Вслед за сим предписанием митрополит сделал распоряжение, чтобы по всем церквам его епархии, по примеру Варшавской, во время богослужения, пока не прекратится мятеж, присоединять к чтениям особенные прошения, соответствующие современным обстоятельствам, и велел также безотлагательно доносить ему о тех священно-церковнослужителях, которые пострадают от мятежнических шаек. Между тем скоро оказалось, что Литовское духовенство, подкрепленное посланием своего маститого архипастыря, мужественно встретило мятежников, и даже некоторые из его членов не только поплатились своим имуществом и разного рода истязаниями за свою верность пастырскому долгу, но и даже положили свою жизнь за это. Так священник Суражской церкви, о. Константин Прокопович был жестоко бит инсургентами, застрелен, и, наконец, повешен за то, что он доносил начальству о появлявшихся шайках. Другой священник, о. Роман Рапацкий, был зверски умерщвлен шайкой польских мятежников также за то, что он будто бы доносил военному начальству о появлении шаек инсургентов. Что касается до лиц из духовенства, подвергшихся ограблению или истязаниям, то таковых было очень много. При этом скорбном положении литовского духовенства сказалась горячая любовь и заботливость о нем архипастыря, который тотчас же, по получении известий о бедствии, постигшем кого-либо из его духовенства, спешил ему на помощь, оказывая материальное пособие ему, или же, в случае его смерти, семейству. О самом же пострадавшем возносил усердные мольбы к Богу об упокоении души страдальца за веру, Царя и отечество, в селении праведных. Так, тотчас же, по получении известия о мученической кончине о. Рапацкого, преосвященный Иосиф, после ранней обедни, отслужил сам по нем панихиду, и, в обеспечение пострадавшего семейства, предписал сына взять на казенное содержание в духовном училище, жену покойного с детьми оставить в том же церковном помещении впредь до дальнейшего распоряжения, предоставив ей пользоваться хозяйственными плодами настоящего года от священнической земли, и консистории велел немедленно представить ему соображение о том, какое окажется возможным сделать этому несчастному семейству пособие со стороны епархиального начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Если теперь представить множество иезуитских коллегий и миссий, монастыри других католических орденов, каждый из которых сумел устроить резиденции в разных местах епархии, то вся Белорусская епархия окажется покрытой сплошной густой сетью католических и униатских окатоличенных монастырей. Только православным монастырям мало было места в Белорусской епархии: на протяжении почти ее, в губерниях Могилевской и Витебской их было всего 13; в Могилевской – семь мужских и три женских, в Витебской – три мужских 42 . К 1833 году дело изменилось к лучшему. Иезуиты еще в 1820 году были изгнаны из России, а их гнезда переданы другим – базилианам и пиарам. Указ 22-го апреля 1828 года значительно сократил число базилианских монастырей, так что в 1834 году в Белорусской епархии оставалось всего 13 мужских (Тадулинский, Полоцкий-Борисоглебский, Махировский, Вербиловский, Оршанский, Пустынский, Марившгский, Онуфриевский, Березвеческий, Ляданский, Иллукштадский, Явобштадский и Тригурский) и три женских (Полоцкий при Софийском соборе. Витебский Свято-Духовский и Оршанский 43 . Указ же 1832 г. сильно убавил количество католических монастырей: в Могилевской р.