Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛЬЕВСКИЙ ЧИН иконостас, созданный в 20-х гг. XV в., для собора в честь Успения Пресв. Богородицы во Владимире, из числа наиболее известных произведений круга прп. Андрея Рублёва . иконостас состоял из 21 иконы деисусного (размер средника 314 ´ 220 см), 25 икон праздничного (125 ´ 92 см) и 15 пророческого (158 ´ 148,5 см) рядов, к 1775 г. был заменен новым, находящимся в соборе в наст. время. Древние иконы были приобретены жителями с. Васильевского (Шуйский у., ныне Ивановская обл.) и поставлены в ц. Св. Троицы и часовне. сохранились 13 икон деисусного ряда, 10 - праздничного, 2 - пророческого, к-рые получили известность как «В. ч.». Спас в силах. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ) Спас в силах. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ) Память о происхождении и древности икон В. ч. сохранялась, тем не менее он неоднократно поновлялся в XVII-XIX вв., на древних досках были написаны новые образы, напр. в XVII в. 2-я пара икон архангелов. по предположению И. Э. Грабаря , основой для них стали утратившие красочный слой доски с изображениями великомучеников Георгия и Димитрия ( Грабарь. 1926. С. 176). В 1855 г. иконы В. ч. расчищал худож. Н. И. Подключников, по собственной технологии, «снимая по два и по три слоя в толщину медной копейки», после этого живопись икон была поновлена. Пресв. Богородица. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ) Пресв. Богородица. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ) Пристальное внимание на иконы В. ч. в 1918 г. обратила Комиссия по раскрытию древней живописи под рук. Грабаря, что было обусловлено стремлением учесть все памятники, легендарно или документально связанные с вел. мастерами. В 1919 г. в Москву на реставрацию поступила находившаяся в часовне икона «Вознесение Господне», к 1923 г. по решению правительства все иконы из с. Васильевского были вывезены.

http://pravenc.ru/text/Васильевский ...

В. В. Болотов. Фотография. Кон. XIX в. Василий Васильевич (31.12.1853, с. Кравотынь Осташковского у. Тверской губ.- 5.04.1900, С.-Петербург), богослов, историк Церкви, востоковед. Род. в семье причетника Троицкого собора в г. Осташкове Василия Тимофеевича, погибшего незадолго до рождения сына, воспитывался матерью Марией Ивановной, урожденной Вишняковой, к-рая оказала большое влияние на духовное формирование личности Б. Как сын младшего клирика Б. воспользовался правом получения за казенный счет среднего духовного образования; учился в Осташковском ДУ (1863-1869) и в Тверской ДС (1869-1875). Преподаватели и однокашники Б. обращали внимание на его блестящие способности и прилежание, особенно к древним и новым языкам. Летом 1875 г. Б. поступил на церковно-историческое отд-ние С.-Петербургской ДА, где посвятил себя прежде всего изучению богословских и церковно-исторических дисциплин, лат., англ. и древних вост. языков: евр., эфиоп. (геэз) и др. По предложенной проф. И. В. Чельцовым теме «Учение Оригена о Святой Троице» Б. в июне 1878 г. защитил сначала кандидатскую, а затем 28 окт. 1879 г. магистерскую диссертацию. По рекомендации проф. И. Е. Троицкого он, еще будучи студентом 3-го курса академии, был намечен на замещение вакантной (после смерти проф. Чельцова 5 марта 1878) кафедры древней церковной истории, к-рую занимал вплоть до своей смерти в качестве сначала доцента (с 3 нояб. 1879), а затем экстраординарного (с 24 окт. 1884) и ординарного (с 19 сент. 1896) профессора. В 1896-1897 гг. временно замещал кафедру догматического богословия и читал курс исторического изложения догматов. В 80-90-х гг. Б. неоднократно был присяжным заседателем в суде; как консультант и переводчик участвовал в подготовке рус. экспедиций в Эфиопию. За переводы дипломатической переписки с эфиоп. языков, геэз и амхарского, Б. по представлению Мин-ва иностранных дел России получил досрочно чин действительного статского советника. 7 февр. 1890 г. за работы по церковной истории Эфиопии и Египта ему была присуждена полная премия митр. Макария (Булгакова), 21 мая 1896 г. по ходатайству проф. Троицкого за многочисленные капитальные труды Б. получил степень д-ра церковной истории honoris causa. Его научные заслуги были высоко оценены не только в духовных, но и в светских кругах: в дек. 1893 г. по инициативе акад. В. Г. Васильевского Б. был избран членом-корреспондентом Императорской АН по разряду историко-политических наук; был также награжден орденами св. Станислава 3-й и 2-й степени, св. Анны 3-й и 2-й степени. В последние годы жизни Б. страдал почечной и печеночной недостаточностью, развивавшейся на фоне хронического малокровия, что послужило причиной его преждевременной смерти. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/149699.html

