Работа заканчивалась промывкой, отделкой поверхности и шлифовкой. Эта техника, известная как Западу, так и Византии, была широко распространена на Руси при выполнении церковных врат. Наиболее обстоятельное исследование и описание врат произвел В.Н. Лазарев в 1953 году. Он пишет, что над вратами работали четыре мастера-новгородца. Один из них, вероятно, был Ипатий. Особенность новгородского говора нашла отражение в тексте под картинами. Большая часть пластин создана при архиепископе Василии, за исключением верхнего ряда. Причем Лазарев признает переделку врат в XVI, XVII и даже XIX веках. До Феофана Грека и Андрея Рублева новгородцы уже искали новые пути и формы для художественного отображения современной русской жизни. Они отходили от византийских образцов. Васильевские врата явились ранним и ярким примером нового направления в русском искусстве. Лики изображенных святых — русские. Таким образом, теперь нельзя представить себе первоначальный вид новгородских врат. Когда их устанавливали в Александровой Слободе, дверной проем оказался мал, и это вынудило произвести перемонтаж пластин, чтобы сократить высоту и ширину дверей. При сборке был выброшен ряд с тремя фигурными картинами и одна пластина с орнаментом, вместо которой в нижнем ряду (слева) поместили апокрифичную «притчу о сладости мира сего». В настоящее время высота врат около трех метров, ширина — один метр сорок сантиметров. На каждой половине врат по четырнадцати изображений в четырехугольных рамках (семь рядов). В стыках пластин — розетки с изображением святых, барсов, грифонов и орнаментом. На среднем столбике врат, вверху, перед изображением «Вседержителя, сидящего на престоле», коленопреклоненный апостол Василий Великий, патрон новгородского архиепископа Василия, ходатайствующий перед господом за своего подопечного. Расположение картин на вратах в настоящее время: Сюжеты картин Новгородских врат (по архим. Леониду Кавелину): 1. Иоаким, сидя под деревом, скорбит о бесплодии жены Анны. Ангел извещает, что молитва его услышана богом и у них родится дочь.

http://sobory.ru/article/?object=02082

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Никольском Васильевском монастыре Донецкой епархии 31 июля 2009 г. 19:00 31 июля, в ходе пребывания в Донецкой епархии Украинской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Никольский Васильевский монастырь в селе Никольское Волновахского района Донецкой области. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин малого освящения соборного храма в честь Успения Божией Матери , после чего обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. С особым радостным чувством ступил я сегодня на землю этой святой обители, потому что много слышал о том, как она созидалась; лично знал и основателя обители схиархимандрита Зосиму в то время, когда он еще был Ваней Сокуром и учился в Ленинградской духовной семинарии, где я тоже был студентом, а позже и ректором. Хорошо помню Ваню — человека доброго, отзывчивого, смешливого, с которым всегда было радостно общаться. Уже позже я с радостью узнал о том, что он принял монашеский постриг и был направлен на Донбасскую землю. Будучи человеком правдивым, он говорил правду и власть предержащим, потому власти не любили отца Савватия — в то время он носил именно такое имя — и послали в это уединенное место, которое не могло похвалиться ни количеством прихожан, ни состоянием храмов. Начав буквально на ровном месте, отец Зосима сделал очень многое. Он привлек своей любовью людей, создал два монастыря, к нему стали приходить люди — и богатые, и бедные. Обитель благоустраивалась благодаря этому скромному пастырскому труду, усилиями многих людей, некоторые из которых внесли в создание монастыря особый вклад. Поэтому когда я вошел в святые врата обители, моей первой мыслью было возблагодарить Господа за милость, явленную на этом месте. Все, что здесь произошло, — очень хороший урок для каждого из нас. Нам иногда кажется, что дело, которое нужно совершить, нам не по силам. Иногда обстоятельства жизни такие трудные, что кажется: ни при каких обстоятельствах ты не сможешь справиться с тем, что должен совершить. Это касается и нашей духовной жизни. Как тяжело быть христианином, исповедовать веру в Господа, стремиться следовать в жизни Евангелию, когда вся окружающая жизнь, вся современная культура исторгает Евангелие из жизни людей! И делается это не потому, что какая-то политическая сила того желает или какая-то идеология к тому стремится, а потому, что все современное устройство мира основывается на том, чтобы удовлетворять человеческие страсти и похоть. Где же здесь место евангельской жертвенности, любви, всепрощению!

http://patriarchia.ru/db/text/708742.htm...

