49-51). И. X. «был в повиновении» Марии и Иосифу. Евангелия сообщают о непонимании Его близкими, «ибо и братья Его не веровали в Него» (Ин 7. 5). (О семье см. в статьях Братья Господни ; Иаков , брат Господень). Крещение Господне. Икона из " Васильевского чина " . Ок. 1408 г. (ГРМ) Крещение Господне. Икона из " Васильевского чина " . Ок. 1408 г. (ГРМ) Перед выходом на проповедь И. X. отправляется в Иудейскую пустыню к Иоанну Крестителю и принимает от него Крещение на Иордане . В беседе И. Х. с Иоанном раскрывается смысл этого события - исполнение «правды Божией», т. е. верности Бога Своим обетованиям, а также проявляется решимость Мессии, безгрешного, но принявшего крещение, принять все возложенное на Него Отцом, вплоть до Крестной смерти. Крещение И. Х. сопровождается голосом с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3. 17), утверждающим И. X. в мессианском достоинстве, и явлением Св. Духа в обличье голубя (Мф 3. 13-17; Мк 1. 9-11; Лк 3. 21-22; ср.: Ин 1. 32-34) (см. Крещение Господне ). В крещении И. Х., о к-ром пророчествовал Исаия (ср.: Ис 40. 3; Ин 1. 23), совершилось явление Триединого Бога: крещение Сына, глас Отца, сошествие Духа. В Евангелии от Иоанна рассказ о крещении И. Х. ведется от лица Иоанна Крестителя, который говорит, что не знал, что Иисус есть Мессия, до того момента, как увидел, что на Него сошел Св. Дух (Ин 1. 15-34). Евангелист Лука подчеркивает важность служения Иоанна Крестителя в истории спасения тем, что указывает время начала его проповеди: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе...» (Лк 3. 1-2). После Крещения И. X. удаляется в пустыню, где пребывает, подобно ветхозаветным пророкам, 40 дней и ночей, претерпевая искушение от диавола. Господь побеждает диавола, троекратно отклоняя его предложения словами ветхозаветных речений.

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

" Жить для ближних " мая 2022 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Благовещенском храме на Васильевском острове В канун Недели 4-й по Пасхе, о расслабленном, 14 мая, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Благовещенском храме на Васильевском острове . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Василеостровского округа протоиерей Евгений Шогенов, настоятель протоиерей Андрей Дьяконов с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители. За усердное служение Святой Церкви к празднику Пасхи были награждены: протоиерей Андрей Дьяконов - правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до " Отче наш " , иерей Сергий Муравьев - правом ношения наперсного креста золотого цвета. " Мы уже три недели празднуем Светлое Христово Воскресенье, и сегодняшний день именуется Неделей о расслабленном, - сказал владыка в проповеди. - Завтра за Божественной литургией будет читаться отрывок из Евангелия о чуде исцеления расслабленного человека. Господь наш, Спаситель и Учитель, показал пример исполнения заповеди любви. На Страшном Суде Он скажет: " Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне " (Мф. 25:35-36). Это простые вещи, которые повседневно встречаются в жизни, но показывают, чего мы достигли как христиане. Христос на второй год Своего общественного служения роду человеческому пришел в Иерусалим на Пасху. Недалеко от Храмовой горы был так называемый Дом милосердия, у евреев он назывался Вифезда. Там была купель, в которой мыли овец, перед тем как принести их в жертву, к ней вели пять крытых ходов. Эти ходы напоминали больницу - в них скопилось множество болящих: слепых, хромых, сухих. Все там были, кроме прокаженных, которые жили за городом в пещерах и не имели права приближаться к людским поселениям " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

