В один из дней 1779 года (точная дата неизвестна, но, вероятнее всего, это произошло весной или летом) по благословению правящего архиерея – Епископа Костромского и Галичского Павла (Зернова) на бровке холма состоялась торжественная закладка церкви. Кто совершил чин закладки неизвестно, но можно предположить, что храм мог заложить тогдашний наместник Ипатиевского монастыря. Работа по возведению каменного храма продолжалась семь лет, из которых года три-четыре вероятно ушло на выполнение кладки и два-три – на внутреннюю отделку (устройство трех иконостасов, росписи стен и т. д.). Кто непосредственно руководил строи-тельством – подрядчик со стороны, или кто-нибудь из крепостных помещиков-храмоздателей, нам неизвестно. Кирпичи для строительства храма изготовлялись здесь же в селе. В 1975 году на левом берегу р. Ключевки при впадении её в Волгу была обнаружены и археологически исследованы остатки печи для обжига кирпича – некогда большого сооружения в четыре метра в длину и пять в ширину, сохранившегося в высоту до 1,2 метра от основания. Руководитель раскопок М.Ю. Кузнецова пишет: «Печь для обжига кирпича вероятнее всего датировать концом XVIII в. и связывать со строительством в с. Селище каменной церкви великомучеников Александра и Антонины (1786 г.)». Пока на вершине холма воздвигалась каменная церковь, богослужения по-прежнему совершались в деревянных храмах у его подножия. И вот настал день, когда в деревянном Александро-Антониновском храме службу совершили в последний раз… Иконы, богослужебные книги, предметы утвари стали переносить в каменную церковь. В новый храм были перенесены все три исторических престола: в холодном четверике – во имя святых мучеников Александра и Антонины, в теплой трапезной, левый – во имя святого пророка Илии, правый – во имя святого великомученика Георгия Победоносца (неизвестно, перешло ли в каменный храм посвящение во имя Василия Блаженного; согласно традиции, оно должно было перейти и сюда, но, по-видимому, этого не произошло: похоже, что уже в то время предполагалось возведение отдельного Васильевского храма).

http://sobory.ru/article/?object=03070

В приходе моем, пишет священник с. Васильевского с Юхти, о. Иоанн Троицкий, была крестьянка Матрона Якимова. Двадцать девять лет находилась она в отчуждении от св. церкви, в расколе Филипповского толка, и только за год до смерти своей обратилась в Православие. Что же возбудило в ней расположение к сему? Не чтение книг вызвало ее из столь глубокой бездны раскола и не внушения других убедили возвратиться в недра православной церкви, но благовест колокола был, по воле Божией, орудием её обращения и спасения. «Полно, старушка, сказал я ей однажды, чуждаться церкви! Без веры во едину святую, соборную и апостольскую церковь тебе никак не спастись». Да, отвечала она, надо выйти из веры (то естъ оставить раскол). Давно колокол своим голосом зовет меня в церковь Божию. Я очень люблю слушать, когда благовестят или звонят. Слушаю, доколе звуки слышны, слушаю всегда со слезами. О чем же ты плачешь? Иногда благовест растрогает меня, и я, слушая его, чувствую как бы радость, и расплачусь. Иногда горе возьмет меня за то, что благовест люблю слушать, а в церковь все не хожу; и от этой думки тоже расплачусь. То-то, бабушка, не теряй времени, не губи себя. Сам Господь, не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему, вразумляет тебя; звуком колокола пробуждает в тебе любовь к церкви. Будь же послушна гласу Божью, приходи в церковь . Разговор этот, продолжает о. Иоанн, сделался известен раскольникам, и потому не мало увещаний, льстивых уговоров и строгих выговоров, со стороны их, досталось на долю старушки. Но она, не смотря ни на кого и ни на что, (по прошествии впрочем нескольких месяцев) действительно, во время благовеста к литургии, явилась в храм, молилась за богослужением, и через шесть недель, с охотой исполнив правила и выслушав чин присоединения, исповедалась и сподобилась принятия святых Христовых тайн. После сего, она почти постоянно ходила в церковь , до конца жизни своей, и скончалась истинно верующей, православной христианкой. Так, заключает о. Иоанн, получила правую веру от слуха и по гласу колокола возвратилась в ограду сия словесная овца, почти тридцать лет блуждавшая в дебрях раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

