Глава 124. АМВРОСИЙ МИЛАНСКИЙ Амвросий, епископ Миланский, в настоящее время продолжает писать. Я воздерживаюсь от суждений о нем, потому что он жив: и не буду ни восхвалять, ни обличать, иначе меня могут упрекнуть в низкопоклонстве или в правдивости. Глава 125. ЕВАГРИЙ Евагрий, епископ Антиохийский, человек выдающейся остроты ума, будучи еще пресвитером, читал мне трактаты на разные темы, которые он еще не публиковал. Перевел " Жизнь Антония " с греческого языка Афанасия на наш язык. Глава 126. АМВРОСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Амвросий Александрийский, ученик Дидима, написал большой труд " О доктринах " против Аполлинария и, как мне недавно сообщили, комментарии к Иову. В настоящее время он жив. Глава 127. МАКСИМ Максим, философ, родился в Александрии, был посвящен в сан епископа в Константинополе и впоследствии низложен. Написал выдающееся произведение " О вере " против ариан и передал его императору Грациану в Милане. Глава 128. ГРИГОРИЙ НИССКИЙ Григорий, епископ Ниссы, брат Василия Кесарийского, несколько лет тому назад прочитал Григорию Назианзину и мне книгу против Евномия. Говорят, он написал еще много других произведений и продолжает писать. Глава 129. ИОАНН АНТИОХИЙСКИЙ Иоанн, пресвитер церкви в Антиохии, последователь Евсевия Эмесского и Диодора, известен тем, что написал множество книг, но из них я прочитал только его труд " Слово о священстве " . Глава 130. ГЕЛАСИЙ Геласий, епископ Кесарии Палестинской после Евзоя, известен тем, что писал более или менее гладким стилем, но не публиковал свои произведения. Глава 131. ФЕОТИМ Феотим, епископ из города Том в Скифии, опубликовал краткие, афористические трактаты в форме диалогов в старинном стиле. Мне известно, что он пишет сейчас другие книги. Глава 132. ДЕКСТЕР Декстер, сын Пакиана, которого я упоминал выше, выделялся среди представителей своего поколения и посвятил себя служению христианской вере. Написал, как мне говорили, " Всеобщую историю " , которую я еще не читал. Глава 133. АМФИЛОХИЙ Амфилохий, епископ Иконийский, недавно прочитал мне книгу " О Святом Духе " , доказывая, что Святой Дух - Бог, что Его следует почитать и что Он всемогущ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/919/...

Расставаясь часто со слезами с родиной 58 , юноши очень быстро осваивались со своим новым положением свободного независимого искателя знаний за родными пределами, с жаром молодых энтузиастов они переезжали из города в город и переходили из класса в класс славившихся там учителей. История не говорит нам, что Диодор, по окончании своего образования в Антиохии, тоже принадлежал к числу упомянутых учёных странников, т. е. посетил многие центры древне-языческого образования. Но она сохранила нам определённое свидетельство о том, что он получил завершение своего антиохийского образования в самой высшей и популярной тогда языческой школе, в Афинах. Это путешествие Диодора в Афины и изучение преподаваемых там наук, мы видели уже 59 , было известно императору Юлиану, как несомненный факт. Император-отступник в упоминавшемся у нас письме к еретику Фотину свидетельствовал: „Путешествуя в Афины и изучив философию на зло общего благосостояния, он (Диодор) изощрил ум в искусствах и риторическими упражнениями вооружил свой язык против небесных богов” 60 . Некоторые 61 , на основании этого письма, думают, что Диодор по афинским школам был даже сотоварищем императора Юлиана и вместе с ним – Василия Кесарийского и Григория Назианзина . Но одна лишь осведомлённость Юлиана об образовании Диодора в Афинах не требует ещё признания школьного их товарищества. Кроме этого, такое предположение противоречит хронологическим данным жизни Диодора. 350-е годы, когда в Афинах появились Василий Кесарийский , Григорий Назианзин и Юлиан 62 , были временем уже церковно-общественной деятельности образованного Диодора в Антиохии. Юлиан мог познакомиться с Диодором, как с видным общественным деятелем Церкви, во время своего пребывания в Антиохии и тогда же мог узнать в нём образованного ученика афинской школы. Замечательно, что блаженный Иероним , несмотря на ясное и определённое свидетельство императора Юлиана о светском образовании Диодора, в своём Каталоге знаменитых мужей заявляет, что Диодор не знал или не изучал светских наук, и в этом, будто, причина того, что Диодор не мог превзойти в красноречии Евсевия Эмесского 