С открытием монастыря 1 января 1992 г. в Троицком соборе возобновились богослужения по монастырскому уставу и чтение неусыпаемой псалтири. В мае 1995 г. в соборе были помещены обретенные мощи преподобного Корнилия (†1681), перед которыми стали служиться молебны. За два десятилетия монастырем произведены большие ремонтно-реставрационные работы, закончено восстановление уникальных фресок. В 2010 г. воссоздан пятиярусный тябловый иконостас. http://alexandrov-obitel.ru/?page_id=86 Самое старое сохранившееся здание и единственное, дошедшее со времен Василия Третьего - одноглавый, квадратный в плане Троицкий собор (1513). Первоначально он был освящен как Покровский, а в начале XVIII в. стал Троицким. Особенно замечательны порталы собора. В южном портале находятся Васильевские ворота (1336), с библейскими сценами, вывезенные карательной экспедицией Ивана Грозного из Новгорода; в западном портале - Тверские врата с изображением ветхозаветной Троицы, доставленные аналогичной экспедицией из Твери. Весь интерьер собора украшен фресками, но только часть из них происходит из XVI века. Судя по всему, собор открыт только во время богослужения, а ворота зимой закрыты щитами. Достопримечательности Александрова В центре монастырского ансамбля возвышается дворцовый храм царской резиденции - ныне Троицкий собор, самое грандиозное и величественное сооружение Александровской Слободы, предшественницы Свято-Успенского женского монастыря. Мощный куб собора, опирающий своды на четыре столпа, поставлен, как на постамент, на высокий подклет. Некогда с трёх сторон - севера, запада и юга - его окружала открытая галерея. Внешний облик собора был рассчитан на эффектное сочетание красного кирпича и белого камня, из которых он выстроен. Сохранился в первозданной красоте западный портал храма. По богатству, по сочности белокаменной резьбы перед нами предстаён один из лучших порталов русского зодчества XVI столетия. Над ним резной белокаменный киот, от которого расходятся орнаментальные пояса, окружающие храм с четырёх сторон. Белокаменная отделка собора делала его в своё время исключительно нарядным, богатым и торжественным. Внутреннее убранство большого храма соответствует тем событиям, которые происходили здесь в средневековье: важные политические и духовные церемонии в присутствии царствующих особ и их приближённых, пышные венчания грозного царя на Анне Васильчиковой и Марфе Собакиной, выбранной государем здесь же, в Слободе, из многочисленных боярских красавиц, привезённых со всех концов России.

http://sobory.ru/article/?object=02082

Санкт-Петербург. Церковь Константина и Елены при Градских богадельнях. /// Объект не принадлежит Православной Церкви фото из книги Городские заведения врачебные и общественного призрения: Больницы: Александровская барачная, Обуховская, Александровская в память 19 февраля 1861 года, Петропавловская, св. Марии Магдалины, Калинкинская, св. Николая Чудотворца, св. Пантелеймона и градские богадельни. 1885-1888 http://leb.nlr.ru/edoc/3306834 Андрей Агафонов ?? Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь равноапп. КОНСТАНТИНА и ЕЛЕНЫ при Градских богадельнях Первая богадельня появилась в новой столице уже через десять лет после ее основания. Она находилась при дворце царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I. При приходских церквях до 1760 также существовали свои богадельни, которые затем влились в Приказ общественного призрения. Указом Екатерины II у Воспитательного дома, близ Смольного, было в 1780 куплено большое здание, где в августе 1781 открылась переведенная с Васильевского острова богадельня на 900 человек, чтобы „призреть убогих, увечных и престарелых, не имеющих и пропитания“. Одновременно митрополитом Гавриилом 8 августа 1781 в богадельне была освящена церковь, получившая свое название в память рождения вел. кн. Константина Павловича. Царские врата для нее взяли из Благовещенской церкви лавры, часть образов – из б. церкви Феофана Прокоповича на Карповке, утварь – из упраздненной кладбищенской Богословской церкви на Выборгской стороне (см. церковь ап. и ев. ИОАННА БОГОСЛОВА). При освящении митрополит пожертвовал богослужебные книги и два образа: храмовый и Иверской Божией Матери. В 1795–1796 к храму была сделана пристройка для паперти и ризницы и поставлен новый иконостас. В 1811 храм перевели в двухэтажный корпус, выстроенный в 1782–1784 на берегу Невы. Когда в 1821 этот корпус расширял и перестраивал Е. В. Цыгоров, он разместил квадратную в плане церковь в средней части здания. Крест на фронтоне держали скульптуры ангелов. 21 сентября 1824 митрополит Серафим освятил главный придел, а 3 мая 1825 настал черед боковых – свт. Николая и Божией Матери „Всех скорбящих радости“. Художник Глуховский написал образ благ. кн. Александра Невского. Четыре года спустя в церкви появились хоры.