Преподобный Андрей Рублев и музей древнерусского искусства его имени Памятник прп. Андрею Рублеву у стен Андроникова монастыря. Скульптор О. Комов. 1985 г. 17 июля Русская Православная церковь празднует память преподобного Андрея Рублева – величайшего русского иконописца, имя которого получило всемирную известность. Не смотря на то, что творчеству Андрея Рублева посвящены десятки книг и сотни различный публикаций, достоверные сведения о его жизни и работе чрезвычайно скудны – мы не знаем места и даты его рождения, имени, которое он получил в крещении (Андрей – монашеское имя), не известно, когда он принял постриг, когда и у кого обучался искусству иконописания, в котором достиг высочайшего мастерства. До сих пор в науке не прекращаются дискуссии о принадлежности кисти Рублева тех или иных произведений, поскольку большинство из них приписываются ему по преданию или на основе стилистического анализа – это знаменитый Звенигородский чин, ныне хранящийся в Третьяковской галерее, иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, иконы так называемого Васильевского чина, а так же фрески и книжные миниатюры. Не смотря на это, историческое значение Рублева несомненно. Его творчество знаменует одну из вершин развития русского искусства. По косвенным историческим свидетельствам мы можем судить о том, что местом пострижения святого был Спасо-Андроников монастырь в Москве, основанный на берегу реки Яузы в 1358 году митрополитом Алексием. Житие Сергия Радонежского называет второго игумена этой обители Савву как учителя Андрея в монашестве. Именно с Андрониковым монастырем связаны и последние дни жизни преподобного. По всей видимости, при участии А.Рублева был построен главный храм обители – знаменитый Спасский собор, замечательный памятник раннемосковского зодчества. В житии преп. Сергия Радонежского сообщается, что старец Андрей вместе с игуменом Александром создали в обители каменную церковь. Это позволяет сделать вывод, что Рублев к этому времени был соборным старцем, управлявшим вместе с другими старцами под началом игумена монастырем.

http://pravoslavie.ru/555.html

Петергофський очолив з нагоди престольного свята собору Санкт-Петербурга 13 червня 2014 р. 14:15 12 июня 2014 года, в День России и день памяти преподобного Исаакия Далматского, ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе северной столицы. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Санкт-Петербургской епархии  протоиерей Сергий Куксевич, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище протоиерей Виктор Московский, архимандрит Никита (Марков), благочинный Адмиралтейского округа протоиерей Павел Феер, настоятель собора святого апостола Андрея Первозванного на Васильевском острове протоиерей Михаил Мокрополов, духовенство епархии. Диаконский чин возглавил протодиакон Кирилл Журавлев. Пел хор Исаакиевского собора под управлением Льва Дунаева. На богослужении присутствовал директор ГМП «Исаакиевский собор» Николай Буров. После отпуста были провозглашены многолетия Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию , архиепископу Петергофскому Амвросию , служащему духовенству, молящимся и всем верным чадам Православной Церкви. Архиепископ Амвросий обратился к многочисленным молящимся с архипастырским словом, в котором, в частности, сказал: «Дивна дела Твоя, Господи! Подвижник IV века, почти неизвестный миру, вдруг совсем далеко, в столице Российской империи, становится небесным покровителем главного собора города. Сегодня, в день престольного праздника, в день памяти святого Исаакия Далматского, мы не можем не вспомнить имя императора Петра. Мы поминали его за Божественной литургией и просили Бога об оставлении вольных и невольных прегрешений и упокоении его бессмертной души. 30 мая по старому стилю родился мальчик, которому надлежало стать императором России, человеком, осуществившим многие реформы и изменения в жизни нашего Отечества. При рождении его нарекли Исааком в честь преподобного Исаакия Далматского и только потом, в крещении, он получил имя апостола Петра, но именно преподобный Исаакий стал любимым святым Петра Первого.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3672826...

