Итак вот несомненное подтверждение того, что мы не раз говорили, – вот один из самих делателей раскольнических «удочек» свидетельствует, что у Швецова есть подпольные типографии, – станки и гектографические приборы для печатания его еретических, направленных против церкви сочинений, которые потом распространяются повсюду состоящими при этом «главном мастере» раскольническими «рыболовами»... Приписка Брилиантова не представляет интереса, – в ней любопытно только следующее известие: «ответы (?) никонианам рассмотрены и утверждены 101 вопрос, думаем прибавить еще два, или три». Речь идет, очевидно, о тех пресловутых вопросах, которые были поданы раскольническими «братчиками» православным собеседникам в Москве, и о которых столько шумели эти братчики, – даже шумят доселе, ибо напечатали их на гектографе (Должно быть и у вас, г. Брилиантов, имеется этот «инструмент для удочек»?).– Смирнов, несомненно, принимал участие в составлении вопросов: поэтому-то Брилиантов и уведомляет его, что вопросы (кем-то) «утверждены». Но что это за «ответы никонианам», о которых пишет амбросианин-Брилиантов? Все эти любопытные известия от друзей Смирнову пришлось таким образом прочесть при полицейской власти, которою и составлен был по его делу акт. О дальнейшей судьбе Смирнова мы не имеем сведений. Да и что значат невзгоды этого раскольнического «рыболова» теперь, когда стряслась беда над самим «главным мастером» раскольнических «рыболовных сетей»?!... Московские и всероссийские почитатели Швецова поражены известием, что этот неприкосновенный пропагандист раскола и распространитель ересей, ораторствовавший некогда в Петербурге, пред многочисленной и даже интеллигентной публикой, с почтением принимаемый всегда и тщательно охраняемый в Москве, покровительствуемый и раскольническими и православными властями в Нижнем, свободно разъезжавший по всем концам Российского государства и столько раз безпрепятственно путешествовавший за границу, все с одною целию – действовать против церкви и вредить православию поддержанием и распространением своих лжеучений, – что он совершенно неожиданно арестован где-то в Суражском уезде Черниговской губернии...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Автор обнаруживает в них ереси, обусловленные сотрудничеством ряда правосл. авторов с протестант. деятелями, попытками установления союза православных с протестантами. Он пишет, что Христофор Филалет (см. Броневский М.), автор правосл. соч. «Апокрисис» (Краков, 1597; Вильно, 1597; Острог, 1598), был кальвинистом, Клирик Острожский обвинялся в склонности к арианству (социнианству, см. Социниане ), Теофил Ортолог, автор «Треноса...» (т. е. М.), был замечен в криптолютеранстве. М. осудил богословскую часть «Треноса...». Досталось и Стефану Зизанию, Василию Суражскому и др. правосл. авторам, к-рых М. называет «новоявленными богословчиками». По мнению М., западнорус. Православие неспособно самостоятельно очиститься, искоренение ересей возможно лишь при условии признания примата папы Римского. М. рассуждает о соборности Церкви, предусматривающей устранение доктринальных расхождений и восстановление церковного единства. Через все произведение проходит идея объединения «Руси с Русью», т. е. правосл. Церкви с униатской (не с католической), что свидетельствует о верности М. его восточнохрист. идентичности. М. имел в виду реальные явления, но сильно преувеличил их размах и значение. Нет сомнений в том, что Кирилл Лукарис вел оживленную переписку с кальвинист. теологами, высказывая сходные с ними взгляды, в его окружении также были люди с подобными взглядами, но ни о какой публичной пропаганде таких мнений в греч. мире не могло быть и речи, и увлечения Лукариса никак не могут характеризовать греческий и ближневосточный правосл. мир в целом. М. был прав, отмечая протестант. заимствования в сочинениях ряда правосл. полемистов, но это вовсе не вело к их отказу от правосл. обычаев и догматов, и тем более суждения о взглядах отдельных людей нельзя переносить на все правосл. общество. Об этом справедливо писал в своем ответе М. прот. Андрей Мужиловский, издавший в 1629 г. в Киеве кн. «Antidotum przezacnemu narodowi ruskiemu, albo Warunek przeciw Apologiej» (Противоядие уважаемому народу русскому, или Средство против Апологии).

