Чудеса святителя Василия Острожского. Часть 1 HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Чудеса святителя Василия Острожского. Часть 1 Многие паломники, которые не в состоянии привести своих больных к мощам святого, приносят их одежду и оставляют ее под ракой, чтобы она пробыла здесь хотя бы одну ночь. Кроме одежды, приносят и пищу, чаще всего сахар, и поступают таким же образом. По этому случаю, хранитель раки читает над принесенным молитву. Затем освященные вещи забирают с собой и относят их больным, веря, что и таким образом св. Василий поможет им. Память свт.Василия Острожского празднуется 29 апреля/12 мая Исцеление тяжело больной женщины Книга " Чудесные исцеления и явления святого Василия Острожского " В августе 1957 г. в Верхний монастырь привели тяжело больную женщину, по имени Лена Юнчай, из села Друме. Привели ее муж и деверь. Лена была настолько больна, что с железнодорожной станции Острог мужчины несли ее до монастыря с большим трудом. Добравшись до Верхнего монастыря, они сразу вошли в церковь и приступили к раке с мощами святого Василия. Они попросили, чтобы над больной была прочитана молитва о здравии, что и было сделано. После молитвы родственники попросили, чтобы их больная осталась ненадолго полежать под ракой с мощами, и получили на это благословение. Больная заснула под ракой с мощами и проспала около двух часов. Потом ее разбудили, и вместе они отправились домой. Больная чувствовала себя намного лучше. Добравшись до дома, она начала ощущать прилив сил и вскоре совершенно выздоровела. Спустя несколько дней, пришло письмо от ее родных, в котором они сообщали, что Лена полностью выздоровела. Все они благодарили Бога и святого Василия. В сентябре 1956 года на поклонение мощам свт. Василия пришел Драго Чабаркапа из села Врулье, что под Плевальем. Он рассказал следующее: «Более двух лет у меня часто болел желудок. Я обращался к врачам в Плевалах, Приеполье и Сараево. Врачи были в недоумении по поводу характера моего заболевания. В конце концов, они выяснили, что у меня язва желудка.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Титульный лист Острожской Библии. Острог, 1581 г. (НБ МГУ) 1-й полный печатный свод библейских книг на церковнослав. языке, изданный в Остроге (ныне город Ровненской обл., Украина) в 1581 г. трудами кн. Константина Константиновича Острожского и его сподвижников - ректора Острожской коллегии (см. Острожская академия ) Герасима Даниловича Смотрицкого, греков Дионисия (Ралли-Палеолога), Евстафия Нафанаила и Феофана Эммануила Мосхопула, Василия Суражского (Малюшицкого), типографа и справщика Ивана Фёдорова ; выдающийся памятник слав. книжности. Помимо библейских книг (за исключением Послания Иеремии, к-рое не было выделено в отдельную книгу, а вошло в О. Б. как 6-я гл. Книги прор. Варуха) О. Б. содержит вирши на герб кн. Острожского, помещенный на обороте титульного листа, 3 предисловия: от имени князя Острожского (на греч. и церковнослав. языках), Ивана Фёдорова и Г. Д. Смотрицкого, вирши Г. Д. Смотрицкого, адресованные «всякаго чина православному читателю», оглавление, месяцеслов, указатель евангельских чтений и послесловие Ивана Фёдорова (на греч. и церковнослав. языках). Хотя на титульном листе всех экземпляров О. Б. указан 1581 г., в научной литературе было распространено мнение о наличии 2 изданий - 1580 и 1581 гг., основанное на том, что в разных экземплярах Библии по-разному датированы послесловия: 12 июля 1580 г. и 12 авг. 1581 г. Осуществленное А. С. Зёрновой исследование неск. десятков экземпляров О. Б. позволило установить, что было одно издание - в 1581 г. Изначально печатание планировалось закончить 12 июля 1580 г., что и было указано Иваном Фёдоровым в послесловии. Когда же это оказалось неосуществимым, начали печатать листы послесловия с новой датой предполагаемого завершения работы - 12 авг. 1581 г. При комплектовании экземпляров старый лист с выходными данными был заменен новым лишь в части тиража. Издание О. Б. было «не только величайшим религиозным подвигом, в высшей степени важным для поднятия религиозного образования среди православных, особенно местных, Юго-Зап. Руси, ввиду происходившей борьбы двух вероисповеданий и народностей,- но вместе с тем величайшим научным трудом, и притом исполненным в строго греко-восточном направлении» ( Архангельский. 1888. С. 91). В сложных конфессиональных условиях в Юго-Западной Руси XVI в., в культурно-языковом «пограничье» духовной задачей ревнителей Православия было сохранение православного греко-славянского единства, закрепленного юрисдикцией К-польского патриарха в отношении Западнорусской митрополии . Необходимость защиты правосл. веры и церковнослав. языка как литургического и лит. языка правосл. славян, а также необходимость духовного просвещения и готовности к полемике определили актуальность издания выверенных библейских и богослужебных книг.