-католической архиепископии из 304 было закрыто 191 44 . Но все-таки число их в Белорусской епархии оставалось значительным. Так в Минской губернии до 1832 г. было 35, в 1832 году закрыто 22, – осталось 13; из них для Белорусской епархии – десять: в Борисовском уезде – 4, Игуменском – 2, Бобруйском – 1, Мозырском – 3. В Витебской губернии, в центре Белорусской епархии, в 1833 году еще существовало 20 р. католических монастырей: в Витебске – доминиканский, тринитарский и бернардинский 45 ; в Полоцке – францисканский 46 , бернардинский и доминиканский; в Лепельском уезде: в Губине – францисканский 47 , в Сельце – бернардинский 48 , в Чашниках – доминикаиский 49 , в Ушаче – доминиканский 50 , в Невельском уезде: в Сокольниках – францисканский 51 ; в Суражском уезде, в Станкове –кармелитский 52 : в Динабургском: в Рушонах – доминиканский 53 , в Атлонах – доминиканский 54 , в Креславке – миссионерский 55 , в г.Режице – бернардинский 56 : в Люцинском уезде, в Посине – доминиканский 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Виленских мучеников. С прибытием Муравьева в Вильну и с принятием им решительных мер к подавлению мятежа, польско-ксендзовская партия сделала отчаянные усилия к сопротивлению. Первыми жертвами усилившегося польского мятежа были наиболее ревностные исполнители своего долга – православные священнослужители. В ночь с 22-го на 23-е мая был повешен мятежниками, после жесточайших мучений, священник Суражской церкви, Белостокскаго уезда, Константин Прокопович, как говорили, за то, что принимал к себе в дом военных, шедших чрез местечко Сураж против мятежнических шаек. Впрочем настоящая причина мучения свящ. Прокоповича доселе никому неизвестна. Свящ. Прокопович был любим одинаково как православными, так и католиками, которые и теперь со слезами на глазах вспоминают о нем. Он никогда не отказывал нуждающимся в посильной помощи, бедных больных снабжал, безвозмездно, лекарствами из своей аптечки. Скоро (3 июня), также зверским образом, был повешен в селе Котре, Пружанскаго уезда, Гродненской губернии, священник Роман Рапацкий, которого подозревали в донесении начальству о движениях повстанцев. О. Роман был ревностный православный пастырь, устроивший школу для детей в с. Котре. Пастырская его деятельность вооружила против него местного мирового посредника, поляка Анджейковича, который подсылал к нему, в качестве шпиона, волостного писаря, поляка Томашевскаго. Последний сыграл до конца роль Иуды-предателя, указав на возвращавшегося с поля о. Романа его вешателям. Палачи подвели его к груше, стоявшей посреди села, и предложили ему, как бы для подкрепления, выпить водки и папиросу. В ответ на это мученик попросил пригласить жену и детей, чтобы проститься с ними на веки. Но ему отказали в этом; затем повесили веревку на грушу, поставили скамейку и предложили мученику стать на ней. Перекрестясь, без ропота, не выразив ни малейшего укора своим духовным детям, обезумевшим от страха и совершенно безучастным, о. Роман сам наложил на свою шею петлю. Тело его висело четыре дня на груше. На 4-й день он был снят с дерева престарелым священником Мокренской церкви о.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Погода была очень ветреная и холодная, и меня сильно продуло опять в то же больное правое плечо. По возвращении домой, я стал ощущать такую сильную боль, что еле поворачивал головою и совсем не мог поднимать вверх правой руки для осенения себя крестным знамением. Так продолжалось до 28 декабря. Ночь под 28 декабря проведена была мною очень тревожно, нельзя было ни повернуться, ни заснути», и даже трудно было говорить. Встав с трудом рано утром 28 декабря с помощью постороннею и не имея чем помочь себе, вспомнил я про святителя Феодосия Углицкого, мысленно перенесся к нетленным его мощам и просил его о помощи и ходатайстве за меня пред Господом Богом. Нс имея возможности, – так была сильна боль, – поднять руки, чтобы осенить себя крестным знамением, я стал читать тропарь, составленный в честь сего святителя, – и что