26 апреля/9 мая 2002 г. Четверг Светлой седмицы. Поминовение усопших воинов. Правило и служба совершались в Трапезном храме. После литургии был крестный ход вокруг храма Всех Русских Святых, затем зашли в Васильевский храм за хоругвями, вышли из Святых врат и чинно строем направились к братской могиле в парк. Вышли почти все насельники и насельницы. В парке находились школьники, сельский народ с красными флагами, на сцене перед братской могилой пели какие-то женщины, ветераны сидели на сцене. Батюшка запретил пение на сцене. Отслужили заупокойную литию по погибшим. Потом братия спела несколько народных и церковных песен. Пожилые селяне внимательно слушали, одобряя пение. Многие плакали, когда пели «Черный ворон». Батюшка Зосима сказал приветственное слово, поздравил ветеранов, вдов. Говорил о том, что «нужно не плясать с бубнами на костях, а петь «Вечную память.» Вот встретились две эпохи здесь – памятник погибшим воинам, скорбящая мать – память о прошедшей войне – и крест, поставленный ныне. Вот так надо, не рушить, а созидать, дополнять. Какой хороший гимн был «Союз нерушимый республик свободных навеки сплотила Великая Русь» (дальше его испортили этим бесом Лениным) – не бандеровская Украина, а Святая Киевская Русь... Обойдите сегодня монастырь, посмотрите, как спасаются люди, порадуйтесь». Потом опять все шли крестным ходом вокруг монастыря (снаружи), на 4-х сторонах читали пасхальные Евангелия, служили молебен. Во время шествия пели Пасхальный канон. Было очень радостно, чувствовалось единение, единая семья. И с мирянами нашли общее. Ветеранов поздравили подарками, куличами и пасхами. Во время пения монахов многие пожилые люди плакали. Снимало этот праздник Донецкое ТВ. Вернулись в обитель через Святые врата, оставили хоругви в Васильевском храме и строем пошли на трапезу. За трапезой батюшка благодарил за крестный ход: «Пусть мирские тоже видят духовную красоту; что-то да останется в их сердцах... женщины платочками утирались, дрогнуло их сердце... После моей смерти всегда ходите на братскую могилу служить панихиду.»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дай Бог , вам, братия и сестры, быть трудолюбивыми, истинными иноками, монахами и схимниками». Вечернее богослужение, правило – по установленному чину. За обедом был и батюшка. После трапезы поздравили с Днем Ангела схимонахиню Фомаиду. Батюшка благословил ей и новопостриженным «Правильники». 14 апреля/27 апреля 2002 г. Лазарева суббота. С утра – правило, акафист Лазаревой субботе, литургия. Служили о. Иона, о. Никон, иеродиакон Феодосий. В 15 часов начался крестный ход. Братия и сестры в полном облачении с вайями (священство с пальмовыми ветвями) вышли из храма свт. Василия Великого под праздничный трезвон. Далее двигались через Святые Врата к храму Всех русских святых. Зашли в храм через главный вход, в храме пропели тропарь праздника. Так же вышли и шли вдоль сестринского, больничного корпусов, пекарни, гаражей, усыпальницы, обогнули алтарную апсиду храма свт. Василия Великого , прошли мимо монастырского кладбища и снова вернулись в Васильевский храм. Во все время крестного хода певчие пели тропарь Недели Ваий («Общее воскресение»). Батюшка в крестном ходе не участвовал. (Расстроился, что шли не чинно, не было дисциплины, строй временами распадался). Праздничную службу служили соборно. На полиелее батюшка произнес краткую проповедь о сути праздника. «Народ встречал Христа, как Царя, как пророка. Женщины снимали покрывала и устилали ими дорогу, дети резали ветви с деревьев, все радовались и восклицали: «Благословен Грядый во Имя Господне!» А Христос плакал... Он проезжал мимо Голгофы, мимо людей, которые сейчас Его приветствуют, а спустя несколько дней будут кричать: «Распни Его!» Мы тоже часто малодушничаем, ропщем, клевещем на Господа, не хотим нести свой крест. Дай Бог, чтобы мы, как Матерь Божия и Иоанн Богослов, прошли до самой Голгофы, все вытерпели и в самую минуту кончины воскликнули: «Осанна в вышних!» (Кто-то в храме стал шуметь, падать на колени со стуком во время проповеди, усаживаться на пол). Встаньте! Не благословляю сидеть на полу во время проповеди. Не умеете себя вести – стойте. Не искушайте, соблюдайте дисциплину! К сожалению, на приходах никто вас не воспитывает. Вы духовно не воспитанные.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я успел сделать несколько рисунков с лучших икон красками на полулистах и еще четыре святительских, в 1 1 / 2 арш., сколько можно верно, дорожа временем покамест иконы сии были у меня в руках и, по приезде Вашем в Москву, представлю Вам на разсмотрение. Я показывал их опытному любителю старины графу Сергею Григорьевичу Строганову и спрашивал: нельзя ли угадать художника? Граф ответил: «что это может быть кисти Андрея Рублева», и показал шесть икон святительских его школы; сочетание цветов в их одежде и форма крестов близко подходят к сим рисункам, но художеством много им уступают. Итак, вот какое сокровище хранилось в селе Васильевском. Много утешил крестьян своих граф Дмитрий Николаевич Шереметев, пожертвовав 500 р. с. на обновление иконостаса. Когда они увидели, что помещик их сочувствует открытию древности их соборнаго храма, то и сами начали более жертвовать. Как бы я желал, чтобы вы когда-нибудь приехали полюбоваться сею чудною святынею! Дорогою Бог привел устроить еще одно хорошее дело. Преосвященный Владимирский, увидав мои рисунки с древних икон, очень ими любовался и, посмотрев аттестат, выданный мне Московскою Синодальною Конторою за обновление иконостаса Успенскаго собора, доверил мне древнюю Византийскую икону Великомученика Димитрия Солунскаго, которая была храмовою в старом Дмитриевском соборе города Владимира и, вероятно, современна основателю в XIII в. Она была совсем записана, но я ее совершенно очистил и уже возвратил Преосвященному. Весьма бы желал я очистить также Царския врата Суздальскаго собора высокаго письма греческаго! Собор сей к счастию не был обновлен, как Владимирский, и сохранил в себе еще много драгоценной древности. Сказавши Вам довольно о иконописи, вменяю себе в обязанность, хотя вкратце, описать патриархальные нравы поселян села Васильевскаго, которые еще удержали древний свой характер, ибо нигде не встречал я что-либо подобное. Народ, занимающийся рукоделием и торговлею, большею частию торгует на Дону и по разным ярмаркам окрестных городов, но сохранил во всей чистоте свое православие и чрезвычайно привержен к церкви. Лучшее его удовольствие украшать свои храмы, на которые готов жертвовать все, что может. Колокольный звон в селе напоминает Кремлевский; церкви очень большия, летняя и зимняя, и всегда полны; свечей ставят множество; служба ежедневная – утреня, две обедни и вечерня постоянно; некоторые из торговцев и женщины ходят каждый день к службе и говорили мне: «как сходишь к обедне, то как-то веселее за дело приниматься». Круглый год поминали блаженной памяти Императора усопшаго, а накануне Николина дня после вечерни была большая панихида со свечами в руках у всех, и церковь была полна.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

