Естественно, растущая популярность батюшки не могла понравиться компетентным органам, боровшимся с «религиозным дурманом». Праведный гнев вызывало у «чекистов» и то, что он не соглашался с ними сотрудничать. Иеромонаху стали всячески усложнять жизнь, настояли на его переводе в другой храм, затем - в третий, четвертый... Ссылали в дальние глухие села, в надежде на то, что почитатели о.Савватия отстанут от него. Но эффекта добились прямо противоположного - не только его прежние духовные чада следовали за гонимым священником, но к ним присоединялось и много новых верующих. Мучеников и страдальцев на Руси всегда любили. - Чтобы сломить батюшку, его переводили в основном зимой, причем в неотапливаемые полузаброшенные храмы, - вспоминает Виктор Иванович Григоренко. - Например, в декабре 1985 года отправили в село Андреевка Великоновоселковского района. Тогда на улице стоял 30-градусный мороз - и такая же температура была в тамошнем деревянном храме. Несмотря на это, батюшка служил литургию. Ноги в валенках мерзли, руки прилипали к чаше с Причастием - погреет он их немного у обогревателей, которые мы расставляли на полу, и продолжает дальше служить... Почти такие же морозы стояли, когда его - опять же в декабре! - направили в Никольское, но он и там сразу начал служить. А в каком ужасном состоянии был там старинный Свято-Васильевский храм! Когда батюшка вошел туда и открыл в алтаре Царские врата - одна створка отвалилась и рухнула. Полы были прогнившие, кровля вся дырявая - во время дождя так текло, что приходилось расставлять по всему храму тазы. Старец-строитель Но священник никогда не унывал и не опускал руки, а сразу же принимался приводить каждое новое свое место в Божеский вид. - Меня всегда поражало его храмостроительство, - говорит митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. - Куда бы он ни пришел служить, везде сразу же затевал капитальные ремонты и строительство. Помню, как в 1980 году, когда я служил еще псаломщиком в Свято-Успенском храме Донецка, на праздник Почаевской иконы Божией Матери мы поехали к отцу Савватию в Александровку - на освящение нового престола. Ему удалось сделать этот престол в тот самый период, когда церкви в СССР только закрывали да разрушали. По тем временам это было чуть ли не сенсацией.

http://sobory.ru/article/?object=05042

28 августа отметила престольный праздник знаменитая Свято-Успенская Николо-Васильевская обитель (Волновахский район Донецкой области), основанная приснопоминаемым схиархимандритом Зосимой (Сокуром). Православный человек, корреспондент из Запорожья Сергей Григорьев рассказывает о дорогом батюшке, который почил 29 августа 2002 года, и о том, сколько людей и откуда приехали в монастырь в эти дни. Отец Зосима известен и почитаем как духоносный прозорливый старец, ревностный поборник нерушимого единства Русской Православной Церкви, обличитель пагубного раскола, учиненного Михаилом Денисенко (анафематствованным экс-митрополитом Киевским и всея Украины Филаретом). И поныне на воротах обители паломников встречает поучение аввы Зосимы «всегда, во всех случаях держаться Патриарха Московского и всея Руси», ибо «только Русская Православная Церковь, по неложному обетованию Божию, пребудет до скончания века, «и врата ада не одолеют ее». Именно за это любимого народом батюшку люто ненавидят богоборцы, сменившие откровенный атеизм на личину «патриотов Украины», сторонников т.н. «законной автокефалии». И действительно, пример всечестного отца нашего схиархимандрита Зосимы вдохновляет православных людей Руси-Украины на твёрдое стояние в истине Христовой, в верности Матери-Церкви. Причем чем больше злобы официозные средства пропаганды изливают на светлую память покойного батюшки, тем большее число верующих обращают к нему свои молитвы, прося ходатайства у Престола Божия о прекращении новейшей смуты в нашем земном Отечестве – и особенно братоубийственной брани на Донбассе. 29 августа исполнилось 16 лет с того дня, как отец Зосима предстал пред Господом. В донецкое село Никольское, в котором находится уникальная Николо-Васильевская обитель, приехали паломники из Донецкой и Луганской областей (батюшку называли светочем православного Донбасса), а также из соседней Запорожской области. Во всяком случае, в оба праздничных дня Свято-Успенский собор (точная архитектурная копия одноименного Кремлевского собора) был полон молящимися. Их было бы ещё больше, однако вторник и среда – рабочие дни, поэтому множество желающих просто не смогли приехать.