http://sobory.ru/article/?object=24658

Погост окружен кованой оградой, выполненной мастером С. Покулевым в 1910-е гг. В начале ХХ в. церковная земля, занимаемая храмом и кладбищем, составляла 4 десятины. В распоряжении причта находилось около 35 десятин (в т.ч. 26 десятин пахотной) земли. Вдоль южной стороны ограды кладбища располагался большой сад с яблонями, вишнями, смородиной, малиной, принадлежавший священнику. На старом месте, к юго-западу от церкви, и ныне стоит дом для священника, принадлежащий храму. На кладбище при церкви находится сторожка. В 1914 г. Васильевскую церковь с целью отбора церковно-археологических древностей для созданного в Новгороде архиепископом Арсением Древлехранилища посетил протоиерей Анатолий Конкордин. Он отмечал находившиеся здесь в то время старые иконы, люстру (хорос) из стекляруса, 7 древних образов и Царские врата из иконостаса деревянной церкви, которые причт «охотно отдавал» музею. Из духовных лиц, посещавших храм, известен обзор его, равно как и прочих церквей Поозерья, архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием 17 июля (ст. ст.) 1901 г. Прихожане тогда встречали владыку пением тропаря Ангелу храма. А архипастырь обращался к народу со словом о Василии Великом. Приход Васильевский к началу ХХ в. состоял из деревень: Хотяж, Малый и Большой Донцы, Корпово и правобережных Сельца и Клопской Слободы. Общая численность прихожан в 1914 г. составляла 1299 человек. По сравнению с другими этот приход считался малолюдным. По приходу исстари праздновали: зимнее Прихоженье (память преп. Михаила Клопского) 24 января (нов. ст.) в Хотяже и Клопской Слободе, летнее Прихоженье 6 июля и Покров Божией Матери в Сельце и Клопской Слободе. Тихвинской иконе Божией Матери 9 июля в Корпове и Малом Донце. Местное празднование Тихвинской иконе справляли в Клопской Слободе 12 июля. В Сельце – Казанской иконе Божией Матери 21 июля. В Большом Донце отмечали Рождество Иоанна Предтечи 7 июля и Собор архангела Михаила 21 ноября. В Хотяже Флору и Лавру 31 августа. Крестные ходы по деревням прихода, помимо определённых уставом, совершались во все эти праздники, кроме зимнего Прихоженья и Собора Михаила архангела.

http://sobory.ru/article/?object=04515

Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. I. Владимир. 1901. С. 91. Sermo in conceptionem S.Deiparae 10//PG. T. 96. Col. 1473C–1476A. St. Germanus of Constantinople. On the Divine Liturgy. Ed. Meyendorff P. Crestwood (N.Y.). 1984. PG. T. 140. Col. 417–468; Bornet R. Les commentaries byzantins de la Divine Liturgie du VII-e au XV-e siècles. P. 1966. Pp. 148f., 161f., 164f., 190f., 200. (=Archives de l’Orient chretien. 9). Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986. С. 76. Ульянов О. Г. «Гостеприимство Авраама»//Троицкие чтения 1998. Большие Вяземы, 1999. С. 61–62; Ульянов О. Г. «Филоксения Авраама»: библейская святыня и догматический образ//Богословские труды. Т. 35. М., 1999. С. 224. Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие в афонские монастыри и скиты в 1846 г. Киев. 1877. ч. II. Отд. 1. С. 450. PG. 150. Col. 633C; PG. 150. Col. 368–492. Мансветов И. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1882. С. 108. Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. V. М., 1993. С. 319. Прим. 254. Голейзовский Н. К., Дергачев В. В. Новые данные об иконостасе Успенского собора Московского Кремля//Советское искусствознание. М., 1986. Т. 20. С. 467–468. Лазарев В. Н. Васильевские врата//Советская археология. Т. XVIII (Изд. 2). М., 1953. С. 393–394. Petcovi V. R.La peinture serbe du Moyen Age. Beograd, 1934. P. I, Pl. 23, b, 4, 1a, 45. Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись: Статьи и исследования. М., 1970. С. 201. Ульянов О. Г. Изучение семантики древнерусской миниатюры//Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти свт. Макария 5–7 июня 1996 г. Вып. IV. Ч. II. Можайск, 1996. С. 109–110. Балдин В. И., Манушина Т. Н. Троице-Сергиева Лавра: Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV–XVII вв. М., 1996. С. 292. Илл. 221–222. Антонова В. И. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева//Материалы и исследования ГТГ. М., 1956. С. 41. Чураков С. С. Отражение Рублевского плана росписи в стенописи XVII в. Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры//Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971. С. 203–204.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/14/o_mest...

