Упразднен в 1828 г. III. В Витебской и Могилевской губерниях : 19) Витебский монастырь, устроен в 1690 г. Адамом Киселем в г. Витебске на том месте, где убит Кунцевич. (Витеб. Стар., ч. 92). 20) Полоцкий Софийский, устроен при полоцком кафедральном соборе в самом начале унии. 21) Махировский, в с. Махирове, в 15 верстах от Полоцка. Упразднен. 22) Сиротинский, в слободе Сиротин, в 45 верстах от Полоцка деревянный. Упразднен в 1834 г. 23) Вежрбиловский, в с. Вержбилове, себежского уезда. 24) Тадулинский на берегу озера Тадулина в суражском уезде. 25) Добригорский в лепельском уезде. Упразднен в 1834 г. 26) Ушацкий, в м. Ушаче, лепельского уезда. Упразднен в 1828 г. 27) Повставский, в м. Поставах, дисненского уезда, в 90 верстах от уездного города. Упразднен в 1834 г. 28) Безводицкий, в м. Безводичах, чериковского уезда. Упразднен в 1828 г. 29) Лысковский, в с. Лыске рогачевского уезда. Упразднен в 1834 г. 30) Толочинский, в м. Толочине, копысского уезда. 31) Сирицкий, в м. Сирицы, бабиновецкого уезда. 32) Милашковский, при с. Милашковичи, климовецкого уезда. Упразднен в 1834 г. Маривильский, в с. Маривиле, климовецкого уезда. Упразднен в 1837 г. 34) Белоцерковский, в копысском уезде. 35) Любавецкий, осн. в половине XVIII века, в графстве Любавецком, в оршанском повете. IV. В Минской губернии : 36) Минский Святодуховский, основан настоятелем Минского Вознесенского монастыря Афанасием Пакостой около 1616 г. В нем была униатская семинария, а в конце XVIII века при монастыре учреждена была типография. В 1795 г. он назначен был для пребывания минского православного архиерея, а церковь обращена в кафедральную. 37) Новогрудский Борисоглебский, основан при отнятой у православных Борисоглебской церкви митрополитом Рутским в 1636 г. 38) Вольнянский, в с. Вольне, новогрудского уезда, осн. в 1632 г. новогрудским подстолием Каменским и женой его урожд. Друцкой Горской. (Акт. Вил. Арх. ком. XI 35). В 1834 г. обращен в женский. 39) Мирский, в с. Мире, новогрудского уезда, осн. в 1705 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Мария и Василий Лихачевы (г. Киреевск, Тульской области). Инна Козорезова (г. Краснодар). Борис Орлов (г. Кронштадт, Ленинградской области). Наталья Шманкевич, сотрудники Медынской районной библиотеки, директор Валентина Чугаева (г. Медынь, Калужской области). Ольга Эминова и Владимир Леонченко, Алексей Трубецкой, Манана и Тимур Шаовы, Никон Сенин, Анна Овчинникова и Сергей Иванов, Яна Еремина, Людмила Аверьянова, Геннадий Смага, Галина Суркова (г. Москва). Сотрудники Невельской районной библиотеки, директор Татьяна Слабнова (г. Невель, Псковской области). Владимир и Татьяна Авдеевы (г. Орел). Людмила и Николай Черных, Лариса Петрова, Виталий Ходус, Сергей Черных (г. Пенза) Тамара Милорадова (п. Пушкинские Горы, Псковской области). Людмила Кучерова (д. Пятница, Московской области). Андрей Аброськин (г. Ростов-на-Дону). Игорь Князьков, Игорь Сорокин (г. Санкт-Петербург). Наталья Фимкина (п. Сапожок, Рязанской области). Анна Чубукина, Надежда Амосова, Вишнякова, Нина и Виктор Гаврилины, Любовь Грибова, Галина Ельцова, Лариса Затионова, Юлия и Виктор Ивановы, Валентина Новикова, Лидия Орлова, Анна Осипова, Людмила Погожева, Надежда Рыжова, Елена Сафонова, Ирина и Софья Солнышкины, Удальцова, Татьяна Харина, Хахалева, Марина Шатохина, Ирина Шваренок (г. Солнечногорск, Московской области). Татьяна Борина (г. Старица, Тверской области). Сотрудники Яковлевской районной библиотеки, директор Галина Конкина (г. Строитель, Белгородской области). Елена Скок, Елена Юрченко, сотрудники Суражской районной библиотеки, директор Валентина Медведько, Виктор Редин (г. Сураж, Брянской области). Людмила и Михаил Машнины (г. Талдом, Московской области). Ольга Митина, Ольга Лобанова (г. Торжок, Тверской области). Игорь Родинков, прихожане храма во имя благоверного князя Александра Невского (г. Тула). Татьяна Шишкова, Дмитрий Подушков, Ольга и Вячеслав Санниковы (г. Удомля, Тверской области). Наталья Грибова (г. Чебоксары). Василий Городишенин (г. Череповец, Вологодской области). Юрий Плотнов (г. Щербинка, Московской области).