http://pravenc.ru/text/Острожская ...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Не отдадим святыни, не отдадим владыку!» Полиция Черногории задержала епископа Будимлянско-Никшичского Иоанникия и ещё семь священников 13.05.2020 1335 Время на чтение 3 минуты Вчера, в праздник святителя Василия Острожского, самого почитаемого в Черногории святого, в городе Никшич прошло Богослужение, а также состоялось молитвенное шествие против закона «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин», пишет Regnum . Обычно в этот день на богомолье в монастырь Острог собирается 300-500 тыс. человек. Однако в связи с пандемией собрания запрещены, а подъезды к монастырю заблокированы полицией, поэтому люди собрались на Богослужение в ближайшем к обители городе Никшиче. Вечером у соборного храма святого Василия Острожского в городе Никшич собрались несколько тысяч человек на службу, они прошли крестным ходом по улице, звучали лозунги «Не отдадим святыни». Тем временем, полиция Черногории задержала епископа Будимлянско-Никшичского Иоанникия и семь священников, сообщил ТАСС со ссылкой на черногорский портал In4s. Полицейские задержали епископа и священников «из-за собрания граждан в организации СПЦ в Никшиче, чем нарушен приказ о запрете собраний», как заявил директор Управы полиции Веселин Вельович. Национальный координационный совет по инфекционным заболеваниям (NKT) при правительстве Черногории призвал прокуратуру страны немедленно отреагировать на проведение Сербской Православной Церковью собрания верующих на праздник, сообщает РИА Новости . «Совместные усилия и достигнутые результаты всех структур и граждан по сохранению здоровья и жизней сегодня грубейшим образом попытались разрушить противозаконным собранием в Никшиче», - заявил черногорский кабмин в Twitter. «NKT призывает прокуратуру и главного госпрокурора немедленно, уже сегодня вечером безотлагательно принять законные меры согласно своим полномочиям и начать процедуры в отношении организаторов противозаконного и несущего эпидемиологические риски собрания», - указало правительство.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/13/_n...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Они совершают безумие революционным способом» Сегодня в Никшиче пройдёт церковно-народный собор в защиту Сербской Православной Церкви 21.12.2019 930 Время на чтение 4 минуты Сегодня, 21 декабря, в Никшиче пройдёт церковно-народный собор в защиту Сербской Православной Церкви. Как сообщил в интервью РИА Новости глава юридического совета Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви протоиерей Велибор Джомич, «на Церковно-народном соборе 21 декабря в Никшиче наши архиереи, священники и верующие у мощей святителя Василия Острожского проведут молебен. В той беде, в которой оказался народ и Церковь из-за законопроекта, мы выскажем ясную позицию и пошлем четкий сигнал, что таким образом нельзя относиться к Церкви и унижать ее в Черногории... Это, очевидно, является частью некой политической кампании. Но от нас зависит сделать все, что в наших силах, и Господь нам поможет, и мать-Россия». Власти Черногории совершают безумие продвижением закона о религиозных объединениях и попытками создать «автокефальную» церковь на ложных исторических основаниях, заявил РИА Новости митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий. «Что