Патриарх Василий, преследованный турками, нашел убежище в Черногории. В Остроге он пробыл шесть месяцев в посте и молитве, написав тем временем Службу св. Василию и его житие. В тяжелые военные и послевоенные годы, находя у раки Святителя утешение, пресвитер Василий в 1947 г сочинил Акафист св. Василию, рукопись которого находится в Остроге. И наше время к острожскому чудотворцу приезжают многочисленные паломники из всех уголков нашей страны, несмотря на веру и национальность. Более того, приезжают и из-за рубежа. Возле раки Святителя возносятся молитвы и на нашем и на других языках. Многие приезжают крестить своих детей именно у мощей св. Василия, а многие своих детей нарекают именем Василий, многие здесь венчаются или многие здесь приступают к Таинству Исповеди и Причащения Святых Тайн, или приезжают, чтобы отслужить молебен о здравии, исцелении, спасении. Приносят они многие пожертвования св. Василию в Острог, но лучшее пожертвование - это искреннее покаяние и очищение сердца перед Господом и св. Василием. Св. Василия уважают даже безбожники и со благоговением произносят его имя, так как все знают, что со св. Василием нельзя было нелепо шутить ни при его жизни, ни после. К милостивому острожскому святителю весь сербский святосаввский народ несет свои боли и недуги, возносит горячие молитвы за упокоение и о здравии своих родных. В праздники и по будням из ближних и отдаленных краев к святому Василию стекаются паломники, подготовившиеся молитвой и постом, чтобы у раки со его святыми мощами рассказать о своей беде, выплакаться, исповедаться и получить благословение. Помимо постов установленных Церковью народ налагает на себя и особые заветные посты. Время этого поста называется " седмицей Святого отца Василия " . Этот пост народ особенно часто налагает на себя накануне праздника Введения Пресвятой Богородицы. В Черногории народ клянется именем св. Василия, подтверждая таким образом правдивость своих слов и поступков. У мощей св. Василия раньше приносили клятвы и давали обеты.

http://pravicon.com/info-1939

189 Село Малая-Козарка – под именем села Козара – упоминается в акте от 1585 года 15 октября в донесении возного о вводе, данном им княгине Сусанне Острожской – жене Волынского воеводы князя Януша Константновича Острожского, во владение имениями, подаренными ей её тестем Киевским воеводою князем Константином Константиновичем Острожским, а именно: в города Чуднов и Пяток и в 45 принадлежащих к Чуднову сёл, в числе коих упоминается и село Козар (Архив, ч. 7, т. 1, стр. 250). 190 Местечко Каменка – под именем местечка Каменки Полонской волости – упоминается в акте от 1721 года 7 мая в жалобе Казимира (отца), Михаила, Антония и Иосифа (сыновей) Фальконских на Черниховского ловчего и управляющего Полонского – Томаша Витковского, о несправедливом обвинении их в утоплении, будто бы, крестьянина Стефана Рудого, происходившего из с. Тожира – владения панов Менжинских и по ошибке названного подданным из Вишнополя – владения Юрия-Домникия (графа на Вишнеце, Ярославле и Тарнове) Любомирского, князя Римской империи, подкомория коронного, генерал-лейтенанта от кавалерии чужеземных войск короля польского; при этом там сказано, что этот крестьянин, совершивши очень много краж в разных местах, был наконец пойман войтом в м. Каменке и выдан Михаилу Фальковскому, который повёл его до своего местожительства – м. Мирополя, но дорогою ночью на мосту чрез р. Случь крестьянин этот сам прыгнул в реку и утонул (Архив, ч. 6, т. 1, прилож. стр. 323–325). 