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ СУРАЖСКИЙ (Малюшицкий Василий Андреевич; 50-е гг. XVI в.? - до 4.06.1608), суражский староста, публицист, издатель, участник острожского культурно-просветительского кружка. Правосл. публициста В. С. с суражским старостой В. А. Малюшицким отождествил И. З. Мыцко. Ранее исследователи (митр. Филарет (Гумилевский) , митр. Макарий (Булгаков) , А. Селецкий и др.) высказывали предположение, что В. С.- одно и то же лицо с Клириком Острожским; это мнение было опровергнуто Н. Ф. Сумцовым и К. В. Харламповичем. В. С. происходил из шляхетской семьи. Его отец Андрей Иванович в 1580 г. продал кн. К. К. Острожскому Суражскую вол., сохранив для сына должность старосты. В нач. XVII в. В. С. все еще исполнял эту должность, что исключает возможность принятия им духовного сана или монашеского пострига (предположение о принятии им сана или пострига высказывалось нек-рыми учеными). В документах, относящихся к деятельности суражского «шпиталя», В. С. назван «старшим строителем и патроном» этого последнего, что, возможно, было связано с его должностью, поскольку на содержание «шпиталя» шли доходы с Суража и 9 окрестных сел. Возможно, В. С. был дидаскалом острожской школы, к-рая с 1582 г. располагалась в Сураже. В 1588 г. В. С. написал и издал в острожской типографии соч. «Книжица о единой истинной православной вере». Он также подготовил к изданию сб. «Маргарит» (1595) и Псалтирь с восследованием (1598), для Псалтири написал предисловие «Правила истиннаго живота христианского». Предисловие и «Книжица о вере» подписаны: «Многогрешный и худший в христианех убогий Василий». В 90-х гг. по приглашению кн. Острожского В. С. участвовал в диспуте с иезуитами, на к-ром присутствовал буд. униатский митр. Иосиф Вельямин Рутский . В. С. выполнял и др. поручения князя - в 1593 г. передал его письмо Ипатию Потею . Основное содержание «Книжицы о вере» (343 с., 8°) заключается в анализе и опровержении постулатов, высказанных в трактатах иезуитов П.

http://pravenc.ru/text/149777.html

Возвратившись из Петербурга в Полоцк в последних числах марта и известив через консисторию духовенство епархии о постановлении 7-го февраля, пр.Василий в первых числах апреля выехал для ревизии церквей епархии. Прежде всего, им были посещены Лепельский уезд и соседние церкви Сеннинского уезда Могилевской губ. и Дисненского – Минской губернии. В половине июня пр.Василий находился в им.Зароново, якобы для устройства его, куда вызывал священников Витебско-Задвинского благочиния, с благочинным Кл.Клодницким во главе 455 . Отсюда он направился в Тадулинский монастырь, затем в Велиж, а из Велижа обратно в с.Зароново, куда вызваны были священники Витебских градских церквей: Задуновско-Воздвиженской, Богословской, Спасской, Троицкой, Никольской, Заручево-Воскресенской, Рождественской, Св.Духова монастыря, Ильинской и Богоявленской 456 . Побывав затем в Струни, он отправился в Дриссенский уезд, в котором в прошлогоднюю поездку, при приеме имения Хороброва, ему удалось расположить к православной церкви пять священников Оволнянского благочинного, Ст.Плещинского и священников сел.Тоболок, Боровки, Боркович, Прудинок 457 . Из Дриссенского уезда пр.Василий направился в Иллукштадский монастырь 458 , откуда выбыл в Полоцк 10-го октября; 4-го, 5-го и 6-го декабря пр.Василий был в г.Витебске, где совершал торжественные богослужения. Таким образом, пр.Василий почти весь 1834 год провел в разъездах по епархии. Как он рассказывает в своих «3аписках», все его внимание и энергия во время разъездов были обращены на то, чтобы приобресть для себя среди священников как можно более сторонннков, путем убеждения их в истинности православной церкви и склонения к выдаче подписок в готовности присоединиться, если потребуется, к православию. Труды Лужинского увенчались большим успехом. В Лепельском уезде он получил 40 подписок от двух благочинных Бешенковичского-Можайского и Ветринского-Елиашевича и 38 священников: в Сеннннском и Дисненском от 11 священников, в Витебском – от 10 459 : в Суражском, Велижском, Зельбургском и Дриссенском такая же удача сопутствовала пр.Василию.