“Потому что, — отвечает тот, — я ангел Бога Всемогущего, потому-то и узнал я это. И тогда Господь послал меня исследовать намерение души твоей, творишь ли ты милостыню по доброте своей, либо же совершаешь то из притворства”. Услышав эти слова, блаженный Григорий устрашился, ибо не знал он раньше, что это ангел, а потому поступал и говорил с ним, как с человеком. И сказал ангел блаженному Григорию: “Не бойся, ибо послал меня Бог, дабы с тобою пребывал я в сей жизни”. Он же, услышав это, приник лицом к земле и восславил Господа и сказал: “Если уж сею малостию заслужил я расположение, и Господь тишайший явил столь великую щедрость мне, послав ко мне ангела Своего, ставшего моим стражем вечным 13 , то каким же будет величие славы тех, кто подчиняется Его указаниям и почитает справедливость? Истинно вещает говорящий, что милосердие проявляется в суде и что полезное Богу делает жалеющий бедняков. Да и сам Господь ангелов, Творец блага человеческого, тех, что одесную поставлены будут, так ободряет: “Приидите, благословенные Отца Моего, примите уготованное вам от создания мира наследие царства”. И: “Алкал Я, и вы дали Мне есть. Жаждал, и вы дали Мне пить. Был Я чужа­ком, и подобрали вы Меня. Болел, и посетили Меня. Был наг, и вы покрыли Меня. В темнице был, и вы пришли ко Мне. Как вы сделали одному из братьев Моих младших, так и Мне сделали” 14 . О, если бы при этом всем нам услышать сей блаженный глас, который мы и слышим ушами, и воспринимаем из священных книг. Так последуем же сему вечному благу, которое уготовал Бог почитающим Его милостью, а также добротою Господа нашего Иисуса Христа, Чья слава во веки веков. Аминь”. Перевод с латыни М. Тимофеева 1 Н. Б-в. Метафраст Симеон//Т. XIX. СПб., 1896, с. 167. 2 Васильевский В. Г. О жизни и трудах Симеона Метафраста//Журнал Министерства народного просвещения. Ч. 212, декабрь, 18, сс. 379–437. Об А. А. Кунике см. с. 380. 5 S. Gregorii Magni Vita, a Ioanne diacono scripta libris quatuor//Patrologiae cursus completus. Series latina.

http://pravmir.ru/zhitie-svt-grigoriya-v...

Брат, потушив свечу, заснул. Но я даже не мог раздеться, лег не раздеваясь и, как только тоже дунул на свечу и на миг забылся, тотчас же увидел себя в зале – и в диком ужасе очнулся. Я сел и с бьющимся сердцем стал смотреть в темноту, слушать малейший шорох. Все было необыкновенно, страшно тихо, – слышалось только отдаленное, невнятное чтение в зале… Я сделал над собой крайнее усилие, скинул ноги с дивана, распахнул дверь кабинета, на цыпочках перебежал темный коридор и прильнул ухом к двери, под которой светилось из зала. – Господь царствует, он облечен величием, облечен Господь могуществом, – негромко, деревянно и поспешно говорил за дверью дьячок. – Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои… В начале ты основал землю, и небеса – дело рук твоих… Они погибнут, а ты пребудешь, и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, ты переменишь их… Да будет Господу слава вовеки, да веселится Господь о делах своих! Дрожь восторженных слез охватила меня, я пошел поспешно по темному коридору в темную заднюю прихожую и на заднее крыльцо. Я обошел дом и остановился среди двора. Было темно и как-то особенно, как бывает только ранней весной, чисто, свежо, тихо. Земля подмерзла, была тугая. Какое-то тончайшее и чистейшее дыхание чуть серебрилось между землей и чистым звездным небом. В тишине, вдали, мерно и глухо шумела в долине весенняя река. Я посмотрел в темноту за долину, на противоположную гору, – там, в доме Виганда, одиноко краснел, светился поздний огонек. – Это она не спит, – подумал я. «Возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои», – подумал я, и огонек лучисто задрожал у меня в глазах от новых слез – слез счастья, любви, надежд и какой-то исступленной, ликующей нежности. Книга третья I Та страшная весенняя ночь в Васильевском памятна мне тем более, что она была накануне похорон. Я заснул в эту ночь лишь под утро. Я не в силах был вернуться в дом сразу, – слишком зловеще темнели в звездном свете его очертания и чернела возле крыльца крышка гроба… Я ушел в поле, долго шел в темноте куда глаза глядят… Вернулся я, когда на востоке уже белело и по всему селу пели петухи, прокрался в дом тем же задним ходом и тотчас заснул.