Петергофський очолив з нагоди престольного свята собору Санкт-Петербурга 13 червня 2014 р. 14:15 12 июня 2014 года, в День России и день памяти преподобного Исаакия Далматского, ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе северной столицы. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Санкт-Петербургской епархии  протоиерей Сергий Куксевич, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище протоиерей Виктор Московский, архимандрит Никита (Марков), благочинный Адмиралтейского округа протоиерей Павел Феер, настоятель собора святого апостола Андрея Первозванного на Васильевском острове протоиерей Михаил Мокрополов, духовенство епархии. Диаконский чин возглавил протодиакон Кирилл Журавлев. Пел хор Исаакиевского собора под управлением Льва Дунаева. На богослужении присутствовал директор ГМП «Исаакиевский собор» Николай Буров. После отпуста были провозглашены многолетия Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию , архиепископу Петергофскому Амвросию , служащему духовенству, молящимся и всем верным чадам Православной Церкви. Архиепископ Амвросий обратился к многочисленным молящимся с архипастырским словом, в котором, в частности, сказал: «Дивна дела Твоя, Господи! Подвижник IV века, почти неизвестный миру, вдруг совсем далеко, в столице Российской империи, становится небесным покровителем главного собора города. Сегодня, в день престольного праздника, в день памяти святого Исаакия Далматского, мы не можем не вспомнить имя императора Петра. Мы поминали его за Божественной литургией и просили Бога об оставлении вольных и невольных прегрешений и упокоении его бессмертной души. 30 мая по старому стилю родился мальчик, которому надлежало стать императором России, человеком, осуществившим многие реформы и изменения в жизни нашего Отечества. При рождении его нарекли Исааком в честь преподобного Исаакия Далматского и только потом, в крещении, он получил имя апостола Петра, но именно преподобный Исаакий стал любимым святым Петра Первого.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3672826...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла после освящения восстановленного подворья Оптиной пустыни в Петербурге 15 сентября 2013 г. 17:59 15 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с воскресным днем и с особым праздником освящения храма бывшего Киевского подворья в Петербурге, а ныне подворья Введенской Оптиной пустыни. Этот храм никогда не разрушался, но он был обезображен утилитарным использованием, столь далеким от церковной жизни. Я родился и вырос совсем недалеко от этого места, на Васильевском острове, и каждый раз, когда еще ребенком приходил на Неву посмотреть на воду, на корабли, я обращал свой взор на этот величественный храм. Потом, уже в зрелые годы, проезжая мимо этого места, я всегда сокрушался сердцем, потому что храм стоял немым укором всем петербуржцам, всему нашему народу, который в какой-то момент отрекся от Бога, разрушил свою национальную жизнь, решил построить жизнь счастливую, богатую, справедливую, а вместо этого имел то, что имел — разрушенные святыни соседствовали с бедной и несчастной жизнью. Господь не вторгается в нашу с вами повседневность. Он сотворил нас свободными, Он дает нам право распоряжаться самими собой. И когда мы от Бога отрекаемся, тем более, когда мы заявляем, что Бога нет и мы в Него не верим, Он полностью отдает нас в наши руки. Тогда мы живем как можем, как хотим, но, будучи по природе слабыми, легко внушаемыми и управляемыми, мы попадаем под власть сил, которые с Богом борются. Так и произошло в нашей истории — мы отреклись от Бога, и Бог предоставил нас самим себе. Жили как хотели, под сводами святого храма на коньках катались, другие храмы оскверняли и разрушали... Стремились к каким-то невероятным высотам, что-то получалось, а жизнь оставалась тяжелой, трудной, и не было того счастья, ради которого люди были готовы отдать свою жизнь. Счастье не приходило и не пришло.

http://patriarchia.ru/db/text/3236106.ht...