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Немедленно в храме составляется протокол о состоявшемся избрании, записывается в официальный кодекс патриархии и подписывается всеми митрополитами, членами собора, с приложением печати каждого из них. Под протоколом должны подписаться и те члены собора, которые остались в меньшинстве, и никто из них не имеет права заносить в протокол свое отдельное мнение. Собор заканчивается кратким благодарственным молебствием. Затем открываются двери соборного храма, и секретарь во всеуслышание объявляет собравшимся около храма о состоявшемся соборном избрании патриарха. После этого все члены избирательного собрания, как духовные, так и светские, отправляются в зал патриархии, составляют общий протокол относительно избрания того или другого митрополита на Антиохийский патриарший престол и все подписывают его, с приложением своих печатей. Этот документ чрез дамасского вали отправляется в Константинополь и представляется султану на утверждение посредством ираде. 28 января 1906 года скончался Блаженнейший Мелетий, патриарх Антиохийский, а 6 февраля был избран местоблюститель патриаршего престола – в лице эмесского митрополита Афанасия. Первое заседание избирательного собрания, в виду праздника Пасхи, было назначено лишь на 20 апреля и состоялось под председательством местоблюстителя, в присутствии митрополитов – триполийского Григория, который имел доверенность на право подачи голоса от больного тирского митрополита Мисаила, бейрутского Герасима, мерсинского Александра, ливанского Павла, Лаодикийского Арсения, диарбекирского Сильвестра, епифанийского Григория, селевкийского Германа и аккарского Василия, а также светских членов, уполномоченных от Дамаска и других городов. Результаты голосования на первом заседании были таковы: эмесский митрополит Афанасий получил пять голосов, триполийский Григорий – четыре голоса, бейрутский Герасим – два голоса и некоторые другие митрополиты получили по одному голосу. Составленный и подписанный на заседании каталог с именами всех кандидатов патриаршества в тот же день, 20 апреля 1906 года, был представлен дамасскому генерал-губернатору для препровождения в Высокую Порту.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

Феодор Абу Курра: забытый богослов ПРАВОСЛАВИЕ.RU АПОЛОГЕТИКА     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ НЕДЕЛИ ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ФЕОДОР АБУ КУРРА: ЗАБЫТЫЙ БОГОСЛОВ Имя Феодора Абу Курры, выдающегося и весьма оригинального православного богослова и миссионера, фактически незнакомо российскому читателю, хотя в последнее время указания на необходимость исследования его богословского наследия стали звучать и в среде современных православных патрологов. Предлагаемая статья преследует своею целью дать некоторое общее представление об этой интересной фигуре средневекового православного Востока. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ Феодор Абу Курра родился около 750 г. в Эдессе. На место рождения указывает как, с одной стороны монофизитский историк Михаил Сириец (†1199), который называет Феодора " эдесским халкидонитом " , так и, с другой стороны, сам Абу Курра, который в своем арабском трактате в защиту иконопочитания, особенно акцентирует внимание на Эдесском Убрусе, говоря: " Из всех икон, мы вспоминаем эту, потому что она особо чтима в моем родном городе, благословенной Эдессе " (XXIII). Молодые годы Абу Курра провел, очевидно, в монастыре св. Саввы, который поддерживал культурные и религиозные связи с Эдессой. В пользу этого говорят сразу несколько пунктов. Во-первых, грузинский перевод " Страдания Михаила Савваита " Василия Эмесского, согласно которому Абу Курра был рассказчиком Василию этой истории (§1). В заключение своего сочинения (§ 14-15), Василий прославляет святого Савву, который " явил таких учеников, как Стефан и Иоанн и Фома и Феодор Абу Курра " , а сам Феодор характеризуется как " новый святой Савва, пастырь и высокий священник (то есть, епископ) в Сирии, вавилонский чудотворец " . Во-вторых, это слова самого Феодора, который в " послании к Давиду Монофизиту " , пишет, что поручает адресата молитвам св.Саввы " …молитвами св. Богородицы Марии и святого отца нашего Саввы… " . Это единственный святой, упомянутый поименно Абу Куррой в таком контексте.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/ab...