Санкт-Петербург. Церковь Троицы Живоначальной в Озерках. Троицкая церковь в Озерках /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Община храма Святой Троицы в Озерках борется за возвращение часовни Святителя Николая Чудотворца по адресу: СПб, Большая Озерная, д. 29. Администрация города хочет передать его нетрадиционной для России конфессии. Претендентами на часовню с прилегающим земельным участком являются баптисты, которые обосновались в Озерках со времени хрущевских гонений на православную церковь. Закон в данном случае на стороне православной церкви, как законном владельце часовни и церкви. Однако при рассмотрении вопроса о передаче часовни православному приходу предпочтение по-прежнему отдают баптистам. Сейчас подходящее время для справедливого решения вопроса, т.к. договор временной аренды закончился 30 апреля 2007 года. Поскольку объективных причин для отказа православным нет, то найдена последняя отговорка. Якобы передача часовни вызовет межконфессиональный конфликт. Однако, на наш взгляд, межконфессиональный конфликт провоцируется именно действиями администрации, ущемляющей законные права православных. Мифическая отговорка о межконфессиональном конфликте, кстати, стыдливо обходит тот факт, что на ул. Боровая, д. 52 баптисты также занимают православную церковь, а православный приход ютится в соседнем здании. И при этом баптистам безвозмездно передано исторически принадлежавшие им здание молитвенного дома площадью 3000 кв.м на Васильевском острове. Храм Святой Троицы на Большой Озерной улице был заложен 13 августа 1900г. о. Иоаном Кронштадтским в память коронования Их Императорских Величеств. Проект храма выполнил профессор Политехнического института Александр Сергеевич Тиханов. Строился и обустраивался храм на средства прихожан. Строительство было завершено 9 мая 1904г. Чин освящения был совершен преосвященным Антонием, епископом Нарвским, при участии о. Иоанна Кронштадтского. Храм одноглавый, прямоугольный в плане, с одним престолом, построен в так называемом «русско-византийском» стиле, завершается традиционной луковичной главой. Высота храма около 30 метров. С западной стороны над притвором пирамидальная колокольня, по высоте не превышающая главный купол. Стены облицованы декоративным красным кирпичом. Фасадные украшения выполнены из цемента и окрашены в белый цвет. Двухъярусный золоченый иконостас был выполнен резчиком Д.В. Дудаковым в древнерусском стиле. После революции церковь закрыли. В 1938г. в ней устроили склад. Во время войны здание уцелело. В 1962г. во время хрущевских гонений здание было передано баптистам под молитвенный дом. Новые хозяева на месте алтарного выступа пристроили зал для собраний.

http://sobory.ru/article/?object=01674

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Никольском Васильевском монастыре Донецкой епархии 31 июля 2009 г. 19:00 31 июля, в ходе пребывания в Донецкой епархии Украинской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Никольский Васильевский монастырь в селе Никольское Волновахского района Донецкой области. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин малого освящения соборного храма в честь Успения Божией Матери , после чего обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. С особым радостным чувством ступил я сегодня на землю этой святой обители, потому что много слышал о том, как она созидалась; лично знал и основателя обители схиархимандрита Зосиму в то время, когда он еще был Ваней Сокуром и учился в Ленинградской духовной семинарии, где я тоже был студентом, а позже и ректором. Хорошо помню Ваню — человека доброго, отзывчивого, смешливого, с которым всегда было радостно общаться. Уже позже я с радостью узнал о том, что он принял монашеский постриг и был направлен на Донбасскую землю. Будучи человеком правдивым, он говорил правду и власть предержащим, потому власти не любили отца Савватия — в то время он носил именно такое имя — и послали в это уединенное место, которое не могло похвалиться ни количеством прихожан, ни состоянием храмов. Начав буквально на ровном месте, отец Зосима сделал очень многое. Он привлек своей любовью людей, создал два монастыря, к нему стали приходить люди — и богатые, и бедные. Обитель благоустраивалась благодаря этому скромному пастырскому труду, усилиями многих людей, некоторые из которых внесли в создание монастыря особый вклад. Поэтому когда я вошел в святые врата обители, моей первой мыслью было возблагодарить Господа за милость, явленную на этом месте. Все, что здесь произошло, — очень хороший урок для каждого из нас. Нам иногда кажется, что дело, которое нужно совершить, нам не по силам. Иногда обстоятельства жизни такие трудные, что кажется: ни при каких обстоятельствах ты не сможешь справиться с тем, что должен совершить. Это касается и нашей духовной жизни. Как тяжело быть христианином, исповедовать веру в Господа, стремиться следовать в жизни Евангелию, когда вся окружающая жизнь, вся современная культура исторгает Евангелие из жизни людей! И делается это не потому, что какая-то политическая сила того желает или какая-то идеология к тому стремится, а потому, что все современное устройство мира основывается на том, чтобы удовлетворять человеческие страсти и похоть. Где же здесь место евангельской жертвенности, любви, всепрощению!