— Батюшка, да вы меня так просто благословите… — говорю я, стоя перед старцем. Отец Зосима перебирает «постригальные» кресты в шкатулке, молча качает головой и упорно ждет креста. Минуты через три отец Амвросий приносит маленький деревянный резной нательный крестик на черном шнурке. — Вот это то! — сказал старец и благословил меня этим крестиком. Я «прильнула» к его руке, так мне хотелось приложиться к святому старцу и унести вместе с благословением частичку его благодати. Вот такой рассказ моей подруги Катеньки Ткаченко. А спустя всего два месяца после описанной ею встречи, отца Зосимы не стало. Предчувствуя свою близкую кончину, за несколько дней до Успения старец сказал сестрам обители: «Ну что ж, умирать надо. Как бы вам праздник не испортить. Да я ведь недостоин умереть на Успение». Успение было его любимым праздником. Еще в детстве он сам вышил Плащаницу Божией Матери, вокруг этой Плащаницы он собирал благочестивых бабушек, и они вместе читали акафист Успению: «Радуйся, обрадованная, во Успении Твоем нас не оставила…». 29 августа 2002 года, без четверти двенадцать ночи, когда в Свято-Успенской обители села Николь-ского совершался чин погребения Божией Матери, схиархимандрит Зосима мирно отошел ко Господу. После этого рассказа старец Зосима предстал передо мной словно живой. Это же ощущение не оставляло меня в основанном старцем Свято-Успенском Николо-Васильевском монастыре, особенно у могилы отца Зосимы в часовне-усыпальнице. Я ощущала присутствие старца, глаза, которые смотрели на меня с фотографии у могильного креста, как будто изучали, испытывали и разговаривали с моей душой. Рассказывают, что батюшка при жизни не только предвидел какие-то отдельные события, а часто с первого взгляда на человека мог проникнуть в его душу, догадаться, что ее терзает и мучает. Одних смущало то, что он сходу начинал перечислять все их грехи, причем не вообще, а конкретные. Других удивляло то, что он как бы читает их мысли… И я, стоя у могилы, испытала то же — старец видит меня насквозь и слышит все, что я ему говорю в сердце.

http://azbyka.ru/fiction/zhertva-vechern...

В Петербурге начато восстановление храма Морского корпуса Петра Великого 2 июня 2008 г. 11:15 В Морском корпусе Петра Великого старейшем флотском вузе России начинается восстановление домовой церкви во имя святителя Павла Исповедника. Молебен на начало благого дела был совершен 30 мая. От имени руководства корпуса и попечительского совета настоятелю храма протоиерею Игорю Угдужекову передана старинная икона святителя Николая Чудотворца. Образ покровителя моряков пока единственное, что есть у храма, который будут возрождать на историческом месте над кабинетом адмирала Ивана Крузенштерна, директора корпуса в 1827-1842 годах. Пустующее помещение церкви в советское время использовали как кубрик, ленинскую комнату, лекционный зал и музыкальный класс. Попечительский совет намерен возродить храм за два года. Для этого потребуется 50 миллионов рублей. Проект, инициированный фондом «Слава морская», предусматривает объединение вокруг созидания храма выпускников вуза многих лет. Их силы и способности нужны Морскому корпусу и воссоздаваемой в его стенах флотской святыне. В попечительский совет храма вошли вице-спикер Госдумы, Герой Советского Союза и Герой России Артур Чилингаров, председатель думского комитета по обороне Виктор Заварзин, депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга Игорь Риммер и Владимир Барканов, потомок адмирала и путешественника Алексей Крузенштерн, другие представители власти, бизнеса, деятели науки и культуры. Морской корпус Петра Великого (созданный в 1701 году как Навигацкая школа, затем кадетский корпус, а с 1939 года ВВМУ имени М.В. Фрунзе) первое государственное военно-морское образовательное учреждение России, созданное по указу императора Петра I. Ему был выделен дворец Миниха на набережной Васильевского острова. Домовый храм на втором этаже здания был освящен в 1797 году архиепископом Псковским Иннокентием во имя святого Павла Исповедника, память которого приходится на день восшествия на престол императора Павла I. После реконструкции в конце XIX века чин освящения совершил святой Иоанн Кронштадтский. Храм был закрыт в 1922 году. Проект возрождения морской святыни поддержан главкомом ВМФ России адмиралом флота Владимиром Высоцким и получил благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира . «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/415224.htm...