С кон. 50-х гг. IV в. характер деятельности Г. неск. меняется. Если до этого времени он гл. обр. выступал против никейцев, то в дальнейшем стал противником также и партии крайних ариан - аномеев во главе с еп. Евдоксием Антиохийским . В нач. 358 г. арианствующий Евдоксий созвал Собор своих сторонников, на к-ром была поддержана 2-я Сирмийская формула имп. Констанция II (357) с запретом рассуждений о «сущности» (οσα). Несогласные клирики изгонялись из Антиохии; в город вернулся глава партии крайних аномеев Аэтий . В этих условиях Г. обратился с посланием к антиохийским изгнанникам, в к-ром описывал опасность, таящуюся в аномействе (текст: Sozom. Hist. eccl. IV 13). Весной 358 г. это послание было зачитано на Соборе в Анкире под председательством еп. Василия Анкирского. В противовес крайнему арианству аномеев участники Собора сформулировали Символ веры с использованием термина «подобосущный» (μοιοσιος) для описания отношения Сына к Отцу в Св. Троице. Г. на Соборе не присутствовал, но несомненно одобрил его постановления, т. к. спустя год он вместе с Василием Анкирским составил «Памятную записку» ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 73. 12-22), в к-рой защищал омиусианскую позицию. В 359 г. Г. присутствовал на Соборе в Селевкии (см. ст. Аримино-Селевкийский Собор ), где проявил себя как один из лидеров партии омиусиан ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 39; Sozom. Hist. eccl. IV 22). Дальнейшая судьба Г. неизвестна. Филосторгий упоминает, что после Собора в К-поле в нач. 360 г., на к-ром партия омиусиан была разгромлена омиями, Акакий Кесарийский рукоположил на кафедру Лаодикии нового епископа - Пелагия ( Philost. Hist. eccl. V 1). Однако неизвестно, скончался ли Г. к этому времени или, подобно еп. Василию Анкирскому, он был низложен и отправлен в ссылку. Из сочинений Г. кроме вышеназванных послания к антиохийским изгнанникам и «Памятной записки» в источниках упоминаются похвальное слово Евсевию Эмесскому ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 9; Sozom. Hist. eccl. III 6) и сочинение против манихеев ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 66. 21; Theodoret. Haer. fabul. 1. 26).

http://pravenc.ru/text/164245.html

41 Высокочтимые благоверные святые мученики, принявшие смерть ради хри­стианской веры и спасения Грузии от разорения. О царях Арчиле и Луарсабе см. примеч. 18 в материале С. Вардосанизе. Димитрий II Самопожертвователь (1259–1289), искусный дипломат, пытаясь сдержать нашествие врага, также сам отправился в ставку персидского шаха, чье войско подошло к границам Кахетии. Ему предложили выбор: или он перейдет в ислам, и тогда персы не тронут Грузию, или смерть. Царь выбрал смерть. Он был казнен. По сведениям средневековых историков, после его кончины случилось солнечное затмение, персы истолковали его как знамение и отошли от границ Грузии. О князьях Аргветских и царице Кетеван см. примеч. 12 в материале С. Вардосанидзе. 42 Антоний I (Багратиони, 1720–1788) – вступил на патриарший престол вскоре после более чем двадцатилетней оккупации Грузии турками и персами. Активно занялся восстановлением страны. За тесные контакты с католиками, чья система образования его привлекала, был осужден церковным судом как еретик, лишен сана и заключен в крепость, где провел более полутора лет. Уехал в Россию, предстал перед судом РПЦ и был оправдан. Некоторое время служил в России, затем возвратился в Грузию, где ему вернули сан и патриаршее достоинство. Сделал очень много для развития духовного образования в Грузии. Был одним из инициаторов Георгиевского трактата – договора с Россией. Ефрем Философ, или Ефрем Мцире (ок. 1025–1101) – церковный писатель, историк, философ. Получил образование в Константинополе. Перевел и прокомментировал сочинения Иоанна Дамаскина , Ефрема Сирина , Василия Великого . Написал комментарии к Псалтири и Посланиям апостолов. Иоаннэ Петрици (XI–XII вв.), также учился в Константинополе, был близок кругу Иоанна Итала и Михаила Пселла . После их осуждения скрылся в грузинском Петрицонском монастыре в Болгарии. Поэт и гимнограф, философ-неоплатоник, перевел на грузинский язык сочинения Аристотеля, Прокла, Немесия Эмесского и сопроводил их обширными комментариями. Эти комментарии дали толчок общекультурной эволюции и развитию философской мысли в Грузии и повлияли, в частности, на Шота Руставели. Бека и Бешкен Опизари – знаменитые мастера грузинской чеканки по металлу XII– XIII вв. Выполненные ими иконы и оклады икон считаются вершиной грузинского чеканного искусства. Болнисский Сиони – трехнефная базилика конца V в. недалеко от г. Болниси, самый древний из сохранившихся грузинских храмов. Восьмистрочная надпись на восточном фасаде не только указывает точную дату сооружения храма, но и является старейшим, хорошо сохранившимся образцом древнегрузинского письма. Храм известен также особым типом креста, высеченного на фасаде и получившего название «болнисский».