касается нашего церковно-народного собора, это будет богослужение у мощей Святого Василия Острожского, которые доставим в Никшич. Наша молитва о том, чтобы Господь и Святой Василий подарили разум властям Черногории и чтобы закон, который они приготовили, был отозван», - сказал владыка Амфилохий агентству на русском языке. «Закон, который они хотят принять сейчас, в XXI столетии, на самом деле, является продолжением ленинизма, сталинизма и титоизма. А вы, россияне, знаете, что это значит. Это отъем не только церковного имущества, но и храмов и монастырей», - заявил сербский архиерей. Митрополит опроверг мнение властей страны о якобы упраздненной независимости Черногорской митрополии в 1918 году, во время вступления Черногории в Королевство сербов, хорватов и словенцев, будущую Югославию. «Это ложь, потому что митрополия существовала до и после 1918 года и создала Черногорию как государство с помощью России. Она участвовала в возобновлении Сербской церкви - ПечскойПатриархии (расформирована Османской империей в 1776 году – ред.) и с 1922 года продолжает жить, а все ее имущество и храмы принадлежат СПЦ, которая восстановлена с помощью Синода Русской Церкви», - отметил митрополит Амфилохий и добавил, что с 1833 до 1918 года митрополиты Черногории рукополагались Синодом Русской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/21/on...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСТРОГ Муж. мон-рь во имя свт. Василия Острожского Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен на отвесном склоне одноименной горы, в 15 км к югу от г. Никшич (Черногория). Название мон-ря происходит от слав. «острог» - крепость. Состоит из Верхнего О. и Нижнего О. Настоятель - митрополит Черногорско-Приморский, с 2000 г. Амфилохий (Радович) . Братия ок. 20 чел. О. основал свт. Василий Острожский не позже 60-х гг. XVII в. в местах, где, согласно преданиям, подвижники жили с давних времен. Возможно, пещерная ц. Введения во храм Пресв. Богородицы существовала и ранее, свт. Василий ее перестроил и благословил расписать. Первым игуменом О. стал иером. Исаия («из Оногошта из с. Попа», внук местночтимого одноименного подвижника), к-рый в 1665 г. в своей узкой пещерке, располагавшейся близ Введенской ц., устроил ц. в честь Животворящего Креста Господня, вероятно, чтобы хранить в ней частицу Животворящего Креста. При жизни свт. Василия († 1671) в О. фактически находилась кафедра его епархии. В завещании святителя, составленном в 1666 г., перечислены приобретенные им для обители земельные участки. Через 7 лет после смерти свт. Василия его мощи были обретены и положены в кивоте во Введенской ц. Многочисленные чудеса от мощей всегда привлекали множество паломников, как православных, так и др. вероисповеданий. О. трижды подвергался нападениям турок: в 1768, янв. 1853 и июле 1877 г., неск. раз насельники прятали святыни обители в безопасных местах. Братия О. поддерживала местное население в борьбе против турок: в 1805 г. игум. Петроний (Дамьянович) возглавил восстание против турок, в к-ром приняли участие 400 чел. из местного рода Белопавлич, а в 1820 г. бывш. игум. Георгий (Вуядинович) организовал нападение на турок близ Морачи. При игум. Никодиме (Раичевиче) турки осадили обитель, но после явления свт. Василия отряды осаждавших были сметены во время горного оползня.