http://pravoslavie.ru/115525.html

с. относится перестройка церкви-колокольни свт. Алексия, митр. Московского (с кон. XVII в. Голгофо-Распятская ц.), предпринятая, вероятно, после 1570 г. для размещения на ней колоколов, вывезенных Иоанном Грозным из Новгорода. При Иоанне Грозном была осуществлена стенопись Покровского собора. К 70-м гг. XVI в. относят и фрески шатра Троицкой ц.- единственный пример сюжетной росписи шатрового храма в XVI в. В 1569 г. Иоанн Грозный привез в А. с. из разоренной Твери медные врата и установил их на зап. портале Покровского собора (вероятно, они были выполнены в XIV в. для Спасо-Преображенского собора Твери). Др. медные врата XIV в., с золотой наводкой, т. н. Васильевские, вывезены им в А. с. из новгородского Софийского собора в 1570 г. и поставлены в юж. портал собора. 19 нояб. 1581 г. в А. с. от побоев, полученных во время ссоры с Иоанном Грозным, скончался царевич Иван. Это трагическое событие положило конец истории А. с. как постоянной царской резиденции. В Смутное время А. с. была разорена, но при царе Михаиле Феодоровиче вновь стала местом отдыха царского семейства при паломнических выездах. Новый период истории А. с. начался в 1649 г., когда прп. Лукиан Александровский положил начало жен. мон-рю на территории государева двора. В 1651 г. царь Алексей Михайлович передал обители Успенскую ц. и часть слободской земли для строительства келий. Так возник Александровский в честь Успения Божией Матери жен. мон-рь . Арх.: Некрасов А. И. Памятники Александровой слободы, их состояние и значение//ЦГАЛИ. Ф. 2039. Оп. 1. Ед. хр. 17. 1948 г. 369 л. Лит.: Ulfeldi Jacobi Legatio moscovitica, sive Hodopoericon Ruthenicum. Francofurti, 1607, 16272 [содержит гравюры с изображением А. с.]; Стромилов Н. С. Цесаревна Елисавета Петровна в Александровой слободе и Успенский девичий монастырь в то же время. М., 1874; он же. Царевна Марфа, сестра Петра Великого: Ист. биогр.//Александрова Слобода в XVII в. и Успенский девичий монастырь (1612-1699 гг.). Владимир, 1883; он же. Александрова слобода: Слобода до Грозного.

http://pravenc.ru/text/64482.html

На созданной в XIV веке иконе из собрания Национального музея в Белграде вверху, на фоне небесного сегмента, изображаются ангельские силы и открытые врата, что по мысли художника должно иллюстрировать евангельские слова о разверзшихся небесах. На вершинах горок написаны две небольшие фигуры, держащие сосуды, из которых льется вода. Это олицетворения источников Иора и Дана, которые, согласно преданиям, сливаясь, образовывали Иордан. Икона. Середина XIV века, Национальный музей, Белград В памятниках позднего Средневековья вполне традиционное изображение десницы в небесном сегменте заменяется неканоническим образом Бога Отца. Мозаика свода баптистерия православных. Около середины V в. Равенна, Италия Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. VI в. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренц, Италия Фрагмент Хлудовская Псалтирь. Середина IX в. ГИМ, Москва Диптих из слоновой кости. Византия. Конец Хв. Государственный Эрмитаж, Спб. Фрагмент Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия, Турция Мозаика собора монастыря Неа Мони на о.Хиос. 1042-1056 г. Греция Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция Миниатюра Евангелия Апракос 2-ая половина XII в. ГИМ, Москва. Фрагмент Икона-эпистилий. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент Икона. Начало XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай Мозаика собора Сан-Марко. XIII в. Венеция, Италия. Фрагмент Пластина царских врат. XIII — XIV в. Из городища Старая Рязань Васильевские врата новгородского собора Св. Софии. 1336 г. Икона из праздничного чина Успенского собора г.Владимира. 1408г. Государственный Русский Музей, Спб. Двусторонняя икона-таблетка 2-ая четверть XVb. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник Пелена. 1580-е годы. Государственный Эрмитаж, Спб. Икона. Русский Север. Конец XVI — haч.XVII в. ЦМДРИ им. Андрея Рублева, Москва Мастер Михаил. Икона из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Нач. XVII в. Государственный Русский Музей, Спб.

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-ik...

Прошел вечер памяти протоиерея Владимира Шамонина декабря 2023 Вечер памяти протоиерея Владимира Шамонина " Открыты Царские врата пред нами... " состоялся 3 декабря в духовно-просветительском центре Спасо-Парголовского храма . " Сегодня, в канун Введения во Храм Пресвятой Богородицы, мы чтим память подвижника веры и молитвенника протоиерея Владимира Шамонина, - обратился со вступительным словом к собравшимся настоятель протоиерей Роман Ковальский . - Он был клириком нашего храма в 1944-1961 годах. Жизнь отца Владимира поучительна и полна испытаний, которые он с Божией помощью смог пройти с верой и смирением. Множество людей искали у него духовной помощи, и сегодня перед его могилой служатся панихиды и звучат молитвы " . Ведущие Серафим Добровольский и Элина Рузиева, открывая мероприятие, отметили, что название вечера − это строки из пасхального стихотворения отца Владимира: " Открыты Царские врата пред нами,  Святой огонь сияет от свечи…  Кругом опять расставили во храме  Цветные яйца, пасхи, куличи.  Еще темно, но солнышко играет,  Играет всеми красками небес. И радостно друг другу повторяем:  " Христос воскрес! " - " Воистину воскрес! " Участница молодежного хора Исаакиевского собора Анна Разинкова рассказала о детстве и юности отца Владимира, отметив, что еще во время его учебы в Кадетском корпусе императора Александра II и в Павловском военном училище он испытывал интерес к предмету " Закон Божий " и жаждал духовной жизни. Потому не приходится удивляться, что в 1902 году Владимир Шамонин поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую оканчивает с дипломом кандидата богословия. Педагог воскресной школы Исаакиевского собора София Синяя выступила с сообщением " Супружество и первые годы служения отца Владимира Шамонина " . По воспоминаниям самого батюшки, записанным его дочерью Зоей, известно, что в 1905 году студент академии Владимир Шамонин посещает Оптину пустынь и испрашивает благословение на монашество у иеросхимонаха Иосифа (Литовкина), однако в ответ получает благословение жениться. Из отметки на билете на законный брак из Санкт-Петербургской духовной консистории следует, что 28 мая 1908 года Владимир Шамонин обвенчался с дочерью диакона Благовещенской церкви на Васильевском острове Варварой Михайловной Ливановой. Он был рукоположен в священный сан в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры и по собственному прошению направлен на приход в селе Сари Новоладожского уезда.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

В технике литья изготавливали кресты-энколпионы, дробницы для украшения окладов и др. Гравировкой выполняли изображения и надписи (потир архиеп. Моисея, 1329, ГММК). В технике огневого золочения, перенятой рус. мастерами у визант. мастеров, украшали церковные и алтарные врата (Васильевские врата, 1335/36, южный портал собора александровского Успенского монастыря). Филигранью, сканью и зернью декорировали оклады икон, книг, лампад. Разновидностью скани были напаянные на поверхность конусы из тонкой проволоки, часто применяемые мастерами Зап. Европы эпохи Оттонов (X - сер. XI в.) и московскими златокузнецами XIV в., украшавшими ими оклады икон (венец и гривенка иконы «Богоматерь Боголюбская» из Благовещенского собора Московского Кремля, венец Богоматери на иконе «Богоматерь Млекопитательница» (ГОП) ( Мартынова. 1984. С. 109; Стерлигова. 2000. С. 207-213; Царский храм. 2003. С. 101-103. Кат. 9-10)). В зрелом средневековье на территории Др. Руси славились новгородская скань и филигрань, в период объединения Русского гос-ва ведущим центром техники скани стала Москва. Потир архиеп. Моисея. 1329 г. (ГММК) Потир архиеп. Моисея. 1329 г. (ГММК) Одной из разновидностей эмалирования является техника черни, состоящая в нанесении на гравированное или протравленное на металле изображение массы из серебра, меди, свинца, серы и буры с последующим обжигом. В XVI-XVII вв. чернью украшали дробницы на служебных облачениях, пеленах, церковных предметах, именуемые в описях «дробницы святые писаны чернью» (Опись Образной палаты Моск. Кремля 1669 г.; см.: Успенский А. И. Церковно-археол. хранилище при Моск. дворце в XVII в.//ЧОИДР. 1902. Кн. 3. С. 67-71). Чернью декорировали и оружие. Шедеврами сребро- и златоделия в XVII в. были украшенные эмалями образцы парадного оружия работы мастеров Оружейной палаты ( Мартынова. 2002. Кат. 65, 66, 80-82, 104, 105, 221-224). Камнерезное дело тесно связано с архитектурой и скульптурой. Античная традиция украшения зданий скульптурой была унаследована Византией и странами ее круга.