http://patriarchia.ru/db/text/708742.htm...

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Никольском Васильевском монастыре Донецкой епархии Донецк, 31 июля 2009 г. 31 июля, в ходе пребывания в Донецкой епархии Украинской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Никольский Васильевский монастырь в селе Никольское Волновахского района Донецкой области. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин малого освящения соборного храма в честь Успения Божией Матери, после чего обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, сообщает пресс-служба Московской Патриархии . С особым радостным чувством ступил я сегодня на землю этой святой обители, потому что много слышал о том, как она созидалась; лично знал и основателя обители схиархимандрита Зосиму в то время, когда он еще был Ваней Сокуром и учился в Ленинградской духовной семинарии, где я тоже был студентом, а позже и ректором. Хорошо помню Ваню — человека доброго, отзывчивого, смешливого, с которым всегда было радостно общаться. Уже позже я с радостью узнал о том, что он принял монашеский постриг и был направлен на Донбасскую землю. Будучи человеком правдивым, он говорил правду и власть предержащим, потому власти не любили отца Савватия — в то время он носил именно такое имя — и послали в это уединенное место, которое не могло похвалиться ни количеством прихожан, ни состоянием храмов. Начав буквально на ровном месте, отец Зосима сделал очень многое. Он привлек своей любовью людей, создал два монастыря, к нему стали приходить люди — и богатые, и бедные. Обитель благоустраивалась благодаря этому скромному пастырскому труду, усилиями многих людей, некоторые из которых внесли в создание монастыря особый вклад. Поэтому когда я вошел в святые врата обители, моей первой мыслью было возблагодарить Господа за милость, явленную на этом месте. Все, что здесь произошло, — очень хороший урок для каждого из нас. Нам иногда кажется, что дело, которое нужно совершить, нам не по силам. Иногда обстоятельства жизни такие трудные, что кажется: ни при каких обстоятельствах ты не сможешь справиться с тем, что должен совершить. Это касается и нашей духовной жизни. Как тяжело быть христианином, исповедовать веру в Господа, стремиться следовать в жизни Евангелию, когда вся окружающая жизнь, вся современная культура исторгает Евангелие из жизни людей! И делается это не потому, что какая-то политическая сила того желает или какая-то идеология к тому стремится, а потому, что все современное устройство мира основывается на том, чтобы удовлетворять человеческие страсти и похоть. Где же здесь место евангельской жертвенности, любви, всепрощению!