Самобытный характер декоративно-прикладного искусства Новгорода в XIV-XV вв. значительно усилился, демонстрируя трансформацию мотивов византийского искусства. На выносном кресте нач. XIV в. (НГОМЗ) с тиснеными изображениями Распятия, Спаса на престоле, Богоматери черты зрелого стиля XIII в. (укрупненные образы, массивные и декоративно проработанные детали) сочетаются с пропорциональной стройностью и со свободным ритмом линий. Архаичны по декору и стилю произведения, созданные при свт. архиеп. Моисее,- принадлежавшая ему панагия (НГОМЗ), оклад Евангелия (РНБ. Соф. 2, 1325-1329 гг.), резной деревянный Людогощенский крест (1359, НГОМЗ). Создаются изделия в технике «золотой наводки». Медные Васильевские врата Софийского собора (1335/36, Покровский собор Александровой слободы), получившие наименование в честь заказчика - свт. архиеп. Василия Калики, состоят из 2 створок, разделенных на 7 рядов, с иллюстрациями евангельских событий - праздники и сцены Богородичного цикла, апокрифические и нравоучительные сюжеты о царе Давиде, «Притча о сладости мира сего» с образами святых, а также с портретом заказчика, владыки, молящегося перед Христом на престоле. Стиль Васильевских врат демонстрирует переход к новому качеству, но сохраняет архаические черты (плоскостность и экспрессивность). В Лихачёвских вратах из Софийского собора (сер. XIV в. ГРМ), названных по имени Н. П. Лихачёва, частью коллекции к-рого они некогда являлись, более отчетливо выражены византийские традиции раннепалеологовского времени. Стилистика композиций с изображениями евангелистов и сценой «Благовещение», со свободно развернутыми в пространстве фигурами (пластика тела передана складками одеяний) имеет большое сходство с миниатюрами из Евангелия-апракос (ГИМ. Хлуд. 30), хотя есть и точки соприкосновения с оформлением Васильевских врат (архитектурные фоны, трактовка одеяний, типы ликов). На рубеже XIV и XV вв. в прикладном искусстве в Новгороде, как и в иконописи, находят отражение тенденции, свойственные московской живописи, в работах греч.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