http://pravenc.ru/text/2562844.html

В Смоленском губернском земстве в 1885 г. было постановлено «обратить внимание уездных земств на устройство церковноприходских школ». Ярославское губернское земство в те же годы высказало «полное сочувствие» церковно-приходским школам. Такую же поддержку высказало либеральное Тверское земство, не говоря уже о земствах более консервативного настроения. Постепенно увеличивалось число земств, выделявших субсидии на церковные школы. В 1880 г. таких земств было 28, в 1885 – 51, в 1890 – 96, в 1895 – 144, в 1899 – 169, в 1901 – 265 земств, т. е. значительно больше половины всех русских земств. Сумма субсидий в 1901 г. составляла 434 000, затем несколько уменьшилась, но в 1906 г. еще равнялась 315 000 руб. Общая сумма земских средств, внесенных на церковно-приходские школы, составила к 1912 г. 123 000 000 руб. при 130 000 000 руб., полученных из государственного казначейства 161 . Многие земства после 1884 г. передавали полностью или частично свои школы духовному ведомству; так, в 1885 г. передали Церкви по 13 из своих 27 школ земства Вольское, Яренское, Васильское, Хвалынское. К 1886 г. передают свои школы земства Суражское, Угличское, Черкское, Елатомское. Нолинское земство передало 13 школ, Брянское – 23 из 35. В 1889 г. передали ряд школ Лодейнопольское, Павлоградское, Краснослободское, Вологодское земства, в 1890 г. – Сольвычегодское и Устюжское (последнее – 9 из 15), в 90-х годах Бежское и Вельское – 1 / 5 своих школ. В 1889–1903 гг. Лашиевское, Вытегорское, Тверское земства передали все свои школы духовному ведомству. Сторонниками церковно-приходских школ, хотя и с некоторыми оговорками, оказались в Тверском земстве при обсуждении этого вопроса в 1885 г. такие либерально настроенные гласные, как Родичев, Корсаков и Бакунин. Бакунин на губернском собрании сказал по этому поводу: «Надо прежде всего бороться с той рознью, которой так много, рознью администрации и земства, учебных заведений и общества». Родичев указал на то, что «в глазах многих церковно-приходская школа является орудием воинствующего клерикализма и многие хотят сделать ее таковою, но задача земства состоит в том, чтобы она не приняла такого характера, и когда обстоятельства так складываются, что можно что-нибудь сделать в этом направлении, то это и надо сделать». Корсаков утверждал, что «не разрозненность и не враждебность, а объединение усилий нужно в деле народного образования».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Тверской и Кашинский. [Хроника моей жизни:] Автобиографические записки высокопреосвященнейшего Саввы [Тихомирова], архиепископа Тверского [и Кашинского († 13 октября 1896 г.): Том 3. (18621867 гг.) Год: 1866]//Богословский вестник 1900. Т. 3. 9. С. 529576 (4-я пагин.). (Продолжение.) > —529— > Названия городов и уездов Общее число жителей Право-славных Едино-верцев Расколь-ников Р.-като-ликов Протес-тантов Евреев Губ. г. Витебск Городок Динабург Дрисса Лепель Невель Полоцк Режица Из этой таблицы можно видеть, что преобладающий элемент составляют: а) православные в городах: Велиж, Городке, Лепеле, Себеже, и Сураже, и в уездах: Витебском, Велижском, Городокском, Дриссенском, Лепельском, Невельском, Полоцком, Себежском и Суражском. б) р. католики в уездах: Динабургском, Люцинском и Режицком. в) евреи в городах: Витебске, Дриссе, Динабурге, Люцине, Невеле, Полоцке и Режице. г) раскольники в наибольшем числе находятся в уездах Режицком и Динабургском. д) протестантов более всего в г. Динабурге и в Динабургском уезде. Окруженное как в городах, так и в селениях, ино- —530— 1866 г. племенными и разноверными элементами православие в Полоцкой епархии всегда подвергалось и подвергается более или менее сильному влиянию со стороны этих враждебных ему элементов. Не только русский раскол и римское католичество, но и еврейство имеет зловредное влияние в религиозно-нравственном отношении на белорусское православное народонаселение. Убедиться в этом весьма нетрудно. Мне предстояло вести против этих враждебных элементов, для ограждения вверенной мне православной паствы, немалую и нелегкую борьбу. Но прежде, чем говорить о мерах, какие были предпринимаемы мною в этой борьбе, я должен, хотя кратко, охарактеризовать моих противников и объяснить, в чем заключалась их сила в отношении к православию, или точнее, в отношении к православному белорусскому населению. Так как наиболее опасным врагом православия в пределах Полоцкой, равно как и других епархий западного края, всегда был и продолжает быть римский католицизм, то я с него и начну свою речь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мотив борща характерен и для широко распространенных детских песенок о дожде: «Дощику, дощику, зварю