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-arseneva/

Вслед затем он заметил трех заключенных вместе с Матфием мужей, которые были наги и ели траву. Это зрелище поразило Андрея, и он воскликнул: «Господи, в чем согрешили эти люди, что они уподобились бессмысленным скотам?» Потом, обращаясь к сатане, он сказал: «Горе тебе, диаволу, врагу Бога и ангелов его! Что тебе сделали эти люди, что ты навел на них такое наказание? Доколе ты будешь враждовать на род человеческий? ты вывел Адама из рая и научил людей плотскому преступному совокуплению, вследствие чего Господь разгневался и послал потоп на землю...» После этого Андрей сотворил молитву, возложил руки свои на лица слепых людей, находившихся в темнице, и те прозрели; потом налагал руку на сердца их, и в них воротилось человеческое чувство. Всех исцеленных было 270 мужчин и 49 женщин; Андрей велел им идти в нижнюю часть города, где они найдут смоковницу, плодами которой могут питаться, пока он сам не придет к ним. Освобожденные боялись показаться в городе, думая, что жители опять схватят их, но апостол успокоил их, сказав, что даже собаки не будут лаять на них. Матфий со своими учениками направился, по указанию Андрея, с другой стороны города, но вслед затем, по повелению того же апостола, явилось облако и перенесло Матфия, учеников его и учеников самого Андрея на гору, на которой находился апостол Петр, и там они остались. Андрей же вошел в город, сел позади медного столпа, на котором стояла статуя, и ожидал, что будет. Случилось, что палачи пошли в темницу, чтобы, по обычаю, взять на этот день несколько человек для съедения. Но они нашли стражу мертвою, а темницу пустою, и донесли об этом властям города. Те были повергнуты известием в большое смущение. Однако они распорядились, чтобы принесены были, по крайней мере, трупы мертвых стражей, которые и должны были послужить пищею на текущий день. Что же касается будущего времени, то решено было завтра же собрать городских старцев и заставить их метать жребий между собою, пока не наберется семи человек, необходимых для суточного пропитания, и так поступать в течение неопределенного времени, доколе не представится возможности снарядить юношей в морской поход на окрестные области для захвата пленников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