митрополит Исидор (Никольский) (12.10.1799–19.09.1892) Слова и речи митрополит Исидор (Никольский) Митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский, первенствующий член Святейшего Синода. Биография В миру Яков Сергеевич Никольский - сын диакона села Васильевское Каширского уезда Тульской епархии родился первого (14) октября 1799 года, в День Покрова Пресвятой Богородицы, и под Ее небесным Покровом совершал дела благочестия всю свою жизнь. Образование получил он в Тульской семинарии и Санкт-Петербургской Академии. По ее окончании в 1825 году, на обычный запрос академического начальства окончившим курс студентам, в каком кто желает быть звании, заявил он, что решительно избирает звание монашеское. В День иконы Божией Матери, именуемой " Грузинская " 22 августа (4 сентября) 1825 года принял он постриг с именем Исидор. В день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 29 августа (11 сентября) рукоположен был Исидор в иеродиакона, в День же памяти родителей Пророка Иоанна Крестителя Святых праведных Пророка Захарии и Елисаветы - пятого (18) сентября - возведен был в чин иеромонаха. 28 августа (10 сентября) 1825 года определен он бакалавром в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, 10 (23) сентября назначен библиотекарем, 17 (30) декабря утвержден в степени кандидата богословия, а 30 октября (12 ноября) 1826 года - в степени магистра. Позднее утверждение в степени кандидата объясняется тем, что весь курс подвергнут был дисциплинарному взысканию, и потому никто не был выпущен со степенью кандидата. В День Сретения Владимирской иконы Божией Матери 26 августа (8 сентября) 1827 года иеромонах Исидор причислен был к соборным иеромонахам Лавры. В 1829 году - назначен ректором Орловской семинарии и произведен в Архимандрита Мценского Петропавловского монастыря, а вслед за тем назначен и присутствующим в Консистории. В 1833 году перемещен был Архимандрит Исидор в Москву, в семинарию, с настоятельством в Заиконоспасском монастыре. В День памяти Святого блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца 11 (24) ноября 1834 года в Чудовом монастыре Москвы, в возрасте 35 лет, Архимандрит Исидор хиротонисан был во Епископа Дмитровского, викария Московской Митрополии, и свой Архипастырский жезл воспринял от Первенствовавшего при его хиротонии Митрополита Московского Филарета (Дроздова) (1783-1867).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Церковь святой Екатерины в Санкт-Петербурге В Санкт-Петербурге существует наибольшее число храмов, освященных в честь св. Екатерины. Католические, лютеранские, православные. На Васильевском острове находится крупнейший православный Екатерининский собор у Тучкова моста. На этом месте храм стоит середины XVIII века. В 1809 году деревянная церковь полностью сгорела. Из храма успели вынести лишь образ святой Екатерины. Новый храм освящен в 1823 году. Почти сто лет спустя, в 1917 году,он был разграблен и закрыт. Здание серьезно пострадало во время блокады Ленинграда, когда в часовню попал снаряд. После войны Екатерининский храм передан в пользование геологоразведочному институту. Богослужения возобновились лишь в 1996 году, когда комплекс зданий возвратили Санкт-Петербургской епархии. Сейчас в соборе ведется реставрация. Регулярные богослужения совершаются в подколокольном храме. Католический храм святой Екатерины в Петербурге Первый храм святой Екатерины в России появился по приказанию Петра I. Император, желая привлечь в Санкт-Петербург иностранцев, объявил свободу вероисповедания. Так храм святой Екатерины Александрийской стал символом веротерпимости. Однако в 1737 году деревянный храм святой Екатерины сгорел. Каменный храм, один из старейших католических храмов России, Анна Иоанновна позволила построить на Невском проспекте. За время строительства храма святой Екатерины с 1739 по 1783 годы сменилось аж три правителя. Завершен он был в царствование Екатерины II. Освящен в честь святой Екатерины Александрийской, покровительницы императрицы, папским нунцием Джованни Аркети. Храм стал одним из центров католического влияния России. Число прихожан здесь к середине XIX века достигало трех тысяч человек. Стремясь к оригинальности, многие русские становились прихожанами храма и даже переходили в католичество. Храм посещал Петр Чаадаев. А Жожрж Дантес и вовсе венчался здесь с Екатериной Гончаровой. Православный приход в честь святой Екатерины в Риме Православный храм святой великомученицы Екатерины в Риме. Фото с сайта храма www.stcaterina.org В Риме по адресу Via del Lago Terrione, 77/79 находится православный храм святой великомученицы Екатерины. Храм построен на территории посольской виллы Абамелек. С октября 2006 года в храме, тогда еще строящемся, каждое воскресение совершается литургия. В 2009 году в храме святой Екатерины совершен чин великого освящения. Настоятелем храма святой Екатерины в Риме является архимандрит Антоний (Севрюк). Церковь расположена на зеленом холме и окружена садом. К нему ведет длинная мраморная лестница. С площадки перед входом в храм святой Екатерины открывается панорама на собор Святого Петра.