http://pravenc.ru/text/2581665.html

Острожский монастырь — любимое место паломничества балканских христиан. В нем покоится один из самых почитаемых сербских святых — Василий Острожский. Здесь можно увидеть такую картину: паломники снимают обувь и босиком идут в гору пять километров – к мощам святого Василия. Святой Василий Острожский основал монастырь в скале на высоте 900 метров над уровнем моря. Дорога, которая к нему ведет, выглядит очень опасной — узкий серпантин практически без ограждения. Автобус, чтобы повернуть, вынужден свой нос заносить прямо над пропастью. Туристы обычно в эти моменты испускают вздох ужаса. Но гид всех успокаивает: «Друзья, не волнуйтесь, на этой дороге за все годы существования монастыря (а монастырь никогда не закрывался — прим. Ред.) не было ни одного несчастного случая. Святой Василий хранит всех, кто к нему приезжает». По сербским меркам монастырь не такой уж древний — он был заложен в середине XVII века и получил свое название благодаря горному утесу в его основании. Обитель состоит из двух частей: Верхней и Нижней. Самый красивый — Верхний монастырь (на высоте 900 метров) с вырубленными в скалах церквями Пресвятой Богородицы и Животворящего Креста, похожими на два крыла летящей белой чайки. Кажется, он парит в воздухе. В этих труднодоступных местах издревле селились монахи-отшельники. Но монастырь здесь появляется только в XVII веке, и связано это с именем великого сербского святого Василия Острожского. Время жизни св. Василия совпало с турецким владычеством в Сербии, сравнимым по масштабам разорения с монголо-татарским игом на Руси. (Только турки еще более жестоко, чем монголы, расправлялись с местным населением, исповедавшим Православие.) В те годы многие люди оставляли христианскую веру в обмен на «чечевичную похлебку» от властей. Святой Василий (в миру Стоян) родился в 1610 году в бедной крестьянской семье. Его родители, несмотря на гонения, открыто исповедовали христианство. Мальчик с детства не стеснялся проявлять свою любовь ко Христу. Видя это, соседи-вероотступники, принявшие ислам, собрались ходатайствовать перед властями, чтобы мальчика забрали в янычары (солдаты в войске Османской империи, состоявшем в том числе и из христианских юношей, которых забирали у семей, не желавших переходить в ислам). Тогда родители Стояна приняли решение отдать мальчика в монастырь, где игуменом был его дядя, Серафим, оказавший на будущего святого большое влияние.

http://pravoslavie.ru/54304.html

Важнейшим событием в России при митрополите Варлааме было взятие и воссоединение с нею города Смоленска, более ста лет находившегося под властию князей литовских. Вслед за тем последовало и присоединение Смоленской епархии к митрополии Московской от Литовской. Но это радостное событие как для государства, так и для Церкви имело свою и печальную сторону. Смоленским епископом был тогда Варсонофий. Он явился первым ходатаем пред Василием Иоанновичем, осаждавшим Смоленск, и во главе всего духовенства и граждан предложил великому князю сдачу города. Он же потом, когда жители начали присягать в верности русскому государю, сам добровольно произнес такую же присягу, хотя государь от него этого не требовал. Он со всею торжественностию встретил (1 августа 1514 г.) Василия Иоанновича, вступавшего в Смоленск, и после молебствия в соборной церкви и многолетия приветствовал князя следующими словами: «Божиею милостию радуйся и здравствуй, преславный царь Василий, великий князь всея Руси и самодержец, на своей отчине и дедине, в городе Смоленске, на многие лета». И что же? Едва успел великий князь выехать из Смоленска (10 сентября), как туда пришла весть о кровопролитном бое русского войска с литовским под предводительством князя Константина острожского, происходившем 8 сентября на левом берегу Днепра у Орши, и о совершенном поражении русских. Весть эта поразила всех в Смоленске, особенно же некоторых бояр и епископа; думали, что русские теперь не в силах уже отстоять город; не могли не ожидать страшных для себя последствий и казней от литовского государя. Под влиянием таких мыслей епископ в согласии с некоторыми боярами поспешил отправить к королю Сигизмунду своего племянника с известием: «Если теперь двинешься к Смоленску сам или пошлешь воевод со многими людьми, то возьмешь город без труда». Но другие бояре и мещане передали об этом умысле наместнику русского государя в Смоленске князю Шуйскому, который немедленно велел схватить заговорщиков. И хотя вскоре князь острожский явился под Смоленском с шеститысячным отрядом, но не имел никакого успеха: все злоумышленники в городе, на которых он рассчитывал, были повешены на городских стенах в виду литовского войска за исключением одного Варсонофия. А этот несчастный епископ был потом отправлен к великому князю Василию Иоанновичу, который приказал сослать его на Кубенское озеро в Каменный монастырь . Нового епископа на Смоленскую кафедру избрали в Москве из своих, именно чудовского архимандрита Иосифа. В половине февраля 1515 г. он был рукоположен митрополитом Варлаамом, а в марте отправился в Смоленск .