Те же три части знает игумен Саввинского монастыря Антиох, когда говорит о храмах, сожженных персами и восстановленных Модестом: Лобном месте, Св. Воскресении и «Честном доме (οκον) Св. Креста» – ведь и здесь ясно указан большой храм базилики, и малой церкви над Св. Гробом и Лобным местом. И потому, когда Аркульф говорит, что эти три части (при нем это уже церкви, т. е. здания с особыми стенами) соприкасаются, то нельзя или незачем понимать в смысле малого расстояния, а должно понимать буквально: за стеною часовни над Лобным местом была или начиналась западная часть базилики. И если прежде, во времена Сильвии, между Анастасисом и Лобным местом, была свободная площадь атриума, то в VII или VIII столетии, с постройкою большой ротонды, она также, быть может, соприкасалась с часовнею, сооруженной для покрытия Лобного места. Выяснив это основное обстоятельство, мы можем не анализировать и той реставрации в плане сооружений Модеста, которую представил Вогюэ: если схема этих сооружений, нехитро составленная в рукописях, нас не удовлетворяет (см. рис. 26), то и реставрация, доселе единственная, не имеет значения по своей произвольности. Свидетельства Епифания, монаха очевидца, составившего род путеводителя по Сирии, краткого, но содержательного и, по-видимому, точного, приобретают особое значение, благодаря замечательным комментариям русского ученого 183 . «Посреди святого Града, так гласит этот текст, находится святый гроб Господень, и вблизи гроба Лобное место, где распят был Христос, имеющее в высоту уступов или ступеней тридцать шесть. Внизу распятия находится церковь и гроб Адамов. По средине между ними (близ них) лежит сад Иосифа, а к северу от сада темница, где были заключены Христос и Варавва. Между темницею и местом распятия находятся врата святого Константина, в которых были найдены три креста, и над вратами алтарь, где лежит чаша, из которой Христос пил уксус и желчь». В.Г. Васильевский установил и общее положение построек над Св. Гробом во времена Епифания и выяснил точность и важность трех указаний его о месте: 1) сада Иосифа или бывшего атриума между храмом Св. Гроба (или Св. Воскресения) и базиликою Константина, 2) темницы Христовой, находящейся к северу от Голгофы и поныне (в северо-восточном углу нынешней церкви Св. Воскресения), там, где ее указывали уже в VIII–IX веках, и 3) врат Св. Константина, находившихся между (на линии с севера на юг) темницею и Голгофою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Миниатюра из Чашоца (праздничной Минеи) царя Гетума II. 1286 г. Киликия. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия Васильевские врата новгородского собора Св. Софии. 1336 г. Собор Александровского Успенского монастыря. Фрагмент Икона. 70-80-е годы XV в. Новгород. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Икона мастерской круга Гурия Никитина. 1680-е г. Кострома. Ярославский художественный музей Икона. Начало XIX в. Палех. Государственный музей палехского искусства, Палех Икона. 1-ая треть XIX века. Палех. Частное собрание Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304—1306 гг. Падуя, Италия Джотто и ученики. Фреска нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. 1320—1340 гг. Ассизи, Италия Амброджо Лоренцетти. Сретение. 1342 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия Братья Лимбург. Принесение во храм. Миниатюра Великолепного часослова герцога Беррийского. Начало XV в. Музей Конде в Шантийи, Франция Джентиле да Фабриано. Принесение во храм. Из капеллы Строцци в ц. Санта-Тринита во Флоренции.1423 г. Лувр, Париж, Франция Андреа Мантенья. Около 1465—1466 гг. Государственные музеи, Берлин, Германия Рембрандт Харменс ван Рейн. Старец Симеон во храме. 1669 г. Стокгольм. Национальный Музей, Стокгольм, Швеция У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 15 февраля, 2022 14 февраля, 2022 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 26 мая, 2023 24 мая, 2023 23 мая, 2023 14 апреля, 2023 8 июня, 2022 15 февраля, 2022 14 февраля, 2022 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/ikonografiya-sreteniya...

