" Одолеть препятствия " ноября 2019 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Благовещенском храме на Васильевском острове " За утренним богослужением мы слышали сегодня евангельское чтение о том, как святые жены-мироносицы рано утром после иудейской субботы решили пойти на гроб, чтобы слезами и миром помазать тело Спасителя, - сказал владыка в проповеди. - Это была особая, слезная суббота для апостолов и всех последователей Иисуса Христа. И вот, суббота заканчивалась, святые жены решили идти. Они думали о том, кто отвалит им камень от гроба. Так всегда: как только человек начинает идти к Богу, обязательно появляются какие-то препятствия. Для них первым препятствием был камень. Камень - выше сил женских, отвалить его было невозможно. Они шли и думали о том, кто же отвалит его. Но не знали, что там было еще одно препятствие - стража, которую поставили первосвященники. Но к тому времени ее уже не было и камень был отвален. Иногда нам кажется, что есть препятствия на пути к Богу, но их не нужно бояться. Сила Божия сильнее препятствий. Так Господь, видя желание святых жен, заранее послал Своего ангела, который отвалил камень " . " Когда, к примеру, мы хотим построить храм в Санкт-Петербурге, нужно взять участок, - продолжил архипастырь. - Это трудно сделать, так много препятствий возникает. Или хотим освободить какой-то храм от нынешних посторонних хозяев - снова множество препятствий. И так, за что ни возьмись, кругом одни препятствия. Но мы должны в любом случае, движимые любовью ко Господу, идти к цели, что бы ни случилось. Святые жены пришли и увидели, что камень отвален. Кроме того, увидели ангела в образе юноши (вообще весь ангельский мир - юный, на небе никто не стареет, там всегда все молодые). Юноша предстал перед женами, и они ужаснулись, увидев незнакомца. Ангел сказал им: " Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого? Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам " (Мк. 16:6-7). Ангел выделяет апостола Петра, потому что тот уже не надеялся ни на какую радость от воскресшего Христа, помня свое отречение и зная, что радоваться ему не придется. Но мы знаем, что Спаситель простил все. Так жены-мироносицы, получив благовестие, побежали сообщить ученикам Христовым, что Он воскрес " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

– Раньше, чем немцы придут, мы вас всех перережем, – холодно сказал рабочий и пошел прочь. Солдаты подтвердили: “Вот это верно!” – и тоже отошли». «“Мы вас всех перережем”, – холодно сказал рабочий и пошел прочь. Солдаты подтвердили: “Вот это верно!”» А вот 10 февраля. Со времени октябрьского переворота прошло всего лишь два с половиной месяца. «Мир, мир, а мира нет. “Между народом Моим находятся нечестивые; сторожат, как птицеловы, припадают к земле, ставят ловушки и уловляют людей. И народ Мой любит это. Слушай, земля: вот Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их”. Это из Иеремии – все утро читал Библию. Изумительно. И особенно слова: “И народ Мой любит это… вот Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их”. Потом читал корректуру своей “Деревни” для горьковского книгоиздательства “Парус”. Вот связал меня черт с этим заведением! А “Деревня” вещь все-таки необыкновенная. Но доступна только знающим Россию. А кто ее знает? Потом просматривал (тоже для “Паруса”) свои стихи за 16 год. Хозяин умер, дом забит, Цветет на стеклах купорос, Сарай крапивою зарос, Варок, давно пустой, раскрыт, И по хлевам чадит навоз… Жара, страда… Куда летит Через усадьбу шалый пес? Это я писал летом 16 года, сидя в Васильевском, предчувствуя то, что в те дни предчувствовалось, вероятно, многими, жившими в деревне, в близости с народом. Летом прошлого года это осуществилось полностью: Вот рожь горит, зерно течет,– А кто же будет жать, вязать? Вот дым валит, набат гудет,– Да кто ж решится заливать? Вот встанет бесноватых рать И как Мамай всю Русь пройдет…» Еще из февральских «засечек»: «Приехал Д. – бежал из Симферополя. Там, говорит, “неописуемый ужас”, солдаты и рабочие “ходят прямо по колено в крови”. Какого-то старика полковника живьем зажарили в паровозной топке. Извозчик возле “Праги” с радостью и смехом: “Что ж, пусть приходит. Он, немец-то, и прежде все равно нами владал. Он уж там, говорят, тридцать главных евреев арестовал. А нам что? Мы народ темный. Скажи одному “трогай”, а за ним и все».