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С другой стороны, именно платонизм и неоплатонизм послужили философской основой для формирования многих ересей, в большей или меньшей степени удаленных от истинного христианства, – манихейства, гностицизма, арианства, оригенизма и др. Поэтому с точки зрения целей настоящей работы важно было бы рассмотреть взаимоотношение именно платоновской философии и христианского богословия по наиболее животрепещущим сегодня проблемам. Поскольку влияние этой философии на христианское богословие осуществлялось, прежде всего, через неоплатонизм (Плотина и его учеников и последователей – Порфирия и Прокла), то прежде всего надо ознакомиться с основными моментами философии Плотина в тех ее аспектах, которые оказались наиболее значимыми для развития христианского богословия. Прямые упоминания у отцов и учителей Церкви о Плотине встречаются крайне редко. Среди тех, кто с какой-либо целью упоминает имя Плотина, мы можем с уверенностью назвать лишь блаж. Августина, Немезия Эмесского и Евсевия Кесарийского . Однако через Оригена , обучавшегося вместе с Плотином в Александрии у Аммония Саккаса, Плотин оказал огромное влияние на многих восточных отцов Церкви. По крайней мере, заметно заимствование некоторых идей и образов Плотина у свв. Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского , Максима Исповедника , Псевдо- Дионисия Ареопагита . Чаще всего философия Плотина ассоциируется с его учением о трех ипостасях – Душе, Уме и Едином. Количество этих ипостасей и их субстанциальный характер по отношению к чувственному, материальному миру у многих невольно вызывал ассоциацию с Пресвятой Троицей. Плотин к тому же столь аргументированно показал характер соотношения этих ипостасей и столь недвусмысленно указывал, что они и есть божество (V, 1:7), что многие христианские богословы в той или иной степени переносили плотиновский субординационизм и эманатийное порождение ипостасей на взаимодействие Лиц Св. Троицы. Как убедительно показывает В.В.Болотов , этот субординационизм был характерен для Оригена , который впервые, одновременно с Плотином и, возможно даже, под его влиянием, но в совершенно другом значении стал использовать термин ипостась (+up)ostasiq) 33 для обозначения Лиц Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/fi...

объясняет их на основании различения между бесстрастным божеством Сына и воспринятым Им человечеством. В кн. 11 истолковывается подчинение воскресшего Христа Отцу (Ин 20. 17; 1 Кор 15. 28). В кн. 12 приводится правосл. толкование ключевого для ариан текста, по их мнению указывающего на тварность Сына (Притч 8. 22), в связи с чем обосновывается отличие вечного рождения Сына от творения, происходящего во времени. В последних главах (55-57), представляющих своего рода добавление, не имеющее непосредственного отношения к предыдущему содержанию, доказывается божество Св. Духа против пневматомахов. Заканчивается трактат молитвой к Богу о сохранении истинной веры (гл. 57). При написании трактата И. использовал как зап., так и вост. источники: труды сщмч. Иринея Лионского, Тертуллиана , Новациана , свт. Афанасия Великого, Евсевия Эмесского, Василия Анкирского и др. (см.: Doignon, Figura. 1999. P. 32-45). По глубине содержания и полноте охвата трактат представляет собой новый этап в развитии лат. догматической литературы; он оказал существенное влияние не только на совр. И. антиарианских полемистов, но и на последующие поколения латинских богословов ( Simonetti. 1986. P. 42). Историко-полемические «Liber de Synodis seu de fide Orientalium» (Книга о Соборах, или О вере Восточных; PL. 10. Col. 479-546; CPL, N 434), написана в кон. 358 - нач. 359 г. по просьбе галльских епископов, в качестве адресата (особенно в последних главах) также имеются в виду вост. омиусиане. Название «De Synodis» приводится блж. Иеронимом (см.: Hieron. Ep. 5. 2; Idem. De vir. illustr. 100); сам И. называл сочинение «litterae» (послание; ср.: Facund. Pro defens. cap. 6//PL. 67. Col. 789); 2-я часть названия: «Seu de fide Orientalium», вероятно, была добавлена впосл. для более точного обозначения содержания ( Попов. 2004. С. 446). Книга состоит из 2 частей. В 1-й ч. (главы 1-65) после небольшого вступления, в к-ром говорится о поводе и цели написания книги, И. берет в качестве отправной точки 2-ю сирмийскую формулу 357 г.