http://sedmitza.ru/lib/text/435972/

Закрыть itemscope itemtype="" > «Кале» Василий Уходящие старцы: архимандрит Василий (Квргич) 24.12.2020 596 Время на чтение 5 минут Источник: Православие.Ru Накануне памяти свт. Николая 18 декабря отошел ко Господу еще один сербский подвижник, простой и немногоглаголивый игумен монастыря Моштаница архимандрит Василий Квргич (1945 – 18.12. 2020 +). Архимандрит Василий (Квргич) Он родился в 1945 году в местечке Янье в Боснийской Краине. В марте 1960 года в возрасте 15 лет пришел в Моштаницу, чтобы больше никогда из нее уходить, и отдать обители 60 лет жизни. Закончив монашескую школу в Овчар Бане, в 1964 году он был рукоположен в диакона, а в 1969 в иеромонаха. Все, что сейчас есть в этом древнем монастыре – это заслуги отца Василия, как строителя, духовника и молитвенника. В 1969 году он построил новую деревянную колокольню, в 1972 – новый жилой корпус. В 1980 году купил на свои средства 200 кубометров камня и оградил монастырь новой стеной, в 1999 году построил новую колокольню, а затем церковь свт. Василия Острожского, освященную в 2002-ом. Затем отец Василий взялся и за обновление древнего храма в честь Архангела Михаила, одной из красивейших монастырских церквей во всей Боснии. Работы начались в 2007 году с укрепления фундамента, а в 2012 году прошло торжественное освящение. Он привел в порядок большой монастырский двор и окружающую территорию. Сам по себе монастырь Моштаница всегда был одним их значимых центров духовной и национальной жизни православных сербов не только Боснийской Краины, но и всей Боснии и Герцеговины. Основанный в XVI веке он на протяжении своей долгой и бурной истории был девять раз разрушен и вновь возрожден. Первое письменное упоминание о нем относится к 1579 году и находится в «Отечнике», хранящемся сейчас в монастыре Хиландар на Афоне. Находясь на границе Османской и Австрийской империй, обитель часто страдала от военных действий, а еще чаще от гнева турецких завоевателей, но неизменно восстанавливалась трудами верующих. В 1941 году монастырь разорили хорватские фашисты усташи, но после войны он вновь был восстановлен. В 1951 году обитель признана памятником культуры.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/24/kale_v...