же!... неожиданно поднимаю правую руку для креста и чувствую, что боли почти незаметно в плече. Сначала мне показалось это невероятным. Поднимаю руку вторично для креста и – о, чудо! – боли совсем не ощущаю. Поблагодарив мысленно Бога ιι святителя Феодосия, я обратился к жене и рассказал ей, что святителю Феодосию угодно было явить свое предстательство за меня и показать на мне свое милосердие, послав мне быстрое исцеление. После сего прошла и боль головы. В благодарность Богу и святителю Феодосию я порешил, чтобы все члены моего семейства утром и вечером в числе молитв читали тропарь и кондак святителю Феодосию Углицкому, Черниговскому чудотворцу, совершившему чудо на мне грешном». 65) Тот же священник доставил сведение об облегчении болезни – удушья, по молитвам к святителю Феодосию, крестьянина дер. Горок, Чериковского уезда, Могилевской губернии, Ивана Феодорова. 66) Вышеупомянутый священник села Кузнецов, Суражского уезда, о. Георгий Россинский, заявил следующее: «15-го февраля 1891 года, вследствие простуды, заболела четырехлетняя дочь моя Вера; 16 февраля, при освидетельствовании больной фельдшером, жар у нее был 38° по Ц.; пульс – 160 ударов в минуту.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Расширением и усовершенствованием администрации организаторская деятельность правительства по части надзора за расколом не исчерпывается. Для наблюдения за точным и неуклонным исполнением своих распоряжений правительство учредило за раскольниками, кроме того, строжайший полицейский надзор. В тех местах, где, отчасти по преобладанию раскольнического населения, отчасти по отдаленности их от центров правительственной власти, раскол держался крепче и распространялся успешнее, правительство открывало полицейские управления, усиливало их состав или даже располагало военные команды. Полицейские управления были открыты: в заштатном городе Судиславле костромской губернии и в посаде Сольце псковской губернии, где большая часть жителей были раскольники 109 . В архангельской и олонецкой губерниях, в видах усиленного надзора, велено «по временам, посылать доверенных чиновников осматривать жилища раскольников»; с учреждением по уездам становых заседателей, одному из них указано иметь постоянное жительство при Выгорецком раскольническом общежитии: при берегах Белого моря, «для ограничения своевольства жителей чрез ближайший надзор» предположено устроить «морскую стражу» 110 . В 1840 году в некоторых слободах черниговской губернии, «наиболее наполненных раскольниками для ограничения своеволия их», по предложению черниговского совещательного комитета. Высочайше одобренному, был расположен военный постой 111 . На основании Высочайшего повеления от 11 сентября 1847 года, в посадах черниговской губернии стародубского уезда – Лежках. Воронке и Еленке и новозыбковского – Чуровичах образованы были особые полиции: в посадах той же губернии, новозыбковского уезда – Климовой, Митькове, Злынке, Шеломах и Тимошкином Перевозе. Городницкого уезда – Дебрянке и Радуле, суражского – Клинцах, Ардоне и Свяцком и стародубского – Млинке были усилены составы земской полиции. Наконец, чтобы содействовать «повсеместному и неуклонному исполнению законов». Высочайше утвержденным 10 июня 1853 г. положением особого секретного комитета было постановлено: усилить городскую и земскую полицию во всех местах, где жительствуют раскольники. Постепенное введение таких полицейских управлений возложено на министра внутренних дел, по собрании им местных сведений и по представлении на Высочайше утверждение, посредством потребных для того полицейских штатов 112 . II. Правительственная деятельность по изучению раскола

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gosudars...