191 Село Колодежно – под именем села Колодежное Житомирского повета – упоминается в акте от 1587 года 29 апреля в жалобе от имени земянина земли Киевской Василия Сурина на воеводу Волынского, князя Януша Острожского, и на князя Михаила Евстигнеевича Ружинского – посессора имения Острожского села Рублевки (ныне с. Врублевка), о том, что князь Острожский наслал Ружинского с большим числом вооружённых бояр и крестьян на имение Колодежное, принадлежавшее Константину и Феодоре Шаулам (детям умершего Михаила Манцевича Шаулы), находившееся в опеке у Сурина (их родственника), которые выстрелами изранили Сурина и слуг его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Возможно, знакомство с эсхатологическими идеями, сформулированными Лаврентием Зизанием, вызвало в русском обществе интерес к южнорусским произведениям соответствующей тематики. Речь идёт о сочинении Стефана Зизания «Казанье св. Кирилла» 1789 и «Палинодии» Захарии Копыстенского 1790 , с которыми русское общество познакомилось уже в первой половине XVII в. Всё это свидетельствовало о повышенном интересе к эсхатологической теме, и о расширении репертуара соответствующих сочинений. Кризисные явления в русском обществе всегда приводили к возрождению интереса к эсхатологическому учению, основу которого составляли тексты Священного Писания . Древняя Русь восприняла от Византии, в том числе и через южнославянское посредничество, комплекс эсхатологических сочинений, написанных авторитетнейшими отцами Церкви или связываемых с их именами 1791 . Острота эсхатологических ожиданий в конце XV в. усилила интерес русских книжников к этой теме, соответственно расширив и репертуар сочинений 1792 . Возродившийся в XVII в. интерес к эсхатологии актуализировал накопившийся к этому времени большой запас сочинений, обсуждающих вопросы о конечных судьбах мира и человека. Об этом свидетельствуют не только их рукописные списки, но и печатные издания, что ещё более показательно, поскольку издательская деятельность была отражением политики Церкви. В 1641 г. в Москве впервые был издан «Маргарит», включивший всё связанное в русской традиции с именем Иоанна Златоуста – сочинения, его житие и дополнительные материалы справочно-повествовательного характера 1793 . В основной своей части московское издание практически дословно копировало «Маргарит», напечатанный в 1595 г. в Остроге 1794 . Я.Д. Исаевич ввёл в научный оборот экземпляр острожского издания Маргарита, по которому текст набирался в Москве. Исследователь таким образом охарактеризовал внесённые в него киноварные исправления: «Подчёркнуты одни ударения и проставлены другие, устранены (правда, не всегда последовательно) орфографические болгаризмы, а также украинизмы в лексике (вм. слугующе – служаще, друковати – печатати) (...) московские наборщики очень точно воспроизвели правки» 1795 . Издатели в Москве ограничились этими изменениями, сохранив структуру и текст острожского издания, добавив дополнительные материалы. Повторили не только оглавление и сами тексты, но и предисловие, заменив 1796 или пропустив несколько слов 1797 , которые были бы непонятны русскому читателю. Естественно, что упоминание «князя» (Василия Острожского) также было исключено, а в этом месте указывалось имя «государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии самодержца», а вместо Острога назывался «царствующий град Москва».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Такое положение насельников Русика и прилегающих к нему скитов и келий соответствует и описанию старцем Иоанном Вишенским положения монахов на Афоне под турецким игом. В частности, он сообщает, что «не точию на келии, но и на пещеры дв поголовщизны дукатов излзл. Такожде и на Святую гору: от еже б товар один прежде соборного гарачу, нын же и до четырех влзло». 91 При этом старец отмечает, что «аспрным 92 нуждам Святая гора подлегла», в связи с чем, дабы мирно и спокойно жить на Афоне, необходимо были деньги на уплату туркам налогов. 93 Возрождение Русика начинается после упомянутой поездки в 1590–1592 годах делегации монастыря во главе с архимандритом Неофитом и в сопровождении священника Матфея к царю Феодору Иоанновичу, 94 в результате которой было получено щедрое пожертвование на восстановление обители. 