287 Сведения о волнениях в Вильне заимствованы нами из брошюры генерала Цылова «Сигизмунд Сераковский и его казнь», написанной по официальным документам. Популярное изложение истории польского мятежа находится в очерке П. Д. Брянцева: «Польский мятеж 1863 года». Вольна, 1892. 290 Дело Литовской духовной консистории, 1861 год, 664. Первый номер Литовских епархиальных ведомостей вышел 15 января 1863 года; напечатан в типографии О. Блюмовича. В первых двух номерах помещена оригинальная статья профессора М. О. Кояловича: «Историческое призвание западнорусского православного духовенства». 291 В некоторых деревнях, смежных с костелами или расположенных среди шляхетских околиц, прихожане читают молитвы по-польски, а не по-славянски. На предложение преосвященного Игнатия прочитать символ веры , некоторые старые простолюдины произносили по старине прибавление о Святом Духе «и от Сына исходящего». 294 Того же 23 мая был повешен священник соседней Минской епархии Д. Конопасевич. Первая смертная казнь в Вильне совершена, по конфирмации Муравьева, 22 мая. Первым быль казнен ксендз Желудского костела Ишора, а 24 мая – ксендз Земацкий и шляхтич Ляскович – все три из Лидиного уезда. Ксендзы повешены за то, что прочитали в январе, в своих костелах, возмутительные манифесты и подговаривали крестьян к восстанию. Бывший начальник штаба М. Н. Муравьева уверял, будто митрополит Иосиф ходатайствовал перед Муравьевым о помиловании ксендза Ишоры («Русская старина», 1883 год, II, 228). Если это ходатайство не вымысел современников, то высокопреосвященный Иосиф, конечно, думал этим ходатайством спасти священников от мести поляков. Скоро после казни ксендзов был выслан М. Н. Муравьевым из Вильны на жительство в Вятку Виленский епископ Красинский, как один из усерднейших деятелей мятежа. Ксендзы формировали банды и сами становились в их главе. 295 На могиле священника Романа Рапацкого недавно устроена церковь во имя св. мученика Романа, на собранные пожертвования. Одним из главных жертвователей был ныне благополучно царствующий Государь Император. Груша, место мучения отца Романа, была срублена скоро после его смерти. Прихожане священников Прокоповича и Рапацкого, явившиеся безучастными зрителями зверской казни ни в чем неповинных их пастырей, запятнали себя вечным позором. (Подробности заимствованы нами из рукописей: «Церковно-историческое описание Суражского и Котранского приходов», 1887 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

С 1822 года, по случаю усилившегося уклонения православных жителей в Москве в поповщину и по случаю совершения браков православных с старообрядками в рогожских часовнях, обращено было строгое внимание на рогожских попов и попечителей. В 1823 году, 13 и 14 января, в Рождественской часовне поставлена была новая полотняная церковь, и несколько попов соборне служили литургии при огромном стечении народа и в том числе православных. Православный купец Яков Игнатьев довел об этих соблазнительных для православия богослужениях до сведения местного начальства. Был сделан осмотр всех заведений кладбища, и в алтаре Рождественской часовни нашли полотняную церковь. Она была отобрана, и все часовни запечатаны. Старообрядцы пришли в ужас, но, по свидетельству жившего в то время на Рогожском кладбище протоиерея Арсеньева, благодаря просьбам и ходатайству тогдашних попечителей, Антипы Дмитриевича Шелапутина и Василья Ефремовича Соколова, через несколько дней часовни были открыты. Это подтверждается и архивными делами. Святейший синод, при суждении дела о полотняной церкви и рогожских часовнях, постановил «по неимению доказательства, что полотняная церковь действительно существовала на Рогожском кладбище до нынешняго ея открытия в 1823 году, на основании указа 1818 года, быть ей не дозволять, а церковь возвратить в тот монастырь, из коего взята». Император Александр Павлович при докладе святейшего синода изволил сказать: «если хочет Рогожское кладбище сохранить эту церковь, пусть присоединится к единоверию, а если не согласится — отправить церковь». Попечители были обязаны подпиской впредь не дозволять на их Рогожском кладбище служения литургий, но литургии, хотя редко и тайно, но совершались в часовнях по ночам, куда допускались весьма немногие и самые надежные люди. В этом удостоверяет сам рогожский священнослужитель, протоиерей Арсеньев, служивший такие обедни. Он же говорит, что вслед за тем дозволенные попы стали опасаться служить в полотняных церквах, и недостаток в запасных дарах случался у них ежегодно, даже по нескольку раз в год. В таком случае попы обращались к попечителям с просьбой сделать распоряжение о запасных дарах. И они выписывали их с Иргиза или из Стародубья от тамошних настоятелей (от Силуяна в Верхнепреображенском на Иргизе, от Рафаила в Покровском, Новозыбковского уезда, и от Сергия в Никольском, Суражского уезда Черниговской губернии). Получив дары, попечители приглашали попов в контору кладбища и делили между ними присланное. По закрытии иргизских и стародубских монастырей не стало откуда брать причастие, а запасные дары по правилам церковным должно пополнять ежегодно. Тогда стали служить обедни недозволенные беглые попы в кельях рогожских матерей Пульхерии и Александры, у которых были свои полотняные церкви, а также в тайнике рогожского общественного сада. Первая архиерейская обедня в полотняной церкви на Рогожском кладбище совершена была в одном из богадельных зданий, известном под названием «холерной палаты».

