" Она испытала с Сыном все скорби " апреля 2018 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Благовещенском храме В Великую субботу, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы , 7 апреля,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в Благовещенском храме на Васильевском острове . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Андрей Дьяконов с клиром и другие священнослужители. Чтец храма святых апостолов Петра и Павла при СПбГУ   Олег Павенков был рукоположен во диакона. На малом входе клирик храма диакон Серафим Скоморох был удостоен права ношения двойного ораря. Был совершен чин освящения хлебов и вина. Митрополит поздравил верующих с престольным праздником и обратился к ним с проповедью. " Мы завершаем сегодня великопостные труды воздержания, коленопреклоненной молитвы - все остается позади, и мы стоим на пороге великого и чудесного события, - сказал владыка. - Священнослужители во время этого богослужения уже переоблачились в белые ризы - как символ начинающейся зари Воскресения Христова и чистоты, с которой все должны предстать перед Богом. В этот день обычно в древней Церкви крестили оглашенных: в белых одеждах они шли прославить праздник Воскресения Христова, отметить свой переход от греховной жизни к жизни во Христе " . " Так случилось, что сегодня мы отмечаем еще и престольный праздник, - подчеркнул архипастырь. - Это особый день - скорби и покоя, когда Господь находится в земле. Мы слышали в евангельском чтении о подробностях предстоящего ночью Воскресения Христова. Слышали и другое чтение - о событиях Благовещения, которое свершилось в Назарете: Марии явился архангел Гавриил и возвестил, что Она станет Матерью Сына Божия. Мы знаем, какой трудный путь прошла Богородица, а то, что Она пережила в конце земной жизни Спасителя, трудно даже представить. Она праздновала Пасху вместе с Ним и Его учениками. И увидела бесконечное терпение и милосердие Спасителя. Она и сама так же милосердна ко всем нам. Но когда увидела, как поступили с Ее Сыном, Ее сердце разрывалось. Она стояла среди народа, когда Пилат вывел Христа и стал спрашивать, кого из осужденных отпустить, Его или Варавву. Матерь Божия видела, как народ, который только вчера встречал Спасителя, теперь кричал: " Распни, распни Его! " Видела, как смалодушничал Пилат, отдав на смерть в угоду толпе Ее Сына " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Никольском Васильевском монастыре Донецкой епархии Донецк, 31 июля 2009 г. 31 июля, в ходе пребывания в Донецкой епархии Украинской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Никольский Васильевский монастырь в селе Никольское Волновахского района Донецкой области. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин малого освящения соборного храма в честь Успения Божией Матери, после чего обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, сообщает пресс-служба Московской Патриархии . С особым радостным чувством ступил я сегодня на землю этой святой обители, потому что много слышал о том, как она созидалась; лично знал и основателя обители схиархимандрита Зосиму в то время, когда он еще был Ваней Сокуром и учился в Ленинградской духовной семинарии, где я тоже был студентом, а позже и ректором. Хорошо помню Ваню — человека доброго, отзывчивого, смешливого, с которым всегда было радостно общаться. Уже позже я с радостью узнал о том, что он принял монашеский постриг и был направлен на Донбасскую землю. Будучи человеком правдивым, он говорил правду и власть предержащим, потому власти не любили отца Савватия — в то время он носил именно такое имя — и послали в это уединенное место, которое не могло похвалиться ни количеством прихожан, ни состоянием храмов. Начав буквально на ровном месте, отец Зосима сделал очень многое. Он привлек своей любовью людей, создал два монастыря, к нему стали приходить люди — и богатые, и бедные. Обитель благоустраивалась благодаря этому скромному пастырскому труду, усилиями многих людей, некоторые из которых внесли в создание монастыря особый вклад. Поэтому когда я вошел в святые врата обители, моей первой мыслью было возблагодарить Господа за милость, явленную на этом месте. Все, что здесь произошло, — очень хороший урок для каждого из нас. Нам иногда кажется, что дело, которое нужно совершить, нам не по силам. Иногда обстоятельства жизни такие трудные, что кажется: ни при каких обстоятельствах ты не сможешь справиться с тем, что должен совершить. Это касается и нашей духовной жизни. Как тяжело быть христианином, исповедовать веру в Господа, стремиться следовать в жизни Евангелию, когда вся окружающая жизнь, вся современная культура исторгает Евангелие из жизни людей! И делается это не потому, что какая-то политическая сила того желает или какая-то идеология к тому стремится, а потому, что все современное устройство мира основывается на том, чтобы удовлетворять человеческие страсти и похоть. Где же здесь место евангельской жертвенности, любви, всепрощению!