Далее следуют – беглопоповцы, которые по своей численности, как и выше сказано, только немного уступают последователям австрийского раскола, но по своему внутреннему содержанию являются не имеющими той силы, которую имеют последние: отсутствие в настоящее время у них беглых попов и почти совершенная невозможность добыть их является главной причиной их недостаточной устойчивости. Наконец, идут беспоповцы, о которых только-что была речь. Дмитрий Скворцов Приложение: статистическая таблица о старообрядческом расколе в Черниговской епархии за 1900-й год Название местностей, зараженных расколом Толк окружников Толк противоокружников Толк беглопоповцев Толк беспоповцев Число моленных Окружн. Против. Беглоп. Беспоп. I Новозыбковский уезд г. Новозыбков пос. Климов пос. Митьковка пос. Злынка Тимош. Перевоз Шеломы пос. Чуровичи с. Вел. Топаль с. Мал. Топаль с. Стар. Кривец с. Манюки с. Кирилловка Итого по Новозыбкоскому уезду II Суражский уезд пос. Клинцы пос. Ардонь пос. Святск Итого по Суражскому уезду III Стародубский уезд пос. Лужки пос. Елионка пос. Воронок г. Стародуб Новомлынка с. Андрейкович с. Куркович Преображенский Гарцовский приход Итого по Стародубскому уезду IV Городнянский уезд пос. Добрянка с. Радуль Итого по Городнянскому уезду Примечание 1-е. В прочих уездах, в которых число раскольников незначительно, на основании доставленных об этом сведений, может быть увазано более точно только общее число раскольников – австрийцев, без подразделения их на окружников и противоокружников, и только приблизительно это общее число их по уездам можно подразделить по означенным ветвям австрийского раскола. По Австрийскому священству V Борзенский уезд с. Мартыновка с. Плиски с Парафиевка Итого по Борзенскому уезду VI Глуховский уезд с. Тулиголово с. Марчихина Буда дер. Родионовка Итого по Глуховскому уезду VII Конотопский уезд г.Конотоп – в прих. Успенской церкви в Соборном прих. в прих. Александро-Невской ц. на ст. Конотоп Итого по Конотопскому уезду VIII Козелецкий уезд г. Козелец 36 37 38 39 м. Бобровица м. Нов. Басань м. Быков с. Куламанцы Итого по Козелецкому уезду IX Нежинский уезд г. Нежин – всего раскольников без обозначения толков с. Вересоч с. Хибаловка с. Носовка Итого по Нежинскому уезду Примечание 2-е Из общего числа раскольников г. Нежина (м.п. 9, ж.п. 4) и-го благочинного округа Сосницкого уезда (м.п. 22, ж.п. 27 – см. ниже в конце) на долю раскольников по австрийскому священству справедливо будет положить м.п. 21 и ж.п. 21, на долю беглопоповцев и беспоповцев по 5 человек муж. и жен. пола.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Приблизительно, современный раскол Черниговской области разделяется по толкам следующим образом. Первое место занимают поповцы по австрийскому или белокриницкому священству, с подразделением их на окружников и противоокружников (всех их насчитывается 29593, из коих окружников 23176, а противоокружников 6417), за ними следуют беглопоповцы (10942 чел.). Из этих исчислений видно, что почти целую половину раскольников Черниговской епархии составляют так называемые австрийцы, а из них громадное большинство падает на долю окружников. Но окружники занимают первое место в мире Черниговского раскола не только по своей численности, но и по тем интеллектуальным и материальным силам и средствам, какими они располагают: почти все более выдающиеся по богатству и в отношении умственном в раскольническом Стародубье тяготеет к окружничеству. Поэтому обозрение раскола в Черниговской епархии и нужно начать с окружников. Окружники. У окружников Черниговской епархии существует два главных центра, около которых сосредотачивается почти вся жизнедеятельность местного окружничества, и которые имеют большое влияние и вообще на ход событий и дел этого толка: один из этих центров можно назвать по преимуществу духовно-церковным, а другой – умственно-руководительным, ающим, так сказать, тон и направление тем или иным событиям и веяниям в мире окружничества. Первым центром является посад Клинцы (Суражского уезда), а вторым г. Новозыбков. В пос. Клинцах раскольническое население составляют почти исключительно одни окружники, коих насчитывается здесь 5647 (муж. п. 2782 и жен. 2865), и очень незначительную часть его составляют беспоповцы (по местному названию «колики») и беглопоповцы – лужковцы, по своему духу и направлению весьма близкие к беспоповщине; а противоокружники (партия враждебная окружникам) совсем не имеют в Клинцах своих представителей. Окружники пос. Клинцов принадлежат преимущественно к мещанскому сословию и занимаются фабричною и заводскою промышленностью, частью кустарным промыслом, торговлею и наемом на стороне фруктовых садов и огородов (баштанов).