95 Возможно, именно во время их возвращения через земли Украины на Афон к ним и присоединились Иоанн Вишенский и Иов Княгиницкий. Во всяком случае, оба события совпадают во времени, что увеличивает вероятность такого предположения. По возвращении из поездки в Москву и Украину иноки Русика начинают на собранные пожертвования восстанавливать обитель: отстраиваются монастырские стены и корпуса, был возведен новый монастырский собор на месте старого (его вид сохранился на рисунке киевского паломника Василия Григоровича-Барского). 96 Древнерусская обитель «Старый Русик» на Афоне, сев.-вост. сторона, 1744 г. Рис. В. Григоровича-Барского Уже в 1596 году избранный игуменом Афонского Пантелеимонова монастыря отец Матфей, по приглашению князя Константина Острожского, принимал участие в антиунийном Православном Соборе в Бресте. 97 Здесь, по всей видимости, он более близко знакомится как с князем, так и с прочими представителями Острожского православно-традиционалистского центра, такими как Киприан Острожанин, Исаакий Борискович и др. При его участии, видимо, вскоре и Иоанн Вишенский составляет одно из первых своих антиуниатских посланий – «От Святой Аеонской горы скитствующих», которое было опубликовано в 1598 году вместе с посланиями патриарха Александрийского Мелетия (Пигаса) в острожской «Книжице», изданной на средства князя Константина Острожского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При жизни святой не имел покоя. По отшествии святителя ко Господу его святые мощи не раз подвергались опасности от нечестивых врагов Православия.      Первый раз острожским монахам пришлось прятать мощи святого Василия в 1714 году, когда в Черногории бесчинствовал Нуман-паша Чуприлич. Тогда монахи закопали мощи под монастырскими стенами на берегу реки Зеты, где они пролежали целый год. Река размыла это место, но вода чудесным образом не коснулась ни раки, ни самих мощей. В другой раз это произошло зимой 1852 года во время осады Острога Омер-пашой, который окружил черногорцев в Верхнем монастыре. Во время девятидневной осады всего тридцать черногорцев во главе с прославленным воеводой Мирко Петровичем, отцом черногорского короля Николы, храбро защищали монастырь. С помощью святого Василия они отбили турок; в храме Введения Пресвятой Богородицы был отслужен благодарственный молебен Господу Богу, Пресвятой Богородице и святому Василию. Затем черногорцы взяли мощи святителя с собой и отнесли в Цетинье, где положили их в храме Рождества Пресвятой Богородицы, около мощей святого Петра Цетинского. Здесь мощи святого Василия оставались до весны 1853 года, когда опять были возвращены в Острог. Во время той войны монастырь Острог был разорен и сожжен турками, а многие исторические ценности и документы, относящиеся ко времени земной жизни святого, погибли или пропали. Третий раз мощи святого покидали Острог во время войны 1876–1877 годов, и снова они оказались в Цетинье, где оставались около года. В 1878 году мощи были торжественно возвращены в Острог. В пору Второй мировой войны, во время обстрела монастыря в феврале 1942 года, монахи перенесли святые мощи в небольшую пещеру под монастырским корпусом. Их опасения, что снаряды разрушат Введенскую церковь, оказались излишними: снаряды падали и взрывались около монастыря, не причиняя ему серьезного вреда; никто из братии не пострадал. Святитель, как и раньше, оберегал свою обитель.      Любовь сербского народа к святителю Василию нашла свое выражение в строительстве многочисленных храмов в его честь как в самой Сербии, так и за ее пределами. Один из самых замечательных храмов в честь этого святого построен на его родине в Оногоште — Никшиче. В 1935 году в Белграде была открыта больница имени святого Василия Острожского. В храме в честь святых Константина и Елены на Вождовце сейчас хранится его святой омофор.