На восточной стороне престола приделана для ковчега бронзовая вызолоченная доска, поддерживаемая двумя, отлитыми из бронзы, вызолоченными Ангелами на мраморном пьедестале. Устроена усердием купца Н. И. Посылина. Вокруг престола устроен футляр из цельных шлифованных стекол, в бронзовых рамах. На горнем месте, за престолом, в арке – Святой Крест из голубого лаписа. Распятый Спаситель и предстоящие очень искусно сделаны из бронзы и вызолочены. Крест утвержден на мраморном пьедестале. Пред престолом – паникадило бронзовое, позлащенное о 84 шандалах, с изящною из виноградных ветвей уборкою. В верхней части его – Ангел, стоящий на шаре и держащий в одной руке Чашу, а в другой – Крест. Жертвенник – бронзовый вызолоченный. На западной доске его отлиты: Скиния Свидения с 7-ю светильниками и Херувимами, на южной – Скрижали Завета и жезл прозябший. Утвержден на белом мраморном основании. С обеих сторон бронзовые вызолоченные рамы с бемскими стеклами. Пред жертвенником Св. Крест в сребропозлащенном окладе. Вложен он в образ с разными святыми в сребропозлащенной ризе. На задней стороне Креста вычеканены слова: «В память устроения и освящения сего храма». Приложен купцом А. И. Посылиным. Иконостас о 4 ярусах, с большими колоннами и весьма искусной, мелкой резьбой, – вызолочен на полимент червонным золотом. Устроен усердием купцов: В. М. Киселева и братьев Посылиных. Царские врата резные, ярко вызолоченные на полимент. В верху их – в сиянии Святой Крест, резной по дереву, очень древний. Кругом его лучи из стразов. Св. иконы, находящиеся в иконостасе, богато украшены серебром, золотом и разными драгоценными камнями. Теплая церковь Св. Великомученика Георгия имеет три придельные престола: во имя Всех Святых, в честь Введения во храм Пресвятой Девы Марии и во имя трех Святителей. Георгиевский престол освящен в 1708 году; престол Всех Святых освящен в 1817 году, как видно из надписи на антиминсах. Другие же два придела устроены и освящены в 1838 году; строителями их были купцы Киселевы и Посылины.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Духа, обещанного апостолам при вознесении. Позднейшие памятники скульптуры повторяют преимущественно простые формы; таковы: врата в церкви Св. Павла в Риме 2710 , пизанские 2711 , беневентские 2712 , васильевские 2713 ; также диптих и оклад Евангелия, изданные Гори 2714 , и мюнхенская таблетка 2715 . На авории Арундельского общества в Лондоне (рис. 193) 2716 Богоматерь стоит боком и смотрит вверх, ангелы опущены; среди апостолов видны четыре евангелиста с книгами в руках. 193. Арундельский аворий. На авории из собрания кн. Салтыкова, по верному замечанию Прохорова, заметны следы западного влияния в рисунке и драпировках Спасителя и ангелов, также в фигурах апостолов; тем не менее аворий стоит в близком родстве с памятниками Византии по своему общему характеру и композиции. На таблетке штутгардской возле вознесения поставлены пророки: Давид, Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил 2717 .На медном кресте, найденном в 1890 г. в Херсонесе и выставленном в Археологической комиссии (1891 г.), Богоматерь среди апостолов изображена с Младенцем в недрах. На артосной панагии вологодского Святодуховского монастыря (рис. 194) 2718 миндалевидный ореол Иисуса Христа поддерживается только двумя ангелами; Богоматерь в монументальной позе стоит среди двух ангелов и – двух групп апостолов; руки ее с простертыми дланями, как в изображениях мучениц. Вокруг надпись: «вознесся в славе Христе Боже наш…». На русских металлических складнях и образках XVII-XVIII вв. (рис. 195) главные части византийской схемы иногда имеют объяснительные надписи: «ангели Господни; апостоли Господни», «МР. Ф».; иногда на горе видны следы двух ступней; а ангелы, держащие мандорлу, трубят в трубы. Ниже мы объясним происхождение этих особенностей. Уже Хориций сообщает нам, что в VI в. вознесение Господне изображено было в церкви Св. Сергия; также, вероятно, в куполе храма Живоносного источника, построенного Юстинианом и возобновленного в 870–879 гг. 2719 194. Артосная панагия Святодуховского монастыря в Вологде. Какую форму имело изображение в этих памятниках, неизвестно с точностью; но, по всей вероятности, формы эти были приблизительно таковы же, как в мозаиках солунской Софии VI-VII вв., сохранившихся, хотя и не в целом виде, до наших дней (рис.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Божий храм мне был до такой степени свой, так чувствовал я себя в церкви как дома, что раз, лет трех или четырех, я забрался даже через открытые Царские врата в алтарь во время Богослужения и там стал ручонками забавляться напрестольной одеждой, пока моей проделки не заметили и с ужасом не вывели проказника из алтаря… Как теперь видите, эта детская проделка не лишена была таинственного значения и знаменовала мое теперешнее иеромонашество; но тогда она не была истолкована в этом смысле, и мне порядком за нее попало. Настроение всей окружавшей меня родной семьи было глубоко религиозное, и, с тех пор как я начал учиться и жить уже сознательною жизнью, вместе с внешним учением ум мой стал питаться словом Божественного Писания и творений св. Отец. В этом великом деле образования христианской души мне особенно помогала моя старшая сестра, Мария, несколько лет тому назад окончившая свою подвижническую земную жизнь схимонахиней Макарией в Шамординском монастыре. С ней вместе мы читали Слово Божие, вместе с ней, несмотря на наш юный возраст, углублялись, в мерах нашего юного разума, в дивные откровения святоотеческого писания. Так проходило мое детство, так пролетали дни моей беззаботной юности, пока не стукнуло мне семнадцати лет, когда настало время определять меня к делу; а дело это было — живопись, к которой у меня дарование определилось с тех пор, как я научился брать карандаш в руки. Свезли меня в Петербург и определили в Академию художеств. Поселился я жить в Петербурге на Васильевском острове, поближе к своей академии, и стал усердно заниматься живописью. Но и в шумный Петербург, несмотря на мои юные годы, я привез с собою ту же духовную настроенность, которой меня наградило мое детство. Вечера после занятий в академии я по большей части проводил дома, изредка навещая добрых знакомых да кое-когда поигрывая с товарищами на биллиарде. Мало с кем в Петербурге находилось у меня общего: не вмещал в себя дух веселящейся столицы того, чем привыкла питаться и жить душа моя, и я сиднем сидел в своей комнате, предаваясь излюбленному с детства чтению.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Постройка каменного храма на Васильевском погосте продолжалась 30 лет, с 1830 до 1857 года, тем временем деревянные церкви были разобраны — теплая в 1840 году и холодная в 1855 году, лес же использовался на обжигание кирпича для строющегося храма. В каменном храме устроено три престола: главный в честь святого Василия Великого, в приделах теплых во имя святого Николая Чудотворца и святой великомученицы Параскевы. По материалам: В.Г. Добронравов " Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии " . Вып. 2-4. - Владимир, 1893-1898. Постройка каменного храма продолжалась более 30 лет: с 1830 до 1857 г., тем временем деревянная церковь была разобрана - теплая в 1840 г. и холодная в 1855 г., лес же был употреблен на обжигание кирпича для строящегося храма. В каменном храме устроено три престола: главный в честь св. Василия Великого, в приделах теплых во имя св. Николая Чудотворца и св. в.-муч. Параскевы. Иконостас главного храма в стиле XVIII в., пожертвован сюда из Борковской пустыни, а в пустыни устроен на средства епископа Астраханского Мефодия. Высота иконостаса 28 аршин; царские врата резные из цельного дерева. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон самая древняя храмовая икона св. Василия Великого в житии, потом Казанская икона Божьей Матери. Обращает на себя также внимание шитое изображение Снятие со Креста. Сохраняются напрестольное Евангелие печати 1677 г. и напрестольный серебряный крест с надписью: «сей крест животворящий изволением Божьим обещанием Божьего Симеона Григорьева, сына Панцерева слит в Богоспасаемом граде Киеве в лето 1738-е к престолу Христианскому и к церкви Василия Кесарийского и на помощь просящих христиан от св. печерских Чудотворцев 24 мощей " . Земли при церкви: усадебной 5 дес. 999 кв. саж., пахотной 150 дес. 1200 саж., сенокосной 10 дес. 1650 саж., неудобной 14 дес. 796 саж., всего 180 дес. 2246 саж.: план и межевая книга на эту землю имеются, но кем она приложена, неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=04480