http://pravoslavie.ru/31409.html

Начало осуществления программы было положено 29 апреля, когда мною был освящен закладной камень в основание храма в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в память о жертвах теракта на Дубровке. В этот же день я совместно с Мэром столицы С.С. Собяниным возглавил первое заседание Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов города Москвы. 28 сентября мною было совершено освящение закладного камня в основание храма в честь святителя Стефана Пермского в московском районе Южное Бутово, а 4 октября - освящение закладного камня в основание храма в московском районе Вешняки. Кроме того, я совершил великие освящения московских храмов: 27 февраля - храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине, 12 марта - Успения Божией Матери в Печатниках, а 30 октября - в Успенском храме в Троице-Лыкове. Перечислю самые крупные события церковной жизни столицы за этот год. Таковым традиционно является празднование Дня славянской письменности и культуры. С 18 мая по 1 июня в Москве прошло около 200 мероприятий, включая Божественную литургию, совершенную мною в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, крестный ход к Васильевскому спуску, хоровой фестиваль, замечательный концерт в Кремле и многое другое. Растет масштаб празднования Дня Крещения Руси: в этом году было направлено специальное Патриаршее послание всем верным чадам Русской Православной Церкви, с 2011 года установлен также особый молебный чин в этот день. Хотелось бы напомнить, что в Храме Христа Спасителя покоится часть мощей святого Владимира, доступная верующим для поклонения, однако мало кто знает об этом, и потому надо рассказывать прихожанам о возможности помолиться святому в день его памяти перед его честными мощами. Во время празднования Дня народного единства прошла выставка-форум «Православная Русь», посвященная подведению итогов деятельности нашей Церкви за последние 20 лет. На выставку была привезена Тихвинская икона Божией Матери, которой за четыре дня поклонились более 50 тысяч верующих. Думаю, если бы это событие анонсировалось в СМИ так же хорошо, как и принесение в Россию Пояса Пресвятой Богородицы, то и Тихвинской святыне пришло бы поклониться гораздо больше людей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

По материалам: Еремеева Л.В. Электронный журнал " ОБРАЗОВАНИЕ ЯМАЛА " . В сентябре 1894 г. в Обдорске (ныне Салехард) в торжественной обстановке, в присутствии большого числа обдорян Тобольский епископ Агафангел (Преображенский) совершил чин великого освящения новопостроенного каменного храма. Престол в главном приделе освящен 4 сентября 1894г. во имя святых апостолов Петра и Павла. На следующий день, 5 сентября, был освящен придел во имя св. Василия Великого, и 7 сентября – придел во имя св. Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. Обдорское общество ещё в конце шестидесятых годов 19-го столетия окончательно постановило: строить новый храм. Дело о постройке церкви было заслушано Тобольской Духовной Консисторией в мае 1869 г. Позднее была выдана от Консистории книга для сбора пожертвований на сооружение нового обдорского храма. В Консисторию было представлено несколько проектов и смет на постройку деревянной церкви. Оставалось только заготовить строительный лес и доставить на место… Но вышло по-другому. В Тобольск был отправлен рапорт: «сколь ни кажется операция удобоисполнимою и сколь ни вожделенно устройство храма Божия на конце вселенной, однако указанные консисторией члены, купцы Плеханов, Неволин и Корнилов, отказались от участия в построении его». Купцы напрочь отказались благотворить недолговечной деревянной церкви и высказались «в пользу построения в Обдорске каменного храма. Мнение сие в принципе своем столь резонно и по средствам и времени столь удобоисполнимо, что с ним нельзя не согласиться».(ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 26. Д. 583. Л. 186-187 об.). По сути, купцы отказались от негодной идеи строить деревянный храм: перед глазами у них был печальный опыт постоянного ремонта и поновления деревянной Васильевской церкви. Купцы твёрдо заявляли: в селе нужно ставить каменный храм. Их мнение и доводы оказались убедительными. Они доказывали, что, во-первых, покупка и доставка сюда «строевых материалов» обойдётся гораздо дороже, чем изготовление кирпича прямо на месте. Кроме этого, все хорошо понимали, что доставка по воде всего стройматериала «небезвредна и небезопасна». А во-вторых, дальновидные купцы резонно замечали: деревянное здание «как бы ни было хорошо и упрочено, просуществует не более 50 или 60 лет, а сумма по смете употребится значительная – 7259 руб. 41 коп». И в то же время на храм, возведённый из кирпича, придётся затратить не более двадцати тысяч рублей, но он «будет существовать вечно».