Берёзовка. Церковь Вознесения Господня. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ деревянная Первая деревянная построена в 17 в. Взамен её в 1774 г. сооружена 2-я деревянная. В 1805 г. заложена каменная. Построена и освящена в 1811 г. (левый придел). Два остальных придела освящены в 1820 и 1826 гг. Закрыта 11.01.1936 г. Вновь открыта в 1991 г. Шумилов Е. Н. Православные и единоверческие храмы Пермского края: краткий исторический справочник. Пермь, 2003.  Анна Даниловна Шаравина, чей дед, Федор Яковлевич Мезенцев принимал участие в строительстве Вознесенского храма, рассказывала: " Подробностей особых дед не говорил, лишь запомнила, что Березовска была на сыром, болотистом месте. А где место церкви избрали, там ключ был. Явилась на этом месте икона Пресвятой Богородицы. Тогда и было опрделено: быть тут провославному храму. Канавы стали кругом копать, осушать...А ещё сама уже запомнила, что вокруг церкви ограда кирпичная была, домов рядом не было. Рядом с церквью поле было, рожь росла. Намного позднее вокруг храма стали строиться дома, и стал он в центре села " . Разрешение на строительство каменного храма в селе Березовском было дано в 1805 г. В том году «было подряжено заготовить для стройки храма 300000 тыс. штук кирпичу». Строительство велось на протяжении 5 лет. В те времена исходили из того, что каменная церковь должна стоять веками, поэтому ее, как визитную карточку села, строили надежно и красиво. Каменный православный храм в с. Березовка был расположен в центре села. Рядом находилось волостное правление, через дорогу большая торговая площадь, куда на базары и ярмарки съезжались люди со всей округи. С давних времен Березовка была известна в уезде и губернии хорошо развитой торговлей. Наконец, мимо храма проходил известный Гороблагодатский торговый тракт из Кунгура на заводы Свердловска. Строился храм в селе 5 лет и в 1811 г. «устроен и освящен придельный левый храм во имя Василия Великого». Именно в этот придел перенесли иконостас из старой деревянной церкви. Дополнили его новой резьбой и установили Царские врата. В 1820 г. произошло освящение престола главного придела. Иконостас в него также перенесли из старой деревянной церкви. Наконец, в 1826 г. был освящен Пророко - Ильинский придел. Иконостас в него был сделан новый. А 1827 г. в Васильевском приделе иконостас перекрасили и резьбу перезолотили. В 1849 г. был изготовлен новый иконостас в новом приделе, за который заплатили 2300 рублей серебром. Каменный пол перестелили на чугунный. В 1865 г. в Ильинском приделе также был установлен новый иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=13501

Новости Владимирская область: С приходом монастыря на территорию «Александровской слободы» деятельность музея ухудшилась – искусствовед 17.02.2012 11:01 Александров (Владимирская обл.), 17 февраля, Благовест-инфо. С началом деятельности монастыря на территории государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Александровская  слобода» в г. Александрове уровень работы музейного комплекса значительно снизился. Так прокомментировал итог экспедиционной поездки 29 января в г. Александров Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ) старший научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства Андрей Чекмарев. Троицкий собор комплекса, переданный Русской Православной Церкви, «выключен  из экспозиции», туда приходится с трудом пробираться. «Ощущается напряженность сосуществования монастыря и музея», - отметил искусствовед. Главная реликвия комплекса (кроме архитектуры) – Васильевские бронзовые врата XIV века из Софийского собора Великого Новгорода, привезенные царем Иоанном IV (Грозным) из карательного похода и помещенные в Троицком соборе, никак не демонстрируются, и посетителям о них ничего не известно. «То, куда нужно вести гостей и туристов в первую очередь, показывать им этот шедевр древнерусской пластики, оказывается малодоступно», - сказал А. Чекмарев. Доступ к «новгородским», а также к «тверским» (привезенным из Твери) вратам затруднен, фотосъемка запрещена. Также, отметил историк архитектуры, непонятна судьба иконостаса XVIII века из Троицкого собора. В то же время, как стало известно «Благовест-инфо», Русская Православная Церковь претендует на весь музейный комплекс. И это при том, что Александровская слобода стала монастырем лишь в XVII веке, а до этого была «вотчиной» царя Ивана Грозного, фактической столицей государства во времена его правления, чему посвящены отдельные экспозиции. В случае передачи всего комплекса Церкви, даже если и будут проводиться экскурсии, то из них будет исключен период XVI века, связанный с историей опричнины. Кроме того, 150 человек – работников музея – могут остаться без работы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