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

для визитации в Тадулинский монастырь, визитацией не занимался, а разъезжал по домам помещиков, возвращаясь из гостей в полночь, «что знают все монахи и дворовые люди», a 8-го декабря на балу у Сурожского предводителя дворянства Богдановича, в присутствии Витебского благочинного Клодницкого, Заручевского священника Стратановича и множества помещиков, заставил своих певчих петь песню «Дзед кажет пшеннца, баба ни кажи ни словечка, нихай будзиц гречка» и пр. После этого случая разнеслись в Суражском уезде слухи, что Лужинский приказал петь приведенную песню «для пренебрежения господствующего обряда». Вообще, сообщал Закалинский, ходят слухи, что Лужинский требует только внешнего исполнения Высочайшего повеления об искоренении обрядов, чуждых гр.-восточной церкви, лишь до какой-то перемены, под которой разумели какую-то войну... Ходили слухи, что еп.Лужинский под предлогом визитов и служения ездит только познакомиться с обывателями и снискать их дружбу и приверженность 790 . Мы уже знаем, как беспокоили и смущали пр.Смарагда подобные слухи, дружба и пирушки Лужинского с помещиками. В конце концов вышло так, что пр.Смарагд никому из униатов не верил, не верил священникам и протоиереям униатским, не верил Лужинскому, не верил даже и Семашке, подозревая всех их в разных кознях и замыслах. «В своих противозаконных поступках сии неблагомыслящие лицемеры весьма много надеются на пр.Семашку, который, по словам их, что захочет, то сделает у Дмитрия Николаевича 791 . Сей Семашко везде с бывшим Гродненским губернатором Муравьевым восхваляет приверженность своей епархии к православию, а между тем, я могу доставить вашему превосходительству неоспоримые доказательства совершенно противного», – писал 7-го апреля 1835 г. пр.Смарагд обер-прокурору Св.Синода 792 . Считая всех униатов хитрецами и обманщиками, пр.Смарагд себя одного считал настоящим воссоединителем, свой образ действий единственно правильным и упорно шел своим путем, присоединяя к православию один за другим униатские приходы и совершенно не подозревая о том вреде, какой он наносил своими успехами воссоединительному делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