То же в Евангелии нац. библ. 75. В византийской псалтири Комармона ангелы славословящие держат в руках лабары, жезлы с крестами и державы, а в коптском Евангелии нац. библиотеки – рипиды, заменяющие собой лабары, для точнейшего выражения той мысли Евангелия, что ангелы эти составляют небесное воинство. В памятниках греческих и русских XVII-XVIII вв., так же, как и в греческом подлиннике, ангелы иногда держат в руках свиток с надписью: «слава в вышних Богу…». Эта подробность, равно как и изображение Бога Отца в небе, перенесена в православную иконографию с Запада: ни византийская, ни русская древность не знали ее. Вообще уклонения от нормы в изображении ангелов на памятниках XVII-XVIII вв. нередки: иногда в зените картины является ангел со звездой в руках, иногда один ангел присутствует при омовении Младенца. Художественная свобода нового времени наложила свою печать и на изображение ангелов в картине рождества Христова. От группы славословящих ангелов отделяется в памятниках византийских ангел, благовествующий пастырям. Действие происходит по обычаю на правой стороне картины: ангел, стоящий выше пещеры, склоняется вниз и обращается с речью, сопровождаемой благословляющим жестом, к пастырям. Пастыри одеты в короткие опоясанные туники; в древнехристианской скульптуре они имеют посохи в руках и число их не восходит выше двух. В древнейших византийских памятниках они также являются в числе не более двух, по большей части – молодого и старца, из которых первый поддерживает второго. Не позднее XI-XII вв. являются три пастыря (ватик. Евангелие 1156). О трех пастырях говорит наш иконописный подлинник критической редакции. Симеон Влахернский одевает пастыря-старца в козлиную шкуру, которая с тех пор остается обычной принадлежностью пастыря: в ватиканском минологии пастырь этот слушает благовестие ангела, в афоноиверском Евангелии смотрит на омовение Младенца; чаще же всего, особенно в памятниках позднейших (Евангелие нац. библ. Suppl. 27, васильевские врата), беседует с Иосифом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Опись церковному имуществу есть, сделана в 1802 году, скреплена Устюжского Духовного правления присутствующим Прокопьевского Собора протоиереем Василием Аленевым и утверждена печатью означенного правления. 1853 года имеются. Приходная книга о суммах обычной и церковной за шнуровкой и печатью Устюжского Духовного правления дана в 1828 году, а расходная о таковых же суммах дана в 1815 году. Ведутся исправно и хранятся в целости. Копии с исторических книг от 1780 года хранятся в целости. В обыскной книге, выданной за шнуровкой и печатью устюжского Духовного правления в 1827 году и скрепленной присутствующим онаго Правления Успенским Протоиереем Иоанном Жаворонковым писаных листов 27, неписаных остается 25». Имеется в архиве «Приходная книга Шасской Васильевской церкви», начата в 1828 год, окончена в 1843 год на 94 листах. 1831 год, в деревне Обрадово черносошного ведомства крестьян (дворов - 15, муж. - 41, женс. - 54) - находится близ церкви, препятствий нет. 1843 год, в деревне Обрадово черносошного ведомства крестьян (дворов 16, муж. - 44, женс. - 60) , близ церкви. 1843 год, в деревне Томашево экономического ведомства крестьян (дворов 8, муж. - 18, женс. - 25), в четырех верстах от церкви. Итого по деревням 262 дворов, м. 865, ж. 990. Раскольников и иноверцев нет. Расположение икон в церкви. На горним месте икона Божией Матери, по правую сторону онаго икона Воскресения Христова и икона Рождества Христова. По левую: икона Соборъ Архангела Михаила. За жертвенником икона Божией Матери. Весь вышеуказанный ряд икон писан красками. Иконостас столярной работы, выкрашенный голубой краской, приличные места и резьба вызолочены в нем. Царские врата золоченые, резные, в них на небольших вставленьях написаны красками иконы: Благовещения Пресвятой Богородицы и Четыре Евангелиста. Над царскими вратами «Гладком позолоченным изображен в виде Голубя – Дух Святой, резной, посеребряный». Местные иконы. По правую сторону царских врат икона Господа Вседержителя (венец серебряный, золоченый), икона святителя Николая Чудотворца (с чудесами, венец серебряный, золоченый, за стеклом).