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Церковь Казанской иконы Божией Матери в дер. Арпачево Тверской обл. 1789–1791 гг. Церковь Казанской иконы Божией Матери в дер. Арпачево Тверской обл. 1789–1791 гг. Церковные проекты Л. близки к творчеству Кваренги. Большинство из них представляют собой центрические здания с разнообразной конфигурацией планов. Купольная Казанская ц. в дер. Арпачево Торжокского р-на (1789-1791) имеет квадратный план с 2 экседрами и 2 портиками; отдельно стоит колокольня, напоминающая колонну Траяна в Риме. Проект, близкий к церкви в Арпачеве, был использован в соборе в честь Преображения Господня в Выборге (1787-1789, проект Л., строил архит. И. Брокманн). Крестообразная форма с портиками на фасадах и квадратным купольным барабаном использована в Троицкой ц. в с. Прямухине Кувшиновского р-на Тверской обл. (1808-1826, заказчик А. М. Бакунин). Необычный храм возвышается на цокольном этаже-усыпальнице в виде «античной руины» с пандусом. Т. н. Ананьевская ц. (ок. 1790), известная по чертежам, имеет форму октагона. Неосуществленный проект храма-усыпальницы в усадьбе А. А. Безбородко Стольное на Черниговщине (1785) соединял палладианские и традиц. укр. черты: к центрическому кубическому купольному объему с портиками симметрично примыкали 2 колокольни, что создавало аналогию с «трехбанным» (3-башенным) храмом. Этот же образ был развит в проектах ц. Троицы в Дохновичах Стародубского у. Черниговской губ. (1791, не сохр., заказчик Я. В. Завадовский), усложненном экседрами; ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Казаричах Суражского у. Черниговской губ. (1815, заказчик Ф. Д. Ширай). После смерти Л. этот тип нашел отражение в соборе во имя апостолов Петра и Павла в Вышнем Волочке (1799-1815, архитекторы А. А. Трофимов, И. М. Телятников). Центрично-осевая композиция в форме квадрата с 2 экседрами была использована во Введенской (Преображенской) ц. в усадьбе Введенское Одинцовского р-на Московской обл. (1812, заказчик П. В. Лопухин, ныне с. Введенское, санаторий «Звенигород»). Храм, построенный после смерти Л. по его проекту, отличается необычной круглой колокольней с колоннадой и коническим шпилем.

http://pravenc.ru/text/2110955.html

Между тем, в сентябре месяце прот.Петрашень и предводитель Алексиано, при содействии священников Щербова и Никифоровского, и некоторых гражданских чиновников, присоединили в Велижском уезде 5 приходов: Маклаковский, Кривецкий, Белавинский, Городецкий и Прихабский с их церквями и всеми прихожанами, числом 2999 душ, вместе с прихожанами присоединились и семь причетников. Воссоединение в этих приходах совершилось спокойно, только в Маклоке, по возбуждению священника и причетника, произошло небольшое волнение, быстро, впрочем, улаженное. После этого во всем Велижском уезде, кроме города, не осталось ни одного униатского прихода. Государь повелел, чтобы к обращенным приходам были вызваны из великорусских губерний священники 384 . В 1833 же году свершились воссоединения в Лемницком (336 душ) и Островском (более 900 душ с церковью) приходах Суражского уезда (336 душ), в Ливском – Себежского уезда (379 душ), Заборском (полковника Снарского) Полоцкого уезда (до 750 душ с церковью), в Бескатовском – Городецкого уезда (до 2849 душ), Тродовическом (1560 душ, с церковью), в Зайковском – казенные крестьяне деревень Ляхова, Трубачева Коверз и Баркова (279 душ), и в других местах 385 . В 1833 же году пр.Смарагду удалось обратить в православие крестьян Струньского архиепископского имения. 7-го января 1834 г. он сам освятил Струньскую церковь , где были погребены Лисовский и Мартусевич, причем говорил слово о единстве веры униатской с православной. Свой успех среди струньских крестьян пр.Смарагд объяснял тем, что «за отсутствием Булгака ксендзы совершенно разорили и оглодали их до костей» 386 . В присоединенных униатских приходах церкви расширялись или строились новые 387 , причтам же выдавались единовременные пособия (священникам от 200 рублей, причетникам от 50 руб.); назначение пособий делалось при каждом ходатайстве пр.Смарагда и производилось на счет сумм Комиссии духовных училищ 388 . Таким образом, воссоединительная работа пр.