http://pravoslavie.ru/134768.html

был основан орган рус. византиноведения - ж. «Византийский временник» (1894). Учениками В. были все византинисты и медиевисты - выпускники С.-Петербургского ун-та 70-90-х гг. XIX в. (В. Э. Регель, П. В. Безобразов , Х. М. Лопарёв , Д. Ф. Беляев , А. А. Васильев , Б. А. Панченко и др.). Соч.: Труды. СПб.; Л., 1908-1930. 4 т. Лит.: Майков Л. Памяти В. Г. Васильевского//РС. 1899. 6. С. 581-585; Бузескул В. Памяти В. Г. Васильевского//Харьковские ГВ. 1899. 132; Успенский Ф. И. Акад. В. Г. Васильевский//ЖМНП. 1899. Ч. 325. С. 291-342; Записка акад. А. А. Куника об ученых трудах чл.-кор. Имп. АН В. Г. Васильевского. СПб., 1890; Безобразов П. В. Г. Васильевский//ВВ. 1899. Т. 6. С. 636-658 (со списком трудов); Гревс И. М. В. Г. Васильевский как учитель науки//ЖМНП. 1899. Ч. 324. С. 27-74; Лавров П. А. Труды В. Г. Васильевского по истории славян. Львов, 1901; Модестов В. И. В. Г. Васильевский: Время высш. образования и приготовления к кафедре//ЖМНП. Ч. 339. 1902. С. 134-168; Жебелёв С. А. В. Г. Васильевский в изучении визант. древностей//ВДИ. 1939. 1. С. 216-222; Курбатов Г. Л. Из истории науч. связей рус. византинистики: В. Г. Васильевский в Германии//ВВ. 1971. Т. 31. С. 79-83; Цамутали А. Н. Петербургская школа византиноведения//ВИД. 1991. Т. 23. С. 18-13; Литаврин Г. Г. В. Г. Васильевский - основатель санкт-петербургского центра византиноведения//ВВ. 1994. Т. 55. С. 5-21; Медведев И. П. Honor sepulcri: размышления А. А. Васильева у могилы В. Г. Васильевского//Там же. С. 24-26; Заливалова Л. Н. В. Г. Васильевский: ученый в свете мат-лов архивных собраний Москвы и Петербурга//Архивы рус. византинистов. СПб., 1995. С. 36-44; она же. В. Г. Васильевский: Мат-лы к биогр. Кострома, 1998; Герд Л. А. В. Г. Васильевский: портрет ученого в свете его неизд. переписки//Рукописное наследие рус. византинистов. СПб., 1999. С. 52-67. Л. А. Герд Рубрики: Ключевые слова: АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов БАНК Алиса Владимировна (1906-1984), д-р истор. наук, специалист в области культуры и искусства Византии ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая историю, язык, религию, право и культуру Византийской империи

http://pravenc.ru/text/149825.html

Отдавая дань благодарной памяти основателю «Византийского временника», а по сути дела российского научного византиноведения, мы счастливы сознавать, что закладка фундамента нашей науки произведена великим ученым и великим учителем, труды которого не утратили ни научного, ни дидактического значения. Чтение их по-прежнему доставляет интеллектуальное наслаждение. Васильевский обозначил высокие критерии науки, которых оказалась достойной российская византинистика в лице его ближайших учеников и последователей. Достойным их должно быть российское византиноведение и впредь. 1 Васильевский В.Г. Политическая реформа и социальные движения в древней Греции в период упадка. СПб., 1869. 2 Васильевский В.Г. Жена (Анна Святославна) Витовта//Виленский вестник. 1870. 19; Он же. Обращение Гедемина в католичество//ЖМНП. 1872. Ч. 159; Он же. Очерк истории города Вильны//Памятники старины в западных губерниях империи, издаваемые Батюшковым. 1872. Вып. 5; 1874. Вып. 6. 4 Васильевский В.Г. Византия и печенеги (1048–1094)//ЖМНП. 1872. Ч. 162. С. 116–165, 243–332 (Далее: Он же. Труды. СПб., 1908. Т. 1. С 1–175). 5 Причисленного к министерству Василья Васильевского отчет о новых сочинениях по римской истории//ЖМНП. 1864. ч. 121. 12 Васильевский В.Г. Граф И.Д. Делянов//ЖМНП. 1898. Ч. 315 (начало тома: некролог не имеет постраничной нумерации). 17 Васильевский В.Г. Взгляд Грота на историю Афинской демократии//ЖМНП. 1867. Ч. 134. С. 110–111. 21 Васильевский В.Г. Византия и печенеги... С. 79, 94–95; Он же. Союз двух империй (1148–1155 гг.)//Славянский сб. 1875. Т. III. С. 210. (Далее: Он же. Труды. 1930. Т. 4. С. 18–105). Сила мусульман состояла, по мнению ученого, в разобщении сил христианского мира. 22 Васильевский В.Г. [Рец.] Всеобщая история в четырех томах Оскара Иегера//ЖМНП. 1898. Ч. 318. С. 168; Он же. Визант. врем. за 5 лет. С 139. 24 Васильевский В.Г. Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и ХП вв.// ЖМНП. 1875. Ч. 178 (см.: Труды. 1908. Т. 1). С. 319 и след.; Он же. Очерки истории г. Вильны. С 78; Он же. Предисловие к Рейнольда Гейденштейна запискам. о Московской войне (1578–1582)/Пер. с лат. Изд. Археограф. комиссии. СПб., 1889. С XXVII.