http://sobory.ru/article/?object=12656

vk fb tw ok @ g+ lj Собор Успения Пресвятой Богородицы vk fb tw ok @ g+ lj Листва vk fb tw ok @ g+ lj Последние цветы vk fb tw ok @ g+ lj Погост vk fb tw ok @ g+ lj Последние цветы vk fb tw ok @ g+ lj Воздвижение Креста Господня vk fb tw ok @ g+ lj Воздвижение Креста Господня vk fb tw ok @ g+ lj Врата обители vk fb tw ok @ g+ lj Храм святителя Николая ночью vk fb tw ok @ g+ lj Часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Зима Обители принадлежат следующие храмы.Свято-Васильевский теплый каменный храм с шатровой колокольней над входом. Трапезный храм Всех Святых в земле Русской просиявших с курантами на башне, построен к 2000-летию Рождества Христова. На Пасху 2002 г. в нем была совершена первая Божественная Литургия. По субботам здесь совершается заупокойная служба. Каменный холодный храм свт. Николая Чудотворца с колокольней над входом, построен в 1910 г. Он расположен на противоположной стороне села и относится к обители. Долгое время он был закрыт и использовался под склад, мастерские, бойню и т.п. Сейчас он восстановлен, в нем совершаются богослужения по воскресным дням и великим праздникам в теплое время года. Там же в доме священника находится домовая церковь в честь иконы Божией Матери Знамение для совершения богослужений в зимнее время года. Здесь со временем по завещанию основателя обители схиархимандрита Зосимы планируется построить сестринский скит. В новом здании богадельни устроен домовой храм в честь прп. Сампсона Странноприимца. В 2005 г. возведена колокольня с надвратной церковью Иверской иконы Божией Матери. В том же году построен храм во имя Благоразумного Разбойника на территории СИК-82 Колонии строгого режима Селидовского района Донецкой области, приписанного к обители. Заключенные колонии окормляются братией монастыря. 10 декабря 2002 г. освящен и заложен митрополитом Донецким и Мариупольским Иларионом камень на месте строительства Успенского собора. В 2007 закончено его основное строительство, а 31 июля 2009 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения соборного храма в честь Успения Божией Матери. Собор состоит из верхнего Успенского и нижнего в честь Всех святых храмов, является копией Успенского собора Московского Кремля.

http://pravoslavie.ru/48965.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010