«И вызвал царь Василий из ссылки Варду Фоку, сына Леона, брата Никифора, после того как он провел на острове семь лет, и назначил его доместиком и военачальником, и послал его навстречу Склиру. И когда произошло столкновение, обращен был в бегство Варда Фока, в одиннадцатый день Дулькиада 367 года 75 , после того как с той и другой стороны многие были убиты. «И послал Склир одного патриция из своих приверженцев, по имени Абдаллу Мунтасира, родом из Малатии, в город Антиохию, так как военный округ и область восточная принадлежали Склиру 76 . И был в Халене один епископ, по имени Агапий (Agabius), и просили его Антиохийцы, чтоб он был их патриархом, и послали его к самому царю 77 . И когда он пришел к царю, то дал ему знать о расположении города и о том, что жители были готовы ему повиноваться и имели большую любовь к нему. И послал его царь к Абдалле Мунтасиру, чтобы склонить его к послушанию, и обещал ему (то есть, Агапию), что, если возвращена будет Антиохия, то он поставит его патриархом в ней на все время его жизни, а Абдалле даст все, что б он (Агапий) ни обещал ему. И таким образом отправился Агапий, никем не знаемый, в монашеском одеянии, и вошел в Антиохию, и говорил с Абдаллой, и покончил с ним дело так, чтобы Абдалла отдался во власть царя и восстановил царскую власть над городом, отвергнув имя Склира. Таким образом, Агапий сделался патриархом в Антиохии, в воскресенье, 23-го дня второго канона года Александрова 1287. «И когда услышал об этом Склир, то послал в Антиохию некоего Бахрама, чтоб он привел к нему умы граждан; и не позволили ему Антиохийцы войти в город; и он осадил их и овладел всем тем, что было имения и скота вокруг города, и после отступил и воротился назад 78 . «И послал Склир дары к Адудаддауле 79 и красивые вещи, и просил у него, чтоб он дал ему помощь против царя. И послал Адудаддаула с этою целью большую часть своего войска. Но прежде чем оно к нему достигло, напал на него во второй раз Варда Фока, военачальник царский, и обратил его в бегство – в воскресенье за восемь дней прежде конца месяца Шабана (21-го Шабана) 368 года, и принудил его удалиться в Майяфарикин 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Мария, Серафима, Наталья Бондарева, С.П.Б., Васильевский остров, 18 линия, дом 7, кв. 20. Игуменья Вировская Сусанна. Посылать. Икры паюсной поел я с чиновником Преображенским, вина красного попил, и меня закрепило, и железа моя чрезвычайно меня мучила весь вечер и всю ночь. И октября 1908. Господи! Согрешил я пред Тобою, вторично причастившись дома (после церковной службы) тремя частицами, оставшимися после причастниц в дому моем. – Спав после обедни дома, я видел крайне неприятный сон, от диавола мне представленный, касательно матери моей, давно покойной, будто она живая приехала ко мне в ненормальном виде. Господи, помилуй мать мою, Феодору. Будто какой-то крестьянин дорогой обидел ее. На некоторые слова Спасителя надо обращать особенное внимание, например на слова: если с зеленеющим деревом [...] так поступают, то что будет с сухим? [ Лк.23:31 ]. А эти сухие дерева – мы грешные. Или: когда Я вознесен буду от земли (на Крест), всех привлеку к Себе... если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (колос) [ Ин.12:32,24 ]. Оправдися премудрость от чад своих всех (праведных людей) [ Лк.7:35 ]. 12 октября. Ночь на воскресенье. Кто достоин Небесного Царствия из людей? Тот, кто старается всеми силами уподобиться в святости, благости, милости к падшему, подобно Богу Отцу, Сыну и Духу Святому, кто старается уподобляться святым в покаянии, молитве, воздержании, терпении, кротости, тихости, послушании, смирении, любви нелицемерной, а мы все склонны к лицеприятию, особенно я, многострастный. На небе – место только святости, любви, единомыслию, единой воле, святой и непорочной. Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе [ Рим.14:17 ]. Господи! Непрестанно согрешаю я пред Тобою и пред людьми отсутствием живой и деятельной любви, самолюбием, сластолюбием, недоброжелательством, завистью, гордостью, лицеприятием, жестокосердием, скупостью, корыстолюбием, нетерпением, ропотом, леностью, маловерием, иногда сомнением, непослушанием, презорством, блудными помыслами и движениями плотскими. Ветхий человек живет и царствует еще во мне, и я, непотребный, есмь раб Твой, достойный всякого осуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Мария Серафима. Наталья Бондарева. С.П.Б., Васильевский Остров, 18 линия, дом N 7/кв. 20. Игуменья Вировская Сусанна. Посылать. Икры паюсной поел я с чиновником Преображенским, вина красного попил, — и меня закрепило, и железа моя чрезвычайно меня мучала весь вечер и всю ночь. 11 Октября 1908. Гди! Согрешил я пред Тобою, вторично причастившись дома (после церковной службы) тремя частицами, оставшимися после причастниц в дому моем. — Спавши после обедни дома, я видел крайне неприятный сон, от диавола мне представленный, касательно матери моей, давно покойной, — будто она живая приехала ко мне в ненормальном виде. Гди, помилуй мать мою, Феодору. Будто какой-то крестьянин дорогой обидел ее. – На некоторые слова Спасителя надо обращать особое внимание: напр., на слова: если с зеленеющим деревом (Христом) так поступают, то что будет с сухим? А эти сухие дерева мы — грешные. Или: если Я буду вознесен от земли (на Крест), то всех привлеку к Себе (Ин. 12, 32). Если зерно Пшеничное, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12, 24) (колос). Оправдися премудрость от чад своих всех (праведных людей). 12 Октября. Ночь на воскресенье. Кто достоин Небесного Царствия из людей? Тот, кто старается всеми силами уподобиться в святости, благости, милости к падшему, подобно Богу Отцу, Сыну и Духу Святому, кто старается уподобляться святым в покаянии, молитве, воздержании, терпении, кротости, тихости, послушании, смирении, любви нелицемерной, а мы все склонны к лицеприятию, особенно я многострастный. На небе — место только святости, любви, единомыслию, единой воле святой и непорочной. Царство Божие не есть пища и питие, но правда и мир, и радость в Духе Святом (Рим. 14, 17). Гди! Непрестанно согрешаю я пред Тобою и пред людьми отсутствием живой и деятельной любви, самолюбием, сластолюбием, недоброжелательством, завистью, гордостью, лицеприятием, жестокосердием, скупостью, корыстолюбием, нетерпением, ропотом, леностью, маловерием, иногда сомнением, непослушанием, презорством, блудными помыслами и движениями плотскими. Ветхий человек живет и царствует еще во мне, и я, непотребный, есмь раб Твой, достойный всякого осуждения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2341...