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Труда положено было на увещание очень много. Иногда ему приходилось проводить целые ночи за убеждением упорствующих, иногда – выбывать в их дома, чтобы там лучше повлиять на них. Приходилось действовать не всегда одними научными доводами в пользу истинности православной церкви. Когда эти доводы оказывались недостаточно убедительными для униатских иереев, – выдвигались аргументы другого рода. Витебско-Задвинского благочинного Клодницкого заставили слушать вразумление Лужинского, сознать неосновательность учения римской церкви, чистосердечно выразить свое сочувствие делу воссоединения и выдать подписку.. «опасности за некоторые беспорядки в его благочинии», сделавшиеся Лужинскому известными 460 ; на других имело «влияющую силу архиерейство Лужинского, почти с неограниченной властью над духовенством» 461 . Как бы то ни было, из подвергавшихся убеждениям Лужинского 462 , очень немногие отказались выдать подписки. В Лепельском уезде таких оказалось 18: два благочинных: Лепельский – Точицкий и Бабыничской – Иаков Никонович, протопресвитер, священник Чашницкой церкви Захария Марковский и 15 священников; в Суражском – настоятель Тадулинского монастыря Сил Буковский 463 ; из Витебских градских –священники: Троицкой церкви – Богданович, Никольской – Кулик и Заручево-Воскресенской – Стратонович 464 ; в Дриссенском – трое: священники Освейской, Стрелковской и Церковнянской церквей 465 . Упорствовавшие были наказаны: два Лепельских благочинных и протопресвитер Марковский были отрешены от мест, a 15 священников отправлены в Полоцк для обучения, под руководством прот.Конюшевского, служению по московскому служебнику; Витебские градские и Дриссенские были преданы консисторскому суду 466 . Но устремив всю свою энергию на добывание подписок, пр.Василий во время ревизии не уделил достаточного внимания преобразованиям церквей, согласно постановлению 7-го февраля. Правда, 28-го августа, находясь в пути, он сообщал Хованскому о своих распоряжениях по этому предмету. «Находясь в Могилевской и Витебской губерниях для посещения церквей и монастырей, я входил», – пишет он, – «в ближайшее обозрение употребляемых церковных одежд по примеру заведенного порядка в Софийской Полоцкой кафедральной церкви, найденные римские диаконские ризы велел переделать на стихари, где же таковых при сельских церквях не было, велел по возможности, соответственно нуждам, приобресть; сосуды, свойственные римлянам, оставить без употребления и следовать неукоснительно обрядам гр.-восточной церкви в богослужениях и поучениях: а вместе с сим удостоверился, пока предпринимаемые Коллегией и митрополитом меры не будут введены, дотоле духовенство без книг богослужебных и особого наставления будут оставаться в недоумении греческих обрядов 467 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

В возрасте восьмидесяти лет по прошению он был пострижен в схиму с именем Паисий и с присущей ему ревностью подвизался в схимнических трудах. После закрытия Глинской пустыни о. Паисий перешел в Троице-Сергиеву Лавру, где также пользовался большим уважением братии, но в скором времени он почил там о Господе. Иеросхимонах Василий (в монашестве Вонифатий, в миру Иван Андреевич Морин) родился 10 сентября 1878 года в селе Лошаковка Суражского уезда Курской губернии в крестьянской семье 1895 . Рано проявилось в нем стремление к иноческой жизни; уже в семнадцатилетнем возрасте он поступил в Белогорскую Николаевскую пустынь 1896 . В 1909 году