Закрыть Защитник Балкан †12 мая 1671 года, 340 лет назад преставился ко Господу свт. Василий Острожский, чудотворец 12.05.2011 202 Время на чтение 7 минут Несколько раз доводилось мне бывать на Балканах. Но особенную радость испытала я, приехав после Пасхи Господней в Черногорию в Острожский монастырь на празднество самого почитаемого у южных славян свт. Василия Острожского. Со всех концов бывшей Югославии, из Болгарии, Румынии, Польши, Греции едут в этот день тысячи людей к великому чудотворцу. Много было паломников из России. Я узнала, что сотни наших православных детишек исцелились на горе Острог у мощей свт. Василия. Он очень любил детей. Говорил в своих проповедях о том, как важно обрести веру в детстве, впитать с молоком матери. Ощущать, что Православие необходимо тебе как воздух. Это с раннего детства ощутил на себе он сам, Стоян Йованович, будущий митрополит Василий Острожский. Стоян родился в декабре 1610 года в Герцеговине, в Хумском крае, в селе Мрконич в Поповом Поле, на земле святого Саввы Сербского, научившего свой народ, что вера дороже жизни и ради неё можно отказаться от всего. Так считали и Пётр и Анна Йовановичи - родители будущего святителя. Сам мальчик так любил храм, что заходя в него по нескольку раз в день, истово клал земные поклоны, благоговейно целовал пол храма, по нескольку раз прикладывался к Святому Кресту и иконам. Жили Йовановичи очень бедно, на грани нищеты, но всегда на столе стояла тарелка для бедного путника, а Стоян делился последним куском хлеба с маленькими пастушками, с которыми вместе пас скот. Во времена жестокого владычества турков некоторые черногорцы становились предателями. Православные с презрением называли их «потурченцами» и предавали смерти. Именно такие вероотступники были соседями маленького Стояна. Они возненавидели благочестивого мальчика. Не раз хотели его убить, но Господь ограждал отрока. В то время у него уже появился дар чудотворения. Чтобы оградить сына от искушений, которые с юности до смерти преследовали будущего святителя, родители отвезли его в монастырь Завала, где игуменом был его дядя Серафим. Здесь была прекрасная школа и высокообразованные иноки. Рвение мальчика к изучению Священного Писания и святоотеческого наследия превзошло все ожидания. Зрелость суждений юного богослова поражала старцев. Душа его горела любовью к Богу, предвещая великое будущее.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Княгиня Гальша Острожская Знаменитая Гальша (Эльжбета) Острожская, племянница князя Василия-Константина, была самой богатой и самой желанной невестой Речи Посполитой. За обладание ее рукой велись настоящие домовые войны, о которых мы вкратце немного расскажем, но богатство ее, знатность рода и прочие атрибуты благополучия не принесли ей, как ни парадоксально, личного счастья. Она прожила очень недолго – всего 43 года, и умерла в Дубно то ли от черной меланхолии, то ли от психического расстройства, в одиночестве, несмотря на то, что трижды побывала замужем: «В последние годы своей жизни княгиня страдала от глубокой депрессии» (Википедия). Гальша-Эльжбета вошла в историю и прославилась не просто несметными сокровищами и грунтами, и не только своей невероятной по приключениям и перипетиям недолгой жизнью, но прежде всего тем, что основала в Остроге знаменитую академию, куда съехались со всей Европы выдающиеся ученые, поэты, мыслители и писатели. Первым ректором академии был Герасим Смотрицкий, преподавали здесь такие известные люди, как Демьян Наливайко, Василий Суражский, Кирилл Лукарис, Ян Лятос (Лятош), Иван Княгиницкий, полемист с униатами Клирик Острожский и прочие. Здесь в 1581 году впервые была подготовлена и напечатана первая полная церковнославянская Библия, нареченная по месту и по фамильному прозвищу меценатов Острожской. Это масштабное по тиражу и объему издание, напечатанное книгопечатником Иваном Федоровым, было одной из главных целей основания типографии, так как оно должно было стать культурным противовесом польской католической экспансии. Гальша Острожская была самой богатой и самой желанной невестой Речи Посполитой К типографии в Остроге самое непосредственное отношение имел и преподобный Иов Почаевский, который до переселения в Почаев в 1604 году более 20 лет был насельником Дубенского Крестного монастыря и духовником князя Василия-Константина. Под его попечительством переводились и издавались здесь труды отцов Церкви. После отъезда Ивана Федорова во Львов в 1582 году Острожская типография продолжила свою работу.

http://pravoslavie.ru/153912.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010