http://pravenc.ru/text/171620.html

В детстве, конечно, не было мне никакого дела до вопросов: детскому умишку все в этой области было ясно, и вся вера сводилась к Божиему храму, к Богу, к Богородице, к Ангелам да к святым угодникам – и вся она представляла собою совершенно реальный мир, отнюдь не менее действительный, чем весь окружавший мое детство видимый мир. Мир этот, недоступный и непостижимый большинству современных умников, для детского моего сердчишка был не только понятен, но даже и доступен, потому что жил в сердце и им властвовал почти – как очевидность, ну, как, например, воздух, вода, небо, мать, как отец или брат и сестры. Божий храм мне был до такой степени свой, так чувствовал я себя в церкви как дома, что раз, лет трех или четырех, я забрался даже через открытые Царские врата в алтарь во время богослужения и там стал ручонками забавляться напрестольной одеждой, пока моей проделки не заметили и с ужасом не вывели проказника из алтаря... Как теперь видите, эта детская проделка не лишена была таинственного значения и знаменовала мое теперешнее иеромонашество... “ Что касается сна о полете с Ангелом в корзине, срубленном дубе и видении Самого Бога – то он имел для Болотова определенное и точное значение, но оно откроется при его встрече в Оптиной Пустыни со старцем Амвросием. 2 Маленький Димитрий едва только научился держать в руке карандаш – начал рисовать. Рисуют-то и все дети, но у некоторых появляется особенная склонность к изобразительному искусству, интерес их растет, упорство не иссякает, они делают явные успехи. Так было с Димитрием. Когда пришло время сменить домашнее учение на официальное, то есть когда юному художнику исполнилось семнадцать лет, его с папкой рисунков отправили в Петербург в Императорскую Академию Художеств, где комиссия во главе с вице-президентом Академии князем Григорием Гагариным (он был в юности другом Лермонтова), рассмотрев рисунки юноши, сочла возможным принять его „вольноприходящим учеником“. Это было в 1854 году. Он нанял неподалеку, на 12-й линии Васильевского острова, скромное жилье и начал жизнь академического студента.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В XIV в. изображения И. и соименного ему Ипатия Эфесского (?) (оба в 3-м ряду, погрудно, в медальонах; в обоих случаях надпись: «Eлnamui») украсили т. н. Васильевские врата , выполненные в технике золотой наводки для собора Св. Софии в Вел. Новгороде в 1335/36 г. (ныне в юж. портале собора Успенского мон-ря в Александрове). Сщмч. Ипатий Гангрский и вмч. Никита. Оборотная сторона резной иконки «Св. Троица». XIII в. (ГРМ) Сщмч. Ипатий Гангрский и вмч. Никита. Оборотная сторона резной иконки «Св. Троица». XIII в. (ГРМ) В иконописи одно из ранних изображений И. сохранилось на иконе «Спас на престоле, с избранными святыми на полях», происходящей из пос. Крестцы Новгородской обл. (2-я пол. XIII - нач. XIV в., ГТГ),- в рост на правом поле, симметрично образу свт. Климента Александрийского (Анкирского (?)) на противоположном поле; правой рукой благословляет, в покровенной фелонью левой руке - Евангелие. С образом И. (судя по поновленной в 1556 надписи) связывают фигуру святителя на правом поле иконы «Свт. Николай Чудотворец, с избранными святыми на полях», написанной Алексой Петровым для ц. свт. Николая Чудотворца Липенского новгородского мон-ря (1294, НГОМЗ). Святой изображен 2-м сверху, парный ему образ на левом поле - свт. Иоанн Златоуст. В пользу стилистической атрибуции святого как И. говорят святительские одежды, где фелонь в знак мученической кончины имеет красный цвет, однако в противоположность близким по времени памятникам (образам на иконе из ГТГ, на фреске ц. Спаса на Нередице) облик святого не соответствует устоявшейся традиции изображения И. седовласым старцем с длинной клиновидной бородой, здесь он показан темноволосым средовеком с округлой бородой. В сер. XIX в. в новгородской Климентиевской ц. находился храмовый образ И., происходящий из бывш. ц. сщмч. Ипатия на Рогатице; примечательно, что это был житийный образ «священномуч. Ипатия в чудесах» ( Макарий [Миролюбов], архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 112).