   В 1955 г. по старости и немощи о. Иларион был освобожден от послушаний. Он так был болен, что и лежать было ему тяжело, но ежедневно о. Илларион понуждал себя, с трудом переступая, ходить в храм ко всем богослужениям и выстаивал все службы с начала до конца, несмотря на то, что ноги его были покрыты ранами и язвами. Автор этих строк, исполняя в течение нескольких лет послушание заведующего аптекой, врачевал и перевязывал его раны и видел, как из них даже черви выпрыгивали, но старец, крепкий терпением, так весь был устремлен в мир духовный, что не обращал на это внимания, болезнь телесная не ощущалась им. Терпеливое, смиренное, спокойное перенесение испытаний приводит к тому, что они в кратчайшее время теряют свою остроту и перестают беспокоить душу, в то время как ропот не только отодвигает время успокоения, но и вызывает еще большее возмущение в душе, и через то испытания еще более увеличиваются. До конца дней иеросхимонах Иларион за все благодарил Бога и безропотно нес свой крест. 14 декабря на девяносто первом году жизни с молитвой на устах он предал дух свой Богу. Архивные документы    Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1944 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 6.    Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1954 г.//Там же, д. 34.    Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1955 г.//Там же, д. 37.    Документы АСЕУ, АУПЦ. СХИМОНАХ СИМОН (†1958) (Память 26 декабря ст. ст./8 января нов. ст.)    Схимонах Симон (в миру Сергей Григорьевич Хондошко) родился 2 сентября 1877 г. в селе Ляличи Суражского уезда Черниговской губернии . В 1899 г. он поступил в Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. В этой обители, основанной на Кавказе монахами Русского Свято-Пантелеимонова монастыря Святой Афонской Горы, в то время подвизались и мудрые в духовной жизни Афонские старцы — последователи учения старца Паисия (Величковского), советами которых руководствовался молодой подвижник. Особенно он почитал настоятелей обители старца архимандрита Иерона, управлявшего монастырем до 1912 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Новодворская икона Божией Матери. XIX в. (?) (Троицкий мон-рь в Курске) Согласно фототипии кон. XIX - нач. ХХ в., Н. и. из Каменского Успенского монастыря написана в живописной манере. Ее иконография соответствует иконографии Ченстоховской иконы Божией Матери.Ризы Девы Марии усыпаны звездочками. Головы Богоматери и Младенца венчают короны закрытого типа, украшенные барочным растительным орнаментом. Спереди над обручем расположен овальный медальон, у Богоматери в нем просматривается буква М. Возможно, запечатленная на фототипии икона (поверхность не затемнена, и отдельные элементы просматриваются четко) подвергалась поновлениям, т. к. манера письма более характерна для провинциальной малороссийской живописи 2-й пол.- кон. XIX в. Наличие корон на головах Богоматери и Младенца и отсутствие изображенных привесов к иконе говорят о том, что прообразом для нее послужил список, созданный в период от 1656 г. до рубежа XVII и XVIII вв., т. е. в промежуток времени между коронованием Ченстоховской иконы и появлением в рус. иконописной традиции изображения на Ченстоховской и Н. и. драгоценных даров. Такой тип вполне соотносится с датой дарения архиеп. Лазарем (Барановичем) Каменско-Успенскому мон-рю в 1687 г. келейного списка. Один из списков Н. и. находился в киевском Златоверхом Михайловском мон-ре, где располагался в соборном храме на столбе за правым клиросом. В фондах Черниговского художественного музея находится подписная икона, датированная 1823 г. ЧХМ 1740). Несколько примитивная манера письма и тяжелый рисунок указывают на работу местного иконописца. Внизу помещена надпись: «Изображение Чудотворнаго образа Пресвятой Богородицы С[ур]ажского Благовещенскаго монастыря. Написася 1823 года августа 3 дня». В 1991-2002 гг. в Сураже на месте разрушенного Благовещенского храма был возведен новый. В возрожденную церковь прихожане пожертвовали аналойный список Н. и., на нижнем поле которого сохранилась надпись: «Изображение иконы Пресвятыя Богородицы Чудотворной называемой Новодворская, обретающейся ныне Епархии Черниговской в Благовещенской Суражской церкви. 1866 года февраля 17 дня». В этом образе просматриваются и иконографические, и живописные особенности Ченстоховской иконы как протографа. Это не только положение фигур, жесты, расписанные золотыми звездами ризы Богоматери и Младенца, но и подчеркнутая «темноликость» Богородицы.