В 1513 году здесь был построен загородный дворец великого князя Василия III — он приезжал сюда с семьей и двором (Ил.: Александровский кремль в XVI веке. Гравюра из книги посла Даниила Якоба Ульфельдта «Путешествие в Россию», 1627). Царь Иван Грозный (Ил.: Иван Грозный. Парсуна. Национальный музей Дании. Датировки разнятся от прижизненной/ХVI в./до рубежа XIX-XX вв.) переехал в Александровскую слободу в 1564 году, решив обезопасить себя от боярских интриг и возможных заговоров. Почти на два десятка лет слобода стала негласной столицей русского государства. Век спустя на развалинах царской резиденции, изрядно разрушенной поляками, был основан Успенский девичий монастырь. Его история связана с именами двух святых: преподобным Лукианом, который основал обитель, и преподобным Корнилием, первым духовником и строителем. В Успенском монастыре жила насильно постриженная в монахини сестра Петра I царевна Марфа Алексеевна, а позже обитель стала тюрьмой для первой жены Петра I, Евдокии Федоровны. После революции монастырь был закрыт, а на его территории открыт историко-бытовой музей. В 1946 году, по многочисленным просьбам верующих, власти передали соборный храм Церкви. А с 90-х годов началось возрождение обители. Сегодня на территории Александровской слободы существуют рядом и монастырь, и музей: можно и помолиться на службе, и посетить выставку и экспозицию (См. панорамное фото Владимира Ештокина с пояснениями): Распятская церковь-колокольня ; Троицкий собор (изначально Покровский) (1513) : Стены Троицкого собора не всегда были белыми. Шведский путешественник Петрей де Ерлезунда описывал внешнее убранство собора так: «Камни были расписаны красками так, что один — черный, другой — белый, третий — желтый и позолоченный. На каждом нарисован крест»; Святыни монастыря : В Троицком соборе покоятся мощи преподобного Корнилия Александровского, духовника и устроителя обители. Также здесь находится чудотворная Страстная икона Божией Матери. По преданию, ее привез из Москвы старец Лукиан (Фото); Кованые Тверские и Васильевские врата Троицкого собора : Привезены Иваном Грозным из Твери и Великого Новгорода (Фото); Покровская церковь с трапезной палатой и колокольней (изначально Троицкая) (1510-е гг.) : Дворцовый храм Ивана Грозного.