http://sobory.ru/article/?object=07673

Из летописных известий видно, что князья три раза в день садились за стол: завтракали, обедали, ужинали; час завтрака, обеда и ужина определить нельзя, можно видеть только, что обедали прежде полуден; это будет понятно, если вспомним, что вставали до свету и скоро после того завтракали: при описании Липецкой битвы говорится, что князь Юрий прибежал во Владимир о полудни, а битва началась в обеднюю пору (в обед год); в полдень уже ложились спать. Князья по-прежнему любили пировать с дружиною. Кроме дружины, они угощали иногда священников: так, летописец говорит, что князь Борис Юрьевич угощал в Белгороде на сеннице дружину и священников; Ростислав Мстиславич в великий пост, каждую субботу и воскресенье сажал за обедом у себя 12 чернецов с тринадцатым игуменом, а в Лазареву субботу сзывал на обед всех монахов киевских из Печерского и других монастырей; в обыкновенное время угощал печерскую братию по постным дням, середам и пятницам; в летописи называется это утешением. Большие пиры задавали князья при особенных торжественных случаях: на крестинах, постригах, имянинах, свадьбах, по случаю приезда других князей, причем гость и хозяин взаимно угощали и дарили друг друга по случаю восшествия на престол; так, в Никоновском списке читаем, что Всеволод Ольгович, седши в Киеве, учредил светлый пир, поставил по улицам вино, мед, перевару, всякое кушанье и овощи. Мы видели, что князья иногда сзывали к себе на обед всех граждан, и граждане давали обеды князьям; князья пировали также у частных людей: так, Юрий Долгорукий перед смертию пил у Осьменика Петрила. Большие пиры задавали князья по случаю духовных торжеств, освящения церквей: так, Святослав Всеволодович по освящении Васильевской церкви в Киеве на Великом дворе созвал на пир духовный митрополита, епископов, игуменов, весь святительский чин, киевлян. На пирах у князей обыкновенно играла музыка. Хоронили князей немедленно после смерти, если не было никаких особенных препятствий; так, например, Юрий Долгорукий умер 15 мая, в среду на ночь, а похоронили его на другой день, в четверг.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Русская Православная Церковь XX век 28 сентября 1930 — Собор автокефалистов принял решение о самоликвидации УАПЦ. Остаткам «всеукраинской рады» было предложено созвать «чрезвычайный собор». На нем присутствовали не снявшие до этого времени сан «епископы» и «священники». В частности, прибывший из Харькова Балицкий выступил с докладом, в котором перечислил все грехи автокефалистов, настоящие и выдуманные. После этого участники «собора» приняли резолюцию о самоликвидации УАПЦ. Тем не менее и после «собора» 1930 г. осталось ок. 300 приходов УАПЦ. Большевики предложили «архиепископу» Ивану Павловскому переехать из Харькова в Киев и возглавить эти приходы, что он и сделал, объявив себя «митрополитом всея Украины». В Киеве он занял Успенскую церковь на Подоле, где и служил некоторое время. В 1933 г. он снял с себя «сан» и отрекся от веры, после чего самосвяты окончательно перестали существовать. 1991 — По приглашению Блаженнейшего Патриарха Александрийского и всей Африки Парфения III Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II начал официальный визит в Александрийскую Православную Церковь. В день прибытия патриарх Алексий II посетил подворье Русской Православной Церкви в Александрии. В тот же день вечером в честь Святейшего Патриарха Алексия II греческой православной общиной в Александрии был устроен прием. 1993 — Святейший Патриарх Алексий II и сопровождавший его митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл возвратились в Москву. В аэропорту патриарх перед российскими и иностранными журналистами сделал заявление, в котором сказал о необходимости всеми силами воздерживаться от пролития крови. Первосвятитель предостерег от опасности разделения России «на удельные княжества». Святейший выразил намерение иметь контакт с представителями конфликтующих сторон. 1996 28—29 сентября — Святейший Патриарх Алексий II находился в Белгородской епархии. 2000 — Святейший Патриарх Алексий II совершил чин освящения и Божественную литургию в новом челябинском храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Днем Святейший владыка посетил Свято-Васильевский храм в Челябинске и часовню в честь царственных мучеников. 20 сентября 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5594.html