http://pravoslavie.ru/66521.html

В. В. Болотов. Фотография. Кон. XIX в. Василий Васильевич (31.12.1853, с. Кравотынь Осташковского у. Тверской губ.- 5.04.1900, С.-Петербург), богослов, историк Церкви, востоковед. Род. в семье причетника Троицкого собора в г. Осташкове Василия Тимофеевича, погибшего незадолго до рождения сына, воспитывался матерью Марией Ивановной, урожденной Вишняковой, к-рая оказала большое влияние на духовное формирование личности Б. Как сын младшего клирика Б. воспользовался правом получения за казенный счет среднего духовного образования; учился в Осташковском ДУ (1863-1869) и в Тверской ДС (1869-1875). Преподаватели и однокашники Б. обращали внимание на его блестящие способности и прилежание, особенно к древним и новым языкам. Летом 1875 г. Б. поступил на церковно-историческое отд-ние С.-Петербургской ДА, где посвятил себя прежде всего изучению богословских и церковно-исторических дисциплин, лат., англ. и древних вост. языков: евр., эфиоп. (геэз) и др. По предложенной проф. И. В. Чельцовым теме «Учение Оригена о Святой Троице» Б. в июне 1878 г. защитил сначала кандидатскую, а затем 28 окт. 1879 г. магистерскую диссертацию. По рекомендации проф. И. Е. Троицкого он, еще будучи студентом 3-го курса академии, был намечен на замещение вакантной (после смерти проф. Чельцова 5 марта 1878) кафедры древней церковной истории, к-рую занимал вплоть до своей смерти в качестве сначала доцента (с 3 нояб. 1879), а затем экстраординарного (с 24 окт. 1884) и ординарного (с 19 сент. 1896) профессора. В 1896-1897 гг. временно замещал кафедру догматического богословия и читал курс исторического изложения догматов. В 80-90-х гг. Б. неоднократно был присяжным заседателем в суде; как консультант и переводчик участвовал в подготовке рус. экспедиций в Эфиопию. За переводы дипломатической переписки с эфиоп. языков, геэз и амхарского, Б. по представлению Мин-ва иностранных дел России получил досрочно чин действительного статского советника. 7 февр. 1890 г. за работы по церковной истории Эфиопии и Египта ему была присуждена полная премия митр. Макария (Булгакова), 21 мая 1896 г. по ходатайству проф. Троицкого за многочисленные капитальные труды Б. получил степень д-ра церковной истории honoris causa. Его научные заслуги были высоко оценены не только в духовных, но и в светских кругах: в дек. 1893 г. по инициативе акад. В. Г. Васильевского Б. был избран членом-корреспондентом Императорской АН по разряду историко-политических наук; был также награжден орденами св. Станислава 3-й и 2-й степени, св. Анны 3-й и 2-й степени. В последние годы жизни Б. страдал почечной и печеночной недостаточностью, развивавшейся на фоне хронического малокровия, что послужило причиной его преждевременной смерти. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/149699.html

vk fb tw ok @ g+ lj Собор Успения Пресвятой Богородицы vk fb tw ok @ g+ lj Листва vk fb tw ok @ g+ lj Последние цветы vk fb tw ok @ g+ lj Погост vk fb tw ok @ g+ lj Последние цветы vk fb tw ok @ g+ lj Воздвижение Креста Господня vk fb tw ok @ g+ lj Воздвижение Креста Господня vk fb tw ok @ g+ lj Врата обители vk fb tw ok @ g+ lj Храм святителя Николая ночью vk fb tw ok @ g+ lj Часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Зима Обители принадлежат следующие храмы.Свято-Васильевский теплый каменный храм с шатровой колокольней над входом. Трапезный храм Всех Святых в земле Русской просиявших с курантами на башне, построен к 2000-летию Рождества Христова. На Пасху 2002 г. в нем была совершена первая Божественная Литургия. По субботам здесь совершается заупокойная служба. Каменный холодный храм свт. Николая Чудотворца с колокольней над входом, построен в 1910 г. Он расположен на противоположной стороне села и относится к обители. Долгое время он был закрыт и использовался под склад, мастерские, бойню и т.п. Сейчас он восстановлен, в нем совершаются богослужения по воскресным дням и великим праздникам в теплое время года. Там же в доме священника находится домовая церковь в честь иконы Божией Матери Знамение для совершения богослужений в зимнее время года. Здесь со временем по завещанию основателя обители схиархимандрита Зосимы планируется построить сестринский скит. В новом здании богадельни устроен домовой храм в честь прп. Сампсона Странноприимца. В 2005 г. возведена колокольня с надвратной церковью Иверской иконы Божией Матери. В том же году построен храм во имя Благоразумного Разбойника на территории СИК-82 Колонии строгого режима Селидовского района Донецкой области, приписанного к обители. Заключенные колонии окормляются братией монастыря. 10 декабря 2002 г. освящен и заложен митрополитом Донецким и Мариупольским Иларионом камень на месте строительства Успенского собора. В 2007 закончено его основное строительство, а 31 июля 2009 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения соборного храма в честь Успения Божией Матери. Собор состоит из верхнего Успенского и нижнего в честь Всех святых храмов, является копией Успенского собора Московского Кремля.

http://pravoslavie.ru/48965.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010