http://pravenc.ru/text/2577817.html

Сведения об облике О. представлены в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в., где содержатся описания Собора Киево-Печерских святых (имена 130 преподобных, все без указания дней памяти): «Сед, брада Сергиева (прп. Сергия Радонежского.- Авт.), на главе кавтырь или клабук черной, риза преподобническая, испод вохра, руце у сердца сложены вместе» (БАН. Строг. 66. Л. 311 об.- «правая страна», 19-й, назван пустынником; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. 4765, кон. XVIII в.). Согласно этому, зафиксированному в подлиннике варианту «соборной» иконографии Киево-Печерских чудотворцев, фигура О. находится в левой группе святых, почивающих в Ближних пещерах, к-рую возглавляет прп. Антоний Печерский, и замыкает «пятерицу» с образами преподобных (Сисоя Затворника, Феофана Постника, Нестора Летописца (диакона) и Анастасия Затворника) в 7-м ряду снизу. Такое местоположение О. остается действительным для всех традиц. станковых композиций Собора Киево-Печерских святых, в т. ч. для самых ранних гравюр с этим изображением - кон. XVII в. (грубой работы, на нижнем поле следы счищенных надписей) и 1-й пол. XVIII в. (без монограммы гравера) ( Ровинский . Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1506, 1507). В составе «пятерицы» святых, куда входит образ О., могут быть разночтения (напр., Симон Затворник (см.: Там же. С. 622) вместо Сисоя Затворника). Характерной чертой образа О. является максимальный разворот его фигуры, к-рая представлена в профиль и обращена вправо, к центру; голова покрыта куколем, взор направлен вверх. К памятникам, воспроизводящим данный вариант иконографии, относится ряд гравюр (почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (Там же. С. 621. 1505); Мартина Нехорошевского, сер. XVIII в. (Там же. 1509); Иоанна Кончаковского, 1771 (1774?) (Там же. 1510); Герасима Проценко, 1821 (Там же. С. 623. 1511) и мн. др. (Там же. 1512-1518; Кн. 4. С. 761. 1505а; С. 761-763. 1517)); икон (напр., из Киево-Печерской лавры, 2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ; из мастерской Киево-Печерской лавры, сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове; иконописца из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.), 2-я пол. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова, и мн. др.); литографий (напр., 1893 г., ГЛМ; на хромолитографии кон. XIX - нач. XX в., Почаевская Успенская лавра) и мн. др. В большинстве случаев в нимбе при имени содержится указание на пустыннический подвиг святого, как, напр., на иконе 1-й трети XIX в. (КБМЗ): «П. Онисимъ Пустын.».

http://pravenc.ru/text/2578417.html

Потапова Екатерина Васильевна – жена Виленского генерал-губернатора. Потапов Александр Львович – генерал-адъютант, генерал-лейтенант, Виленский генерал-губернатор. Прокопович – священник Суражской церкви. Протасевич В. – священник, благочинный Волковысский. Протасевич Иустин – священник Турейской церкви. Протасов Николай Александрович – граф, обер-прокурор св. Синода. Пузина – князь, помещик.  Пусловский – Виленский губернский, предводитель дворянства. Путятин Родион – протоиерей г. Рыбинска, известный проповедник. Пщолко Антоний – протоиерей, член Литовской духовной консистории. Пщолко – священник, эпитимист. Радзиванский – ксендз Рафаиловского костела. Радзивилл – князь, католик, принявший православие. Райский – псаломщик Сычевской церкви. Ральцевич Каллист – священник Девятковской церкви. Рапацкий Роман – священник Котранской церкви. Ратч – автор книги «Сведения о польском мятеже». Ретовский – ксендз Тельшевского костела. Розенберг – солдат из евреев отступник от православия. Розенталь – Виленский купец. Рубан – еврей. Савиневич – крестьянин. Савицкий Кирилл – священник, благочинный Уманьский. Савицкий – священник. Савич Людвиг – священник, благочинный Колесницкий. Сакович Иосиф – священник Городецкой церкви. Свечин – помещик в Верцелишском приходе. Семенов Алексей Васильевич – Виленский гражданский губернатор, сенатор. Серафим (Глаголевский) – митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Сергий (Спасский) – доктор богословия, епископ Ковенский, епископ Могилевский, архиепископ Владимирский. Сингелевич Иоанн – священник, благочинный Староконстантиновский. Ситкевич – священник, благочинный. Скабалланович – священник Нарочской церкви. Скрабовский – ксендз. Скирмунт Александр – помещик Кобринского уезда. Скоробогатов – Ковенский раскольник беспоповской секты. Смарагд (Троицкий) – иеромонах, смотритель Виленского духовного училища, после епископ Ковенский. Смирнов Евграф – действительный статский советник, директор Полоцкой учительской семинарии, автор учебника «Всеобщая церковная история».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Когда старец почувствовал, что силы его угасают, то неоднократно обращался с прошением к епархиальному начальству о возвращении его в обитель. Наконец, в декабре 1956 года он переехал в Глинскую пустынь, где вел высокодуховный образ жизни и постоянно готовился к смерти. Много лет в келлии его был только гроб, в котором он и спал. По ночам он занимался Иисусовой молитвой, не вмешивался ни в какие монастырские дела, но обращался со всеми с искренней любовью, особенно поддерживал молодых иноков, стремился привить им любовь к молитве. Он говорил, что молитва – это путь к Богу. Молитва носит в себе духовную силу, которая разрушает все козни врага. Имея великую ревность к богоугодной жизни, о. Зосима особенно жаждал схимы и долго ее просил, но сподобился принять лишь во время предсмертной болезни. Схиигумен Андроник (Лукаш) постриг его в схиму келейно накануне празднования преставления св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова и нарек ему имя Иоанн. Уведомление об этом было послано епархиальному архиерею уже после пострига. Через два дня после принятия схимы 11 октября 1957 года старец почил о Господе 1707 . Схимонах Симон (в миру Сергий Григорьевич Хондошко) родился 2 сентября 1877 года в селе Ляличи Суражского уезда Черниговской губернии. В 1899 году он поступил в Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь 1708 . В этой обители, основанной на Кавказе монахами Русского Свято-Пантелеимонова монастыря Святой Афонской Горы, в то время подвизались и мудрые в духовной жизни Афонские старцы – последователи учения преп. старца Паисия Величковского , советами которых и руководствовался молодой подвижник. Особенно он почитал настоятелей обители: старца архимандрита Иерона, управлявшего монастырем до 1912 года 1709 , и его преемника игумена Илариона. В 1913 году Сергий был пострижен в монашество с именем Симон. Стремясь обновить и очистить свои помышления, он постоянно осуждал самого себя. Память смертная и страх будущего суда, как огонь, поядали нечистоту его сердца и приготовляли к принятию благодатных