http://pravoslavie.ru/112833.html

Я пробыла с ней весь Успенский пост. Молилась Господу, чтобы Он указал мне путь. Услышав про святого Василия Острожского, захотела поклониться его святым мощам. Она меня проводила до Дай-Баби, и мы с любовью расстались. В Дай-Баби жил архимандрит Симеон Черногорец. Из его рассказа я узнала, что он окончил Киевскую Духовную Академию и поехал на Святую Гору Афон. Вернувшись на родину, встретил пастушка, и тот говорит, что ему снилось, будто в таком-то месте отроют мощи. Он купил то место — небольшой холм, покрытый сосновым лесом, и поселился там. Построил себе домик и своими руками ископал и выдолбил в скалах подземную церковь, сам сделал стенные росписи. Прожил на этом месте тридцать лет, ежедневно вычитывал афонское правило и служил святую Литургию. Был при нем один послушник… Я пробыла у архимандрита Симеона три дня, а затем пошла в Острог за сорок километров, в монастырь святого Василия Острожского. Незабвенное, святое, блаженное, благодатное место! Маленькая церковь в скале, рака со святыми мощами. Сердце мое наполнилось любовью, неизреченной милостью. Не хотелось уходить от мощей. Стала осматривать окрестности. Недалеко от монастыря, на той же горе, но повыше набрела на одно красивейшее место. Это была площадка, окруженная липами, и пещера — высоко, чисто. Я села там отдохнуть. Душа была всем этим переполнена. Долго со слезами молилась Господу и святому Василию. Куда мне идти? Мое духовное состояние было таково, что не ведала, смогу ли жить с людьми? Я опасалась той невидимой брани: если вдруг кто-то услышит вопли врагов, что подумают? Могут ведь выгнать меня отовсюду? Куда податься? И мне захотелось остаться на этом месте. Думала: здесь помощь святого Василия, в пещере и поселюсь. Молилась: “Господи, не остави меня без милости, укажи волю Свою” . Решила тянуть жребий и поступить так, как Господу угодно. Выпало остаться. Я молилась. Вся моя душа изливалась в молитве. Просила: “Господи, укрепи и отгони страх” . Пещера напоминала могилу: узкая, можно было лечь, сложив руки. Я собрала хворосту, камней и заложила одну сторону, так что можно было только проползать, как в нору. В первую ночь легла рано, чтобы пообвыкнуть и не бояться. Господь отъял от меня страх. Утром пришла в монастырь. Там был игумен — иеромонах средних лет, один монах лет семидесяти и мальчик-прислужник лет тринадцати. Я ничего им не говорила. Приходила в церковь на утреню и вечерню, а потом молча уходила. Через несколько дней я все-таки сказала, что хочу остаться на горе в пещере. Мне давали хлеб. Игумен сообщил обо мне в Цетинье в митрополию.

http://azbyka.ru/fiction/gody-stranniche...

- Поведайте нам еще о каком-нибудь чуде. - Сделать это очень легко, так как чудеса в нашей обители происходят очень часто. Однажды к нам приехала девушка, она была слепая; кроме того, она страдала тяжким неизлечимым недугом и врачи от нее отказались. Она помолилась святому Василию, приложилась к его мощам и исцелилась. При спуске с горы подтвердилась старая истина — подниматься всегда легче, чем спускаться. Мы шли по старому пути, где ступенек уже не существовало, а камни лежали как попало, чаше всего острыми гранями вверх, и только по молитва святителя Василия никто из нас не упал и не вывихнул ногу. Ну а теперь еще дальше вниз, только уже вместе с Миле. Мы все, конечно, волновались — как пройдет спуск с этой крутизны? Эти головокружительные повороты, эти бездонные пропасти в полуметре от колес: а если встречная машина попадется, как мы разъедемся? Поэтому мы, как только тронулись с места, запели молебен; мы просили святителя Василия Острожского, Николая Угодника и других святых помочь нам благополучно миновать опасный отрезок пути. И они, конечно, не посрамили нашей веры. Тихонько, метр за метром, не спеша, мы возвращались обратно: и повороты миновали успешно, и узкий-преузкий тоннель, и со встречной машиной разминулись каким-то чудесным образом — и вот мы снова внизу, на равнине. Автобус мчится на восток; снова хорошая гладкая дорога; слева — зеленая живописная долина, а за ней стеной встает угрюмый горный кряж. - Вон — обитель Василия Острожского! — говорит Предраг, указывая на белое пятно где-то посредине кряжа. Ого! Даже не верится, что мы там были и что наши ноги ступали по священным камням этого монастыря. Святой Владислав, король Сербский Душой всей нашей паломнической группы был протоиерей Владислав Свешников, душой и камертоном. Поездка была долгая (тринадцать дней), и он не позволял нам расслабляться, забывать о главном. Он был рупором нашей группы: куда бы мы ни приехали, он говорил от имени всех семнадцати человек. Кроме того, он несколько раз исповедовал и причащал нас.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/belyj-an...

