петербурге прошли торжества по случаю дня памяти блаженной Ксении Петербургской Санкт-Петербург, 7 февраля 2014 г.      6 февраля 2014 года, в день памяти святой блаженной Ксении Петербургской, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира Божественную литургию и праздничный молебен в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище Петербурга совершили ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий и епископ Царскосельский Маркелл.      За Литургией архиереям сослужили: протоиерей Виктор Московский, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери; протоиерей Богдан Сойко, настоятель Николо-Богоявленского Морского собора; протоиерей Виктор Голубев, настоятель храма в честь Пресвятой Троицы " Кулич и Пасха " ; протоиерей Михаил Мокрополов, настоятель собора св. апостола Андрея Первозванного на Васильевском острове; протоиерей Андрей Дьяконов, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове; протоиерей Михаил Погиблов, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала; протоиерей Андрей Герасимов, ключарь Казанского кафедрального собора; игумен Игнатий (Бузин), настоятель Антониево-Дымского мужского монастыря; духовенство храма Смоленской иконы Божией Матери и гости торжества в священном сане. В алтаре молились митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл, секретарь Епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии протоиерей Сергий Куксевич и настоятель Казанского кафедрального собора протоиерей Павел Красноцветов, в храме молилась игумения Георгия (Щукина), настоятельница Горненского женского монастыря в Эйн-Кареме (Иерусалим). Диаконский чин возглавил протодиакон Андрей Левин.      За богослужением пел праздничный хор храма в честь Смоленской иконы Божией Матери под управлением П. Фоменко. На богослужении присутствовали: глава отдела по связям с религиозными объединениями администрации Санкт-Петербурга В.Г. Иванов, начальник Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева МО РФ генерал-лейтенант В.С. Ивановский, генеральный консул Республики Кипр в Санкт-Петербурге Д.Димитриу.

http://pravoslavie.ru/68225.html

14 Примером упорной живучести антинорманнской точки зрения может служить книга Н.Н. Ильиной «Изгнание норманнов». Париж 1965 г. 15 В. Латышев. «Этюды по византийской эпиграфике». Виз. Врем. 1895 г. т. II, стр. 186. 16 «Рус. виз. отрывки» Ж. М. Н. Пр. 1879 и 1889 гг. и «Рус.-Визан. Исследования» СПБ, 1893 г. 17 Греческий список с рукописи Халкинской библиотеки добыт чрез проф. И.Е. Троицкого и напечатан Васильевским в «Рус. виз. Исслед.». 18 B латинском переводе напечатано в Acta Sanct. t. III Febr. d. XXI, а в греч. подлиннике с париж. кодекса Васильевским в «Рус. Визан. Исследов.». 19 Типично византийский риторизм: вероятно намек на библейского врага с севера, Рош — " Pw " _s у прор. Иезек. (Гл. 38—39). 20 См. Голубинский. И. Р. Ц. Г, 1, с. 152—7 прим. 1, 2, стр. 266—267. 21 Хотя возможно, что мы в данном случае хвалимся чужими заслугами, т. е. Авраамий мог стать христианином не благодаря только русскому влиянию. Начиная с эпохи, еще предшествующей X в. в Камскую Болгарию во множестве приходили для торговли христиане из Армении и Греции. Арх. раскопки на месте древней столицы Болгарии не только дали неск. свящ. христиан. изображений греческой работы, но подтвердили догадку о существовании там православного монастыря. Авраамий мог быть членом той христианской общины в Болгарии, которая получила свое начало от греко-восточных купцов. 22 См. также Пл. Соколов. Русский архиерей из Византии. Киев 1913 г. 23 Предлагаемая Пл. Соколовым поправка текста, вместо «в Св. Софии» — «от св. Софии», т. е. от КПльского патриарха, как произвольная, нам кажется излишней. Митр. Михаилу достаточно было этого внешнего интердикта, чтобы помешать гладкости (в глазах общественного мнения) замышляемой церемонии автономного посвящения митрополита. 24 Это наивная ссылка не на каноническое право, а на историческую случайность, не на чин поставления (полноправной передачи власти), а только на обрядовый аксессуар предызбрания. Что временно такой обряд практиковался в Византии, свидетельствует наш писатель XIII в.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2693...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010