тоби борщику. Мени каша, тоби борщ, щоб ишов густиший дощ»; «Иди, иди, дощику, в поливъяным горщику». Иногда украденные горшки сначала разбивали, а затем черепки бросали в колодец. В Полесье с целью вызвать дождь исполнялся ритуал похорон лягушки: во время засухи дети ловили лягушку, убивали ее, убирали ее в одежду из тряпочек, клали в коробок, голосили по ней, как по покойнице, и закапывали у криницы; на «могиле» чертили рукой крест. Вместо лягушки могли убивать какое-нибудь другое маленькое животное или насекомое – рака, ужа, медведку, вошь и т. п. Ужа и насекомых иногда подвешивали на дереве или заборе. Верили, что после этого пойдет дождь. Еще более прямой магический смысл имели обрядовые обливания водой во время засухи. Люди обливали друг друга водой, говоря: «Как на тебя льется вода, так чтобы дождь обливал землю» (Житомирщина). Это делали у реки или у колодца. Иногда обливали лиц, которые, по народным представлениям, обладали особой магической силой: беременную женщину (символизирующую Мать Сыру Землю), пастуха (повелителя земного стада, способного воздействовать на небесные «стада» туч), попа (тот же символ пастуха-пастыря). В Полесье обливали также углы хаты. Обливание могло носить и «искупительный» характер, его применяли тогда, когда причиной засухи считали нарушение определенных запретов. Так, на севере Житомирщины засуху объясняли тем, что какая-нибудь женщина в селе на Благовещение, вопреки строгому запрету, пекла хлеб. Тогда, чтобы искупить этот грех и снять наказание (засуху), три женщины собирались, брали каждая по два ведра воды, шли в дом к «виновнице», выливали всю воду посреди хаты и обливали снаружи углы дома, а кое-где обливали саму женщину. Искупительный характер носил и обряд поливания водой (или разрушения) могилы нечистого заложного покойника, если он, в нарушение запрета, похоронен на кладбище. Иногда такую могилу раскапывали, а труп бросали в реку. В Полесье похищали у кого-нибудь из соседей рушник с икон, замачивали его в воде и вешали на прежнее место (втайне от хозяйки). Помогала от засухи и марля, которой подвязывали челюсть покойнику: ее несли в поле, там жгли и просили: «Нам, Господи, пошли дождик!» В Полесье и прилегающих районах Белоруссии и Великороссии для вызывания дождя совершали обряд «пахания реки»: во время засухи пахали или боронили высохшее русло реки или просто протаскивали по дну плуг. Символическое пахание могли производить и прямо на мелкой воде: в Суражском у. «выбирали красивую девочку в возрасте 15 лет, раздевали ее донага, увешивали ее венками и заставляли в таком виде боронить воду».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   13 июля 1961 года архиепископ Черниговский и Нежинский Андрей подписал распоряжение о закрытии обители, и на следующий день 14 июля пустынь была закрыта . Архивные документы    Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1910 г.//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 81.    Сводный послужной список и ведомость о настоятеле, монашествующих и послушниках Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни за 1911 г.//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 89 об.    Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1918 г.//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 55.    Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1944 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 1, д. 6.    Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1960 г.//Там же, оп. 12, д. 53, л. 2, 12.    Материалы по религиозным культам за 1959 г.//Там же, ф. Р 1815, оп. 3, д. 235, л. 13, 15—17, 22, 24.    Документы АСЕУ, АУПЦ. ИЕРОСХИМОНАХ ВАСИЛИЙ (†1960) (Память 6 августа ст. ст./19 августа нов. ст.)    Иеросхимонах Василий (в миру Иван Андреевич Морин) родился 10 сентября 1878 г. в селе Лошаковка Суражского уезда Курской губернии в крестьянской семье . Рано проявилось в нем стремление к иноческой жизни, и уже в 17-летнем возрасте он поступил в Белогорскую Николаевскую пустынь . В 1909 г. Иван был пострижен в монашество с именем Вонифатий, а через четыре года — рукоположен епископом Белгородским Никодимом (Кононовым) в сан иеродиакона . В 1915 г. по указу Курской духовной консистории о. Вонифатий был перемещен в Глинскую пустынь . Перевод в прославленную обитель способствовал его быстрому духовному возрастанию. Он получал великую пользу от ежедневного откровения помыслов старцам, от их советов и наставлений. Простой и бесхитростный, о. Вонифатий, исполняя все повеления Глинских наставников, преуспевал в духовной жизни. Архимандрит Нектарий (Нуждин) писал, что «иеродиакон Вонифатий качеств очень хороших» . В 1919 г. он был рукоположен в иеромонаха и в 1922 г. епископом Рыльским Павлином (Крошечкиным) награжден набедренником . После закрытия Глинской пустыни о. Вонифатий жил на родине. С 1930 по 1938 г. он служил священником в церкви села Воробша Сужданского района Курской области .