Ещё оно упоминается в акте от 21 июня 1579 года в завещании князя Богуша Феодоровича Корецкого, воеводы земли Волынской, старосты Луцкого, Браславского и Винницкого, причём здесь сказано, что пан Борзобогатый заставил свои имения – двор и село Красное, Радомышль и село Сухую Волю – за 3300 коп грошей Литовских у князя Богуша Корецкого (Архив, ч. 1, т. 1, стр. 102). Ещё оно, – кок имение пана Василия Красенского, королевского секретаря, – упоминается в акте от 10 октября 1584 года в королевском указе о том, чтобы староста Луцкий князь Александр Пронский, ополчил поветовую шляхту, вооружённою рукою взыскал с Василия Красенского сумму, должную князю Курбскому, причём здесь сказано, что пан Василий Красенский жил в имении своём Красном (Курбский, т. 2, стр. 61). Ещё оно, – как имение того же Василия Красенского, – упоминается в акте от 16 декабря 1585 года в донесении коморника королевского Миколая Рокицкого о церкви соборной Луцкой, составленном при передаче этой церкви епископу Кириллу Терлецкому. При сем прилагается жалоба соборного духовенства о том, что Ганна – невестка бившего епископа Луцкого и Острожского Ионы Красенского, жена Василия Красенского и её сыновья Константин и Василий – расхитили церковное имущество и ограбили крестьян м. Хорлуп и сёл, к нему принадлежащих, Покощова, Бакорина и Новоселок, причём награбленное они отвезли «до своих именей, до Красного и до инших» (Архив, ч. 1, т. 1, стр. 209). Ещё оно, – как имение князя Феодора Даниловича Острожского, – упоминается в акте от 4 ноября 1386 года в грамоте, которою Владислав-Ягелло король Польский и брат его Витовт, вел. князь Литовский, надают князю Феодору Даниловичу Острожскому замок Острог и имения к мему принадлежащие – Корец, Заславль, Хляпотин (ныне м. Краснополь Новогр. у.). Иванин, Хрестович, Красне и Крупу (Archiwum ks. Sanguszkw, t. 1, стр. 6). 435 Село Липа – под именем села Липой Перемильского повета, как имение пана Митки, племянника пана Немиры, старосты Луцкого, – упоминается в акте от 31 декабря 1450 года в грамоте, которою великий князь литовский «Швитрикгайл Олькгирдович» надаёт верному слуге своему пану Митке (по другому акту – от 3 января 1452 года – Мишке), «племеньику пана Немири старосты луцкаго, – следующия имения село Липую у перемильском повете с обема береги ставу и со млином и со мшанцом, с мытом; а другое село на погорьи у володимерьском повете Будятичи, а Тишковичи, а Дубровица, а Лешная и Стяги со всеми тыми доходы и приходы, што с тым селом широко а округло слушаеть в тигяеть тыми разы, к полем, з рольями (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Исцеление сумасшедшего мусульманина Ольга Г. из окрестностей Бара рассказала иеромонаху Серафиму (Кашичу) такую историю. В 1921 году ее свекровь пошла с соседками на поклонение в монастырь Острог. Перед воротами Верхнего монастыря они увидели сумасшедшего мусульманина из Боснии. Больной, придерживаемый двумя мужчинами, был связан железными цепями. Он рвался и рычал, требуя, чтоб его увели от стен монастыря, не подводили «к гяурскому святому!». На следующий день, будучи у Нижнего монастыря, женщины-паломницы увидели того самого боснийца. На этот раз он сидел и пел под гусли, а в перерывах разговаривал с народом. Его спутники радостно рассказывали, как насилу втолкнули его в монастырь, где перед ракой святого над ним была прочитана молитва. После молитв духо вника больной успокоился и через несколько часов был совершенно здоров. Железные цепи, которыми он был связан, остались в монастыре; здесь их можно увидеть и теперь. Они служат