http://pravoslavie.ru/31409.html

Arhiva La Sanct-Petersburg au avut loc festiviti cu prilejul zilei de pomenire a fericitei Xenia de Petersburg 6 februarie 2014 19:18 По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира  6 февраля 2014 года, в день памяти святой блаженной Ксении Петербургской, ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий и епископ Царскосельский Маркелл совершили Божественную литургию и праздничный молебен в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище Петербурга. Иерархам сослужили: протоиерей Виктор Московский, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери; протоиерей Богдан Сойко, настоятель Николо-Богоявленского Морского собора; протоиерей Виктор Голубев, настоятель храма в честь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»; протоиерей Михаил Мокрополов, настоятель собора св. апостола Андрея Первозванного на Васильевском острове; протоиерей Андрей Дьяконов, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове; протоиерей Михаил Погиблов, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала; протоиерей Андрей Герасимов, ключарь Казанского кафедрального собора; игумен Игнатий (Бузин), настоятель Антониево-Дымского мужского монастыря; духовенство храма Смоленской иконы Божией Матери и гости торжеств в священном сане. В алтаре молились митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл , секретарь Епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии протоиерей Сергий Куксевич и настоятель Казанского кафедрального собора протоиерей Павел Красноцветов; в храме молилась игумения Георгия (Щукина), настоятельница Горненского женского монастыря в Эйн-Кареме (Иерусалим). Диаконский чин возглавил протодиакон Андрей Левин. За богослужением пел праздничный хор храма в честь Смоленской иконы Божией Матери под управлением П. Фоменко. На богослужении присутствовали: глава отдела по связям с религиозными объединениями администрации Санкт-Петербурга В.Г. Иванов, начальник Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева МО РФ генерал-лейтенант В.С. Ивановский, генеральный консул Республики Кипр в Санкт-Петербурге Д. Димитриу.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3560143...

В Петербурге прошли торжества по случаю дня памяти блаженной Ксении Петербургской Санкт-Петербург, 7 февраля 2014 г.      6 февраля 2014 года, в день памяти святой блаженной Ксении Петербургской, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира Божественную литургию и праздничный молебен в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище Петербурга совершили ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий и епископ Царскосельский Маркелл.      За Литургией архиереям сослужили: протоиерей Виктор Московский, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери; протоиерей Богдан Сойко, настоятель Николо-Богоявленского Морского собора; протоиерей Виктор Голубев, настоятель храма в честь Пресвятой Троицы " Кулич и Пасха " ; протоиерей Михаил Мокрополов, настоятель собора св. апостола Андрея Первозванного на Васильевском острове; протоиерей Андрей Дьяконов, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове; протоиерей Михаил Погиблов, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала; протоиерей Андрей Герасимов, ключарь Казанского кафедрального собора; игумен Игнатий (Бузин), настоятель Антониево-Дымского мужского монастыря; духовенство храма Смоленской иконы Божией Матери и гости торжества в священном сане. В алтаре молились митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл, секретарь Епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии протоиерей Сергий Куксевич и настоятель Казанского кафедрального собора протоиерей Павел Красноцветов, в храме молилась игумения Георгия (Щукина), настоятельница Горненского женского монастыря в Эйн-Кареме (Иерусалим). Диаконский чин возглавил протодиакон Андрей Левин.      За богослужением пел праздничный хор храма в честь Смоленской иконы Божией Матери под управлением П. Фоменко. На богослужении присутствовали: глава отдела по связям с религиозными объединениями администрации Санкт-Петербурга В.Г. Иванов, начальник Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева МО РФ генерал-лейтенант В.С. Ивановский, генеральный консул Республики Кипр в Санкт-Петербурге Д.Димитриу.

http://pravoslavie.ru/68225.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Колокольный голос впервые после 72 лет перерыва обрел 24 января воинский храм иконы Божий Матери Милующей на Васильевском острове, находящийся на территории Учебного отряда подводного плавания. Чин освящения доставленного жертвователями из Ростова-на-Дону 60-килограммового благовеста совершили председатель епархиального отдела по связям с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерей Александр Ганьжин и сотрудник отдела иерей Георгий Волобуев. На богослужении присутствовали представители военного духовенства, командиры отряда, офицеры, курсанты, благотворители и прихожане храма. В тот же день сто курсантов (морских пехотинцев и подводников) приняли присягу, на территории отряда состоялось торжественное построение. “Колокольный звон призывает верующих на молитву, это не гонг призвания, а мелодия, которая одухотворяет окрестности храма. Он возвещает о начале службы, призывает к молитве. Люди, которые слышат его, задумываются о смысле своей жизни. Он сопровождает человека всю жизнь. Недаром колокольный звон называется ”благовест”, то есть приносящий благую весть о спасении людей”, - сказал отец Александр. Он поздравил представителей молодого пополнения, которое приняло присягу на верность Отчизне. “Желаю вам служить достойно на пользу государству российскому”, - напутствовал священник курсантов.

http://old.aquaviva.ru/news/2009-01-25/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010