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Но в этих некоторых недочетах и несовершенствах, доставленные о.о. благочинными сведения о расколе в общем во всяком случае являются материалом в достаточной степени достоверным, и потому составленный нами, на основании его (и некоторых др. источников), обзор Черниговского раскола представляет собой изображение действительного состояния современного раскола в Черниговской епархии, и он может быть пригоден не только в качестве справочной книжки для лиц, заинтересованных расколом означенной епархии, но и вообще как небезынтересная страничка из истории современного старообрядческого раскола в России. От автора Раскольническое население Черниговской епархии, на сколько сделалось известным из собранных в 1900 году сведений, исчисляется в 62385 человек, из которых мужского пола 30123 и жен. п. 32262. Главнейшим образом поселения раскольников сосредотачиваются в уездах – Новозыбковском (м. п. 1476 и ж. п. 15942, всего 30708 чел.), Стародубском (м. п. 5599 и ж. п. 6111, всего 11710), Суражском (м. п. 4976 и ж. п. 5202, всего 10178) и Городнянском (м. п. 4260 и ж. п. 4489, всего 8749); в прочих же уездах епархии раскольническое население очень незначительно и исчисляется десятками и редко сотнями (во всех уездах м. п. 522, ж. п. 518, обоего 1040). Издавна посады и слободы Черниговской епархии с раскольническим населением известны под общим именем «Стародубья» или «Стародубского края» не потому только, что Стародубский уезд занимает видное место (втрое, – после Новозыбковского) по количеству населяющих его раскольников, но и потому, главным образом, что первому насадителю и организатору раскола в этом крае, известному беглому попу Кузьме, довелось поселиться в Стародубском уезде в п. Понуровке, под покровительством одного стрелецкого сотника Гавриила Иванова, так что первоначальная история раскола в этом крае, дов. обильная событиями, приурочивается именно к Стародубскому уезду. Так как раскол в Стародубский край был занесен беглым попом, то понятно, что первоначальной формой Стародубского раскола была беглопоповщина, – и действительно, Стародубье в свое время в истории беглопоповщины сыграло весьма важную роль. Но в настоящее время первое место как по важности значения, так и по количественному положению принадлежит в Черниговском расколе не беглопоповщине, а новоизобретенной поповщине по австрийскому священству.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Это составляло Землю. Это-то сознание Земли выражается в актах, словами: Русская Земля, Полоцкая Земля, Ростовская Земля, Новгородская Земля. В том же значении даётся это название и чуждым соседним странам. Таким образом, после показанных нами, отделённых уже заранее, Славян Ильменских под видом Великого Новгорода; – Кривичей, в видах Земель: Смоленской и Полоцкой со всей зависимой от понятия о Земле системой Белорусских княжений, и наконец переходной Псковской народности с территорией, прилегавшей к озеру, – мы встречаем среднюю Великорусскую народность в двух отделах, составивших понятия о Землях: Землю Ростовско-Суздальскую и Землю Вятскую (Вятичей). Между народностями их должно было издревле существовать различие. В Ростовско-Суздальской Земле славянское население, вероятно, наплыло туда из Новгородской Земли, посунулось из соседней Вятской и дополнилось переселенцами с юга, которые шли туда в толпах княжеских дружин, по разделении Русского мира на отдельные княжения. Эти славянские пришельцы смешались с туземцами Восточно-Финского племени, и из такой смеси образовался Великорусский народ. Самобытность этой Земли ясно обозначается в летописях с половины XII века. Земля Вятичей разделялась в этнографическом отношении на две ветви: Восточную или Рязанскую, и Западную, населявшую берега Оки с её притоками, была соединена, по княжескому управлению, с Северскою Землею, но потом, когда попущена была свобода народным элементам, она начала выделяться и приняла естественное очертание. Рязань стала центром, около которого группировались другие части. На юго-запад от Земли Вятичей мы встречаем Землю Северскую, которая также разделялась по народностям на две половины: Черниговскую и Новгород-Северскую. До нашего времени этот народ остался со своими чертами, напоминающими древнее саморазделение его. Нужно только взглянуть пристальнее в народные черты уездов: Суражского, Мглинского, Стародубского и других Задесенских, до самого Чернигова: по наречию, по образу жизни, даже по физической структуре, народ этот составляет средину между Южнорусским, Великорусским и Белорусским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Радуйся, Милостивая, яко устроила еси тихое пристанище ищущим спасения; Радуйся, исцелений богатство изливающая; Радуйся, хотящим жити в преподобии, путь правый показующая; Радуйся, теплая Ходатаице о живущих в обителех Твоих; Радуйся, яко в келиях монашеских на молитву наставляеши; Радуйся, яко иконою Твоею от всяких бед нас ограждаеши; Радуйся, к трудолюбию и послушанию наставляющая; Радуйся, маловерныя и заблуждшия вразумлящая; Радуйся, горе к Небесным сокровищем ум наш возводящая; Радуйся, яко к добродетельному житию ревностно возбуждаеши; Радуйся, яко любовь к Богу в сердцах наших насаждаеши; Радуйся, яко без Своего попечения нас не оставляеши; Радуйся, Помощнице наша, иконою Твоею Новодворскою в напастех нам помогающая. Кондак 6 Проповедник неизреченных чудес Твоих, Владычице, явися новый соборный храм обители Суражской, иже пренесе Тя крестным ходом епископ Феодосий. Мы же, радующеся Твоей неизреченной милости и заступлению, со умилением зовем Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсия благодатный свет от цельбоносной иконы Твоея, Пресвятая Мати Дево. Мы же, слыша и видеша величие чудес, со умилением взираем на сию предивную икону, яко на Пресветлое лице Самой Пречистой Девы, и воспеваем таковая: Радуйся, наша неизменная Заступнице; Радуйся, наша Надеждо и Покровительнице; Радуйся, чудным взором Твоим нас ко спасению призывающая; Радуйся, яко сердца наша радостию исполняющая; Радуйся, ликом Твоим тьму земную разгоняющая; Радуйся, таинственная Лествица нас к Горним поднимающая; Радуйся, жаждущих истины напояющая; Радуйся, сердце всеобъемлющее и всепрощающее; Радуйся, заключенные двери райские нам отверзающая; Радуйся, Покрове, от треволнений житейских нас покрывающая; Радуйся, Сыну Твоему молитвы и прошения наша возносящая; Радуйся, с верою припадающих к иконе Твоей просимое подающая; Радуйся, Помощнице наша, иконою Твоею Новодворскою в напастех нам помогающая. Кондак 7 Хотя соделати землю Русскую причастной благодати великих чудес, иконою Твоею Новодворскою изливаемых и бываемых, Пречистая Владычице, благослови ею архиепископ Черниговский Лазарь обитель Каменскую Успенскую. Мы же, дивяшеся особому заступлению Твоему, Владычице, со слезами благодаря Бога, взываем: Аллилуиа. Икос 7

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Таким образом прекратились действия по сему предмету князя Куракина. О возобновлении типографии в посаде Клинцовском ни от него ни от преемника его, генерал-губернатора князя Лобанова-Ростовского, по Черниговской губернии никаких распоряжений после того до 1811 года не было. На представление черниговского губернского правления по просьбе, поданной в 1811 году сыном уже умершего тогда Федора Карташева, Акимом Карташевым, о возобновлении в посаде Клинцовском типографии, последовал указ святейшего синода от 28-го июня 1812 года. В этом указе, между прочим, сказано: „Распоряжение синода по сему предмету было сообщено бывшему малороссийскому генерал-губернатору князю Куракину в 1803 году, и притом препровождена из дела записка. Ныне же, по открытии в Клинцовском посаде типографии, производящей печатание старообрядческих книг на девяти станах, оная, как без дозволения существующая, со всеми принадлежащими к ней инструментами и найденными книгами, советником черниговского губернского правления Изюмовым запечатана и поручена надзору суражского земского суда, а сам он, Карташев, но явке его к малороссийскому генерал-губернатору с просьбой о дозволении ему иметь типографию и производить в ней печатание старообрядческих книг, был им, губернатором во всех предметах, по сему случаю, со всею снисходительностью, которая в таковых делах требуется, допрошен», и так далее. Что касается до двух станов и прочих при них инструментов и литер, заарестованных в 1799 году и оставленных у черниговского полицеймейстера, то из дел черниговского губернского правления видно, что они поступили в губернские типографии, черниговскую и полтавскую, и там перелиты на гражданские литеры. Существовавшие девять станов в клинцовской типографии Карташевым и его отцом были учреждены вновь. „Рассматривая все обстоятельства дела сего, я нахожу, — писал в святейший синод черниговский генерал-губернатор: — 1) что открытая ныне в Клинцовском посаде купца Карташева типография существовала с 1805 года, не только без всякаго дозволения, но и без ведома о ней начальства и без надлежащаго надзора, повеленнаго волею монаршею; 2) печатание в ней книг производимо было без всякаго свидетельства и исполнения распоряжений св.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010