Иван был пострижен в монашество с именем Вонифатий, а через четыре года рукоположен епископом Белгородским Никодимом (Кононовым) в сан иеродиакона 1897 . В 1915 году по указу Курской Духовной Консистории о. Вонифатий был перемещен в Глинскую пустынь 1898 . Переход в прославленную обитель способствовал его быстрому духовному возрастанию. Он получил великую пользу от ежедневного откровения помыслов старцам, от их советов и наставлений. Простой и бесхитростный, о. Вонифатий, исполняя все повеления Глинских наставников, преуспевал в духовной жизни. Архимандрит Нектарий (Нуждин) писал, что «иеродиакон Вонифатий качеств очень хороших» 1899 . В 1919 году он был рукоположен во иеромонаха и в 1922 году епископом Рыльским Павлином (Крошечкиным) награжден набедренником 1900 . После закрытия Глинской пустыни о. Вонифатий жил на родине. С 1930 по 1938 год он служил священником в церкви села Ворошба Суджанского района Курской области 1901 . Твердая вера сообщала всей его деятельности характер глубокой убежденности. Постоянное созерцание Бога внутренним оком веры, как Всеблагого Помощника, Всемогущего Защитителя и Премудрого Указателя пути в Его Царствие, давало о. Вонифатию силы к победе над искушениями, к мужественному перенесению напастей и бедствий и к выполнению своего назначения на земле. И своих прихожан о. Вонифатий учил веровать в Бога, то есть иметь живую уверенность в Его бытии и свойствах, признавать умом и сердцем все то, что Сам Бог сообщил нам о Себе в Своем Откровении. Отец Вонифатий говорил, что человек все может потерять в этой жизни, но пока остается в нем вера, жизнь еще впереди. Однако к вере реальной способна только та душа, которая решительным произволением отверглась греха, направилась всей своей волей и силой к Божественному добру. Это возможно путем подвига очищения души от всякой скверны, путем покаяния, к чему он и призывал паству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Наши законы о судопроизводстве полны снисхождения к обвиняемым» и т. д. Между тем в Сенат князь Воронцов писал: «По внимательному рассмотрению всех обстоятельств этого дела, равно как и по всем непреложным сведениям, для меня по оному дошедших, я совершенно убежден в виновности сурамских евреев в похищении мальчика Алексея Джапарошвили и умерщвлении его для исполнения религиозных обрядов христианскою кровью. Убеждение это во мне еще усилилось по двукратному моему пребыванию на водах в окрестности Сурама, где я имел случай удостовериться в несомненности учиненного евреями этого преступления». Такую же уверенность высказали Сенату Тифлисский военный генерал-губернатор и министр внутренних дел. Дело тянулось три года. Чем же оно кончилось? 18-го Мая 1858 года Сенат постановил: «Подсудимых евреев (7 человек) по похищению ими ребенка Алексея Джапарошвили, для исполнения религиозных обрядов, оставить, согласно (!!) с заключением г. министра внутренних дел, в сильном подозрении, предоставив князю наместнику (право, которое он имел и без Сената) разослать их поодиночке в отдаленнейшие места, по собственному его усмотрению, с учреждением над ними, в местах их жительств, строжайшего полицейского надзора» 109 . Часть 8 Еще не окончилось Суражское дело, как началось Саратовское 110 . В Декабре 1852 года сын саратовского цехового, 10-летний мальчик Феофан Шерстобитов отправился утром в школу и с тех пор домой не возвращался. Не прошло после этого и месяца, как в Саратове пропал другой мальчик, сын крестьянина, 11-летний Михаил Маслов. Розыски остались тщетными. Впрочем, 28 Января 1853 г., товарищ и сверстник Маслова, сын мещанина, Степан Канин сказал сначала своим родным, а потом и саратовскому полициймейсеру Вестману, что в день исчезновения Миши Маслова, после обеда, когда они играли на улице, к ним подошел какой-то неизвестный человек и приглашал их с собою таскать аспидные доски на берегу реки Волги, за что обещал им платить деньги. Оба мальчика пошли было за ним, но дорогою Канин раздумал и вернулся домой, а Миша Маслов пошел и уже больше Канин его не видел.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010