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Последний год пребывания В. Г. Васильевского в университете совпал с большим общественным подъёмом в жизни России, которым отличаются 60-е годы и который отразился на студенчестве и на самом В. Г. Васильевском , также увлекавшемся в силу этого общественно-политическими вопросами своего времени. В 1860 г. В. Г. Васильевский закончил университет и получил звание старшего учителя. В 1862 г. он уехал «с учёной целью», как говорили тогда, в заграничную командировку на два года. Остановился он в Берлине, где тогда вели занятия Моммзен и Дройзен, лекции которых В. Г. Васильевский стал посещать. Заграницей В. Г. Васильевский провёл два года и в 1864 г. вернулся в Россию. Здесь его ожидали разочарования: дело с его диссертацией не ладилось, у него возникли разногласия с руководителем его научными занятиями М. С. Куторгой. Тяжёлым было и материальное положение В. Г. Васильевского. Последнее обстоятельство заставило его принять место учителя гимназии в Вильно и уехать из Петербурга. В Вильно, помимо преподавательской работы, В. Г. Васильевский занялся разработкой местных архивных материалов. Результатом этой работы явились его исследования по истории Литвы и города Вильно. В 1870 г. В. Г. Васильевский получил возможность защищать свою магистерскую диссертацию. По тому времени это была одна из выдающихся работ по истории Греции на тему «Политические реформы и социальное движение в древней Греции в период её упадка». После защиты диссертации В. Г. Васильевский занял кафедру в Петербургском университете и не покидал её до самой смерти (май 1899 года). Он читал общий курс истории средних веков, сделав историю Византии предметом своих специальных исследований. Как профессор и руководитель студенчества, В.. Г. Васильевский зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Выше уже упоминалось, что В. Г. Васильевский придавал большое значения византийско-русским отношениям. В этой области он и начал своя изыскания. Рассмотрению взаимоотношений древней Руси и Византии посвящены следующие работы В. Г. Васильевского : «Византия я печенеги», «Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе в XI и XII веках», «Русско-византийские отрывки».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

В. Г. Васильевский исследовал в своих работах ее только вопросы внешнеполитической истории византийского государства. Он является одним из первых исследователей внутренней истории Византии и первым русским учёным, поставившим это изучение на подлинно научную основу. Многогранность тематики, обилие поставленных и разрешённых вопросов поражают историка, работающего над изучением научного творчества и научного наследства В. Г. Васильевского , особенно если иметь в виду сложность политической и социальной обстановки некоторых периодов византийской истории. Акад. Васильевский никогда не стоял в стороне от тёмных и трудных вопросов, которыми так богата история Византии. Наоборот, он всегда стремился разрешить их, входил, по словам акад. Б. Д. Грекова, в самый их «водоворот... и вышел из этого водоворота с честью» 2 . В. Г. Васильевский родился в январе 1838 года. Он происходил из духовного звания. Отец его был сельским священником в селе Ильинском, Ярославской губернии. Окончив ярославскую духовную семинарию, Васильевский осенью 1856 г. поступил в Петербургский главный педагогический институт. В институт он поступил с хорошей подготовкой и довольно обширными маниями. «Он имел прекрасную подготовку по древним языкам, по истории, по русской словесности; он читал уже по-французски и по-немецки; он рассуждал о философии, о религии, о политике, имел большую начитанность и был заражён скептицизмом по отношению к вопросам, которых нелегко касались другие» 3 . Таков был юноша В. Г. Васильевский . Благодаря хорошей подготовке В. Г. Васильевский занял несколько привилегированное положение среди студентов, не только однокурсников, но и старших курсов, которые искали сближения с ним. В числе этих студентов был будущий знаменитый русский критик и публицист Н. А. Добролюбов. Во время пребывания в педагогическом институте, а затем, с 1859 г., когда институт был закрыт, в университете В. Г. Васильевский очень много читает. Надо сказать, что в то время в силу различных обстоятельств публицистическая литература была очень распространена среди студентов «каждый старался прочесть, – пишет по этому поводу В. И. Модестов, – то, чего другой ещё не читал, а если книга очень важная, то прочесть и её, коль скоро она прочтена его товарищем» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Н. Лебедев Скачать epub pdf Академик Василий Григорьевич Васильевский (1838 – 1899) оставил глубокий след как в русской, так и в западноевропейской