http://pravenc.ru/text/673743.html

Заслуживали внимания и интерьеры Ильинской церкви. Дверь, ведущая в основное помещение церкви, завершалась кокошником, широкий наличник увенчивался изящно профилированным треугольных очертаний карнизиком. Вертикальная «накладка» на одну из створок, прикрывавшая щель между дверными полотнами, имела вид колонки, дополненной небольшими «дыньками» и резьбой. В церкви был чудесный пятиярусный иконостас раннего времени. Он занимал полностью восточную стену храма и был весь заполнен древними иконами. Царские врата иконостаса были покрыты резьбой и украшены слюдой и басмой. Существующая ныне церковь погоста Чухчерьма — Васильевская датируется обычно первой четвертью XIX в. Но, возможно, она была построена в более раннее время — в XVII столетии. Об этом свидетельствует классически простая композиция клетского храма, «древний» характер сильно заостренной двухскатной крыши, своеобразная и очень сочная по форме пятигранная бочка, покрывающая алтарный прируб. Колокольня Чухчерьмы, сооруженная в 1783 г. , — восьмигранная, шатрового типа. В композиционном отношении она аналогична звонницам сел Кулига Дракованная и Цывозеро, особенно первой из них, поскольку восьмерик и в Кулиге и в Чухчерьме покоится на низком четверике (в колокольне Цывозеро его, как известно, нет). из: И.А. Бартенев, Б.Н. Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Ленинград-Москва, «Искусство», 1968. " ...Дорога в Чухчерему идет по земле, в конце XVII века принадлежавшей холмогорскому архиерейскому дому. Здесь стоял «двор для архиерейского пришествия», чуть ниже села, на реке Юре, находились соляные варницы, в Сятиверах работали «пильные мельницы». Архиепископ Афанасий старался не отставать от века. Поселение Чухчерема возникло еще в период освоения новгородцами этих земель. Сейчас это большое село, вытянувшееся вдоль реки на полтора километра. Близость к областному центру ощутимо повлияла на его облик. Нелегко отыскать сегодня приметы старины среди ярко окрашенных, крытых шифером домов. Тем не менее они еще есть, надо только суметь их разглядеть.

http://sobory.ru/article/?object=48382

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Никольском Васильевском монастыре Донецкой епархии Донецк, 31 июля 2009 г. 31 июля, в ходе пребывания в Донецкой епархии Украинской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Никольский Васильевский монастырь в селе Никольское Волновахского района Донецкой области. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин малого освящения соборного храма в честь Успения Божией Матери, после чего обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, сообщает пресс-служба Московской Патриархии . С особым радостным чувством ступил я сегодня на землю этой святой обители, потому что много слышал о том, как она созидалась; лично знал и основателя обители схиархимандрита Зосиму в то время, когда он еще был Ваней Сокуром и учился в Ленинградской духовной семинарии, где я тоже был студентом, а позже и ректором. Хорошо помню Ваню — человека доброго, отзывчивого, смешливого, с которым всегда было радостно общаться. Уже позже я с радостью узнал о том, что он принял монашеский постриг и был направлен на Донбасскую землю. Будучи человеком правдивым, он говорил правду и власть предержащим, потому власти не любили отца Савватия — в то время он носил именно такое имя — и послали в это уединенное место, которое не могло похвалиться ни количеством прихожан, ни состоянием храмов. Начав буквально на ровном месте, отец Зосима сделал очень многое. Он привлек своей любовью людей, создал два монастыря, к нему стали приходить люди — и богатые, и бедные. Обитель благоустраивалась благодаря этому скромному пастырскому труду, усилиями многих людей, некоторые из которых внесли в создание монастыря особый вклад. Поэтому когда я вошел в святые врата обители, моей первой мыслью было возблагодарить Господа за милость, явленную на этом месте. Все, что здесь произошло, — очень хороший урок для каждого из нас. Нам иногда кажется, что дело, которое нужно совершить, нам не по силам. Иногда обстоятельства жизни такие трудные, что кажется: ни при каких обстоятельствах ты не сможешь справиться с тем, что должен совершить. Это касается и нашей духовной жизни. Как тяжело быть христианином, исповедовать веру в Господа, стремиться следовать в жизни Евангелию, когда вся окружающая жизнь, вся современная культура исторгает Евангелие из жизни людей! И делается это не потому, что какая-то политическая сила того желает или какая-то идеология к тому стремится, а потому, что все современное устройство мира основывается на том, чтобы удовлетворять человеческие страсти и похоть. Где же здесь место евангельской жертвенности, любви, всепрощению!

http://pravoslavie.ru/31409.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010