убедительным свидетельством чудесного исцеления боснийца. Перевод чудес выполнен по книге: Чудесные исцеления и явления святого Василия Острожского: В 2 кн. Цетинье, 2001. Кн. 1. Рейтинг: 9.7 Голосов: 802 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1   В 1448 году Холмские земли были провозглашены герцогством и с тех пор получили название Герцеговины. На протяжении веков православные сербы Герцеговины испытывали сильное давление как со стороны ислама, так и вследствие католической пропаганды, что в полной мере отразилось и на жизненном пути святителя Василия. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Андреева Марина 13 мая 2023, 16:42 Мы живём в сибире.Мой друг р.б.Сергий много лет страдает рассеянным склерозом.Последние несколько лет прикован к постели -теперь уже перестали работать и руки.Его сильно мучает почти постоянная спастика(судороги)и мн.др.Поездка к мощам свт.Василия просто нереальна.Я видела его мучения и очень хочу,чтоб свт.Василий помог ему :Святый угодниче Божий святителю отче Василие,теплый предстателю наш пред Господем,моли Бога о рабе Божием Сергие!Да молитвами твоими простит Многомилостивый Господь наш грехи его.И позволит тебе хоть чем-то облегчить тяжкую болезнь его.Да с тобою прославляю Господа нашего Иисуса Христа во Святей Троице Единого.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,ныне и присно во веки веков!

http://pravoslavie.ru/112833.html

Во время правления Николы I Петровича территория Черногории почти удвоилась и церковь была разделена на три епархии. Через два года после вхождения Черногории в Югославию (1918) Черногорская Митрополия вошла в воссозданную в 1920 году единую Сербскую православную церковь, став епархией в ранге митрополии. Против включения в Сербскую Православную Церковь выступал Никодим Янушевич, который действовал самостоятельно в Америке, в Детройте. В начале 1990-х годов, одновременно с усилением центробежных устремлений в СФРЮ, в Черногории активизировались сторонники автокефалии (они существовали и в социалистической Югославии). Несмотря на провозглашение при поддержке властей неканонической Черногорской православной церкви, большинство верующих остались верны Сербской православной церкви. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Все святыни Черногории Монастыри [ править править код ] Список всех монастырей Черногории смотрите ЗДЕСЬ . Монастырь Острог [ править править код ] Монастырь Острог основан в XVII веке, является главной духовной святыней Черногории. В монастыре хранятся мощи его основателя — святого Василия Острожского, чудотворца, скончавшегося 29 апреля (12 мая) 1671 года. Монастырь был построен в 1665 году под началом архиепископа Герцеговинского Василия Иоанновича на месте древних пещер в скале Острошка Греда на высоте почти 900 м над уровнем моря, где до этого уже обитали монахи-отшельники. После смерти архиепископа в 1671 году он был провозглашен святым, а его мощи, оставленные в монастыре, стали главной реликвией этого места. Деятельность святого Василия Острожского заслужила уважение многих верующих еще при его жизни, а мощи святого уже после его кончины стали творить настоящие чудеса — излечивать тяжелых больных, приводить в порядок рассудок и мысли многих людей. Адрес: Манастир Острог, 81400, Проезд: от Никшича или Даниловграда около 15 км; около 30 км от Подгорицы; в 8 км от дороги, соединяющей города Подгорица и Никшич; добраться можно на автобусе или автомобиле

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Черн...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010