исторической науке. Многие его выводы и результаты исследований не устарели и до настоящего времени, а его методы научной работы над источниками могут служить образцом и для историков вашей эпохи. Широкое привлечение первоисточников, многостороннее, внимательное и тщательное их изучение и использование, постоянное стремление привлечь новые источники, ещё не бывшие о научном обороте, а так же по-новому комментировать уже известные исторические памятники, подойти к ним с новой точки зрения – вот основные приёмы научной работы В. Г. Васильевского , создавшие ему славу выдающегося исследователя. В. Г. Васильевский , как известно, являлся специалистом в области византиноведения. Он (много и плодотворно работал по истории Византии. Не будет преувеличением сказать, что акад. В. Г. Васильевский положил начало русскому научному византиноведению. Те византиноведческие работы, которые вышли из-под пера русских учёных, писавших до В. Г. Васильевского, носили характер случайных изысканий и в дальнейшем развитии русского византиноведения большого значения не имели. Поэтому, приступая к разработке византийской истории, В. Г. Васильевский вынужден был начать с самого начала. И, тем не менее, он создал науку о Византии в России, посвятив этой науке около 30 лет напряжённой научной деятельности. В. Г. Васильевский придавал большое значение работам русских учёных в области истории Византии. Говоря о задачах русской исторической науки, он писал: «Есть отделы, в которых она не должна и не может довольствоваться повторением чужого. К таким отделам принадлежит, конечно, и византийская история, так тесно связанная с русской и славянской» 1 . Тематика византиноведческих работ В. Г. Васильевского чрезвычайно разнообразна. В. Г. Васильевский изучал отношения Византии к Востоку я Западу. Темы о связях Византии с древней Русью, о византинско-русских отношениях особенно привлекши его внимание, и он уделял им много места в своих изысканиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Принцип сохранения равновесия, стабильности исторически сложившегося соотношения сил как необходимого условия для продвижения человечества по пути прогресса или хотя бы для сохранения достигнутого уровня более развитой, более культурной частью мира Васильевский распространяет на отношения между целыми регионами, между коалициями государств и между отдельными странами. Так, многовековое противостояние мира христианского миру мусульманскому и языческому (кочевому) – историческая реальность, обусловленная всем ходом истории. Чтобы избежать крупных потерь и тяжких бедствий для христиан в ходе этого противостояния, христианский мир должен забыть о разногласиях и раздорах, стремиться к единению своих сил, преследуя свою главную цель 21 . Указанное желательное и, по мысли ученого, теоретически вполне достижимое единение христианских стран и народов не исключает (во всяком случае, не исключало) также исторически сложившегося разделения христианского мира на два региона: католический и православный, которые хотя и в меньшей мере, чем в предыдущем случае, но также противостояли и противостоят друг другу. Естественно, в данном случае Васильевский подчеркивает как идеальную ситуацию согласие и единение православных стран (Византии, Руси, Болгарии, Сербии) в их противостоянии давлению романо-германского мира 22 . Васильевский – безусловно русский ученый, представитель русской исторической школы (его учителями были И.И. Срезневский , М.М. Стасюлевич, МС. Куторга, Н.А. Благовещенский), следы «российского патриотизма» можно различить на страницах его книг. Но одновременно он европейский (даже западноевропейский) ученый, и по выучке, и по уровню, и по мировосприятию. Т. Моммзена сам Васильевский числил среди своих непосредственных учителей (как оно и было на самом деле). Прекрасно осведомленный и в старых и в новых течениях на Западе в сфере антиковедения и медиевистики (включая византиноведение), Васильевский разделял, разумеется, главные положения и методологические установки современной ему западной и русской позитивистской историографии, занимавшей тогда ведущее место в развитии исторической мысли 23 . Утверждение позитивизма свидетельствовало, несомненно, о значительном прогрессе в области исторического познания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Василий Григорьевич Васильевский (02.02.1838–25.05.1899) Василий Григорьевич Васильевский Российский византинист, академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1890), член-учредитель и почётный член Императорского Православного Палестинского Общества. Тайный