http://pravenc.ru/text/389089.html

Амвросий Александрийский.    Амвросий Александрийский, ученик Дидима, написал большой труд «О доктринах» против Аполлинария и, как мне недавно сообщили, комментарии к Иову. В настоящее время он жив. Максим.    Максим, философ, родился в Александрии, был посвящен в сан епископа в Константинополе и впоследствии низложен. Написал выдающееся произведение «О вере» против ариан и передал его императору Грациану в Милане. Григорий Нисский.    Григорий, епископ Ниссы, брат Василия Кесарийского, несколько лет тому назад прочитал Григорию Назианзину и мне книгу против Евномия. Говорят, он написал еще много других произведений и продолжает писать. Иоанн Антиохийский.    Иоанн, пресвитер церкви в Антиохии, последователь Евсевия Эмесского и Диодора, известен тем, что написал множество книг, но из них я прочитал только его труд «Слово о священстве». Геласий.    Геласий, епископ Кесарии Палестинской после Евзоя, известен тем, что писал более или менее гладким стилем, но не публиковал свои произведения. Феотим.    Феотим, епископ из города Том в Скифии, опубликовал краткие, афористические трактаты в форме диалогов в старинном стиле. Мне известно, что он пишет сейчас другие книги. Декстер.    Декстер, сын Пакиана, которого я упоминал выше, выделялся среди представителей своего поколения и посвятил себя служению христианской вере. Написал, как мне говорили, «Всеобщую историю», которую я еще не читал. Амфилохий.    Амфилохий, епископ Иконийский, недавно прочитал мне книгу «О Святом Духе», доказывая, что Святой Дух — Бог, что Его следует почитать и что Он всемогущ. Софроний.    Софроний, человек высочайшей учености, написал, будучи еще юношей, «Похвалу Вифлеему», а недавно — значительный труд «О ниспровержении Сераписа», кроме того, послание к Евстахию, «О девственности», «Жизнеописание монаха Илариона». Он перевел мои небольшие работы на греческий язык отточенным стилем, а также Псалтирь и книги Пророков, переведенных мною с древнееврейского языка на латинский. Иероним.    Я, Иероним, сын Евсевия из города Стридона, который находился на границе между Далмацией и Паннонией и был разрушен готами, до настоящего времени, т.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Мир представал перед мысленным взором читателя этих строк, словно одна большая книга, возвещающая благой Промысел благого Творца. После Василия Великого и Григория Нисского космология входила неотъемлемой частью в систему богословского знания (хотя, как мы видели, ей учил уже Ориген ); ее нельзя было игнорировать, и не случайно св. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении» уделяет ей столько места. Само знание о мире – как и действие в мире (см. гл. 3) – получало тем самым свое принципиальное оправдание, провоцируя не бегство от мира, но вхождение в мир – с целью его изменения и преображения. Позиция эта для св. Григория Паламы весьма принципиальна. Взгляд на космос как на единое и гармоничное целое; как на гармонию, достигаемую именно через многоединство и благодаря ему, утвердился в святоотеческой мысли. По словам Немезия Эмесского , чья космология являет собой блестящий образец связи (и словесной экспликации этой связи) собственно астрономических и космогонических проблем с учением о Промысле и человеке, «Творец... приспособил друг к другу различные природы так, чтобы всё творение было единым и сродственным... всё гармонически приладил друг к другу и соединил, а через сотворение человека связал воедино умопостигаемое ( τ νοητ) и видимое» 386 . Творение сродственно друг с другом – т. е. внутренне, в самой своей сути едино, а потому прекрасно. «Нужно ли доказывать, – вопрошает Немезий, – что оно [творение] не может быть в лучшем состоянии, чем в каком находится теперь, что... всё премудро и промыслительно сотворено совершенным и прекрасным?» 387 Как же было сотворено всё сущее? «Придерживающиеся библейского учения, – замечает Немезий, – разногласят относительно неба и земли» 388 . Сам же он, опираясь (по убедительному предположению М. Л. Хорькова) на одно из разночтений в Иов.38:30 (вместо πρσωπον δ σεβος – πρσωπον δ βσσον) 389 , учит о создании Богом первозданной бездны («самое имя бездны указывает на беспредельность материи») 390 , из которой со временем – благодаря действию Промысла – возникло всё сущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010