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа Аминь. Я, нижеподписавшийся крестьянин Московской губернии Богородскаго уезда деревни Игнатьевой Петр Дмитриевич Долгов, будучи в здравом уме и твердой памяти за благо разсудил учинить духовное завещание в следующем: Когда Всемогущим Богом назначено будет пресечь дни моей жизни, принадлежащий мне капитал я определяю и завещаю так: (…) На вечное поминовение раба Петра церквам Богородскаго уезда: в селе Казанском тысячу рублей, погоста Троице-Чижи тысячу рублей, погоста Никиты-Мученика тысячу рублей, погоста Рождества Богородицы тысячу рублей, погоста Рождества Христова тысячу рублей и погоста Иоанна Богослова тысячу рублей. (…) Для построения домовой церкви во имя Петра Александрийскаго Московской губернии в Павловском Посаде при Павловском детском приюте Ведомства Учреждений Императрицы Марии пять тысяч рублей с тем, что во время каждой литургии поминать раба Петра. На средства П. Д. Долгова при содействии других благотворителей в Павловском Посаде на Павловской улице была выстроена каменная двухэтажная пятиглавая церковь с тремя престолами: во имя Казанской Божией Матери, Всех Святых, Святого Петра, Епископа Александрийского. 25 мая 1906 года в день рождения Государыни Императрицы Александры Федоровны состоялся чин закладки и освящения престола. Новую церковь стали называлась в народе «Манаевской» – по имени строителя Федора Порфирьевича Манаева. В городе известны имена многих посадских храмоздателей: основателей Покровско-Васильевского монастыря купцов Лабзиных и Грязновых, «болярыни» Екатерины Ермаковой, пожертвовавшей деньги на Екатерининскую церковь деревни Рахманово, помещика Николая Гавриловича Рюмина построившего Христорождественскую церковь в Заозерье, крестьян братьев Кудиных, силами и средствами которых была возведена Вознесенская церковь на Городке. Но случай с Ф. П. Манаевым какой-то особенный, его имя прочно закрепилось за церковью; были еще манаевская чайная, манаевский синематограф и манаевский пруд. Освящение престола состоялось 25.05.1906 г. в день рождения Государыни Императрицы Александры Федоровны. Православные верующие вскоре начали испытывать нужду в новом приходе и жаловались на тесноту в храме в дни больших праздников. Их желание было исполнено, за счёт расширения храмового пространства. Через несколько лет постройка перешла в ведение Советов. Необычную форму здание приобрело в Советский период, когда культовое сооружение перестроили под столовую, позже под Дом пионеров. В последующие советские годы здание обезглавленного и переделанного храма арендовали различные организации. 4 августа 2003 года местные власти обезображенный и осквернённый храм передали общине верующих, образовавшейся к тому времени при Казанской церкви. На момент передачи приходу церковного здания, храм утратил свой первоначальный облик. Здание к тому времени было сильно перестроено, на южном фасаде устроены современная эстакада с лестницей и высокая кирпичная труба, полностью перечеркивающие исторический облик храма.

http://sobory.ru/article/?object=02826

Отец Лазарь больше года назад был пострижен в монахи и с тех пор жил в келье при храме. Как рассказывают на приходе, его любили и уважали все прихожане храма, съезжавшиеся в церковь с разных областей Украины, советовались с ним, просили молиться во время трудностей и болезней. Будучи инвалидом и уже не молодым человеком, монах Лазарь поражал всех своей трудоспособностью и любовью к людям. Отец Лазарь неоднократно говорил, что желает посетить храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, что в селе Каменское Васильевского района. Отправившись в город Пологи навестить своих духовных чад, по всей видимости, отец Лазарь вышел на станции Чекрак (село Каменское), где и повстречал своих будущих убийц. Как выяснилось со слов звонившего милиционера, отец Лазарь был найден еще живым и отправлен в больницу. Благодаря оперативности действий сотрудников уголовного розыска и бригады врачей реанимации, отец Лазарь прожил на аппарате искусственного дыхания еще несколько часов и, не приходя в сознание, отошел ко Господу. По словам правоохранителей, убийство произошло на бытовой почве. В состоянии алкогольного опьянения хозяйка дома, к которой зашел в гости отец Лазарь, нанесла ему множество ударов молотком. Вытащив потерявшего сознания старика во двор и подпалив его одежду, она потом присыпала монаха землей. На свеженасыпанный холм во дворе, на котором сидел и жалобно мяукал кот, обратила внимание дочь женщины, которая жила во второй половине дома. Она и вызвала милицию… «Сейчас наша первоочередная задача, — отметил иеромонах Михаил, — похоронить монаха, как того требует чин для захоронения монашествующих. Однако не удалось обнаружить документы, удостоверяющие его личность — ни в личных вещах старца, ни на месте преступления. Сложность заключается в том, что, не установив личность, следователь не может передать тело монаха нашей церковной общине для совершения особого чина отпевания и погребения». Царство Небесное убиенному монаху Лазарю! Церковная община храма в честь Святых Благоверных Царственных Страстотерпцев Николая и Александры обращается к людям, нашедшим документы на имя Алексеева Александра Александровича. Контактный телефон: 066-221-33-36

http://pravmir.ru/nastoyatel-xrama-gde-s...