советник. Биография Родился в семье сельского священника. Учился в Ярославской семинарии и Главном педагогическом институте. До окончания курса в последнем перешёл на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, где занимался преимущественно у профессоров Срезневского, Благовещенского и Стасюлевича. Командированный университетом за границу в 1862 году, он слушал в Берлине Моммзена и Дройзена, и в Йене — Адольфа Шмидта. По возвращении в Россию, Васильевский подготовил к 1865 году магистерскую диссертацию: «Политическая реформа и социальное движение в Древней Греции в период её упадка». Испытывая сильную материальную нужду он поступил с 4 июля 1867 года на службу в 6-ю Санкт-Петербургскую гимназию, где пробыл всего 2 месяца (до 14 и занял место преподавателя русской словесности в Новгородской гимназии, а затем — учителя истории в Виленской. Здесь он начал собирать и изучать архивный материал для истории города Вильны — результатом занятий Васильевского в этом направлении был его «Очерк истории города Вильны» (2 вып., 1872—1874). Защитив в 1869 году диссертацию, он стал (1870) доцентом Санкт-Петербургского университета по кафедре Средних веков и сосредоточил свои занятия на изучении памятников византийской истории. Это изучение дало ему возможность написать целый ряд отдельных исследований по тёмным и запутанным вопросам как внутренне-византийской истории, так и международных отношений Византии, преимущественно её отношений к Руси. Кроме того, Васильевский издал несколько неизвестных до него памятников византийской письменности, разъяснил тёмный вопрос о трудах Симеона Метафраста и, наконец, выпустил в свет первую часть труда под заглавием: «Обозрение трудов по Византийской истории» (1890). В январе 1890 года Васильевский был выбран ординарным академиком Академии наук по русской и византийской истории (член-корреспондент с 1876). В том же году он назначен редактором «Журнала Министерства народного просвещения». Инициатор создания «Византийского временника» (1894) и один из его редакторов. С 18 января 1874 года был членом Учёного комитета Министерства народного просвещения. Умер во Флоренции 13 (25) мая 1899 года. Похоронен на лютеранском кладбище Аллори.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Многие из утверждений В. Г. Васильевского весьма дискуссионны и отвергнуты критикой уже в наше время. Но в 70-е годы, когда В. Г. Васильевский работал над «Запиской греческого топарха», состояние памятников и источников было совсем не такое, как в начале XX столетия, во время разбора работы В. Г. Васильевского Ф. Вестбергом или А. Васильевым . Надо учесть, что В. Г. Васильевский во многих вопросах в своей «Записке» шёл целиной, непроторенными тропинками – и шёл смело, выдвигал смелые гипотезы, вносил смелые новые решения и вёл за собой этим путём, путём дерзаний, русскую историческую науку. Последней частью «Русско-византийских отрывков» является «Хождение апостола Андрея в стране Мирмидонян». В научном творчестве р. Г. Васильевского должна быть отмечена одна особенность, проходящая красной нитью через большинство его работ, – это обширное привлечение и использование первоисточников, а равным образом и литературы, относящейся к изучаемому им вопросу. В. Г. Васильевский привлекает самый разнообразный источниковедческий материал. В этом отношении он не знает границ. Свободно и легко вводит он в научный оборот источники, крайне различные по географическому происхождению или же обозначаемые далеко отстоящими одна от другой хронологическими датами, причём среди тех и других мы можем найти материал самого различного жанра и содержания. Если мы с этой точки зрения подойдём к статье «Хождение апостола Андрея в стране Мирмидонян», то увидим, что она очень характерна для научного творчества В. Г. Васильевского . Центральное место в этой работе автор отводит апокрифам. Исследование апокрифического материала в «Хождении» В. Г. Васильевский произвёл мастерски, с большим научным остроумием, что позволило ему вскрыть и объяснить ряд исторических фактов при помощи апокрифических источников. Заслуга В. Г. Васильевского при изучении им «Хождения» заключается ещё и в том, что он сделал попытку поставить в связь византийскую легенду, перешедшую в апокриф о хождении апостола Андрея, с историческими данными и историческими событиями, приуроченными к древнерусской истории, и тем самым указал, что при надлежащей проверке и научной критике «Хождение апостола Андрея в стране Мирмидонян» может быть использовано как исторический источник.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010