Самарагда, по-видимому, шла с особенным успехом в течение первого месяца своего пребывания в Полоцке он, как мы видели, воссоединил 4 тысячи душ, к началу ноября воссоединенных считалось около 25 тысяч, с 17 церквями и двумя филиями 389 , а к январю 1834 года всего объявленных воссоединенными приходов было 24 с 35 тысячами населения 390 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Гутуевская община находилась в духовной зависимости от Стародубья. Из тамошнего Покровского монастыря гутуевцы получали «исправленных» попов, запасные дары и мнимодревнее миро. Клинцы снабжали их книгами, выходившими из-под станков тамошней старообрядческой типографии, с цензурного дозволения суражского нижнего земского суда, а также венчиками и разрешительными молитвами, возлагаемыми на усопших. Из старообрядческих монахов являлись в Петербурге преимущественно стародубские, а чаще всего из соседнего с Стародубьем, одного из ветковских монастырей, Лаврентьева. Свято сохраняя старые правила и обряды Стародубья, гутуевцы приходящих от великороссийской церкви принимали третьим чином, без перемазания. Впрочем, случаи таких приемов в Петербурге были чрезвычайно редки и потому не могли возбуждать разногласия в тамошнем старообрядческом обществе. Вообще в Петербурге раскольники всех сект никогда не отличались духом прозелитизма, и случаев совращения из православия там было весьма немного, сравнительно с другими местами. Умножились петербургские раскольничьи общины исключительно посредством переселений старообрядцев из других городов и селений. Более тридцати лет в Петербургской общине не было ни споров, ни раздоров. Наконец московские рогожцы, враждовавшие со стародублянами из-за перемазания, произвели разделение и в Петербурге. Известно, что и на перемазанском соборе, бывшем в Москве в декабре 1779 года, крамольная партия нововводителей, во главе которой стоял Никита Павлов, одержала верх над отвергавшими нововводное перемазание. Глава последних, московский купец Григорий Федорович Ямщиков, в доме которого начался собор, не хотел, по окончании его, оставаться в Москве, где продолжались и умножались нескончаемые ссоры, доходившие до открытого насилия, ибо раздорники не один раз пытались доказать необходимость перемазания кулаками и дубинами. Он переселился в Петербург, где старообрядцы и слышать не хотели о перемазании. В среде петербургских старообрядцев он тотчас же приобрел большое значение и стал во главе их. Пользуясь таким положением, Ямщиков ревностно поддерживал общение петербургских старообрядцев с отвергнувшим перемазание Стародубьем и всячески отстранял влияние усиливавшихся с каждым днем рогожских кривотолков. Но недолго мог он поддерживать внутренний мир и братское согласие между петербургскими старообрядцами.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Сураж. Неизвестная часовня. Часовня-усыпальница Часовня. Действует.   Год постройки:1908. Адрес: Россия, Брянская область, Суражский район, город Сураж, улица Белорусская. Координаты: 53.01361, 32.39403 Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Часовня поставлена помещиком Искрицким над могилой жены в начале XX века. Сведения взяты из статьи " Действующие храмы Брянской епархии " опубликованной в " Брянском Православном Календаре. 2007 год от Рождества Христова " (Издание Брянского Епархиального Управления, 2007г.) Небольшое кирпичное сооружение - характерный пример культовой постройки подобного типа в русском стиле. Кубический объем завершен невысоким шатром с маленькой декоративной главкой на граненой шейке. Каждую сторону куба украшает большая полуциркульная арка на коротких парных колонках, водруженных на общий постамент. Внутри арок размещены арочные окна, а с западной стороны — вход. Проемы обрамлены квадратными ширинками с цветными поливными изразцами, имеющими рельефный рисунок из растений и розеток. Над арками четверик переходит в восьмерик с неравными гранями, являющийся основанием шатрового покрытия. На гранях основания поставлены один или два кокошника, ниши которых также украшены изразцами. Внутри квадратное в плане помещение сильно изменено и не сохранило прежнего убранства. Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. - М., Наука, 1997 100 лет в начале лета 2008 года исполнилось красивой истории любви, что имело место быть в старинном брянском Сураже. Ровно век назад в память о скоропостижно скончавшейся супруги и была выстроена часовня-усыпальница, ныне являющаяся украшением центра города. Казалось, счастье суражского дворянина Ивана Исаева было безгранично, когда он встретил молодую красивую девушку Елену. Была сыграна свадьба и всего полгода безоблачной счастливой жизни... Потом Елена Андриановна заболела, спасти её не могли даже московские врачи.