" Начало спасения " апреля 2019 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Благовещенском храме на Васильевском острове " За Всенощным бдением сегодня мы слушали прокимен " Благовестите день от дне спасение Бога нашего " , - сказал владыка в проповеди. - Это значит - благовествуйте изо дня в день спасение, которое совершил Господь наш, благовествуйте ради добра, ради счастья, ради спасения всем людям, потому что они в большинстве своем ничего не знают о том, что совершил наш Господь Иисус Христос " . " Благовещение - это начало нашего спасения, - продолжил архипастырь. - Господь открыл тайну спасения двум существам: людям и ангелам. Он дал направление для людей на то, как им жить и куда стремиться. Это направление, как известно верующим, - только к Господу Иисусу Христу. Оно единственно правильное. Все остальное, куда бы мы не двигались, ложно, все перейдет от душевной боли к боли совести, к несчастьям, потере здоровья, благополучия. Господь дал нам ориентир, показал, в чем человек может раскрыть себя как личность. На примере Своей жизни Он показал, что только в любви есть смысл. Бог есть любовь. Поэтому мы сами себе не принадлежим, а принадлежим другим, все, что имеем, - не наше. Кто-то не соглашается и эту цель жизни не считает правильной, от чего она не меняется. Просто потом человек предстанет ущербным перед Богом, и будет ясно, что он зря прожил жизнь " . " Вот так жило человечество 5508 лет, пока, наконец, не нашлась Дева в городе Назарете, которая правильно поняла направление человеческой жизни, дала обет душевного и телесного целомудрия, кротости и смирения, ожидая спасения дома Израилева, - напомнил правящий архиерей. - И в тот день, который мы сегодня отмечаем, к Ней пришел архангел Гавриил и сказал: " Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою " (Лк. 1:28). " Ты обрела благодать у Бога; И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус " (Лк. 1:30-31). Пресвятая Дева немного смутилась, но ангел сказал ей: " Дух Святый найдет на Тебя, сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим " (Лк. 1:35). Тогда Мария сказала: " Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему " (Лк. 1:38). Так человек ответил Небу. И вот, открылась дверь, и Господь вошел в историю нашу, и возглавил наш мир. Дева Мария сразу после этого пошла в Иерусалим на то место, где сейчас находится наш Горненский монастырь, и там встретилась со своей родственницей Елисаветой, которая, увидев ее, тут же пророчествовала: " И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? " (Лк. 1:43). Видите - Дева Мария, еще только в самом начале нося Младенца, уже называется Матерью. Поэтому нельзя делать аборты, ведь мы убиваем живых детей. И Иоанн Предтеча возрадовался тогда и тоже пророчествовал о том, что встречает Мессию " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Но когда потом Склир воротился, чтобы снова видеться с Фокою, то Фока схватил его и держал его в оковах в одной крепости, где была жена Фоки 91 , и сказал ему: «Я всегда боялся тебя; итак, ты останешься в этом замке, пока я достигну моих желаний и овладею царством; и тогда я отдам тебе, что было условлено, и не обману тебя». И взбунтовался открыто Варда Фока, и приглашал людей признать его за царя во втором Джумада 377 года 92 , и овладел всеми землями Рум (Греков) до берега моря. И стало важным дело его, и боялся его царь Василий боязнью великою. И истощились богатства го, и побудила его нужда вступить в переписку с царем Русов; они же были его врагами; и он просил у него помощи. И царь Русов согласился на это, и просил свойства с ним. И женился царь Русов на сестре Василия, царя Греков, после того, как он (Василий) поставил условием принятие христианства и отправил к нему митрополитов, которые обратили в христианство его и весь народ его владений. И не было у них до этого времени религиозного закона и не веровали они ни во что. И они – народ великий, и с этой поры все они стали христианами по сие время. И отправился царь Русов со всеми войсками своими к услугам царя Василия и соединился с ним. И они оба сговорились пойти навстречу Варде Фоке и отправились на него сушею и морем и обратили его в бегство, и завладел Василий всем своим государством и победил Варду Фоку и убил его 3-го Мухаррама 379года 93 ; и была голова его принесена в Константинополь и там выставлена. И была продолжительность бунта его один год и семь месяцев. И когда узнала об этом жена Фоки, то она выпустила Склира из темницы, и пристали к нему все враги царя, которые были с Фокою, и он старался присвоить себе царство и надел пурпурную обувь. Но потом послал к Константину, брату царя Василия, и просил у него, чтобы он снова привел его в милость у своего брата, и обещал возвратиться к повиновению, если ему будет прощена вина его. И он сделал это, и отрекся Склир от своей власти в начале месяца Реджеба 379 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010