http://foma.ru/bibliografija-foma-7-231-...

Лит.: Вздорнов Г. И. Портреты новгородских архиепископов в искусстве XIV в.//ДРИ. М., 1980. [Вып.:] Монументальная живопись XI-XVII вв. С. 115-134; Пятницкий Ю. А. Двери церковные («Васильевские врата»)//Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996. 76. С. 310-311; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. 198; Т. 2. 89. С. 72; Преображенский А. С. Архиерейский проскинезис: Спас митр. Киприана и ктиторская иконография XIV в.//Russia Mediaevalis. Мüпсн., 2001. T. 10, N 1. S. 76-106; Словарь рус. иконописцев XI-XVII вв./Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2003. С. 112. М. А. М. . Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МОИСЕЙ († 1363), свт. (пам. 25 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Новгородский (1326-1330, 1352-1359) НИФОНТ († 15(21).04.1156), епископ (с 1147-1148 архиепископ) Новгородский (1130-1156), свт. (пам. 8 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/Василий ...

Вторая церковь - Вознесенская - играет в комплексе подчинённую роль, но как играет! Стой она отдельно, может быть, и не произвела бы ровным счётом никакого впечатления: маленький четверик, да крохотные шатрики в эстетике псевдорусского стиля. Но как угадано сочетание форм и пропорций с Предтеченской церковью! Как раз тот случай, когда два разновременных храма благодаря таланту зодчих создают не просто комплекс, но ансамбль, совместное архитектурное звучание. Здания, ни мало не повторяя друг друга, тем не менее прекрасно друг друга дополняют; убери одно, второе немедленно проиграет даже при всех своих художественных достоинствах. Если соседнее Васильевское - образец грандиозного размаха, то Парское - пример того, как можно чувствовать прекрасное, не выходя за рамки " средней формы " . Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2017 г. По местному преданию «старины глубокой», в селе Парское, что стоит на дороге от Вичуги в Шую, в церкви чудесным образом возникло необычно дорогое для сельского храма жертвенное украшение - серебряные царские врата в алтарь. Щедрый дар был сделан одним из вичугских купцов Галактионом Ивановичем Миндовским. В Шуе в то время славилась Введенская осенняя ярмарка, на которую съезжались со всей округи крупные купцы, мелкие торговцы и множество покупателей. Приезжали по зимнему первопутку и вичужане. Железной дороги ещё не существовало, поэтому ездили сюда и товар привозили на лошадях. Как-то раз, вечером, возвращался с ярмарки местный купец Галактион Миндовский, сильно под хмельком по случаю удачных торговых сделок в Шуе. Будучи навеселе поддался он искушению от нечистой силы, поэтому остановился у церковной ограды и позволил себе неудобную для такового места непристойность. Находясь под действием бесовского духа, купец обругал и даже оскорбил действием подошедшего священника, который вздумал сделать ему замечание. У церковной ограды затеялся скандал... Именно в то время семейство Миндовских хлопотало о потомственном почётном гражданстве и уже немало десятков тысяч потратило ради этого на благотворительные дела - новая, большая церковь воздвигалась ими у себя на родине. Весьма не к месту началось судебное следствие по жалобе священника на напроказившего купца. Парская история испортила репутацию именитого купца и грозила строгим наказанием.