http://sobory.ru/article/?object=07446

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Петрович Кротенков (март 1878, с. Неглюбка (Неглюбки или Неклюбки) Суражского у. Черниговской губ. – 18.04.1930, г. Ирбит Уральской обл.), сщмч. (пам. 5 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Род. в крестьянской семье, окончил Приснянскую учительскую школу, работал учителем в церковноприходской школе. В 1910 г. А. поступил на пастырские курсы в Москве, по окончании которых 13 марта 1911 г. рукоположен во священника к ц. пос. Торлинского (по др. данным пос. Ушкевского) Туринского у. Тобольской губ. В 1915-1929 гг. служил в ц. с. Нижне-Романовского Тобольского у. и губ. Это село было местом административной ссылки для многих репрессированных, А. оказывал духовную и материальную помощь ссыльным, в том числе священнослужителям. В 1929 г. А. был назначен настоятелем Николаевской ц. с. Ницинского Ирбитского р-на Уральской обл. В 1929 г. А. был арестован, обвинён в срыве осенних заготовок в Ирбитском р-не и приговорён к 2 неделям принудительных работ. После того, как сельсовет потребовал от церковного совета уплатить дополнительные страховые взносы, 8 янв. 1930 г. состоялось собрание 600 верующих Ницинского прихода, на котором они постановили отказаться от уплаты дополнительного налога из-за отсутствия средств и охранять церковь от попыток закрытия. Для этого было решено оставить в церкви вместе с А. для охраны часть прихожан. Однако 17 янв. 1930 г. А. был арестован как «глава контрреволюционной монархической организации», виновным себя не признал и был расстрелян по приговору Особой тройки Полномочного представительства ОГПУ по Уральской обл. от 11 апр. 1930 г. вместе с членами церковного совета. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 27 дек. 2005 г. Лит.: ЖНИР. Апр. С. 35-41; Черных Г. Н. Сщмч. Алексей Петрович Кротенков//Православная газета. Екатеринбург. 2006. 2. (интернет-ресурс: http://orthodox.etel.ru/2006/02/krotenkov.htm)

http://pravenc.ru/text/376420.html

—401— школы в селениях, удаленных от храма и причта. Как известно, вследствие отдаленности от храма православные отпадают иногда в раскол целыми селениями. В Астрах. Вед. (1899. 22) сообщается, что жители села Житного Астр. у. были сначала православными и принадлежали к Харбайскому приходу, но потом вследствие крайне трудного сообщения с приходскою церковью стали сами исправлять требы, составлять молитвенные собрания и наконец отпали в раскол. В подобных случаях устройство церковно-приходских школ гораздо необходимее, чем в селах и городах. Особенно полезны при этом так называемые церкви-школы, в которых приходский причт хотя бы изредка совершал богослужение. Но помимо этого косвенного влияния на раскол, церковно-приходские школы в настоящее время оказывают и непосредственное действие на старообрядчество через учащихся в них старообрядческих детей. Из отчетов Еп. Уч. Советов видно, что в некоторых церковно-приходских школах учатся и дети раскольников. Так в школах Екатеринб. епархии учатся 215 раскольников (Екат. Еп. Вед. 1899, 24), в школах Кишиневской епархии – 87 (Кишин. Еп. Вед. 1899, 24), в школах Черниговской епархии 583 (Черниг. Еп. Изв. 1899, 23). В весьма обстоятельно составленном отчете Черниг. Еп. Уч. Совета мы находим интересные сведения об отношении раскольников к церковно-приходским школам 478 . По отзывам тех уездных Отделений, в ведении которых находятся посадские церковные школы, раскольники охотно посылают в эти школы своих детей, если только не видят в них открытых врагов своей веры. Так в отчетном году церковные школы в п. Матьковке, Злынке, Климове Новозыбковского уезда и в самом городе Новозыбкове, а также и некоторые церковные школы посадов Суражского уезда, где учителями состоят лица, непринадлежащие к миру, охотно посещались детьми раскольников, и учащиеся одинаково подчинялись требованиям программы и изучали Закон Божий по Синодальным учебникам. Население охотно посылает своих детей в эти школы. Исключением в этом отношении является только одна школа в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010