Однако довольно быстро гимназия " переросла " дом Киселева. Во-первых, жилой дом (как бы его ни перестраивали) не отвечал требованиям, предъявляемым к учебным зданиям. К тому же 2-я гимназия, в отличие от первой, была учебным заведением для приходящих учеников, и пансиона в ней не было. Иными словами, ученики жили дома, а не при гимназии, как тогда было положено. Во-вторых, количество учащихся быстро увеличивалось, и в здании стало тесно. Руководство гимназии неоднократно предпринимало попытки решить создавшуюся проблему путем продажи дома Киселева и строительства нового учебного здания, но не находило поддержки ни у города, ни у земства. Тогда было решено возвести пристрой к зданию. В 1874 году он был построен (длиной более пятидесяти метров), фасад обновлен, и учащиеся 2-й гимназии встретили очередной учебный год уже в обновленном здании. Наконец, в 1900 году к нему была пристроена церковь, а в 1913 году возвели пристрой с актовым залом. Объемно-планировочная композиция и архитектурная пластика фасадов придают зданию строгость и торжественность. Двухэтажное здание с пилястровым портиком, построено в стиле классицизма. Памятник истории и культуры середины XIX - начала XX вв. Формирует линию застройки набережной Булака. Андрей Лебедев из газеты " Республика Татарстан 26.05.2005 г. Церковь при 2-й мужской гимназии называлась Васильевской. (К сожалению, до сих пор нет точных данных в честь какого святого Василия она получила освящение). Первоначально домовая церковь находилась в одной из комнат на втором этаже здания гимназии. В 1874 году к левому торцу здания был сделан двухэтажный пристрой с церковью по проекту архитектора В.К. Бечко-Друзина. Из книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани», составитель Г.В. Фролов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г. 11 сентября 1904 года состоялось освящение вновь сооружённого храма при Казанской 2-ой гимназии во имя священномученика Василия, пресвитера Анкирского. Чин освящения и литургию совершил Высокопреосвященнейший Димитрий, Архиепископ Казанский, в сослужении с о.о.

http://sobory.ru/article/?object=23683

Иногда указывалось закрыть доскою ящик престола, в котором положеп антиминс 86 . Иногда писалось в грамотах, что это должно сделать так, как указано в Потребнике 87 . В Потребнике же, изданном при Патриархе Иосифе в 1651 году, приказано, в чине освящения церкви, совершать это, после того, как омоют теплою водою, оботрут утиральником и губою и окропят святою водою столицы освящаемого престола. Прежде положения на них доски, должно было положить в столбец престола антиминс. «Аще ли же будут святые мощи старые первые церкви, еже есть антиминсы, прежде положения престольные деки на столбцы, полагает их в столбец, иже посреди святые трапезы уставлен, в нем же место учинено бывает святым мощем. Аще ли будут д столбцы, поддержащеи святую трапезу, сотворяют место святым мощем на Д-м углу,иже на восток стоящем столице. Сеже сотворяем, аще будут были старые церкви первые, святые мощи, Аще ли же будет новая церкви, то суть святые мощи во антиминсе " (лист 24). Этот чин о положении старых антиминсов под престол не печатается в исправленном Требнике. С XVIII-ro века антиминсы для хранения отсылаются в ризницы кафедральных соборов или церквей архиерейского дома. В следствие отсутствия указания в Требнике, куда следует полагать старые антиминсы, был предложен о том вопрос Святейшему Синоду одним священником. В 1735 году июля 8-го дня, по приказанию Святейшого Синода, а по прошению адмирала и Государственной Адмиралтейской Коллегии президента, кавалера графа Николая Федоровича Головина, велено было освятить церковь св. Апостол Петра и Павла, находившуюся в приморском, графском Васильевском селе, погоревшую в 1734 году и вновь поправленную. Для сего посланы были туда из С.-Петербургского Духовного Правления священнику церкви Николая Чудотворца, что на Морском полковом дворе, Петру Павлову указ об освящении и антиминс. Этот священник Петр, отрапортовав, что он исполнил приказанное, донес, что старый погорелый антиминс хранится в соблюдении. С тем вместе спрашивал Святейший Синод, куда тот старый антиминс также и впредь, ежели тому подобные из освященных обветшалые антиминсы будут, употреблять.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010