http://sobory.ru/article/?object=03147

Церковь св. Архистратига Михаила деревянная, построенная в 1866 г. на пожертвования Вел. Княгинь Елены Павловны и Екатерины Михайловны и частных лиц. Она находилась в центре города, на большом проспекте и построена по причине отдаленности (до 2-х верст) придворного храма и тесноты теплого придела в тамошнем храме, чувствительной особенно в зимнее время. Церковь эта теплая и посвящена арх. Михаилу, в память о Вел. Кн. Михаиле Павловиче. Антиминсы главного и придельных алтарей освящены преосв. Нектарием, епископом Нижегородским, в 1866 г. ноября 13 дня и 1868 г. июля 18 дня, на подворье, в 8-й линии Васильевского острова. Один придел – Казанской Божией Матери, устроен в память холеры 1831 и 1848 гг., другой – св. Николая, устроен почетным гражданином Николаем Ивановичем Русановым в память о Николае I и о почившем наследнике Николае Александровиче. Длина храма с алтарем 11 саж., ширина с приделами 8 саж., высота до купола 8 аршин. Иконостас и царские врата резные, вызолоченные, иконы главного храма писаны на полотне, по золотому полю; иконы приделов - на дереве. Весною 1883 г. храм обновлен неизвестным благотворителем. Церковь считалась приписною к Пантелеймоновской церкви. «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, 1885 г. На месте нынешнего Михайловского собора в Ораниенбауме с середины XIX века стояло деревянное здание прежней церкви, также освящённой во имя Архангела Михаила и возведённой в память о великом князе Михаиле Павловиче. Старое здание перестало вмещать всех прихожан, и в начале ХХ столетия было решено построить новый храм. Первоначальный проект храма был создан архитектором Н. А. Фроловым, но он не удовлетворил комиссию Академии художеств, которая вернула его на переработку. Тогда церковно-приходское попечительство обратилось к Александру Константиновичу Миняеву, художнику-архитектору Петергофского дворцового управления. Новый проект был выполнен в псковско-новгородском стиле и утверждён Академией художеств 7 мая 1911 года.

http://sobory.ru/article/?object=00721

" Отец Небесный рад каждому возвращающемуся грешнику " февраля 2016 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Смольном соборе В Неделю о блудном сыне, 28 февраля, митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Смольном соборе . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный храмов в вузах, настоятель протоиерей Петр Мухин с клиром, председатель епархиального ОВЦО протоиерей Александр Пелин и другие священнослужители. Среди молящихся в храме были  спикер Заксобрания Вячеслав Макаров, глава Центрального района Мария Щербакова и ректоры петербургских вузов. За богослужением чтец храма иконы Божией Матери " Неупиваемая Чаша " на Васильевском острове   Анатолий Канатов был рукоположен во диакона к тому же храму. После богослужения правящий архиерей обратился к молящимся с архипастырским словом. " Сегодняшний праздник, который в церковной календаре именуется Неделей о блудном сыне, святые отцы называют еще Неделей милосердного Отца. Потому что в притче больше говорится о милосердии Небесного Отца, который показывает пример родителям, начальствующим, священникам, как относиться к кающимся возвращающимся грешникам, - сказал владыка. - Все мы знаем историю блудного сына, который оставил отца и ушел на " сторону далече " . Эту историю повторяет почти каждый человек. Но вдалеке от Бога мы попадаем совсем в другую страну, жителями которой командуют бесы. Блудный сын, покинув отца, попал в эту страну - богатый, молодой, здоровый, полный энергии и сил, стремящийся построить земное счастье. Но силы, которые Бог даровал ему, быстро истощались. Молодость проходит быстро, и силы тают быстро. Молодой человек быстро истощил богатство и однажды обратился к другу, который не домой его пригласил, а отправил пасти свиней. Вот какими неблагодарными к грешникам бывают бесы, которым мы служим вдали от Бога. Вместо того, чтобы утешить грешника, они стараются еще больше унизить его. Таким унижением для грешника было пасти свиней в тяжелейших условиях. И тогда он осознал, что был воспитан в доме отца своего, который был снисходителен и милостив даже к наемным рабочим. И решил вернуться к отцу, который принял его, простил, и великая радость была в доме, когда вернулся блудный сын. Мы видим, что Отец Небесный любит, прощает и рад каждому возвращающемуся грешнику. Поэтому для нас еще не закрыты врата Царствия Небесного, если мы вернемся к Отцу Небесному. Господь ждет от каждого из нас, что мы обратимся и придем к Нему " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Сосново. Церковь Всех Русских Святых. Добавить фотографии Автор: Nikolay Kocherov Снято: 2 мая 2014 Добавлено: 6 мая 2014 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Во имя всех Святых, в земле Российской просиявших храм. Приозерский район, Сосново посёлок, Церковный переулок, 1. В XV в. в Рауту (ныне пос. Сосново) существовала православная церковь во имя Свят. Василия Великого с приписными часовнями в р-не современных населенных пунктов Иваново, Орехово и Раздолье (Ровдужский Васильевский погост). После 1577 церковь не упоминается. В 1864-65 на терр. быв. погоста в ближайшем к Рауту с. Палкеала (Замостье) по проекту арх. Г.И. Карпова построена деревянная церковь Св. Андрея Первозванного, к-рая была разрушена во время военных действий в 1939-40. В 1994-98 по инициативе и под руководством прот. Александра Прокофьева, с 1993 настоятеля вновь образованного в Сосново прихода, построена деревянная церковь с часовней-крестильней во имя Свтт. Николая и Василия Великого и сев. крыльцом-часовней в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Основа композиции – четверик с четырьмя прирубами, образующий крест. Высота храма – 25 м, он увенчан девятью луковичными главами. В алтарную часть сруба церкви вложена частица мощей прп. Сергия Радонежского. Внутр. убранство исполнено в греч. традиции (осуществлялось в 1998–2000 при участии греч. благотворителей). Проект иконостаса и большинство икон выполнены А.Б. Прокофьевой. В наст. время по проекту арх. Е.П. Варакина, А.Г. Курочкина, братьев Надеждиных, В.П. Ромбачева, сооружен «священный ансамбль», выдержанный в традициях рус. дерев. зодчества XVII–XVIII вв. Он включает, помимо церкви, шатровую колокольню (2000-02) высотой 28 м с колоколом весом 2 т (самый большой для деревянных сооружений), звонницу на 12 колоколов (2003), въездные святые врата (2003-04), надкладезную часовню (2005) и служебные постройки. Энциклопедия " Культура Ленинградской области " enclo.lenobl.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В этом храме находятся такие иконы как " Песчанская икона Божией Матери " и " Живоносный источник " . Протоиерей Александр Прокофьев (1946-2022), построивший храм в пос. Сосново и много лет служивший в нём, похоронен в его ограде, за алтарём. 11 февраля 2023. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00308