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Хозяева Рузск. у.); VI, 1726 г., 56 (вызов архим. Мелхиседека в Спб. на чреду священнослуж.), 408 (в 1724 г. по просьбе архим. Мелхиседека приписан к нему Крестовоздвижен. Ржевский м-рь), 441 (в 1727 г. сюда назначен архимандритом ризничий Алекс.-Нев. м-ря иеромон. Сергий Прозоровский); VII, 1727 г., 325 (архим. Сергий был на коронации Имп. Петра II в 1728 г.), прилож., XXXII, VI (архим. Герман в 1722 г. за суеверие сослан во Флорищеву пустынь, вместо штрафа 1.020 руб.); VIII, 1728 г., 97 (земельные владения м-ря), 190 (прошение об определении в м-рь архимандритом иеромон. Иоакима); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 1407 (межев. книга 1668 г. вогчин м-ря деревни Трусовой и пустоши Кирдеевой Суражского стана); II, 3083 (межев. кн. 1659 г. вотчин. земли в дер. Гостковой Козельск. у.), 3092 (межев. кн. 1671 г. земли в селе Вейне Козельск. у.), 3093 (межев. кн. 1671 г. земли в дер. Дубне Козельск. у.), 3095 (межев. кн. 1672 г. земли в дер. Побужье Козель. у), 3108 (межев. кн. 1679 г. земли в с. Вейне и д. Побужье), книги дозорн., переписн. и проч., стр. 76, 87 (опись 1678 и 1680 г. церков. земли в вотчин. м-ря села Ангелова, дер. Вельяминовой и сельца Трусова), 169 (опись 1620 г. монастыр. земли в гор. Ржеве-Володимирове); IV, грамоты, 145, 202 (купчая после 1479 г. Сем. Сухана Мечова игум. Иосифу на сельцо Кожевниково), 203 (купчая после 1479 г. Варв. Бибиковой на дер. Митинскую), 204 (тоже Вас. Плохова на дер. Берсенево), 146, 205 (данная после 1479 г. Мих. Глебовича на дер. Фомачево), 206 (тоже Ив. Юрьев. Синицы на сельцо Попаилово), 150, 263 (жал. гр. 1498 г. кн. Федора Борис. игум. Иосифу на право рыбн. ловли в оз. Селигере), 151, 271 (духовная 1500 г. Дм. Конст. Хворостинина игум. Иосифу на дер. Беляницыну); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библиот.», I, 3, 8 (еписк. Твер. Акакий был пострижен игум. Иосифом; старец Фотий, ученик велик. старца Кассиана Босого, составил канон и всю службу преп. Иосифу), 93, 6 (отлучение игум. Иосифа архиеп. Серапионом), 99, 9 (соборн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Новый Дроков. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. По благословению Преосвященнейшего Владимира, епископа Клинцовского и Трубчевского, в 2016 году в с. Новый Дроков начались строительные работы по возведению часовни во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Деревянный храм во имя святителя Николая в с. Новый Дроков Суражского района, возведенный в 1905 году, недолго собирал селян под своими сводами для общей молитвы. В годы Великой Отечественной войны, в 1943 году, он был сожжён. 18 декабря 2020 года благочинный Суражского церковного округа протоиерей Владимир Фараон совершил чин освящения Креста и главки часовни во имя святителя Николая в с. Новый Дроков Суражского района. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=54524

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010