И. был значительным церковным писателем. Из фрагментов, сохранившихся в катенах, известно, что он написал толкования на Псалтирь, на книги малых пророков и на Евангелие от Луки. В сочинениях прп. Феодора Студита сохранились также отрывки из «различных вопросов» к Юлиану, еп. Адрамиттийскому. Прп. Феодор Студит приводит фрагменты текста И. об отношении к почитанию икон ( Theod. Stud. Ep. 499). Кроме традиц. аргумента, что изображения служат наглядным наставлением для неграмотных, у И. встречается идея, что созерцание священных изображений является средством учения духовного созерцания Бога. В 1904 г. при археологических раскопках на территории визант. Эфеса была найдена надпись, содержащая указания И. о погребении христиан в городе. Соч.: Diekamp F. Analecta Patristica: Texte und Abhandlungen zur griechische Patristik. R., 1938. S. 109-153. (OCA; 117). Ист.: Mansi. T. 8. Col. 795, 817-836, 1143; Grégoire H. Recueil des Incriptions grecques-chrétiennes d " Asie Mineur. P., 1922. N 108; Cyr. Scyth. Vita Sabbae. 70. Лит.: Le Quien. OC. T. 1. Col. 681; Duchesne L. L " Église au VIe siècle. P., 1925. P. 82 sq.; Alexander P. J. Hypatios of Ephesus: A Note on Image Worship in the Sixth Century//HarvTR. 1952. Vol. 45. P. 177-184; Gouillard J . Hypatios d " Éphèse ou du Pseudo-Denys à Théodore Studite//REB. 1961. T. 19. P. 63-75; Altaner. Patrologie. S. 475-476; Duval Y. M. Le livre de Jonas dans littérature chrétienne grecque et latine. P., 1973. Vol. 2. P. 565-567; Gero S. Hypatius of Ephesus on the Cult of Images//Christianity, Judaism and Other Graeco-Roman Cults: Studies for M. Smith at Sixty/Ed. J. Neusner. Leiden, 1975. Pt. 2. P. 208-216; Thümmel H. G. Hypatios von Ephesos und Iulianos von Atramytion zur Bilderfrage//Bsl. 1983. Vol. 44. P. 161-170; Grillmeier A. Jesus der Christus im Glaube der Kirche. Friburg i. Br., 1989. Bd. 2/1. S. 264-285; Baldwin B. Hypatios, bishop of Ephesos//ODB. Vol. 2. Col. 963-964; Hypatios I//DHGE. T. 25. Col. 537. Д. В. Зайцев Иконография Изображения И. чрезвычайно редки. Предположительно он вместе с соименным ему сщмч. Ипатием Гангрским представлен на т. н. Васильевских вратах , выполненных в 1335/36 г. в технике золотой наводки для собора Св. Софии в Вел. Новгороде (ныне в юж. портале собора Успенского монастыря в Александрове). Святые изображены в 3-м ряду, погрудно в медальонах; в обоих случаях надпись: «Eлnamui» ( Лазарев В. Н. Васильевские врата 1336 г.//Сов. Арх. 1953. Т. 18. С. 386-442).

http://pravenc.ru/text/673753.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Св Софии» найдены статьи: АГАФОН (1-я пол. XVI в.), свящ. ц. Гурия, Самона и Авива при соборе Св. Софии в Новгороде АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО СОБОР В СОФИИ с приделами во имя св. равноапостольных Кирилла и Мефодия и св. блгв. царя Бориса АЛЕКСИЕВСКИЙ КРЕСТ был установлен Новгородским архиеп. свт. Алексием в XIV в. на зап. стене собора Св. Софии в Новгороде АМОС († 1611), протопоп новгородского Св. Софии собора, герой обороны Новгорода от шведской армии под командованием Я. Делагарди АНФИМИЙ († 534?), из Тралл, математик, архитектор храма св. Софии в Константинополе ВАСИЛЬЕВСКИЕ ВРАТА церковные двери собора Св. Софии в Вел. Новгороде ГЕОРГИЙ ГАЛИСИОТ (1278/80 - после 1357), визант. ритор, сакелларий храма Св. Софии в К-поле, патриарший писец ИОАНН ДУКА (XIV в.), лаосинакт храма Св. Софии в К-поле, визант. мелург ИСИДОР ИЗ МИЛЕТА (ум. не позднее 558), визант. архитектор и ученый, один из создателей Софии Св. собора в К-поле КОРСУНСКИЕ ВРАТА внутренние двери собора Св. Софии в Вел. Новгороде, отделяющие придел в честь Рождества Пресв. Богородицы от Мартириевской паперти Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Св Софии .html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010