Собор Святой Софии в Великом Новгороде Возведенный Софийский собор сразу стал символом города, его духовным центром. Под его сводами происходили не только главные богослужения, но и торжественные церемонии и приемы послов, а на площади перед ним собиралось буйное вече. В его стенах погребали новгородских князей и епископов. Здесь воедино сплелись все смысловые ценности религиозной и общественной значимости горожан. Недаром бытовавшее выражение «Умереть за Святую Софию» ассоциировалось с самой новгородской республикой. В соборе сохранилось сравнительно немного древних фресковых росписей, отражающих различные этапы украшения здания. Общепринято считать, что впервые собор расписывался в 1109 г., хотя, возможно, росписи середины XI в. до нас не дошли. Украшался первоначально собор лишь отдельными «иконными фресками», а большая часть стен оставалась открытой. Поновления росписей производились в 1144 и в 1195 гг., но последние поновления производились в XIX в. От XII в. сохранились только фрагменты росписи центрального купола и композиция «Константин и Елена» в средней части южной галереи Мартирьевской паперти. Знаменитая фреска «Пантократор» в главном куполе погибла во время войны от попадания в нее немецкого снаряда. Во время одного из авианалетов с центрального купола также был сбит знаменитый крест со свинцовым голубем, позднее снятый немцами. С фигурой голубя – символом Святого Духа, связана целая легенда, уходящая в историю жестокой расправы Ивана Грозного (1570 г.) над жителями Новгорода. Она повествует, что однажды на крест Святой Софии сел голубь, но, взглянув вниз и увидев страшное побоище, окаменел от ужаса. Позднее Богородица открыла одному из монахов в видении, что голубь послан в утешение пострадавшему граду, и пока он не слетит с креста, город им будет храним. Новгородская святыня, крест, был вывезен оккупантами в Испанию, но в 2004 г. возвращен в собор, где и почитается теперь. На куполе установлен новый золоченый крест с нерушимым символом города. Главный вход собора с XV в. украшают уникальные Магдебургские ворота в романском стиле с большим количеством горельефов – блестящий образец западноевропейской работы. Происхождение их имеет множество версий. По одной из них, они изготовлены в 1153 г. в Магдебурге и первоначально предназначались для собора в Полоцке. По другой – являются военным трофеем новгородцев, взявших в 1187 г. шведскую столицу Сигтуну. До 1570 г. в соборе находилась еще одна реликвия, Васильевские врата, вывезенные Иваном Грозным в Александровскую слободу. Выполненные в технике золотой наводки, этот уникальный памятник тоже сохранился в бывшем центре опричнины.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010